Актуально


Информация для абитуриентов МГУ










Подготовка к сдаче вступительных испытаний на все факультеты МГУ им. М.В.Ломоносова, в другие вузы, к Единому государственному экзамену (ЕГЭ), Государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов (ГИА) и сочинению по литературе. Набор учащихся 11, 10 и 9 классов на 2017/18 учебный год. Занятия проводят преподаватели
МГУ им. М.В. Ломоносова. Высокий уровень подготовки абитуриентов.

Задания МГУ >>

Варианты работ, предлагавшихся на вступительных экзаменах по обществознанию в МГУ им.М.В. Ломоносова в 2005 г.*

Вы можете выбрать факультет:
1. Философский
2. Экономический

***

Философский факультет

Темы эссе

1. «Умирая, культура превращается в цивилизацию» (О. Шпенглер)
2. «Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными» (Цицерон)
3. «Моральный человек творит добро независимо от обстоя тельств» (В.С.Соловьев)

Образцы тестовых заданий

1. Что является лишним в следующем ряду религиозных органи заций России: а) Армия спасения, б) Толстовцы, в) Единая Россия, г) Меннониты, д) Молокане, е) Живая этика, ж) Идущие вместе.

2. Определите «великие истины», составляющие основу учения буддизма: а) покорность; б) избавление от желаний; в) жизнь есть страдание; г) добродетельная жизнь по законам «правильного пове дения и правильного знания»; д) утверждение единства и единственности бога; е) причина всех страданий — желания.

3. Впишите пропущенные 2 строчки из припева Государственного гимна РФ:
«Славься Отечество наше свободное,
---------------------------------------------------- ,
Предками данная мудрость народная!
---------------------------------------------------- !»

4. Согласно Л.Фейербаху, Гегель предложил философии такой предмет познания (1), которого в действительности никогда не сущ ествовало, тогда как реальный предмет исследования (2) объявил инобытием Абсолютного духа. Выберите правильные варианты слов, которые можно записать в скобках (1) и (2): а) общество, б) человек, в) природа, г) абсолютный разум. 1 ; 2 .

5. В «речных» цивилизациях основные материальные богатства создавались трудом_____________________________ (впишите ответ).

6. Различия между мужчинами и женщинами, обусловленные не биологией, а обществом, получили название ________________________(впишите ответ).

7. К. Поппер считал, что: 1) исторический процесс прогрессивен; 2) прогресс возможен только для отдельного человека, а) Верно толь ко 1; б) Верно только 2; в) оба суждения неверны; г) Верно 1 и 2.

8. Будда переводится как: а) прозревший, б) просветленный, в) проснувшийся, г) прочувствовавший, д) преобразившийся, е) пред видящий.

9. Орел в Государственном гербе РФ правой лапой держит: а) ски петр; б) державу; в) меч; г) серп и молот; д) щит; е) Российский флаг.

10. Какие потребности из перечисленных относятся к категории социальные потребности: 1) желание отдохнуть; 2) поговорить с по другой; 3) узнать о жизни великого скульптора; 4) отстоять в суде свои права; 5) утолить жажду; 6) посмотреть документальный фильм: 7) купить теплые носки.

***

Экономический факультет

1. Выберите вариант, в котором сторонники антинатурализма: (1) К. Маркс, Дж. Сорос. О. Конт; (2) О. Конт. К. Маркс; (3) Г. Рик керт, Дж. Сорос, О. Конт: (4) Г. Риккерт. Дж. Сорос; (5) К. Маркс, Г. Риккерт.

2. Выберите положения, адекватно характеризующие философскую школу софистов: 1. Софисты были первой философской школой античности, трактовавшей проблемы человека и общества. 2. В среде софистов активно развивались этика, политическое учение, ри торика, рассматривались вопросы религии, эстетики. 3. Большинство софистов были торговцами и ростовщиками, а философией занима лись для отдыха и не взимали плату с учеников. 4. Софисты пер выми в истории сформулировали объективный закон: с ростом це ны спрос падает, а с уменьшением цены - растет (первоначальная формулировка закона спроса). 5. Критерием различения добра и зла для известного софиста Протагора был человек как мера всех вещей. 6. Общественные отношения оценивались софистами с точки зрения того, хорошо ли при них человеку. 7. Согласно софистам, если каж дый будет решать, что для него хорошо, а что - нет, наступит анархия. Поэтому один правитель - философ - должен определять, что хорошо для остальных. 8. Общественная позиция школы софистов вступала в очевидное противоречие с демократическими принципами многих греческих полисов, например, Афин. в приведенном перечне положений, адекватно характеризующих лич ность и философию Сократа, ровно (1) три; (2) четыре; (3) пять; (4) шесть; (5) семь.

3. В представленном перечне выделите ВСЕ положения, характер ные одновременно для философских воззрений Платона и Аристоте ля: 1. Желательной формой государственного устройства является демократия, когда власть осуществляется большинством свободных граждан полиса. 2. К «дурным» формам государства относится оли гархия, т.е. власть немногих (богачей). 3. Не каждый человек сможет стать гражданином полиса. 4. Наилучшей формой государственного устройства является полития. 5. Частная собственность допускается только у представителей низшего сословия - крестьян, ремесленни ков, купцов. 6. Преобладание в душе конкретного человека соответ ствующего начала (вожделеющего, страстного, разумного) предопре деляет общественно необходимую функцию, которую он обязан вы полнять. 7. Опорой государства должны являться средний слои общества, так как бедные относятся к гражданам «второй категории», а очень богатые способны применять «противоестественные способы» обогащения. В приведенном перечне положений, характерных одновременно для философских воззрений Платона и Аристотеля, ровно (1) два; (2) три; (3) четыре; (4) пять; (5) шесть.

