Быстрое совершенствование компьютеров и программных средств, развитие технологий их использования приводит к новым направлениям развития предметной области «информатика» и ставит перед системой образования задачи:
Информационная компонента становится ведущей составляющей технологической подготовки человека, в какой бы сфере деятельности ему ни пришлось работать в будущем. В связи с этим важнейшими целями обучения информатике на современном этапе ее развития являются:
В настоящее время информатика - развитая наукоемкая сфера деятельности, связанная с передачей, хранением, преобразованием и использованием информации преимущественно с помощью компьютерных систем, имеющая тенденцию к превращению в фундаментальную отрасль научного знания об информационных процессах в природе и обществе, реализующую системно-информационный подход к познанию окружающего мира.
Информатика - один из немногих инновационных и востребованных предметов школьной подготовки, делающих школу современной и приближающих ее к жизни и запросам общества. На сегодняшний день она является одним из основных школьных курсов, способствующих формированию содержательно-логического мышления. Развивающая сторона этой дисциплины направлена на формирование актуальных приемов деятельности, в том числе интеллектуальной, в условиях информатизации. Кроме этого, уроки информатики являются истинной лабораторией передового опыта, новаторства в организационных формах и методах обучения, интегратором различных школьных дисциплин на основе обработки данных этих дисциплин на уроках информатики.
Новое понимание целей обучения информатике (их ориентация на личностные запросы обучаемых, многоуровневость и профилизацию образования), требует разработки образовательного стандарта, фиксирующего социальную потребность подготовки в данной предметной области и определяющего образовательные возможности, предоставляемые учащимся (в первую очередь, содержание обучения), а также критерии уровня обученности с учетом специфики контингента учащихся и типа учебного заведения; стандарта, регулирующего отношения между учащимися и учебным заведением в смысле требований, предъявляемых как учебным заведением к учащимся, так и наоборот.
Отсутствие такого стандарта на федеральном уровне, реальные условия информатизации региона объективно привели к необходимости решения проблем подготовки по информатике, внедрения информационных технологий обучения и управления в рамках отдельных учреждений образования на базе региональных нормативов и образовательных стандартов, учитывающих конкретные условия, сложившиеся в учреждении, его специфические интересы и профильную ориентацию.
Проект такого стандарта был разработан в рамках работы методического семинара при Воронежском государственном педагогическом университете и одобрен на Всероссийской научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании» в марте 2000 года в Воронеже.
Концептуальной основой проектирования стандарта явились ценностный (к отбору содержания обучения) и системно-деятельностный (к разработке требований к уровню подготовки учащихся) подходы (Н. В. Кузьмина, З. Д. Жуковская), а также принцип дуальности, предполагающий наличие у любой открытой системы двух контуров: контура функционирования и контура развития (Н. А. Селезнева, А. И. Субетто).
Разработанный под руководством Александра Владимировича Могилева «Проект регионального стандарта среднего (полного) общего образования по информатике» развивает «Обязательный минимум содержания обучения информатике», утвержденный Министерством образования РФ в июне 1999 года (реализация контура функционирования согласно принципу дуальности), а также устанавливает ориентиры развития образования и создает условия обучения в новой образовательной области, обладающей социальным приоритетом, с учетом специфики региона (перспектива заполнения контура развития). Именно принцип дуальности, положенный в основу стандарта, с одной стороны, обеспечивает соблюдение единых требований к уровню подготовки выпускников любого среднего общеобразовательного заведения в области информатики на территории всей страны, с одной стороны, а с другой - открывает перспективы получения дополнительного (углубленного) образования по данной дисциплине в соответствии с избранным профилем будущей специализации.
Для каждого модуля, в свою очередь, предлагается три уровня обучения:
I. Пропедевтический;
II. Минимальный;
III. Базовый.
Для специализированных средних общеобразовательных заведений и профильных классов школ дополнительно предусмотрен IV (профильный) уровень обучения .
Под уровнем обучения понимаются степень сложности, объем и профильная ориентация предъявляемого учебного материала, развития представлений, набор учебных действий и видов продуктивной деятельности, выполняемых учащимися.
Пропедевтический – уровень обучения информатике, имеющий целью формирование первоначальных представлений об информационных процессах, развитие познавательных способностей учащихся, знакомство с компьютерной техникой, формирование элементов информационной культуры в процессе работы с клавиатурными тренажерами, развивающими, игровыми и другими программами, подготовку к дальнейшему обучению информатике. Рекомендуется к реализации в 1-7-х классах двенадцатилетней школы.
