Османская империя. Танзиматские реформы в османской империи Министерство образования Российской Федерации

Османская империя. Танзиматские реформы в османской империи Министерство образования Российской Федерации

15.08.2020

Опубликованный в ноябре 1839 г. Гюльханейский хатт-и-шериф гласил, что новый султан ставит своей целью обеспечить всем подданным гарантии безопасности их жизни, чести и имущества, отменить систему откупов и упорядочить налогообложение, а также изменить порядок призыва на военную службу. Для осуществления этой программы в начале 40-х годов был проведен ряд реформ в сфере администрации (создание меджлисов, т.е. совещательных органов с участием немусульман при управителях вилайетов и санджаков), суда (составление уголовного и коммерческого кодексов), образования (создание системы светских школ), а также принят ряд мер для усовершенствования земельных отношений и развития экономики.

Реформы вызвали яростное сопротивление в стране, особенно со стороны духовенства, ревностных приверженцев ислама. В трансформации традиционной системы отношений они видели еще один шаг на пути к европеизации страны и соответственно к ослаблению своего влияния, что не могло не расцениваться ими как крушение основ. Одним из наиболее уязвимых пунктов всей программы Танзимата был вопрос о статусе многочисленных подданных империи, не принадлежавших к числу турок и вообще мусульман: попытка уравнять в правах немусульман с мусульманами встретила наибольшее сопротивление в стране. В результате так и не был изменен порядок призыва на военную службу (армия по-прежнему комплектовалась из мусульман). Более того, проблема статуса христиан вызвала конфликт с Россией, претендовавшей на покровительство по отношению к ним и к "святым местам" в Палестине, что в конечном счете явилось поводом для Крымской войны 1853-1856 гг. По итогам войны Турция оказалась в стане победителей, но эта победа была для нее пирровой, ибо истощила казну и положила начало драматически нараставшей внешней задолженности страны. Главным же результатом войны и связанного с этим очередного нажима держав было продолжение танзиматских реформ.

Реформы 50-60-х годов сделали еще один шаг по пути установления равенства всех подданных империи: был учрежден официальный статус немусульманских общин-миллетов (греческой, армянской, еврейской и др.), объявлено о допуске их представителей к государственной службе (вопрос об участии их в армии остался нерешенным). Был принят важный закон о земле, отменены цеховые регламенты в городах, упорядочена система налоговых откупов. Судебная власть была отделена от административной, а шариатские

суды несколько потеснены. Было создано министерство просвещения, ведавшее светскими учебными заведениями, вплоть до высших. И наконец, реформы предоставили немало прав и льгот иностранному капиталу, прежде всего право на владение недвижимостью. Осуществление всех этих реформ было связано с деятельностью виднейших реформаторов второй половины XIX в. Али-паши и Фуад-паши, советников Абдул-Меджидаи его преемника Абдул-Азиза1 (1861 - 1876), руководивших правительством империи. Руководствуясь доктриной османизма (все подданные империи - османы), они стремились сохранить доминирующее положение турок в стране при формальном равенстве всех населяющих империю народов. Понимая необходимость дальнейшей европеизации страны, они делали соответствующие уступки иностранному капиталу, хотя и отчетливо осознавали, сколь непопулярна эта политика и какие мощные силы в империи противостоят ей.

Что касается уступок, то они сводились к тарифным льготам (8% - единый таможенный налог для иностранных товаров), к подтверждению режима капитуляций, к учреждению ведущего в финансовых делах империи англо-французского Оттоманского банка (1856), вскоре приобретшего статус государственного банка, а также к обширным капиталовложениям в промышленное, железнодорожное строительство, добычу и обработку сельскохозяйственного и иного сырья. Следует заметить, что одновременно рос внешний долг страны, ибо дефицит государственного бюджета со времен Крымской войны погашался за счет займов. Задолженность к 1876 г. достигла огромной суммы в 6 млрд. франков. Платой за это было все более широкое предоставление иностранному капиталу возможностей для проникновения в экономику империи. Результатом этого было постепенное изменение хозяйства страны, втягивавшейся в мировой рынок. Изменялся облик экономики как в сфере традиционного ремесла и торговли, так и в области сельского хозяйства. Все более заметные позиции в хозяйстве занимала нарождавшаяся промышленность, для ее нужд создавалась развитая инфраструктура.

Все эти в общем позитивные для страны перемены, включая и то, что следствием их было экономическое вторжение в страну иностранного капитала, сопровождались ростом национального самосознания, особенно в среде образованных интеллектуалов. В 1865 г. возникло тайное общество "новых османов", ставившее своей целью создать в стране режим конституционной монархии. В начале 70-х годов в Стамбуле начала издаваться газета "Ибрет" ("Наставление"), отражавшая их идеи. И хотя газета вскоре была закрыта, позиции сторонников конституции, во главе которых стал нидни сановник империи Мидхат-паша, к середине 70-х годов заметно усилились. Массовые выступления учащихся в мае 1876 г. послужили сигналом для начала решительных действий: султан Абдул-Азиз был низложен, а новый султан Абдул-Хамид II согласился на конституцию, которая была официально принята в декабре 1876 г.

Конституция провозглашала основные права и свободы граждан империи, создала двухпалатный парламент и несколько ограничила прерогативы султана. Но избранный парламент оказался послушным воле монарха, а, великий везир Мидхат-паша был в феврале 1877 г. выслан из страны. Султан, несмотря на все конституционные ограничения его власти, явно становился хозяином положения. И для этого были веские причины. Дело в том, что перемены и преобразования 40-60-х годов, т.е. все танзиматские реформы и тесно связанные с ними изменения в экономике страны, бывшие результатом проникновения в империю иностранного капитала, принесли некоторые выгоды лишь городским слоям населения, которые и поддерживали новые реформы, включая конституцию. Стоит напомнить, что это было в то время в значительной мере нетурецкое и даже немусульманское население страны. Что же касается собственно турок, то они не только не имели выгод от нововведений и не могли воспользоваться их плодами, но напротив, чувствовали себя ущемленными в своем привычном привилегированном положении и даже несли некоторые экономические потери, в частности в связи с земельной реформой.

Разжигаемое мусульманским духовенством недовольство со временем становилось все более ощутимым, чем и воспользовался новый султан, нашедший в этом недовольстве мощную опору для противодействия конституционалистам. Поражение в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. лишь подлило масла в огонь: его легко можно было объяснить следствием нововведений, ослаблявших власть правителя. В феврале 1878 г. Абдул-Хамид совершил государственный переворот: парламент был распущен, а империя на долгие годы была превращена в весьма мрачную деспотию (в Турции годы правления Абдул-Хамида стали именовать термином "зулюм" - деспотия, тирания).

§ 71. реформы в государственном и правовом строе османской империи в период танзимата

Предпосылки преобразований

Эпоха постепенного государственно-политического и военного упадка Османского государства, обозначившаяся с XVIII в. (см. § 45), завершилась к концу XVIII – началу XIX в. всесторонним государственным и политическим кризисом империи. Основными проявлениями кризиса стали фактическая неспособность государства противостоять внешнеполитическому и военному давлению европейских держав и России, территориальный распад империи, внутренняя военная и административная дезорганизация.

