/ / / Тема исторической памяти в поэме Ахматовой «Реквием»
Тема исторической памяти в творчестве занимает значительное место, в поэме она реализуется с особой силой. Это произведение о том, как поэтесса провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Поэма состоит будто из нескольких стихотворений, не имеет четко построенного сюжета. В качестве лирической героини выступает сильная личность, которая готова пройти все круги ада ради своих близких. Индивидуальные черты вплетаются в обобщенный портрет женщины-матери.
Ахматова говорит, что все она делает для людей, для тех, кому это дорого и важно: “о них вспоминаю всегда и везде, о них не забуду и в новой беде”. Ее словами говорит “стомиллионный народ”, поэтому она не может сдаться сейчас. И она должна бороться за его светлое будущее.
О страданиях и переживаниях сказано предельно кратко и лаконично: “узнала я, как опадают лица, как из-под век выглядывает страх”. Она узнала о том, как локоны превращаются из черных в седые. И все это благодаря тоталитарному режиму, который ни во что не ставит человека, разрушает все то хорошее, что строилось годами. Ахматова молится не о себе, а о всех тех, кого постигло подобное горе, о всех тех, кто стоял под “красною ослепшею стеной”.
И вот приблизился поминальный час. Поэтесса говорит, что она слышит и чувствует все, что происходит вокруг. Она воспринимает переживания и личную боль каждого как свои собственные, каждый из тех, кто стоял с ней в одном строю, по-своему близок и очень дорог. Для нее важна сплоченность народа, вера в то, что люди могут объединится ради общего дела и преодолеть любые трудности.
Таким образом, тема исторической памяти актуализируется во всех главах поэмы, но в эпилоге она приобретает более яркое выражение. В поэме говорится о том, что поэтесса не против, чтобы ее страдания были увековечены. Но она не хочет, чтобы ее памятник ставили дома, возле моря, или в саду, ведь с этими местами она больше не чувствует связи. Самый лучший вариант – это тюремные стены, под которыми Ахматова простояла 300 часов.
Последние строчки эпилога актуализируют тему мира, поэтесса верит в то, что каждый получит по заслугам. Настанут спокойные и тихие времена, невзирая на жестокую действительность, Ахматова верит в светлое будущее.
Историческая память для Ахматовой – то, что вечно, то, что не стирается со временем. Идет акцент на том, что о страшных страницах истории ни в коем случае нельзя забывать, ведь они могут развернуться снова. Если в сердцах будет жить такая память, то читатели смогут почувствовать ее как свою собственную, и это, конечно же, предотвратит трагедии в будущем.
Тема исторической памяти разворачивается в ракурсе сопереживания и сострадания тем, кто должен был выдержать гнет сталинской машины ради своих близких, друзей и родственников. Ахматова знает, что о таких событиях нельзя молчать, ведь черные страницы истории быстро забываются, но об этом нужно помнить, чтобы не повторить подобных ошибок вновь. В этом вся суть этого великого и масштабного произведения.
Анне Андреевне Ахматовой пришлось многое пережить. Страшные годы, изменившие всю страну, не могли не отразиться и на ее судьбе. Поэма “Реквием” явилась свидетельством всего, с чем пришлось столкнуться поэтессе.
Внутренний мир поэта настолько удивителен и тонок, что абсолютно все переживания в той или иной степени оказывают на него свое влияние. Настоящий поэт не может оставить без внимания ни одной детали или явления окружающей жизни. Все находит свое отражение в стихах: и хорошее, и трагическое. Поэма “Реквием” заставляет читателя еще раз задуматься о судьбе гениальной поэтессы, которой пришлось столкнуться с ужасающей катастрофой.
Эпиграфом к поэме стали строки, являющиеся, в сущности, признанием в сопричастности ко всем бедствиям родной страны. Ахматова честно признается, что вся ее жизнь была тесно связана с судьбой родной страны, даже в самые страшные периоды:
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл –
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью,
Был.
Эти строки написаны уже намного позже, чем сама
Поэма Они датированы 1961 г. Уже ретроспективно, вспоминая события прошедших лет, Анна Андреевна заново осознает те явления, которые провели черту в жизни многих людей, отделяя нормальную, счастливую жизнь и страшную, бесчеловечную действительность.
Поэма “Реквием” достаточно коротка, но сколь сильное действие она оказывает на читателя! Это произведение невозможно читать равнодушно, горе и боль человека, с которым произошли страшные события, заставляют точно представить себе весь трагизм ситуации.
В нескольких строчках, названных “Вместо предисловия”, Анна Андреевна рассказывает о том, что предшествовало написанию поэмы. Годы ежовщины по сути своей были геноцидом против собственного народа. Бесконечные тюремные очереди, в которых стояли родственники и близкие люди заключенных, стали своеобразным символом того времени. Тюрьма вошла в жизнь самых достойнейших людей, сделала невозможным даже саму надежду на счастье.
Поэма “Реквием” состоит из нескольких частей. Каждая часть несет свою эмоционально-смысловую нагрузку. Например, “Посвящение” – это описание чувств и переживаний людей, которые все свое время проводят в тюремных очередях. Поэтесса говорит о “смертельной тоске”, о безысходности, об отсут-ствии даже малейшей надежды на изменение сложившейся ситуации. Вся жизнь людей теперь зависела от приговора, который будет вынесен близкому человеку. Этот приговор навсегда отделяет семью осужденного от нормальных людей. Ахматова находит удивительные образные средства, чтобы передать состояние свое и других:
Для кого-то веет ветер свежий,
Для кого-то нежится закат –
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылых скрежет
Да шаги тяжелые солдат.
“Ветер свежий”, “закат” – все это выступает своеобразным олицетворением счастья, свободы, которые отныне недоступны томящимся в тюремных очередях и тем, кто находится за решеткой:
Приговор. И сразу слезы хлынут,
Ото всех уже отделена,
Словно с болью жизнь из сердца вынут,
Словно грубо навзничь опрокинут,
Но идет. Шатается. Одна.
Анне Ахматовой пришлось пережить арест и расстрел мужа, арест сына. Как прискорбно, что талантливейшему человеку пришлось столкнуться со всеми тяготами чудовищного тоталитарного режима Великая страна Россия допустила над собой такое издевательство, почему? Все строчки произведения Ахматовой содержат в себе этот вопрос. И при чтении поэмы читателю становится все тяжелее и тяжелее при мысли о трагических судьбах невинных людей.
Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад,
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки,
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусъ.
Россия раздавлена, уничтожена. Поэтесса от всего сердца жалеет родную страну, которая совершенно беззащитна, скорбит о ней. Как смириться с тем, что случилось? Какие слова найти? В душе человека может твориться что-то страшное, и нет никакого спасения от этого.
Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В темной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.
В этих строчках уместилось огромное человеческое горе. Шла “как на выносе” – это напоминание о похоронах. Гроб выносят из дома, за ним идут близкие родственники. Плачущие дети, оплывшая свеча – все эти детали являются своеобразным дополнением к нарисованной картине.
Арест близкого человека заставляет окружающих лишиться сна и спокойствия, размышляя о горестной судьбе:
Тихо льется тихий Дон,
Желтый месяц смотрит в дом,
Входит в шапке набекрень.
Видит желтый месяц тень.
Эта женщина больна,
Эта женщина одна.
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.