Минимальный – уровень обучения информатике, обеспечивающий реализацию обязательных государственных требований к подготовке выпускников общеобразовательной школы по курсу «информатика» в рамках базисного учебного плана среднего (полного) общего образования. Рекомендуется к реализации в 8-10-х классах двенадцатилетней школы.
Базовый – уровень обучения информатике, предполагающий дополнительное (углубленное по сравнению с минимальным уровнем) изучение отдельных модулей и тем курса информатики и учитывающий достаточную обеспеченность учебного процесса средствами информатизации, а также потребности и запросы контингента учащихся. Рекомендуется к реализации в 8-12-х классах двенадцатилетней школы.
Для каждого уровня устанавливаются требования к обязательному минимуму содержания и требования к уровню подготовки учащихся .
Требования к содержанию образования представлены набором основных тем, предлагаемых для изучения в соответствующем модуле курса.
Требования к уровню подготовки , разработанные на основе системно-деятельностного подхода, отражают уровни познавательной деятельности в виде системы формируемых у учащихся представлений, выполняемых в процессе обучения учебных действий и видов продуктивной деятельности (наиболее диагностируемых показателей, позволяющих спроектировать комплексную систему контроля качества усвоения учебной информации как по каждому модулю, так и по всему курсу информатики в целом).
Основным в структуре стандарта является минимальный уровень . Требования к обязательному минимуму его содержания для всех модулей гарантируют выпускникам любого учебного заведения общего (полного) среднего образования единство образовательного пространства по курсу «Информатика» не только в регионе, ни и в стране (реализация федеральной компоненты).
Пропедевтический и базовый уровни реализуются за счет школьной компоненты и предусматривают дифференцированное формирование образовательной программы самим учебным заведением в соответствии с имеющимися в нем условиями для обучения, избранным профилем, запросами и начальной подготовкой контингента учащихся.
Профильный – уровень обучения информатике, призванный удовлетворить социальный заказ общества на довузовскую подготовку специалистов соответствующего профиля в области компьютерной техники и новых информационных технологий. Концептуальную основу отбора содержания обучения для профильного уровня определяет концепция и содержание будущей профессиональной деятельности. Содержание образования на этом уровне проектируется преподавателем информатики в виде набора специальных курсов на основе предложенных в стандарте для соответствующего профиля (набор спецкурсов согласуется с вузовскими образовательными стандартами аналогичных групп специальностей), а также с учетом имеющегося технического и программного обеспечения. Требования к содержанию и уровню подготовки выпускников профильных классов в области информатики, заложенные в стандарт, с одной стороны, будут являться основой содержания входного контроля (при поступлении в соответствующий вуз), а, с другой – служить базой тех курсов, где продолжается изучение рассмотренных на предыдущих этапах обучения модулей и тем.
Опыт совместной работы средней школы № 9 города Воронежа и экономического и ПММ (прикладной математики и механики) факультетов Воронежского государственного университета показал, что когда известны цели подготовки учащихся на всех уровнях иерархической образовательной структуры (соблюдение принципа преемственности в непрерывном образовании), то требования, предъявляемые к обучаемым (квалификационные - в вузе и необходимые для дальнейшего успешного обучения по избранной специальности - в школе) будут обоснованными, а стандарт, их содержащий, позволит планировать не только содержание, но и процесс обучения таким образом, чтобы в определенные временные рамки были вложены определенные знания, то есть, на предыдущих этапах обучения должны быть даны те знания, которые потребуются на последующих этапах, а последующие этапы в полной мере должны использовать знания, полученные на предыдущих.
Уровень, на котором будет проводиться изучение курса, определяется общеобразовательным учебным заведением в соответствии с профильной ориентацией классов, исходя из ресурсов региональной и школьной компонент учебного плана и обеспеченности средствами информатизации.
Содержание всех уровней строится на основе принципов кумулятивности и концентричности изучения материала. Этапам обучения на I, II и III ступенях школьной иерархической образовательной структуры отвечают соответственно пропедевтический, базовый и профильный концентры обучения информатике, не предполагающие, однако, дублирования материала боле низких концентров. На более высоких концентрах должны рассматриваться дополнительные темы и аспекты содержательных модулей курса информатики. Очевидно, что кумулятивно-концентрическое строение стандарта позволит, с одной стороны, решить проблему повышения качества образования по информатике на всех этапах непрерывного образования, а с другой - восстановить единое образовательное пространство в данной предметной области.
