Ученая степень и ученое звание.  Официальные сокращения учёных степеней

Ученая степень и ученое звание.  Официальные сокращения учёных степеней

О. Н. ЯВОРСКАЯ

ИГРЫ, ЗАДАНИЯ,

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ

РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ

Практическое пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей

Научный редактор

Кандидат педагогических наук Н. Н. Яковлева

ИЗДАТЕЛЬСТВО КАРО

Санкт-петербург

УДК 376 ББК 74.3 Я22

Научный редактор

кандидат педагогических наук,

зав. кабинетом коррекции развития ребенка (СПбАППО) Я. Н. Яковлева

Иллюстрации художника Л. А. Иванова

Яворская О. Н.

Я22 Игры, задания, конспекты занятий для разви­тия письменной речи у школьников (7-10 лет): Прак­тическое пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. - СПб.: КАРО, 2007. - 112с. + 24 с. цв. вклейка. - (Серия «Мастер-класс логопеда »).

18ВМ 978-5-9925-0020-2

Дети есть дети, игровая деятельность для них - необходимая стихия. Ребенок, играя, не только повышает уровень умственного развития, но и подсознательно участвует в коррекционном про­цессе.

Предложенные в книге игры: «Улитка», «Змейка», «Путеше­ствие по предложениям», «Загадки времен года», «Паутинка» и др. - можно использовать как в работе со школьниками, у которых имеются нарушения письма, так и со школьниками, допускающими «ошибки роста» (т. е. ошибки, которые связаны с неполным усвоением правил русского языка), а также со всеми учениками для улучшения владения устной и письменной речью.

Применять игры могут логопеды школьных логопунктов, учи­теля начальной школы, родители, тифлопедагоги для работы с учащимися коррекционных (зрительных) классов. Большинство игр рассчитано на читающих детей в возрасте 7-10 лет.

УДК 376 ББК 74.3

15В,\ 978-5-9925-0020-2

© Яворская О. Н., 2007

© КАРО, 2007

Все права защищены

ВВЕДЕНИЕ

Неуспеваемость младших школьников мо­жет быть вызвана рядом причин: недостаточ­ным объемом словаря детей, низким уровнем развития устной речи. Учащиеся, попадающие на логопункт, имеют нарушения не только уст­ной речи, но и письменной. Среди наруше­ний устной речи преобладают различные де­фекты звукопроизношения. Среди нарушений письменной речи первое место занимают дисграфии смешанного вида: дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза, ос­ложненная недоразвитием оптико-простран­ственных представлений, и дисграфия на по­чве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненная акустическим недоразвитием.

В основе дисграфии, обусловленной недо­развитием языкового анализа и синтеза, ле­жит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деление предложения на слова, слова - на слоги, слоги - на фонемы. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях струк­туры слова и предложения.



Наиболее сложной формой языкового ана­лиза является фонематический анализ. По­этому особенно распространенным видом дисграфии будут искажения звукобуквенной структуры слова.

У детей могут встречаться следующие ошибки:

Пропуск гласных (собака - «сбака»; до­ма- «дма»);

Пропуск согласных при их стечении (дик­тант- «дикат»; школа - «кола»);

Перестановки букв (тропа- «прота»; окно - «коно»);

Добавление букв (таскали- «тасакали»);

Пропуски, добавления, перестановки сло­гов (комната - «кота»; стакан - «ката»).

Нарушения деления предложений на сло­ва при этом виде дисграфии проявляются:

В слитном написании слов, особенно предлогов, с другими словами (идет дождь - «идедошь»; в доме - «вдоме»);

Раздельном написании слова (Белая бе­реза растет у окна - «белабе заратет ока»);

Раздельном написании приставки и кор­ня (наступила - «на ступила»).

Недоразвитие оптико-пространственных представлений и замена букв по принципу оптического сходства, а также искаженное их написание не связаны с состоянием уст­ной речи ребенка. В большинстве случаев ребенок, имеющий вполне достаточную ост­роту зрения, не видит различия в начертании оптически сходных букв, что и приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию. Ясно, что дети, у которых в той или иной степени нарушены функции зри­тельного анализатора, имеют предрасполо­женность к нарушению письменной речи, а именно к дисграфии оптического характера.

Смешанный вид дисграфии, выраженной в нарушениях на почве языкового анализа и синтеза и кинетики, предполагает наличие ошибок языкового и кинетического свой­ства, их коррекция ведется параллельно друг другу.



Развитие оптико-пространственных представлений Формирование навыков аналитико-синтетической деятельности
Развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса, в т. ч. и буквенного Проведение схематического анализа предложений по словам, звукобуквенный анализ и синтез
Уточнение и расширение объема зрительной памяти Проведение схематического анализа предложе­ний, уточнение количества слов
Формирование пространственного восприятия и представлений Уточнение звукобуквенного и слогового состава слова
Развитие зрительного анализа и синтеза слова Уточнение звукобуквенного и слогового состава
Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений Составление предложений с использованием за­данных слов, схематическое отображение предло­жений
Дифференциация смешиваемых на письме букв (изолированно, в слогах, в словах, в предложе­ниях, в связных текстах) Проведение анализа предложений по словам, слогового и звукобуквенного анализа и синтеза с учетом дифференциации смешиваемых на письме букв

У учащихся как общеобразовательных, так и коррекционных классов появление кинетических ошибок в значительной степени может быть объяснено особенностями рус­ской графики. И в печатном, и в рукопис­ном шрифтах для обозначения всех букв ал­фавита используется очень небольшой набор элементов, которые, по-разному комбинируясь между собой, образуют различные буквенные знаки. Ограниченность элементов неизбежно приводит к наличию в алфавите нескольких групп оптически сходных букв, состоящих из однотипных элементов. Например, в рукопис­ном шрифте такие группы букв: г, п, т, р: и, ш, щ, ц, п, т; б, в, д. у. з к другие.

Многие из приведенных в списке букв от­личаются друг от друга лишь разным количеством совершенно одинаковых элементов (и, ш; щ, ц), разным расположением их в про­странстве (ш, т; в, д) или наличием каких-либо дополнительных элементов (и, ц; ш, щ). Поэтому не удивительно, что в начальный период обучения грамоте многие дети не улавливают этих достаточно тонких различий в начертании букв. Отсюда и возникают взаимные замены букв на письме. У большинства детей по мере овладения процессом письма такие буквенные замены обычно вскоре ис­чезают без применения каких-либо коррек­ционных приемов.