Страдания поэтессы достигли апогея, в результате она практически ничего не замечает вокруг. Муж расстрелян, а сын в тюрьме, трагедия случилась с самыми близкими и родными людьми. Вся жизнь стала похожа на бесконечно кошмарный сон. И именно поэтому рождаются строки:
Нет, это не я, это кто-то другой страдает.
Я бы так не могла, а то, что случилось,
Пусть черные сукна покроют,
И пусть унесут фонари.
Ночь.
Действительно, разве может человек вынести все, что выпало на долю поэтессы? Да и сотой доли всех испытаний оказалось бы достаточно, чтобы лишиться разума и умереть от горя. Но она жива. И как контраст появляется воспоминание о юности, в которой Анна Андреевна была весела, легка и беспечна.
Расставание с сыном, боль и тревога за него иссушают материнское сердце. Невозможно даже представить себе всю трагедию человека, с которым случились столь страшные испытания. Казалось бы, всему есть предел. И именно поэтому нужно “убить” свою память, чтобы она не мешала, не давила тяжелым камнем на грудь:
У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.
Все пережитое Ахматовой отнимает у нее самое естественное человеческое желание – желание жить. Теперь уже утрачен тот смысл, который поддерживает человека в самые тяжелые периоды жизни. И поэтому поэтесса обращается к смерти, зовет ее, надеется на ее скорый приход. Смерть предстает как освобождение от страданий. Однако смерть не приходит, зато приходит безумие. Человек не может выдержать того, что выпало на его долю. А безумие оказывается спасением, теперь уже можно не думать о реальной действительности, столь жестокой и бесчеловечной:
Уже безумие крылом
Души накрыло половину,
И поит огненным вином,
И манит в черную долину.
Финальные строки поэмы символизирует прощание с реальным миром.
Поэтесса понимает, что безумие отнимет у нее все, что было так дорого доселе. Но именно это в данной ситуации оказывается лучшим выходом, символизирует собой спасение, освобождение от всего, что так мучит и тяготит.
- Художественные средства в поэеме “Реквием” Ахматовой. I Предпосылки создания поэмы (трагическая судьба Ахматовой). II Традиции создания поэтического произведения. 1) народно-песенная, поэтическая, христианская. 2) эпитеты, метафоры. III Ахматова – поэтесса, достойная...
- “Это поистине народный “Реквием”: плач по народу, Средоточие всей боли его”. Ю. Карякин Поэзия А. Ахматовой – это исповедь человека, живущего всеми бедами, болями и страстями своего времени и своей...
- Года сталинских репрессий были ужасным периодом в жизни советского народа: миллионы лучших людей объявлялись “врагами народа”, исчезали безследно, попали в тюрьмы. О них можно было говорить лишь шепотом, от родных...
- Меня, как реку, Суровая эпоха повернула. А. Ахматова Анна Ахматова – яркий, оригинальный, самобытный поэт. Считается, что именно она открыла в русской литературе “женскую” поэзию – полную тайны, загадки, любви...
- В литературу молодая Ахматова вошла как интимно психологический поэт, который может не просто рассказать о наисокровеннейшем, но и дать возможность читателю пережить вместе с ней эти чувства. Поздняя поэзия поэтессы...
- У каждого поэта – своя трагедия. Именно она и интересная современникам. Трагедия Анны Ахматовой в том, что целое поколение не знало своего поэта. Для многих Ахматова оставалась автором любовных стихов,...
- Своего рода итогом пройденного Анной Ахматовой пути считается ее стихотворение “Мне голос был. Он звал утешно.”, написанное в 1917 году и представляющее собой яркую инвективу, направленную против тех, кто в...
- Сколько посвящено строк любви? Их не пересчитать. Каждое новое стихотворение о любви – еще одна попытка человека найти истоки этого волшебного чувства, попытка объяснить его. Анна Ахматова не старалась дать...
- Муза ушла по дороге. Я, глядя ей вслед, молчала, Я любила ее одну. А в небе заря стояла. Как ворота в ее страну. А. Ахматова Анна Андреевна Ахматова – большой...
- Анна Ахматова сама не была непосредственной жертвой репрессий второй половины 30-х годов: Однако ее сын и муж неоднократно арестовывались и провели долгие годы в тюрьмах и лагерях (супруг Ахматовой там...
- Когда я ночью жду ее прихода. Жизнь, кажется, висит на волоске. Что почести, что юность, что свобода Пред милой гостьей с дудочкой в руке. А. Ахматова Имя Анны Ахматовой –...
- Какие ассоциации приходят на ум при упоминании имени Анны Андреевны Ахматовой? Любовь, страстная и трагичная, спасительной звездой прошедшая вместе с босоногой девчонкой с черноморского побережья Херсона, затем прелестной гимназисткой Царского...
- Лирическая героиня Анны Ахматовой яркая и самобытная. Наряду с наиболее широко известными ее стихотворениями о любви поэзия Ахматовой включает в себя целый стихотворный пласт, содержащий патриотическую тематику. В сборнике “Белая...
- Анне Андреевне Ахматовой суждено было прожить долгую жизнь, исполненную такого же трагизма, как и ее время. Ей пришлось пережить две мировые войны, революции, сталинские репрессии. Про Ахматову можно сказать, что...
- Я несу букет левкоев белых. Для того в них тайный скрыт огонь, Кто, беря цветы из рук несмелых, Тронет теплую ладонь. А. Ахматова Творчество А. Ахматовой сегодня настолько известно и... Одни я в мире подсмотрел Святые, искренние слезы – То слезы бедных матерей! Им не забыть своих детей, Погибших на кровавой ниве, Как не поднять плакучей иве Своих поникнувших ветвей....
- “Только вот поэтов, к сожалению, нету – впрочем, может, это и не нужно”,- писал В. Маяковский. А в это время прекрасных поэтов, которые служили искусству, а не классу, травили и...
- Анна Андреевна Ахматова – большой и серьезный поэт, принесшая в литературу “поэтику женских волнений и мужских обаяний”. В своем творчестве она коснулась всех традиционных тем классической поэзии, но привнесла в...
Цель: знакомство с поэмой А.А.Ахматовой «Реквием.
Задачи: 1) продолжить обучение анализу жанрового своеобразия поэмы от общего представления к выделению центральных образов, сюжетных линий, основных тем вслед за автором;
2) развивать способности осознанного восприятия слова учителя, видеть главное, делать обобщения и выводы;
3) воспитывать культуру общения, умение выслушивать мнение собеседника, высказывать свою точку зрения, умение взаимодействовать в коллективе; вызвать интереса истории Родины через творчество А.А.Ахматовой.
Порядок занятия:
I. Слово учителя.
А. А. Ахматова - поэтесса неординарная. Мы уже познакомились с ее жизнью, ее художественным миром, поэтикой. Сегодня нам предстоит знакомство с ее главным творческим и гражданским достижением 30-х годов - «Реквием», произведением, непосредственно посвященным годам террора, страданиям репрессированного народа. По каким-то неисповедимым законам творчества, трагедия 30-х годов словно высекла искру из кремня, и пламя ее творчества взметнулось высоко и торжествующе, несмотря на мучительные тюремные очереди, на постоянное ожидание ареста. Это были страшные годы.