Владения Османского государства к началу XIX в. неуклонно сокращались. Значительные утраты на Балканах, в Трансильвании и на Кавказе были следствием русско-турецких войн второй половины XVIII в. В итоге франко-турецкой войны конца XVIII в. фактически отделился Египет под властью вполне самостоятельной династии пашей (хедивов) Мухаммеда Али (1805 г.), только номинально признававшая единство империи*. Политически обособились берберские княжества Аравии. Самыми чувствительными потерями империи было провозглашение независимости Греции в ходе революционно-освободительной войны, поддержанной крупнейшими европейскими державами (1829 г.), признание автономии Сербии (1830 г.), а также установление Францией протектората над Алжиром (1829 г.) – одной из богатейших частей османских владений.

* В правление Мухаммеда Али (1805-1849 гг.) в Египте были проведены масштабные государственные реформы, создана регулярная армия, сложилась централизованная администрация. С середине XIX в., сохраняя автономный статус (до провозглашения независимости в 1922 г.) в Османской империи, Египет превращался в конституционную монархию.

На протяжении второй половины XVIII – первой половины XIX в. Османская империя почти постоянно вела войны со средиземноморскими государствами, Австрией, Россией, Ираном, позднее с Египтом, которые неизменно оканчивались поражениями. Турецкая армия оказалась небоеспособной в условиях применения новой военной техники. Старая военно-ленная система не позволяла сформировать достаточно многочисленную и по-новому организованную армию. Значительным препятствием к военному усилению стала административная децентрализация, опиравшаяся на клановые и полуфеодальные привилегии местных правителей, по-особому влиявших на политику центрального правительства.

Еще одним фактором политической и, шире, социально-правовой модернизации Османского государства стало возраставшее давление европейских государств в интересах морской торговли, продвижения европейской коммерции далее на Восток, в перспективе – полуколониального подчинения империи. Модернизация наталкивалась в Османском государстве на резкое правовое неравенство мусульман и иноверческого населения (причем последнее в первой половине XIX в. стало составлять наиболее активную часть общества). Урегулирование отношений с Западом, в том числе в целях использования военного и технического опыта, стало для империи невозможным без государственной секуляризации, предполагавшей переосмысление отношений государственной политики и мусульманских догматов.

Первой попыткой реорганизации государственной системы стали реформы Селима III (1789-1807 гг.). Важнейшей было переустройство армии на началах нового порядка (низам-ы джедид). Создавалось новое постоянное войско с унифицированным вооружением на основе рекрутских наборов и государственным обеспечением; для этих целей создавалась особая казначейская касса. Перемены коснулись и военно-ленной системы: по новому закону (1792 г.) можно было отказываться от тимаров и, соответственно, от военной службы. Было усилено централизованное подчинение новых правителей провинций – вали – только султану, введен определенный срок их деятельности на местах.

После свержения Селима III в результате восстания, неудачной новой русско-турецкой войны и временной уступки консервативным кругам преобразования были продолжены. Главным шагом по пути военного и административного обновления стала ликвидация корпуса янычар (1826 г.), а вслед за разгромом последовавшего восстания гвардейцев, мусульманских фанатиков и столичных низов, роспуск мусульманского ордена дервишей-бекташи. Эти мероприятия были поддержаны шейх-уль-исламом, что дало власти мощное идеологическое обоснование проводимых преобразований. По принципам низам-ы джедида была вновь создана постоянная армия (в составе 8 полков) со сроком службы в 12 лет, ленное ополчение преобразовано в территориальную милицию (1834 г.). Началось регулярное военное обучение. Частичная модернизация армии позволила в итоге провести ликвидацию военно-ленной системы (1831-1839 гг.): земли были переданы в распоряжение государства, бывшие ленники переведены на выплаты из бюджета, на пенсии. В ходе административных преобразований (1834 г.) местное управление было унифицировано и сделано более дробным; новые паши (возглавлявшие пашалыки) располагали теперь только гражданской властью. В конце 1830-х гг. по европейскому образцу было преобразовано центральное правительство: великий визирь стал премьер-министром, появились несколько правительственных советов, система министерств.

Эти преобразования стали непосредственной предпосылкой широких реформ, проведенных в течение нескольких десятилетий (1840-1870-е гг.) на основе новой политической и правовой программы. Период обновления получил название танзимат («реформы», «преобразование»). Реформы проходили трудно, вызывали мощное сопротивление консервативных религиозных кругов, ортодоксов султанского двора. Поэтому исторически обозначились два этапа преобразований: 1) 1839-1850 гг., 2) 1856-1870 гг. Единство двум этапам придавало общее направление административной и правовой модернизации, придавшей Османскому государству новый политический облик.

Политические и правовые принципы реформ

Переход к целенаправленным и всесторонним государственным реформам стал возможным благодаря сосредоточению в османском правительстве группы европейски ориентированных государственных деятелей. Лидером нового курса выступил бывший посол империи во Франции, министр иностранных дел Мустафа Решид-паша (1800-1858 гг.). В специальных проектах на имя султана он обосновывал неразрывность желаемого уровня отношений с европейскими державами с важными для внутриполитического состояния преобразованиями. С восшествием на престол нового султана Абдул-Меджида программа Решид-паши получила одобрение высших правительственных советов Порты, а затем обнародована в виде государственного манифеста.

Принципы нового административного и правового уклада были провозглашены в Гюльханейском хатт-и-шерифе 3 ноября 1839 г. (манифесте). Это был первый документ правительственной политики, принципы которого подразумевали отказ от феодальных привилегий, гражданского неравенства и правового произвола. Объявление манифеста превратилось в Стамбуле в народный праздник, инициированный, правда, властями.

Упадок Османского государства был связан, говорилось в хатт-и-шерифе, с нарушением «божественных законов», а возможное обновление – с осуществлением новых законов, которые должны по-новому определить отношения властей и граждан в государстве. Впервые в мусульманско-восточной традиции, здесь была выражена идея гражданского равенства и обеспечения естественных прав человека. Важнейшими из естественных прав провозглашались безопасность жизни, охрана чести и достоинства, неприкосновенность и охрана имущества. Подразумевалось, что эти права касаются всех «без различия их вероисповеданий и национальной принадлежности». В обеспечение прав гарантировался правильный суд, с предварительным расследованием и процессуальными правами. Особо декларирована была свобода собственности: «Каждый будет владеть своим имуществом и распоряжаться им с полной свободой, не встречая ни с чьей стороны препятствий».

В конкретных предположениях преобразований манифест был скромнее. Предусматривалось запрещение конфискаций имущества, введение соразмерных налогов и ликвидация налоговых злоупотреблений (связанных с системой налоговых откупов – ильтезим), введение правильной военной организации (из регулярной армии и запаса, по прусскому образцу), ужесточение преследований взяточничества. Соблюдение принципов новой политики, опираясь на праведный суд, должно было, по декларации хатт-и-шерифа, обеспечить «цветущее состояние религии, правительств, народа и государства».

После первого этапа преобразований и некоторого застоя, связанного с Крымской войной 1853-1856 гг., реформы были продолжены. Принципы обновленного политического курса были заново провозглашены в особом султанском указе – хатт-и-хумаюне от 18 февраля 1856 г.

