Исследование стратегий стресс-преодолевающего поведения при хронических неспецифических заболеваниях легких. Применение и внедрение программ реабилитации и профилактики зависимого поведения как актуальная задача российской клинической психологии Материалы

Исследование стратегий стресс-преодолевающего поведения при хронических неспецифических заболеваниях легких. Применение и внедрение программ реабилитации и профилактики зависимого поведения как актуальная задача российской клинической психологии Материалы

03.06.2020

ННЦ наркологии МЗ РФ

Фонд «Система профилактических программ»

Н.А. Сирота, в.М. Ялтонский

Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ

среди детей и подростков

Москва 2003

Профилактика угрозы девальвации 4

Программа подготовки и вспомогательные материалы для специалистов в области профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди школьников общеобразовательных школ. 8

Основные понятия и термины 91

Профилактика угрозы девальвации

Необходимый барьер

Доказано: наиболее эффективным путем борьбы с наркоэпидемией является профилактика. Именно она позволяет не допустить приобщения молодежи к наркотикам. Немаловажно и то, что профилактика значительно дешевле лечения и позволяет охватить все слои населения. Именно она является необходимым барьером, сдерживающим эпидемию наркомании и злоупотребления другими психоактивными веществами в большинстве развитых стран мира.

Роль профилактики возрастает и будет возрастать. Несмотря на то, что ряд больных со сформированной химической зависимостью перестал обращаться за медицинской помощью, это не свидетельствует о снижении наркоугрозы. По-прежнему широко распространено потребление опиатов и особенно героина. На российский рынок с уверенностью выходят синтетические наркотики.

Какова же ситуация в области профилактики наркоманий? За последние годы она существенно улучшилась. От декларативного признания необходимости профилактической работы общество переходит к активным действиям. Разрабатываются стратегические подходы, ведутся научные исследования. Государственные и негосударственные организации реализуют разнообразные программы, проводят акции. Сегодня мы можем сказать: внимание общества, наконец, сфокусировалось на проблеме. Профилактика наркоманий в России уже не представляет собой лишь малоэффективные попытки информирования молодежи о наркотиках и их последствиях, а имеет четко сформулированные цели, задачи, стратегии.

Разработаны методологические основы первичной, вторичной и третичной профилактики наркоманий и алкоголизма. Определены факторы риска, способствующие наркотизации, а также факторы, которые, напротив, обеспечивают устойчивость личности. В профилактике выделены медико-психологические, психотерапевтические, социальные и педагогические технологии.

Что касается медико-психологических технологий, то они предусматривают систему действий, направленную на развитие личности, способной эффективно развиваться, преодолевать жизненные трудности и проблемы. Социальные и педагогические же технологии связаны с грамотным предоставлением информации, умением заинтересовать идеями здоровой жизни. И, что особенно важно, - формированием социально-поддерживающей системы (обучение родителей, учителей, сверстников, поддерживающему поведению, созданию благоприятного климата).

Разработаны и профилактические программы для детей, подростков и молодежи различных возрастов; для родителей, для учителей. Они апробируются и внедряются в школах и медико-психологических центрах различных городов и областей России.

Однако было бы ошибочным утверждать, что главные задачи решены. Существуют серьезные проблемы, без решения которых профилактика в масштабах страны не может стать эффективной. Прежде всего – действия здесь не носят системного и повсеместного характера. Многие программы, разрабатываемые в различных регионах России, являются недостаточно профессиональными; за их реализацию часто берутся лица, не имеющие специальной подготовки и соответствующего образования. Все это снижает ценность усилий, направленных на сокращение спроса на наркотики.

В профилактическую работу все активнее включаются многочисленные общественные организации. Их деятельность следовало бы поддерживать. Однако в своем большинстве работа этих организаций носит стихийный, а главное, - недостаточно квалифицированный характер.

Важнейший вопрос – об участии средств массовой информации. Мы видим эффективную работу издательского дома «Нарконет». Но, к сожалению, продолжаем сталкиваться и с не профессиональными выступлениями в печати, на радио и телевидении.

Как же следует действовать, чтобы наша отечественная профилактика все же состоялась, не превратилась в ряд формальных мер и призывов? Чтобы поколение наших детей и детей наших детей были защищены от угрозы наркотизации, суицидов, саморазрушения? Что делать, чтобы преодолеть угрозу перерождения и вымирания нашей популяции, наконец?