Послушайте историческую справку
II. Историческая справка (уч-ся).
К концу 30-х годов сформировалась целостная общественная система, определяемая как «государственный социализм». Собственность и власть по существу оказались в руках партийно-государственного аппарата во главе со Сталиным. Осуществлялся жестокий контроль за всем и всеми. Человек становился механизмом, «винтиком», который можно было всегда легко и быстро заменить. За малейшее нарушение и инакомыслие полагалось наказание. Страна осуществляла свое правосудие не только с помощью судебной системы, а и особыми совещаниями при НКВД и ОГПУ, «двойками» и «тройками».
В первую очередь, расправы проводились над лицами, пользующимися популярностью и авторитетом.
По стране прокатились три волны сталинских репрессий:
1-ая- коллективизация и индустриализация. Пик ее приходился на 1928-31 годы и захватил от 250 тысяч до 1 миллиона семей, сосланных на стройки, в лагеря и поселения. В 1929 - 32 годах было закрыто 90% церквей и высланы их священнослужители. Около 3 миллионов человек, занятых при НЭПе, стали «лишенцами». Для ученых создавались «шараги», спецлагеря по проведению научных исследований и изысканий.
2-ая - (1932-33 и 1939-40 годы) захватила простых тружеников.
3-ья - захватила народнохозяйственные, партийные, государственные, военные,
научно-технические кадры и остатки старой творческой интеллигенции. Обвинения им предъявлялись в основном по пунктам 58-й статьи Уголовного кодекса (преступления против государства). Срок от 5 до 25 лет лагерного заключения, а каждый десятый осужденный в 1936-38 годах приговаривался к смертной казни. Количество заключенных в СССР на конец 30-х годов практически не поддается точному исчислению. Большинство исследователей склоняются к цифре 35 миллионов человек
III . Слово учителя и учащихся.
1. Самыми страшными годами «большого террора» были 1936 - 1938 годы, время, когда нарком внутренних дел был Н. И. Ежов.
Вспомните, какими были 30-е годы для А. А. Ахматовой?
а) 30 - ые годы оказались для Ахматовой порой наиболее тяжких в ее жизни испытаний. Чудовищные репрессии, обрушившиеся чуть ли не на всех друзей и единомышленников Ахматовой, разрушили и ее семейный очаг: 22 октября 1935 года были арестованы как «участники антисоветской террористической группы» ее бывший (второй) муж, профессор Всероссийской Академии художеств Н. Н. Пунин, и ее сын, студент исторического факультета Ленинградского государственного университета Лев Николаевич Гумилев. Ахматова обратилась с письмом к Сталину, и 14 ноября 1935 года они были освобождены.
Второй раз Лев Гумилев был арестован 10 марта 1938 года за «участие в молодежной антисоветской террористической организации в ЛГУ». Приговор - 5 лет исправительно - трудовых лагерей.
Третий арест сына был в 1949 году (10 лет). Л. Н. Гумилев полностью реабилитирован в 1975 году.
Сама Ахматова жила все эти годы в ожидании ареста. В длинных и горестных тюремных очередях, чтобы сдать передачу и узнать о судьбе сына, она провела, по ее словам, семнадцать месяцев.
б)Казалось бы, в таких условиях писать было немыслимо, и она действительно не писала, то есть не записывала своих стихов, доверяя их своим надежным друзьям, чтобы те заучивали их наизусть.
Лидия Чуковская в своих «Записках об Анне Ахматовой» пишет, с какой осторожностью, шепотом читала она свои стихи, а иногда не решалась даже и на шепот, так как застенок был совсем рядом. «В те годы, - поясняет Л. Чуковская в своем предисловии к «Запискам», - Анна Андреевна, навещая меня, читала мне стихи из «Реквиема» тоже шепотом, а у себя в Фонтанном Доме не решалась даже на шепот: внезапно, посреди разговора она умолкала и, показав глазами на потолок и стены, брала клочок бумаги и карандаш; потом громко произносила что-нибудь очень светское: «Хотите чаю?» или «Вы очень загорели», потом исписывала клочок быстрым почерком и протягивала мне. Я прочитывала стихи и, запомнив, молча возвращала их ей. «Нынче ранняя осень», - громко говорила Анна Андреевна и, чиркнув спичкой, сжигала бумагу над пепельницей.
Это был обряд: руки, спички, пепельница - обряд прекрасный и горестный.
По словам Чуковской, оформленный в 1940 году «Реквием» знали наизусть 11 человек, и, как говорила Ахматова, «никто меня не предал». Рукописи, как правило, сжигались, и только в 1962 году, в период «оттепели», Ахматова передала «Реквием» в журнал «Новый мир». К этому времени произведение имело уже широкое хождение среди читателей в самиздатовских списках. В 1963 году «Реквием» был напечатан за границей (в Мюнхене). В России впервые «Реквием» был напечатан в журнале «Октябрь» № 3 за 1987 год.
IV. Чтение и анализ поэмы.
А теперь послушаем «Реквием».
Анализ произведения:
Другие считают, что это поэма (Лесневский С.).
Как вы восприняли «Реквием» - как поэму или как цикл отдельных произведений? Аргументируйте свой ответ.
Поэма - крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом.
Обратимся к тексту «Реквиема». Начнем с хронологии, проследим за временем создания отдельных частей (фрагментов) произведения.
Начнем с центрального блока: он открывается фрагментом «Это было, когда улыбался...» (датировка: 1935. Осень. Москва), вбирает в себя тринадцать частей. завершаясь двухчастным эпилогом, который датирован мартом 1940 года. Все входящие в этот блок фрагменты расположены в хронологическом порядке (называют: 1935г., 1938г., 1939г., 1940г.).
Уже после создания всего сюжетного блока, она пишет «Посвящение» (март, 1940 г.), тогда же был написан эпилог, и получилась цельная композиция.
Как называется такая композиция, обрамленная посвящением и эпилогом?
Как известно, с наступлением периода «оттепели» у Ахматовой появились надежды на публикацию «Реквиема». Готовя его к печати, она дополнила его еще двумя фрагментами: эпиграфом, взятым из ее же стихотворения «Так не зря мы вместе беседовали» (1961г.) и «Вместо предисловия» (1 апреля 1957г.) Теперь композиция «Реквиема» выглядела так:
Эпиграф.
Вместо предисловия.
Посвящение.
Вступление.
Основная часть (главки 1-Х)
Эпилог.
(Можно сравнить с «Южными поэмами» А. С. Пушкина)
2) А теперь давайте посмотрим, что еще напоминает вам поэма:
«Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В темной горнице плакали дети...»
«Буду я, как стрелецкие женки,
Под кремлевскими башнями выть...»
«И своею слезой горячей
Новогодний лед прожигать...»
«Магдалина билась и рыдала...» (плач)
3) Все верно, для Ахматовой художественный канон не догма, она нашла в «Реквиеме» совершенно уникальный путь уравнивания автора и героя, она «скрестила жанр поэмы, относительно новую литературную форму, с одним из древних жанров русского фольклора - с плачем
(причетью
).
Но что перед нами: европейская традиция заупокойной мессы, ведь реквием
католическое богослужение по умершим, или традиция русской народной причети.
Давайте попробуем отыскать ответ у самой Ахматовой.
Из всех видов похоронного обряда Ахматова избирает материнский плач. Давайте и мы с вами вспомним фольклорные традиции
Что такое похоронный обряд на Руси?
Каковы центральные фигуры этого обряда? (плакальщица - мать и усопший - сын).
А теперь обратимся к поэме.
Первый сигнал жанра плача - диалог в главке «Вместо предисловия», обратимся к ней.