Листрова Людмила Викторовна - к. п. н., учитель информатики средней школы № 9 г. Воронежа. Тел: 55-37-81. E-mail:
Учат ли программировать на уроках информатики? А чему вообще учат? Когда надо начинать преподавать информатику современным детям, которые, в отличие от их родителей, знакомы с компьютерами с раннего детства? Портал Delfi публикует серию статей, подготовленных для сайта Imhoclub Оксаной Мигуновой. Сегодня об информатике рассказывает учитель Рижской 40-й школы Владимир Литвинский.
Цикл статей "Учат в школе" опубликован на сайте IMHOCLUB.lv, где по-прежнему можно задать вопрос героям материалов. Автор проекта - Оксана Мигунова.
Об оснащенности
В Латвии работает программа компьютеризации всех школ, по которой в школы поступают машины: разумеется, вместе с программами и лицензиями на них. Сами школы на свои средства покупают компьютеры не так уж часто. При этом каждая школа сама выбирает, с каким программным обеспечением ей работать. Но, естественно, как правило, берется Windows и Microsoft Office.
Формально (подчеркиваю - формально!) школа не может требовать, чтобы у каждого ребенка дома стоял компьютер с соответствующим софтом и чтобы родители вообще что-нибудь знали о компьютерах. Хотя думаю, что у всех учеников нашей школы компьютер дома имеется.
Как же тогда выполнять домашние задания, которые часто предполагают пользование интернетом и офисными программами? Например, в нашей школе можно прийти в библиотеку, где в читальном зале стоят компьютеры и подготовиться там. Можно позаниматься и в компьютерном классе, если он не занят.
Лучше, конечно, если бы в каждом классе имелись компьютеры, или, идеальная ситуация, - когда ученик утром, сдав пальто в гардеробе, получает ноутбук в свое пользование на целый день. Не думаю, что эта ситуация так уж невозможна.
Дети
Современные дети с компьютером, конечно, на "ты", но лишь в тех вещах, которые им интересны. То, что ребенок играет с двух лет в игрушки, означает, что он хорошо играет в игрушки. И не более того. Это никак не влияет на его уровень компьютерной грамотности, хотя он может иметь сведения о том, что такое файл, что такое папка, как копировать файл и так далее. Но это не поможет умению обрабатывать информацию в Excel, а это, на мой взгляд, важный навык.
Учебники
Конечно, есть учебники для школ по прикладной информатике: базовый курс и работа с офисными программами. А вот учебников по программированию вообще нет. Российские же или англо-американские пособия по языкам программирования надо адаптировать для школ. Потому что есть разница, кто изучает учебник - взрослый человек или школьник, у которого это обязательный предмет. Мотивация другая! В итоге каждому учителю самому приходится изобретать методику обучения программированию.
Что такое информатика
В основной школе это базовые знания о том, из чего состоит компьютер, плюс основные умения и навыки для работы с прикладными программами: обработка текстов, изображений, простейшие таблички, плюс некоторые сведения о работе операционной системы и работе в Сети, включая некоторые этические нормы.
Все это освоение базовых знаний и навыков в количестве одного урока в неделю происходит с пятого по седьмой класс, то есть в течение трех лет, а далее наступает пикантный момент: по образовательному стандарту предполагается, что с 8-го по 9-й класс дети не учат информатику отдельно, а применяют полученные знания на других предметах.
То есть, например, учитель химии будет требовать, чтобы результаты лабораторной работы были сведены в таблицу Excel, а учитель биологии - чтобы доклад был сверстан в виде презентации PowerPoint.
Но здесь, как мы понимаем, все зависит от желания учителей и от их собственных навыков работы с программами. Если учителя не требуют использования офисных программ, все полученные в основной школе навыки благополучно забываются. В старшей школе (10-12-й классы) информатика опять появляется в виде отдельного предмета.
Теперь уже углубляются навыки, полученные в основной школе по работе с офисными программами, плюс добавляется некий более усложненный графический редактор. Кроме того, добавляется отдельный предмет - основы программирования. Но далеко не во всех школах - этот вопрос отдается на выбор самой школы
Как мы перекроили программу
Мне не нравится этот разрыв с 8-го по 9-й класс, во время которого теряются приобретенные навыки. И у себя в школе мы перекроили программу так, что начинаем информатику позже, с седьмого класса, и естественно, проходим базовый курс быстрее. За два года.
Я обычно сравниваю это с обучением искусству завязывать шнурки. Можно, конечно, объяснить двухлетнему малышу, как это делается. Но это будет долго и мучительно. А можно подождать - и в пять лет научить быстро и легко.
