Роль дистанционного образования. Роль дистанционного обучения в современном обществе. Формы организации учебного процесса

Роль дистанционного образования. Роль дистанционного обучения в современном обществе. Формы организации учебного процесса


Наступление эры информатики было отмечено переходом от техносферы к инфосфере. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются образовательные ресурсы. Результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в техносфере, в нынешних условиях концентрируются в инфосфере, где большинство людей занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации и знаний. Сегодня мир вступил в телекоммуникационную фазу развития инфосферы, которая характеризуется как фаза общения, трансфера информации и знаний. Поскольку знания стремительно обновляются, то современный человек должен быть готовым к тому, что учиться ему придется в течение всей жизни. Мировая телекоммуникационная инфраструктура открывает возможность массового самообразования и всеобщего обмена информацией независимо от местонахождения человека.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 6 сентября 1995 г. N 3850-XII: ’’Информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс обеспечения потребностей органов государственной власти, юридических и физических лиц в получении сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах на базе информационных систем и сетей, осуществляющих формирование и обработку информационных ресурсов и выдачу пользователю документированной информации”.
Компьютеризация деятельности, связанной с информатизацией является закономерным и объективным процессом, характерным для всего мирового сообщества. Он проявляется во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании. Во многом благодаря этому процессу стала возможной новая технология обучения - дистанционное, которое хорошо интегрируется с традиционными формами обучения (очной и заочной). Следует обратить внимание на тенденцию, когда все известные формы обучения усовершенствуются, благодаря технологии современного дистанционного обучения. Именно поэтому дистанционное обучение часто называют технологией получения знаний XXI века.
Возникновение дистанционного обучения является закономерным этапом развития и адаптации образования к современным условиям. Его появление многие объясняют рядом факторов. С одной стороны, потребностью общества в творческой, профессионально и духовно самостоятельно совершенствующейся личности, с другой стороны, территори
альными, экономическими и культурными факторами. По мере своего развития дистанционное обучение будет способствовать решению следующих задач: повышению общеобразовательного уровня общества;
^ расширению доступа к высшему и последипломному образованию, включая аспирантуру и докторантуру;
^ удовлетворению потребностей и интересов общества в целом и отдельной личности; повышению квалификации и переподготовка специалистов в связи с переходом на новые технологии.
На протяжении столетий сфера образования оставалась наиболее консервативной областью человеческой деятельности, наименее подверженной изменениям. Несмотря на то, что объем сведений об окружающем мире неуклонно возрастал, технологии передачи накопленных знаний оставались неизменными. Объективные условия развития современного общества в конце XX века стали диктовать новые требования к содержанию и формам передачи знаний.
Классическая форма получения образования (очная) сегодня переживает кризис, который в той или иной степени отчетливо проявляется во всех странах мира.
В работе авторы указывают на следующие характерные черты кризиса мировой системы образования: неспособность обеспечить всем желающим возможность получения необходимого им образования (территориальность);
У отставание получаемых знаний от уровня развития технологий (консерватизм); низкую адаптивность систем образования к различным социальноэкономическим условиям (инерционность); специфичность образования, получаемого в конкретном учебном заведении (локальность).
Таким образом, в настоящее время перед образовательными системами стоят многочисленные проблемы. По мнению зарубежных экспертов, в начале ХХ1 века минимальным уровнем образования, необходимым для выживания человечества, становится высшее образование.
Традиционные технологии очного и заочного обучения не в состоянии удовлетворить потребность всей молодежи в получении высшего образования. Даже самые развитые страны не смогут принять такой массы студентов по очной (дневной) форме обучения. В связи с этим в мире наблюдается тенденция стремительного роста численности студентов, обучающихся заочно по технологии ДО. Одновременно растет число вузов, работающих в этой области. По данным, приводимым в , если в
70-е гг. ХХ века в мире число таких вузов приближалось к 70, то в 80-90-е гг. их уже насчитывалось 187. Отмечается также еще одна тенденция: численность обучающихся по технологиям ДО в 90-е гг. ХХ века росла быстрее численности студентов, обучающихся по традиционным технологиям (дневные отделения вузов). Значительный толчок в развитии ДО в мире наблюдается в связи с новыми ИКТ. Так, если в 1998 г. обучение с помощью современных технологий занимало в США лишь 2 % всего рынка обучения, то, по оценкам специалистов, в 2003 г. оно должно составить 14 % .
В Швеции количество обучающихся по технологии ДО в национальной системе образования составляет около 70 %. По официальным данным это объясняется прежде всего низкой стоимостью обучения (дешевле в два и более раза по сравнению с традиционными технологиями) в связи с отсутствием затрат обучающихся на дорогу и проживание, а также за счет более рационального использования основных фондов учебного заведения.
По оценкам специалистов других стран, дистанционное обучение на 30 % дешевле традиционного. Фирма Microsoft считает, что стоимость сетевого обучения может снизиться как минимум вдвое против традиционного, поскольку преподаватель в состоянии давать уроки, находясь в любой точке земного шара. Экономия может быть достигнута и за счет других факторов. Например, используя технологию дистанционного обучения, можно быть уверенным в том, что все учащиеся пользуются одними и теми же и, кроме того, самыми свежими учебно-методическими материалами. Ведь обновлять учебные пособия в сети гораздо проще. Относительно невысокая стоимость обучения обеспечивается также за счет более концентрированного представления и унификации содержания образовательного ресурса, ориентированности технологий дистанционного обучения на большое количество обучаемых, за счет экономии использования учебных площадей.
