Правила апелляции егэ. Как я подавала апелляцию на результаты ЕГЭ. Личный опыт. Как проходит заседание

Правила апелляции егэ. Как я подавала апелляцию на результаты ЕГЭ. Личный опыт. Как проходит заседание

06.03.2022

Каждый год на апелляциях нарушают права участников ЕГЭ. Мы записали истории выпускников, которые пытались оспорить выставленную оценку, но столкнулись с абсурдными аргументами, психологическим давлением и негласной квотой на баллы.

«Апелляция - процедура защиты интересов участника экзамена в случае выявления нарушений установленного порядка проведения экзамена и (или) несогласия с выставленными баллами», - официальный информационный портал единого государственного экзамена.

Когда Лиза Паршина узнала свой результат по литературе, она впала в ступор.

У меня был шок. Я просто сидела и ничего не понимала. Смотрела в компьютер и все

Лиза получила 66 баллов. В голове пульсировала единственная мысль: «Мама расстроится». Девушка потянулась за телефоном, набрала номер подруги и спокойным голосом отчеканила: «Я никуда не поступлю». Вместо объяснений Лиза разрыдалась.

Даша Спичко не нашла в себе сил справиться с волнением. Когда на сайте вывесили баллы по литературе, она попросила друга посмотреть результат за нее. Тот долго молчал и уходил от разговора. На экзамене Даша набрала 68.

Я до сих пор благодарна моим преподавателям за то, что они не бросили меня и помогали бороться за мои баллы. Они поддерживали меня, хотя даже я осознавала, как подвела их

Весь год Даша занималась с экспертами ЕГЭ, на практике изучившими критерии оценивания. После первых минут отрицания и сомнения девушка отправила преподавателям сканы своих ответов и стала ждать их вердикта. Репетиторы сошлись во мнении, что у нее отличная работа, которая заслуживает 90+ баллов. Они советовали идти на апелляцию. Преподаватели были уверены, что девушка сможет добиться повышения оценки.

Олег Ян подошел к четырехэтажному желтому зданию. Обычная школа на полпути от Семеновской до корпуса Вышки на Кирпичной. Московские комиссии по большинству предметов собираются именно здесь. Пришедшие раньше своего времени апеллянты сидели на ступеньках крыльца и на заборчике - внутрь не пускали. Один нервно листал тетрадь, второй выслушивал наставления от учительницы. Олег поднялся на крыльцо - навстречу выбежала девушка с заплаканным лицом.


Света Зайцева сдавала географию. По мнению комиссии, девушка допустила ошибку в расчетах. Чтобы нарисовать профиль местности, нужно было отмерить линейкой 8 сантиметров. Допустимая погрешность - от 7,6. Света потеряла два балла, потому что нарисовала линию длиной 7,5 см.

Даша Спичко утверждает, что свободно владеет английским языком. В устном ответе на экзамене она использовала инверсию - перестановку слов в предложении. Преподавательница из комиссии настаивала, что в разговорной речи такое построение фразы недопустимо.

Вы должны были применить свои коммуникационные навыки, а вместо этого стали заворачивать какие-то немыслимые конструкции!

На экзамене по литературе Саша Козлов выбрал сочинение по роману Михаила Шолохова «Тихий Дон». Анализируя образ главного героя, он написал, что Григорий Мелехов искал правду. «Правда у каждого своя», - непринужденно парировала женщина из комиссии. С ее точки зрения, Саша должен был использовать слово «истина». Неправильный подбор синонима стоил ему нескольких баллов.

В одиннадцатом классе Маша К стала призером межрегиональной олимпиады школьников «Высшая проба» по обществознанию. Углубленное изучение предмета позволило девушке включить в эссе материал по философии. Конфликтная комиссия увидела в этом достаточную причину для снижения баллов.

Вот вы привели теории философов, зачем вы это сделали? Хотели выпендриться?

«Председатель, заместитель председателя, ответственный секретарь, члены Конфликтной комиссии обязаны обеспечивать объективное рассмотрение апелляций», - приказ департамента образования города Москвы, пункт 4.6.


На апелляции по обществознанию Машу Л. встретили три женщины с непроницаемыми лицами.