Так и у нас: сразу создается отношение к предмету как к чему-то серьезному. Зато девятый класс мы тратим на освоение элементарных навыков программирования. В нашей школе это обязательный предмет. С десятого же класса основы программирования остаются обязательным предметом для "математических" классов.
Что на выходе
Предполагается, что в итоге ученик должен понимать, как хранится информация в компьютере, что любой файл в конечном итоге сводится к двоичному коду, но файлы могут быть текстовые, графические, исполняемые и т.д., должно быть понимание, почему этот файл могут открыть этой программой, а этот нет; должны быть элементарные представления об алгоритмизации и логической последовательности.
Главное, ребенок должен хорошо понимать, что компьютер - это не мозг, а идеальный исполнитель того, что написал ты. Написал, подчеркиваю, а не подумал. Это понимание в основном дается на уроках программирования.
Навык, необходимый для всех
Здесь есть прямая корреляция с математикой. Если у ребенка математический склад ума, то, как правило, ему легко дается программирование. Поэтому я бы не стал вводить программирование с младших классов, а больше бы нажимал на математику.
А в целом, мне кажется, что базовые навыки программирования пригодились бы всем. Хотя бы потому, что программирование развивает логическое мышление. Вы, например, понимаете, что если в одном месте можно поменять местами части кода, то в другом случае это приведет к тому, что ничего работать не будет.
И еще оно приучает к мысли, насколько важно планировать свои действия. Без плана действия ни одна программа работать не будет. Так что на этом уровне, считаю, программирование пригодится всем.
Никто не заставляет школы выбирать язык программирования, но есть такая вещь, как олимпиады. И там определено, что это может быть Pascal, C++ или Java.
Надо рассказать еще о компании Accenture, которая запустила в Латвии проект Start IT по внедрению в Латвии уроков программирования. (Дело в том, что в свое время большинство латвийских школ отказалась от уроков программирования, и латвийские IT-компании почувствовали это, видимо, на себе.) При этом движение Start IT продвигает именно язык программирования Java как наиболее востребованный сегодня на рынке.
Вузовские требования
При поступлении на специальность "компьютерные науки" ни один латвийский вуз не требует от абитуриентов, чтобы те умели программировать. Оценивают только их успехи в математике.
Получается, что те, кто изучал программирование в школе, в институте (в латвийском, по крайней мере) имеют некоторую фору. Некоторые темы они уже проходили или проходили нечто очень похожее. Но эта фора длится недолго, всего несколько месяцев. Впрочем, у меня в свое время такая же ситуация была с математикой.
Две взаимоисключающие идеи
В Министерстве образования сейчас идут дискуссии о будущем предмета. Причем борются две взаимоисключающие идеи. Одна - что информатика должна начинаться в школах если не с первого, то хотя бы со второго класса… А вторая - что вообще не нужен такой отдельный предмет. Что все, что касается обработки информации (написать текст или сделать презентацию) должно перейти к другим предметникам.
Мне не нравятся обе идеи. Начнем с первой. Что касается первого класса, то здесь все понятно: будет странно, если ребенок начнет работать на компьютере до того, как научился писать и читать. (Я когда-то уже рассказывал в ИМХОклубе, что формально ребенок может пойти у нас в Латвии в школу, не умея читать и писать, и школа должна научить этому.) Но даже и со второго класса…
В итоге это грозит превратиться в урок, где дети будут за компьютерами играть в какие-то игры, якобы логически-развивающее… Я не за то, чтобы делать это на уроках. Ведь в итоге школьники будут воспринимать информатику, как такой урок "расслабления", где в лучшем случае - "учимся играя", в худшем - только играем.
Что касается второй идеи, то, понимаете… Я слышал, что во многих школах Великобритании нет отдельного урока "Computers". Предполагается, что навыками владения прикладными программами ученик овладевает на других предметах. Но по своим коллегам я знаю, что они очень по-разному пользуются компьютерными программами. Для кого-то это естественно, для кого-то - нет. Получается, что знания ребенка будут зависеть от случая.
Осознанный выбор профессии
Все современные инициативы - Code Academy, например, - по обучению программированию "с пеленок", это, мне кажется, от нехватки программистов на рынке труда. Такая же ситуация и в Латвии. У нас среди выпускников, например, обязательно какая-то часть (скажем, человек десять-пятнадцать) собираются дальше учиться по этой специализации. Но все равно программистов все время не хватает: например, потому что они уезжают в другие страны или даже не уезжают, но работают отсюда на иностранные компании.
