Наряду с отдельными чертами и качествами характера можно выделитьобщий способ адаптации личности к социальной среде – тип характера человека. При определении типа характера мы выделяем то существенное и сходное в характерах отдельных людей, что определяет общий стиль их жизнедеятельности.
На этой основе нами выделяются следующие типы характеров:
1. Гармонически целостный тип – отличается устойчивостью отношений и в то же время высокой приспособленностью к окружающей среде. У человека с таким типом характера отсутствуют внутренние конфликты, его желания совпадают с тем, что он делает. Это общительный, волевой, принципиальный человек. Люди с гармонически целостным характером сохраняют систему своих ценностей во всех трудных обстоятельствах жизни. Это тип волевого борца за свои идеалы и принципы. Не приспособленчество, а изменение реальности сообразно своим идеалам – таков способ адаптации этих людей
2. Тип внутренне конфликтный, но внешне гармонически согласованный со средой – отличается противоречивостью между внутренними побуждениями и внешним поведением, которое, согласуясь с требованиями среды, осуществляется с большим напряжением.
Человек с таким типом характера склонен к импульсивным действиям, однако они постоянно сдерживаются волевыми усилиями. Система его отношений устойчива, но коммуникативные свойства недостаточно развиты.
Люди такого типа имеют сложную систему соотнесения своей ценностной ориентации с условиями реальной действительности.
Разлад с внешним миром эти люди преодолевают путем внутренних тактических перестроек, психологической защиты, обесценивая текущие события, не вписывающиеся в их ценностную систему, сохраняя базовые ценности личности, но не стремясь активно изменить внешние обстоятельства. Это тип отрешенного от повседневной борьбы мудрого созерцателя.
3. Конфликтный тип с пониженной адаптацией – отличается конфликтностью между эмоциональными побуждениями и социальными обязанностями, импульсивностью, преобладанием отрицательных эмоций, неразвитостью коммуникативных свойств, недостаточной структурированностью самосознания. Отдельные связи с миром у людей данного типа не включены в какую-либо общую поведенческую систему. Жизнь таких людей проходит по упрощенной схеме: их изменчивые потребности должны, по их собственному мнению, немедленно удовлетворяться без особых усилий.
Психика таких индивидов не обременена большим опытом, их не заботит и будущее. Они не закалены в борьбе за существование. В детстве они, как правило, подвергались гиперопеке, были окружены чрезмерной заботой окружающих людей. Они отличаются инфантильностью, неприспособленностью к преодолению жизненных трудностей. Основной механизм их жизнедеятельности – удовольствие (гедонизм). Все трудные ситуации люди такого типа воспринимают как остроконфликтные и прибегают к бессознательной психологической псевдозащите – искаженному отражению действительности (капризы, упрямство, уход в мир грез и бесплодных мечтаний)
4. Вариативный тип характера – внешне приспосабливающийся к среде в результате неустойчивости позиций, беспринципности, свидетельствует о низком уровне развития личности, об отсутствии у нее устойчивого общего способа поведения.
Бесхарактерность, постоянное приспособленчество – суррогат пластичности поведения; ее не следует смешивать с подлинной пластичностью поведения, со способностью учитывать обстоятельства для достижения основных целей, не отступая при этом от социальных норм и требований.
Люди этого типа отличаются упрощенностью внутреннего мира; их борьба за существование прямолинейна. Они не проявляют сомнений и колебаний в достижении утилитарных целей, не имеют особых внутренних ограничений. Им известен только один вид препятствий – внешние. Действительность озадачивает их лишь вопросами "технического" характера – как добиться, как достичь возможно большего количества сиюминутных благ. Это тип "реалистов": свои потребности подобные люди пытаются максимально полно удовлетворить в пределах реально существующих возможностей. Приспособление, прилаживание, подгонка внутреннего мира к внешним обстоятельствам – таков общий способ адаптации этих людей.
В основу типологической характерологии может быть положена иведущая направленность личности. Так, известный немецкий философ и психолог Эдуард Шпрангер (1882–1963) выделяет следующие типы личности по их ведущей направленности*.
* Spranger E. Lebensformen В., 1922.
1. Научный человек. В чистом виде знает лишь одну страсть, страсть к проблеме, к вопросу, которая ведет к объяснению, установлению связей, теоретизированию. Его переживания оторваны от реальной жизни: он может отчаяться от невозможности познать, ликовать из-за чисто теоретического открытия. Он изнуряет себя как психологическое существо ради порождения чисто идеального мира закономерных связей. Для него имеет ценность лишь чистота методов познания – истина любой ценой. Мир для него – это бесконечное производство сущностей и система отношений зависимости... В наиболее естественном и чистом виде эта форма жизни воплощается в профессиональных ученых, которые, как правило, приходят к постановке своих жизненных задач в результате свободного интереса. Но предварительные ступени такого рода духовной организации встречаются и независимо от профессиональной принадлежности, и, возможно, на них гораздо отчетливее выступают структурные особенности типа, чем у больших ученых, которые часто являются очень сложными натурами.
2. Экономический человек. Это необязательно человек, связанный с производством. Самое главное то, что основным мотивом, определяющим самые различные сферы личности и характер ее бытия, является мотив полезности.
"В самом общем плане экономическим человеком является тот, кто во всех жизненных связях на первое место ставит полезность. Все для него становится средством поддержания жизни, борьбы за существование и наилучшего устройства своей жизни. Он экономит материал, силы, время – только бы извлечь из этого максимальную пользу. Вернее было бы назвать его практичным человеком, так как с понятием экономики связана и вся область техники. Смысл же его действий не в самой деятельности, а в ее полезном эффекте...
3. Эстетический человек. Чисто эстетическому поведению несвойственно вожделение. Непосредственное соприкосновение с миром всегда болезненно, связано с борьбой за существование. Но есть второй мир, где боль так же сладка, как и веселье, страдания так же одухотворены, как и радость: это мир фантазии. Мы знаем, что есть люди, окружающие себя подобными фантазиями, сквозь которые они и воспринимают действительность.
При рассмотрении эстетического типа мы имеем в виду не столько деятелей искусства, создающих материальные произведения, сколько людей, творящих самих себя, обладающих внутренней структурой эстетического типа...
4. Социальный человек. Особая жизненная форма, которую назвали социальной, возникает, когда эта потребность в самоотречении ради другого становится ведущей жизненной потребностью.
Социальная направленность в своем высшем проявлении – это любовь. Она может быть основополагающим чувством, обращенным ко всей жизни. Но она может быть направлена и на отдельный предмет или круг предметов и при этом не терять характера ведущей потребности, определяющей все индивидуальное бытие. Отдельный человек становится предметом любви как средоточие ценностей. Можно любить другого человека, потому что в нем открываются ценность истины, или красоты, или святости. Сродни такой любви страстное стремление обрести ценности жизни, нам уже известные. Но суть самой любви еще глубже: она остается чем-то в себе, обращенным к другой жизни ради ценностей, заключенных в этой жизни. Понятийно определяя то, что в конечном счете не поддается формулировке, можно сказать, что любовь открывает в другом человеке – в одном, нескольких или многих – потенциальных носителей определенных ценностей и находит смысл своей собственной жизни в преданности этим людям.
5. Политический человек. Особый случай, когда главным для человека становится могущество само по себе.
Здесь мы имеем тотальность мироощущения: самоутверждение, достижение успеха, жизненная сила, энергия бытия...
Они стремятся к высокому социальному статусу и только тогда, в качестве вождей, в лучах славы чувствуют себя на своем месте.
6. Религиозный человек. Религиозный человек – это тот, чья духовная структура постоянно и целиком направлена на достижение высшего смысла жизни, постулированного религией.
В поведении религиозных людей доминирует альтруистическая направленность. Высший смысл своего существования они видят в благородном безвозмездном служении людям – в помощи пострадавшим, раненым, покалеченным, немощным, униженным и одиноким. Поведение таких людей значительно превышаетнорму социальной ответственности.