У детей могут быть специфические нару­шения, не связанные с письменной речью:

Нарушения зрительного восприятия;

Неточность представлений о форме, ве­личине, цвете;

Недоразвитие зрительной и слуховой па­мяти, пространственного восприятия и пред­ставлений;

Трудности оптического и оптико-про­странственного анализа, позволяющего на­ходить сходство и различие в зрительных об­разах, а значит, и отличать друг от друга сходные предметы и их изображения;

Неточность тонких движений руки.

Эти нарушения будут влиять на овладе­ние процессом письма. Без специальной коррекционной помощи количество ошибок ки­нетического характера останется прежним.

Неточность в изображении букв может вы­ражаться в следующем:

В не д списывании элементов букв;

В добавлении лишних элементов (у бук­вы ш или т может быть использовано 4 элемента вместо 3);

В написании вместо нужного элемента сходного с ним (вместо последнего элемента у буквы к написан последний элемент бук­вы к);

а неправильном расположении элемен­тов букв в пространстве по отношению друг к другу.

Неточности в изображении букв у неко­торых детей имеют очень устойчивый харак­тер и не исчезают сами по себе, поэтому не­обходимо проведение коррекции.

Чтобы помочь детям получить положи­тельный результат в коррекционном процес­се, активно используются игры. Дети есть дети, игровая деятельность для них - необ­ходимая стихия. Ребенок, играя, не только повышает уровень умственного развития, но и подсознательно участвует в коррекционном процессе.

Предложенные игры можно использовать не только в работе с детьми, у которых име­ются письменные нарушения, но и с детьми, имеющими «ошибки роста» (те, которые свя­заны с неприменением правил, неполным усвоением правил русского языка), а также с обычными детьми для улучшения состоя­ния устной и письменной речи. Применять игры могут не только логопеды школьных логопунктов, но и родители, учителя началь­ной школы, тифлопедагоги для работы с детьми коррекционных (зрительных) клас­сов. Так как большинство игр рассчитано на читающих детей, примерные возрастные рам­ки для использования игр - 7-10 лет.

ОПИСАНИЕ ИГР

Игра «Цветные слова»

Цели:

развивать зрительное восприятие (умение различать цвета, геометрические фигуры);

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.

Оборудование: таблицы на каждого ребенка, а также образцы с цепочкой из цветных геомет­рических фигур.

Использование:

1) логопед раздает детям таблицы, предлагает рассмотреть их, обращает вни­мание детей на то, что в геометрических фигурах прячутся буквы. Дети называ­ют их, выписывают в тетрадь, например, только те, которые прячутся в желтых фигурах;

2) следующим этапом работы является выделение фигур нужного цвета в по­следовательности, соответствующей схеме.

Например: в образце 4 фигуры - желтый круг, желтый овал, желтый тре­угольник и оранжевый квадрат. Дети находят в общей таблице эти фигуры, на­зывают буквы, спрятанные в них, из этих букв составляют слово, называют его, при необходимости производят запись в тетрадь.

Игра «Филлворд»

Цели:

закреплять умение различать сходные по написанию печатные и письмен­ные буквы;

Развивать навыки языкового анализа и синтеза; слуховое и зрительное вос­приятие;

Обогащать словарь.

Оборудование : таблицы, внутри которых расположены поля 10 х 10 клеток, список слов для поиска.

Использование: логопед предлагает детям рассмотреть таблицы, прочитать слова, данные в списке. Все слова из списка находятся внутри полей.

В начале работы лучше искать слова с помощью логопеда: он объясняет место­нахождение слова с ориентировкой: слева - справа, снизу - сверху. Найдя сло­во, дети зачеркивают его, объясняют значение слова и его написание (с учетом орфограмм).

Игра «Волшебное чтение»

Цели:

развивать навыки зрительного восприятия и оптико-пространственные представления;

Совершенствовать навык чтения;

Формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;

Обогащать активный и пассивный словарь, формировать умение объяснят значения слов.

Оборудование: карточки с черно-белыми картинками, похожими друг на друга.

Использование:

дети рассматривают карточку, уточняют, какие именно картинки на ней на рисованы. Ориентируясь на буквы, написанные внутри матрешек, составляют и записывают слово. Затем объясняют его значение, звукобуквенный, морфемный состав. С данным словом можно составить предложение, записать его, уточнить состав (количество слов, наличие в предложении предлогов или союзов).

Например: на карточке есть изображения матрешки, неваляшки, круга, солнца Логопед предлагает детям прочитать слово, спрятанное, например, в матрешках.

Игра «Ромб»

Цели:

совершенствовать оптико-пространственные представления (умение быстро ориентироваться по сторонам: слева - справа, вверху - внизу);

Развивать аналитико-синтетическую деятельность (звукобуквенный и сло­говой анализ и синтез).

Оборудование : таблицы с ромбами (вверху, внизу, слева, справа).

Использование: уточнив знания детей о слогах, о влиянии гласных на количество слогов, логопед дает детям инструкцию.

Например: найдите верхний ромб, укажите на букву слева. Найдите правый ромб, в нем назовите букву посередине. Мысленно проговорите полученный слог (или буквосочетание, если это две согласные). Найдите левый ромб, укажите букву снизу, присоедините ее к тому, что получилось ранее. Какое слово у вас получилось? (дети отвечают)

Условия: 1) все слова должны состоять только из 1-го слога. Усложнение содер­жится во втором варианте - в словах обязательно должен присутствовать мягкий знак; в словах третьего варианта обязательно присутствие гласной 2-го ряда;

2) анализ предложений лучше начинать не с его записи, а со схемы, отражаю­щей структуру этого предложения.

Игра «Улитка»

Цели:

развивать умение анализировать предложения на слова (определять коли­чество слов в предложении, отделять слова друг от друга, определять последова­тельность слов, находить предлоги (союзы) в предложении);

Закреплять знания о написании предложений (первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка).

Оборудование: игровые карточки «Улитка».

Использование:

детям раздаются игровые карточки с изображением «улитки», в раковине ко­торой спрятаны предложения. Детям нужно с помощью маркера (или простого карандаша) отделить слова друг от друга, обозначить предложения (расставить заглавные буквы и точки в конце). Далее следует записать предложения (либо схематическим способом, либо обычным).

