Южная африка в 17 веке. Древняя история западной африки. Новая история Африки

Южная африка в 17 веке. Древняя история западной африки. Новая история Африки

07.05.2020

К нига известного немецкого (ГДР) историка Т. Бюттнер посвящена истории Африки с древнейших времен до территориального раздела континента между империалистическими державами. Написанная с марксистских позиций и с использованием трудов прогрессивных зарубежных ученых, эта работа разоблачает расистские и колониально-апологетические концепции буржуазной историографии.

ВВЕДЕНИЕ

«Африка сама напишет свою историю, славную и почетную для всего континента, от севера до юга», - сказал незабвенный Патрис Лумумба незадолго до того, как он был убит в 1961 г. И действительно, сейчас Африка

с присущим ей революционным энтузиазмом оживляет важнейшие исторические традиции и восстанавливает культурные ценности. При этом ей приходится непрестанно преодолевать барьеры, которые воздвигли и тщательно оберегали колониалисты, чтобы отгородить африканцев от истины. Наследие империализма глубоко проникает в самые различные области жизни. Его идеологическое воздействие на сознание народов Тропической Африки было и остается не менее важным фактором, чем унаследованные от колониализма экономическая и социальная отсталость, нищета, униженное положение и зависимость от иностранных монополий.

Ныне, однако, народы Африки решительно срывают с себя цепи, которыми их связывали колониалисты. В 50-х и начале 60-х годов большинство народов Африки, находившихся под игом империализма, достигли политической независимости. Это явилось важной вехой на трудном пути их борьбы против империализма, за национальный суверенитет и социальный прогресс. Постепенно они приходят к пониманию того, что их борьба составляет часть мирового революционного, процесса, в котором главная роль принадлежит социалистическому содружеству государств во главе с Советским Союзом. Африканские народы прилагают огромные усилия, чтобы укрепить завоеванную политическую независимость и дать отпор многочисленным проискам неоимпериалистов. Перед ними стоят такие сложные задачи, как глубокие социальные и экономические преобразования, демократические аграрные реформы, ликвидация преобладания иностранных монополий, создание самостоятельной национальной экономики. Однако на нынешнем этапе не менее актуальна задача возрождения национальной культуры, частично уничтоженной или приниженной колониальными державами, и восстановления в памяти народной исторических традиций и славны деяний прошлого.

Изучение истории африканских народов получило новое направление. Чтобы успешно бороться против империализма, надо не только знать о славных подвигах борцов против колониализма, но и представлять себе замечательную историю государственных образований доколониального периода. Исследователям удалось почти повсеместно сорвать окутывавший ее флер романтики и мистики, и теперь они стремятся выявить важнейшие прогрессивные и революционные традиции, столь важные для современной национально-освободительной революции. Прогрессивная африканская историография сможет выполнить эту трудную задачу только при поддержке марксистов и других сил во всем мире, борющихся против империализма. Их объединяет общее стремление свергнуть, иго империалистов и неоколониалистов, устранить насаждаемую ими дискриминацию и, конечно, опровергнуть реакционные буржуазные теории истории Африки, представляющие собой апологию колониализма.

К каким только измышлениям не прибегали капиталисты, чтобы оправдать ограбление колоний! Через множество печатных трудов красной нитью проходит мысль, что до прихода колониальных господ африканцы были полностью или почти полностью лишены способности к общественному прогрессу. Эта идея разрабатывалась на все лады и усиленно распространялась. Всего лишь 30 лет назад один колониальный чиновник назвал африканцев «дикарями, которых миновала история». Нет числа высказываниям, относящим народы Африки к «неисторическим» и даже низводящим их до «уровня диких животных». История Африки изображалась в виде постоянных приливов извне и отливов «волн высшей цивилизации», которые в известной мере способствовали развитию африканского населения, обреченного на застой. Европейские колонизаторы приписывали «динамическим, созидательным, культурным импульсам, поступающим со стороны», продолжительное рациональное воздействие, ибо «древнеафриканская культура лишена присущего западной цивилизации фаустианского стремления к вечной жизни, исследованию и открытиям»

По сути дела, история народов Африки к югу от Сахары сводилась к системе чуждых культурных напластований. Для вящей убедительности империалисты изображались «высшими культуртрегерами». Продолжая фальсификацию истории Африки, апологеты колониализма оценивали безжалостное колониальное ограбление африканцев как благодеяние, особенно благотворное для их культуры и якобы открывшее им путь от стагнации к современному прогрессу. Совершенно очевидно, какие политические и социальные функции призваны выполнять подобные теории: они предназначены замаскировать истинную сущность и масштабы колониального угнетения и тем самым лишить антиколониальное и национально-освободительное движение его антиимпериалистической направленности.