Религиозные догматы прочно внедряются в сферу сверхсознания религиозного человека, охватываются сложным интуитивным механизмом человеческой психики – механизмом веры. Поведение религиозного человека модифицируется – в его психике начинают доминировать идеи добра, любви к человеку. Оно характеризуется стремлением к безгреховности, а возможное его виновное поведение реорганизуется посредством глубокого раскаяния и искупления вины добрыми делами.
Все основные религиозные конфессии мира утверждают духовность, нравственность, высшие идеалы человеческого бытия, мобилизуют человека на достойное прохождение своего земного пути, постулируют незыблемые законы жизни человека среди людей.
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Общая и социальная психология
Общая и социальная психология.. учебник для вузов.. рекомендован министерством общего и профессионального образования в качестве учебника для высших учебных заведений..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Все темы данного раздела:
Предмет, задачи и принципы психологии
Много лет назад в лесах Аверона, на юге Франции, охотники нашли мальчика, вскормленного, по-видимому, каким-то животным и полностью одичавшего. Позднее в джунглях Индии были найдены
Человек – существо социальное
Природные особенности человека видоизменялись в процессе его общественно-исторического развития, получали социально-культурную "огранку" – человек стал "вольноотпущенником природы&qu
Понятие о психике человека
Психика возникла и формировалась как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологического кодирования жизненно значимых воздейст
Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов
К психическим свойствам личности относятся: 1) темперамент; 2) направленность личности (потребности, интересы, мировоззрение, идеалы); 3) характер; 4) способности (рис. 3).
Такова т
Развитие психики в процессе эволюции
Все живые организмы должны для своего выживания взаимодействовать со средой: добывать питательные вещества, избегать вредных воздействий. Для этого необходимо отражать, ощущать внеш
Антропопсихогенез – возникновение и развитие психики человека. Сознание как высшая форма психики
Древнейшие предки людей – гоминиды появились несколько миллионов лет назад. Очевидно, какие-то природные катаклизмы заставили их спуститься с деревьев и перейти к жизни на равнине,
Переход к орудийному способу взаимодействия со средой в условиях социума обусловил качественно новое развитие психики человека
Человек начинает постоянно использовать орудия труда, это требует от него вооруженности определенными операциями, накопления и передачи трудового опыта, опыта социального взаимодействия.
И
З. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного и сознательного
Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно в трех взаимосвязанных уровнях: бессознательном, подсознательном и сознательном.
Бессознат
Текущая организация сознания – внимание
Централизация в сознании того, что имеет наибольшую значимость для деятельности человека, оптимальная организация сознания, проявляющаяся в его направленности и сосредоточен
Строение и функциональная организация нервной системы человека
Психика человека – социально обусловленный феномен; а не естественный продукт мозга. Однако реализуется она естественным, физиологическим субстратом – мозгом.
Функционирова
Особенно развита у человека кора больших полушарий – орган высших психических функций
Общая площадь коры мозга в среднем равна 0,25 м2. Ее толщина – 3–4 мм. Кора состоит из 6 слоев. Нервные клетки каждого слоя имеют специфическое строение и выполняют различные функции.
Принципы и законы высшей нервной деятельности
Деятельность коры головного мозга подчинена ряду принципов и законов. Основные из них впервые установлены И. П. Павловым. В настоящее время некоторые положения павловского учения ут
Закон системности в работе коры головного мозга (динамический стереотип)
Реакция организма на тот или иной раздражитель зависит от сложившейся в коресистемы связей (внешнее опосредовано внутренним). Опыты показали, что если выработать ряд рефлексов на р
Типологические особенности высшей нервной деятельности
В опытах И. П. Павлова было установлено, что действие тех или иных раздражителей зависит не только от их качества, но и от типологических особенностей высшей нервной деятельности. П
Психофизиологическая проблема – соотношение психического и физиологического
Понимание психики, с одной стороны, как явления идеального, а с другой – как "продукта" высокоорганизованной материи – мозга порождает сложную психофизиологическую проблем
Общее понятие об ощущениях
Ощущение – психический процесс непосредственного, чувственного отражения элементарных (физических и химических) свойств действительности. Ощущение – чувствительность человек
Нейрофизиологические основы ощущений
Отдельные свойства предметов и явлений, воздействующие на наши органы чувств, называютсяраздражителями,процесс воздействия –раздражением, а нервный
Общие психофизиологические закономерности ощущений
Работа каждого анализатора имеет специфические закономерности. Наряду с этим все виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям. К ним относятся:1) порог
Особенности отдельных видов ощущений
Зрительные ощущения. Для возникновения зрительных ощущений необходимо воздействие электромагнитных волн на1 зрительный рецептор – сетчатку глаза (скопление фоточувс
Восприятие – непосредственное, чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков*
* Восприятие иначе называется перцепцией (от лат. perceptio – воспринимаю), а процессы восприятия – перцептивными процессами.
Образы восприятия построены на основе р
Нейрофизиологические основы восприятия
Физиологическим механизмом восприятия является комплексная аналитико-синтетическая деятельность анализаторов – образование комплексных условных рефлексов на комплексные раздражители
Общие закономерности восприятия
Различные виды восприятия имеют специфические закономерности. Но кроме внутривидовых существуют и общие закономерности восприятия: 1) осмысленность и обобщенность;
2) предм
Особенности восприятия пространства и времени
Пространство и время – всеобщие формы существования материи. В восприятии пространства и времени отражаются объективные пространственно-временные отношения между предметами.
Пространственные пороги различения элементов внешности человека
Элементы внешности и динамические проявления человека
Пространственные пороги восприятия
Выделение фигуры человека
Движение р
Индивидуальные различия в восприятии
Жизненный опыт, знания, интересы, уровень психического развития определяют индивидуальные особенности восприятия – его избирательную направленность, полноту и точность.Синте
Восприятие человека человеком
Как объект восприятия человек отличается особой социальной значимостью.
При восприятии нового для себя человека субъект выделяет в нем т.е. особенности его внешност
Восприятие человеком окружающей его предметной среды
Окружающая человека среда воспринимается им в целостном виде, а не как набор изолированных объектов. Эта среда рассматривается человекомкакполе его жизнедеятельности.
Эстетическая и эргономическая организация окружающей человека среды – признак культуры, цивилизованности, психологической компетентности общества
Разные народы в разные времена вырабатывают свои эстетические нормы. Однако существуют и общепсихологические нормы оптимального восприятия объектов. Красиво то, что гармонично, а гармонично то, что
Жизнедеятельность человека должна осуществляться в эстетичной и функционально организованной, эргономичной среде
Завершая рассмотрение сенсорно-перцептивной сферы психики человека, мы приходим к следующим выводам:
многочисленные раздражители внешней среды становятся стимулами, т. е. отражаются в
Понятие о мышлении
Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Закономерности, внутренние связи явлений отражаются в нашем сознании опосредствованно – в
Абстракция (от лат. abstractio – отвлечение) –операция отражения отдельных существенных в каком-либо отношении свойств явлений
В процессе абстрагирования человек как бы "очищает" предмет от побочных признаков, затрудняющих его исследование в определенном направлении. Правильные научные абстракции отражают действи
Виды мышления
Практически-действенное, наглядно-образное и теоретически-отвлеченное – таковы взаимосвязанные виды мышления. В процессе исторического развития интеллект человека п
Закономерности мышления
1. Мышление возникает в связи с решением проблемы; условием его возникновения являетсяпроблемная ситуация – обстоятельство, при котором человек вст
Структура мыслительной деятельности при решении нестандартных задач
Мыслительная деятельность подразделяется на воспроизводящую (репродуктивную) – решение типовых задач известными способами – и поисковую (продуктивную). Продуктивная мыслительная дея
Общим способом решения следственных задач является информационное моделирование
В процессе расследования объектами моделирования могут быть событие преступления, место и время его совершения, мотивы и способы совершения деяния, личность виновного, потерпевшего и все другие объ
Типы проблемно-поисковых следственных ситуаций
Оптимальная следственная стратегия – это адек
Совокупность следов, имеющихся на месте происшествия, должна быть систематизирована как совокупность определенных структурно объединенных подсистем
При анализе следов необходимо четко разграничивать понятия "следы преступника" и "следы преступления". Следы преступника – это все изменения в окружающей материальной среде (вкл
Творческое мышление – мышление, дающее принципиально новое решение проблемы, приводящее к новым идеям, открытиям и решениям
Новая идея – всегда новый взгляд на взаимосвязи и взаимозависимости явлений. Нередко новая идея возникает на основе нового "сцепления" ранее известной информации. (Так, А. Эйнштейн, как и
Интеллект человека
Интеллект (от лат. intellectus – ум, рассудок, разум) – устойчивая структура умственных способностей индивида, уровень его познавательных возможносте
Нейрофизиологические основы воображения
Нейрофизиологическая основа воображения – образование временных нервных связей в сфере первой и второй сигнальных систем, ихдиссоциация (распадение на отдельные эле
Виды воображения
Воображение подразделяется напроизвольное и непроизвольное, реконструктивное (воссоздающее) и творческое.
