Актуально


Информация для абитуриентов МГУ










Подготовка к сдаче вступительных испытаний на все факультеты МГУ им. М.В.Ломоносова, в другие вузы, к Единому государственному экзамену (ЕГЭ), Государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов (ГИА) и сочинению по литературе. Набор учащихся 11, 10 и 9 классов на 2017/18 учебный год. Занятия проводят преподаватели
МГУ им. М.В. Ломоносова. Высокий уровень подготовки абитуриентов.

Задания МГУ >>

Варианты заданий на вступительных экзаменах по химии в МГУ им. М.В. Ломоносова в 2006 г.

Вы можете выбрать факультет:
1. Олимпиада "Ломоносов"
2. Химический
3. Биологический
4. Фундаментальной медицины
5. Биоинженерии и биоинформатики
6. Почвоведения
7. Наук о материалах
8. Геологический

Если в данном списке Вы не нашли нужный факультет, то обратитесь к заданиям других лет. Рекомендуется также уметь решать задачи по предмету независимо от факультета, на котором они проверялись.

Олимпиада "Ломоносов-2006"

1.Приведите структурные формулы одной молекулы и одного иона, в которых кислород имеет валентность III

2.Выберите две органические кислоты, сравните их силу и объясните, какая из них сильнее и почему.

3.Назовите три вещества, принадлежащие разным классам неорганических соединений, при добавлении которых к воде образуется щелочной раствор. Приведите ионные уравнения реакций, протекающих в каждом растворе.

4.Напишите структурные формулы трех углеводородов, которые содержат 90.0 мас.% углерода и имеют разную молекулярную массу.

5.Навеску соединения железа с серой сожгли в избытке кислорода. Газ, выделившийся при сжигании, обесцвечивает 400 мл 0.2 М раствора перманганата калия, подкисленного серной кислотой. Твердый остаток от сжигания растворяется в 30 г 36.5%-ной соляной кислоты. Установите формулу соединения и массу навески.

6.Смесь 1.2 моль водорода и 0.7 моль иода (в парах) выдержали до установления равновесия при 800°С. В результате реакции выделилось 8.4 кДж теплоты. Рассчитайте константу равновесия Н2 + I2 = 2HI при этой температуре, если теплота образования HI равна 7.0 кДж/моль.

7.Напишите уравнения химических реакций, соответствующих следующей схеме, и определите неизвестные вещества:

Cu(NO3)2 --> X --> SO2 --> Y --> NaOH --> Z --> CH4

8.Напишите уравнения химических реакций, соответствующих следующей схеме, и определите неизвестные вещества:

В уравнениях приведите структурные формулы веществ и укажите условия про ведения реакций.

9.Смесь изомерных дихлорэтанов нагрели со спиртовым раствором щелочи. Выделившийся газ пропустили в аммиачный раствор оксида серебра, при этом выпало 9.60 г осадка. При обработке такого же количества исходной смеси водным раствором щелочи получена смесь, при действии на которую аммиачного раствора оксида серебра выпало 6.48 г осадка. Определите массу исходной смеси и мольную долю каждого изомера в ней.

10. Два газообразных простых вещества, состоящие из двухатомных молекул, смешали в объемном соотношении 1 : 9 в закрытом реакционном сосуде при температуре 20°С и высоком давлении. Сосуд нагрели до 215°С; при этом с количественным выходом образовалось газообразное сложное вещество, а давление по окончании реакции оказалось равно первоначальному. Определите формулу продукта реакции и напишите уравнения его реакций с водой и щелочью.

***

Химический факультет

1.Предложите способ устранения карбонатной жесткости воды. Приведите уравнение соответствующей реакции.

2.Нарисуйте структурную формулу одного из изомеров соединения состава C4H7Br, содержащего асимметрический атом углерода, и назовите его.

3.Колба, наполненная воздухом, на 0.54 г тяжелее такой же колбы, наполненной неоном, и на 0.9 г легче колбы, наполненной неизвестным газом при тех же условиях. Предложите три возможные формулы этого газа.

4.Для полного сгорания некоторого объема углеводорода потребовался объем кислорода, в 1.5 раза меньший, чем объем кислорода, необходимый для полного сгорания такого же объема последующего члена гомологического ряда. Установите формулы углеводородов.

5. Предложите способ количественного определения состава смеси металлов: Сu , Аl, Са, Аu. Опишите ход проведения процесса, напишите уравнения реакций.