Важнейшим новшеством указа 1856 г. было провозглашение полного равенства мусульман и немусульман, включая политические, личные и имущественные права. Иностранцы получали право на недвижимость в империи, уравнивались в налоговом отношении (упразднялись особые налоги на немусульман). Немусульман можно было впредь принимать на государственную службу, однако они так же равно должны были подлежать воинской повинности. Указ вновь подтвердил основные положения хатт-и-ше-рифа 1839 г. об охране гражданских прав. В связи с этим была предусмотрена дальнейшая реорганизация юстиции, тюрем, полное упразднение следственных пыток. Судебная реформа предполагала и создание новых уголовного и коммерческого кодексов. В местных делах следовало провести реформу провинциальных советов, предоставить им свободу высказывания. Реорганизация государственного хозяйства предполагала создание банков, установление правильного бюджета, благоустройство путей сообщения.

Административные преобразования

Реформы эпохи танзимата не коснулись системы политической власти: султан по-прежнему сохранял за собой номинально всю полноту государственной власти. Секуляризация государственной организации, администрации, культуры даже усилии ее. Значение и влияние шейх-уль-исламов в XIX в. сократились, за ними остались только собственно духовное управление и духовно-культурные дела.

Центральная администрация была перестроена по общеевропейскому образцу. С 1839 г. великого визиря (садразама) стали именовать премьер-министром, хотя позднее прежний титул неоднократно возвращался. Подчиненные ему высшие должностные лица стали составлять Совет министров. Совет министров постепенно воспринял функции и аппарат терявшего с XVIII в. свой организационно-политический статус Дивана. С организацией правильных ведомств-министерств к Совету министров (меджлису) реально перешли полномочия высшего правительственного органа. Традиционно в его состав входили, помимо глав министерств, высшие военачальники, руководители особых дворцовых служб, шейх-уль-ислам. В силу традиции меджлис не имел самостоятельной исполнительной власти, и его решения подлежали одобрению султана. Назначались члены меджлиса также указами монарха по представлению великого визиря.

Министерства были учреждены в разное время, следуя назревшим потребностям управления той или другой отраслью. Первыми появились министерства внутренних дел (как бывшее ведомство великого визиря) и министерство иностранных дел (1836-1837 гг.). В связи с началом военных реформ обособились военное министерство и ведомство военно-морских дел. При этом верховное командование армией и флотом осталось за великим визирем, а реальные полномочия ведомств свелись к организации войсковых частей, их вооружению и содержанию. К концу танзимата насчитывалось уже свыше десятка новых министерств: финансов, торговли и земледелия, полиции, юстиции, просвещения, общественных работ, церковных имуществ-вакуфов и др. В системе центральных ведомств несомненно было влияние французского административного опыта начала XIX в. Однако внутренняя организация министерств, их взаимоотношения с высшим правительством – Портой остались традиционными.

Наиболее существенным новым элементом организации высшей правительственной власти было образование целого ряда правительственных советов – как общеимперского, так и специального значения. Одним из наиболее значимых и самым первым стал Высший совет юридических установлений (1838 г., реорганизован в 1840 г.). В него входили 10 высших сановников во главе с председателем. В задачу совета входило главным образом предварительное обсуждение законопроектов и султанских указов. Это был чисто гражданский и светский орган, поэтому влияния на военные дела он не имел. Согласно Уставу о совете 1840 г. обсужденные и одобренные советом проекты должны были почти автоматически получать одобрение султана, и после его указа и, при необходимости, фетвы шейх-уль-ислама становились законами. При реорганизации в 1840 г. на совет была также возложена обязанность высшего суда по государственным и крупным должностным преступлениям. Министры обязаны были отвечать на запросы членов совета.

На Высший совет танзимата (1853 г.) была специально возложена задача обсуждать и разрабатывать методы государственного преобразования – как путем разработки проектов, так и конкретных мероприятий исполнительной власти, включая подбор кадров. Он также полномочен был судить министров за злоупотребления должностью. До известной степени функции и полномочия Высшего совета танзимата переплетались с правами Совета юридических установлений (в такой двойственности отразилась и борьба придворных группировок). Поэтому в 1861 г. функции Совета юридических установлений были уточнены, и за ним главным образом остались законопроектные вопросы.

Военным законодательством и разработкой военной политики занимался Высший военный совет (1836 г.). Первоначально учрежденный лишь как совещательный орган при главнокомандующем – сераскире, позднее совет стал самостоятельным ведомством. Состоял он из 15 военных сановников, а также духовного и гражданского чиновников. Одной из важных его специальных задач было перенимание в османской армии европейских военных установлений, военного и технического опыта. С реорганизацией в 1863 г. на совет были возложены контролирующие обязанности в отношении военных кадров и финансов.

Кроме Высшего военного, было еще несколько специализированных советов практически при каждом министерстве: Совет артиллерийского интендантства. Совет народного просвещения, Совет публичных работ и др. Все они до известной степени были органами правительственного надзора за обычными ведомствами. В некоторые из них входили и представители европейских стран с совещательными голосами, для того чтобы активнее перенимался иностранный опыт. Неоднократно создавались и особые советы при великом визире для контроля за высшей правительственной деятельностью, но они были недолговечны.

Самым важным из административных советов стал Государственный совет (1868 г.). В него был преобразован Высший совет юридических установлений. При открытии султан даже декларировал связь нового учреждения с принципом «разделения властей» (правда, не ясно, какой властью наделялся совет). Состав и функции его были определены особыми уставами. Самым существенным в организационном принципе было участие представителей как мусульманских, так и немусульманских общин империи (в соотношении 28: 13). Президиум совета назначался султаном. В составе совета было создано 5 исполнительных отделов, руководивших соответствующими ведомствами (правда, без особого успеха). На совет были возложены также законопроектные, судебные и даже консультативные функции. В целом это была еще одна организационная структура, подотчетная премьер-министру. Но благодаря представителям общин, она как бы выражала и мнения о правительственной политике элиты местной администрации.

Местное управление также было реорганизовано и унифицировано. Устанавливалось дробное и единое административно-территориальное деление: вилайет – санджак – каза – нахийэ. Каждая из единиц возглавлялась чиновником с чисто гражданской властью – без финансовых и военных полномочий (наподобие французских префектов). Низшие сельские администраторы избирались населением, но вместе с тем подчинялись начальнику (мудиру) нахийэ. Основной единицей местного управления стали вилайеты (1864-1871 гг.). Возглавлял его вали, назначаемый султаном. Вали был главой всех административных учреждений, управлял полицией, приводил в действие судебные решения (но не имел собственной судебной власти). В вилайетской управе были отделы, представлявшие практически все центральные ведомства, даже иностранный. Сходную организацию имели и управы нижестоящих административных округов.

На всех уровнях управления создавались органы представительства местного населения – советы (меджлисы). Главной их задачей было привлечь к обсуждению дел управления немусульманское население (и тем выполнить требования европейских держав по Парижскому трактату 1856 г.). В вилайетах создавалось по два меджлиса: один – общедепартаментский, второй – как бы муниципалитет вилайетского города. Правами представительства в советах обладали только собственники, причем с большим числом других цензов. Меджлисы разных типов обладали совещательными правами, а также контролировали дела благоустройства на местном уровне.