В течение всей поэмы возникает многогранный образ героини:
Каждый из этих образов мотивирует отдельную сюжетную линию.
1-ый сюжет: теперь мы смотрим основную часть (гл. 1-Х)
О чем узнаем мы здесь? Сюжет ареста и осуждения сына и его ссылки. Здесь все сверхреально, докажите.
«Уводили тебя на рассвете...»
«Семнадцать месяцев кричу, Зову тебя домой, Кидалась в ноги палачу...»
«Я увидела верх шапки голубой И бледного от страха управдома...»
«... шины черных марусь».
И в то же время, с чем ассоциируется сцена ареста (с выносом тела). Докажите!
«За тобой, как на выносе, шла,
В темной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.
На губах твоих холод иконки, Смертный пот на челе...»
«Пусть черные сукна покроют...»
«И звон кадильный, и следы
Куда-то в никуда.»
Хор ангелов великий час восславил, И небеса расплавились в огне
Отцу сказал: «Почто Меня оставил!» А Матери: «О, не рыдай Мене...»
Так сюжет ареста перерастает в следующий сюжет:
2-ой сюжет - похоронного обряда, через образ горя, образ плача (слезы), образ болезни матери.
В полном соответствии с каноном вводится и «образ горя» материнского посредством психологического параллелизма (гл. П «Тихо льется тихий Дон...» в фольклоре образ льющейся реки часто связывался со слезами).
А теперь об основном отличии европейского «Реквиема» от русской причети: в европейской мессе диалог направлен «по вертикали» - от земли к небу, от слабого и грешного человека к всемогущему Богу и ориентирован на оглашение мольбы, просьбы об умалении Божьего гнева и помиловании грешника, диалог в русской причети распространяется «по горизонтали»: он обращен к усопшему, к «людям добрым», принимающим участие в печальном обряде. В такой атмосфере и обращении к Богу приобретает особый, интимно-личный характер.
Обратимся к главке VII «Приговор» - это кульминация повествования о судьбе сына: приговор здесь аналог казни. Но на переднем плане реакция не сына, а матери. Докажите!
«Надо память до конца убить, Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить...»
Глава VIII «К смерти» - о чем молит мать?
Глава IX (о безумии).
Почему так убивается мать?
Так возникает третий сюжет - сюжет со - умирания , и в самом деле, смерть ребенка для матери есть уже «начало» или даже «модель ее собственной смерти», - ведь выношенное ею под сердцем, плоть от плоти ее, душа, взлелеянная ею с колыбели, исчезает, превращается в прах.
Вывод: такова основная канва поэмы, которая соответствует канонической сюжетной схеме материнской причети.
Но, в конце концов, Ахматова выходит и за рамки сюжетной схемы причети. она вводит параллель: сюжет о гибели сына и сюжет о соумирании матери - сходятся в монументальной символической сцене - сцене распятия Иисуса Христа (гл. X «Распятие»), тем самым массовая житейская трагедия времен Большого террора художественно уравнена с высшей трагедией рода человеческого, а значит, и мать человеческая становится у Ахматовой в своем горе на одну ступень с Богородицей. А цель эпилога - заключительный аккорд поэмы, где «я» сплавлено с «мы», и поэтому памятник, поставленный у тюремных стен - это памятник вечной и святой материнской скорби, это материнский плач о распятом народе, о трагедии советского общества в эпоху тоталитаризма.
3) Темы:
1. Памяти и Смерти.
2. Вечной судьбы русской женщины (от петровских стрелецких жен до современниц Ахматовой и до Богородицы.
3. «Я» и «Мы».
Тема смерти и памяти. Память как спасение от гибели, как непрерывная страдающая жизнь души, духовное спасение гибнущего человечества.
«Я» и «Мы» в поэме.
Слияние судьбы поэта с народной судьбой. Боль матери - от русской крестьянки петровских времен до Богородицы и современной женщины.
V. Обобщение.
В истории русской словесности есть имена - камертоны, само название которых призывает думать о явлениях, куда более широких, чем конкретное их творчество. Одно из таких имен - Анна Ахматова. Отвергнутая и униженная в 30-е годы, надолго отлученная от литературы, но все же не сломленная никакими трагедиями, она живет в своей поэзии вот уже более 90 лет. И не просто живет она учит и нас жить, любить, страдать... И не случайно А.Ахматова считается одной из лучших поэтесс.
(Звучит песня И. Талькова)
VI. Домашнее задание.
(письменный ответ на вопрос, по рядам)
Как раскрывается в поэме
ряд - тема Памяти и Смерти,
ряд - судьба русской женщины,
ряд - тема «Я» и «Мы».
Литература:
Е. С. Абелюк. Читательский комментарий: замысел и воплощение.
В. Виленкин «В сто первом зеркале», М., Советский писатель, 1990.
Н. Л. Лейдерман «Русская литературная классика XX века», Екатеринбург, 1996.А. И. Павловский «Анна Ахматова. Жизнь и творчество», М., Просвещение, 1991
«Путь школьников к «Реквиему» А. Ахматовой» в ж. «Литература школе» № 3 - 1989.
Практическая работа № 32.
Тема: Философичность лирики Б.Л.Пастернака.
Цели урока:
1. Проследить жизненную судьбу поэта и направление его творческого поиска, осмыслить неразрывное единства его непростой биографии и мужественной поэзии;
2. Обогатить свое представление об окружающем мире взглядом на него через призму поэзии Б.Л. Пастернака;
3. Подготовить себя к созданию письменного суждения о личности поэта, его творчестве или отдельном его произведении.
Учитель: Воссоздавая облик поэта, А.А. Ахматова вспоминала: “…Он поведал мне, что перед ним вьётся путь золотой и крылатый, где он вышнею волей храним…”. В письмах самого Пастернака то и дело встречается это краткое крылатое слово “путь”. Но оказался путь вовсе не “золотой и крылатый”, как предрекала поэт Ахматова, он обещал страшное, роковое.
Учитель: Готовность к подвижничеству, жертвенности жила в душах русской интеллигенции. Именно эти черты запечатлел Пастернак в “Четырёх отрывках о Блоке”, написанных в конце жизни.
Жить и сгорать у всех в обычае.
Но жизнь тогда лишь обессмертишь,
Когда ей к славе и величию
Своею жертвой путь прочертишь.
Учитель: Откуда и куда вел путь, ставший символом творческой судьбы Пастернака? Он уводил к духовному возмужанию от благополучного московского детства, семейного комфорта, обособленного мира элитарной интеллигенции. (Презентация “Биография Б.Пастернака” .
Учитель: В 1914 году выходит первый сборник “Близнец в тучах” с предисловием Н. Асеева – одного из участников “Центрифуги”. Асеев назвал Пастернака “одним из подлинных лириков новой русской поэзии”. Поэт признавался, что писал книгу под воздействием Блока. Само название книги автор выбрал “из подражания космологическим мудрёностям”, которыми отличались книжные заглавия символистов.
Учитель: Стихотворение “Февраль. Достать чернил и плакать!”, неизменно открывающее книги избранной лирики пастернака, считается наиболее показательным для ранней манеры поэта. (Чтение стихотворения наизусть подготовленным учеником)
Анализ стихотворения “Февраль. Достать чернил и плакать!”
Учитель: Как бы вы определили тему стихотворения? Предполагаемый ответ: Тема весенней природы и тема творчества.