Игра «Змейка»

Игра «Змейка» - усложненный вариант игры «Улитка», количество предло­жений в «Змейке» увеличено, в ней в большей степени уделяется внимание пред­логам, союзам, однородным членам предложения, написанию имен собственных. Материал в «Змейке» подобран с учетом дифференциации сходных по написа­нию букв.

Цели:

совершенствовать оптико-пространственные представления детей, навык чтения;

Развивать умение анализировать предложения на слова (отделять слова друг от друга, определять количество слов и их последовательность, отделять от слов предлоги и союзы);

Совершенствовать умение записывать предложения (первое слово пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка).

Оборудование: «змейки» в прозрачных файлах, маркеры для каждого ребенка.

Использование:

логопед предлагает детям поиграть и отгадать загадки «змейки». Внутри ту­ловища «змейки», объясняет он, спрятаны предложения, слова в которых со­единены между собой. С помощью маркера дети отделяют слова друг от друга, определяют границы предложений (выделяют заглавные буквы в начале пред­ложений, ставят точки в конце предложений), после этого записывают предло­жения (либо графически - в виде схем, либо обычным способом).

Игра «Загадки времен года»

Цели:

совершенствовать зрительное восприятие (умение различать цвета);

Развивать навыки аналитико-синтетической деятельности (составление предложений из слов, закрепление знаний о предложении, его написании);

Формировать грамматически правильную речь.

Оборудование: таблицы 6x6 клеток, квадраты в которых раскрашены разными цветами радуги и в которых записаны слова.

Использование:

логопед предлагает детям вспомнить очередность цветовой гаммы радуги, прочитать слова в цветных квадратах. Квадраты одной цветовой гаммы содержат слова, из которых нужно составить предложение. Эти слова потеряли свои места, поэтому детям необходимо найти место каждого слова в предложении. Составив предложение, дети произносят его и записывают, уточняя, что пер­вое слово в предложении пишется с заглавной буквы, после последнего слова ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.

Игра «Кирпичная стенка»

Цели:

закреплять знания о предложении, его правильном написании;

Развивать навыки аналитико-синтетической деятельности (способствовать анализу предложений по словам);

Совершенствовать оптико-пространственные представления;

Способствовать развитию грамматически правильной речи.

Оборудование: игровые карточки «Кирпичная стенка».

Использование:

получив игровую карточку, дети узнают, что неумелый строитель заложил все окна в доме кирпичами, отсюда задание: разбить кирпичи на окнах. Это, можно сделать, оставив предложения (одно, два или три), при этом на кирпи­чах не должно остаться ни одного слова.

Данная игра имеет два варианта. В первом варианте игры слова даются с правильными окончаниями, во втором варианте - слова используются в исходной форме.

Логопед обращает внимание детей на слово, написанное с заглавной буквы (оно должно быть в начале предложения), и точку (это конец предложения).

Игра «Паутинка»

Цели:

Развивать навыки слогового анализа и синтеза;

Формировать умение анализировать предложение по словам;

Совершенствовать оптико-пространственные представления детей;

Закреплять навык чтения слогов и слов.

Оборудование: карточки со слогами, соединенными линиями (слоги образуют слова).

Использование: данная игра имеет два варианта: в первом варианте зашифрованы слова, во втором варианте - текст загадки.

Вариант 1. На стенд выставляется карточка, на которой слоги соединены между собой линиями. Ориентируясь на эти линии, дети выписывают в тетрадь или на доску слоги. Из этих слогов образуют слова, отделяя их друг от друга (с помощью вертикальных линий).

Вариант 2. Аналогичная работа, но из полученных слов дети получают пред­ложение {текст загадки), записывают текст загадки и ответ на нее.

Игра «Соты»

Цели:

формировать навыки слогового анализа и синтеза;

Развивать оптико-пространственные представления;

Закреплять письменный навык и улучшать двигательные способности кисти руки.

Оборудование: карточки- рамки с сотами (прорезями) для каждого ребенка.

Использование: логопед раздает детям «соты» (уточняет значение этого слова), далее дети рас­сматривают их, выясняют, что под каждым окошком стоит число.

Логопед называет слова. Дети выделяют из названного слова заданный слог (например, первый) и вписывают его в окошко сот.

Данная игра имеет два варианта.

Вариант 1. Дети составляют слова из слогов в сотах (слова идут друг за другом).

Вариант 2. Дети составляют слова, используя слоги в сотах.

Игра «Сложные слова»

Цели:

закреплять знания о сложных словах;

Формировать навык чтения и оптико-пространственные представления;

Обогащать словарь.

Оборудование: таблицы-лабиринты со сложными словами, список слов для поиска.

Использование:

каждому ученику раздается материал игры и предлагается прочитать запи­санные внутри таблицы-лабиринта сложные слова.

Дети вспоминают (с помощью логопеда), что они знают о правописании сложных слов (в этих словах более одного корня, между корнями имеется соединительная гласная о или е). Поиск сложных слов осуществляется без показа списка этих слов, а когда все слова найдены, дети читают слова в списке, сверл с тем, что они нашли в таблице-лабиринте.

Читая слова, дети определяют их лексическое значение, пытаясь осознать с помощью корней слова.

Записав слово в тетрадь, дети выделяют корни, соединительные гласные называют все гласные в слове, уточняют слоговой состав слова.

Игра «Родственники»

Цели:

закреплять знания детей о родственных (однокоренных) словах;

Совершенствовать навык чтения и аналитико-синтетическую деятельность

Закреплять знания о частях слова, правописании безударных гласных (в числе и в корне слова).

Оборудование: карточки с родственными (однокоренными) словами, записанными без пусков.

Использование:

детям выдается игровая карточка. Логопед обращает внимание детей на то, что первое слово в карточке выделено жирным шрифтом, к нему подобраны слова, которые являются для него родственными, однокоренными, но эти слова записаны без пропусков. Дети должны отделить слова друг от друга, записать их в тетрадь. В каждом записанном слове дети уточняют его звукобуквенный состав, составные части (приставку, корень, суффикс и окончание).

В качестве варианта использования игры логопед может предложить составить предложения с заданными словами, уточнить правописание безударных гласных в корне слова и подобрать проверочные слова.