Военные реформы

Намеченные в 1830-е гг. военные преобразования (нацеленные главным образом на создание значительной по размерам регулярной армии и обученного резерва, как это вызывалось потребностями общемирового уровня военной организации и военного дела) долгое время наталкивались на нехватку офицерских кадров и несовершенство мобилизационной системы. Последнюю невозможно было модернизировать без реформ местного управления и без реорганизации налоговой системы.

Первые преобразования в новом духе (следуя Гюльханейскому хатт-и-шерифу 1839 г.) были проведены в 1843 г. Отменялась пожизненная служба рекрутов. Срок действительной службы устанавливался в 5 лет. После отбытия действительной службы рекруты отправлялись в свои районы, где, оставаясь еще 7 лет в резерве, проходили ежегодное военное обучение – переподготовку по типу милиционной службы. Кроме основной армии (примерно в 280 тыс. чел., включая резерв), к середине XIX в. Османская империя располагала почти таким же количеством иррегулярных и вспомогательных войск, набиравшихся по жребию из населения нетурецких провинций. Служить в основной армии немусульманскому населению не разрешалось. Впрочем, в большинстве христианские подданные предпочитали откупаться от всех видов повинности, внося особый налог-выкуп, введенный в 1855 г. вместо древнего хараджа.

После уроков Крымской войны правительство распространило военную обязанность и на немусульманское население, с тем чтобы сделать имперскую армию более многочисленной. Общему увеличению численности армии способствовали и новые принципы прохождения службы.

По новому закону (1869 г.), она стала более длительной и иначе организованной. Общий срок службы устанавливался в 20 лет, в том числе 4-5 лет (для разных видов войск) – в регулярной армии, 2 года – в особом активном запасе и по 6-8 лет в разных видах резерва и милиционной охраны. Реформа позволила довести численность армии до 700 тыс. чел. Помимо сухопутной армии, реорганизован был и военный флот, также основанный на регулярной службе. К концу XIX в. турецкий флот по своей боевой силе занимал третье место среди европейских государств.

Судебно-правовые реформы

Основным направлением модернизаций юстиции и права в период танзимата стало постепенное вытеснение шариатских судов и права из сферы юстиции. Организация новых светских судебных учреждений была взаимосвязана с обновлением и кодификацией права на новых принципах, провозглашенных основополагающими для политики таизимата актами. Восстановление новой юстиции было тем более легким, что фактически она создавалась путем наделения судебными правами разного рода административных инстанций, что было традиционно для исторического собственного османского судоустройства.

С изданием Уголовного кодекса 1840 г. в столице, а затем в некоторых провинциях были сформированы особые уголовные суды под председательством вали; членами их назначались представители провинциальных собраний. Новые суды главным образом должны были разбирать дела иностранных поданных, дела смешанной юрисдикции, дела немусульман, и поэтому право шариата здесь не применялось. Для решения торговых и финансовых споров с участием иностранцев стали создаваться смешанные коммерческие суды (1840-1847 гг.). Вначале они действовали при министерстве торговли, затем – при местных властях. В их составе было по 7-10 выборных от иностранных купеческих общин и столько же от турок. Иностранцы и немусульмане в этих судах оказались в значительно более благоприятном положении. Практика смешанных судов была распространена (в 1847-1854 гг.) и на уголовное судопроизводство. Единственным контролером новой юстиции стала исключительно светская власть.

В 1865 г. на всех уровнях местных округов были учреждены особые гражданские и уголовные суды, в которых предписывалось на равных основаниях разбирать дела и мусульман и немусульман (в нахийэ – мировой суд, в вилайете – гражданская и уголовная кассационные палаты). Согласно специальному указу 1875 г., помимо профессиональных судей в состав судов всех уровней включались «выборные» от мусульман и немусульман (фактически назначавшиеся из местных активистов). За шариатскими судами сохранялось только право на разбор бракоразводных и наследственных дел.

В связи с реорганизацией Высшего совета юридических установлений в Государственный совет создан (1868 г.) Верховный суд, воспринявший судебные права первого. Он стал высшей судебной инстанцией для всех безусловно судов империи, позднее разделившись на 2 специализированных – Кассационный и Апелляционный – суда. В этих реорганизациях в значительной мере сказался французский опыт.

Модернизация права в наибольшей степени коснулась уголовных законов. Одним из первых был составлен новый для империи Уголовный кодекс 1840 г. Впервые в нем декларировалось равенство всех перед законом, гарантировалось правильное судебное разбирательство, вводились жесткие запреты на произвольные расправы со стороны должностных лиц. Все тяжкие уголовные процессы (где могла быть назначена смертная казнь) должны были идти под особым контролем общинных властей или шейх-уль-ислама. Довольно скоро кодекс был дополнен и переработан. Новое Уголовное уложение 1858 г. значительно более последовательно воплотило правовые принципы танзимата. Значительное влияние на общие принципы уложения, на систематизацию преступлений оказал французский Уголовный кодекс 1810 г. В Уложении были твердо проведены начала законности и формального гражданского равенства. Неизмеримо большими гарантиями были обставлены частные имущественные права. Классификация преступлений и система наказаний строились по французскому образцу: 1) преступления карались тяжкими наказаниями – смертной казнью, каторгой, заключением в крепость, ссылкой, лишением прав, 2) проступки – арестом (до нескольких месяцев), штрафами, должностными наказаниями; 3) полицейские нарушения – арестом от 1 до 7 дней, небольшими штрафами. Вместе с тем в ряде случаев сохранились наказания традиционного права: выплата родственникам за убийство, право на месть. В случае тяжких преступлений к обвиненным также применялись позорящие наказания (выставление у столба). По отдельным преступлениям допускалось и применение болезненных телесных наказаний (битье палками). Значительное число правоположений УК было направлено на пресечений взяточничества (соответственно провозглашенным целям политики танзимата). Причем в отличие от традиционного права (где каралось только получение взятки) в новом уложении наказание равно касалось и взяткодателей, и посредников.

Значительные новшества, связанные с проводившейся правительством земельной реформой, были закреплены в Земельном кодексе 1858 г. (едва ли не первом памятнике такого рода в то время вообще). Реформа проводилась с 1845 г. и в главном была связана, во-первых, с созданием единого государственного фонда земель и ликвидацией разного рода ленных прав, во-вторых – с установлением полноценного права частной собственности за светскими владельцами.

Согласно Земельному кодексу, земли разделялись на 5 категорий: частная собственность (мюльк), государственная собственность на хозяйственно используемые земли (мирийе), собственность духовных объединений (вакуфы), земли общего пользования и земли заброшенные. Номинально собственником двух последних считалось государство, но владение ими было обставлено разными ограничениями. Основная часть вакфов не подлежала светским законам и регулировалась шариатом. Права индивидуального владения государственными землями были регламентированы: без разрешения чиновников земельных ведомств нельзя было ее застраивать, засаживать деревьями, виноградниками и т. п. Частные земли (мюльк) могли свободно продаваться, дариться; запрещалась продажа земель за долги. Еще законами 1847 г. было значительно расширено право наследования мюльков: теперь и женщинам были предоставлены равные с мужчинами наследственные права; а по характеру распоряжения мюльки были практически приравнены к движимому имуществу.