4. Приоритет власти папы Римского по отношению к власти свет ских государей отвергался (выберите единственный верный вариант) (1) в этическом учении греческого философа Эпикура; (2) в философ ских работах древнеримского оратора Цицерона; (3) в публикациях и выступлениях идейных вождей церковной Реформации; (4) в сочине ниях христианского епископа Аврелия Августина; (5) в политическом Учении видного средневекового теолога Фомы Аквинского.

5. Выберите характеристики, присущие этическим учениям эпохи Возрождения: 1. Этика Возрождения реабилитировала чувственное, телесное начало в человеке. 2. Этика эпохи Возрождения строилась на переосмыслении и частичном восприятии ряда античных этических Учений. 3. Типичным для авторов эпохи Возрождения стало одоб рение и развитие этических концепций Аврелия Августина и Фомы Аквинского. 4. Этические концепции Возрождения обосновывали анг личанин Джон Локк и выходец из Голландии Бенедикт Спиноза. 5. В этических учениях эпохи Возрождения высказывалась критика в адрес проповедуемых официальной церковью этических норм, во имя более «простой» человеческой морали. 6. В трудах мыслителей эпохи возрождения критика по адресу этических воззрений католического духовенства велась с атеистических позиций. В приведенном перечне число характеристик, адекватно описываю­ щих этические учения эпохи Возрождения, равно (1) одному; (2) двум, (3) трем; (4) четырем; (5) пяти.

6. Выберите вариант, в котором указаны только мыслители - сто ронники концепции «естественного закона» (в различных интерпрета циях): (1) Платон, Аристотель, Сократ; (2) Фома Аквинский, Г. Гора ций, Дж. Локк; (3) T . Кампанелла, T . Mop , M . Монтень; (4) Ф. Ницше Г. Спенсер, H . Макиавелли; (5) П. Чаадаев, В. Соловьев, Ф. Прокопович.

7. Укажите ОШИБКУ в характеристике теоретических взглядах английского философа T . Гоббса: (1) T . Гоббс объяснял происхожде ние государства необходимостью взаимного ограничения человеческо го произвола. (2) По T . Гоббсу, в «естественном» (догосударственном) состоянии имеет место «война против всех». (3) По мнению T . Гоббса желая остановить взаимное уничтожение, люди заключают так на зываемый общественный договор. (4) Согласно T . Гоббсу, в рамках общественного договора люди ограничивают свою свободу и передают суверену власть над собой, чтобы он обеспечил им порядок и без опасность. (5) Рассуждая о формах государства, наилучшей из них T . Гоббс считал ограниченную (конституционную) монархию.

8. Выделите высказывания, адекватно описывающие феномен «просвещенного абсолютизма»: 1. это республиканская форма правления, руководимая философами - мудрецами: 2. это форма государственного устройства, которую большинство французских просвети телей XVIII века считали наилучшей; 3. это форма государственного устройства, при которой власть добродетельного монарха является отражением власти Бога на земле, а власть церковная стоит вы ше светской власти; 4. это форма правления, при которой у власти находится просвещенный монарх - философ, заботящийся о благе своих подданных; 5. это утопическая концепция, воплотившая меты об «абсолютной справедливости», т.е. о всеобщем равенстве и брат стве между людьми; 6. это форма правления, при которой монарх добровольно уступает законодательную власть парламенту, причем статус законодательной ветви власти выше статуса остальных ее вет вей; 7. это форма правления, сторонницей которой некоторое время считала себя русская императрица Екатерина Вторая. В предложенном перечне верных высказываний ровно (1) одно- (2) два; (3) три; (4) четыре; (5) пять.

9. Найдите ОШИБКУ в перечне положений, характеризующих основное сочинение К. Маркса и систему его воззрений в целом: (1) По К. Марксу, общество составляют люди, наделенные сознанием и руков одствующиеся в своей деятельности определенными целями; поэтом, общественное сознание определяет общественное бытие. (2) Согласно К. М ap к cy , коммунизм есть общество без частной собственное и эксплуатации человека человеком Необходимость коммунистиче­ ской революции, возникновения коммунизма доказывается К. Марк сом как экономическая необходимость. (3) По Марксу, изменение об щества основывается, в конечном счете, на закономерном развитии экономики. (4) «Капитал» К. Маркса - основное теоретическое про изведение марксизма. Здесь представлено не только теоретическое об­основание коммунизма, но и серьезное исследование буржуазных про изводственных отношений. (5) По мнению К. Маркса, история - это процесс, в основании которого лежит смена общественных формаций, каждая из которых представляет собой определенный тип общественной организации, соответствующий определенному типу социально- экономических отношений.

10. Выберите положения, верно характеризующие славянофильство и западничество: 1. Славянофильство и западничество - два основных направления российской общественной мысли, оформивши еся в середине XIX века. 2. Славянофилы отстаивали идею самобыт ности России; любые попытки направить ее развитие в сторону запад ных ценностей они интерпретировали как навязывание российскому обществу чуждых ему ориентиров. 3. Представителями славянофи лов были И.В. Киреевский, А.С. Хомяков. К.С. Аксаков. 4. Западни ки считали, что Россия, хотя и впитала многие черты азиатских форм жизни, тем не менее является европейской страной, и будущее ее – в развитии по западному пути. 5. На позициях западничества стояли К Д. Кавелин, Б. H . Чичерин, Т.Н. Грановский. (1) 2, 4; (2) 1, 2, 4; (3) 1, 2, 3, 4, 5; (4) 2, 3. 4, 5; (5) 1, 3, 5.