Попытаемся рассмотреть проблемы по порядку.

Сирота Наталья Александровна — профессор, доктор медицинских наук по специальности «Медицинская психология» (медицинские науки), декан факультета клинической психологии и заведующий кафедрой клинической психологии Московского государственного медико-стоматологического университета.

Председатель проблемной комиссии по профилактическим аспектам наркологии Научного Совета по наркологии Российской Академии медицинский наук. Член-корреспондент Российской Академии естественных наук. Сертифицированный специалист в области наркологии, психиатрии и психотерапии.

Кандидатская диссертация «Клинико-психологические особенности гашишной наркомании в подростковом возрасте защищена в 1990 году. Докторская диссертация «Копинг-поведение в подростковом возрасте» защищена в 1995 году в Санкт—Петербургском психоневрологическом институте им. В.М.Бехтерева.

Автор более 200 научных публикаций. Член диссертационного совета МГМСУ по психиатрии и медицинской психологии. Член редакционных советов и коллегий журналов «Медицинская психология в России» и «Вопросы наркологии».

Совместно с В.М.Ялтонским является основателем нового направления исследований в медицинской психологии и наркологии — совладающее со стрессом (болезнью) поведение как основа профилактики, реабилитации и психотерапии. Оригинальная авторская концепция первичной, вторичной и третичной копинг — профилактики зависимого от психоактивных веществ поведения и ВИЧ/СПИДа высоко оценена, научным сообществом и широко используется в практической деятельности врачей, психологов, педагогов в России и СНГ.

Книги (5)

Профилактика зависимости от психоактивных веществ

Руководство по разработке и внедрению программ формирования жизненных навыков у подростков группы риска.

Разработка материалов осуществлена в рамках проекта 2007/124-155 «Использование партнерского подхода в ограничении распространения употребления наркотиков среди молодежи» при финансовой поддержке Представительства Европейской Комиссии в Российской Федерации в рамках Партнерской Программы Институционального Развития (1ВРР).

Профилактика наркомании и алкоголизма

В учебном пособии изложены теоретические основы возникновения и развития алкоголизма и наркомании, а также профилактики этих заболеваний; особое внимание при этом уделено практической работе, представлены специальные программы профилактики, способы снижения вреда от употребления психоактивных веществ, основы психологической реабилитации лиц, зависимых от алкоголя, наркотиков и т.п.

Профилактика употребления наркотиков

Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ среди детей и подростков.

Доказано: наиболее эффективным путем борьбы с наркоэпидемией является профилактика.

Именно она позволяет не допустить приобщения молодежи к наркотикам. Немаловажно и то, что профилактика значительно дешевле лечения и позволяет охватить все слои населения. Именно она является необходимым барьером, сдерживающим эпидемию наркомании и злоупотребления другими психоактивными веществами в большинстве развитых стран мира.

Эффективные программы профилактики зависимости

Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения.

Особое значение книга имеет для тех, кто интересуется программами профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения, кто готовится к тому, чтобы проводить эти программы в качестве специалиста-тренера.

В ней изложены современные представления о профилактике, представлены конкретные программы для подростков и обучающая программа для специалистов. Освещены специальные психологические техники и технологии профилактики.

Доктор медицинских наук по специальности 19.00.04-медицинская психология, профессор.

Должность: декан факультета клинической психологии; заведующая кафедрой клинической психологии; работает в МГМСУ с 2003г.

Имеет образование по диплому врач по специальности «лечебное дело», врач-психиатр и врач-психотерапевт. Последипломное образование в области психотерапии, медицинской и клинической психологии, вопросам профилактики и реабилитации социально-значимых расстройств, психосоматическим взаимоотношениям в кардиологии, вопросам психосоматической медицины и т.д. получено в Москве, Санкт-Петербурге, Германии, Швейцарии, Люксембург, США. Имеет опыт работы за рубежом в качестве временного советника Европейского Бюро ВОЗ по вопросам профилактики зависимости (1994г). Постоянное участие и выступления в Российских, Европейских и Всемирных конгрессах и конференциях по психиатрии, психотерапии и клинической психологии.

Тематика и количество научных трудов: автор и соавтор 500 научных печатных трудов. За последние 5 лет - 85 научных печатных работ. Индекс Хирша – 20.