Глава I

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ АФРИКА КОЛЫБЕЛЬЮ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА?

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕЙШЕЙ И ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ

По-видимому, первые на земле люди появились на Африканском континенте, поэтому он занимает совершенно особое месте в изучении всей истории человечества, и истории древнейших и древних периодов нашей цивилизации в частности. Открытия последних лет в Южной и Юго-Восточной Африке (Стеркфонтейн Таунг, Брокен-Хилл, Флорисбад, Кейп-Флэтс и т. д.), в Сахаре особенно же в Восточной Африке показали, что прошлое человечества исчисляется миллионами лет. В 1924 г. Р. А. Дарт нашел в Южной Африке остатки австралопитеков (человекообезьян), чей возраст насчитывает примерно миллион лет. Но проф. Л. Лики, впоследствии его сын и жена после продолжительных и трудный раскопок на территории Кении и Танзании - в ущелье Олдувай к югу от озера Виктория, и в районе Кооби-Фора и Илерет (1968), а также погребения Лаэтвлил в Серенгети (1976) - нашли костные остатки, возраст которых оценивается уже от 1,8 до 2,6 миллиона, а в Лаэтвлиле - даже в 3,7 миллиона лет.

Установлено, что только на Африканском континенте обнаружены костные остатки, представляющие все ступени развития человека, чем, очевидно, подтверждается на основе новейших ан тропологических и палеонтологических данных эволюционное учение Дарвина, который считал Африку «прародиной человечества». В Олдувайском ущелье в Восточной Африке мы находим остатки представителей всех этапов эволюции, предшествовавших возникновению Ното sapiens. Они эволюционировали (частью параллельно и не всегда получая дальнейшее развитие) от австралопитека к Ното habilis, а затем к последнему звену эволюционной цепочки - неоантропу. Пример Восточной Африки доказывает, что формирование Ното sapiens могло происходить самыми различными путями и что далеко не все они изучены.

Климатические изменения, наступившие в четвертичном периоде и длившиеся больше миллиона лет, особенно три больших плювиальных (влажных) периода, оказали большое влияние на Африку и превратили области, ныне являющиеся пустынями, в саванны, где с успехом охотились доисторические люди. Связанные с плювиалами смещения и изменения уровня вод могут быть использованы в числе других методов для датировки первобытных находок. Уже среди археологических материалов, относящихся к первым плювиальным периодам, наряду с костными остатками прачеловека найдены первые каменные, вернее, галечные орудия труда. На территории Европы подобные им изделия появились значительно позднее - только во время межледниковых периодов.

Находки древнейших галечных и каменных орудий олдувайской и стелленбошской культур, равно как и датируемых началом верхнего палеолита (около 50 тысяч лет назад) многочисленных остатков толстых и тонких обработанных нуклеусов и рубил с черенком, обнаруженных теперь уже во многих районах Магриба (атер, капсий), Сахары, Южной Африки (фаурсмит), Восточной Африки и бассейна Конго (Заир), свидетельствуют о развитии и успехах ранне- и позднепалеолитических людей на африканской земле

Огромное количество усовершенствованных каменных орудий и наскальных изображений, относящихся к мезолиту (среднему каменному веку), говорит о значительном росте населения и высоком уровне доисторической культуры в определенных областях Африки начиная с X тысячелетия до н. э. Культуры лупембе и читоле в бассейне Конго, а также мезолитические центры в Северо-Восточной Анголе, в некоторых районах Уганды, Замбии, Зимбабве и на северном побережье Гвинейского залива представляют важный этап дальнейшего прогресса культуры. Люди лупембской культуры умели делать долота и полые предметы, остроконечники со сбитой спинкой и каменные листовидные наконечники для копий и орудий типа кинжала, которые выдерживают сравнение с лучшими каменными наконечниками, найденными на территории Европы.

Бытует заблуждение, что до прихода европейских колонистов в Африке жили одни дикари в набедренных повязках, которые не имели ни цивилизации, ни государств. В разные времена там существовали сильные государственные образования, которые своим уровнем развития порой превосходили страны средневековой Европы.