Немаловажной причиной обращения к дистанционному обучению является возможность учиться в удобное для обучаемого время и в удобном для него месте. При этом срок обучения не имеет ограничений и может прерываться в зависимости от желания обучаемого и его финансовых возможностей .
По оценкам экспертов, среди способов получения образования наилучшим по качеству и наиболее затратным является очное обучение, наиболее доступным - дистанционное. Профессиональная компетентность специалистов, получивших образование в очной форме, всегда на порядок выше. Поэтому элитарные вузы, как правило, редко используют заочное обучение. Заочная форма обучения больше ориентирована на подготовку специалиста-практика . Технология ДО на основе новейших ИКТ обладает следующими отличительными особенностями:
гибкость (с учетом времени, места, темпа и объема обучения); экономичность за счет сокращения расходов на учебные площади, транспорт, технические средства; социальное равноправие обучающихся независимо от места проживания и состояния здоровья;
Таким образом, особую популярность дистанционное обучение приобрело в странах, характеризующихся, во-первых, значительными территориями, удаленностью места жительства обучаемого от места обучения; во- вторых, наличием высокого уровня неудовлетворенного спроса на образовательные услуги; в-третьих, динамическими изменениями социальноэкономической ситуации.
Анализ работ зарубежных и отечественных специалистов позволил установить следующие отличительные признаки современной технологии ДО:
^ наличие удаленных субъектов обучения; широкое использование коммуникационных технологий в учебной деятельности; взаимодействие субъектов дистанционного обучения в реальном времени с помощью современных сетевых сервисов.
Необходимость использования технологии ДО продиктована рядом обстоятельств: новыми требованиями, предъявляемыми к образованию в ХХ! веке; ростом числа желающих получить образование, пройти переподготовку в связи с изменениями на рынке труда; ограниченными пропускными возможностями вузов и системы повышения квалификации; интернационализацией высшей школы и усилением международной интеграции в образовании.
Наиболее всесторонне проанализирована специфика сетевого обучения
А. А. Андреевым : гибкость (обучение в удобное время, в удобном месте, в удобном темпе); модульность (модульный принцип обучения); параллельность (обучение без отрыва от производства); дальнодействие (удаленность образовательного учреждения от обучающихся); асинхронность (работа участников процесса обучения по удобному для каждого расписанию); охват (массовость); рентабельность (экономическая эффективность); преподаватель (новая роль и функции);
обучающийся (новые требования); использование новых информационных технологий (компьютерные сети, мультимедийные системы); социальность (устранение социальной напряженности благодаря предоставлению равной возможности в получении образования); интернациональность (экспорт и импорт образовательных услуг).
Таким образом, на основе проведенного анализа следует подчеркнуть,
что технологию ДО от традиционных отличают следующие характерные черты: возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе, имея нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины; равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого; экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг.
Необходимо также отметить, что ДО на основе новейших ИКТ расширяет и обновляет роль преподавателя, который должен координировать познавательный процесс, постоянно совершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с инновациями. Позитивное влияние оказывает удаленное обучение и на обучаемого, повышая его творческий и интеллектуальный потенциалы за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения. Качество получаемого образования по технологиям ДО достигается за счет привлечения высоко квалифицированного кадрового профессорско- преподавательского состава и использования в учебном процессе лучших учебно-методических изданий и контролирующих тестов по дисциплинам.
Для того чтобы более глубоко осознать функции дистанционного обучения в системе образования нашей страны, целесообразно проанализировать сам процесс его возникновения и развития.
До сих пор продолжаются дискуссии о том, где впервые появилось дистанционное обучение. Приоритет в этой области оспаривают американский Национальный технологический университет и британский Открытый университет. В российской литературе можно встретить утверждение о том, что в основе развития ДО лежит идея национального заочного обучения . Многие авторы возникновение дистанционного обучения связывают с развитием средств коммуникации. Первой страной, в которой были использованы технологии обучения на расстоянии, была Германия. Около 130 лет назад преподаватель Берлинского университета Ч. Туссен и
член Берлинского общества современных языков Г. Лангеншейдт использовали почтовую связь для рассылки учащимся контрольных работ и учебных материалов. Это было первое использование технологии дистанционного обучения на уровне частных инициатив отдельных преподавателей. Официальный статус данная форма обучения обрела лишь в 1891 г. в США, когда при Чикагском университете было создано заочное отделение. Опыт перенимается другими американскими университетами, а в начале ХХ века данная форма обучения распространяется в России.
Таким образом, на основе анализа имеющейся литературы можно констатировать, что в своем развитии технология ДО прошла несколько этапов.
Первый этап - взаимодействие, организуемое по схеме педагог - ученик (несколько учеников). Виды связи между преподавателем и обучаемым^) немногочисленны: почта, телефон, компьютер. На данном этапе количество специалистов невелико и все компоненты обеспечения ДО автономны и независимы друг от друга, отсутствует системность и комплексность в применении средств дистанционного обучения.