Тема кандидатской диссертации «Клинико-психологические особенности гашишной наркомании в подростковом возрасте» (1990). Диплом доктора медицинских наук (по специальности Медицинская психология). Тема докторской диссертации «Копинг-поведение в подростковом возрасте» (1994).

Десять монографий и учебных пособий написаны на темы «Профилактика наркомании у подростков от теории к практике», «Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в студенческой среде», «Теоретические, методологические и практические основы альтернативной употреблению наркотиков активности несовершеннолетних и молодежи», «Программа формирования здорового жизненного стиля», «Эффективные программы профилактики зависимости и зависимого поведения», «Профилактика наркомании и алкоголизма», «Руководство по реабилитации больных с зависимостью от психоактивных веществ», «Проблемы подростковой адаптации с позиций профилактики и психотерапии личностных и поведенческих расстройств и зависимости от психоактивных веществ».

Под научным руководством защищено 9 кандидатских и 1 докторская диссертация.

Повышение за последние 5 лет квалификации врача-психотерапевта сертификат; повышение квалификации врача психиатра – нарколога; диплом о дополнительном к высшему образовании по специальности «Преподаватель высшей школы».

Награждена Почетной грамотой за заслуги в области здравоохранения и многолетний добросовестный труд Министерства здравоохранения в 2011 году; дипломом Лауреата Премии города Москвы 2006 года в области медицины, почетными грамотами МГМСУ.

Многолетний опыт публичных выступлений на международных и всероссийских съездах, симпозиумах, совещаниях, выступления в средствах массовой информации, межведомственных совещаниях. Научная и педагогическая деятельность - более 30 лет в качестве непосредственного исполнителя, организатора и руководителя научных исследований в области психологии зависимости, нарушений адаптации, профилактики и реабилитации социально значимых расстройств, клинической психологии, руководителя диссертационных работ.

Член-корреспондент Российской Академии Естественных Наук Российской Федерации, член диссертационного Ученого Совета по психиатрии и медицинской психологии ГБОУ ВПО МГМСУ РФ.

    • Страх перед посещением врача-стоматолога присущ как детям, так и взрослым. Чаще всего сами родители, не подозревая об этом, провоцируют возникновение тревоги и страха у собственного ребёнка и способствуют его укоренению. Пытаясь помочь ребёнку построить отношения с врачом-стоматологом, родители совершают ошибки, вмешиваясь в беседу, нарушая построение диалога «врач - маленький пациент». В исследовании разработаны метод психологической подготовки ребёнка (игрокуклотерапия); методы поддержания эффективного уровня сотрудничества ребёнка на стоматологическом приёме, исследованы типы поведения родителей и их психологическая подготовка к сопровождению ребёнка во время стоматологического лечения. Ключевые слова: психологическая подготовка ребёнка, психологический тест «Паровозик», типы поведения родителей, методики поддержания эффективного уровня сотрудничества детей и родителей. Чувство страха присуще людям любого возраста. Эмоция страха, как таковая, возникает в ответ на воздействие угрожающего стимула. Понимание опасности, её осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безличные для ребёнка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. Поход к врачу, а особенно к такому специфичному, как стоматолог, - это огромный стресс для ребенка. Некоторые манипуляции в полости рта могут сопровождаться неприятными, зачастую болезненными ощущениями. Осмотр и лечение у врача стоматолога у большинства детей дошкольного возраста вызывают напряжение и страх. Поэтому первоочередная задача детского врача-стоматолога - обеспечить психологическую подготовку и поддержку ребёнку во время стоматологического приёма. Однако на сегодняшний день нет рекомендаций, как помочь ребёнку дошкольного возраста справиться со стоматофобией. Общение с родителями и ребёнком является важным способом сбора фактов в процессе личного общения. Вовлекая ребёнка в беседу, стоматолог не только узнаёт пациента, но может помочь его релаксации. Кроме того, это дополнительная возможность наблюдать взаимоотношения между родителем и ребёнком. Зачастую врач сталкивается с ситуацией, когда родители, пытаясь помочь построению взаимоотношений ребёнка с врачом, нарушают едва сложившийся рапорт врача и ребёнка, проявляют чрезмерную опеку, либо упоминают предыдущий негативный опыт общения со стоматологом, тем самым затрудняя общение врача с ребёнком. Согласно Джайнотту X. , общение родителей с детьми должно базироваться на трех основных принципах: первый - во всех ситуациях родители должны стремиться поддерживать позитивный образ «Я» у ребёнка; второй - следует говорить о ситуации, поступке ребёнка, избегая личностных негативных оценочных суждений. Высказывания взрослого не должны содержать диагноза и прогноза дальнейшей судьбы ребёнка; третий - взрослый в общении всегда должен выступать инициатором предложения сотрудничества. Это предложение не должно исчерпываться прямым указанием на соответствующий способ действия, а должно раскрывать перед ребёнком возможности самостоятельного разрешения проблемной ситуации. В последнее время детей к стоматологу приводят чаще матери, чем отцы, по этой причине большое внимание исследователей привлекает влияние материнских страхов на поведение ребёнка. Найдена тесная связь между поведением детей в возрасте от 3 до 7 лет при первом посещении стоматолога и материнской тревогой. Однако на сегодняшний день нет рекомендаций, каким образом повлиять на поведение родителей, и в частности матерей, во время стоматологического приёма.