Всем своим видом они заведомо пытались вселить ужас и страх

Девушка пошла на апелляцию с мамой. Они сели рядом, эксперты - напротив. Маша подписала документы. «Знаете ли вы, что баллы можно не только поднять, но и снизить?» - сухо произнесла одна из преподавательниц. Началось обсуждение Машиной работы. Девушка пыталась высказать свою точку зрения, но ее обрывали на полуслове, утверждая, что она не права. Никто даже не пытался ее слушать. Следующий шаг, после которого Маша поднялась и ушла, - сказанное с нажимом: «Мы напоминаем вам, что можем не только поднять, но и снизить баллы. Я вижу в вашей работе еще кое-какие неточности…» Маша вышла и расплакалась.

Очень тяжело, когда люди на тебя давят, и ты чувствуешь, что они сильнее

«Рассмотрение апелляции проводится в спокойной и доброжелательной обстановке», - Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, глава X «Прием и рассмотрение апелляций», пункт 80.


«Члены Конфликтной комиссии соблюдают требования законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих Порядок проведения ГИА-11», - приказ департамента образования города Москвы, пункт 4.4.

На апелляции по обществознанию комиссия вначале вела себя лояльно, вспоминает Маша Л. Преподаватели разводили руками и сетовали, что не могут ничего изменить. Потом направление разговора резко переменилось.

Мне показалось, что они намекали на взятку. Дословно это звучало так: «Мы не в состоянии что-то для вас сделать, потому что потом у нас будут неприятности. Если вы согласны оплатить штрафы, которые нам выпишут, то мы пойдем вам навстречу»

«Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение государственной итоговой аттестации», - Федеральный закон об образовании, статья 59 «Итоговая аттестация», пункт 8.

Маша Коноплева пришла на апелляцию по русскому языку, получив на экзамене 83 балла. Разговаривать с ней не стали. Конфликтная комиссия мотивировала свой отказ тем, что балл и без того слишком высокий.

Готовясь к апелляции по литературе, Олег Ян оформил нотариальную доверенность на свою учительницу, Елену Красовскую, чтобы она стала его законным представителем. Это стоило ему 1500 рублей. Член конфликтной комиссии препятствовала проходу Елены К. в кабинет. Сначала утверждала, что такого в правилах нет, потом говорила, что это только для тех, у кого нет родителя, и просила показать паспорт. Пока длилась дискуссия, подошел массивный мужчина с пометкой «секретарь» на бейдже. Олег протянул ему доверенность.

Какая доверенность? Ну, это для меня не документ!

С этими словами мужчина вернул Олегу доверенность и теперь уже сам не пустил Елену в кабинет.

«Обучающийся, выпускник прошлых лет и (или) его родители (законные представители) при желании присутствуют при рассмотрении апелляции», - Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, глава X «Прием и рассмотрение апелляций», пункт 80.

Полине К. обнулили баллы сразу за несколько сочинений, которые соответствовали всем критериям. На апелляции выяснилось, что бланк ответов не прочитали с обратной стороны. Несмотря на это, конфликтная комиссия согласилась добавить лишь два первичных балла. Поднимать выше нельзя из-за «указания сверху», пояснили свое решение преподаватели.


Олег Ян охрипшим голосом спорил с комиссией четвертый час подряд. Ему трижды сменили экспертов, причем слова каждого нового противоречили тому, на чем настаивал предыдущий. Шел уже девятый час вечера, и комиссия завершала работу. Олега попытались убедить, что у него нет выбора и нужно подписывать протокол. Тем самым они скрыли информацию о повторном рассмотрении на федеральной комиссии в случае несогласия апеллянта. Однако Олег все же знал о такой процедуре, и его нехотя направили в кабинет на подписание документов.

Катя Собко , ходившая на апелляцию по английскому языку, внимательно изучила свои права еще на этапе подготовки. После безуспешных попыток добиться изменения баллов она заявила, что хочет продолжить дискуссию на федеральном уровне. Женщина с бейджем «психолог» буднично продиктовала порядок действий: нужно подписать отказ от апелляции, затем спуститься на первый этаж и пройти в железную серую дверь. Катя переспросила несколько раз, схема оставалась той же. Тогда она подписала все необходимые бумаги, вышла из аудитории и бодрым шагом направилась к железной двери.