Второй этап - взаимодействие, организуемое по схеме педагог - множество учеников. Его оформление произошло благодаря организации в процессе ДО односторонней связи. Виды связи между обучающим и обучаемыми расширяются за счет видео и аудиокассет, компьютерных программ, спутникового телевидения и других средств.
Третий этап характеризуется появлением в начале 80-х гг. ХХ века Интернета и ростом его популярности. Он придал новый импульс развитию дистанционного обучения, способствуя превращению связи и системы обмена знаниями во всеобщие. Число пользователей стремительно растет и сейчас достигает более 100 миллионов человек.
Четвертый этап характеризуется комплексным использованием средств доставки информации: интеграции радио, телефона, компьютерных сетей, спутниковой и кабельной видеосвязи.
Общий анализ современной ситуации в мире свидетельствует, что развитие теории и практики дистанционного обучения идет неравномерно. Практические наработки явно преобладают над теоретическими разработками. Это положение в значительной степени обусловливает противоречивость и неопределенность во взглядах специалистов на дистанционное обучение, его статус в системе образования. Изучение зарубежной и отечественной литературы по проблеме показывает, что существует масса описаний экспериментов в области ДО, различных программ, проектов, реализуемых на уровне вуза, корпорации, региона, страны. Однако исследования, посвященные изучению и осмыслению феномена дистанционного
обучения, его параметров, достаточно редки. Очевидно, что его развитие в мировой системе образования идет от практики к теории.
В мире существуют разнообразные реализации технологии дистанционного обучения, которые имеют как общие, так и специфические черты. Специфика, как правило, обусловлена социально-экономическими и социально-культурными особенностями национальных образовательных систем. Поэтому каждая страна вырабатывает собственный путь внедрения технологии ДО.
В настоящее время в мире получение образования по технологии ДО базируется на ряде моделей. В научной литературе существует немало попыток классификации ныне существующих моделей, в частности, Е.С. Полат выделяет шесть: по типу экстерната с ориентацией на школьные и вузовские экзаменационные требования для учащихся и студентов, которые по тем или иным причинам не в состоянии посещать очные учебные заведения; на базе одного университета, когда студенты обучаются на расстоянии на основе ИКТ; на основе сотрудничества нескольких вузов, когда вузы совместно создают программы обучения, что делает их более качественными и менее дорогостоящими; в специализированных образовательных учреждениях, созданных исключительно в целях заочного обучения и ориентированных на разработку мультимедийных курсов; с применением автономных обучающих систем, в рамках которых обучение осуществляется посредством телевидения, радио, компьютера; неформальное обучение на основе интегрированных мультимедийных программ, ориентированное на обучение взрослых, по каким- то причинам не получившим школьное образование.
Еще одна классификация упомянутых выше моделей была предложена Р. Тайнингой и И. Сейненом в 1995 г.: консультационная - подразумевает регулярное посещение студентом учебного (консультационного) центра, где он встречается с преподавателем, получая от него необходимую помощь и разъяснения; корреспондентская предполагает процесс постоянного обмена между тьютором и студентом учебными материалами, домашними заданиями, осуществляется без личного контакта по почте и другим каналам связи (факс, телефон, компьютерные сети);
регулируемого самообучения - предполагает большую самостоятельность студента, обладающего свободой выбора времени и места учебы, даты изучения курса, сдачи экзамена.
Классификация, приведенная в монографии Т.П. Ворониной,
В.П. Кашицина, О.П. Молчановой «Образование в эпоху НИТ» , содержит четыре модели: традиционное заочное, открытое, телеобразование, виртуальные классы и виртуальные университеты.
А.А. Андреев в монографии «Дидактические основы дистанционного обучения» выделяет пять моделей организации образовательного процесса. В качестве критерия классификации он взял средства доставки и представления учебных материалов.
Первая модель представлена кейс-технологиями. Студент получает от тьютора комплект учебных материалов, основу которого составляют печатные пособия, дополненные аудио и видеоматериалами, компьютерными программами на CD дисках. Процесс обучения включает в себя самостоятельное изучение учебного материала под руководством тьютора и выполнение контрольных заданий. Предусматривается проведение вводных занятий, семинаров, встреч с тьютором для консультаций. В период обучения студент может консультироваться с преподавателем по телефону и другим средствам связи. Экзамены проводятся очно в устной или письменной форме.
Вторая модель предполагает корреспондентское обучение. Студент получает учебные материалы, к нему прикрепляется преподаватель, однако очные контакты не предусматриваются. В основе данной модели лежит процесс постоянного обмена между преподавателем и студентом учебными материалами и выполненными заданиями. Итоговая аттестация может проводиться очно или без реального присутствия студента.
Третья модель называется радиотелевизионной, поскольку процесс обучения основывается на широком использовании телевидения и радио.
Четвертая модель предполагает обучение в сетевом режиме, поскольку базируется на использовании сети Интернет. Найдя информацию об учебном заведении и порядке обучения на сайте сервера учебного заведения, желающий обучаться оформляет и отправляет все необходимые документы в электронном виде. После оплаты курса он получает пароль и доступ к учебной информации, координаты тьютора для индивидуальных консультаций и сдачи промежуточных тестов.
Пятая модель получила название мобильной технологии, так как подразумевает использование студентом в процессе дистанционного обучения мобильного персонального портативного компьютера.