6.Равновесие реакции синтеза аммиака, протекающей в закрытом сосуде при постоянной температуре, наступило, когда давление упало на 10%. Начальные концентрации азота и водорода равны 0.2 моль/л. Рассчитайте константу равновесия.

7.Напишите уравнения реакций, соответствующих следующей схеме:

Cu(NO3)2 --> X --> CuSO4

Рассмотрите три случая:

а) обе реакции — окислительно-восстановительные;

б) окислительно-восстановительной является только первая реакция;

в) окислительно-восстановительной является только вторая реакция.

8.Напишите уравнения реакций, соответствующих следующей последователь ности превращений. Установите структурные формулы неизвестных веществ.

9.К 786 мл водного раствора нитрата серебра (концентрация 0.70 моль/л) добавили 70.1 г смеси бромидов натрия и рубидия. Осадок отфильтровали, а в раствор опустили железную пластинку. После окончания реакции масса пластинки изменилась на 4.0 г. Рассчитайте массовые доли бромидов в исходной смеси.

10.Неизвестный альдегид массой 3.92 г нагрели со смесью, полученной при действии избытка щелочи на 33.84 г нитрата меди( II ). Образовавшийся осадок отфильтровали и выдержали при 150°С до постоянной массы, которая составила 13.28 г. Определите возможную структурную формулу альдегида и предложите формулы трех его изомеров. Атомную массу меди примите равной А г(Сu )= 64.

***

Биологический факультет

1.Напишите уравнение реакции, которая протекает при взаимодействии ионов Сг 2О7(2-) и

2.Приведите структурную формулу предельного вторичного амина, молекула которого содержит 34 электрона.

3.Напишите формулу рибонуклеотида, массовая доля азота в азотистом основании которого составляет 25%.

4.Напишите уравнения реакций, соответствующих следующей схеме превращений. Укажите условия проведения обеих реакций , а также механизм реакции 2.

5.Навеску смеси карбида алюминия и сульфида алюминия растворили в избытке раствора гидроксида натрия, при этом выделилось 6.72 л газа (н.у.). Через полученный раствор пропустили углекислый газ до прекращения выпадения осадка, масса которого составила 62.4 г. Определите массовые доли веществ в исходной смеси.

6.Определите рН 0.1%-ного раствора NaOH (плотность 1 г/мл). Рассчитайте молярную концентрацию раствора метиламина, имеющего такое же значение рН. Константа диссоциации CH3NH3+OH-составляет 4.36 * 10 (-4).

7. Напишите уравнения шести реакций, соответствующих следующей схеме превращений:

Определите неизвестные вещества A - D , укажите условия протекания реакций.

8.Дана схема превращений:

Напишите структурные формулы веществ и уравнения соответствующих шести реакций. Укажите условия проведения реакций.

9.На образец фосфора массой 15.5 г подействовали хлором, при этом выдели лось 163 кДж теплоты и образовалась смесь хлоридов фосфора(III) и (V). К полученной жидкости добавили 800 г 17%-ного раствора NaOH. Определите массовые доли веществ в конечном растворе. Теплоты образования хлорида фосфора(III) и хлорида фосфора(V) равны 290 и 380 кДж/моль соответственно.

10.Навеску органической соли, в состав которой входят атомы С, Н, N и О, массой 5.3 г сожгли в 7.28 л кислорода (н.у.). Полученная смесь газов была пропущена последовательно через трубку с оксидом фосфора( V ), склянку с известковой водой и раскаленную медную трубку. При этом масса первой трубки увеличилась на 4.5 г, в склянке образовался осадок массой 15 г, масса второй трубки увеличилась на 3.2 г и на выходе остался непоглощенным газ с DH2 = 14. Установите структурную формулу исходной соли.

***

Факультет фундаментальной медицины

1.Сколько электронов и нейтронов содержит ион [64Zn(16OH)4]2?

2.Определите общую формулу гомологического ряда монокарбоновых кислот, имеющих в молекуле одну тройную связь.

3. Как можно установить в сульфате бария наличие примеси: а) карбоната бария; б) сульфата аммония?

4.Приведите структурные формулы двух углеводов, содержащих 40% углерода по массе и имеющих разную молекулярную массу.

5.Рассчитайте концентрацию раствора H2SO4 полученного при осторожном добавлении 150 г. 60% -ного олеума к 100 г. воды.