На втором этапе реформ танзимата была сделана попытка создать и новое гражданское уложение. Однако систематизировано было только обязательственное право, свод которого был обнародован в 1869-1876 гг. под наименованием Гражданского кодекса. В кодексе (в 16. кн.) было кодифицировано в основном традиционное мусульманское право в отношении сделок. Многие институты, присущие новым финансовым и торговым отношениям, в ГК развития не получили. Поэтому несравненно большее значение, в том числе в правоотношениях с участием иностранцев, имел Коммерческий кодекс 1848 г., построенный по французскому образцу 1807 г.

Несмотря на ограниченные во многих отношениях результаты, кодификация турецкого права в эпоху танзимата имела большое значение именно для общей государственной модернизации: она закрепляла секуляризацию юстиции, практически вытесняла религиозное право (возобладавшее было в Османской империи в XVII-XVIII вв.) из многих сфер регулирования правовых отношений. Только брачно-семейное право и наследственное по-прежнему оставались вполне под влиянием шариата (до отмены шариатских законов в 1920 г.).

Реформы танзимата в значительной степени имели те же исторические источники и политический смысл, что и преобразования «просвещенного абсолютизма» в Европе. Однако то, что они пришлись на период безусловного возобладания стремлений конституционализма, предопределило политическую эволюцию реформ в направлении конституционной монархии. Важную роль здесь сыграло и политическое давление европейских государств, особенно в условиях очередного балканского кризиса и последовавшей затем войны империи с Россией.

Конституция 1876 года

Носителем новых конституционных идей в государственной политике стало движение «новых османов», возникшее в 1865 г. первоначально в виде тайного общества. Вокруг движения сосредоточились политические силы, социально выигравшие от модернизации танзимата. Особенностью политической программы стала идеология османизма, под знаменем которого должны были объединиться все подданные султана независимо от вероисповедания. «Новые османы» пользовались поддержкой в правительственных кругах, в том числе великого визиря Мидхат-паши. Он, в частности, считал, что конституционная османская монархия лучше сможет противостоять Российской империи, опираясь на поддержку европейских держав.

В мае 1876 г. во время внутриполитического кризиса и народных выступлений в империи прежний монарх был низложен. Новый султан Абдул-Хамид гарантировал издание конституции.

Разработанная при активном участии Мидхат-паши конституция (обнародована 23 декабря 1876 г.) провозглашала Османскую империю конституционной монархией. За подданными султана конституционно признавались неотъемлемые гражданские права независимо от вероисповедания и национальности – на личную свободу, собственность, право заниматься любой промышленной деятельностью согласно законам, свободу печати, право на занятие любых административных должностей. Создавался двухпалатный парламент. Однако члены верхней – Сената – назначались султаном пожизненно, а избирательное право во вторую было ограничено имущественным и другими цензами. Хотя законодательная власть была уступлена парламенту, за султаном сохранялись значительные полномочия: назначение правительства, право роспуска парламента в случае законопроектных разногласий с правительством, право объявлять военное положение, ограничивать гражданские права и свободы, включая право произвольной выселки из страны «вредных для безопасности» подданных. За султаном сохранялись все внешнеполитические прерогативы, он утверждал и обнародовал принятые палатами законы. Личность и власть султана по-прежнему оставались в сфере религиозно-священных законов, султан сохранял права и власть халифа.

Существование османской конституционной монархии оказалось недолговечным. Хотя парламент был созван в начале 1877 г., его первые акции вызвали всплеск клерикально-дворцовой оппозиции. Новый парламент, избранный в июне 1877 г., также не нашел взаимопонимания с султанским двором, сохранившим всю полноту правительственной власти. По обвинению в заговоре были репрессированы многие из «новых османов», включая Мидхат-пашу. Само движение конституционализма с исключительно националистическими оттенками стало испытывать кризис. В феврале 1878 г. новый парламент был окончательно распущен, и Конституция 1876 г. прекратила свое действие. В Османской империи, постепенно подпадавшей под все большее финансовое давление европейских держав, установился вновь режим неограниченной монархии и политической диктатуры.

После смерти Махмуда II его сын Абдул-Меджид I (1839-1861) заявил о продолжении реформ. Начало правления молодого султана было очень тяжелым. Сам правитель (16-летний юноша) отличался слабоумием. Перед смертью его отец потерпел поражение от египетского наместника Мухаммеда Али. Мухаммед Али, поддержанный Францией, претендовал на роль регента при малолетнем султане. Англия, Австрия, а затем и Россия выступили против вмешательства Франции. В тяжелых условиях правящие круги Османской империи начинают новый этап реформ. Реформы 40-70-х гг. XIX в. получили название «танзимат » (преобразование, реформация). В отечественных работах этипреобразования принято условно разделять на два периода.

Первый период – с 1839 по 1853 гг., то есть до начала Крымской войны.

Второй период – с 1856 по 1871/1876 гг., то есть до принятия конституции в 1876 г.

Танзимат должен был решить важнейшие задачи, стоящие перед государством.

Во-первых, укрепить экономическое, политическое и внешнеполитическое положение слабеющей Империи.

Во-вторых, создать реальные возможности для развития капитализма в Турции.

В-третьих, предотвратить развал страны, снизить накал национально-освободительного движения.

В отличие от прежних реформ главное место в танзимате занимают не военные, а социально-экономические реформы. Инициатива преобразований принадлежала образованной группе турецкой бюрократии, которую возглавлял Мустафа Решид-паша. Он и огласил в парке Гюльхане 3 ноября 1839 г. составленный им же указ, Гюльханейский хатт-и шериф . Мустафа Решид-паша – министр иностранных дел, в дальнейшем премьер-министр, долгое время жил во Франции и Англии и имел собственную программу преобразований.

Гюльханейский указ состоял из трех частей.

Во-первых , он должен был обеспечить всем подданным Империи, независимо от национальной и религиозной принадлежности, защиту жизни, чести и имущества.

Во-вторых , указ предписывал упорядочить сбор и распределение налогов; отменял откупную систему.

В-третьих , устанавливались правила набора солдат в армию и срок военной службы.

В хатт-и шерифе подчеркивалось, что поставленные задачи могут быть успешно решены только в случае единства правительства и народа. Авторы проекта понимали, что Империи необходима государственная идеология, которая могла бы объединить многонациональное население страны. Такой идеологией провозглашается османизм . Для него характерен декларативный интернационализм, ибо сторонники османизма выступали за «равенство и единство всех народов», населяющих турецкую державу. В дальнейшем османизм станет идеологией «новых османов», младотурок. В годы первой мировой войны османизм на деле будет оправдывать господство турок над нетурецкими народами. Однако в 1839 г. современники восторженно воспринимали идеи танзимата . Русский посол в Стамбуле А.П. Бутенев замечал, что «процедура провозглашения, а так же стиль хатт-и шерифа несколько странны и не соответствуют мусульманским обычаям». Действительно, в тексте указа впервые встречается слово «миллет » (народ) как единое целое, без этнической и религиозной принадлежности. Не только русский посол, но и французский философ, основатель позитивизма Огюст Конт одобрил идею «равенства и единства», содержавшуюся в хатт-и шерифе . В это время выдающийся философ пропагандировал необходимость создания единой мировой религии, общей для всего человечества. В ней он Бога заменял Человеком, полагая, что новая религия уничтожит существующие в мире религиозные противоречия и войны. Конт обращался с предложениями и советами к российскому императору Николаю I и великому везиру Мустафе Решиду-паше. В 1854 г. Огюст Конт пригласил османского реформатора в свое общество новой мировой религии. Философ полагал, что антагонизм между Востоком и Западом можно разрешить только в рамках религии, единой для всего человечества. Именно так Конт понимал задачи танзимата .