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

Й класс

I. Организационный момент

Анализ предложений

Составьте предложение с каким-либо из этих слов. Запишите графическую схему предложения. Помните, что первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, все слова пишутся отдельно друг от друга, в конце предложения ставится точка.

Вставьте буквы п, т в слова в схеме предложения.

Например: Петя копает клумбу лопатой. Мама купила капусту. В стакане кефир.

|Пт пт __ пт . |___ п пт . |___ т ___ .

5. Развитие оптико-пространственных представлений и навыков слогового и звукобуквенного анализа и синтеза.

Логопед раздает карточки для игры «Ромб» (рис. 3).

А теперь мы с вами поиграем. Перед вами игра «Ромб». Сколько маленьких ромбов на карточке? (4) Найдите правый ромб, назовите буквы в нем (дети называют). Какие буквы находятся в левом ромбе? В нижнем? В верхнем?

Прослушав инструкцию, попробуйте составить слово из букв, которые находятся в ромбах. В этих словах будет только один слог, а значит, только одна гласная буква. Полученные слова запишите в тетрадь через запятую.

Например. Нижний ромб - буква посередине, верхний ромб - буква вверху, верхний ромб - буква внизу, (ток )

Левый ромб - буква справа, нижний ромб - буква посередине, верхний ромб - буква сверху, (сто )

Правый ромб - буква слева, верхний ромб - буква вверху, нижний ромб - буква посередине, (рот)

Нижний ромб - буква посередине, верхний ромб - буква сверху, правый ромб - буква слева, нижний ромб - буква посередине, (торт)

Правый ромб - буква справа, правый ромб - буква слева, левый ромб - буква сверху, нижний ромб - буква посередине, (брат)

Подчеркните букву т зеленым цветом, поставив под ней 2 черточки. Была ли буква п в этих словах? (нет)

Назовите слова, в которых будет встречаться буква п. За правильный ответ вы получаете жетончик.

V. Итог занятия

Вспомните, какие звуки и буквы мы изучали с вами на сегодняшнем уроке.

и букв о, а в словах

Задачи.

1. Развивать оптико-пространственные представления, двигательные навы­ки пальцев рук.

2. Совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза, анализа предло­жений по словам.

3. Формировать навыки звукобуквенного анализа.

4. Обогащать словарь, развивать связную речь, умение составлять рассказ (описание предмета) по схеме, умение объяснять.

Материал:

игра «Буквенные цепочки» (о-> а -> ф -->б);

Игра «Паутинка» («Слова»);

Слоговой текст (для каждого ребенка);

Игра «Читалочка»;

Схема для составления рассказа об овощах и фруктах;

Наложенные изображения предметов («Овощи и фрукты»).

План занятия.

I. Организационный момент.

II. . Развитие оптико-пространственных представлений, умения объясняя

III. . Логопедическая часть занятия:

1. Повторение артикуляции звуков [о], [а], написания букв о, а.

2. Развитие оптико-пространственных представлений, навыков слоге анализа и синтеза.

3. Развитие навыков слогового анализа, анализа предложений по слов

IV. Лексико-грамматическая часть занятия.

1. Классификация названий овощей, фруктов.

2. Составление описательного рассказа об овощах или фруктах.

VI. Итог занятия.

Ход занятия

I. Организационный момент

VI. Итог занятия

Какие звуки и буквы мы изучали на занятии? Что общего у звуков [о], Чем они различаются? Какой общий элемент у букв о, а? Чем различается написание?

I. Организационный момент

Анализ предложений

Логопед раздает карточки для игры «Улитка» (рис. 10).

К нам на занятие пришел гость - улитка. Улитка решила загадать для вас загадки. В ее раковине находятся предложения, все слова в них соединены меж­ду собой. Отделите слова друг от друга, найдите предложения.

Помните, что первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, после последнего слова ставится точка.

Например: Ребята слепили снеговика. Он весело улыбался зимнему небу.

Сколько предложений получилось? (два)

- Назовите первое предложение (ответ детей). Какое слово первое? Второе? Третье? После какого слова в первом предложении вы поставили точку? (отве­ты детей)

Аналогичная работа проводится со вторым предложением.

А теперь возьмите в руки простой карандаш. Добавим к этим предложе­ниям еще несколько предложений. Начертите схемы каждого предложения, уточняя, где первое слово, где предлог, а где союз, где заканчивается предло­жение.

Например.

1. Ребята слепили снеговика.

2. Он весело улыбался зимнему небу.

3. Маша и Лена сделали для снеговика бусы из ягод рябины.

4. Митя и Максим нашли старую метлу.

5. Мальчики вставили метлу в руку снеговику.

6. Красивый получился снеговик!

Какой знак мы должны поставить в последнем предложении? (восклица­тельный)

- Вставьте в слова буквы л, м.

Й и 3-й классы

Дифференциация звуков (б), (д)

Ход занятия

I. Организационный момент

Анализ предложений

Играя в «Путешествие по предложениям», про кого мы узнали? (про медведя) Что делал медведь? Почему он не ложился спать? Как называется место, где зимует медведь?

Попробуйте на слух определить количество предложений.

Например.

Поздняя осень. Бродит по лесу бурый медведь. Косолапый ищет ягоды, ко­решки. Мишке необходимо подкопить жиру. Всю зиму будет спать медведь в теплой берлоге. Без запаса жира он проснется. Голодный медведь опасен и для человека, и для зверей.

Сколько предложений в тексте? (7)

Сделайте схемы для каждого предложения.

Впишите буквы б, д в те слова, в которых они встречаются. Помните, что у буквы б второй элемент смотрит вверх, а у буквы д - вниз.

Уточняется наличие буквы д в слове поздняя. Уточняется правописание буквы д в конце слова.

V. Развитие мелкой моторики

Логопед раздает листы с игрой «Лабиринт» (рис. 18).

У каждого из вас лабиринт. Пройдите путь по лабиринту. Сначала зритель­но определите путь прохождения, а потом обозначьте его с помощью маркера.

VI. Итог занятия

Какие звуки и буквы мы изучали на занятии? Какие задания мы сегодня выполняли?

Дифференциация звуков (о), (а)

I. Организационный момент

V. Итог занятия

Какие задания мы сегодня выполняли?