В настоящее время по степени распространения в России первое место занимает модель кейс-технологий. В последнее время наметилась тенденция активного внедрения модели сетевого обучения.
В табл. 1.1 приведена классификация моделей реализации технологии дистанционного обучения.
Таблица 1.1
Классификация моделей реализации технологии
дистанционного обучения


Автор

Организационные модели

Р. Тайнинга, И. Сейнен (1995)
Консультационная модель Модель корреспонденции
3. Модель регулируемого самообучения

Т.П. Воронина, В.П. Кашицин, О.П. Молчанова (1995)

1. Традиционное заочное обучение 2. Открытое обучение 3. Телеобразование 4. Виртуальные классы и университеты

ЕС. Полат (1998)

1. Обучение по типу экстерната 2. Обучение на базе одного университета 3. Обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений Обучение в специализированных образовательных
учреждениях Неформальное интегрированное обучение на основе
мультимедийных программ

А.А. Андреев (2000)

1. Модель КТ (кейс-технология)
2. Модель КО (корреспондентское обучение) 3. Модель РТ (радиотелевизионная)
4. Модель СО (сетевое обучение)
5. Модель МТ (мобильная технология)

На наш взгляд, оптимальной в современных условиях является классификация, в основу которой необходимо положить такой критерий, как организационная структура. Тогда согласно предлагаемому критерию можно выделить следующие модели реализации технологии ДО.
Первая модель характеризуется тем, что вузы объединились в консорциум или ассоциацию учебных заведений. Обучение ведется каждым университетом по своим программам, но по общей для всех технологии. Дипломы об образовании выдаются самими вузами. Принципиальной особенностью этой модели является то, что консорциум не предлагает и не

разрабатывает учебные программы, не присуждает степени и сертификаты. Примерами таких консорциумов могут служить Калифорнийский виртуальный университет, объединивший 95 вузов, Агентство по открытому обучению (Австралия), объединившее 3 университета, и др.
Вторая модель представлена контрактными, или брокерскими, организациями, основанными на объединении ресурсов вузов с целью совместного предоставления образовательных услуг на основе использования технологий дистанционного обучения. Данная модель подразумевает создание собственных программ (курсов), наличие права присуждения степеней, на выдачу дипломов и сертификатов. Примерами контрактных объединений могут служить Национальный технологический университет (США), объединяющий сегодня 46 вузов, Государственный университет губернаторов (США).
Третья модель представлена автономными вузами, созданными специально для предоставления возможности получения образования исключительно по технологии ДО. Характерно, что практически в каждой стране существует вуз, являющийся общепринятым лидером в этой области. Как правило, это образовательный центр национального масштаба, имеющий филиалы по всей стране и за рубежом, предлагающий возможности получения высшего образования и переподготовки кадров. В Великобритании таким вузом является Открытый университет, в Германии - Хагенский заочный университет, в Испании - Национальный университет дистанционного обучения, во Франции - Национальный центр дистанционного обучения.
Четвертая модель представлена обычными традиционными вузами, имеющими в своей структуре центр (департамент, факультет) дистанционного обучения. Данное структурное подразделение включено в образовательный процесс высшего учебного заведения, предлагая студентам для изучения отдельные курсы учебной программы данного вуза с использованием технологий дистанционного обучения. По результатам изучения курсов студенты получают диплом (сертификат), степень, как если бы эти курсы изучались очно. Примерами такого подхода могут послужить Институт дистанционного образования МЭСИ (Россия), Центр дистанционного обучения Пенсильванского государственного университета (США).
Пятая модель представлена виртуальными университетами, или, говоря иными словами, открытыми университетами без стен, основанными на сотрудничестве администрации, преподавателей, разработчиков курсов и обучающихся, которые, несмотря на расстояние, работают вместе, используя современные ИКТ. Виртуальный университет не имеет учебных корпусов, кампусов, актовых залов, но выдает дипломы, присваивает ученые степени. Примерами виртуальных университетов могут служить

Университет западных губернаторов (США), Нидерландский открытый университет, Каталонский открытый университет (Испания).
Данная классификация не бесспорна, она ориентирована на классическое образование, завершающееся выдачей дипломов, т.е. на аккредитованные учреждения образования. В ее основу положен такой критерий, как наличие у учреждения образования лицензии и права выдачи диплома.
Таким образом, как следует из вышеизложенного, в научной литературе существует множество подходов к классификации моделей реализации технологии дистанционного обучения, существующих в мировой образовательной практике . Наличие многообразных классификаций объясняется различием исходных установок авторов, исходных критериев, положенных ими в основу классификаций.

Возможность получения высшего образования путем открытого и дистанционного обучения рассматривается как эффективный шаг в направлении демократизации высшего образования, а также существенный вклад в его развитие, особенно в модернизацию и обеспечение многообразия форм обучения. Для предоставления такой возможности необходимы новые системы и способы передачи знаний и умений. Высшие учебные заведения могут стать центрами образования в течение всей жизни, доступными всем и всегда.

Во "Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры" подчеркивается, что воспользоваться преимуществами и возможностями новых информационных и коммуникационных технологий следует прежде всего высшим учебным заведениям. Это позволит им поддерживать на должном уровне качество образования, соответствовать высоким требованиям образовательных стандартов и на практике обеспечивать хорошие результаты.Open and distance learning: trends, policy and strategy considerations. UNESCO. 2007

Дистанционное обучение представляет собой создание учебной среды, которая включает в себя компьютерные и информационные средства, где связь между обучаемыми и преподавателем происходит посредством телекоммуникационных каналов.

Существует ряд технологических средств для проведения дистанционного обучения в ВУЗах:

  • 1. Компьютерные технологии обучения. Эта технология уже прочно закрепилась в учебном процессе, обычно учебный материал в этой технологии представлен в виде компьютерных программ или систем, Основной составляющей этого учебного материала составляет "гипертекст", и содержит ссылки на такие объекты, как: какой-либо текст, графическая иллюстрация, анимация, аудиофрагмент, видеофрагмент или же какая-либо программа. Так же важнейшей частью учебной программы является блок вопросов и упражнений для закрепления теоретических и практических знаний. Такие программы могут передаваться учащимся на дискетах, на CD дисках и на других носителях, либо распространяться по сети интернет.
  • 2. Технологии Интернет. К ним можно отнести:
    • -- World Wide Web ("Всемирная паутина") -- система организации информации в Интернет, основанная на гипертексте. Эта технология позволяет размещать в сети Интернет гипертекстовые учебные пособия, тесты для контроля, в том числе и с элементами мультимедиа, и обеспечивает интерактивный доступ к учебному материалу непосредственно в компьютерной сети;
    • - FTP (File Transfer Protocol) -- протокол передачи файлов. Это стандартная сетевая служба, обеспечивающая передачу файлов от одного компьютера к другому. Позволяет учащимся забирать с компьютера учебного заведения на свой персональный компьютер любые файлы (учебные пособия, прикладные программы, компьютерные учебники, компьютерные тесты и т.п.);

Дистанционное обучение предлагает многие преимущества как для студентов так и для учреждений дистанционного обучения (рис.1.5.). В дистанционном обучении преодолены такие проблемы как расстояние и время, которые являются барьерами в традиционном образовании.