Здравствуйте, я хотела бы подать заявление о пересмотре работы на федеральном уровне.
- Девочка, у тебя апелляция была?
- Была. Я подписала отказ и хочу обратиться к федеральной комиссии. Меня направили сюда.
- Ну вот раз отказ подписала, апелляция закончилась. Гуляй.

«С целью оказания консультационной помощи участникам ГИА-11 организуется работа консультационного пункта Конфликтной комиссии», - приказ департамента образования города Москвы, пункт 5.8.

Позже знакомый преподаватель объяснил Кате, как это работает. Если человек подписывает отказ, его просто отправляют домой. Если же он пишет заявление на федеральную комиссию, действуют по-другому. Пока человек спускается с третьего этажа на первый, люди из конфликтной комиссии успевают позвонить коллегам из федеральной и убедить их не принимать заявление.


Федеральная комиссия собралась в том же здании неделю спустя, вспоминает Олег Ян . По правилам в ней не могут участвовать эксперты, проводившие рассмотрение апелляции на первом этапе. За полчаса до начала заседания Олег стал свидетелем странной картины. Уже знакомая ему преподавательница сидела рядом с женщиной, которая должна будет спорить с ним сегодня, и объясняла ей, как это нужно делать.

Сама комиссия напоминала суд: большой стол, во главе судья - председатель конфликтной комиссии. Слева прокурор - представитель экспертной комиссии, которую только что подробно инструктировали. Вдоль стола сидело десять экспертов. Олег предполагает, что из них экспертами в действительности были лишь двое, ведь только они участвовали в дискуссии и высказывали мнения. Остальные лишь поднимали руки на голосовании. Приятно удивило Олега наличие «адвоката»: женщина, представившаяся гражданским наблюдателем, поддерживала его аргументы и даже смогла убедить комиссию добавить один балл.

Олег отмечает источники, на которые прокурор ссылалась в ходе дискуссии. Она упоминала монографии неких докторов наук и даже цикл лекций на канале «Культура».

Говорить о том, что отношения к школьной программе эти материалы не имеют никакого, думаю, будет излишне

Когда комиссия склонилась к тому, чтобы прибавить один балл, прокурор прибегнула к последнему аргументу. Она достала заявление Олега, зачитала цитату про противоречивые аргументы и сказала, что это неуважение к экспертам. По результатам федеральной комиссии, Олег все-таки смог улучшить свой результат, но только на один балл.


На ЕГЭ по английскому языку Оле М. удалось набрать 91 балл, но естественное желание увидеть и проанализировать ошибки все равно присутствовало. Когда Оля изучала работу по сканам, то заметила странность в оценке эссе. Девушка и ее репетитор пришли к выводу, что баллы урезали неоправданно.

В выходной день Оля отправилась на другой конец Москвы. Уже на месте она узнала, что с комиссией ей придется общаться по скайпу.

«Для участников ГИА-11, по уважительным причинам не имеющим возможности прибыть лично в Конфликтную комиссию, возможно проведение апелляций с использованием информационно-коммуникационных технологий в режиме видеоконференции», - приказ департамента образования города Москвы, пункт 5.6.

Девушку усадили за ноутбук, подключили аппаратуру. Наушники казались большими и неудобными, а микрофон постоянно спадал. Собеседников было трудно расслышать из-за плохой связи. Как только Олю соединили с экспертами, они раздраженно сообщили, что очень спешат на обед. Сначала девушка растерялась. Потом перевела дух и стала зачитывать распечатанные критерии. «Вы там что-то не то читаете», - грубо перебили ее. Она пыталась объяснить, что это критерии с официального сайта, но никто и не думал слушать. Внезапно в разговор влез какой-то посторонний мужчина. Он не счел нужным представиться, а сразу перешел на повышенные тона. Оля не запомнила содержания его слов, только громкий и резкий голос, который заставил ее вжаться в кресло от страха. Она и без того сильно нервничала - качать права девушка не умела и не привыкла. Оля настраивалась на мирную беседу с экспертами, к такому отношению она не была готова. В какой-то момент девушка больше не смогла сдерживать слезы.

Апелляция на ЕГЭ бессмысленна. Ни один балл никто не поднимет, даже при явной ошибке проверяющих


К сожалению, федеральная статистика апелляций не публикуется в открытом доступе. Наша редакция провела исследование на основе данных по регионам России. Для этого мы использовали информацию из официальных документов Республики Татарстан, Хабаровского края, Саратовской и Томской области.