11. Укажите теоретическое положение, НЕ характерное для философии экзистенциализма: (1) Природа - не храм, а мастерская, и человек в ней работник. (2) Человек внутренне свободен, его труд ный удел - всегда быть в пути, постоянно заботиться об обретении своей сущности. (3) Нет заранее заданной природы человека, ника кая внешняя сила, никто, кроме данного индивида, не может осу ществить его становление человеком. (4) Естественнонаучные методы познания весьма ограничены, в том числе из-за своеобразия сфер Истории и культуры, где действует человеческое сознание и свобода в оли. (5) При изготовлении полезного предмета сущность (понятие, Проект) вещи предшествует ее существованию; при рождении ребенка - все наоборот: ребенок уже существует, но обрести человеческую с ущность, стать человеком ему еще предстоит.

12. Выберите вариант, в котором исторические личности расставлены в правильном хронологическом порядке ( XII - XVIII вв.): 1) Владимир Мономах - Александр Невский - Иван Калита Сер гий Радонежский - Василий Шуйский - Патриарх Никон - Феофан Фокопович; (2) Владимир Мономах - Иван Калита - Сергий Радонеж ский - Александр Невский - Патриарх Никон - Феофан Проко пович - Василий Шуйский: (3) Иван Калита- Александр Невский Владимир Мономах - Сергий Радонежский - Патриарх Никон Василий Шуйский - Феофан Прокопович; (4) Иван Калита - Влади мир Мономах - Сергий Радонежский - Александр Невский - Василий Шуйский - Феофан Прокопович - Патриарх Никон; (5) Иван Калита - Александр Невский - Сергий Радонежский - Владимир Мономах - Патриарх Никон - Василий Шуйский - Феофан Прокопович.

13. Выберите вариант, в котором социальные институты, существовавшие на территории России, расставлены в хронологическом порядке их возникновения (от самого раннего к самому позднему); (1) Вече - Боярская Дума - Земский Собор - Сенат – Министерство иностранных дел - Государственная Дума - Госплан; (2) Боярская Дума - Вече - Земский Собор - Министерство иностранных дел - Сенат- Государственная Дума - Госплан; (3) Вече - Боярская Дума - Земский Собор- Министерство иностранных дел - Сенат - Госплан - Государственная Дума; (4) Земский Собор - Вече - Боярская Дума - Сенат - Министерство иностранных дел - Государственная Дума - Госплан; (5) Вече - Боярская Дума - Земский Собор – Министерство иностранных дел - Сенат - Государственная Дума - Госплан.

14. Выберите финансово-налоговый институт, раньше других возникший на территории России: (1) пожилое; (2) ясак; (3) полюдье; (4) подушная подать; (5) подворная подать.

15. Найдите ОШИБКУ в перечне положений, входящих в историко-социологическую концепцию А. Тойнби: (1) Самодостаточ ными единицами исторического процесса всегда являются народы и нации. (2) Мусульманский восток связан единой религией и единой шкалой ценностей, а также осознанием общности исторических целей и судеб населяющих его народов. (3) Важнейшая основа духов ной консолидации самодостаточных исторических единиц заключает ся в характере религиозных верований. (4) Каждая более или менее выделенная конфессия создает свой собственный уникальный образ жизни, легко отличимый от других. (5) Каждая цивилизация локаль на; она возникает, развивается и умирает по собственным законам, не оставляя прямых «наследников».

16. Выберите вариант, в котором приведенные понятия расставлены в правильном хронологическом порядке в соответствии со врем* нем возникновения их носителей - от самого раннего к самому позд нему: (1) миоценовый антропоид - homo sapiens - homo habilis - пите кантроп - австралопитек - неандерталец; (2) миоценовый антропоид австралопитек - homo habilis - питекантроп -неандерталец - hofflt ' sapiens ; (3) миоценовый антропоид - homo habilis - австралопитек ~ питекантроп - неандерталец - homo sapiens ; (4) миоценовый антро поид - питекантроп - австралопитек - homo habilis – неандерталец ото sapiens ; (5) питекантроп - миоценовый антропоид - австралопит e к homo habilis - неандерталец - homo sapiens .

17. В 1551 г. при Иване Грозном Стоглавы Собор утвердил в качестве образца для подражания манеру работы, характерную для Анд рея Рублева. В данном конкретном случае регламентации непосред ственно подверглись (1) моральные нормы; (2) политические нормы; З) эстетические нормы; (4) правовые нормы; (5) этикет.

18. Укажите нацию, образовавшуюся из сплавления, смешения на родов - представителей трех рас: (1) русские; (2) австралийцы; (3) ев реи Израиля; (4) бразильцы; (5) марокканцы.

19. Правительство РФ осуществляет деятельность (выберите полный и правильный вариант из перечня): (1) исполнительную и расп орядительную; (2) правоохранительную и законотворческую: (3) ислонительную и судебную; (4) исполнительную; (5) судебную и пра воохранительную.

20. К базовым принципам консервативной идеологии НЕ относится: (1) традиционализм, стабильность, порядок: (2) признание есте ственной иерархичности человеческого общества, естественного нера­ венства, привилегий высших слоев; (3) ориентация на сильную государственную власть, осуществляемую профессиональной политиче ской элитой; (4) основополагающее значение частной собственности, свободы предпринимательства; (5) признание необходимости перераспределения доходов в пользу неимущих.

21. Укажите ОШИБКУ в характеристиках гражданства РФ: (1) Гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований его приобретения. (2) Граждане РФ, проживающие длитель ное время за пределами России, могут быть лишены российского гражданства. (3) В рамках процедуры приема в гражданство РФ существует общий и упрощенный порядок. (4) Гражданин РФ, по стоянно проживающий в РФ, может обратиться с ходатайством о выходе из гражданства РФ. (5) Гражданин РФ может иметь двойное гражданство.