Однако в самой Порте хатт-и шериф вызвал недовольство как правоверных мусульман, которые не хотели даже формально находиться в одном ряду с «неверными», так и христиан. Ведь христианские народы мечтали о создании независимых государств.

Как осуществлялись реформы?

В 1840 г. был принят новый Уголовный кодекс, положения которого были направлены на укрепление прав личности, обеспечение законности и ликвидацию административного и судебного произвола.

Большое внимание уделялось вопросу о налогах, так как они формировали бюджет страны. Реформаторы считали, что необходимо совершенствовать учет и контроль налоговых поступлений. Это и понятно: некоторые провинции отказывались платить налоги, в других областях откупная система снижала реальные поступления в бюджет до минимума. Правительство отменяет систему откупов, чрезвычайные налоги, барщину, пытается упорядочить сбор налогов с немусульман. Однако многие постановления на местах не выполнялись. Так, откупщики не хотели терять свои доходы и всяческими путями «обходили» закон. Борьба с откупной системой закончилась поражением реформаторов.

Более успешно шла военная реформа. В стране вводится всеобщая воинская повинность для мусульман, срок службы в армии сокращается с 15 до 5-7 лет. Немало сделало правительство в области народного образования. Для этого была создана специальная «Комиссия общественной пользы». Она проверяла уровень профессиональной подготовки учителей, качество преподавания в школах. В стране вводилось обязательное начальное обучение для всех детей, начиная с 4-5-летнего возраста, совместное обучение мальчиков и девочек. По инициативе Комиссии были основаны две школы для детей-сирот. Реформа образования выявила ярых противников танзимата . Против «европейских новшеств» выступили, в первую очередь, мусульманские улемы . Не удалось Мустафе Решиду-паше осуществить свою мечту – открыть первый в Турции университет. Первый период танзимата имел прогрессивный характер, объективно способствовал прогрессу страны.

Крымская война прервала проведение реформ, она стала логическим продолжением двух русско-турецких войн (1806-1812 гг. и 1828-1829 гг.). В основе конфликта 1853-1856 гг. лежал все тот же «Восточный вопрос», а именно: борьба России, Англии, Франции и других европейских держав за Ближний Восток. Война была спровоцирована Россией. В феврале 1853 г. Николай I направил Порте ультиматум, в котором потребовал от султана признания за Россией права покровительства над всеми христианскими народами, населяющими Османскую империю. Султан рассматривал ультиматум как вмешательство во внутренние дела своего государства и отклонил требования Николая I. Началась Крымская война. Россия надеялась воевать только с Турцией, но она просчиталась. Англия, Франция, а затем и Сардиния заключили союз с султаном и воевали на стороне Порты. Начало военной кампании было удачным для России. Флотилия адмирала Нахимова разгромила турецкий флот в Синопской бухте (ноябрь 1853 г.). Однако в дальнейшем в войну вступили Англия и Франция. В 1855 г. пал Севастополь (героическая оборона Севастополя длилась год). Российская империя проиграла войну. По Парижскому трактату (1856) Россия возвращала Турции крепость Карс в обмен на Севастополь, а также часть Бессарабии. Она была вынуждена согласиться на «нейтрализацию» Черного моря, признать власть султана над Сербией, Молдавией, Валахией.

С внешней стороны турки выглядели победителями. Однако Англия, Франция и Австрия подписали особое соглашение, гарантирующее «целостность и независимость Османской империи в границах Парижского трактата». Так Парижский мирный договор стал «коллективным протекторатом» западных стран над Турцией. Именно в 1854 г. Порта взяла первый заём у Англии и Франции. В 1855 г. банкирский дом Ротшильда предоставил Турции новый заём. Условия займов были кабальными. К концу века Порта объявит себя банкротом. Поэтому второй период танзимата не дал ощутимых результатов.

Реформы второго периода начались с подтверждения ряда указов 1839-1853 гг. Но если Гюльханейский указ был нацелен на предотвращение вмешательства иностранных держав во внутренние дела страны, то манифест 1856 г. закреплял иностранную опеку над Турцией.

Главным документом второго периода стал хатт-и хумаюн 1856 г. Этот манифест подтверждал равенство в правах мусульман и немусульман, расширял права нетурецкой буржуазии. Светские элементы указа 1856 г. обозначены гораздо отчетливее, чем в хатт-и шерифе 1839 г. В указе 1856 г. речь шла не только об экономическом равенстве представителей различных верований, но и о политическом равенстве. Политическое равноправие всех подданных Османской империи явно противоречило имперской идее. Ибо нетурецкое большинство империи давно вынашивало планы создания на ее обломках национальных государств.

По закону о земле (1858) подтверждались все поземельные отношения, сложившиеся после отмены военно-ленной системы. Повторялся указ о всеобщем начальном образовании, отменялась цеховая система.

Вместе с тем, под давлением европейских держав были приняты законы, которые предоставляли иностранным предпринимателям особые права в государстве. Западные инвесторы получили право покупать землю в Турции; строить железные дороги; участвовать в разработке полезных ископаемых; контролировать морские перевозки; учреждать смешанные суды. В 1856 г. с участием английского и французского капитала был открыт Оттоманский банк. Против этих новшеств выступал инициатор танзимата Мустафа Решид-паша. Натиск Запада был настольно сильным, что осуществление танзимата потеряло свою целесообразность. И если в первый период реформы имели прогрессивное значение, то реформы второго периода проводились лишь в интересах компрадорской буржуазии и иностранных предпринимателей. Их итогом стало экономическое и политическое закабаление Турции.

Единственной силой, выступавшей против этого закабаления, было возникшее в 50-60-е гг. движение «новых османов». Кто такие «новые османы»? Реформа образования привела к формированию национальной интеллигенции: писателей, журналистов, ученых. В 1865 г. в Стамбуле представители национальной интеллигенции создали тайную политическую организацию. Члены ее называли себя «новыми османами», в Европе их стали называть младотурками . По своему происхождению «новые османы» принадлежали к землевладельческой бюрократии, по идеологии – к либералам. «Новые османы» выступали за политическую и экономическую независимость Порты и ограничение власти султана, за создание конституционной монархии и дальнейшее распространение просвещения. В конце 70-х годов XIX в. многие из них были вынуждены покинуть страну. Благодаря усилиям «новых османов» в Турции была принята первая конституция (1876). Об этом речь пойдет в следующей лекции.

ПЕРИОД ТАНЗИМАТА И ПРИМИРИТЕЛЬНЫЕ ШАГИ В ОТНОШЕНИИ МЕСТНЫХ ЭЛИТ (1839-1876)

После бурного периода I8о8-1839 годов государственники-реформаторы эры Танзимата, проводя политику централизации, все же старались найти общий язык с провинциальными элитами. Главная причина изменения политики в отношении местных элит заключалась в том, что присутствие аянов, даже лишенных политического влияния, оставалось в провинциях бесспорным социально-экономическим фактором.