Нам удалось выяснить, что в Республике Татарстан в 2017 году количество апелляций уменьшилось почти вдвое.

В Хабаровском крае в 2017 году отклонили около 85% поданных апелляций.

В Саратовской области в 2018 году больше двух баллов добавили только шести апеллянтам из 180-ти.

В Томской области количество удовлетворенных апелляций снижается в среднем на 5-6% в год.

Из этих цифр видно, что количество поданных и удовлетворенных апелляций сокращается с каждым годом. Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов признался «Российской газете», что положительно оценивает этот процесс.

«В последнее время количество заявлений в конфликтные комиссии уменьшилось. Перестали обращаться те ребята, которые подавали апелляцию просто так, на авось: а вдруг экзаменаторы прибавят баллы? Теперь все заявления - по существу, как правило, от тех, кто очень уверен в своих силах и знаниях».

Текст: Александра Левинская
Редактор: Олег Ян

Действующим законодательством в целях обеспечения права на объективное оценивание знаний участникам ЕГЭ предоставляется право подать в письменной форме апелляцию о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ по общеобразовательному предмету и (или) о несогласии с выставленными баллами в конфликтную комиссию. Конфликтная комиссия не рассматривает апелляции по вопросам содержания и структуры контрольно - измерительных материалов по общеобразовательным предметам, а также по вопросам, связанным с нарушением участником ЕГЭ установленных требований к выполнению экзаменационной работы. Участники ЕГЭ и (или) их родители имеют право присутствовать при рассмотрении апелляции. При нарушении порядка проведения ЕГЭ учащиеся подают апелляцию в день проведения экзамена по соответствующему общеобразовательному предмету уполномоченному представителю государственной экзаменационной комиссии, не покидая пункта проведения ЕГЭ. В целях проверки изложенных в апелляции сведений о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ уполномоченным представителем ГЭК создается комиссия и организуется проведение проверки. В состав указанной комиссии могут включаться руководитель пункта проведения экзамена, организаторы, общественные наблюдатели, медицинские работники и представители правоохранительных органов. Результаты проверки оформляются в форме заключения комиссии. Апелляция и заключение комиссии о результатах проверки в тот же день передаются уполномоченным представителем ГЭК в конфликтную комиссию. При рассмотрении апелляции о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ конфликтная комиссия рассматривает апелляцию и заключение комиссии о результатах проверки и выносит одно из решений: об отклонении апелляции; об удовлетворении апелляции. При удовлетворении апелляции результат ЕГЭ отменяется и участнику ЕГЭ предоставляется возможность сдать ЕГЭ по данному общеобразовательному предмету в иной день, предусмотренный единым расписанием проведения ЕГЭ в текущем году.

Апелляция о несогласии с выставленными баллами может быть подана учеником в течение двух рабочих дней со дня объявления результатов ЕГЭ по соответствующему общеобразовательному предмету. О времени и месте рассмотрения апелляций учащиеся, подавшие апелляцию, должны быть заблаговременно проинформированы. Руководитель пункта проведения экзамена или образовательного учреждения, принявший апелляцию, должен незамедлительно передать ее в конфликтную комиссию. При рассмотрении апелляции о несогласии с выставленными баллами конфликтная комиссия запрашивает в региональный центр обработки информации распечатанные изображения экзаменационной работы, которые представляются участнику ЕГЭ. Выпускник, должен подтвердить, что предъявлены изображения выполненной им экзаменационной работы. По результатам рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами конфликтная комиссия принимает решение об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов либо об удовлетворении апелляции и выставлении других баллов. В случае выявления ошибок в обработке или проверке экзаменационной работы участника ЕГЭ конфликтная комиссия передает соответствующую информацию в РЦОИ для передачи в уполномоченную организацию с целью пересчета результатов ЕГЭ. По всем возникающим вопросам по порядку обжалования результатов ЕГЭ Вы можете обратиться в отдел образования администрации муниципального района, города. В случае, если Вы считаете, что Ваше право на апелляцию о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ или о несогласии с выставленными баллами по ЕГЭ нарушено, Вы можете обратиться в прокуратуру или в суд в рамках административного судопроизводства.