Наиболее простой вид воображения –непроиз
Память – интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности
Способность хранить информацию и избирательно ее актуализировать, использовать для регулирования поведения – основное свойство мозга, обеспечивающее взаимодействие индивида со средой. Память интегр
Нейрофизиологические основы памяти
Физиологические механизмы памяти – образование, закрепление, возбуждение и торможение нервных связей. Этим физиологическим процессам соответствуют процессы памяти: запечатле
Закономерности памяти
Закономерности памяти (условия успешного запоминания и воспроизведения) связаны с формами памяти.
Условиями успешного непроизвольного запоминания являются:
Нарушения памяти
Грубые нарушения памяти –амнезия (от а – отрицательная частица и греч. mnēmē – память, воспоминание) – происходят в двух формах:ретроградно
Понятие об эмоциях
Эмоции (от франц. émotion – чувство) – психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних возде
Эмоциональные качества личности
В процессе жизнедеятельности на основе средовых и генетических предпосылок у человека формируются устойчивые эмоциональные качества –эмоциональные особенности и свойства.
Физиологические основы эмоций и чувств
Эмоции и чувства связаны с различным функциональным состоянием головного мозга, возбуждением его определенных подкорковых областей и с изменениями в деятельности вегетативной нервно
Свойства и виды эмоций
Эмоции и чувства различаются в зависимости от ихкачества (положительные и отрицательные),глубины, интенсивности и продолжительности, влияния на деятельность
Высшие эмоции – чувства
Чувства – это эмоциональная форма отражения социально значимых явлений. Они вызываются соответствием или отклонением тех или иных обстоятельств от параметров жизнед
Общие закономерности эмоций и чувств
Возникновение и угасание эмоций и чувств подчинены всем закономерностям формирования условного рефлекса.
Чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной
Понятие о воле
Воля – сознательная саморегуляция поведения, преднамеренная мобилизация поведенческой активности для достижения целей, осознаваемых субъектом как необходимость и возможность
Нейрофизиологические основы воли
И. П. Павлов отмечал, что волевые действия – результат суммарной работы всего мозга.
Физиологические механизмы волевой регуляции деятельности не локализованы в каких-либо о
Структура волевой регуляции деятельности
Деятельность осуществляется системой действий.Действие – структурная единица деятельности. Различаются перцептивные, умственные, мнемические и практические действия
Сложные волевые действия
Рассмотренные выше действия имеют простую структуру. Они, как правило, совершаются стереотипно.
Более развернутую структуру имеют сложные волевые действия. В структуре слож
Осознание возможностей удовлетворения актуализированных потребностей, борьба мотивов (стадия предрешения)
Каждая потребность допускает различные возможности ее удовлетворения. Процесс выбора одной из этих возможностей – процесс формирования цели действия.
В сложных условиях поведения этот выбо
Принятие решения – выбор из ряда возможных целей такой, которая оценивается как самая оптимальная в данных условиях для данной личности
Принятие решения – выбор варианта поведения в ситуации неопределенности.
Выбор варианта поведения может бытьтранзитивным– обоснованным, оптимальным, учитывающим условия ра
Обусловленность волевых психических состояний структурными этапами сложного волевого действия
ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВОЛЕВЫЕ СОСТОЯНИЯ
1. Осознание ряда целей,
которыми можно удовлетворить
возникшую потреб
Волевые качества личности
Образ жизни человека, стиль его жизнедеятельности закрепляют у него определенные психорегуляционные качества, которые и принято называтьволевыми свойствами личности.
Общефункциональные состояния психической активности
Самое общее базовое психическое состояние –состояние бодрости – представляет собойсостояние оптимальной ясности сознания, способности индивида к со
Состояние психического напряжения в опасных ситуациях. Адаптивное поведение в экстремальных ситуациях
Состояние психического напряжения – это комплекс интеллектуальных и эмоционально-волевых проявлений в сложных условиях деятельности. При адаптации индивида к сложным внешним ситуац
Адаптивное поведение при аресте
Предвидя арест, необходимо найти адвоката и договориться с ним о совместных действиях и системе условных знаков при дальнейшем общении, проконсультироваться у него о ваших правах при различных след
Как выжить в тюрьме?
1) меньше говорить, не доверяться никому;
2) не включаться в чужой разговор; не ругаться ни с кем, не использовать нецензурных слов, никого не оскорблять, не врать, на вопрос: "За что
Кризисные состояния личности
Для многих людей отдельные житейские и служебные конфликты оборачиваются непереносимой психической травмой, острой непроходящей душевной болью. Индивидуальная психическая уязвимость
Пограничные психические состояния личности. Общая характеристика
Психические состояния, смежные между нормой и патологией, называются пограничными состояниями. К таким состояниям относятся: реактивные состояния; неврозы; психопат
Все пограничные состояния аномальны (отклоняющиеся), они связаны с нарушением какой-либо существенной стороны психической саморегуляции
Процесс психической саморегуляции осуществляется в единстве содержательно-смысловых, генетических и нейродинамических процессов. И здесь возможны как разноуровневые вариации нормы, так и различные
Биологически унаследованные качества человека должны быть поняты как подсистема развития определенных психических качеств
Некоторые психические аномалии связаны сгенетическими аномалиями – синдромом Клайнфелтера (лишняя хромосома Х – 47/XXY синдром или лишняя Y хромосома – 47/XYY синдром). Лишняя Х-хр
Реактивные состояния
Реактивные состояния – это острые аффективные реакции, шоковые расстройства психики в результате психических травм. Реактивные состояния возникают как вследствие од
Неврозы – это срывы нервно-психической деятельности: истерический невроз, неврастения и навязчивые состояния
1)Истерический невроз возникает в психотравмирующих обстоятельствах преимущественно у лиц с патологическими чертами характера, с художественным типом высшей нервной деятельности. П
Умственная отсталость
Термины "умственная отсталость" и "задержка психического развития" – синонимы. И поскольку умственные процессы неразрывно связаны со всеми психическими процессам
Агрессивное состояние
К психическим аномалиям следует отнести и повышенную агрессивность.
Агрессивность – устойчивое стремление индивида нанести другому человеку физический или психотрав
Саморегуляция психических состояний
Способность человека к внушению широко используется и в психической саморегуляции: путем самовнушения, медитации человек способен значительно изменить свое психическое и физиологиче
Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью
Наряду с понятием личность мы используем и такие термины, как человек, индивид и индивидуальность. Все эти понятия имеют специфику, но все они взаимосвязаны. Наиболее общее, ин
Взаимосвязь биологических и социальных факторов в психическом развитии личности
Человек рождается с определенными наследственными задатками. Большинство из них многозначны: на их основе могут быть сформированы различные качества личности. При этом решающую роль
Поведение личности – это реализация ее психических регуляционных качеств в социально значимой сфере жизнедеятельности
Поведенческие акты человека взаимосвязаны, системны. Деятельность, поведение возникают на основе потребности, их реализация начинается с мотивационных побуждений. При этом сознание направляется на
Виды темперамента и соответствующие им психические свойства человека
Меланхолик отличается повышенной ранимостью, склонностью к гл
Темперамент как врожденный тип психической саморегуляции
Рассмотренные выше четыре вида темперамента обычно не бывают представлены в "чистом виде". Люди, как правило, обладают смешанными темпераментами, но тот или иной вид темпе
Понятие направленности личности
Направленность личности – ценностно-ориентационная система личности, иерархия ее базовых потребностей, ценностей и устойчивых мотивов поведения, основное системообр
Потребности личности
Предпосылкой того или иного поступка, источником деятельности человека является потребность. Люди осуществляют различные виды деятельности, не придумывая их, а нуждаясь в их результ
Все потребности обладают направленностью, напряженностью, цикличностью
Потребность с нейрофизиологической точки зрения представляет собой образование доминанты – устойчивого возбуждения определенных механизмов головного мозга, которые и организуют, регулируют необходи
Мотивация поведения личности
Мотивация – это обусловленное актуализированной потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма.