Сегодня о них известно немного - колонизаторы грубо разрушили все зачатки самостоятельной, уникальной политической культуры чернокожих народов, навязали им свои порядки и не оставили никаких шансов на самостоятельное развитие.

Традиции погибли. Хаос и нищета, которые сейчас ассоциируются с черной Африкой, возникли на зеленом континенте не из-за насилия европейцев. Поэтому древние традиции государств черной Африки сегодня известны нам только благодаря историкам и археологам, а также эпосу местных народов.

Три золотоносные империи

Уже в XIII веке до н.э. финикийцы (тогдашние хозяева Средиземноморья) вели торговлю железом и экзотическими товарами, вроде бивней слонов и носорогов с племенами, которые жили на территориях современных Мали, Мавритании и региона большой Гвинеи.

Неизвестно, имелись ли в это время полноценные государства в этом регионе. Однако можно с уверенностью сказать, что к началу нашей эры на территории Мали были государственные образования, и сложился первый безусловный региональный доминант - империя Гана, которая вошла в легенды других народов как сказочная страна Вагаду.

Нельзя сказать ничего конкретного об этой державе, кроме того, что это было сильное государство со всеми необходимыми атрибутами - все, что мы знаем о той эпохе, мы знаем из археологических находок. Человек, владеющий письмом, впервые побывал в этой стране в 970 году.

Это был арабский путешественник Ибн Хаукала. Он описал Гану как богатейшую страну, тонущую в золоте. В XI веке берберы разрушили это, возможно, тысячелетнее государство, оно распалось на множество мелких княжеств.

Новым доминатом региона вскоре стала империя Мали, которой правил тот самый манса Муса, который считается самым богатым человеком в истории. Он создал не только сильное и богатое, но и высококультурное государство - в конце XIII века в медресе Томбукту складывается сильная школа исламского богословия и науки. Но империя Мали просуществовала недолго - примерно с начала XIII в. по начало XV в. Ее сменило новое государство - Сонгай. Он стал последней империей региона.

Сонгай не был так богат и силен как его предшественники, великие золотоносные Мали и Гана, которые обеспечивали золотом половину Старого Света, и куда больше зависел от арабского Магриба. Но, тем не менее, был продолжателем той полуторатысячелетней традиции, которая ставит эти три государства в один ряд.

В 1591 марокканская армия после продолжительной войны окончательно уничтожила армию Сонгая, а вместе с ней и единство территорий. Страна распадается на множество мелких княжеств, ни одно из которых не смогло вновь объединить весь регион.

Восточная Африка: колыбель христианства

Древние египтяне мечтали о полулегендарной стране Пунт, которая находилась где-то на территории Африканского рога. Пунт считался прародиной богов и египетских королевских династий. В понимании египтян эта страна, которая, судя по всему, на самом деле существовала и торговала с поздним Египтом, представлялась чем-то вроде Эдема на земле. Но о Пунте известно мало.

Гораздо больше мы знаем о 2500-летней истории Эфиопии. В VIII веке до н.э. на Африканском роге поселились сабеи - выходцы из стран южной Аравии. Царица савская - именно их правительница. Они создали царство Аксум и распространили порядки высоко цивилизованного общества.

Сабеи были знакомы и с греческой, и месопотамской культурой, владели очень развитой письменностью, на основе которой появилось аксумское письмо. Этот семитский народ распространяется по эфиопскому плато и ассимилирует жителей, принадлежащих к негроидной расе.

В самом начале нашей эры появляется очень сильное Аксумское царство. В 330-х годах Аксум принимает христианство и становится третьей древнейшей христианской страной, после Армении и Римской империи.

Это государство просуществовало более тысячи лет - до XII века, когда распалось из-за острого противостояния с мусульманами. Но уже в XIV веке христианская традиция Аксума возрождается, но уже под новым именем - Эфиопия.

Южная Африка: малоизученные, но древние традиции

Государства - именно государства со всеми атрибутами, а не племена и вождества, в южной Африки существовали, и их было много. Но они не имели письменности, не возводили монументальных построек, поэтому мы о них почти ничего не знаем.

Возможно, в джунглях Конго исследователей ждут сокрытые дворцы забытых императоров. Доподлинно известно лишь о нескольких очагах политической культуры в Африке южнее Гвинейского залива и Африканского рога, которые существовали в Средние века.

В конце I тысячелетия в Зимбабве складывается сильное государство Мономотапа, которое пришло в упадок к XVI в. Еще одним центром активного развития политических институтов было атлантическое побережье Конго, где в XIII веке складывается империя Конго.