          • В руководстве излагаются современные представления об альтернативной активности в аспекте профилактики злоупотребления психоактивными веществами для несовершеннолетних и молодежи. В нем представлены теория и методология альтернативной наркотизации деятельности, базовые теоретические концепции профилактики, основные виды альтернативной активности, анализ современных отечественных программ профилактики злоупотребления психоактивными веществами, программы альтернативной профилактической активности. Данное руководство рассчитано на то, что в результате применения на практике описанных в нем положений, принципов и методов, альтернативная употреблению наркотиков деятельность будет базироваться на научной основе и проводиться грамотными и подготовленными специалистами. Руководство предназначено для широкого круга специалистов, работающих в области воспитания подрастающего поколения, профилактики различных нарушений адаптации и злоупотребления наркотиками, алкоголем и другими психоактивными веществами среди детей, подростков и молодежи.

              • П рограмма представляет собой систему обучения здоровому жизненному стилю, направленную на развитие эмоциональной сферы, развитие рефлексии чувств, на формирование у детей стремления преодолевать жизненные трудности, справляться со стрессом без использования отклоняющихся форм поведения и в дальнейшем без употребления психоактивных веществ.

                • Существенный прогресс в области профилактики наркомании обеспечивается разработкой подходов, сфокусированных на понимании профилактики как превенции, учитывающей, прежде всего психосоциальные и личностные факторы, препятствующие началу наркотизации. Современная модель профилактики наркомании строится на понимании того, что подрастающее поколение не приспособлено к современным условиям постоянно меняющейся стрессогенной социальной действительности, что взрослые люди, не имея определенных знаний и навыков, не в состоянии обучить детей тем поведенческим моделям, которые понадобятся в жизни. Поэтому населением часто выбираются саморазрушающие пути совладания со стрессом – употребление алкоголя, наркотиков, других психоактивных веществ. В связи с этим наиболее эффективным способом профилактической активности является путь формирования стрессустойчивого жизненного стиля.

Сирота Н. А., Ярославская М. А. (Москва)

Сирота Наталья Александровна

- член научно-редакционного совета журнала «Медицинская психология в России»;

Доктор медицинских наук, профессор, декан факультета клинической психологии, заведующая кафедрой клинической психологии Московского государственного медико-стоматологического университета.

E-mail: [email protected]

Ярославская Мария Александровна

Кандидат психологических наук, клинический психолог «Психиатрической клинической больницы № 12» Департамента здравоохранения города Москвы.

E-mail: [email protected]

Аннотация. Настоящее исследование посвящено изучению стратегий стресс-преодолевающего поведения при хронических неспецифических заболеваниях легких. Определены роль и значение использования тех или иных форм совладающего поведения у больных хроническими неспецифическими заболеваниями легких в процессе адаптации и дезадаптации к болезни. Это позволяет расширить современные научные представления о роли психических факторов в возник-новении, протекании и лечении хронических соматических заболеваний.

Ключевые слова: способы адаптации, совладающее поведение, бронхиальная астма, хроническая обструктивная болезнь легких.

Введение.