22. Выберите вариант, в котором политические партии России расположены в правильном порядке (слева направо), т.е. так, как их представители действительно располагались на заседаниях Государ ственной Думы, начиная с 1906 - 1907 гг. (1) Октябристы - Социал- демократы - Трудовики и эсеры - Союз русского народа - Кадеты; (2) Социал-демократы - Союз русского народа - Трудовики и эсе ры - Октябристы - Кадеты; (3) Социал-демократы - Трудовики и эсеры - Кадеты - Октябристы - Союз русского народа; (4) Трудо вики и эсеры - Социал-демократы - Союз русского народа - Кадеты - Октябристы; (5) Трудовики и эсеры - Союз русского народа - Com · it - демократы - Октябристы - Кадеты.

23. Выберите формы прямой демократии в Российской Федерации: 1. Референдум; 2. Государственная Дума: 3 Федеральное Собра ние; 4. Сельский сход; 5. Собрание жильцов дома; 6. Совет Федерации, 7. Институт Президентства; 8. Земский Собор; 9. Сенат; 10. Генераль ный штаб. Всего в приведенном списке форм прямой демократии в РФ ровно (1) три; (2) четыре; (3) пять; (4) шесть; (5) семь.

24. Современная Россия живет по Конституции, принятой (выберите единственный правильный вариант): (1) Государственной Думой в 1991 г. (2) Федеральным Собранием в 1993 г. (3) Конституционным Собранием в 1993 г. (4) Верховным Советом в 1991 г. (5) На всенарод ном референдуме в 1993 г.

25. Высшим органом законодательной власти в России является (1) Президент РФ; (2) Федеральное Собрание РФ; (3) Правительство РФ; (4) Конституционный Суд РФ; (5) Верховный Суд РФ.

26. Назовите форму государства, существовавшего в Англии в период с XIII по XIV в., во Франции с XIV по XV в., в Польше с XIV по XV в., в России с XVI по XVII в.: (1) восточная деспотия (2) сословно-представительная монархия; (3) абсолютная монархия. (4) парламентская монархия; (5) дуалистическая монархия.

27. Укажите ОШИБКУ в характеристике судебной системы в со ответствии с Конституцией Российской Федерации: (1) Правосудие в РФ осуществляется только судом. (2) Судопроизводство осуществля ется на основе состязательности и равноправия сторон. (3) В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществ ляется с участием присяжных заседателей. (4) Гражданин РФ впра ве обращаться в межгосударственные органы по защите прав и сво бод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. (5) Судопроизводство в РФ основано на принципе, согласно которому обвиняемый в совершении особо тяжких преступлений обязан доказать суду свою невиновность (свое алиби).

28. Назовите абсолютные монархии, в каждой из которых монарх является не только светским, но и духовным владыкой и правит как бы от имени Бога: (1) Бахрейн и Катар; (2) Ватикан и Саудовская Аравия; (3) Лихтенштейн и Люксембург; (4) Бруней и Барбадос, (5) Оман и Кувейт.

29. Укажите народ РФ, имеющий несколько национально-территориальных образований: (1) татары; (2) мордва; (3) ненцы; (4) эвенки; (5) чуваши.

30. Наиболее крупными частями системы права являются: (1) институты права; (2) нормы права; (3) прецеденты; (4) отрасли права; · (5) правовые обычаи.

31. Какая норма и формально, и по существу отсутствует в конституционном праве РФ? (1) Россия провозглашается государством демократическим , правовым, с республиканской формой правления. (2) В России устанавливается президентская модель республики. (3) В России устанавливается принцип частной собственности. (4) В России закрепляется принцип разделения властей. (5) В России разграничи ваются функции Президента РФ. Федерального Собрания РФ и Правительства РФ.

32. К видам административных наказаний НЕ относится: (1) штраф; (2) предупреждение: (3) лишение водительских прав; (4) увольнение с работы; (5) административный арест.

33. Укажите ошибку в списке первоначальных способов приобре тения прав собственности: (1) обращение в собственность общедоступ ных для сбора вещей; (2) создание новой вещи; (3) переработка соб ственных сырья и полуфабрикатов; (4) приобретение вещи по договору аренды; (5) приобретение права собственности на вещь, от которой собственник отказался.

34. В соответствии с действующим в России трудовым законода тельством государство НЕ гарантирует гражданам (1) предоставле ние работы; (2) охрану труда; (3) свободу выбора деятельности, в том числе работы с разными режимами труда; (4) правовую защиту от необоснованного увольнения; (5) бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве.

35.В приведенном перечне выберите все юридические факты, наличие которых необходимо для заключения брака: 1. достижение брачного возраста женихом и невестой; 2. расторжение предыдуще го брака, если таковой был заключен ранее; 3. подача совместного заявления в ЗАГС: 4. прохождение специального медицинского об следования; 5. личное присутствие жениха и невесты при заключении брака; 6. заключение брачного договора; 7. дееспособность вступаю щего в брак. В приведенном перечне необходимых юридических фактов ровно (1) два; (2) три; (3) четыре; (4) пять; (5) шесть.

36. Найдите ОШИБКУ в перечне столиц государств, имеющих федеративное (либо конфедеративное) государственное устройство: (1) Брюссель; (2) Париж; (3) Берлин; (4) Вена; (5) Берн.

37. Добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или хозяйственной деятельности, осно ванное на их личном труде и объединении имущественных паевых в зносов - это (1) производственный кооператив; (2) потребительский Кооператив; (3) полное товарищество; (4) общество с ограниченной о тветственностью·, (5) унитарное предприятие.