20/06/2011

О нарушении процедур сдачи ЕГЭ говорят каждый год, но я ни разу не слышала возмущений по поводу того, как проходят апелляции на результаты ЕГЭ. Я узнала, как эти апелляции проходят – на своем опыте. Осталась недовольна.


«А пелляция - это письменное заявление участника ЕГЭ либо о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ, либо о несогласии с результатами ЕГЭ» - такова официальная формулировка с сайта Рособрнадзора. Апеллируют на итоги ЕГЭ весьма часто. Некоторые выпускники просто хотят узнать свои ошибки, но большинство пытается повысить свой результат.

Баллы, которые оказались в таблице моих оценок после сдачи ЕГЭ даже произносить стыдно - 62. А ведь рассчитывала минимум на 80. Я возмутилась.

Ноту протеста, в которую мне требовалось вписать ФИО, предмет и поставить подпись я, выпускница 2010 года Лицея № 18 города Новочебоксарска, отнесла в конфликтную комиссию Чувашской Республики. Вспомнив ответы, которые вписывала в экзаменационные бланки, и просмотрев критерии оценки, я подготовила железные аргументы в подкрепление решительного: «Повысьте мне баллы!» Помимо этого, я проконсультировалась со своей тетей - школьной учительницей литературы. Тетя настроила меня оптимистически и уверила в том, что возможность получить больше баллов - есть.

Поясню: ЕГЭ по литературе состоит из двух частей. Первая (блок В) включает в себя 12 вопросов с кратким ответом (за каждый экзаменующийся может получить 1 балл), но эта часть проверяется компьютером, поэтому обжалованию не подлежит. Вторая (С) требует написания развернутых ответов, их уже читают проверяющие. Всего предоставляется 5 заданий. За 4 из них можно получить по 3 балла, а за финальное сочинение - 15 баллов (оценивается оно по 5 критериям, каждый «весит» 3 балла). По итогам всей работы можно получить 39 баллов - этот результат называется первичным. Но поскольку все результаты выдаются участникам по стобальной шкале, полученную сумму необходимо перевести. Для этого существует особенная шкала, в которой указано, скольким баллам равен каждый первичный. Для каждого предмета существует своя система перевода. Тетя вполне уверенно говорила о большой вероятности отыграть два первичных балла.

Апелляцию назначали через день после подачи заявления. В коридоре конфликтной комиссии я встретила ее председателя Елену Дмитриевну, которая уже не первый год исполняет эту обязанность. Основное место ее работы - психолог лицея, в котором я училась. От учителей своей школы я практически при каждой встрече слышала: «Елена Дмитриевна все проконтролирует, не переживайте».

В кабинет меня пригласили в 14 часов (хотя назначили визит на 12.00). За столом сидела женщина-эксперт, рассматривавшая мою работу. Почему одна? Г-жа Глебова, глава Рособрнадзора обещала двоих! Ну не разворачиваться же к выходу (сейчас понимаю, что нужно было побежать прямиком к Елене Дмитриевне!).

С экспертом, имя которой осталось неизвестным, во взглядах на жизненный путь Родиона Раскольникова мы не сошлись. Еще экспертисса, как я поняла, считала, что Ленский стрелялся с Грушницким.

В течение разбора работы я три раза услышала: «Девушка, для вас апелляция закончена! До свидания». Уходить я упорно отказывалась, поскольку не считала доводы эксперта убедительными.

Весь анализ моих экзаменационных ответов складывался из фраз: «Проверяющие завысили баллы! Я бы здесь поставила ноль!», «Девушка, чем вы недовольны?!».
- Объясните, пожалуйста, за какую ошибку сняли один балла? - спрашивала я.
- Девушка, давайте дальше смотреть! Иначе аннулирую все!

Я думала, не повезло мне, тетка вредная попалась, но за соседним столом сидел юноша, на которого безымянный эксперт кричал в ответ на робкое: « Я привел в пример цитату из статьи Белинского».
- Молодой человек, Белинский для меня не авторитет!

Мой разбор полетов закончился: «Девушка, скажите спасибо, что я оставила количество баллов прежним».

Я не стала искать председателя комиссии (ошибка №2). Но вечером созвонилась с ней и объяснила ситуацию: « Ты бы сказала мне сразу, я бы подошла, по-хорошему поговорила».