Изучение особенностей адаптации субъекта в стрессовых ситуациях широко распространено в зарубежной и в отечественной психологии, медицине. Понятие «адаптации» является общенаучным. Оно используется в гуманитарных, философских и естественных науках. Междисциплинарный характер представленного феномена обуславливает существование различных по содержанию определений понятия «адаптация» в зависимости от того, какие ее аспекты рассматриваются - биологические, личностные или социальные. Единого определения понятия адаптации не существует. Адаптация - динамический аспект функционирования субъекта в изменяющихся условиях . Mechan D. определяет процесс адаптации как способ активной защиты от неблагоприятных воздействий путем изменения поведения (преодоление - coping) и защиты (nerence) . Адаптация определяется степенью психологического, социального и физиологического совладания пациента с хроническими заболеваниями . Это явление следует изучать на разных уровнях обобщенности .

Одно из главных назначений адаптации - приспособление к стрессовым ситуациям. Lazarus R. S. различает физиологический и психологический виды стресса . Психический (эмоциональный) стресс - это оценка предстоящей ситуации как сложной, угрожающей на основе индивидуальных знаний и опыта; физиологический - связан с реальным раздражителем . Требование среды, оценивающиеся субъектом как угрожающее, которое нарушает его адаптацию, контроль, препятствует самоактуализации, вызывает стресс . События, воспринятые как стрессовые, обычно включают элементы воздействия и нежелательности. Кроме того, события, воспринимающиеся неопределенными, как правило, расцениваются достаточно стрессовыми .

Стресс-адаптационные модели обеспечивают основу для изучения мероприятий по содействию адаптации к хроническим заболеваниям и считается, что адаптация может рассматриваться как активный процесс, в рамках которого индивид приспосабливается к окружающей среде и проблеме хронической болезни . Одним из ведущих качеств личности считается использование механизмов преодоления стрессовых ситуаций.

Изучение поведения, направленного на преодоление трудностей, стрессовых ситуаций в зарубежной и отечественной психологии приводится в рамках исследований, посвященных анализу «coping»-механизмов или «coping behavior». Под совладающим поведением понимают особый вид социального поведения, позволяющий субъекту с помощью осознанных действий, адекватными личностным особенностям и ситуации, справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией . Выбор адекватной стратегии преодоления во многом зависит от способности субъекта к когнитивной оценке ситуации. Результатом когнитивного оценивания является восприятие субъектом ситуации как решаемой, подконтрольной или не разрешаемой, неконтролируемой. Использование разнообразных форм совладающего поведения субъектом обеспечивают копинг-ресурсы личности, к которым относят: сенсорные и когнитивные ресурсы, личностные структуры, коммуникативную и психоэмоциональную составляющие . Становление и выбор копинг-стратегий сопряжены с возрастными этапами развития субъекта . После формирования индивидуальный стиль совладания субъекта достаточно устойчив . При этом следует подчеркнуть возможность обучения совладающему поведению, за счет овладения определенной последовательностью действий, которая может быть описана и воспринята субъектом . Эффективность совладающего поведения зависит от характеристик, ценностей и целей личности, типа и фазы стрессовых событий, а также конкретных результатов, отобранных для оценки . В ходе многочисленных исследований установлено, что дети и подростки с хроническими заболеваниями, используют широкий спектр совладающих стратегий , точно так же как взрослые, дети используют разнообразные виды копинга при столкновении с «ситуацией болезни» . Здоровье и его восстановление в ситуации заболевания определяются степенью совладания с болезнью, занятием активной позиции по отношению к нему . Определяющим фактором активности является потенциал копинг-ресурсов личности. Преодоление играет ближайшую роль между адаптацией и стрессовыми событиями, которые могут приводить к депрессивным и тревожным расстройствам . Таким образом, совладание со стрессом является процессом, который может способствовать или препятствовать адаптации. Модели стресса и совладание с заболеванием, обеспечивают полезную основу, с помощью которой можно понять, каким образом угроза для здоровья, решение проблем и поведение, связаны между собой .

Целью исследования явилось изучение стратегий совладающего со стрессом болезни поведения как психологических способов адаптации у больных хроническими неспецифическими заболеваниями легких.

Материалы и методы.

В исследовании приняли участие 180 человек в возрасте от 30 до 60 лет. Основная группа включала в себя 120 пациентов, страдающих хроническими неспецифическими заболеваниями легких. Большинство больных находилось на стационарном лечении в отделениях Городской клинической больницы № 70 г. Москвы.