38. Укажите ОШИБКУ в перечне общей совместной собственно сти супругов в соответствии с нормами российского семейного права: U ) движимое имущество, приобретенное в браке за счет общих до ходов супругов; (2) недвижимое имущество, приобретенное в браке за счет общих доходов супругов; (3) вклады, внесенные супругами за счет общих доходов на имя родившихся в браке несовершеннолетних детей; (4) ценные бумаги, приобретенные супругами в браке за гнет общих доходов: (5) доходы от предпринимательской деятельности од ного из супругов, полученные в период брака.

39. Укажите все из перечисленных случаев, в которых суд может применить к одному или обоим родителям такую меру, как лишение родительских прав·.1. если один из родителей постоянно отказывается выплачивать алименты на содержание ребенка; 2. если мать отказыва ется взять новорожденного ребенка из роддома; 3. если один из родителей не ведет совместного хозяйства с семьей и проживает отдельно от ребенка; 4. если родители являются хроническими алкоголиками. 5. если родитель использует ребенка для выпрашивания подаяния в метро; 6. если родители не заботятся о детях (плохо кормят, не лечат, не водят в школу). Всего в приведенном перечне оснований для лишения родительских прав ровно (1) два; (2) три; (3) четыре; (4) пять; (5) шесть.

40. Проявлением народной культуры является (1) фольклор; (2) симфония; (3) оперетта; (4) фуга; (5) хорал.

41. Как свидетельствует история, в 1054 г. христианство раскололось на два самостоятельных направления: (1) католическое и про тестантское; (2) католическое и православное; (3) протестантское и православное; (4) никонианство и старообрядчество; (5) лютеранство и кальвинизм.

42. Среди национальных (не мировых) религий к группе библей ских религий, т.е. прямо или косвенно восходящим к положениям, изложенным в Библии, относится: (1) синтоизм; (2) буддизм; (3) хри стианство: (4) ислам; (5) иудаизм.

43. Выберите вариант, в котором указаны две современные страны, на территории или части территории которых ранее функционировала централизованная (плановая) экономическая система (1) Хо рватия и Италия; (2) Финляндия и Латвия; (3) Северная Корея и Малайзия; (4) Куба и Ямайка; (5) ФРГ и Эстония.

44. Укажите изделие, которое НЕВОЗМОЖНО произвести в России из отечественного сырья: (1) чай; (2) кофе капучино; (3) натураль ное вино; (4) сахар-рафинад; (5) соевое молоко.

45. Национальной валютой Великобритании в настоящее время является: (1) доллар; (2) фунт; (3) евро; (4) британский доллар- (5) экю.

46. В районном центре T . Годовой объем покупок поваренной соли не меняется при изменении рыночных цен, а функция рыночного предложения имеет стандартный вид. Если будет введен взимаемы" с продавцов налог на продажу соли (в размере 1 рубль на каждый кг соли), то на рынке этого товара в районном центре T . В hobo м равновесном состоянии (при прочих равных условиях) (1) расходы жителей районного центра на покупку соли обязательно увеличатся; (2) цена может снизиться; (3) расходы жителей районного цента на покупку соли не изменятся; (4) цена может не измениться; (5) расходы жителей районного центра на покупку соли обязательно снизятся.

47. В приведенном списке выберите все факторы интенсивного экономического роста: 1. использование ресурсосберегающих технологий; 2. увеличение количества используемых ресурсов; 3. повышение производительности труда: 4, повышение трудоемкости выпускаемой продукции; 5. увеличение энергоемкости производимой продукции. В предложенном перечне факторов интенсивного экономического ро­ ста ровно (1) один; (2) два; (3) три; (4) четыре; (5) пять.

48. Предположим, что в текущем году по сравнению с прошлым годом в стране Латинии существенно вырос объем выпускаемой про дукции. Тогда в текущем году в Латинии (1) номинальный ВВП обязательно останется прежним, а реальный ВВП обязательно вырастет; (2) реальный ВВП обязательно вырастет, направление изменения но минального ВВП неизвестно; (3) и номинальный ВВП, и реальный ВВП обязательно снизятся; (4) номинальный ВВП обязательно вырастет, направление изменения реального ВВП неизвестно; (5) номинальный ВВП обязательно вырастет, а реальный ВВП обязательно не изменится.

49. В каком из указанных случаев деньги выполняют функцию средства накопления? (1) театр получает от мецената субсидию на постановку оперы; (2) инженер кладет на срочны вклад часть неожи данно полученной прибавки к зарплате; (3) домохозяйка сопоставляет цены различных товаров, выраженные в денежных единицах, чтобы решить, какие покупки сделать; (4) студент получает стипендию и всю et 4 тратит на учебники и проездной билет; (5) бизнесмен уплачивает налог на недвижимость.

50. Укажите, какие из перечисленных сделок, осуществленных в 2005 г., НЕ учитываются при подсчете ВВП страны 2005 г. (выберите полный и правильный вариант): 1. покупка семьей Сидоровых нового автомобиля «Волга»; 2. покупка таксопарком у производителя пар тии автомобилей «Волга» 2004 года выпуска; 3. покупка автомобиля «Волга» 2005 года выпуска для Администрации Президента; 4. покуп ка автомобиля «Волга» 2005 года выпуска семьей Ивановых у семьи Петровых; 5. Оплата услуг дилера, при содействии которого И. Ива нов купил у П. Петрова подержанный автомобиль «Волга» 2001 года ьшуска. 1) 2, 3; (2) 4, 5; (3) 2, 4; (4) 2, 4, 5; (5) 1, 2, 4, 5.