Преимуществами для студентов являются: доступность, гибкость, приспособленность ко взрослому населению и качество программы.

Одним из важнейших преимуществ дистанционного обучения является доступ к образованию. Существует несколько причин, из-за которых студент не в состоянии получить доступ к образованию:

  • - проживание вдалеке от образовательного учреждения, например на маленьком острове нет никакого колледжа или университета; или в большой стране может быть много людей проживающих в сельских районах, отдаленных от самого близкого колледжа или университета;
  • - неспособность осуществить поездку в центр, даже если образовательное учреждение находится не очень отдаленно. Например, студент не имеет возможности воспользоваться общественным транспортом; у студентов могут быть семейные обязательства, которые мешают покинуть их дома;
  • - неспособность учиться в установленное время (для работников организаций);
  • - физическая неспособность (инвалиды, люди со слуховыми проблемами);

Преимущества дистанционного обучения

Дистанционное обучение нацелено решить все эти проблемы посредством:

  • * предоставления возможности студенту получить образование (учебные пособия, звуковые кассеты, связь по телефону или сети);
  • * предоставления возможности студентам учиться в то время, которое устраивает их, т.е. когда они свободны.

Дистанционное обучение включает низкие затраты на 1 студента чем традиционное обучение и большое количество студентов может обучиться при фиксированном бюджете. Одним из ограничивающих факторов расширения образования в развивающихся странах является недостаток преподавателей. Дистанционное обучение является эффективным способом подготовки и повышения квалификации преподавателей.

Ещё одним преимуществом дистанционного образования является гибкость. Оно предполагает гибкость места и время обучения, позволяя студентам поддержать работу и семейные обязательства во время учёбы.

Приспособленность ко взрослому населению подразумевает то что, на лекциях в учебных заведениях, студенты имеют склонность быть пассивными получателями большого объёма информации, часто несвязанного с их собственным личным опытом. Дистанционное обучение предлагает различные подходы, базируя обучение на широком диапазоне действий, использовании личного опыта, а также стимулировании использования изученных навыков в повседневной жизни. Если учебные планы и методы обучения лучше подобраны для студентов, студенты становятся более мотивированными. Это приводит к высоким уровням зачисления, большому количеству выпускников и более высоким уровням сдачи экзамена.

Качество увеличивается в результате (обязательного) сложного процесса, который используется, чтобы разработать курс дистанционного образования. В традиционном обучении преподаватели сами разрабатывают свои уроки, и они очень ограничены во времени. Подготовка курсов дистанционного образования представляет командную работу, вовлекая специалистов в разработку учебного плана, учебных материалов, ресурсов и так далее. Большинство материалов проекта рассматривается группой специалистов, и некоторые материалы проверяются перед использованием. Эти процессы позволяют создавать учебные материалы очень высокого качества. Затем они используются в системе дистанционного образования опытными преподавателями дистанционного обучения. (Такие материалы также могут быть использованы и в традиционном обучении, поднимая его качество).

Государство видит в дистанционном образовании различные преимущества в виде сокращения затрат. Эффективность издержек ДО остается основной причиной для его использования. Есть два основных способа оценить эффективность по затратам дистанционного обучения: затраты на 1 студента и затраты на выпускника по сравнению с традиционным образовательным заведением.

По исследованию существующих в мире программ ДО было определено что из 62 программ, в 51 (82%) затраты на 1 студента были ниже, по сравнению с традиционной программой обучения. Из 18 программ ДО, в 17 программах (94%) затраты на 1 выпускника были ниже чем в традиционной программе. В восьми программах, затраты на 1 выпускника составили половину или меньше половины от затрат в традиционной программе. Rumble. G.: The Costs and Costing of Networked Learning, Journal of Asynchronous Learning Networks, Vol. 5. 2006

Преимуществами для работодателей является объединение работы с учёбой. Многие студенты дистанционного образования учатся, чтобы улучшить их знания и навыки относительно их текущей занятости. Самая большая такая группа - преподаватели. Дистанционное обучение оказалось очень эффективным методом повышения квалификации учителей без необходимости покидать их аудитории. Большинство работодателей привлекает дистанционное обучение, потому что затраты на дистанционное образование меньше чем затраты на традиционное образование.

Наряду с преимуществами, ДО имеет следующие недостатки:

  • 1. Дистанционное обучение требует мотивации от обучающегося.
  • 2. Дистанционное обучение не предоставляет прямой доступ к преподавателю.
  • 3. Дистанционное обучение - изолировано. Хотя студент находится в виртуальной аудитории, полной студентов, динамика взаимодействия меняется.
  • 4. Дистанционное обучение требует постоянного и надежного доступа к технологиям.
  • 5. Система дистанционного обучения не всегда предлагает все необходимые курсы онлайн. Студенты, желающие получить степень не всегда имеют возможность пройти все предметы онлайн.

РОЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Волкова Т.И., учитель информатики

лицей №273 им.Л.Ю.Гладышевой

Роль дистанционного обучения в современном образовательном процессе трудно переоценить. Современные информационные технологии позволяют обучать учащихся на расстоянии на высоком уровне. Ученик как бы находится рядом с учителем, если мы говорим о общении по скайпу или просмотрев видео-урок может задать учителю вопросы. Это обучение решает многие вопросы, возникающие у учителей: «Что делать с учеником, который пропустил одну или две недели занятий и выпадает из образовательного процесса? Как восполнить его знания?».

Сегодня мы говорим о том, что живем в информационном обществе. Да, это так. И никто в этом уже не сомневается. В качестве критериев развитости информационного общества можно выделить три:

    наличие компьютеров

    уровень развития компьютерных сетей

    количество населения, занятого в информационной сфере, которое использует информационные и коммуникационные технологии в своей повседневной деятельности.

Сегодня практически в каждой семье имеется компьютер, а иногда даже ни один. Слово «Интернет» сейчас уже не кажется какой-то сказкой. В доме, где есть компьютер – имеется и подключение к Интернету. Более 80% населения страны в своей профессиональной деятельности используют информационные и коммуникационные технологии.

Процесс информатизации широко внедряется и в образовательную сферу. Посмотрите на наши школы. В них имеются интерактивные доски, компьютеры для учителей-предметников, компьютерные классы, которые имеют выход во Всемирную сеть Интернет. Службы сети Интернет позволяют оперативно передавать информацию на расстоянии. Это может использовать учитель при работе с учеником, который по тем или иным причинам не может посещать традиционную школу.

Дистанционное обучение – это взаимодействие учителя и ученика между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненту и реализуемые средствами Интернет - технологий. Таким образом, можно сказать, что дистанционное образование – это образование, реализуемое посредством дистанционного обучения.

Интерес к дистанционному обучению сформировался давно. Давайте вспомним заочную форму обучения в ВУЗах, когда по почте высылались задания и контрольные работы. А сейчас в эпоху бурного развития вычислительной техники, телекоммуникационных технологий, дистанционное обучение является одной из форм образовательного процесса.

Достоинством дистанционного обучения самостоятельная работа обучающегося, который может учиться в удобное для себя время, по индивидуальному расписанию. При этом ученик должен иметь при себе комплект специальных средств обучения и возможность контакта с учителем (по телефону, электронной почте, Skype ). Таким образом, среда дистанционного обучения характеризуется тем, что обучающийся отдален от учителя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью современных средств коммуникаций.

Дистанционное обучение имеет следующие характерные черты:

    гибкость предполагает возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе, при этом обучающемуся предоставляется нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины;

    модульность обеспечивает возможность из набора независимых учебных модулей формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям, формировать индивидуальную образовательную траекторию;

    охват обеспечивает одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных и др.) большого количества обучающихся, общение через сеть Интернет друг с другом и преподавателем;

    экономичность предполагает эффективное использование учебных площадей, технических средств, транспортных средств; концентрированное и унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней снижает затраты на подготовку специалистов;

    технологичность означает использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство, а также личностно-ориентированных педагогических технологий;

    социальное равноправие обеспечивает равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности учащихся;

    интернациональность предполагает экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг, возможность использовать мировые информационные ресурсы;

    новая роль преподавателя, который должен организовывать и координировать образовательный процесс, постоянно усовершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями в области ИКТ.

Я в своей практике столкнулась с необходимостью использования дистанционного обучения. Ученик, с которым мне пришлось работать, находился в другой стране по семейным обстоятельствам и был переведен на семейное обучение. Являясь учителем информатике, я сразу же решила, что будем с ним общаться с помощью ресурсов Интернет. Мы обменялись электронными адресами, и работа пошла по плану: он получал от меня дополнительный теоретический материал (помимо учебников, которые он предусмотрительно взял с собой), выполнял задания, тесты и контрольные работы. Проводилась проверка выполнения заданий и, по мере необходимости, проводились консультации по возникшим вопросам.

Опыт показал, что дистанционное обучение отличается от традиционных форм обучения. Эти отличия состоят:

    в большем объеме самостоятельной деятельности обучающегося;

    в более осознанном уровне мотивации потребителя образовательных услуг;

    в создание комфортных условий для изучения материала;

    в необходимости наличия навыков грамотной работы на компьютере, как учителя, так и обучающегося;

    в наличии интерактивной коммуникации;

    в использовании всевозможных форм учебно-методического обеспечения.

Дистанционное обучение на протяжении нескольких лет, позволило учащемуся ежегодно успешно сдавать все годовые итоговые работы, а в выпуском классе, сдать ЕГЭ по информатике и ИКТ.

Передовые технологии, являющиеся основой дистанционного обучения, позволяют сделать образование открытым и доступным для обучающихся независимо от их места проживания. Актуальная проблема пропуска занятий школьников в результате болезни не имеет на сегодняшний день системного решения. Ученик, пропустивший одну или две недели занятий, выпадает из образовательного процесса, и восполнить знания он может через самостоятельное освоение пропущенного материала. Эта проблема, также может быть решена с помощью дистанционного обучения.

Дистанционное обучение сегодня только развивается, ищет свои формы и методы. В настоящее время в сети Интернет уже созданы и успешно развиваются дистанционные курсы, которые дают разносторонние знания в различных предметных областях.