Выборка из 120 пациентов была разбита на 2 группы. В первую группу вошли 60 больных, имеющих диагноз бронхиальная астма (БА) (шифр по МКБ-10 J45.0 - J45.9), средний возраст составил - 47,2 ± 10,2.

Вторую группу составили 60 человек, имеющих диагноз - хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ) (шифр по МКБ-10 J44.1), средний возраст - 52,7±6,1.

Группу сравнения составили 60 условно здоровых лиц, не имеющих заболеваний дыхательных путей, средний возраст составил - 42,8±8,7.

Для изучения частоты использования и оценки степени эффективности копинг-стратегий применялись копинг-опросник Ways of Coping Questionnaire (WCQ) R. S. Lazarus, S. Folkman, адаптированный в лаборатории психоневрологического института им. В. М. Бехтерева под руководством Л. И. Вассермана, методика «Проактивное совладающее поведение» (L. G. Aspinwall, R. Schwarzer, S. Taubert, 1999, адаптация Е. С. Старченковой в модификации В. М. Ялтонского, 2009).

При статистической обработке результатов рассчитывались среднеарифметические значения, стандартные отклонения, достоверность различий между группами. Последний показатель рассчитывался по U-критерию Манна-Уитни. При обработке результатов использовалась компьютерная статистическая программа "Statistica 6.0". Использовали также программу MICROSOFT EXCEL 2003. Расчет производился с достоверностью p ≤ 0,05.

Результаты исследования и их обсуждение.

В ходе проведенного исследования установлено, что больные БА для совладания со стрессовыми и проблемными ситуациями, в частности, к заболеванию, достоверно в большей степени (P<0,05), в сравнении со здоровыми испытуемыми и больными ХОБЛ, обращаются к эмоционально-ориентированным копинг-стратегиям, таким как: «конфронтация», «дистанцирование», «поиск социальной поддержки», «бегство-избегание» (диаграмма № 1).


Больные БА, с одной стороны, склонны отрицать наличие у себя проблем и уходить от их решения, не признавать личной роли в возникновении трудностей, ухудшения своего состояния. С другой - фиксированы на своих соматических ощущениях и эмоциональных переживаниях, что предрасполагает к формированию ипохондрического радикала. В попытках снятия возникшего эмоционального напряжения пациенты могут прибегать к употреблению алкоголя, курению, перееданию, т.е. реагирование по типу уклонения в стрессовых ситуациях, с одной стороны, позволяет снизить степень эмоциональной вовлеченности, с другой, свидетельствует о трудностях пациентов гибко регулировать межличностные отношения, недостаточном развитии личностных ресурсов, психологической и физиологической ослабленности организма в связи с заболеванием.

В период ухудшения соматического состояния отмечаются так же эмоционально-экспрессивные реакции, неперсонифицированное эмоциональное враждебное реагирование, недостаточная целенаправленность действий. Больные склонны к авторитарному и конфликтному поведению, зачастую перекладывают ответственность за свои действия и состояния здоровья на других людей. Эмоционально деструктивное отреагирование на возникающие проблемы и трудности способствует развитию эмоционального истощения, растрате индивидуальных ресурсов, уводят от продуктивного решения возникших трудностей, приводя тем самым к превышению адаптивных возможностей индивидуума.

Несмотря на демонстрацию агрессивных тенденций в поведении у больных БА обнаруживается высокая поисковая активность социальной поддержки: стремление получить информационную, эмоциональную и действенную поддержку от ближайшего окружения, рекомендаций по лечению, что указывает на осознание пациентами необходимости обращения за медицинской помощью, ограничением деятельности в период обострения заболевания, а также потребностью в самой социальной поддержке. Чрезмерное обращение к социальной поддержке может, с одной стороны, приводить к формированию зависимой позиции от социума, с другой, способствовать развитию циничного и дегуманизированного, потребительского восприятия социального окружения.

Как видно из диаграммы № 2, достоверно более низкие значения (P<0,05) получены у пациентов, страдающих БА по шкалам: «проактивное преодоление», «рефлексивное преодоление», «стратегическое планирование». У больных БА недостаточно развиты навыки самостоятельного разрешения трудностей, целеполагания, рассмотрения вариантов разрешения конфликтных или затруднительных ситуаций.