Учитель: Как они взаимодействуют друг с другом? Предполагаемый ответ: Именно весна становиться причиной вдохновения поэта, побуждает его к творчеству. (Комментарий учителя: Стихотворение построено на уподоблении ранней весны, ливня и поэтического вдохновения, начала творчества. Причем акт творчества становиться естественным продолжением процессов, происходящих в природе весной.)
Учитель: Что в стихотворении становиться средством сближения таких вещей как весна, грачи, проталины – и чернила? Предполагаемый ответ: Этим средством становиться черный цвет: черные проталины, черные грачи и чернила. Черный у Пастернака лишён мрачности, он знаменует победу весны над зимой.
Учитель: Какие ещё детали подчеркивают ощущение праздника? Предполагаемый ответ: Атмосферу весеннего пробуждения создают и “благовест” – колокольный звон, и “клик” - победный возглас колёс.
Учитель: Как очерчивает поэт присутствие в стихотворении лирического героя? Предполагаемый ответ: О лирическом герое рассказывают глаголы: достать, писать, перенестись. Глаголы, относящиеся к лирическому герою, стоят в инфинитиве. Эта форма имеет оттенок побуждения к действию со стороны природы. (Комментарий учителя: Поэт бросается навстречу природе, её стихии. Он пассивно отдаётся своим впечатлениям, отливающимся в стихи. И чем меньше сознательной воли лирического героя в этом замешано, тем ближе оказывается процесс стихотворчества к природным процессам.)
Учитель: В каких строчках выражена главная мысль стихотворения?
Предполагаемый ответ: И чeм случaйнeй, тeм вepнee
Слaгaются стиxи нaвзpыд.
Учитель: О февральской оттепели не взахлеб, а навзрыд. Поэтом найдено слово наиболее сильно выражающее всплеск чувств. Сравнения и метафоры, которыми изобилуют ранние стихи Пастернака, часто кажутся произвольными, даже непонятными. Какие из выразительных средств стихотворения поразили ваше воображение? Предполагаемый ответ: Сравнение “грачи, как обугленные груши”, метафоры: “клик колес”, “сухая грусть на дно очей”, “грохочущая слякоть весною чёрною горит”. Следует отметить аллитерацию, используемую поэтом, чтобы передать стук колес по мостовой, чавканье весенней слякоти под ногами.
Учитель: Именно такие необычные, сымпровизированные образы гораздо ярче и точнее обычных, легко понимаемых образов, в них-то и проявляется в полной мере авторская индивидуальность. Исследователь творчества Пастернака А. Синявский назвал его поэтический метод “метафорической скорописью действительности”. В 1921 году художник Ю. Анненков нарисовал замечательный карандашный портрет поэта. “Б. Пастернак: огромные глаза, пухлые губы, взгляд горделивый и мечтательный, высокий рост, гармоничная походка, красивы и звучный голос”, - вспоминает художник. У людей существует различное отношение к жизни. Кто-то восхищён ёю, а кто-то удручён сложившимися обстоятельствами. А человек, назвавший свой сборник стихов “Сестра моя – жизнь”, каким представляется вам? Предполагаемый ответ: Этот человек влюблен в жизнь. Поэт ощущает себя частью целого, частью природы, понимая своё с ней родство, жизнь для него стала сестрой.
Учитель: В 1922 году вышла книга стихов “Сестра моя – жизнь”, посвящённая М. Лермонтову. Если в ранних стихах образы нанизывались на образы, сравнения на сравнения, то в этой книге Пастернак начинает овладевать потоком поэтических образов. (Чтение стихотворения “Сестра моя – жизнь” наизусть подготовленным учеником)
Анализ стихотворения “Сестра моя – жизнь”
Учитель: Какова лирическая ситуация стихотворения? Предполагаемый ответ: Лирический герой едет в поезде (вагоне) к любимой. Тема стихотворения – это ощущение, восприятие окружающего мира влюблённым.
Учитель: Как поэт передает чувство влюбленности? Предполагаемый ответ: Герой восхищен весенним дождем, свежестью, ароматом грозы. Для него, влюбленного, расписанье поездов “грандиознее святого писания” Чувство любви, переполняющей героя, выражено в метафоре, завершающей стихотворение “сердце, плеща по площадкам вагонным дверцами, сыплет в степи”.
Учитель: Для чего поэт использует аллитерацию? Предполагаемый ответ: Повторение согласных имитирует перестук колес, который отзывается в сердце, и в душе поэта, и в окружающем мире. Стук сердца уподобляется стуку колес.
Учитель: Есть ли в стихотворении образ любимой?
Предполагаемый ответ: Героиня изображена несколькими штрихами: “глаза, что в грозу лиловы”, “фата-морганой любимая спит”. Любимая остается мечтой, видением, предчувствием счастья.
Учитель: В первых двух строфах стихотворения звучит несвойственное Пастернаку типично романтическое противопоставление. В чем оно проявляется? Предполагаемый ответ: Это противопоставление лирического героя и “людей в брелоках” - трезвомыслящих и пошлых. Для лирического героя мир природы созвучен чувствам, душе, а “люди в брелоках” его не понимают, у них “свои резоны”, влюбленный среди них смешон со своим поэтическим восприятием жизни.
Учитель: Мир природы, каким он показан в стихотворении? Предполагаемый ответ: Природа помогает понять, что происходит в душе героя: “рушится степь, обгорающая ночь, солнце, садясь, соболезнует”. Это стихотворение является концентрацией мироощущения лирического героя, равенства человека и жизни, жизни и мира.
Учитель: Определите стихотворный размер произведения. Предполагаемый ответ: Стихотворение написано четырехстопным амфибрахием. К нему не раз обращался М. Лермонтов, подчеркивая ритмом искренность, исповедальность лирического монолога.
Учитель: А чем ещё стихотворение близко лермонтовской поэзии, а в чем отличие? Предполагаемый ответ: Общим у Пастернака и Лермонтова является мотив одиночества, непонимания окружающими лирического героя, но Лермонтову не свойственно восхищение жизнью, миром, хотя лермонтовский герой тоже находил утешение и понимание в мире природы.
Учитель: А. Синявский писал о своеобразии лирического героя и природы в лирике Пастернака: “В его стихах природа превращается в главного лирического героя. Она, оживая, не отдаляется от человека, а, наблюдая за ним, как бы втягивает его в свой мир”. Пастернак не стремился говорить за весь мир от своего лица, а предпочитал, чтобы мир говорил за него и вместо него: “Не я про весну, а весна про меня”.
Учитель: В начале 30-х в стихах Пастернака появляются черты естественности, которые свойственны, по его собственным словам, “опыту больших поэтов”. В 1932 году появляется книга стихов “Второе рождение”. Второе рождение переживала и сама поэзия Пастернака. Она заговорила новым языком. К стихам, написанным ранее, поэт стал относиться критически. Отнюдь не все из них он потом переиздавал. А те, что переиздавал, перерабатывал и порой существенно. Какова была правка. Легко понять, заглянув в творческую мастерскую поэта.(10 слайд) Сравните 2 фрагмента стихотворения “Венеция”, датированных 1912 и 1928 годами. Стихотворение “Венеция” было навеяно путешествием в 1912 году через Швейцарию в Италию. Прочтите фрагменты вслух. Какой вариант наиболее конкретный?
Предполагаемый ответ: Наиболее конкретный второй вариант, образ открывающегося окна и баранки более понятны нам.
Учитель: Сравните изменения, которым подвергнул поэт строфу.