Закрепление знаний о составе слова.

Развитие оптико-пространственных представлений

Задачи.

1. Развивать оптико-пространственные представления, формировать буквенный гнозис.

2. Закреплять знания о составе слова, о сложных словах (с двумя корнями), учить подбирать проверочные слова, закреплять знания о частях речи, о правописании безударных гласных.

3. Формировать навыки аналитико-синтетической деятельности (умение отделять слова друг от друга, составлять предложения с заданными словами, определять количество слов в предложении).

4. Расширять словарь (знания о перелетных птицах),

5. Развивать грамматически правильную речь.

Материал;

наложенные изображения («Письменные буквы»).

Игра «Родственники» (для каждого ребенка).

Игра «Зимующие и перелетные птицы» («Весна»).

Рисунок по клеткам («Лебедь»).

План занятия.

I. Организационный момент.

П. Формирование буквенного гнозиса.

III. Логопедическая часть занятия:

1. Закрепление знаний о составе слова.

2. Развитие аналитике -синтетической деятельности: определение родственных (однокоренных) слов, анализ предложений по словам, запись предложений.

IV. Лексико- грамматическая часть занятия;

1. Подбор родственных (однокоренных) слов к заданным словам.

2. Работа над обогащением словаря: закрепление названий перелётных птиц; согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

V. Развитие двигательных навыков пальцев рук.

VI. Итог занятия.

Ход занятия

I. Организационный момент

Существительное

пробежка

Прилагательное

Глагол

пробежать


Слова для подбора: берег, река, птица, звон, зима.

2. Работа над обогащением словаря: закрепление названий перелетных птиц; согла­сование прилагательных с существительными в роде и числе

Используется игра «Зимующие и перелетные птицы. Весна».

Какая из названных птиц - лишняя? Синица, журавль, утка? (синица - зимующая птица, а остальные перелетные)

- Мы поиграем с вами в игру «Зимующие и перелетные птицы».

На этом круге находится изображение весны. В это время года перелетные птицы возвращаются в родные края

В круге есть отверстия для названий перелетных птиц. На лепестках - их изображения, но есть среди них и лишние, зимующие. По внешнему виду отбе­рите перелетных птиц, назовите их. ;«!"-. (= . ..-.и -,". гм» -;>>, -*т:-.

Дети подбирают лепестки, называют птиц.

Охарактеризуйте названия перелетных птиц, подберите для них прилага­тельное (варианты ответов детей). Например:

Грач - черный, если он ходит по пашне с важным видом - он какой? (важный)

Лебедь - если у него голова черного цвета, то он - какой? (черноголовый)

Ласточка - если она быстро летает, то она - какая? (быстрая)

Аист - если он белого цвета, то он - какой? (белый)

Утка - если она живет в дикой природе, то она - какая? (дикая)

Иволга - если она желтого цвета, то она - какая? (желтая)

Кукушка - если она звонко кукует, то она - какая? (звонкая) (

Журавль - если он серого цвета, то он - какой? (серый) "

Жаворонок - если он живет в степи, то он - какой? (степной)

- Запишите следующие словосочетания, следя за правописанием окончаний прилагательных и существительных (они согласуются в роде и числе):

Дети пишут: важный грач (пишем мягкий знак? почему нет?), черный (сло­варное слово) лебедь (правописание парных звонких согласных в конце слова, подбор проверочного - «лебеди»), быстрая ласточка, белый аист, дикая утка, желтая (словарное слово) иволга, звонкая кукушка, серый журавль (слышим «жураваль», пишем без второй буквы «а», это только звук), степной жаво­ронок. - " .!, -

Выделите все гласные в словах а (о) у [ы] я_ ё_ ю^ и е_ (э) : РИС

! V. Развитие двигательных навыков пальцев рук п. ,_,

Логопед предлагает сделать рисунок по клеткам (рис. 23).

Откройте тетради в клетку. Начинаем рисовать с ориентировкой на сторо­ны: вправо - влево, вверху - внизу. Срисуйте изображение лебедя.

Кто у вас получился? (лебедь)

41, - г

VI. Итог занятия " «-..

Какой теме было посвящено наше сегодняшнее занятие? Что входит в со­став слова?

План занятия.

I. Организационный момент.

П. Развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса. 1П. Логопедическая часть занятия:

1. Повторение артикуляции и характеристики звуков [п], [т] и написания букв п, т. _

2. Развитие навыка чтения и оптико-пространственных представлений.

3. Совершенствование оптико-пространственных представлений, навыков анализа предложений по словам, слогового анализа и синтеза. IV. Лексико-грамматическая часть занятия:

1. Работа с деформированными предложениями по графическому образцу.

2. Работа над обогащением словаря: закрепление в памяти названий зимую­щих птиц; введение в словарь прилагательных. 5. Итог занятия.

Ходзанятия

I. Организационный момент

II. Развитие зрительного восприятия и гнозиса

Используется материал игры «Разбежались кто - куда» (варианты 1, 2) (рис. 24). Логопед предлагает детям распределить одинаковые по величине изображения предметов, которые в реальности различаются своими размерами. Подобрав пра­вильный порядок картинок, дети выделяют из названий предметов первые звуки, буквами записывают их в тетрадь.

Например.

Даны картинки - якорь, лампочка, самокат, ракета, вишня. Дети выясняют, что правильный порядок слов таков: ракета (она самая большая), якорь, само­кат, лампочка, вишня. Дети называют первые звуки в этих словах: [р], [й"а], [с], [л], [в 1 ]), а в тетрадь записывают буквы: р, я, с, л, в.

III. Логопедическая часть занятия

1. Повторение артикуляции и характеристики звуков (п), (т) и написания бук» п, т

- Что общего есть у звуков [п], [т]? (Это глухие согласные, они могут быть твердыми и мягкими)

В чем же их различие? (звук [п] произносится с помощью губ, а звук [т] с помощью языка, поднимающегося к твердому нёбу)

- Что общего у букв п, т? (в их состав входят одинаковые элементы - «вертикальная наклонная палочка» и «рыболовный крючок»)

Чем же они различаются? (у этих букв разное количество элементов. У буквы «п» - два, у буквы «т» - три. (третий элемент - «крючок», смот­рящий вверх влево)

2. Развитие навыка чтения и оптико-пространственных представлений

Логопед раздает карточки с игрой «Прочитай названия» («Павлин») (рис. 26).