Несмотря на конфискации, аяны по-прежнему владели крупными участками земли и богатствами и продолжали выступать в качестве феодалов, управляющих земельными хозяйствами, и в качестве ростовщиков. Народ смотрел на них не как на угнетателей, а как на благодетелей и защитников.
То есть аяны сохранили свое престижное положение среди местного населения, и люди уважали титул аян больше, чем титулы государственных чиновников. В таких условиях для претворения в жизнь реформ по модернизации страны государственным представителям эры Танзимата требовалось активное сотрудничество со стороны местных элит.

На протяжении веков считалось, что собственником земли в Османской империи в конечном счете является государство, а крестьяне и феодалы - лишь пользователи этих земель. Но в ходе децентрализации в ХVII и ХVIII веках аяны и другие элиты утверждали, что они уже имеют наследственные права на обрабатываемые земли.

Земельный кодекс 1858 года, вновь подтвердив право собственности только за государством (за исключением отдельных частных земель и земель, принадлежащих религиозным фондам), постановил, что правительственные учреждения могут передавать землю во владение отдельным лицам. Владелец получал документ о титуле (tapu), в котором закреплялось его право на землю. Общинные сроки владения не признавались.
Этот закон стал важным шагом к развитию понятия частной собственности в землепользовании. В Анатолии и на Балканах Земельный кодекс укрепил в этом отношении позиции аянов.

Заслуживает внимания тот факт, что в этот период наблюдался рост зажиточного класса торговцев, ставший результатом интеграции Османской империи в мировую экономику. В городскую элиту торговцев входили как мусульмане, так и немусульмане. Растущее богатство светской немусульманской торговой элиты привело к изменению в мировоззрении греческого, славянского и армянского населения.

На смену строгому религиозно-общинному мировоззрению предыдущих веков приходили более светские националистические взгляды. В провинциальных портах Салоники, Измир, Трабзон и Бейрут появился весьма значительный средний класс христиан, ориентированный на западный стиль жизни.
Дезинтеграция патриархальных немусульманских религиозных общин, разделившая эту часть населения на светские сегменты, стала еще одной причиной, по которой государственники Танзимата интегрировали эти новые группы в новую административную структуру.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕРЫ И АЯНЫ
Указ Гюльхане (1839) гарантировал безопасность жизни, собственности и чести всех подданных империи, независимо от исповедуемой религии, к принадлежности к тому или иному классу. В другой его статье объявлялось о ликвидации облагаемых налогом хозяйств.

Стремление реформаторов к установлению регулярного гражданского правления в провинциях означало ликвидацию феодальных прав и привилегий. Тем самым эта политика наносила удар по аристократиям в периферийных регионах и племенных районах, что вызывало местное сопротивление.

Ликвидация института облагаемых налогом хозяйств и стремление наделить губернаторов компетенцией сборщиков налогов привели к возникновению нового института власти - назначаемого из центра «сборщика доходов от налогов» (muhassili emval).

Следующим шагом реформаторов Танзимата стало превращение городских советов в полупредставительские органы местного правления, которые интегрировали местные элиты в регулярные структуры провинциальной администрации и уравновесили власть губернатора. В 184о году был издан указ о создании провинциальных советов на уровне мелких административных единиц (sancak) и крупных округов (kaza). Но если в традиционных городских советах заседания организовывал и проводил в качестве председателя местный kadi, то после 184о года председательствовать стали новые административные чиновники, присылаемые из Стамбула.

Провинциальные советы были двух типов: большие советы (buyuk meclis) и малые советы (kucuk meclis). Их главные обязанности сводились к обсуждению и решению вопросов налогообложения и местной полиции. Немусульмане впервые за всю историю Османской империи получили право голоса в провинциальной администрации.

К сожалению, немусульманские религиозные иерархи и знать, вошедшие в советы, использовали свое членство для укрепления собственной власти над своими общинами. В 185о-е годы эта ситуация усугубилась и в конечном итоге привела к внутренней реформе немусульманских общин.

Важно отметить, что целый ряд губернаторов мелких административных единиц, занявших свои посты между 1840-ми и 1860-ми годами, пришли из местных аянов. Блистательная Порта очень нуждалась в верных государству аянах.
Упомянутые выше мероприятия по реорганизации сил безопасности и гражданской администрации создали вакуум власти на провинциальном уровне, который могли заполнить, по крайней мере временно, только они. Лишь после 1864 года все государственные должности стали занимать чиновники, присылаемые из самого Стамбула.

Закон 1864 года о провинциях, установивший новую административную структуру, не давал местным элитам возможность расширить свое участие в решениях по проблемам провинций. Единственное изменение касалось восстановления процедуры избрания знати в городские советы. Другим новшеством стал принцип представительства в советах всех религиозных глав официально признанных немусульманских общин.

МЕСТНЫЕ АРИСТОКРАТИИ ПЕРИФЕРИЙНЫХ РЕГИОНОВ И ПЛЕМЕННЫХ РАЙОНОВ
В таких периферийных районах, как Босния и Албания, местные аристократии рассматривали унификацию провинциальных администраций и введение понятия равенства граждан как подрыв своих феодальных интересов.
Мусульманская знать Боснии была не готова отказаться от феодальных прав на принудительный труд православных крестьян. Бывшие kapetan отказывались возвращать незаконно занятые ими земли православным и католическим крестьянам. Они также не хотели сотрудничать по введению института регулярного призыва в армию.

Только в 1852 году Османскому государству удалось преодолеть это феодальное сопротивление, оккупировав Боснию. В Албании вожди племен и крупные землевладельцы, а также городские гильдии сопротивлялись ликвидации веками существовавших привилегий в налогообложении и военной службе. 184о-е годы были периодом местного сопротивления, и Османам так и не удалось ввести институты гражданской администрации в некоторых районах северной части Албании и в Косово.

После возвращения Сирии под Османское правление
в 1841 году городские знатные семьи (аяны и улема) и вожди сирийских племен сохранили свое влияние на местах. До 1860 года Порта не могла провести в этом регионе реформы Танзимата. Упомянутые выше административные реформы были проведены в Сирии только после межобщинной гражданской войны в Ливане и кровавой резни христиан в Дамаске.

В результате конфликтов на религиозной почве Османская гражданская администрация предприняла меры по введению светских институтов. Создание светских судов и школ сузило социальные функции и влияние на местах сирийских мусульманских ulema. Постепенно сыновья сирийских аянов и улема поступили в Османские государственные школы, а новое поколение сирийской городской знати пришло на гражданскую службу и в новые провинциальные администрации.

Ликвидация Курдских эмиратов в восточной части Анатолии в 1830-х и I84о-х годах подорвала порядок в этом регионе. Исчезновение влиятельных местных лидеров привело к анархии: вассальные племена, более не контролируемые влиятельными вождями, начали нападать на менее сильные племена и оседлое население. Центральная власть не смогла заполнить этот вакуум власти.