51. В 2004 году в Зеландии расходы потребителей на покупку to аров и услуг составили 38 млн. дукатов, расходы на приобретение денных бумаг - 4 млн. дукатов, государственные закупки товаров и услуг - 18 млн. дукатов, государственные трансферты населению - 2 млн. дукатов, а инвестиционные расходы фирм - 24 млн. дукатов. Определите ВВП Зеландии в 2004 году, если отечественные предпри ятия продали за границу товаров и услуг на 10 млн. дукатов, а ино­ странные поставили в страну товаров и услуг на 8 млн. дукатов. (1) 80 млн. дукатов; (2) 82 млн. дукатов: (3) 84 млн. дукатов; (4) 86 млн. ду катов; (5) 88 млн. дукатов.

52. Из перечисленных ниже выберите полный и правильный на бор причин, которыми может быть вызвана инфляция: 1. удовлетво рение требований профсоюзов о повышении заработной платы; 2. рост цен на топливные ресурсы; 3. рост заработной платы государственных служащих; 4. снижение издержек на единицу продукции в металлур гической промышленности; 5. ужесточение государственных требова ний к охране окружающей среды. (1) 1, 2, 3, 4, 5; (2) 1, 2, 4; (3) 2, 3; (4) 3, 4. 5; (5) 1, 2. 3, 5.

53. В предложенном перечне укажите меру кредитно-денежной политики: (1) повышение нормы обязательных резервов; (2) введение пропорциональной системы взимания подоходного налога; (3) увели чение государственных пособий по уходу за ребенком; (4) увеличение табачных акцизов; (5) установление квоты на ввоз в страну иностран ных автомобилей.

54. В приведенном перечне укажите органы государственной вла сти, обладающие правом эмиссии национальной валюты России: 1. Центральный банк Российской Федерации; 2. Министерство финан сов Российской Федерации; 3. Федеральное казначейство Российской Федерации; 4. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации; 5. Государственный Банк Союза России и Белоруссии. В предложенном перечне органов государственной власти, обладаю щих правом эмиссии национальной валюты России, ровно (1) один; (2) два; (3) три; (4) четыре; (5) пять.

55. Если домохозяйка сорока лет, начав искать работу, регистри руется на бирже труда, то, при прочих равных условиях, в данной стране (1) численность трудоспособного населения снижается; (2) уро вень безработицы повышается; (3) численность экономически активного населения остается неизменной; (4) численность занятых сокра щается; (5) сокращается фрикционная безработица.

56. Одной из основных отраслей специализации России в мировой экономике является нефтяная промышленность. Укажите группу го сударств ближнего зарубежья, каждое из которых является конкурентов России на мировом рынке нефти: (1) Ливия, Турция; (2) Азербай джан, Казахстан; (3) Грузия. Молдавия; (4) Киргизия, Таджикистан·(5) Иран, Норвегия.

57. Этап экономической интеграции, для которого характерно устранение ограничений на торговлю товарами и услугами между !участвующими странами и сохранение самостоятельной внешнеторгов ой политики стран-членов по отношению к третьим странам, - это (1) общий рынок; (2) таможенный союз; (3) экономический союз; (4) зона свободной торговли; (5) ассоциированный союз.

58. В приведенном перечне укажите все события, которые могут вызвать падение курса акций фирмы В, производящей мебель: 1. Правительство данной страны ввело запрет на ввоз иностранной мебели в стран)'. 2. Прибыль фирмы сократилась вдвое. 3. На фирму В подали в суд за нарушение закона «О защите прав потребителей». 4. Фирма получила выгодный контракт с государством на поставку офисной мебели. 5. Фирма получила выгодный контракт на поставку мебели в соседний регион. 6. У фирмы сгорел склад готовой продукции. В приведенном перечне событий, которые могут повлиять на падение курса акций фирмы В, ровно (1) одно; (2) два; (3) три; (4) четыре; (5) пять.

59. После реконструкции системы орошения хозяйства площадь под хлопком сократилась на 4%, его урожайность возросла на 25%, а потребление воды в хозяйстве на орошение выросло на 8%. Как из менились затраты воды в расчете на единицу продукции? (1) умень шились на 21%; (2) уменьшились на 10%; (3) уменьшились на 21%; (4) увеличились на 4%; (5) увеличились на 3%.

60. Предприятие запланировало за год увеличить в 1,8 раза объем ежедневно выпускаемой продукции. Какой минимальный темп роста производительности должен быть в четвертом квартале, если извест но, что в первом полугодии производительность выросла на 20% и в третьем квартале тоже на 20%? Выберите наиболее точный ответ: (1) 40%; (2) 25%; (3) 31%; (4) 60%; (5) 9%.

61. На рынке товара Ф. присутствует 198 потребителей, каждый - из которых имеет функцию индивидуального спроса q = 10 — ? , а рыночное предложение задано зависимостью ? = 0,5 Q ( Q - количе ство, единиц; ? - цена, рублей). Определите, сколько единиц товара Ф. потребляет каждый потребитель в условиях рыночного равнове сия. (1) 19,8; (2) 10; (3) 9,9; (4) 0,1; (5) 0,05.

62. Общая величина депозитов коммерческого банка равна 900 млн. рублей, из которых треть составляют срочные вклады, а остальное - вклады до востребования. Норма обязательного резер вирования по срочным вкладам составляет 10%, по вкладам до вос требования - 20%. Избыточных резервов банк не имеет. Определи те, на какую сумму изменится величина кредитов, которые может вьгдать данный банк, если половина банков до востребования будет переоформлена в срочные вклады. (1) снизится на 15 млн. рублей; (2) увеличится на 30 млн. рублей; (3) данное изменение не повлия ет на величину кредитов банка; (4) увеличится на 15 млн. рублей: (5) снизится на 30 млн. рублей.