Характер – система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности
Формируясь в социальных условиях, испытывая влияние требований социальной среды, характер в своих динамических проявлениях связан с генетическими особенностями индивида, типом его высшей нервной де
Акцентуации характера
Акцентуация – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера гипертрофированы и проявляются в форме "слабых мест" в психике индивида – избирательной ее
Типы акцентуаций характера
Тип акцентуации характера
Поведенческие проявлений
Факторы, содействующие акцентуации характера
Полоролевые различия характера
Некоторые особенности характеров людей обусловлены их половой принадлежностью.
Половые психические особенности связаны не только с биологическими факторами, но и с историче
Национально-психологические особенности характера
Нация, народ, этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими особенностями культуры и психического склада, созна
Возрастные особенности характера. Стратегия жизненного пути человека
Счастье первых лет жизни человека заключается в преобладании созерцания над решением жизненных проблем. Мозг ребенка, достигающий полного объема к семи годам, обеспечивает ему интен
Понятие социальной общности, общества и социума
Социальная общность – совокупность индивидов, приобретающая целостность как субъект определенного социального действия – социального, политического, производственного, культ
Общество – социум как конкретная социальная система, как целостное социальное образование, обладающее экономической и социальной структурой
В составе общества различаютсягрупповые и массовые общности. Групповые общности отличаются гомогенностью (однородностью) состава, структурно-дифференциальной организацией, деятельн
Социально-психологическая организация малой социальной группы
Реорганизация первоначальной диффузной социальной общности в объединение взаимодействующих и взаимозависимых лиц называетсягруппообразованием. Возникновение социаль
Общение как социальная связь. Средства и техника общения
Общение – социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной
Коммуникация – смысловая сторона общения. Действия, ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми, называютсякоммуникативными
В коммуникативных актах реализуются информативные, фатические (контактные) и управленческие задачи общения. Обмениваясь информацией, люди воздействуют друг на друга.
В процессе общения они
Паралингвистические средства общения
Существенный коммуникативный фактор общения – использованиепаралингвистических средств общения (от греч. par – "около" и "лингвистика") –
Психология межличностных отношений
Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи и взаимовлияние людей. Психология межличностного взаимодействия определяется социальными позициями об
"Секретный" тест для использования мужчинами
Если вы хотите узнать правду о своей любимой, попросите ее ответить "да" или "нет" по каждому блоку вопросов.
1. Считаете ли вы себя красивой?
Можете ли вы изменить любимому?
5. Верите ли в любовь с первого взгляда?
Верите ли вы в любовь вообще?
Допускаете недостаток ума у мужчин?
Можете встречаться с мужчиной, который вам не н
Формы межличностного психического взаимодействия
В процессе общения люди постояннопсихически взаимодействуют друг с другом. Это взаимодействие может быть целенаправленным и спонтанным, сознательным и подсознательн
Напряженное и конфликтное психическое взаимодействие в общении
Психологи отмечают, что обыкновенное переутомление людей на работе к концу смены ведет к возникновению психологического феноменамалого стресса, к "выгоранию персонала&q
Взаимодействие людей может быть кооперативным, конкурентным и конфликтным
Кооперация – основная форма организации межличностного взаимодействия, состоящая в конструктивном объединении человеческих усилий. Кооперативная деятельность характеризуется высоки
Психология конфликта
Конфликты могут быть межличностными и межгрупповыми. Острые неконструктивные конфликты часто сопровождаются нравственно осуждаемыми методами борьбы, стремлением к психологическому п
Психология делового общения
Народная мудрость гласит – глупые ссорятся, а умные договариваются.
В условиях рыночных отношений переговоры между людьми становятся особой сферой их повседневной жизнедеят
Правила, которые помогают нравиться людям
Искренне интересуйтесь другими людьми. Улыбайтесь. Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе.
Проверьте свои коммуникабельные способности
Тест для самоанализа коммуникативных качеств
На предлагаемые вопросы следует ответить: "да", "иногда", "нет". "Цену ответа" ("д
Психология маркетинга
Маркетинг (от англ. marketing – рыночный) –система хозяйственного управления, ориентированная на закономерности рыночных отношений, адаптацию произво
Психология менеджмента
Менеджмент (от англ. manage – управлять) – современная психологизированная доктрина управления предприятиями и учреждениями, основанная на закономерностях эффективного социал
Качества руководителя (менеджера) высокий низкий
1. Компетентность 7 3
2. Коммуникабельность 7 2
3. Эмоциональная устойчивость,
толерантность 6,5 2,5
4. Смелость 6 2
5. Настойчивость 6,5 2
6.
Демократический стиль руководства обеспечивает личностную самореализацию сотрудников
Однако в некоторых случаях предпочтение может быть отдано и авторитарному стилю руководства (организация работ в экстремальных ситуациях и т. п.). Авторитарный стиль руководства имеет место и в нач
Большие социальные группы и психологические механизмы их саморегуляции
Большая социальная группа – количественно не ограниченная социальная общность, имеющая устойчивые ценности, нормы поведения и социально-регулятивные механизмы (парт
Социально-психологические феномены больших социальных общностей
Все микросоциальные процессы в той или иной мере определяются макросоциальными процессами.Общесоциальные нормы, ценности, потребности и установки формируются на макросоциаль
Психология массовой коммуникации
Социальное общение, организованно осуществляемое в масштабах всего общества, называетсямассовой коммуникацией (от лат. communicatio – общаюс
Психология социального управления
Социальное управление – системная деятельность социальных институтов и организаций, направленная на регуляцию социальных процессов. Социальное управление обществом
Гражданское общество и психология гражданского самосознания
Идея гражданского общества, первоначально возникшая как философская концепция, превратилась в реальную основу жизнедеятельности современного общества. Создание гражданского общества
В гражданском обществе личность выделена из массы, возможности ее самореализации ничем не ограничены
Гражданское общество контролирует структуры власти и социально-экономическую жизнь страны. Социальная структура общества определяется гражданами (всеобщие свободные выборы, референдумы), а не полит
Духовность – устойчивая ориентация человека на социокультурные ценности, подчиненность поведения человека высшему, человеческому долгу
Таинственная сила духовности человека – его способность дистанцироваться от себя, способность отдать себя на суд высшей инстанции – своей совести и чести.Утрата духовности – падение человек
Право как фактор социальной регуляции
Право, правовое регулирование – основная форма социального регулирования.Регуляция социальных процессов – направленность поведения социальных общностей и отдельных
В XVIII в. психология развивалась под влиянием возникновения новых мировоззренческих представлений
Мощное движение научного сознания против теологического мировоззрения, получившее название "просвещение", тяготело к детерминизму – первопричинному объяснению физических и духовных явлени
В структуре личности он выделил три сферы: бессознательную, предсознательную и сознательную
Структуры личности расположены, по Фрейду, в этих трех слоях.Вся бессознательная сфера личности, не доступная самосознанию, расположена в структуре ид(оно). Эта структура – энергет
Фундаментальная теория происхождения и развития высших психических функций человека была разработана Л. С. Выготским (1896–1934)
Опираясь на идеи сравнительной психологии, Л. С. Выготский начал свои исследования там, где сравнительная психология остановилась перед неразрешимыми для нее вопросами: она не могла объяснить феном
Терминологический словарь
АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ – обособленность личности, ее способность к самоопределению своих позиций. Как всеобщий принцип человеческого поведения автономия личности была п
Общая и социальная психология
Учебник для вузов
Лицензия № 064250 от 6 октября 1995 г.
Лицензия № 070824 от 21 января 1993 г.