Мы видим, что в структуре личности больных БА наблюдаются скорее защитные механизмы, отрицающие, искажающие восприятие реальности, способствующие формированию неадаптивных вариантов копинг-стратегий, включающих поведенческую пассивность в решении, слабую эмоциональную регуляцию, характеризующуюся, преимущественно, аффективными вспышками, стремлением перекладывания ответственности и вины за состояние здоровья, свои поступки, на ближайшее окружение, т.е. в большей степени выявляется дезадаптивное дисфункциональное реагирование в стрессовой ситуации.

В отличие от пациентов, страдающих БА, больные ХОБЛ для совладания со стрессовыми и проблемными ситуациями, в частности к заболеванию, используют в большей степени копинг-стратегии, ориентированные на самообладание, взвешенный рациональный подход к решениям, сдерживание и подавление эмоций (диаграммы № 1, № 2). Пациенты, страдающие ХОБЛ достоверно в большей степени (P<0,05), в сравнении с больными БА и здоровыми испытуемыми, привержены проблемно-ориентированным стратегиям совладающего поведения, таким как: «стратегическое планирование», «самоконтроль», «принятие ответственности», «планирование решения проблемы».

Больные ХОБЛ стремятся производить оценку поставленных целей и создавать условия для их более успешного достижения, сознательно и ответственно подходят к важности соблюдения медицинских назначений в сохранении и поддержании собственного здоровья, самочувствия.

Наряду с вышеизложенным пациенты, страдающие ХОБЛ достоверно реже (P<0,05) больных БА и здоровых испытуемых, обращаются к копингу «положительная переоценка» и эмоционально-ориентированным стратегиям: «поиск инструментальной поддержки», поиск эмоциональной поддержки», «конфронтация», «дистанцирование», «бегство-избегание».

То есть больные ХОБЛ имеют выраженные затруднения в положительном переосмыслении проблемных ситуаций. Зачастую негативно переоценивают прошлое, настоящее и перспективы на будущее, испытывают ощущение неудовлетворенности своими достижениями. Они недостаточно используют механизмы отстранения и отвлечения, склонны к чрезмерному подавлению и сдерживанию эмоции, испытывают затруднения в вербализации своих переживаний, потребностей, желаний, тем самым провоцируя возрастание накопления негативных переживаний, внутреннего напряжения, чрезмерному сосредоточению на стрессовой ситуации, что ведет к эмоциональному истощению, растрате индивидуальных ресурсов, снижает энергетические и функциональные резервы организма. Невозможность адекватно передавать свое эмоциональное состояние окружающим, чрезмерное стремление контролировать свое поведение и желание скрыть свое состояние и переживания, замкнутость ведет к деформации отношений с социальным окружением, социальной изолированности, недостатку межличностного взаимодействия. Пациенты редко обращаются за советами, рекомендациями, что может приводить к ограничению средств по решению затруднительных и стрессовых ситуаций, тем самым повышает риск развития дезадаптивного реагирования больного в проблемной обстановке.

Таким образом, чрезмерное обращение к копинг-стратегиям, ориентированным на самоконтроль, взвешенный рациональный подход в решениях проблемных ситуаций, сдерживание, сокрытие и подавление эмоций, а так же недостаточное использование механизмов отстранения, отвлечения, провоцирует возникновение психологического и физического напряжения, снижает энергетические и функциональные резервы организма, ведет к деформации отношений с социальным окружением, социальной изолированности, недостатку межличностного взаимодействия, что провоцирует ухудшение психологического и соматического состояния, дисфункции организма.

Выводы.

1. Психологические стратегии адаптации к заболеванию у больных бронхиальной астмой и больных хронической обструктивной болезнью легких различны. Больные бронхиальной астмой при совладании с трудными жизненными ситуациями и заболеванием используют в большей степени эмоционально-ориентированные стратегии. Для больных хронической обструктивной болезнью легких в ситуациях стресса и заболевания наиболее предпочтительными стратегиями совладания являются проблемно-ориентированные.

2. Больные бронхиальной астмой при совладании с трудными жизненными ситуациями и заболеванием проявляют поведенческую пассивность, слабую эмоциональную регуляцию, характеризующуюся, преимущественно, аффективными вспышками, стремлением перекладывать ответственность и вину за состояние здоровья, свои поступки на ближайшее окружение.