63. В стране В численность населения составляет 200 млн. человек, а трудоспособное население равно 160 млн. человек. Известно, что все занятые находятся в трудоспособном возрасте. Если 125 млн. человек в стране не работает, и уровень безработицы равен 25%, тогда к экономически активному населению НЕ относится (1) 25 млн. че ловек; (2) 35 млн. человек: (3) 75 млн. человек; (4) 100 млн. человек: (5) 125 млн. человек.

64. В Бачурии действует следующая система взимания подоходного налога: доходы до 16000 дукатов в год облагаются налогом по ставке 10%, для всех доходов свыше 16000 дукатов в год ставка по доходного налога равна 25%,. Тогда гражданин, получивший в теку щем году доход в размере 60000 дукатов, должен уплатить в качестве подоходного налога: (1) 19% совокупного дохода; (2) 21% совокупно го дохода; (3) 23% совокупного дохода; (4) 25% совокупного дохода; (5) 28% совокупного дохода.

65. Фирма, у которой общие издержки составляют 70% от выруч ки, выбирает между двумя вариантами налогообложения. По перво му варианту налог взимается в размере 9% от выручки; по второму - величиной, подлежащей налогообложению, является прибыль. Какой должна быть ставка налога на прибыль, чтобы фирме было безразлично, по какому варианту платить налог? (1) 13%; (2) 15%; (3) 23%: (4) 25%; (5) 30%".

66. На рынке товара П. присутствуют ровно две группы покупа телей, спрос которых задается уравнениями P = 119/ Q и 7 P + 2 Q = 83 соответственно. При некоторой цене P 0 расходы обеих групп покупа телей на приобретение данного товара совпадают. Определите сум марные расходы на этот товар всех покупателей при цене P 0 . (1) 119; (2) 138; (3) 195; (4) 238; (5) 219; (6) 286.

* На рисунке изображены зависимости средних издержек AC ( Q ) и цены P , по которой про дается продукция, от объема про изводства Q для фирмы, макси мизирующей прибыль. Что можно сказать о прибыли PR ( Q ) фирмы? Выберите полный набор вер ных утверждений: 1. PR ( Q 2 ) < PR ( Q 0 ); 2. PR ( Q 1 ) > PR ( Q 0 ); 3. PR ( Q 1 ) = PR ( Q 2 ); 4. PR ( Q 0 ) < О; 5. PR ( Q ) растет в интервале ( Q 1 Q 0 ); 6. PR ( Q ) убывает в интервале ( Q 0 , Q 2 ).
( 1 ) 2, 3, 5, 6; (2) 2, 6; (3) 3, 5; (4) 2, 4, 5; (5) 1, 2, 6; (6) 1, 3, 4, 6.

67. Расходы на образование в стране У. в 1991 году составили 1458 млрд. лир, а на вооружение - 288 млрд. лир. В каждом следующем го­ду расходы на образование падали примерно на 6%. а на вооружение тратилось примерно на 41% больше (по сравнению с предшествую­ щим годом). В каком году расходы на образование и вооружение были примерно одинаковы? (1) 1995; (2) 1993; (3) 1994; (4) 1996; (5) 1997; (6) 1998.

68. Некий товар продавцы предлагают при каждой цене осенью и зимой в количестве на 9 тонн меньшем, чем весной и летом. Покупа­ тели готовы покупать этот товар при каждой цене летом и осенью в количестве на 33 тонны большем, чем зимой и весной. При этом рав новесные цены в январе, мае и июле равны соответственно 62, 59 и 70. Предполагая, что функции спроса и предложения линейны, най дите равновесную цену в октябре. (1) 75: (2) 73; (3) 71; (4) 69; (5) 67; (6) невозможно определить.

69. Компания состоит из головного офиса и филиала. В 2003 го ду численность работающих в головном офисе была вдвое больше, а средняя зарплата на 50% выше, чем в филиале. В 2004 году в резуль тате расширения численность персонала филиала выросла на 500%, а в головном офисе выросла на 50%. При этом средняя зарплата сотрудников головного офиса выросла на 16%, а средняя зарплата по компании в целом снизилась на 2,5%. Как изменилась средняя зарплата в филиале? (1) снизилась на 4 %; (2) выросла на 10%; (3) вы росла на 8%; (4) практически не изменилась; (5) снизилась на 10%; (6) снизилась на 8%.

70. Спрос на мороженое в городе N описывается линейной функ цией. Известно, что при цене 12 рублей за упаковку горожане приоб ретают 4 тысячи упаковок мороженого, а при снижении цены моро женого с 10 до 5 рублей за упаковку величина спроса увеличивается в три раза. Тогда, характеризуя спрос жителей города N на мороженое, Можно утверждать, что при прочих равных условиях (1) при цене, равной 8 рублям, покупатели готовы приобрести не более 25 тысяч Упаковок мороженого; (2) покупатели всегда готовы купить не более 50 тысяч упаковок мороженого; (3) расходы покупателей на покупку Мороженого не превышают 300 тысяч рублей; (4) покупатели не будут. Покупать мороженое по ценам, превышающим 15 рублей за упаков ку; (5) расходы покупателей будут максимальными при цене, равной 6 рублям за упаковку; (6) при цене, равной 12,5 рублей за упаковку, покупатели готовы купить 2 тысячи упаковок.