Подписано в печать 13.07.99.
Формат 69x90/16. Усл
Реактивным состоянием врачи называют расстройство, которое возникает как ответ организма на воздействие неблагоприятного фактора. Этот термин применяется как в соматической медицине, так и в психиатрии. Вредоносные условия могут вызывать как нарушения работы внутренних органов (печени, поджелудочной железы), так и повреждения душевного здоровья.
В первом случае причиной отклонений становятся телесные недуги, а во втором - серьезные психические травмы. Такие патологии обычно носят временный характер. Далее будут рассмотрены основные виды негативных реакций со стороны органов и систем организма (печени, поджелудочной железы и психики), а также причины, симптомы и лечение этих расстройств.
Что такое реактивный гепатит
Реактивное состояние печени протекает в форме гепатита. Однако в этом случае патология вызвана не вирусом, а заболеваниями других органов. Это ответ со стороны печени на вредные воздействия. Реактивный гепатит протекает легче и имеет более благоприятный прогноз, чем инфекционные поражения. Заболевание не прогрессирует. Симптомы выражены нерезко, а иногда расстройство протекает без болезненных проявлений и выявляется только при медицинском обследовании. Отклонения в активности печеночных ферментов и уровне билирубина незначительны. Если вылечить причину реактивного состояния печени, то все нарушения полностью купируются.
Причины реактивного гепатита
Это заболевание всегда вторично. Спровоцировать его развитие могут следующие патологии:
- желудочно-кишечные недуги: язвенные процессы, воспаления поджелудочной железы, неспецифический колит;
- аутоиммунные ревматические поражения: системная красная волчанка, склеродермия, ревматоидный артрит, дерматомиозит, ревматизм, узелковый периартрит;
- нарушения работы эндокринной системы: сахарный диабет, гипо- и гипертиреоз;
- ожоги большой площади тела;
- инфекционные болезни;
- злокачественные опухоли;
- хирургические вмешательства;
- отравления;
- длительный прием лекарств с гепатотоксическим действием.
Патологический процесс чаще всего поражает только паренхиматозную ткань и носит обратимый характер.
Реактивный гепатит чаще встречается во взрослом возрасте. Это связано с тем, что дети реже страдают хроническими заболеваниями. Но если у ребенка все же возникла эта патология, то она протекает с выраженной симптоматикой. У детей причиной реактивных изменений печени чаще всего становятся болезни органов ЖКТ, а также глистная инвазия.
Симптомы и лечение реактивного гепатита
Во взрослом возрасте реактивное состояние очень часто протекает бессимптомно, что затрудняет диагностику. Иногда наблюдаются следующие дискомфортные проявления:
- общее недомогание;
- чувство усталости;
- субфебрильная температура;
- слабость;
- неприятные ощущения и боли под ребрами с правой стороны;
- слегка желтоватый оттенок кожи.
Пациент не всегда связывает эти признаки с нарушением функции печени. Очень важно вовремя выявить эти отклонения. Во время медицинского осмотра возможны небольшие болевые ощущения при прощупывании. Печень несколько увеличена. Назначают анализ крови на биохимию. В результатах исследования определяется незначительное повышение билирубина, печеночных ферментов и снижение белка. Важно отделить реактивное воспаление от вирусного гепатита. Для этого проводят анализы крови на наличие инфекции.
При своевременном лечении реактивное состояние имеет благополучный исход. Все нарушения носят функциональный характер. Для успешной терапии необходимо выяснить причину возникших расстройств и вылечить основное заболевание. Дополнительно назначают гепатопротекторы, больному рекомендуют соблюдать щадящую диету. Если патология вызвана отравлением или длительным приемом гепотатоксичных медикаментов, то необходимо принимать энтеросорбенты.
Это состояние не опасно, однако затягивать с обращением к врачу и заниматься самолечением недопустимо. Без терапии нарушения могут принять стойкий характер и осложнить течение уже имеющихся заболеваний.
Что такое реактивный панкреатит
Поджелудочная железа тесно связана с системой пищеварения. Поэтому многие патологии ЖКТ негативно отражаются на работе этого органа. Железа вырабатывает панкреатический сок, который затем смешивается с желчью и по протокам поступает в кишечник. Однако различные заболевания нарушают этот процесс, и тогда возникает реактивное состояние поджелудочной железы (реактивный панкреатит).
Ферменты панкреатического сока начинают работать после поступления в кишечник. В поджелудочной железе они находятся в неактивном виде. Специальные жидкости кишечника приводят эти ферменты в действие. Так функционирует процесс пищеварения у здорового человека. Но при болезнях ЖКТ может произойти заброс кишечной жидкости в желчные протоки. В этом случае панкреатический сок становится активным, находясь в поджелудочной железе, и ферменты начинают негативно воздействовать на этот эндокринный орган. Возникает воспаление - реактивный панкреатит.
Причины реактивной патологии поджелудочной железы
Провоцирующими факторами развития реактивного состояния поджелудочной являются следующие заболевания и нарушения:
- патологии желудка и кишечника: гастрит, язвенная болезнь, гастродуоденит, инфекции и травмы органов пищеварения;
- болезни печени: камни в желчном пузыре, цирроз, дискинезия желчных каналов;
- операции на ЖКТ и желчном пузыре;
- аутоиммунные патологические процессы;
- отравления;
- злоупотребление алкоголем;
- недостаточное и неполноценное питание.
У детей это заболевание нередко развивается как осложнение аскаридоза. При сильной инвазии гельминты закупоривают желчные каналы, что приводит к застойным явлениям и воспалению поджелудочной.
Симптомы и лечение реактивного панкреатита
Симптоматика реактивного воспаления поджелудочной железы обычно резко выражена. На начальной стадии у больного наблюдаются следующие симптомы:
- Появляется сильная боль в животе и под ребрами, неприятные ощущения усиливаются после приема пищи.
- Часто возникает рвота, которая не приносит облегчения.
- Пациента мучает изжога и отрыжка.
- В кишечнике образуется повышенное количество газов, определяется вздутие живота.
- Возникает диарея до нескольких раз в сутки.
Затем наступает сильная интоксикация организма. У больного бледнеет кожа, конечности становятся холодными, появляется учащенное сердцебиение, артериальное давление падает. Общее состояние быстро ухудшается. При тяжелых формах реактивного панкреатита требуется немедленная госпитализация в стационар.
Клиническая картина зависит и от причины, вызвавшей патологию. Если реактивное состояние возникло из-за болезней печени и желчного пузыря, то пациенты жалуются на боли в области солнечного сплетения. Если же панкреатит был спровоцирован поражениями ЖКТ, то неприятные ощущения локализуются в верхней части живота.
Симптоматика реактивного состояния поджелудочной железы у ребенка имеет свои особенности. Кроме вышеперечисленных проявлений, у детей наблюдается высокая температура, налет на языке, сухость во рту, диарея сменяется запорами. В анализе крови возрастает уровень сахара. В младенческом возрасте болезнь нередко протекает без выраженных симптомов, но можно заметить вялость и пониженный аппетит у грудничка.
Диагностику заболевания проводят с помощью УЗИ. При этом исследуется не только поджелудочная железа, но и все органы пищеварения. Это необходимо для установления причины реактивного воспаления. Кроме этого, назначают анализ мочи на ферменты поджелудочной, исследование крови на лейкоциты и СОЭ, а также эндоскопию двенадцатиперстной кишки.
Проводится лечение основного заболевания, ставшего причиной реактивного панкреатита. А также назначают противовоспалительные препараты, анальгетики и спазмолитики. Это помогает снять болевой синдром. Необходима диета с ограничением острых и жирных блюд.
Реактивный панкреатит имеет благоприятный прогноз. Своевременная терапия приводит к полному выздоровлению. При отсутствии лечения воспалительный процесс может перейти в хроническую форму, кроме этого, у пациентов часто возрастает уровень сахара в крови.
Реактивные психические нарушения
В психиатрии реактивными состояниями называются временные душевные расстройства, развивающиеся после эмоциональных потрясений. Нарушения носят обратимый характер и исчезают после лечения. Такая патология может возникнуть у любого человека после тяжелых переживаний, например, после смерти или тяжелой болезни близкого, распада семьи и других печальных событий. Однако неблагоприятное и затяжное течение этих расстройств наблюдается у людей, страдающих психопатией или сосудистыми заболеваниями.