Кто изображен на карточке? (павлин) Павлин - это кто? (птица жарких стран)

- Прочитайте названия птиц, найдите те, в состав которых входят буквы п, т. Те названия, которые не включают в свой состав буквы п, т - зачеркивайте. ",

- Какие слова включают в свой состав буквы п, т? (дети перечисляют) |

Запишите эти названия, подчеркните буквы п, т. Букву п - одной чертой," букву т - двумя, так как у нее больше элементов.

Дети записывают: павлин, клёст, попугай, аист, цапля, пеликан, альбатрос, стриж, дятел, ласточка. |

3. Совершенствование оптико-пространственных представлений, навыков анализа предложений по словам, слогового анализа и синтеза

Логопед раздает карточки. . ,*- *.>:

Лю бит Пе тя ри со вать. Хо ро шо э то у не го по лу ча ет ся. Как-то на ри со вал Пе тя пе ту ха. Не ус пел о гля нуть ся, как пе тух о жил. Ветре

Официальные сокращения учёных степеней (по материалам Минобрнауки РФ)

Учёная степень

Сокращение

без ученой степени

(не пишется ничего)

доктор архитектурных наук

д-р архитектуры

доктор биологических наук

д-р биол. наук

доктор ветеринарных наук

д-р ветеринар. наук

доктор военных наук

д-р воен. наук

доктор географических наук

д-р геогр. наук

доктор геолого-минералогических наук

д-р геол.-минерал. наук

доктор искусствоведения

д-р искусствоведения

доктор исторических наук

д-р истор. наук

доктор культурологии

д-р культурологии

доктор медицинских наук

д-р мед. наук

доктор педагогических наук

д-р пед. наук

доктор политологических наук

д-р полит. наук

доктор психологических наук

д-р психол. наук

доктор сельскохозяйственных наук

д-р с.-х. наук

доктор социологических наук

д-р социол. наук

доктор технических наук

д-р техн. наук

доктор фармацевтических наук

д-р фармацевт. наук

доктор физико-математических наук

д-р физ.-мат. наук

доктор филологических наук

д-р филол. наук

доктор философских наук

д-р филос. наук

доктор химических наук

д-р хим. наук

доктор экономических наук

д-р экон. наук

доктор юридических наук

д-р юрид. наук

кандидат архитектурных наук

канд. архитектуры

кандидат биологических наук

канд. биол. наук

кандидат ветеринарных наук

канд. ветеринар. наук

кандидат военных наук

канд. воен. наук

кандидат географических наук

канд. геогр. наук

кандидат геолого-минералогических наук

канд. геол.-минерал. наук

кандидат искусствоведения

канд. искусствоведения

кандидат исторических наук

канд. истор. наук

кандидат культурологии

канд. культурологии

кандидат медицинских наук

канд. мед. наук

кандидат педагогических наук

канд. пед. наук

кандидат политологических наук

канд. полит. наук

кандидат психологических наук

канд. психол. наук

кандидат сельскохозяйственных наук

канд. с.-х. наук

кандидат социологических наук

канд. социол. наук

кандидат технических наук

канд. техн. наук

кандидат фармацевтических наук

канд. фармацевт. наук

кандидат физико-математических наук

канд. физ.-мат. наук

кандидат филологических наук

канд. филол. наук

кандидат философских наук

канд. филос. наук

кандидат химических наук

канд. хим. наук

кандидат экономических наук

канд. экон. наук

кандидат юридических наук

канд. юрид. наук

Официальные сокращения учёных званий (по материалам Минобрнауки РФ)

Учёное звание

Сокращение

без ученого звания

(не пишется ничего)

профессор

член-корреспондент РАН

чл.-корр. РАН

член-корреспондент РАМН

чл.-корр. РАМН

член-корреспондент РАСХН

чл.-корр. РАСХН

член-корреспондент РАО

чл.-корр. РАО

академик РАН

акад. РАН

академик РАМН

акад. РАМН

академик РАСХН

акад. РАСХН

академик РАО

Порядок присвоения

В России учёная степень кандидата наук присуждается диссертационным советом по итогам защиты кандидатской диссертации . Затем ВАК России принимает решение о выдаче диплома кандидата наук.

Научные отрасли

В зависимости от специальности, по которой происходит защита кандидатской диссертации, соискателю присуждается одна из следующих учёных степеней :

  • Кандидат архитектурных наук (к. арх. н)
  • Кандидат биологических наук (к. б. н.)
  • Кандидат ветеринарных наук (к. в. н.)
  • Кандидат военных наук (к. воен. н.)
  • Кандидат географических наук (к. г. н.)
  • Кандидат геолого-минералогических наук (к. г.-м. н.)
  • Кандидат искусствоведения (к. иск.)
  • Кандидат исторических наук (к. и. н.)
  • Кандидат культурологии
  • Кандидат медицинских наук (к. м. н.)
  • Кандидат педагогических наук (к. п. н.)
  • Кандидат политических наук (к. пол. н.)
  • Кандидат психологических наук (к. псх. н.)
  • Кандидат сельскохозяйственных наук (к. с.-х. н.)
  • Кандидат социологических наук (к. соц. н.)
  • Кандидат технических наук (к. т. н.)
  • Кандидат фармацевтических наук (к. фарм. н.)
  • Кандидат физико-математических наук (к. ф.-м. н.)
  • Кандидат филологических наук (к. фил. н.)
  • Кандидат философских наук (к. филос. н.)
  • Кандидат химических наук (к. х. н.)
  • Кандидат экономических наук (к. э. н.)
  • Кандидат юридических наук (к. ю. н.)

Ранее также существовала степень кандидата военно-морских наук . Некоторое время (в районе 1940-х годов) учёная степень кандидата искусствоведения называлась кандидат искусствоведческих наук.

Многие специальности допускают присуждение соискателям учёной степени по нескольким вариантам отраслей наук в зависимости от преобладающей предметной области конкретной диссертации. Например, по специальности 02.00.04 (физическая химия) могут быть присуждены степени кандидата физико-математических или технических, или химических наук. При этом, однако, соблюдается принцип «одна диссертация - одна отрасль наук» независимо от количества специальностей диссертации и отраслей наук специальности. Также конкретный диссертационный совет может быть ограничен в номенклатуре присуждаемых степеней в зависимости от отрасли.