Как выяснилось позже, «по-хорошему» действительно помогло некоторым, и даже более чем. Например, знакомый, сдававший ЕГЭ по информатике, «по-хорошему» получил балл за задание, которое даже не написал. Эксперт просто спросил, сколько баллов он хочет.

Кстати, на сайте Рособрнадзора нет правил проведения апелляции. Не установлен регламент времени на одного участника ЕГЭ, и присутствие двух экспертов, о которых наговорила Глебова, не оговаривается. Должности и статус проверяющих тоже не имеют значения.

Еще несколько лет назад на апелляции по оценкам ЕГЭ было лучше и не соваться. Посмотреть толком свои же работы было более чем проблематично; сопровождающих, даже если это родители апеллянта, от присутствия на комиссии безжалостно отсекали.

А чтобы уж окончательно отбить у детей охоту жаловаться на несправедливость, апелляционным комиссиям разрешили не только отказывать в повышении баллов, но эти баллы понижать . И в ряде случаев так и сделали, после чего движение апеллянтов не то чтобы совсем уж, по Радищеву, «встало в пень», но на несколько лет заметно приутихло.

Новые правила апелляции более комфортны для детей. Сейчас в Москве свою работу можно посмотреть в личном кабинете, проанализировать ее, посоветоваться с учителем и родителями и лишь затем решать, идти ли на апелляцию. Кроме того, вот уже второй год на апелляции присутствуют общественные наблюдатели. Однако...

Написать апелляцию на нарушения процедуры несложно: главное помнить, что сделать это можно только сразу, не выходя с экзамена. Именно так, отметим, в ходе текущей кампании и поступили ребята, которым на ЕГЭ по литературе не хватило дополнительных бланков. И их апелляции были удовлетворены.

А вот с попыткой повысить оценки дело обстоит сложнее. Особенно в гуманитарных предметах с их неизбежным трактовочным уклоном: «По точным наукам,- заверили «МК» учителя математики и физики,- проблем с оцениванием работ, в том числе при апелляциях, не бывает, т. к. число есть число, а формула есть формула - либо они правильны, либо нет».

Основная часть апелляций текущего года еще впереди. Однако пару-тройку типичных ситуаций можно рассмотреть на примере прошлого года.

Это очень нервная и неприятная процедура: дети не понимают, за что им снизили балл, и рыдают, а члены комиссии сидят с каменными лицами, не слушают объяснений и настаивают на своем,- рассказала «МК» Ольга, мама выпускницы прошлого года.- Родители уверены, что у них негласный приказ не повышать оценок: говорят, что в этом случае их лишают премий.

И это очень похоже на правду: дочке, например, снизили балл за то, что она использовала в мини-сочинении в ЕГЭ по русскому языку не две цитаты, а пять. А на апелляции сказали: «Будете качать права, зачтем еще одну цитату и вообще снизим балл». И вообще вели себя очень жестко. Ребенок зарыдал, и мы ушли.

Я подавала апелляцию по русскому языку,- рассказывает выпускница прошлого года, круглая отличница Лиза.- Пробники написала на 100 баллов, а получила всего 82.

В частности, мне показалось несправедливым снижение балла за речевой оборот «слушать уговоры» (речь шла о диалоге Лопахина с Раневской в «Вишневом саде». - «МК» ). Но ни одного балла мне не добавили: члены апелляционной комиссии заявили, что «не слышали такого речевого оборота», хотя я консультировалась с учителями, и те подтвердили, что он вполне возможен. При этом ни одного общественного наблюдателя на апелляции не было - только два члена комиссии...

Проблема Никиты на прошлогоднем ЕГЭ по русскому языку оказалась типичной. Ему, как и многим другим выпускникам, снизили оценки за неправильное, по версии проверяющих, определение проблемы и темы доставшихся им текстов.

Так, в случае Никиты считалось, что правильный ответ - «экология речи», а не просто «экология», как написал он. Правда, члены его апелляционной комиссии были вежливы и доброжелательны. И даже признали резон в ссылке мамы Никиты на фразу из ключей к заданию, позволяющую истолковать экологию, о которой шла речь, в буквальном смысле слова. Но апелляцию все же отклонили, посоветовав обратиться с жалобой в Рособрнадзор. Мама так и поступила. И там оценка, хотя и частично, но была повышена.