Многие курдские вожди превратились в помещиков, некоторые из них мигрировали в города и образовали новый класс помещиков, осевших в городах. Отказавшись от кочевого образа жизни и став частью городской элиты провинциальных столиц восточной части Анатолии, эти вожди (agha) успешно интегрировались в Османскую политическую структуру и вошли в провинциальные советы. В отличие от вождей кочующих племен, эти agha считали себя Османскими подданными.

Вследствие распада крупных племен выросло влияние суфийских шейхов. Шейхи мусульманских суфийских орденов, такие как Накшбандия и Кадирия, стали влиятельными общинными лидерами. Они смогли совместить религиозную святость с материальным богатством. Они получили в дар от своих богатых последователей земельную собственность, таким образом шейхи превратились в феодальных землевладельцев.
Поскольку они не были привязаны ни к какому племени, роль арбитров в местных конфликтах увеличивала их престиж. Фактически, вакуум, оставленный бывшими Курдскими эмирами, заполнили суфийские шейхи, превратившись в важный политический фактор; некоторые из них стали членами провинциальных советов.

НЕМУСУЛЬМАНЕ И ИХ ПОЛОЖЕНИЕ В ПЕРИОД ТАНЗИМАТА
Традиционное доминирование клерикалов над немусульманскими общинами стало ослабевать в результате появления нового класса зажиточных торговцев. Хотя этот новый городской средний класс обладал значительными материальными ресурсами, он был исключен из управления своими общинами.
Появились также разногласия между традиционной религиозной и светской торговой элитой, получившей образование на 3ападе.

В то же время реформаторы Танзимата рассматривали немусульманскую общинную структуру в ее патриархальном виде как инородное тело. Они хотели ввести институт гражданства, независимого от исповедуемой религии, но осуществлению этой цели мешал общинный раскол в обществе.
Поэтому после Указа о реформе 1856 года представители османского государства заставили греческую и армянскую общины секуляризировать свои администрации. Вследствие этого греки в 1859, а армяне в 1863 году сформировали новые общинные структуры, что позволило мирянам участвовать в работе общинных администраций; влияние клерикалов при этом снизилось.
Закон о провинциях 1864 года гарантировал участие в провинциальных советах не только мирян, но и всех немусульманских общинных лидеров.

ЭКСПЕРИМЕНТ С ПЕРВЫМ ПАРЛАМЕНТОМ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО МЕСТНЫХ ЭЛИТ В СТАМБУЛЕ (1876- 1878)

Декларация 1876 года о конституционном режиме была революционной в том отношении, что местным элитам впервые было разрешено участвовать в политической жизни Стамбула.

Первый Османский парламент был созван в 1877-1878 годах. Из-за нехватки времени первые члены парламента избирались не населением империи напрямую, а среди членов провинциальных советов. Поэтому большую часть парламентариев составили аяны и другие представители знати. Одну треть составляли немусульмане.

Традиционное представление Стамбула о провинциальном населении как об управляемой толпе было разрушено. Когда Абдуд-Хамид II распустил парламент, правящая элита Стамбула восприняла этот шаг в основном молча, тем самым неявно продемонстрировав удовлетворение по поводу этой меры.

Слабость турецкого государства стала очевидной с конца XVIII в. Страна нуждалась в коренных преобразованиях. Первые админист-ративные и финансовые реформы под названием «новый порядок» были предприняты под впечатлением поражений в войне с Россией ещё при падишахе Селиме III (1789-1807 гг.). Его дело продолжил Махмуд II (1808-1839 гг.). В 1826 г., в разгар греческо-го восстания, он ликвидировал янычарский корпус, показавший свою несостоятельность в качестве воен-ной силы. Казармы янычар в Стамбуле были сожжены вместе с людьми, затем янычары подверглись пого-ловному истреблению во всех провинциях. Уничтоже-ние янычар открывало дорогу для формирования но-вой турецкой армии и для других реформ, которые были предприняты после Русско-турецкой войны 1828-1829 гг.

В это время появилась первая турецкая газета, Тур-ция получила современное административное уст-ройство, была признана частная собственность на землю. Однако чтобы преобразовать такую страну, как Османская империя, этих мер было недостаточ-но. «Сколько природных сил пропадает здесь бес-плодно!» — писал будущий победитель Наполеона III Г. фон Мольтке, служивший военным инструктором в турецкой армии.

Первый период «Танзимата»

3 ноября 1839 г., после начала второго Египетско-го кризиса , новый падишах Абдул-Меджид (1839-1861 гг.) издал указ о реформах, открывший эпоху преобразований — «танзимат-и-хайрие» («благо-детельные реформы»). «В последние полтораста лет ряд происшествий и разные причины» привели к то-му, что «сила государства и внутреннее благосостоя-ние превратились в слабость и скудость», — говорилось в этом историческом указе. Поэтому было решено «посредст-вом новых установлений доставить областям, составляющим Османскую империю, выгоды хорошего управления». В указе про-возглашались следующие «установления», необходимые для благо-получия империи:

1) обеспечение подданным полной безопасности их жизни и сохранности их имущества;

2) справедливое распреде-ление и взимание подати;

3) правильная организация набора на военную службу и установление её разумного срока.

Махмуд II

Важное значение для культурного развития страны имел закон о создании светских, нерелигиозных, школ. Была проведена также денежная реформа и принято новое торговое законодательство. Провозглашалось формальное равенство прав мусульманского и не-мусульманского населения (в реальности для решения националь-ного вопроса, который занимал ключевое место в судьбах страны, ничего не делалось).

Русский путешественник писал в 1850 г.: «...Новые законы сталкиваются с древними предписаниями Корана, телесные наказания вполне заменяют смертную казнь... Султанские обещания также находятся в явном противо-речии с действительностью. Система, которую султанский указ торжествен-но заклеймил как позор и бич империи, в настоящее время продолжает господствовать здесь с разрешения и при самой энергичной поддержке со стороны властей». Из всех обещанных преобразований только военные реформы были наиболее близки к осуществлению, хотя и в этой сфере со-хранялись старые злоупотребления.

Второй период Танзимата

Конституционные реформы

Кризис финансовой системы, жестокости и преследования, кото-рым подвергались все недовольные, породили движение за конститу-ционные реформы. Во главе него встало «Общество новых османов». Движение было вскоре подавлено и «новые османы» перенесли свою деятельность за границу. Вместе с тем были предприняты но-вые реформы: представители нетурецких народов получили более широкие возможности для торговли, отменялась регламентация ре-месла. Особое значение имел закон 1869 г. о всеобщем образовании.

В целом политика танзимата потерпела неудачу. Основная от-расль турецкой экономики — сельское хозяйство — пришла в упадок. «Новые османы» писали: «Что касается земледелия, то его произве-дения по недостатку путей сообщения не имеют рынков, и, сверх того, они задавлены нескончаемыми налогами, взимание которых совершается с беспощадным варварством». Население страдало от постоянного голода, который уничтожал целые селения. Осман-ская империя вступила в период общего кризиса .

На этой странице материал по темам:

  • Неудача танзимата

  • Упадок османской империи борьба египта за независимость

  • Османская империя доклад кратко

  • Конспект османская империя

  • Краткий доклад османская империя

Вопросы по этому материалу:

© 2024 educent.ru - Портал полезных знаний для школьников и их родителей