Предполагаемый ответ: Пастернак заменил смутные строки о “сонной стоянке” – неожиданно рискованным, но более выразительным и простым сравнением.
Учитель: Поэт добивается “мгновенной, рисующей движение живописности, хотел, чтобы читатель зримо представил себе город на воде. Прозаичность образа его не пугала”. Уже в сборнике “Поверх барьеров”, в поэмах “Спекторский” и “Охранная грамота” Пастернак изложил свои взгляды на внутреннюю суть искусства и его значение в истории человеческого общества.
Нельзя не впасть к концу, как в ересь,
В неслыханную простоту.
Пастернак выразил мужественную решимость писать, преодолевая собственные поэтические навыки, жить, несмотря на опасности и трагические перемены.
Учитель: 30-е вызывали тревогу, овладевавшую умами наиболее проницательных современников. После гибели певца дворянской чести Н. Гумилева, гибели С. Есенина и В. Маяковского, после I съезда советских писателей с “блестящими речами”, Пастернак предпочитал не витийствовать на публичных сборищах. У него был свой путь. Он круто уводил его от “праздно болтающих”, обрекал на трудные раздумья в одиночестве. В начале 40-х стиль Пастернака изменился до неузнаваемости. Изменилось мировоззрение, ощущение жизни. Во многом этому способствовала атмосфера Переделкина, подмосковного дачного поселка, где жил в то время Б. Пастернак. Пастернак породнился с Переделкином, можно сказать избрал его финалом своей судьбы или же Переделкино избрало поэта. “Здесь будет всё пережитое”, - сказал пастернак о сборнике 1941 года “На ранних поездах”. Реалии, лёгшие в основу стихотворения, давшего название всему сборнику – это обычный пеший путь с его дачи в Переделкино на железнодорожную станцию и дальше на электричке в Москву. Он разглядел в этой подмосковной обыденности красоту дорожной толпы. На этой грани между городом и посадом, в вагоне пригородного поезда в самый канун войны поэт видит лицо народа и лицо России.
Я молча узнавал России
Неповторимые черты.
Эти строки проникнуты живым теплом, любовью к утренним попутчикам поэта. Лица людей как бы высвечены отблеском будущих сражений, очищены от повседневной шелухи, вписаны в историю. Рубеж 40-х разделил творческий путь пастернака. Позднему Пастернаку присуща классическая ясность и простота. Его стихи “одухотворены присутствием раскрывшегося поэту огромного образа России”. От того, что написано до “Ранних поездов” автор отрекся бесповоротно. Взыскательный мастер отказывался не только от всего написанного за три десятилетия, жестче любого сталинского проработчика он судил прожитую жизнь: “неоправдавший обещания”, “малочисленность и ничтожество сделанного”, - это написано человеком, шагнувшим за пятьдесят. “Зерно не даст всхода, если не умрет” - Пастернак любил эту евангельскую мудрость. В сознании жизненного краха коренилась надежда на возрождение.
Радость победы в войне возрождала надежды на обновление общества. Предвестия свободы оказались ложными. Но в их свете Пастернак начал писать главный труд своей жизни роман “Доктор Живаго”. Содержание романа – это, в сущности, духовная история самого Пастернака, представленная как история жизни другого лица, доктора Юрия Андреевича Живаго.
(Выступление ученика с индивидуальным сообщением о романе “Доктор Живаго” .
Роман о Юрии Живаго и стихи, написанные от его имени, стали выражением радости, преодолевающей страх смерти. Стихотворение “Гамлет” можно считать ключевым для романа: именно им открывается семнадцатая стихотворная глава этого произведения.
(Чтение стихотворения “Гамлет” наизусть подготовленным учеником. Затем выступление ученика с индивидуальным сообщением – анализом этого стихотворения.
Учитель: Обращение к шекспировскому образу заставляет вспомнить формулу великого драматурга “Весь мир – театр и люди в нем актеры”. Ситуация Гамлета осмысливается как типовая ситуация каждого человека в этой жизни, а обращение “Я люблю твой замысел упрямый” относится не только к режиссеру драмы, но и к Создателю этого мира, в котором каждый достойно должен пройти предназначенный ему свыше путь. Достойным до конца своей роли остался и Борис Пастернак. В 1958 году Пастернаку была присуждена Нобелевская премия “За выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы”. Разразившийся вслед за этим беспочвенный политический скандал, получивший во всем мире название “Дело Пастернака”, напоминал по своим формам худшие явления прошлого. Ответивший первоначально благодарностью на заслуженную им награду, Пастернак через неделю угроз и травли был вынужден отказаться от премии. Пастернака вынудили подписать не им составленные печатные заявления. Были остановлены все издания его переводов, и поэт был оставлен без заработка. Сложилась парадоксальная ситуация: всемирная слава и одновременно одиозность его имени на Родине. Иностранный корреспондент попросил у Пастернака интервью. Борис Леонидович ответил, что не может, и вместо интервью дал клочок бумаги с новым стихотворением. Западные радиоголоса тут же прочли всему миру это стихотворение, и весь мир узнал правду о добровольном (в кавычках) покаянии Пастернака. Так поэт в один миг зачеркнул своё унижение. Снова стал самим собой.
(Чтение наизусть учеником стихотворения “Нобелевская премия”) Одна из видеом А. Вознесенского посвящена 100-летию Пастернака. Перед вами плакат с чёрно-красной графикой “Век Пастернака”. Тут и лицо с пастернаковской фотографии, и распятие, и рассыпанные, как снег, парящие строфы… Поэзия и трагедия на одном листе. “Век Пастернака” - произносим мы вслед за поэтом. В нашей стране нация выражает свою судьбу через судьбу поэта. Так повелось.
МОУ «Стрелецкая средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза А.Е. Черникова Белгородского района Белгородской области»
Урок - сотрудничество
Литература 11 класс
Тема: «А.А.Ахматова. Поэма «Реквием».Трагедия поэта и народа»
Учитель: Красникова В.А.
Урок провели: ученицы 11 класса
Фалометова Ольга и Щетинина Ксения
2014
Цели:
1) Познакомить учащихся с поэмой А. А. Ахматовой «Реквием».
2) Выяснить связь произведения с историческими событиями в стране.
3) Совершенствовать умение учеников анализировать поэтический текст.
4) Воспитывать патриотизм, мужество, человеческое достоинство.
Оборудование:
1)Презентация по теме урока
2)Выставка книг «Жизнь и творчество А.А. Ахматовой»
Ход урока
Вступительное слово учителя
Сегодняшний урок мы посвятим поэме А.А. Ахматовой «Реквием». Тема нашего урока: «Трагедия поэта и народа. Библейский масштаб изображаемых событий, евангельские мотивы и образы» (слайд 1)
Девиз нашего урока:» Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью был...» А.Ахматова.
Записать в тетрадь. Строки эпиграфа «Реквиема» (слайд2)
2. Проверка домашнего задания.
Сегодня мы познакомимся с одной из знаменитых поэм Анны Ахматовой «Реквием». Перед тем, как ознакомиться с текстом поэмы, обсудить ее, хотелось бы послушать другие произведения поэтессы, а именно «Я не знаю, ты жив или умер…», «Перед весной бывают дни такие…», «Заплаканная осень, как вдова…» (слайд3)
3.Повторение. Что вы помните из прошлых уроков литературы об Анне Ахматовой?