Здесь не обходимо, также сказать и о том, что современные учителя должны быть готовы к этой форме обучения: владеть навыками работы в сети Интернет.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что в современных условиях широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий в сферу образования за дистанционным обучением – будущее. И совершенно ясно и очевидно, что технологии дистанционного обучения надо развивать и дальше.

И я согласна с высказыванием, что дистанционное обучение – это обучение для всех и каждого.

Абрамовский Антон Львович

ассистент кафедры маркетинга и муниципального управления Тюменского государственного нефтегазового университета [email protected]

РОЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Abramovsky Anton Lvovich

Assistant of the Marketing and of Municipal Administration Department, Tyumen State Oil and Gas University [email protected]

ROLE OF DISTANCE EDUCATION AT THE PRESENT STAGE OF GLOBALIZATION OF THE RUSSIAN HIGHER EDUCATION

Аннотация:

В статье анализируется роль дистанционного высшего образования в Российской Федерации в связи с усилением глобализационных процессов. Автором формулируются выводы о возрастающем значении дистанционного обучения для российской высшей школы с целью обеспечения ее конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

Ключевые слова:

глобализация в образовании, дистанционное высшее образование, сущность глобализации, обучение, образование, инновации в образовании.

The article analyzes the role of the distance education in the Russian Federation in view of the intensifying of the globalization processes. The author draws conclusions about the increasing role of the remote learning for the Russian higher education in order to ensure its competitiveness in the educational market.

globalization in education, distance higher education, essence of globalization, training, education, innovation in education.

В настоящее время термин «глобализация» приобрел широкую популярность. Он применяется во многих сферах деятельности человека для описания интеграционных процессов, возрастания взаимовлияния и взаимозависимости стран и народов друг от друга. Социологическая энциклопедия под редакцией В.Н. Иванова трактует данный термин так: «все более усиливающееся влияние и воздействие общечеловеческих, мировых (глобальных) процессов на судьбы отдельных стран и народов, а также всего человечества в целом» . Английское издание The Collins English Dictionary приводит такое определение глобализации: «это процесс, позволяющий финансовым и инвестиционным рынкам работать на международной арене, в значительной степени в результате отмены государственного контроля и улучшения возможностей коммуникаций, благодаря чему компания расширяет свою деятельность в международных рамках». Анализ степени разработанности определения «глобализация» позволяет сделать вывод о том, что данная проблематика хорошо освещена в трудах ученых стран США и Западной Европы, особо стоит отметить исследователей Lechner and Boli, 2000; Scholte, 2000, Thompson, 2000; Tomlinson, 1999; Zachary, 2000. В их трудах уточняется терминология, сделаны попытки определить первопричины глобализационных процессов, обсуждаются вопросы отличия интернационализации от глобализации, описываются их хронологические периоды.

Определенный интерес по вопросу периодизации глобализации представляет, на наш взгляд, концепция исследователя В.Я. Нечаева, выделившего три этапа в данном процессе. Первый этап развития глобализации в мире появился в начале эпохи нового летоисчисления и был тесно связан с развитием мировых религий, поскольку в это время сформировались определенные ценностные ориентации, которые, в свою очередь, начали выходить за пределы первых государств и активно распространяться за пределами места своего появления. Хронологические рамки данного периода определяются В.Я. Нечаевым в 1 000 лет.

Второй этап относится к началу второго тысячелетия и связан с формированием первых университетов в мире. В.Я. Нечаев подчеркивает, что университеты «...принимают под свой космополитический покров религии, науки, искусства, предлагая им состязаться в дисциплинарной динамике, “укладывая” свои знания и свою культуру в головах новых поколений людей. По существу современная эпоха (Новое и Новейшее время) наступает тогда, когда университеты уже подготовили поколения образованных людей, способных использовать науки, искусства, технологии во всех сферах общественной жизни» .

Третий этап развития глобализации начался со вступления человечества в третье тысячелетие, в так называемую «информационную эпоху» (некоторые предпочитают называть ее «постиндустриальной»). Она характеризуется доступностью современных информационнокоммуникационных технологий, появлением глобальной сети Интернет, объединившей все человечество; бурным развитием компьютерной техники, мобильных коммуникационных устройств (сотовые телефоны, смартфоны, планшетные компьютеры, ноутбуки); открытостью информации в целом, многократным увеличением ее потоков; общей интенсификацией ритма жизни человека. На наш взгляд, данный этап глобализации является наиболее интересным, поскольку никогда до этого человечество не обладало такими возможностями для прорыва в четырех основных сферах жизни (экономике, политике, социальной сфере и культуре).

Наиболее заметно влияние глобализационных процессов на экономику стран, поскольку данное влияние приводит к формированию единого мирового рынка (появлению таких учреждений как Всемирная торговая организация); изменению в принципах ведения бизнеса (появление экономики знаний, сокращение размеров штата предприятия до нескольких высококвалифицированных специалистов, возрастание скорости бизнес-процессов); усилению конкуренции между компаниями, представленными на рынке (в силу роста производственных мощностей, переизбытка товаров и услуг); к активизации научно-технического прогресса, развитию технологий и инноваций.

Рассматривая влияние глобализационных процессов на политику, стоит отметить усиление межгосударственного и международного сотрудничества, изменение роли государства при организации жизни населения, рост политической взаимозависимости и взаимосвязанности стран и народов.

Однако наибольшее влияние глобализация оказывает на социальную сферу, поскольку налицо тенденция изменения характера межкультурных связей (большое количество мигрантов по всему миру, межнациональные браки), мировоззрения людей и образа их жизни (причем они не всегда носят позитивный характер, - зачастую ведут к формированию образа жизни потребителя, а не творца). Отметим также появление новых угроз в виде глобальной преступности, международного терроризма, участившихся экономических кризисов (что неизбежно при рыночной экономике), увеличению разрыва между богатыми и бедными.