В XV веке ее правители принимают христианство и подчиняются португальской короне. В таком виде эта христианская империя просуществовала до 1914 года, когда было ликвидировано португальскими колониальными властями.

На берегах великих озер, на территории Уганды и Конго в XII-XVI веках существовала империя Китара-Уньоро, о которой мы знаем из эпоса местных народов и небольшого количества археологических находок. В XVI-XIX веках. в современной ДР Конго существовали две империи Лунда и Луба.

Наконец, в начале XIX века, на территории современной ЮАР возникает государство племен зулу. Его вождь Чака реформировал все социальные институты этого народа и создал поистине эффективную армию, которая в 1870-х годах попортила очень много крови британским колонистам. Но, к сожалению, не смогла противопоставить ничего ружьям и пушкам белых.

Доклад про Африку поможет подготовиться к уроку. Описания материка Африка изложено в этой статье. Краткое сообщение о Африке Вы можете дополнить интересными фактами.

Краткое сообщение о материке Африка

Африка - самый жаркий материк на Земле. Это второй по величине материк после Евразии.

Площадь Африки — 29,2 млн км 2 , а вместе с островами это 30,3 млн км 2 .

Самой высокой вершиной является вулкан Килиманджаро, а самой глубокой впадиной – озеро Ассаль. Большую часть территории занимают плоскогорья и возвышенности. Кстати, в Африке намного меньше горных территорий в отличие от других материков.

Географическое положение материка Африка

Материк принадлежит к группе южных материков. Он сформировался после раскола давнего континента под названием Гондвана. У Африки самая ровная береговая линия. Самым крупным заливом на материке является Гвинейский залив. Также большое количество небольших заливов есть в Средиземном море. А вот единственным крупным полуостровом является Сомали. Стоит отметить, что островов у материка достаточно мало – их площадь составляет 1,1 млн км 2 , наибольшая береговая линия принадлежит острову Мадагаскар.

Рельеф Африки

Преимущественно рельеф Африки равнинный, это потому что основание материка представлено древней платформой. Со временем она медленно поднималась, из-за чего образовались высокие равнины: плато, плоскогорья, горные котловины и хребты. На севере и западе Африки преобладают плиты, а в восточной и южной части, наоборот, щиты. Здесь высоты выше 1000 м. Через восточную часть материка протягиваются континентальные Восточно-Африканские разломы. Разломы привели к образованию грабенов, горстов, нагорий. Именно здесь постоянно происходят извержения вулканов и сильные землетрясения.

Климат Африки

Климат материка обусловлен его положением в тропических и экваториальных широтах, а также равнинностью рельефа. От экватора к югу и северу последовательно сменяются климатические пояса от экваториального до субтропического. На территориях с тропическим поясом зафиксированы самые высокие температуры на планете. В горах температура опускается ниже 0°С. Парадоксально, что на самом жарком материке выпадает ежегодно снег в Атласе. А на вершине горы Килиманджаро даже есть ледники. Особенная в Африке и циркуляция атмосферы – количество выпадаемых осадков уменьшается от экватора, а в тропиках их количество наименьшее. А в субтропиках их больше. Можно заметить тенденцию уменьшения количества осадков с востока на запад.

Водные ресурсы Африки

Самой полноводной рекой является река Конго. К крупным рекам принадлежат Замбези, Нигер, Лимпопо и Оранжевая. Крупные озера – Рудольф, Танганьика и Ньяса.

Природные зоны и богатства Африки

Африке присущи такие природные зоны – зона экваториальных лесов, зона переменно-влажных лесов, зона саванн и редколесья, зона пустынь и полупустынь, вечнозеленых лесов и кустарников. Африку считают кладовой мира. Здесь находятся богатейшие месторождения золота, алмазов, урана, меди, редких металлов. В западной и северной Африке распространены залежи газа, нефти, руд алюминия и фосфоритов.

Краткое сообщение о народах Африки

Северная часть населена арабами, берберами, которые принадлежат к индо-средиземноморской расе. На юг от Сахары проживают народы негрилльской, негрской и бушменской рас. В Северо-Восточной Африке проживают народы эфиопской расы. На южных территориях Африки проживают южноазиатские и негроидный расы.