3. У больных хронической обструктивной болезнью легких отмечается чрезмерное обращение к копинг-стратегиям, ориентированным на самообладание, взвешенный рациональный подход в решениях проблемных ситуаций, сдерживание, сокрытие и подавление эмоций, а также недостаточное использование механизмов отстранения, отвлечения, редкое обращение к социальной поддержке.

    Литература

  1. Александровский Ю. А. Пограничные психический расстройства / Ю. А. Александровский. - М.: Медицина, 2000. - 496 с.
  2. Апчел В. Я. Стресс и стрессоустойчивость человека / В. Я. Апчел, В. Н. Цыган. - СПб.: ВМА, 1999. - 86 с.
  3. Бодров В. А. Психологические механизмы адаптации человека / В. А. Бодров // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы и перспективы / отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев. - М.: Ин-т психологии РАН, 2007. - С. 42-61.
  4. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций / Ф. Е. Василюк. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 200 с.
  5. Дикая Л. Г. Адаптация: методологические проблемы и основные направления исследований / Л. Г. Дикая // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы и перспективы / отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев. - М.: Ин-т психологии РАН, 2007. - С. 17-41.
  6. Исаев Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические соматопсихические расстройства у детей / Д. Н. Исаев. - СПб.: Речь, 2005. - 400 с.
  7. Крюкова Т. Л. Человек как субъект совладающего поведения / Т. Л. Крюкова // Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. - М.: Ин-т психологии РАН, 2008. - С. 55-66.
  8. Никольская И. М. Психологическая защита у детей / И. М. Никольская, Р. М. Грановская. - СПб.: Речь, 2006. - 342 с.
  9. Русина Н. А. Копинг-ресурсы личности как основа ее здоровья / Н. А. Русина // Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. - М.: Ин-т психологии РАН, 2008. - С. 197-216.
  10. Boekaerts M. Stress, coping, and adjustment in children with a chronic disease: a review of the literature / M. Boekaerts, I. Roder // Disability and Rehabilitation. - 1999. - Vol. 21. - N 7. - P. 311-370.
  11. Bolger N. Coping as a personality process: A prospective study / N. Bolger // Journal of Personality and Social Psychology. - 1990. - Vol. 59. - N 3. - P. 525-537.
  12. Canam C. Common adaptive forms facing parents of children with chronic conditions / C. Canam // Journal Advanced Nursing. - 1993. - Vol. 12. - P. 671-676.
  13. Davis L. L. Illness uncertainty, social support, and stress in recovering individuals and family caregivers / L. L. Davis // Applied Nursing Research. - 1990. - N 3. - P. 69-71.
  14. DeLongis A. An interpersonal framework for stress and coping: An application to the families of Alzheimer’s patients / A. DeLongis, T. O`Brien // In: M. P. Stephens & J. H. Crowther, eds. Stress and Coping in Later-Life Families. - Washington, 1990. - P. 221-239.
  15. Ebata A. T. Personal, situational and contextual correlates of coping in adolescence / A. T. Ebata, R. H. Moos, H. Rudolf // J Res Adolescence. - 1994. - Vol. 4. - N 1. - P. 99-125.
  16. Effects of coping skills training in school-age children with type 1 diabetes / M. Grey, R. Whittemore, S. Jaser // Res Nurs Health. - 2009, Aug. - Vol. 32 (4). - P. 405-418.
  17. Folkman S. Coping: Pitfalls and promises / S. Folkman, J. T. Moskowitz. // Annual Review of Psychology. - 2004. - Vol. 55. - P. 745-774.
  18. Ham M. The cognitive moderation of daily stress in early adolescence / M. Ham, R. Larson // American Journal of Community Psychology. - 1990. - Vol. 18. - P. 567-585.
  19. Stress and developmental psychopathology: Moving from markers to mechanisms of risk / K. E. Grant, B. E. Compas // Chicago: De Paul University. Unpublished manuscript, 2000.
  20. The personal functioning inventory: A reliable and valid measure of adaptiveness in coping / P. M. Kohn, O`Brien // Canadian Journal of Behavioral Science. - 2003, Apr. - Vol. 35. - N 2. - P. 111-123.

Сирота Н.А., Ярославская М.А. Исследование стратегий стресс-преодолевающего поведения при хронических неспецифических заболеваниях легких. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 6. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] - дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

© 2024 educent.ru - Портал полезных знаний для школьников и их родителей