71. Известно, что зимой спрос на сливочное масло описывается функцией Q = 10—2р, а предложение сливочного масла задается урав нением р=1 + \ Q ( Q - количество, тыс.; ? - цена, д.е. за кг). Летом спрос на сливочное масло снизился на 10% при каждом уровне цены. Одновременно с этим из-за снижения цены молока объем предлагае мого к продаже сливочного масла изменился на 1,5 тыс. кг при каж дой фиксированной цене. Определите, какая цена установится на рын ке сливочного масла в летний период, при прочих равных условиях (выберите наиболее точный ответ) (1) 1,6 д.е.; (2) 1,8 д.е.; (3) 2,0 д.е.. (4) 2,2 д.е.; (5) 2,4 д.е.; (6) 2,6 д.е.

72. В начале I квартала издержки на единицу продукции ОOO «Рассвет» составляли 1400 руб. Из-за ухудшения экономической конъюнктуры к концу квартала выпуск продукции сократился на 20%. При этом средние переменные издержки выросли на 10%, а средние общие издержки изменились на 550 рублей. Тогда в конце I квартала величина средних переменных издержек предприятия составила (1) 2000 рублей; (2) 2200 рублей; (3) 2500 рублей; (4) 2570 рублей; (5) 2700 рублей; (6) 2970 рублей.

73. Спрос жителей города Зеро на мюзикл «Двенадцать стульев» описывается функцией Q = 75000 — Юр ( Q - количество билетов, ? - цена одного билета, рублей). Известно, что зал, в котором проводится мюзикл, вмещает не более 30 тысяч зрителей. Определите, какую цену следует назначить организаторам мюзикла, если они стремятся максимизировать выручку от продажи билетов. (1) 3750 рублей; (2) 4000 рублей; (3) 4250 рублей; (4) 4500 рублей; (5) 4750 рублей: (6) 5000 рублей.

74. Спрос на продукцию монополии описывается функцией Q = 96 — 4р ( Q - количество единиц, ? - цена одной единицы, д.е·)· Зависимость величины общих издержек (в д.е.) от объема выпуска Q имеет вид TC ( Q ) = \ Q 2 + 8 Q . В текущий момент прибыль монополии в расчете на единицу продукции составляет 4 д.е. Если монополия максимизирует свою прибыль, то она (при прочих равных) (1) пре кратит производство товара; (2) повысит цену единицы продукций на 6 д.е.; (3) увеличит выпуск продукции вдвое; (4) снизит выпуск продукции на 8 единиц; (5) оставит объем производства и цену без изменений; (6) снизит цену единицы продукции на 2 д.е.

75. В некоторой экономике в течение каждого месяца 48% безработных находят работу, а каждый пятидесятый занятый ее теряет. В конце января уровень безработицы составлял 24%. Оцените уровень безработицы в конце марта, считая численность экономически активного населения неизменной. Укажите наиболее точный ответ (1) 20%; (2) 9%; (3) 14%; (4) 1%; (5) 6%; (6) 12%.

76. В каждом из вопросов 79 и 80 необходимо сопоставить взаимно однозначно буквы А, Б, В, Г, Д с цифрами 1, 2, 3, 4. 5, связав текст, обозначенный каждой из букв, с соответствующим по смыслу тек стом, обозначенным одной из цифр. Принцип сопоставления сформу лирован в каждом вопросе. Цифру следует вписать в клетку на листе ответов, обозначенную соответствующей ей буквой.

77. Составьте пары по следующему принципу: известное высказы вание или концепция видного философа Древней Греции (буквы А, Б, В, Г, Д) - автор данного высказывания (цифры 1, 2, 3, 4, 5). (A) Атом есть мельчайшее, неделимое далее тело, определяющее «природу» вещей. (Б) Что каждому кажется, то и достоверно. (B) Придавать одинаковое значение мнениям спорящих друг с другом людей нелепо: ведь ясно, что одни из них должны быть ошибочны. (Г) Наслаждение (удовольствие) - единственное благо для человека, причем наслаждение следует понимать как отсутствие страданий. Лучшее средство избегнуть страданий заключено в самоустранении от тревог опасностей, от общественных и государственных дел. Из всего, что мудрость подготовила для счастливой жизни, самым зна чительным, приятным и плодотворным является дружба. (Д) Наш мир - лишь подобие «занебесного мира идей» - совершенных образ цов вещей, по которым Демиург (Творец) создал его. Высшая идея в иерархии образцов - идея блага. Воплощением этой идеи на земле призвано стать идеальное государство. (1) Платон; (2) Аристотель; (3) Эпикур; (4) Протагор; (5) Демокрит.

78. . Составьте пары по следующему принципу: крупный мысли тель, трактовавший вопросы государства и права (буквы А, Б, В, Г, Д) - его высказывание на данную тему, отражающее суть его концепции (цифры 1, 2, 3, 4, 5). (А) Конфуций; (Б) Платон; (В) H . Макиавелли; (Г) Ш. Монтескье; (Д) Г. Гегель. (1) Истоками власти правителя являются: следование моральным Принципам и личный пример. Подданные должны уважать своего Мудрого, заботливого правителя и выполнять его веления, считая это своей обязанностью. (2) Государь, действуя грубой силой, подобно живо тным, должен сочетать в себе качества льва и лисицы. (3) Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой по рядок вещей, при котором различные власти могли бы сдерживать друг друга. (4) Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - в ладыка над правителями, а они -- его рабы, я усматриваю спасение Государства и все блага, которые только могут даровать государствам боги. (5) Право касается свободы, самого достойного и священного в человеке, и он сам, поскольку оно для него обязательно, должен знать его.

Источник: Справочник для поступающих в Московский университет в 2006 г.

***

         

К заданиям 2006 года           К заданиям 2004 года



Предметы