Реактивные состояния являются ответом организма на психическую травму. Можно выделить два основных подвида таких расстройств:
- реактивные неврозы;
- реактивные психозы.
Неврозы обычно возникают при длительной травмирующей ситуации. Психозы появляются как реакция на острые душевные переживания и стрессы.
Можно выделить следующие формы реактивных состояний невротического характера:
- неврастения;
- невроз навязчивых состояний;
- истерия.
Существует также несколько видов реактивных психозов:
- депрессия психогенной этиологии;
- параноидальные расстройства;
- психогенный галлюциноз;
- пуэрилизм;
- бредоподобные фантазии;
- ступор;
- синдром "одичания";
- мнимая деменция.
Симптоматика таких расстройств всегда ярко выражена. Длительность течения реактивных психических нарушений зависит от наличия сопутствующих сосудистых патологий и типа личности пациента. У ранимых людей с тонкой душевной организацией, а также у больных атеросклерозом такие расстройства могут продолжаться длительное время.
Симптомы реактивных психических расстройств
Клиническая картина реактивных нарушений чрезвычайно разнообразна. Признаки заболевания зависят от формы расстройства.
Следует рассмотреть основные симптомы, наблюдающиеся при разных формах психогенных невротических состояний:
- Неврастения. У больного отмечается психическое и физическое истощение. Пациент легко утомляется, чувствует постоянную усталость, головные боли, сон резко нарушается. Снижается работоспособность. Человек становится возбудимым, раздражительным, тревожным. При этом настроение постоянно понижено.
- Невроз навязчивых состояний. Такое отклонение после психотравмы наблюдается нечасто. Пациент постоянно производит одни и те же действия, например, подсчитывает предметы или дотрагивается до них. Иногда человек совершает разные движения. Для больного это приобретает характер оберегающих ритуалов. Беспокоят навязчивые мысли, воспоминания, страхи, которые возникают против воли пациента.
- Истерия. Наблюдается сильный плач с криками и моторным возбуждением. В некоторых случаях человек не может стоять и ходить при полностью здоровом опорно-двигательном аппарате. Эти явления сопровождаются вегетативными нарушениями: ощущением кома в горле, удушьем, тошнотой.
При реактивных психозах отмечаются более тяжелые расстройства:
- Психогенная депрессия. У больных наблюдается стойкое снижение настроения. Выраженность этого симптома может быть различной: от небольшой подавленности до тяжелой тоски. Часто пациенты обвиняют себя, например, в смерти и болезни близкого человека. Движения и мимика резко заторможены.
- Параноидальные расстройства. На фоне тоскливого настроения и повышенной тревожности возникает бред преследования или внешнего воздействия. Больные становятся пугливыми, беспокойными или агрессивными. Содержание бредовых идей обычно связано с психотравмой.
- Психогенный галлюциноз. У пациента возникают слуховые галлюцинации. Он слышит голоса, которые обсуждают его. При этом больной ощущает сильный страх. Возможны обманы зрения, когда пациент принимает окружающие предметы за людей. Содержание галлюцинаций связано с пережитым стрессом.
- Пуэрилизм. Пациент копирует поведение маленького ребенка. Больные разговаривают детским голосом, капризничают, плачут.
- Бредоподобные фантазии. У больного периодически возникают идеи величия или мнимого богатства. В отличие от параноидного бреда эти нарушения не являются стойкими и постоянными. Одна идея быстро сменяет другую. При лечении фантазии исчезают.
- Ступор. Больной становится крайне заторможенным, перестает двигаться, принимать пищу и разговаривать.
- Синдром "одичания". Этот вид реактивного состояния психики встречается крайне редко. В поведении пациента отмечаются черты, свойственные повадкам животных. Больные мычат, лают, ползают на четырех конечностях, становятся агрессивными.
- Мнимая деменция. Появляются признаки слабоумия. У больных нарушается память, они не могут дать верный ответ на простые вопросы или совершить привычные действия. Однако, в отличие от настоящей деменции, это состояние легко излечивается и имеет хороший прогноз.
Диагностика реактивных психозов нередко бывает затруднительной. Необходимо отличить эти состояния от шизофрении и биполярного расстройства. Врачу-психиатру следует провести беседу с пациентом и его родственниками, чтобы выявить наличие стрессовой ситуации. Хронические психические заболевания развиваются независимо от психотравмы, а реактивные расстройства всегда является следствием моральных потрясений.
Реактивные нарушения психики в детском возрасте
Реактивное состояние у детей возникает после перенесенного испуга и других травмирующих факторов. Чаще всего оно наблюдается в младенчестве и дошкольном возрасте. Существует два типа реакций детской психики на травму. Ребенок либо становится беспокойным (мечется, плачет, кричит), либо застывает на месте и перестает разговаривать. Это сопровождается расстройствами вегетатики: потливостью, покраснением кожи, тремором, непроизвольным мочеиспусканием и дефекацией.
Затем ребенок становится вялым, плаксивым, его беспокоят страхи. В поведении могут появиться черты, свойственные детям более младшего возраста. Например, ребенок 5 - 6 лет начинает себя вести как малыш 1,5 лет. Реактивные состояния психики у детей требуют немедленного лечения. Все изменения носят обратимый характер.
Терапия реактивных расстройств психики
При лечении невротических расстройств применяют седативные препараты. Если симптоматика выражена слабо, то можно назначить растительные средства (валериану, пустырник) или лекарство "Афобазол". При более тяжелых нарушениях показаны транквилизаторы. Используются не только медикаменты, но и психотерапевтические методы.
Лечение реактивных психозов является более сложной задачей. При тоскливом настроении с идеями самообвинения используют антидепрессанты. Если у больного наблюдается бред и галлюцинации психогенного происхождения, то применяют нейролептики и седативные лекарства.
Судмедэкспертиза при реактивных психических нарушениях
При судебно-психиатрической оценке реактивных состояний следует учитывать форму расстройства. При неврозах больные обычно признаются вменяемыми. Они могут нести ответственность за совершенные правонарушения.
Что касается реактивных психозов, то необходимо учитывать степень их выраженности. При легких нарушениях человек обычно отдает отчет своим действиям. При тяжелых бредовых расстройствах и галлюцинациях пациент может быть признан невменяемым. Важно также помнить, что депрессивные больные с идеями самообвинения нередко оговаривают себя и порой признаются в правонарушениях, которых не совершали.
Острые реактивные состояния с бредом и галлюцинациями рассматриваются как психические патологии, которые носят временный характер. В период болезненных проявлений человек может быть признан недееспособным. В этом случае все гражданско-правовые акты (сделки, завещания и т.д.), совершенные им во время психического расстройства, признаются недействительными.
Людей можно делить по-разному, однако существует один принцип деления, который отличает их по поступкам. Деление людей на проактивные и реактивные типы основывается на их разных отношениях к разным вопросам, именно эта разница определяет их радикально разное поведение в разной ситуации. А это, со своей стороны, становится для этих людей причиной большего или меньшего успеха.
Во взглядах и отношениях проактивных и реактивных людей существует много отличий, однако мы постарались выделить самые значительные, такие, которые более всего обуславливают отличительные действия людей и, следовательно, на наш взгляд, более всего помогают, или мешают человеку достичь намеченной цели, желаемого успеха.
Самая большая разница между проактивными и реактивными людьми как раз в их разных отношениях к успеху. Для проактивных людей успех выражается не в деньгах, имуществе и авторитете, а в ощущении общественной пользы, созданной с их помощью. Они чувствуют, видят, ценят пользу, которая создается в результате их труда, и именно это дает им ощущение особого успеха. Все остальное, что следует за этим успехом, менее важно для них.
Отсюда исходит и их разное отношение к жизни. Для проактивного человека главной целью жизни является успеть создать максимальную пользу. Они стараются действовать так, думать так, и работать так, чтобы в течение жизни создать максимальную пользу. Они превосходно знают, что именно от того, сколько сделаешь, и насколько полезное, зависит то, что и сколько получишь взамен. И чем больше созданная тобой общественная польза, тем свободнее можешь выбрать форму отдачи. Получить ее в виде денег, уважения, или в виде их любой комбинации.