  • Кстати, здесь живут и самые крупные млекопитающие на суше.
  • Название Африка происходит от имени того племени, которое жило когда-то на севере и называлось афригами.
  • На долю материка приходится половина добываемых алмазов и золота в мире.
  • В озере Малави водится больше всего видов рыб на планете.
  • Здесь протекает самая длинная река в мире – Нил.
  • Интересно, что остров Чад за последние 38 лет уменьшилось на 95%.

Надеемся, что краткая информация об Африке помогла Вам. А свой рассказ об Африке Вы можете оставить через форму комментариев.

Вся история Африки состоит из загадок. И хотя этот материк по праву считается колыбелью человеческой цивилизации, ученым очень мало что известно о действительной истории Африки и ее населения.

Много тысяч лет назад Африка выглядела совсем не так как сейчас. Территория пустыни Сахары, например, была саванной, вполне благоприятной местностью для поселения и земледелия и была заселена людьми.

По всей Сахаре, бывшей тогда плодородной территорией, найдено множество предметов быта. Это говорит о том, что люди здесь занимались и земледелием и охотой и рыболовством, а также имели свою культуру.

Именно в то время и зарождалось первое Африки.

Впоследствии когда саванна стала превращаться в пустыню племена и народы отсюда двинулись на юг.

На территориях Африки южнее Сахары также находят остатки древних цивилизаций. Их несколько и они все примечательны своей развитой металлообработкой.

История народов Африки

Судя по находкам археологов добывать и обрабатывать металлы научились тут задолго до того как это ремесло было освоено другими культурами. И известно, что соседи охотно торговали с жителями этих мест, поскольку были заинтересованы в приобретении качественных изделий из металла.

Весь Древний Восток, Египет, Индия и Палестина везли из Африки железо и золото. Даже Римская империя постоянно торговала со страной Офир, как они называли эти богатейшие земли. Конечно, заезжая за товарами древние купцы везли сюда и свои предметы быта, обычаи и легенды, что обеспечивало смешение и других континентов.

История Африки обладает некоторыми современными историческими сведениями, что одним из первых мест в Тропической Африке, где развивалась и формировалась цивилизация была Гана, около 3 века до н. э. Южнее и вокруг нее также складывались свои очаги культур.

Надо сказать что цивилизации, развивающиеся в были не похожи на цивилизации Средиземноморья или Востока. Этим впоследствии воспользовались колонизаторы, объявив их слаборазвитыми и примитивными.

История древнего освоения Африки

Пожалуй, наиболее хорошо изучена и описана из всей Африки это Египетская цивилизация, но и в ее истории остается еще очень много загадок фараонов.

Известно, что здесь пролегали основные торговые пути, и постоянно происходило общение с другими соседними и более отдаленными народами. Каир до сих пор остается самым большим городом в Африке, центром взаимодействия и торговли народов Африки, Азии и Европы.

Гораздо менее изучена древняя горная цивилизация Абиссинии, центром которой в древности был город Аксум. Это территория Большого Африканского Рога. Здесь пролегает древнейший тектонический разлом, рифовая зона, и горы здесь достигают высоты свыше 4000 метров.

Географическое положение страны обеспечивало суверенное развитие с небольшим влиянием других культур. Именно здесь, как показывают исторические исследования и находки археологов, и зародилась человеческая раса, на территории современной страны Эфиопии.

Современное изучение открывает нам все больше подробностей развития человечества.

Культура здесь интересна тем, что данная территория никогда не была никем колонизирована и до сегодняшнего дня сохранила много удивительных особенностей.

В средние века на север Африки пришли арабы. Они оказали сильное влияние на становление культур всей северной, западной и восточной Африки.

Под их влиянием на местности стала быстрее развиваться торговля, появляются новые города в Нубии, Судане и Восточной Африке.

Образуется единая область Суданской цивилизации, простирающаяся от Сенегала до современной республики Судан.

Стали образовываться новые мусульманские империи. К югу от суданских областей формируются свои города из народов местного населения.

Большинство африканских цивилизаций, известных историкам, переживало подъем до конца 16 века.

С этого времени с проникновения европейцев на материк и с развитием трансатлантической работорговли происходит упадок африканских культур. Вся северная Африка (кроме Марокко) к началу 18 века вошла в состав Османской Империи. К концу 19 века, с окончательным разделом Африки между европейскими государствами, наступает колониальный период.

Африка насильно приобщается завоевателями к индустриальной европейской цивилизации.