Однако произошло это лишь в конце июля, когда Никита со своими изначальными баллами уже был вынужден поступить в МГУ на платное обучение...

Единый государственный экзамен как обязательный существует более десяти лет, но несмотря на это остается серьезной проверкой знаний, полученных по предмету, и психологической устойчивости. Каждый балл здесь на счету, и от него зависит получение желаемой профессии и будущее. Результаты, которые могут разочаровать, часто кажутся неоспоримыми, но это не так. Каждый выпускник имеет право на апелляцию. Это серьезное мероприятие, к которому нужно тщательно готовиться, в том числе и морально.

Суть апелляции

Это обжалование итогов экзаменационного испытания, которые были определены экспертами. Цель – повышение баллов, на которое рассчитывает выпускник при подаче . Его необходимо составить в течение двух дней с момента получения результатов.

Подготовка

Тщательная подготовка и рассмотрение своей работы с точки зрения соответствия ответов критериям оценивания – залог успеха. Составьте список заданий и, возможно, вопросов, которые хотите задать членам экспертной комиссии. Обратитесь за помощью к преподавателю или репетитору по тому или иному предмету.

Правила поведения

Чтобы понять, как себя вести, рассмотрим этапы этого мероприятия:

  • назначается место и время заседания;
  • приходите в день процедуры с паспортом;
  • сопровождать вас могут родители как законные представители несовершеннолетнего;
  • ваш труд проверяется снова, затем начинается дискуссия;
  • вам задают вопросы по тем заданиям, проверка которых вас не устраивает;
  • отвечаете на них, используя весомые аргументы (учебники или пособия с теоретическим материалом по необходимой теме).

Прийти надо подготовленным: заранее проработайте (самостоятельно или с учителем) все возражения, касающиеся работы, будьте уверены в своих знаниях, которые предстоит продемонстрировать. Поэтому не советуем затеивать это, если вы сами сомневаетесь в них.

Завоевать небольшое расположение комиссии можно и даже нужно внешним видом. Придерживайтесь строгости в одежде, вы не должны выглядеть вызывающе и неопрятно.

Правильный настрой и стиль поведения также сыграют положительную роль в процессе апелляции. Немаловажным будет здесь прежде всего ваше . Не воспринимайте эту встречу как последнюю битву, выиграть которую надо любой ценой. Выспитесь хорошо накануне, не нервничайте чрезмерно и помните: все, что кажется чрезвычайно важным и значимым сейчас, станет пустяком через несколько лет. Не позволяйте каким-то цифрам вывести себя из равновесия.

Оставайтесь спокойны и уравновешенны, будьте вежливы и учтивы. Отстаивание себя и результатов ЕГЭ путем использования в своей речи обвинений, повышенного тона, а возможно, даже криков и истерик не только не даст вам ничего, но и произведет не самое лучшее впечатление. После этого надеяться благополучный исход в собственную пользу уже не придется. Свою точку зрения доказывайте спокойно и аргументированно, без лишних возражений и эмоций.

Будьте вежливы: обязательно приветливо поздоровайтесь, а по окончании также попрощайтесь независимо от исхода. Ведите диалог в деловом ключе: интересуйтесь, задавайте волнующие вас вопросы, просите экспертов объяснить то, что, вероятно, будет непонятно. Конечно же, спорить можно, если без этого нельзя обойтись при аргументации, но важно делать это максимально тактично, без грубостей.

Как добиться повышения оценки

Если ваша апелляция была отклонена, баллы, выставленные ранее, сохраняются без изменений. Если же окажется удовлетворена, то их количество изменяется. Учитывайте, что перепроверка может привести к их снижению, если окажется, что какой-то из критериев не был соблюден или вы не сможете достаточно убедительно аргументировать тот или иной аспект работы.

Оценку обычно повышают, если была допущена так называемая техническая ошибка (это касается тестовой части). За часть, предполагающую развернутый ответ, добиться увеличения баллов сложнее. Для этого у вас должна быть сильная доказательная база и умение отстоять свою позицию с использованием всех аргументов. Учитывайте, что эксперты повышает оценку нечасто и довольно неохотно. Тем самым им приходится признавать в некотором смысле собственную некомпетентность. Но попробовать все же стоит. Желаем удачи, если решились на это!

© 2024 educent.ru - Портал полезных знаний для школьников и их родителей