Примечания

Источники

  • Нормативные документы на сайте ВАК Минобрнауки России

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Кандидат педагогических наук" в других словарях:

    Диплом кандидата наук Кандидат наук учёная степень первой ступени (до доктора наук) в СССР, Российской Федерации и ряде стран СНГ. В российских вузах кандидатская степень является одним из достаточных условий для участия в конкурсе на должность… … Википедия

    Диплом кандидата наук Кандидат наук учёная степень первой ступени (до доктора наук) в СССР, Российской Федерации и ряде стран СНГ. В российских вузах кандидатская степень является одним из достаточных условий для участия в конкурсе на должность… … Википедия

    Диплом кандидата наук Кандидат наук учёная степень первой ступени (до доктора наук) в СССР, Российской Федерации и ряде стран СНГ. В российских вузах кандидатская степень является одним из достаточных условий для участия в конкурсе на должность… … Википедия

    Диплом кандидата наук Кандидат наук учёная степень первой ступени (до доктора наук) в СССР, Российской Федерации и ряде стран СНГ. В российских вузах кандидатская степень является одним из достаточных условий для участия в конкурсе на должность… … Википедия

    Диплом кандидата наук Кандидат наук учёная степень первой ступени (до доктора наук) в СССР, Российской Федерации и ряде стран СНГ. В российских вузах кандидатская степень является одним из достаточных условий для участия в конкурсе на должность… … Википедия

    Диплом кандидата наук Кандидат наук учёная степень первой ступени (до доктора наук) в СССР, Российской Федерации и ряде стран СНГ. В российских вузах кандидатская степень является одним из достаточных условий для участия в конкурсе на должность… … Википедия

    Диплом кандидата наук Кандидат наук учёная степень первой ступени (до доктора наук) в СССР, Российской Федерации и ряде стран СНГ. В российских вузах кандидатская степень является одним из достаточных условий для участия в конкурсе на должность… … Википедия

    Диплом кандидата наук Кандидат наук учёная степень первой ступени (до доктора наук) в СССР, Российской Федерации и ряде стран СНГ. В российских вузах кандидатская степень является одним из достаточных условий для участия в конкурсе на должность… … Википедия

    Диплом кандидата наук Кандидат наук учёная степень первой ступени (до доктора наук) в СССР, Российской Федерации и ряде стран СНГ. В российских вузах кандидатская степень является одним из достаточных условий для участия в конкурсе на должность… … Википедия

Кандидат наук - кто это? Научный деятель или просто обычный преподаватель вуза? Сегодня эта категория привлекает к себе внимание. Во-первых, быть им престижно. Во-вторых, стать им достаточно непросто. В-третьих, весьма интересно. Что и как нужно сделать, чтобы им стать.

Об этимологии слова

Кандидат в буквальном переводе с латинского языка означает лицо, которое претендует на какую-либо должность или ответственный пост. Собственно говоря, кандидат наук тоже в некотором роде претендент. Он заявляет о себе путём написания научной работы и прилюдной защиты её в соответствующем учреждении.

Научная степень кандидата наук характеризует своего обладателя с позиций его квалификации. Она является подтверждением статуса и определённых достижений в какой-либо отрасли науки.

Немного об истории происхождения учёной степени

Её источником является германская система, которая получила применение как на территории дореволюционной России, так и в Советском Союзе.

В российских университетах учёную степень начали присуждать в 1819 году на основе единой системы утверждённых правил. В период вплоть до 1917 года существовало две степени: магистр (лиценциат) и доктор наук. В те времена она называлась «достоинство».

Начиная с 1934 года и по сей день, учёные степени присваиваются в России и в ряде постсоциалистических стран.

Формальные аспекты

Здесь следует сказать о том, что получение такой учёной степени, как кандидат наук, достаточно сложный процесс как в плане выполнения диссертации, её защиты, так и в аспекте правильного оформления исследования, процедуры защиты и подтверждения.

Согласно норме закона, регулирующего эту сферу, кандидат наук представляет собой так называемую первую учёную степень. Что это значит? Учитывая, что сегодня существует две степени: кандидат и доктор - то это первая ступень, позволяющая получить научную квалификацию и продолжить деятельность в этой сфере.

Согласно нормам российского законодательства, степень присуждается коллегиальным органом - диссертационным советом. Однако этого недостаточно. Необходимо, чтобы она была утверждена соответствующим государственным органом - ВАК (Высшая Аттестационная Комиссия).

После этого бывший аспирант получает подтверждение, а несколько позже диплом кандидата наук.

Что даёт учёная степень

Возможности, которые открывает степень кандидата наук после защиты и получения соответствующего документа, имеют отношение преимущественно к сфере науки и образования:

  • он может преподавать в вузе. Если быть точным, то степень даёт право читать лекции студентам;
  • проработав некоторое время, можно получить соответствующее учёное звание - доцент, которое может присваиваться только кандидатам;
  • если есть желание продолжать научную деятельность, то можно поступить в докторантуру и проводить дальнейшие исследования.

Также нужно знать права кандидата наук.

  1. Возможность принимать участие в конкурсе как претендент на должность доцента или заведующий лабораторией. Если он проводится в научно-исследовательском институте, то - старшего научного сотрудника.
  2. Документ, подтверждающий степень кандидата, является достаточно веским основанием, позволяющим его владельцу не только работать над докторской диссертацией, но и представлять её к защите. Здесь следует помнить о соответствии специальностей. Докторскую можно защищать на основе кандидатской, если она в той же отрасли науки.
  3. Диплом кандидата наук даёт право его владельцу получить соответствующую степень доктора философии, которая используется в ряде европейских стран и США.

Получение учёного звания

Кроме учёной степени, в России используется ещё один критерий дифференциации работников научной и образовательной сфер. Это звание кандидата наук - доцент, которое, к сожалению, не присваивается автоматически. Нормы положения, регулирующего присвоение учёных званий, устанавливают ряд требований.