Влияние глобализации на культуру также неоднозначно. Существует мнение, что данный процесс уничтожает общекультурные различия в разных странах мира, способствует развитию культурной составляющей, как доминирующей в единственной оставшейся сверхдержаве. Подобное «стирание границ» ведет к неизбежным потерям и обесцениваю культуры всего человечества.

С учетом вышеизложенного, а также принимая во внимание вступление современной цивилизации в информационную эпоху, можно утверждать, что глобализационные тенденции коснулись фундаментального института общественной жизни - образования. Такие исследователи как Ф. Фукуяма справедливо отмечают, что формирование социальных классов и различия между ними в наше время обусловлены не происхождением (как это было еще 100 лет назад), а объемом и качеством полученных знаний. Э.С. Демиденко в своей статье «Предстоящие изменения в образовании в техногенном обществе» отлично иллюстрирует данное утверждение. Он пишет: «.в начале XX в. более половины высших должностных лиц были еще выходцами из весьма состоятельных семей, в середине века их число сократилось до трети, то сейчас единицы» .

Особенно заметны глобализационные процессы в образовании в высшей школе. Изменилась не только методологическая база преподавания (что обусловлено активным применением информационных технологий, появлению электронных образовательных сред, дистанционных образовательных новшеств и онлайн обучения), но и сам принцип ведения хозяйственной деятельности современными университетами, которые сочетают в себе функции храма знаний и коммерческого предприятия (зарубежные исследователи называют это сочетание «университет-предприятие»); вузы существуют в рыночной экономике, конкурируя не только между собой в рамках одной страны, но и с другими из разных стран.

Усиление конкуренции отчасти вызвано возможностью все большего количества вузов преподавать дистанционно (преподаватель и студент могут находиться за тысячи километров друг от друга), с активным использованием образовательных сред (learning environments). Особенно успешно в данном направлении работают вузы США, такие как Университет Феникс (Phoenix University), Массачусетский технологический институт (MIT), Университет западных губернаторов (Western Governors University) и ряд других образовательных учреждений.

Вступление России в мировое образовательное пространство связано с подписанием Болонской декларации, согласно которой осуществлен переход на двухуровневую систему обучения (бакалавр и магистр) в высшей школе, взят курс на повышение информатизации вузов и развитие дистанционных технологий обучения. Для реализаций ее положений в сентябре

2013 г. был принят новый Федеральный закон «Об образовании», согласно которому вводятся понятия дистанционных образовательных технологий (ДОТ), электронного обучения. Подобные нововведения будут стимулировать развитие систем дистанционного образования в высшей школе, усиливать его роль в качестве стратегического направления обеспечения доступности в России и экспорта отечественного образования в другие страны мира.

Переход на дистанционное обучение в высшей школе связан с определенными трудностями, которые относятся к созданию электронных обучающих средств для студентов (технический уровень), подготовке качественных образовательных курсов (содержательный уровень), обучению преподавателей и тьюторов (кадровый уровень), оценке результатов обучения (оценочный уровень). В то же время, в нашей стране существуют вузы, которые активно применяют зарубежный опыт в данном направлении, учитывают российскую специфику работы и реализуют качественное дистанционное обучение своих студентов. К одним из таких относится Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (далее - МЭСИ). В 1992 г. в данном вузе начался процесс внедрения информационных технологий в обучения, а в настоящее время он подготавливает более 70 000 студентов, в том числе около 15 000 иностранных учащихся из 52 стран мира. МЭСИ предлагает более 740 полноценных онлайн курсов для своих слушателей, имеет развитую инфраструктуру поддержки студентов, обучающихся дистанционно, а также 29 филиалов по всей России .

Таким образом, система образования в XXI в. претерпела значительные изменения, в связи с процессами глобализации и благодаря активному развитию информационных технологий. В настоящее время во всем мире развивается и распространяется новая форма высшего образования - дистанционная.

Ведущие вузы мира заинтересованы в распространении своего образовательного продукта за пределами своих стран, что является существенным вызовом отечественной системе высшего образования. Для увеличения конкурентоспособности российские учебные заведения могут расширять системы дистанционного обучения, основанные на базе информационных технологий, объединенных в специализированную образовательную среду, которые позволят удержать имеющийся контингент студентов, предложить более качественную и удобную образовательную услугу по конкурентоспособным ценам. В случае нежелания вуза использовать новые технологии в процессе обучения возникает угроза его существования, так как он может быть вытеснен с рынка образовательных услуг.

Информационное общество требует постоянного развития системы высшего профессионального образования, на которое необходимо адекватно реагировать. Развитие дистанционного обучения в России является необходимым шагом для сохранения конкурентоспособности российских вузов в мировом образовательном пространстве.

1. Социологическая энциклопедия / науч. ред. В.Н. Иванов и другие: в 2 т. М., 2003. Т. 1. 696 с.

2. Нечаев В.Я. Параметры глобализации и факторы Болонского процесса // Вестник Московского ун-та. 2004. № 4. С. 27-34.

3. Демиденко Э.С. Предстоящие изменения в образовании в техногенном обществе // Успехи современного естествознания. 2011. № 12. С. 89-90.

4. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики // Официальный сайт вуза. 2013. URL: http://mesi.ru/about/figures/ (дата обращения: 02.09.2013).

© 2024 educent.ru - Портал полезных знаний для школьников и их родителей