6.Смесь SO2 и О2 в мольном соотношении 1 : 3 при 400°С поместили в реактор для синтеза оксида серы ( VI ). Выход продукта реакции составил 30%. Рассчитайте объёмные доли газов в полученной смеси и определите, в каком мольном соотношении надо ввести в реактор SO2 и кислород при той же температуре для того, чтобы выход реакции составил 35%.

7.Напишите уравнения реакций, соответствующих следующей схеме превраще ний:

CuCl --> X --> C3H3Cu --> Y --> CuO --> Z --> CuCl >

Определите неизвестные вещества X , Yи Z ; укажите условия протекания реакций.

8.Какие вещества вступили в реакцию, если при этом образовались следующие соединения (приведены все продукты реакции без коэффициентов):

Приведите уравнения реакций и укажите условия их протекания.

9.Добавление некоторой массы оксида хрома ( VI ) к 300 г 19,4%-ного раствора хромата калия понизило его содержание в растворе до 12.5%. Раствор выпарили, остаток прокалили. Определите массовые доли веществ в твёрдом остатке после прокаливания.

10.При окислении 0.6 моль неизвестного органического соединения водным раствором перманганата калия образовалось 34.8 г МnО2, 40.0 г КНСОз, 4.48 л СО2 (н. у.) и вода. Определите, какое соединение подверглось окислению. Напишите уравнение взаимодействия этого вещества с водным раствором хлората калия.

***

Факультет биоинженерии и биоинформатики

1.Какие вещества вступили в реакцию, если в результате их взаимодействия образовались следующие соединения (указаны все продукты реакций без коэффициентов): а)Н 3РО4 + НСl; б) пропин + CuBr? Напишите уравнения соответст вующих реакций.

2. Газовая смесь состоит из 60 л водорода и 40 л сероводорода. Сколько атомов водорода приходится на один атом серы?

3. Определите молекулярную формулу алкана, если известно, что при полном сгорании 8.6 г этого соединения образовалось 26.4 г оксида углерода( IV ).

4. Приведите примеры четырех органических соединений разных классов, способных реагировать с хлороводородом. Напишите уравнения реакций, укажите условия их протекания.

5.При действии электрического разряда на кислород получена смесь кислорода и озона, содержащая 14% озона по объему. Рассчитайте выход реакции озониро вания.

6.При полном сгорании 134.4 л (н. у.) смеси метана и пропана, содержащей 75% метана по объему, выделилось 7336 кДж теплоты. Рассчитайте теплоту образо вания пропана, если теплоты образования метана, СО2 и Н2О равны 74.81, 393.5 и 285.8 кДж-моль соответственно.

7.Напишите уравнения химических реакций, соответствующих следующей схеме:

Укажите условия протекания реакций. Определите неизвестные вещества.

8.Напишите уравнения химических реакций, соответствующих следующей схеме:

Укажите условия протекания реакций. Определите неизвестные вещества.

9.Смешали по 3 моль веществ А, В и С. После установления равновесия

A + B <--> 2C

в системе обнаружили 5 моль вещества С. Определите равновесный состав смеси (в мольных %), полученной при смешении веществ А, В и С в мольном соотношении 3:2:1 при той же температуре.

10.Смесь паров пропина и изомерных монохлоралкенов, имеющая плотность по воздуху 2.218, при 115°С и давлении 98.0 кПа занимает объем 19.75 л и при сжигании в избытке кислорода образует 21.6 г воды. Установите все возможные структурные формулы монохлоралкенов и объемные доли веществ в исходной смеси.

***

Факультет почвоведения

1.Напишите электронную конфигурацию ионов Р3 и Р3+.

2.Напишите уравнение реакции брома с раствором гидроксида натрия.

3. В каком молярном соотношении должны прореагировать гидроксид калия и ортофосфорная кислота, чтобы в результате реакции образовалась смесь гидро фосфата и дигидрофосфата калия в молярном соотношении 1 : 2?

4.Определите формулу монобромалкана, если известно, что в нем содержится 27.27% углерода по молям.

5.Теплота сгорания магния равна 601.4 кДж/моль. Сколько тепла выделится при сгорании 312 г магния в 224 л (н.у.) кислорода?

6.Предложите способ получения анилина (аминобензола) с использованием только неорганических соединений. Напишите уравнения химических реакций.