Поэтесса родилась в семье отставного флотского инженера-механика. Ее настоящая фамилия – Горенко. Но, выступив со стихами в печати, она избрала себе псевдоним – Ахматова. Это была фамилия ее прабабушки по материнской линии, род которой происходил от хана Золотой Орды Ахмата, жившего в 15 веке. Теперь обратимся непосредственно к поэме(слайд 4)
4.Для начала выясним, что же обозначает слово «Реквием»?
Словарь.
Реквием - (от лат. «(на) упокой») – заупокойная служба (месса) в католической и лютеранской церквях, соответствует заупокойной литургии в Православной церкви(слайд 5)
5.
Музыка на уроке.
Существует множество произведений с таким названием, как литературных, так и музыкальных. Всем нам известно музыкальное произведение Вольфганга Моцарта «Реквием»
А.Ахматова не случайно дала своей поэме такое название. Я думаю, вам будет легче воспринять это произведение, осмыслить его, если вы прослушаете небольшой отрывок из «Реквиема» Моцарта. Это одно из любимых произведений Анны Андреевны
(слайд 6, включить музыку)
6.Теперь поговорим немного об истории написания поэмы и ее композиции.
Первые наброски «Реквиема» относятся к 1934 году. Сначала Ахматова планировала создать лирический цикл, который через некоторое время был бы переименован в поэму. Наиболее плодотворно она работала над поэмой в 1938-1940 годах и вернулась к ней позже, в 1960-е годы. Ахматова сжигала рукописи «Реквиема» после того, как прочитывала людям, которым доверяла. Поэма существовала лишь в памяти самых близких лиц, заучивавших строфы из нее наизусть(слайды 7, 8)
7. «Реквием» складывался постепенно. Композиция поэмы трёхчастная: она состоит из пролога, основной части, эпилога, но при этом имеет сложную структуру. Поэма начинается с эпиграфа. Далее следует предисловие, написанное прозой и названное Ахматовой «Вместо предисловия».
Пролог состоит из двух частей («Посвящение» и «Вступление»).
После этого идёт основная часть, состоящая из 10 небольших глав, три из которых имеют название – это седьмая: «Приговор», восьмая: «К смерти», десятая: «Распятие», глава, состоящая из двух частей. Остальные главы идут по названию первой строки. Поэма заканчивается Эпилогом, тоже состоящим из двух частей.
Обратите внимание на даты написания глав. Они явно соотносятся со временем арестов мужа и сына. Но Предисловие и Эпиграф обозначены гораздо более поздними годами.
Подумайте, как это можно объяснить? (Эта тема, эта боль не отпускала Ахматову многие годы.)
8 .Работа с текстом поэмы. Теперь, когда мы познакомились с композицией произведения, можно поговорить о его содержании.
Прозаический отрывок «Вместо предисловия» - очень важный для понимания всей поэмы: это завещание, наказ поэту «это... описать».
- Какие строчки из части « Вместо предисловия» подтверждают, что это было страшное время?
- Какой факт из биографии А.Ахматовой был положен в основу поэмы?
Следующая часть поэмы «Посвящение». - Отметьте строчки, передающие меру материнского горя.
А теперь подумайте, какое местоимение использует здесь А. Ахматова? Почему? (Говоря о личном, Ахматова становится как бы голосом всех страдающих матерей.)
Итак, кому же посвящается поэма? (Женщинам, матерям, которые, страдая, находились на грани истощения физических и духовных сил и жили лишь надеждой.)
Обратимся к вступлению:
Какая Родина изображена у А. Ахматовой? (читаем «Вступление») (Родина - живой человек, женщина, которую в кровь избивают сапогами, давят шинами «черных Марусь»)
Переходим к 1 главе. - Какое событие здесь описано? Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося? - Почему А. Ахматова обращается к истории, использует образ стрелецкой женки? Что вы помните о стрельцах?
Обратите внимание на экран. Это картина В. Сурикова «Утро стрелецкой казни» Художник обратился к событиям эпохи , когда Стрелецкий бунт, возглавляемый царевной Софьей, был подавлен, а стрельцы казнены. На ней, помимо приговоренных стрельцов, мы видим лица плачущих жен и детей.
Обращение к образу стрелецкой женки помогает Ахматовой связать времена, сказать о типичности судьбы русской женщины и подчеркнуть тяжесть конкретного страдания.
Читаем II и III главы. Опишите картину, которая возникает у вас. Почему? - Много повторов. Неотвязная мысль, сводящая с ума. « Тень», а не человека, женщину, которая не может больше страдать и в поисках спасения видит себя глазами «месяца» -как бы из другого мира.
Читаем IV главу.
Что происходит с героиней? (Осознан приговор судьбы. Впереди только безумие и смерть, происходит раздвоение личности героини.) Конечно, А. Ахматова не могла в точности знать, что творится за тюремными стенами. Оттуда очень редко возвращались... Но она предчувствовала это, оттого так и страдала.
Опишите ваши впечатления, мысли о прочитанном, начиная с фразы: «Когда я читаю VII- IX главы» «Реквием».... (... Я вижу мать, обезумевшую от горя. Она жаждет смерти, готова принять ее в любом виде. У нее нет больше сил сопротивляться безумию)
Вернемся к теме нашего урока.
Прочтите название X главы. С чем оно связано? - Почему именно этот сюжет из Библии использовала А. Ахматова? (Трагедия народа велика, оно вызывает в памяти страшное преступление- распятие Христа). Каждая из матерей, потерявших сына, подобна Богоматери. В образе Богоматери сливаются все матери мира, детей которых убивают. Богоматерь уже много веков оплакивает каждого невинно гибнущего ребенка. Личная трагедия одной матери и одного сына незаметно становится всеобщей в пространстве России и во времени.
Обратимся к эпилогу. Это самая длинная часть в поэме. В ней представлена истерзанная душа народа: одна половина его в тюрьмах - это мужики и сыновья; другая - в тюремных очередях, это матери и жены. Здесь дан обобщенный портрет матери.
Во II части эпилога идут твердые, как железо, двустишия с мужскими рифмами, которые свидетельствуют о спокойности, непреклонности и победительной силе женщины- поэта. И потому она достойна монумента, этого воплощения памяти, несгибаемости. Продолжая традиционную в русской поэзии тему памятника, А. Ахматова трактует ее очень ярко, мощно: (читаем со слов) А если когда-нибудь в этой стране... Эпиграф написан в 1961 году. На протяжении 30 лет своей жизни А. Ахматова постоянно обращалась к поэме «Реквием». Нигде в поэме не звучит мотив возмездия, мести. Страшным обвинением эпохе беззакония и бесчеловечности является вся поэма. Так же она посвящена безвинно погибшим и рассказана как бы вполголоса. Так говорят на похоронах и поминках.
9.Обобщение:
1. Поэма создавалась в нечеловеческих условиях, в «страшные годы ежовшины».
2. Именно им «невольным подругам... двух осатанелых...» посвящается поэма «Реквием».
3. Во «Вступлении» уже прорисовывается конкретное время действия: Ленинград, страна - не Советский Союз, а все-таки «безвинная Русь».
4. Лирическая героиня поэмы ищет утешения у смерти, великая скорбь, однако, делает ее как бы новой богоматерью.
5. Истоки зла, которые взяли в стране верх, уходят в историю, масштабы трагедии расширяются обращением к образам Христа и Богоматери, к библейскому сюжету.