Происходит искусственное насаждение не свойственных ранее для данной местности образов жизни, взаимоотношений и культур; грабеж природных ресурсов, порабощение основных народов и уничтожение аутентичных культур и исторического наследия.

История Азии и Африки в средние века

К 1900 году практически весь материк был поделен между основными европейскими державами.

Великобритания, Франция, Германия, Бельгия, Испания и Португалия — все имели свои колонии, границы которых постоянно корректировались и пересматривались.

После Второй Мировой войны быстро начался обратный процесс деколонизации.

Но ранее все границы колониальных территорий проводились искусственно, без учета различия народов и расселения племен. После предоставления им независимости почти во всех странах сразу начались гражданские войны.

Власть диктаторов, междоусобные войны, постоянные военные перевороты и как следствие экономические кризисы и растущая бедность — все это было и остается выгодной деятельностью правящих кругов всевозможных цивилизованных стран.

В целом при ближайшем рассмотрении мы можем увидеть, что история Африки и России очень схожи друг с другом.

И та и другая земля была и остается богатейшей кладовой не только природных ресурсов, но и интереснейших и нужных источников знаний аутентичных культур местных народов.

К сожалению, в настоящее время на обеих землях все сложнее отыскать среди остатков сведений о местном населении историческую правду и ценные знания древних великих племен.

В XX веке история стран Африки, также как и России испытали на себе губительное действие социалистических идей и управленческие эксперименты разного рода диктаторов. Это привело к тотальной бедности народов, к оскудению интеллектуального и духовного наследия стран.

Тем не менее, и здесь и там сохранился достаточный потенциал для возрождения и дальнейшего развития местных народов.

Называя Африку южнее Сахары «континентом, не имеющим истории», - а такое выражение можно услышать и в наши дни, - люди, по существу, хотят сказать, что мы, европейцы, все еще позорно мало знаем об истории этой части Африки. Причины такой неосведомленности сложны. Во-первых, в основе нашего понятия «история» лежит, вольно или невольно, нелепый этноцентризм; история для большинства из нас - это история национальная или, в лучшем случае, «европейская», «западная». Если же в наши учебные программы просачиваются какие-либо элементы африканской истории, то их обычно преподносят под старомодной рубрикой «европейской экспансии». Во-вторых, что касается истории Западной Африки, то письменные памятники, относящиеся к средневековому периоду ее истории, скажем до 1500 года нашей эры, основываются почти полностью на арабских источниках.

Но в своей работе арабисты нечасто проявляли интерес к Африке, расположенной южнее Сахары. В то же время лишь немногие африканисты - большинство их составляли французы, либо африканцы, воспитанные во французских традициях, - обладали специальной подготовкой, необходимой для работы над арабскими историческими памятниками и документами. Наконец, следует признать, что все мы в той или иной степени продолжаем оставаться жертвами влияния колонизаторской идеологии. Нам бывает трудно осознать, что народы Африки обладали своей собственной самобытной цивилизацией еще за много веков до того, как в конце XV столетия португальцы, а затем и другие европейцы начали навязывать народам Африки свою культуру.

На самом же деле цивилизация - и исключительно интересная - существовала в Африке по крайней мере с VIII века. Она развивалась в районе, известном среди арабов под названием «билад аль-судан» (буквально - «страна черных людей»); название это условно применялось по отношению к широкой полосе саванн, протянувшейся южнее Сахары от Атлантического океана до Красного моря. Крупнейшие государства Западного Судана - Гана, позднее Мали (в верхнем течении Нигера), Гао, расположенное у излучины Нигера, Канем и Борну (в районе озера Чад) - имели ряд общих характерных черт. Своим благосостоянием эти государства обязаны, прежде всего, тому, что они контролировали торговые пути, ведущие через Сахару. Пользуясь этими путями, государства Западного Судана вывозили в Северную Африку и далее в Европу добывавшееся в больших количествах золото, а также рабов, слоновую кость, орехи-кола. В обмен они получали медь, каури - раковины, заменяющие деньги, ткани, лошадей, крупный рогатый скот, бусы.

В этих государствах развились сравнительно централизованные формы управления при господстве династий обожествляемых царей. Династии эти в большинстве случаев сохранялись удивительно долго (династия Сефава в государстве Канем, известном позднее под названием Борну, удерживалась в течение тысячелетия - приблизительно с середины IX до середины XIX века). В государствах Западного Судана существовала сложная иерархия чиновников, тесно связанных с царским двором, жизнь которого проходила согласно тщательно разработанному придворному церемониалу. Были созданы и значительные вооруженные силы. Административная система этих государств обеспечивала в обычных условиях охрану общественного порядка и взимание налогов в отдаленных провинциях.