7.Напишите уравнения реакций, соответствующих следующей схеме:

Fe2(SO4)3 --> FeI2 --> Fe(OH)2 --> Fe(OH)3 --> Fe2O3--> Fe --> Fe2(SO4)3

8.Напишите уравнения реакций, соответствующих следующей схеме. Определите неизвестные вещества X 1 – X6.

9.После растворения смеси нитрата серебра и бромида калия в воде масса образовавшегося осадка оказалась в 1.2 раза больше массы солей в полученном растворе. Определите массовые доли солей в исходной смеси, если известно, что в полученном растворе отсутствуют ионы серебра.

10.Органическое вещество, полученное при нагревании 138 г толуола с хлорме таном в присутствии А l Вг 3, окислено раствором перманганата калия в разбав ленном растворе серной кислоты. В результате было получено 149.4 г двухосновной ароматической кислоты. Окисление прошло со 100%-ным выходом. На пишите уравнения всех реакций. Определите выход продукта алкилирования.

***

Факультет наук о материалах

1.Приведите пример смешанной средней соли.

2.Приведите графическую формулу пирофосфата калия.

3.Приведите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующую цепочку превращений:

K2CrO4 --> CrO3 --> X --> KHCO3

4.Напишите уравнения реакций, которые позволят осуществить следующие превращения:

5. Рассчитайте растворимость сульфида свинца (в моль/л и г/л), если произведение растворимости PbSсоставляет 1.1*10 -29.

6. К 40 л смеси, состоящей из азота и аммиака, добавили 20 л хлороводорода, после чего плотность газовой смеси по воздуху стала равна 0.871. Вычислите объемные и массовые доли газов в исходной смеси.

7.К 861 мл водного раствора нитрата серебра (концентрация 0.65 моль/л) добавили 70 г смеси хлоридов цезия и рубидия. Осадок отфильтровали, а в раствор опустили медную пластинку. После окончания реакции масса пластинки изменилась на 4.56 г. Рассчитайте массовые доли хлоридов в исходной смеси.

8. Запишите левую часть уравнений и расставьте коэффициенты:

--> MnO2 + NO2;

--> PH3 + NaH2PO2;

--> CO + H2O.

9.При обработке избытком известковой воды продуктов гидролиза 3.63 г рибонуклеотида, содержащего 19.28% азота по массе, выпало 1.55 г осадка. Установите неизвестный рибонуклеотид, приведите его структурную формулу и напишите уравнения реакций.

10. К 235 г 20%-ного раствора нитрата меди прилили 150 г 20.8%-ного раствора хлорида бария, полученный раствор подвергли электролизу с инертными электродами. Электролиз закончили, когда массовая доля нитрат-ионов в растворе стала равной 9.2%. Рассчитайте массы продуктов, выделившихся на электродах. Какое количество тимина может быть окислено кислородом, полученным при полном термическом разложении исходной соли?

***

Геологический факультет

1.Приведите структурную формулу молекулы толуола.

2.Для минерала малахита состава Сu2(ОН)2СО3 укажите степень окисления меди и приведите графическую формулу.

3.Имеется 20%-ный раствор серной кислоты (плотность 1.2 г/мл). Какова молярная концентрация этого раствора?

4. Напишите уравнения следующих реакций:

Ag + HNO3(конц.) --> …

Al(OH )3 + KOH --> …

5.Определите объем газа, образовавшегося при разложении 45 г карбоната кальция при 850°С и давлении 1 атм.

6.Приведите не менее трех химических реакций разных типов, в результате которых может быть получен нитрат меди(II). Укажите необходимые условия проведения реакций (агрегатное состояние веществ, растворитель, температура).

7.Напишите уравнения реакций, которые позволяют осуществить следующие превращения:

8.Приведите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующую цепочку превращений:

NaCl --> Cl2 --> X --> O2

где X - вещество, содержащее хлор.

9.Растворимость NH4Cl в воде при 30°С составляет 29.5%. Рассчитайте растворимость этой соли в граммах на 100 г воды.

10.Некоторый углеводород А при действии избытка бромной воды образует тетрабромпроизводное, содержащее 75.8% брома по массе, а при кипячении с раствором перманганата калия в присутствии серной кислоты образует только одну одноосновную карбоновую кислоту. Установите молекулярную и структур ную формулы углеводорода А. Напишите уравнения проведенных реакций, а также уравнение реакции гидратации этого углеводорода.

Источник: Справочник для поступающих в Московский университет в 2007 г.

         

К заданиям 2008 года           К заданиям 2005 года



Предметы