С этого истекает и их разное отношение ко времени. Для проактивных людей время главный, самый ценный ресурс. Они превосходно понимают, что успеет больше тот, кто лучше сможет использовать этот важнейший ресурс. Они планируют и меняют свои планы, но никогда не плывут по течению, они ставят себе четкие во времени цели, и всегда стараются достичь их. Засыпают раньше и встают пораньше для того, чтобы успеть больше и лучше намеченное на этот день дело. Каждый день для них – еще один шаг к намеченной цели, даже тогда, когда этот день они посвящают отдыху. Поскольку знают, что отдыхают для того, чтобы потом работать лучше, а не наоборот - работать для того, чтобы потом хорошо отдыхать.
Отличаются отношения проактивных людей к своей работе. Они считают, что дело, которое делают, является инструментом для самовыражения, творчества, создания большего. Постоянно пытаются усовершенствовать используемые методы, подходы и средства с тем, чтобы успеть во времени сделать больше и лучше. Для них совершенство в деле является главным условием достижения цели. Стараются не тратить время на то, что у них не получается, не могут, и не доставляет удовольствия, поскольку знают, что совершенства можно достичь только в том деле, которое нравится, получается, где используешь максимум своих способностей и свойств, где чувствуешь себя как рыба в воде. Именно найдя такое дело, делая много, и все лучше и лучше, стараются они достичь цели жизни - сделать максимум того, что могут. Именно поэтому проактивные люди, как только видят, что делают то, что им не по душе, бросают работу, однако там, где понимают, что делают правильное дело, до конца борются для того, чтобы создать наилучшие условия работы. В отличие от реактивных людей, которые также чувствуют, что теряют время, но свыкаются с такой работой, сами ничего не делают для улучшения условия работы, и пытаются развеять дискомфорт, вызванный ощущением потерянного времени в основном жалуясь близким на руководителей, сотрудников, работу, однако без результата.
Разное отношение к делу исходит и из разного отношения проактивных и реактивных людей к среде. Дело для проактивных людей является возможностью заботиться о среде, близких, коллегах, обществе в целом. Любое дело, какое они делают, пронизано заботой о других. Так как проактивные люди отлично знают, что забота является важнейшим мотивом и желанием, которое движет человеком делать особые, стоящие дела. Забота помогает человеку найти и силы, и идею для того, чтобы лучше заботиться о тех, кого любит, и кто важен для него. Тогда как для реактивных людей гораздо важнее, чтобы другие заботились о них, считались с их интересами, настроением, иначе чувствуют себя в несправедливой среде. Они дело по большей мере делают для того, чтобы доказать и себе, и другим свое преимущество, способности, возможности, и заслужить уважение за это, нежели за то, чтобы принести кому-либо какую-либо пользу.
Существующая в отношении к делу разница определяет разное отношение проактивных и реактивных людей к учебе. Если реактивные люди учатся для того, чтобы получить звание, диплом, или право делать что-то, после чего считают, что книга и учеба для них всего лишь потеря времени, а теперь время наслаждаться за счет того, что промучились во время учебы, для проактивных людей учеба постоянный, непрерывный процесс, который является главной возможностью достичь совершенства в том, что делают. Делать больше и лучше, что дает им возможность достичь цели жизни. Соответственно, проактивные люди никогда не перестают учиться, ежедневно стараются хотя бы пол часа уделить чтению интересной для них книги, послушать лекцию, или самим поразмыслить, поработать над вопросом, который даст возможность найти что-то новое, любопытное, стоящее.
Как раз отношение к учебе и есть одно из главных, что обуславливает разное отношение проактивных и реактивных людей к другим людям. Проактивные люди знают, что каждый человек вокруг них чем-то лучше. Ищут в них это лучшее, ценят и уважают их из-за этой разницы, и стараются научиться, перенять это лучшее от других. Тогда как, реактивные люди напротив, ищут в людях худшее для того, чтобы почувствовать свое превосходство, и наслаждаться этим. Соответственно, их отношение к людям более высокомерное, более скрытное и насмешливое. В результате, отношения с реактивными людьми более сложные и давящие, тогда как отношения с проактивными людьми приятные и интересные.
Предельно отличаются отношения проактивных и реактивных людей к подчиненным. Реактивные люди воспринимают подчиненных, как низких по рангу сотрудников по отношению к себе, которых в основном используют для выполнения черной работы. Стараются не поручать им ничего такого, что поможет им проявить себя, и что станет для них причиной повышения самооценки. Поскольку думают, или подсознательно полагают, что в таком случае у них может появиться конкурент, у которого появиться претензия на их место. Соответственно, блокируют идущие от сотрудников лучшие идеи, или немного переделав их, приписывают себе. Всегда стараются представить перед руководителями так, что их подчиненные сотрудники в основном неучи, бездельники, немотивированные, и все приходится делать им самим. Так они чувствуют себя более защищено.
Тогда как для проактивных людей подчиненные первым делом являются полноправными членами их команды. Они хорошо знают, что если хотят сделать и успеть больше, достичь этого можно только правильной командой, где будет сделано тем больше, чем больше будут включены творческие способности каждого человека, где люди до конца раскроются, очень постараются, появятся идеи, и до конца будут бороться ради претворения своих идей в жизни. Проактивные люди знают, что создание такой обстановки в команде является предпосылкой того, чтобы делать дело больше всех и быстрее всех, именно поэтому они стараются создать для сотрудников такие условия, где они будут до конца выкладываться, повысят самооценку, большему научатся, и получат, и создадут больше пользы. Так как главная выгода руководителя команды не в авторстве или выполнении какой-либо конкретной идеи, а в лидерстве команды, производящей и исполняющей самые лучшие идеи, и это помогает им и в достижении собственных жизненных целей, и в получении лучшей оценки от руководителей и окружения.
И, наконец, самая большая разница между проактивными и реактивными людьми все же в отношениях к собственным успехам или неуспехам. Проактивные люди считают, что главная причина их успеха - везение, их сотрудники, друзья, члены семей, к которым добавились удачные обстоятельства, и в итоге все это привело к успеху. Тогда как, во время неудачи полагают, что упустили из рук огромные шансы, неправильно оценили обстановку, приняли неправильные решения, не дали людям возможность вовремя и правильно помочь. Такой подход проактивным людям помогает извлечь больше уроков из любой неудачи, хорошо проанализировать, какие изменения надо произвести в своем поведении и отношении для того, чтобы не допускать аналогичных ошибок. А успех становится причиной меньшего самодовольства. В результате, проактивные люди никогда не довольствуются достигнутыми успехами. Всегда стремятся к достижению большего, и открыто выражают благодарность всем вокруг себя за помощь в этом, и это помогает им в достижении еще большего успеха.
Тогда, как реактивные люди полагают, что успех итог их особых способностей и усердия, соответственно, сами заслуживают и славу и величие из этого успеха, а неудача обусловлена обстановкой и людьми вокруг, и всегда ищут вне себя виновника в недостигнутых целях, нерешенных задачах, неправильных шагах. Такое отношение создает в них меньше мотива для поиска возможности собственного усовершенствования, легче вызывает в них довольствие достигнутым, делает сложным и стрессовым для окружающих работу с ними, и ежедневные отношения с ними, что становится причиной еще большей безуспешности.
* * *
Проактивных и реактивных людей отличает только отношение к разным вопросам, однако, именно эти отношения обуславливают их разное поведение в конкретных ситуациях, что со своей стороны, также часто становится причиной разных результатов. Мы не говорим, что проактивные люди лучше, чем реактивные, однако они, как правило, могут достичь большего в жизни, и это как раз результат таких отношений. Быть проактивным совсем не трудно, главное понимать разницу, и сделать соответствующий выбор.
"Стратегия и организация"
Проблема характера в психологии личности является сравнительно малоисследованной областью. Термин характер был введен в науку древнегреческим ученым Теофастом (4 в. до н.э.). По-гречески характер - это черта, примета, признак, особенность. До Теофаста Аристотель для обозначения деятельной стороны личности использовал слово «этос» - что значит нрав, обычай. История учения о характере показывает разнообразие даже в исходных позициях при определении этой стороны личности.