Начиная с XI века царские семьи и правящие слои этих государств переходят в мусульманство. Ислам либо насаждался в принудительном порядке под нажимом альморавидов, либо распространялся путем мирного проникновения мусульманских миссионеров из Северной Африки. В результате распространения ислама, а также развития связей между государствами Западного Судана и обширным мусульманским миром - эти связи проходили через такие крупные культурные центры, как Фес, Тлемсен, Тунис, Каир и Мекка, - в Западной Африке возникли и свои центры науки. Первое место среди этих центров принадлежит городам Тимбукту и Дженне.

До того как в конце XVIII - начале XIX веков в глубь Западной Африки проникли шотландец Мунго Парк, а вслед за ним Горнеман, Денхэм и Клаппертон, Лайинг и Кайе, Европа почти не сталкивалась с цивилизациями Западного Судана. Отсюда - наша зависимость при изучении истории суданских государств от арабских источников. К ним относятся не только труды арабских географов и историков (начиная с IX века), но и записи местных западноафриканских историков и летописцев, получивших образование в таких центрах, как Тимбукту. К числу источников относятся и немногочисленные арабские надписи, дошедшие до нас.

Откуда, например, нам известно, что правящие династии государств Гана, Мали (или Кангаба, как оно называлось в те времена), Гао и Канем приняли мусульманство в XI веке? Частично из литературных источников. Ибн-Хальдун, крупный тунисский историк, социолог и философ XIV века, дает краткое описание захвата Ганы альморавидами в 1076 году. Что же касается государства Гао, то свидетельства историков подкрепляются несколькими замечательными надгробными памятниками, открытыми в 1939 году в нескольких километрах от Гао.

На этих памятниках, установленных на могилах членов царской династии Гао, вырезаны арабские надписи. Наиболее раннее надгробие датировано 494 годом хиджры по мусульманскому летосчислению (1100 год нашей эры), наиболее позднее - 663 годом хиджры, то есть приблизительно 1264-1265 годами. Надписи на самых древних надгробиях тщательно выгравированы знаками куфического алфавита. Стиль этих надписей навел профессора Соваже на мысль, что они исполнены мастерами- художниками из Альмерии, города в Южной Испании. Соваже высказал предположение, что мастера-каменотесы или даже просто готовые надгробные плиты доставлялись на верблюдах через всю Сахару. Другие надгробия выполнены, несомненно, местными ремесленниками. Приводим перевод одной из таких надгробных надписей:

«Все на земле обречено на уничтожение. Здесь находится могила могущественнейшего благородного царя, поборника истинной религии; он верил в Бога, он выполнял веления Бога, он сражался за дело Божие. Мама, сын Кма, сына Аи, известный под именем Омар ибн-аль-Хаттаб. Да будет милосерден к нему Бог. Бог призвал его к себе в воскресенье, 17 мухаррема, 514 года хиджры (18 апреля 1120 года)».

Строка из Корана, которой начинается эта надгробная надпись, применение туземных сонгайских имен (сонгаи - народ государства Гао) рядом с мусульманскими именами, очевидность торговых и культурных связей между Западным Суданом и Южной Испанией в течение периода владычества альморавидов - все это подкрепляет выводы историков о том, что распространение ислама в этом районе относится именно к XI веку.

С IX века в трудах арабских географов и историков появляются ценные сведения о государствах Западного Судана. Так, например, Якуби, писавший приблизительно в 872 году, приводит сообщения о государствах Гана и Канем. Из его описаний мы знаем, что в Северную Африку из Ганы вывозили золото, а из государства Канем - рабов, используя для этого торговые пути, ведшие в Феццан. Багдадец Ибн-Хаукаль, путешествуя в первой половине X века, побывал в сахарском городе Аудогаст, расположенном на окраине государства Гана. Аль-Бекри, повествование которого «Масалик ва мамалик» («Пути и государства») относится приблизительно к 1067 году, вскоре после завоевания Англии норманнами, был хорошо осведомлен о жизни государств Западного Судана, несмотря на то что большую часть жизни он провел в мусульманском государстве Кордова (Южная Испания).