6. Ахматова показала ад XX века. Устами поэта гласит 100 - миллионный народ.
7. В эпилоге звучит тема памятника, который может быть поставлен конкретному человеку с реальной биографией, личное горе которого в то же время символизирует громадное народное горе.
В своей поэме А. Ахматова описала достаточно образно и зримо эпоху, в которую суждено было страдать народу. Героиня осознала свое единство с народом, обрела силы женщины, разгадавшей свое высокое предназначение. Это памятник материнскому страданию.
Вопросы и задания
Кому посвящена поэма «Реквием»?
Поэма ли «Реквием»? Не цикл ли различных стихотворений, написанных в разное время и более или менее случайно объединенных авторской волей под общим названием?
Каким вы представляете себе памятник А. Ахматовой, о котором говорится в заключительной части поэмы?
Какую роль в поэме сыграли средства художественной выразительности? Приведите примеры.
Д/з : выучить отрывок из поэмы наизусть (по выбору уч-ся)
Сочинение-размышление
Сочинение Ахматова А. - Реквием
Тема: - Трагизм поэмы А. Ахматовой «Реквием»
Анне Андреевне Ахматовой пришлось многое пережить. Страшные годы, изменившие всю страну, не могли не отразиться и на ее судьбе. Поэма “Реквием” явилась свидетельством всего, с чем пришлось столкнуться поэтессе.Внутренний мир поэта настолько удивителен и тонок, что абсолютно все переживания в той или иной степени оказывают на него свое влияние. Настоящий поэт не может оставить без внимания ни одной детали или явления окружающей жизни. Все находит свое отражение в стихах: и хорошее, и трагическое. Поэма “Реквием” заставляет читателя еще раз задуматься о судьбе гениальной поэтессы, которой пришлось столкнуться с ужасающей катастрофой.
Эпиграфом к поэме стали строки, являющиеся, в сущности, признанием в сопричастности ко всем бедствиям родной страны. Ахматова честно признается, что вся ее жизнь была тесно связана с судьбой родной страны, даже в самые страшные периоды:
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл -
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью,
был.
Эти строки написаны уже намного позже, чем сама поэма Они датированы 1961 г. Уже ретроспективно, вспоминая события прошедших лет, Анна Андреевна заново осознает те явления, которые провели черту в жизни многих людей, отделяя нормальную, счастливую жизнь и страшную, бесчеловечную действительность.
Поэма “Реквием” достаточно коротка, но сколь сильное действие она оказывает на читателя! Это произведение невозможно читать равнодушно, горе и боль человека, с которым произошли страшные события, заставляют точно представить себе весь трагизм ситуации.
В нескольких строчках, названных “Вместо предисловия”, Анна Андреевна рассказывает о том, что предшествовало написанию поэмы. Годы ежовщины по сути своей были геноцидом против собственного народа. Бесконечные тюремные очереди, в которых стояли родственники и близкие люди заключенных, стали своеобразным символом того времени. Тюрьма вошла в жизнь самых достойнейших людей, сделала невозможным даже саму надежду на счастье.
Поэма “Реквием” состоит из нескольких частей. Каждая часть несет свою эмоционально-смысловую нагрузку. Например, “Посвящение” - это описание чувств и переживаний людей, которые все свое время проводят в тюремных очередях. Поэтесса говорит о “смертельной тоске”, о безысходности, об отсутствии даже малейшей надежды на изменение сложившейся ситуации. Вся жизнь людей теперь зависела от приговора, который будет вынесен близкому человеку. Этот приговор навсегда отделяет семью осужденного от нормальных людей. Ахматова находит удивительные образные средства, чтобы передать состояние свое и других:
Для кого-то веет ветер свежий,
Для кого-то нежится закат -
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылых скрежет
Да шаги тяжелые солдат.
“Ветер свежий”, “закат” - все это выступает своеобразным олицетворением счастья, свободы, которые отныне недоступны томящимся в тюремных очередях и тем, кто находится за решеткой:
Приговор... И сразу слезы хлынут,
Ото всех уже отделена,
Словно с болью жизнь из сердца вынут,
Словно грубо навзничь опрокинут,
Но идет... Шатается... Одна.
Анне Ахматовой пришлось пережить арест и расстрел мужа, арест сына. Как прискорбно, что талантливейшему человеку пришлось столкнуться со всеми тяготами чудовищного тоталитарного режима Великая страна Россия допустила над собой такое издевательство, почему? Все строчки произведения Ахматовой содержат в себе этот вопрос. И при чтении поэмы читателю становится все тяжелее и тяжелее при мысли о трагических судьбах невинных людей.
Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад,
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки,
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусъ.
Россия раздавлена, уничтожена. Поэтесса от всего сердца жалеет родную страну, которая совершенно беззащитна, скорбит о ней. Как смириться с тем, что случилось? Какие слова найти? В душе человека может твориться что-то страшное, и нет никакого спасения от этого.
Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В темной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.
В этих строчках уместилось огромное человеческое горе. Шла “как на выносе” - это напоминание о похоронах. Гроб выносят из дома, за ним идут близкие родственники. Плачущие дети, оплывшая свеча - все эти детали являются своеобразным дополнением к нарисованной картине.
Арест близкого человека заставляет окружающих лишиться сна и спокойствия, размышляя о горестной судьбе:
Тихо льется тихий Дон,
Желтый месяц смотрит в дом,
Входит в шапке набекрень.
Видит желтый месяц тень.
Эта женщина больна,
Эта женщина одна.
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.
Страдания поэтессы достигли апогея, в результате она практически ничего не замечает вокруг. Муж расстрелян, а сын в тюрьме, трагедия случилась с самыми близкими и родными людьми. Вся жизнь стала похожа на бесконечно кошмарный сон. И именно поэтому рождаются строки:
Нет, это не я, это кто-то другой страдает.
Я бы так не могла, а то, что случилось,
Пусть черные сукна покроют,
И пусть унесут фонари...
Ночь.
Действительно, разве может человек вынести все, что выпало на долю поэтессы? Да и сотой доли всех испытаний оказалось бы достаточно, чтобы лишиться разума и умереть от горя. Но она жива. И как контраст появляется воспоминание о юности, в которой Анна Андреевна была весела, легка и беспечна.
Расставание с сыном, боль и тревога за него иссушают материнское сердце. Невозможно даже представить себе всю трагедию человека, с которым случились столь страшные испытания. Казалось бы, всему есть предел. И именно поэтому нужно “убить” свою память, чтобы она не мешала, не давила тяжелым камнем на грудь:
У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.
Все пережитое Ахматовой отнимает у нее самое естественное человеческое желание - желание жить. Теперь уже утрачен тот смысл, который поддерживает человека в самые тяжелые периоды жизни. И поэтому поэтесса обращается к смерти, зовет ее, надеется на ее скорый приход. Смерть предстает как освобождение от страданий. Однако смерть не приходит, зато приходит безумие. Человек не может выдержать того, что выпало на его долю. А безумие оказывается спасением, теперь уже можно не думать о реальной действительности, столь жестокой и бесчеловечной:
Уже безумие крылом
Души накрыло половину,
И поит огненным вином,
И манит в черную долину.
Финальные строки поэмы символизирует прощание с реальным миром.
Поэтесса понимает, что безумие отнимет у нее все, что было так дорого доселе. Но именно это в данной ситуации оказывается лучшим выходом, символизирует собой спасение, освобождение от всего, что так мучит и тяготит.