Понятие характера можно представить в двух значениях: общем (широком) и более специальном.
В широком смысле характер - это индивидуальные ярко выраженные и качественно своеобразные психологические черты человека, влияющие на его поведение и поступки.
А. Ковалев и В. Мясищев определяют характер как индивидуально своеобразное сочетание существенных свойств личности. К.Платонов к характеру относит совокупность наиболее выраженных и относительно устойчивых черт личности, типичных для данного человека и постоянно проявляющихся в его действиях и поступках. К. Корнилов характер - это основная индивидуально-психологическая особенность человека, выражающая его основные жизненные установки: мировоззрение, интересы, моральные убеждения, идеалы - и получающие свою реализацию в своеобразии деятельности человека.
В более узком смысле характер определяется как психический склад личности человека, выраженный в её направленности и воле.
Б.Теплов считает, что характер проявляется как в целях, которые человек ставит, так и в средствах или способах, которыми он эти цели осуществляет. Характер определяется отношением человека к миру, к другим людям, к самому себе. Б.Ананьев к характеру относит те свойства личности, которые отражают основную направленность и проявляются в своеобразном для личности образе действий.
Необходимо различать понятия свойства личности и характера при их близости и иногда совпадении. Характер - это психологическое своеобразие человека, интеграл всех его свойств. В основном характер - это единство отношений и способов их осуществления в переживаниях и поступках человека.
Характер - это психологическое образование, заключающее в себе закрепившиеся эмоциональные отношения человека к типичным жизненным ситуациям и определенным образом связанные с ним стереотипы когнитивных и поведенческих «схем» реагирования на эти ситуации. Характер, как система определенных стереотипов эмоционального, когнитивного, поведенческого реагирования на типичные жизненные ситуации, формируется под сильным воздействием мировоззрения и направленности человека, но не перекрывает. Он определяет реактивное, а не инициативное поведение человека.
Задача изучения структуры характера заключается в выделении и систематизации черт характера и установлении их взаимосвязи.
Под чертами характера понимаются, достаточно показательные для человека и позволяющие с известной вероятностью предугадывать его поведение в том или ином конкретном случае.
Хотя каждая черта характера является чертой личности, далеко не каждая черта личности является чертой характера. Для того, чтобы иметь основания называться чертой характера, черта личности должна быть достаточно выражена, достаточно взаимосвязана с другими чертами характера в одно целое, чтобы систематически проявляется в обязательно различных видах деятельности. Надо отметить, что всякое целое не равно только сумме его элементов, так и характер в целом - это нечто большее, чем просто сумма отдельных черт характера. Характер представляет ту часть структуры личности, в которую входят только черты личности, достаточно выраженные и достаточно связанные друг с другом как целое, чтобы постоянно проявляться в различных видах деятельности.
Г. Олпорт отмечает, что характер и темперамент часто используются как синонимы, и отождествляют с понятием личность. Он указывал, что каждый из них отличается от собственно личности. Слово «характер» вызывает ассоциацию неким моральным стандартом или системой ценностей, в соответствии с которой поступает личность. Например, когда мы слышим, что у человека «хороший характер», то речь идет о том, что личностные качества социально или этически желательны. С точки зрения Олпорта характер - это понятие оценочное и оцененная личность, а личность носит не оценочный характер.
Темперамент, по Олпорту, напротив, является «первичным материалом» (наряду с интеллектом и конституцией), из которого строится личность. Представляя собой один из аспектов генетической данности, темперамент ограничивает развитие индивидуальности. По Олпорту «из свиного уха шелковый кошелек не сошьешь».
Все люди разные, однако в поведении каждого человека могут быть черты, присущие не только ему. Темперамент - вот что зачастую определяет характер и поведение наших друзей, близких и нас самих.
Темперамент — это модель поведения человека. Их встречается лишь четыре, и все они хорошо известны: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик. Каждая модель может присутствовать в человеческом сознании лишь отчасти, однако в конечном итоге какая-то из них перевешивает. То есть, каждый из нас, со всеми противоречиями и индивидуальными чертами, все же может быть отнесен к одной из групп.
Эти четыре типа выделил ученый Гиппократ. Подробную классификацию через многие столетия создал ученый Гален. Именно ее придерживаются все ученые по сей день. Стоит отметить, что каждый тип темперамента имеет как сильные, так и слабые стороны, поэтому нет самого лучшего и самого худшего типа характера. И, конечно, каждый психотип наделен особой энергетикой.
Холерик
Человек нестабильный, вспыльчивый, неспокойный.
Сильные стороны: эти люди имеют огромные запасы энергии. Они выносливы, могут решать сразу несколько дел одновременно. Эти люди практически никогда не устают морально. После тяжелого рабочего дня они продолжают быть максимально активными. Холерики быстро принимают решения и всегда знают, чего хотят, двигаясь к цели, сворачивая горы.
Слабые стороны: холерики не могут следовать правилам и инструкциям, они непоседы по жизни, поэтому не способны выполнять работу рутинного характера. Холерики не могут доводить свои мысли до конца, поэтому все свои креативные идеи они хоронят, даже не приступая к воплощению их в жизнь. Они импульсивны и могут нагрубить кому угодно, хотя потом сильно пожалеют об этом. Их энергетика работает только для их блага.
Сангвиник
Человек общительный, жизнерадостный и крайне привлекательный.
Сильные стороны: эти люди располагают к себе за считанные секунды, причем и после не отталкивают практически никого. У них много друзей и товарищей, готовых идти за ними в огонь и в воду. Эти люди нередко становятся дипломатами или мастерами переговоров. Договориться с ними проще простого, потому что они стабильны и уравновешены. Энергетика у таких людей достаточно развита, от них словно веет теплом, к которому тянутся окружающие.
Слабые стороны: эти люди не идут на жертвы ради кого-то — они просто отступают и все. Сангвиники часто не умеют выкладываться по полной. Они в чем-то даже ленивы и аморфны , ограничены и медлительны, так как не любят тратить попусту свою энергию.
Флегматик
Эти люди являются прямой противоположностью холериков. Они молчаливы, сдержаны, терпеливы.
Сильные стороны: флегматики способны работать практически без перерыва. Их главное достоинство — это усидчивость и непревзойденные логические способности. Это позволяет им становиться хорошими лидерами, а не только исполнителями. Этих людей трудно вывести из себя, они крайне стабильны и удивительно миролюбивы. Колоссальные запасы энергии этих людей не видны снаружи, поскольку они находятся глубоко внутри и расходуются крайне аккуратно.
Слабые стороны: флегматики не могут быстро принимать решения. Иногда это становится действительно большой проблемой. Они не любят обучения и не поддаются его. Их медлительность часто является следствием упадка энергии или ее недостатка, что ведет энергетическому вампиризму.
Меланхолик
Портрет этот типа темперамента известен почти всем — это романтичный, тревожный, застенчивый человек.
Сильные стороны: сильнейшая интуиция способная творить чудеса, их умственные способности также невероятно сильны. Эти люди быстро усваивают информацию, а также используют ее себе во благо. При этом меланхолики — отличные аналитики, которые могут переработать невероятно огромное количество информации.
Слабые стороны: их энергетика очень скудная и направлена лишь на выживаемость. Их очень легко обидеть, выбить из колеи, обидеть, и тогда они уходят в себя, замыкаясь на собственных проблемах. Самооценка у них очень хромает, что негативно сказывается на продуктивности любой деятельности. Несмотря на обилие энергетики, она быстро рассеивается, и самим меланхоликам ее не хватает.
Помните о том, что на свете есть очень мало людей, которые проявляют признаки лишь одного психотипа. Большинство ваших знакомых и друзей обладают смешанным типом темперамента, однако основу составляет лишь один из них. Провести оценку энергетики человека крайне трудно, однако принадлежность его к одному из темпераментов может помочь проанализировать характер и сильные стороны. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и
03.04.2016 00:50
Испокон веков люди верили, что деревья обладают особыми магическими способностями и могут самым невероятным образом...