Аль-Бекри дает классическое описание государства Гана в период расцвета, до завоевания его альморавидами. По словам аль-Бекри, столица государства Гана состояла из двух поселений, расположенных на расстоянии шести миль одно от другого, - языческого города, в котором жил царь, и мусульманского города. В мусульманском городе было двенадцать мечетей. Царь появлялся перед народом на дворцовой площади. Он восседал на троне, вокруг которого были расставлены царские скакуны, покрытые шитыми золотом попонами. У ног царя лежали его собаки. Царя окружала пышная свита: телохранители со щитами и копьями с золотыми наконечниками, сыновья подвластных царю князей, царские визири, в большинстве мусульмане, а также правитель города. В царской армии насчитывалось 200 тысяч воинов, 40 тысяч из них составляли лучники. Царю принадлежала монополия на золотые самородки; он же распоряжался использованием золотого песка в качестве денег.

Эти свидетельства арабских историков подтверждаются изысканиями современных археологов. Например, историк XVI века Махмуд Кати, живший в Тимбукту, сообщает, что столица государства Гана называлась Кумби. Раскопки, проведенные недавно археологами Мони и Томассеем в Кумби-Сале близ современного города Ниоро во Французской Западной Африке, приблизительно в 300 километрах к северу от Бамако, обнаружили остатки того мусульманского города, о котором сообщал аль-Бекри: добротные каменные дома, мечеть, а за чертой города - надгробные памятники.

В некотором отношении наиболее ценными из всех арабских источников являются дошедшие до нас из первых рук сообщения двух - насколько мне известно, только двух - арабских путешественников-писателей, которые много путешествовали по Западному Судану. Это Ибн-Баттута и Лев Африканский. Оба они были замечательными людьми своего времени. Мухаммед ибн-Абдуллах Ибн-Баттута родился в Танжере в 1304 году. Большую часть своей жизни Ибн-Баттута посвятил путешествиям по странам современного ему мусульманского мира. Он побывал в Малой Азии, Хорасане, Индии, Китае и Индонезии, а также и в Западной Африке, которой он достиг в 1352 году. В то время Западный Судан входил в состав государства Мали. Ибн-Баттута дает весьма интересной, живое описание некоторых сторон организации этого государства.

«Негры имеют замечательные качества. Они редко бывают несправедливы и испытывают большее отвращение к несправедливости, чем любой другой народ. Их султан не щадит никого, кто провинился. В их стране господствует полнейшая безопасность. И путешественник, и местный житель могут не бояться воров и грабителей… Народ тщательно соблюдает часы молитвы… По пятницам, если мужчина не пришел в мечеть рано, он не найдет себе уголка для молитвы, столь велико число верующих… Другая их добрая черта - привычка надевать по пятницам чистые белые одежды. Если даже человек так беден, что имеет лишь одну-единственную старую рубашку, он старательно чистит и стирает ее, отправляясь на молитву в пятницу. Они усерднейшим образом заучивают наизусть стихи из Корана…»

Лев Африканский, известный первоначально под своим полным именем аль-Хасан ибн-Мухаммед аль-Ваззан аз-Зайяти, родился в Гранаде, в Испании, около 1490 года. В семнадцатилетнем возрасте он сопровождал своего дядю, отправившегося по поручению султана Марокко с дипломатической миссией ко двору Мухаммеда Аскиа, властителя империи Гао, которая к тому времени заняла место государства Мали и стала самой сильной державой Западного Судана. Позднее Лев Африканский предпринял новое путешествие по Африке южнее Сахары. Приблизительно в 1518 году он был захвачен сицилийскими корсарами и передан римскому папе Льву X. Папа в 1520 году крестил пленника и дал ему свое имя, назвав его Иоганном Львом де Медичи.

В Риме Лев Африканский написал свое знаменитое «Описание Африки», впервые изданное на итальянском языке в 1550 году. В течение двух последующих столетий Европа черпала в труде Льва Африканского основательную, хотя и значительно устаревшую, информацию о государствах и народах Западного Судана. Сообщения Льва Африканского о расцвете торговли и духовной жизни города Тимбукту и других центров государства Гана во времена их могущества до сих пор не утратили своей ценности: «В Тимбукту, - пишет Лев Африканский, - много судей, врачей и священнослужителей. Все они назначены царем. Он высоко ценит ученых. В Тимбукту продают много рукописных книг, привезенных из страны берберов. Торговля книгами приносит больше прибыли, чем все другие отрасли торговли».

© 2024 educent.ru - Портал полезных знаний для школьников и их родителей