  1. Наличие степени кандидата наук и срок работы на должности доцента не менее 2 лет. При этом нагрузка должна составлять не меньше, чем четверть (0,25) ставки.
  2. Должны быть публикации: учебные или методические пособия, другие научные труды. Здесь также берётся во внимание профессиональный уровень, который оценивается комиссией, посетившей открытое занятие.
  3. Стаж научной или преподавательской работы должен составлять не менее пяти лет. Три года необходимо осуществлять педагогическую деятельность по соответствующей тематике специальности.
  4. Общее число публикаций должно быть не меньше 20, в их число включают и патенты. За последние три года претендент на должность доцента обязан опубликовать не меньше двух учебных пособий и трёх работ по специальности, указанной в диссертации.

Кроме соответствия изложенным требованиям, будущий доцент должен подать в учёный совет вуза ряд документов:

  • заявление;
  • характеристику, подписанную заведующим кафедрой;
  • список своих научных трудов, заверенный подписями и печатями;
  • выписка из протокола заседания кафедры, на котором была дана рекомендация;
  • копии дипломов об образовании, кандидата наук;
  • выписки из трудовой книги, справки о стаже работы, личный листок с фотографией.

Также могут быть и другие документы, которые может потребовать секретарь учёного совета.

Как стать кандидатом наук?

Процесс этот достаточно сложный и требует от претендента немалых усилий и затрат.

  1. Прежде всего, нужно решить для себя, в какой сфере планируется работа. При этом следует проводить исследования в области, соответствующей базовому образованию. В противном случае, если работа была сделана в родственной или смежной сфере, может потребоваться сдача дополнительного экзамена по специальности.
  2. Поиск научного руководителя. Следует отметить, что это в некотором роде гарантия успешной защиты. Руководитель должен иметь учёную степень кандидата или доктора наук. Здесь желательно узнать, были ли у него аспиранты и защитились ли они.
  3. Поступление в аспирантуру. Этот шаг может отсутствовать, если работа выполняется на основах соискательства при какой-либо кафедре или институте.
  4. Написание диссертации - процесс творческий. Он может занимать много времени. Аспирантура длится 3-4 года, но, к сожалению, период обучения в ней может не совпадать с работой над диссертацией. Поэтому иногда ее написание затягивается.
  5. По окончании аспирантуры сдаются кандидатские экзамены. Некоторые из них можно сдать раньше, например, кандидатский минимум по философии и иностранному языку. Последние экзамены по специальности.
  6. По окончании творческого поиска работа, предварительно проверенная научным руководителем, предоставляется на рассмотрение экспертов, которые назначаются диссертационным советом.
  7. После исправления ошибок и реакции на замечания, можно начинать готовиться к защите. Пишется автореферат, выбираются оппоненты, а также специалисты, которые могут дать отзыв о диссертации.
  8. Защита проходит в диссертационном совете. Он, заслушав доклад аспиранта, ответы на вопросы и замечания оппонентов, выносит свой вердикт о присуждении учёной степени кандидата каких-либо наук по соответствующей специальности (их 23).
  9. Приходит уведомление из ВАКа о том, что работа была рассмотрена и принято решение об её утверждении.

Треть выпускников российских вузов идут на «второй заход», ссылаясь на ошибки выбора первой профессии. Более четверти магистрантов, переходя ко II ступени образования, частично или полностью меняют профиль. Почему?

Человеку сложно найти путь, определиться с будущим направлением карьерного, профессионального развития, не окунувшись в практику выбранных специальностей. Но на 1–2 шаге подготовки это нестрашно: есть система второго высшего, режим смены профиля через магистратуру, подготовительные бизнес-курсы.

Иначе ситуация обстоит с третьим уровнем обучения – научным. Здесь уже готовится полноценный труд, который может стать работой всей жизни человека. Ошибка может увести талантливого ученого из правильной области в скучную и лично ему неинтересную.

Какими путями можно получить степень кандидата наук

Система российского образования учитывает этот фактор риска – он и заложен в формат соискательства. Де-факто, соискание – постоянное состояние молодого специалиста: он ищет профиль (бакалавриат), инструменты для развития (исследовательская деятельность на магистратуре), область приложения накопленных знаний (аспирантура).

Но в законодательно закрепленном понятии соискания научной степени предусмотрены только 2 пути:

  • претензия на научную сферу с освоением программы аспирантуры;
  • соискательство без прохождения подготовки аспиранта.

В первом случае студент заканчивает магистратуру, сдает вступительные экзамены, проходит 3–4 года подготовки с привлечением к непосредственной работе кафедры (педагогическая деятельность, разработка методической документации), защищает кандидатскую диссертацию и получает диплом.

Другой путь сложнее, но может быть более интересным для тех, кто пока не определился с конкретной сферой интересов. Соискательство – возможность получить кандидата наук без аспирантуры. Реализована ФЗ-273, закреплена Приказом Минобразования (Минобрнауки) № 248.

Что собой представляет соискательство

Соискатель наравне с будущими аспирантами сдает кандидатские экзамены (специальная дисциплина, философия и история науки, иностранный язык). После чего получает доступ к научным изысканиям, может выбирать руководителя (консультанта, если его научный труд имеет воплощение – запатентован, работает, осталось облечь его в формат диссертации).

Требования к студенту-соискателю:

  • обязательный диплом специалиста, магистра;
  • публикации в изданиях разного уровня, конференциальные доклады;
  • прикрепление к научному заведению, которое практикует подготовку аспирантов (обязательно должна быть кафедра соответствующего профиля).

Прикрепление у нас осуществляется на срок до полугода. Максимально регламентированный законом период – 3 года. Это время студент посвящает финишной доработке труда, предзащите/ защите диссертации. Он защищается на правах соискателя, получает степень кандидата наук, может претендовать на докторантуру.

Кому подходит соискательство

Отличия соискательства от аспирантуры:

  • занимает больше времени (до 5 лет);
  • стоимость обучения соискателя ощутимо ниже;
  • права на отсрочку от армии соискатель не имеет, но, получив ученую степень (кандидата) вправе отказаться служить.

Такой формат подготовки определяет преимущество соисканий для представительниц прекрасного пола, серьезных специалистов с опытом работы, пришедших к желанию заниматься научной практикой. Часто соискательство предпочитают молоды ученые, которые не определились окончательно с профилем. Очень удобен формат работникам НИИ, вузов, уже накопившим огромный пласт научной информации и готовым переходить на новый уровень (в том числе, уровень заработка).

© 2024 educent.ru - Портал полезных знаний для школьников и их родителей