Интересно, что некоторые выпускники оставляют "компьютерные науки" специализацией второго выбора. Например, не поступил на архитектурный, пошел туда. То есть у них особой любви к программированию нет, но есть понимание, что это востребованная специальность. Впрочем, тут есть и такая штука: даже при огромном дефиците программистов никому не нужны плохие программисты…
Досье: Владимир Литвинский
Преподаватель информатики (и математической лингвистики факультативно) и заместитель директора в 40-й школе. Работает в школе с 1990 года. Дважды награжден "Золотой ручкой" (награда, присуждаемая Рижской думой). В свободное от школы время преподает на юношеских компьютерных курсах "Progmeistars". Вместе с коллегами по 40-й и компьютерным курсам организовал и проводит летнюю математическую школу МИФ (Математика, Информатика, Физика).
Всем привет!
Знаете ли вы, что в некоторых учебных заведениях нашей страны начинают изучать информатику аж со второго класса? С одной стороны, это вроде бы хорошо - повышается компьютерная грамотность детей. А с другой - зачем нужна информатика в начальной школе?
Вы же понимаете, что приобщать ребенка к компьютеру в таком раннем возрасте - значит, слышать от него каждый день «Хочу свой компьютер!» А если исполнить желание своего чада, то придется бороться с тем, что чадо забудет обо всем на свете, часами просиживая перед монитором.
Поэтому, на мой взгляд, целесообразно этот предмет включать в школьную программу только с пятого класса. Но и тут возникает немало вопросов, исходя из которых я поставлю под сомнение целесообразность изучения информатики в школе. Дальше будет интересно, поэтому никуда не уходите.
Когда я вспоминаю уроки информатики в своей школе (мы ее начали изучать лишь с 9 класса), мне представляются страшные на вид (но, наверное, шибко умные для той поры) компьютеры с черно-белым маленьким монитором и грязно-желтыми системными блоками с отверстием для дискет. Я не знаю, на что они были способны, но мы на них печатали текст и играли в какую-то примитивную игрушку (наподобие тетриса).
В дальнейшем у нас появились новые компьютеры с цветными мониторами. Это был настоящий прогресс, и в то время я впервые увидел, как пользоваться мышкой…
Что же изучали мы на уроках информатики?
Язык программирования Бэйсик, навыки работы в Word, игра «Как достать соседа» - вот все, что я помню из 3-летнего курса информатики в школе. Из этого набора мне пригодилось только второе, а все остальное было забыто за ненадобностью.
Изменилась ли ситуация сейчас? Для ответа на этот вопрос нужно заглянуть в современные учебники по информатике. Для примера я возьму серию учебников для 5-9 классов (2013 год, автор Босова Л.Л.) и учебники для 10-11 классов (2013 год, автор Семакин И.Г.).
Посмотрим на оглавление.
5 класс:
- Устройство компьютера, клавиатура, мышь.
- Рабочий стол Windows, файлы и папки.
- Ввод и редактирование текста в Word.
- Работа в Paint.
- Навыки поиска информации в Интернете, электронная почта.
6 класс:
- Операционная система, ее сущность, структура и объекты.
- Табличные модели, алгоритмы, схемы, графики (набор бесполезной теории).
- Создание презентаций в Power Point.
7 класс:
- Всемирная паутина и представление информации в Интернете.
- Двоичное кодирование (а также шестнадцатиричное).
- Устройство компьютера.
- Общие сведения о программах компьютера.
- Работа с файлами.
- Обработка графической и текстовой информации.
8 класс:
- Системы счисления.
- Алгебра логики (звучит устрашающе).
- Основы алгоритмизации.
- Основы программирования на языке Паскаль.
9 класс:
- Моделирование, СУБД (это мы в институте изучали).
- Массивы, алгоритмы, Паскаль (снова он).
- Электронные таблицы.
- Компьютерная сеть, Интернет, передача информации по сети.
- Создание сайтов с помощью HTML (абсолютно устаревший метод).
10 класс:
- Представление чисел в компьютере (зачем мне это нужно???).
- Алгоритмы, Паскаль (окончательное вдалбливание).
11 класс:
- Базы данных.
- Интернет.
- Создание сайта «Домашняя страница» (что это?).
- Моделирование (опять тупая теория).
Ну как, дорогие друзья? Скажите, что из этого 7-летнего курса реально пригодится в жизни? Самое полезное, похоже, изучают только в 5 классе, а затем идет нудный, ненужный и узконаправленный материал, который пригодится, наверное, только программистам.
А разве все в школе хотят стать программистами? Уверен,что нет. Но те, кто пишет учебники по информатике, похоже, считают иначе…
Зачем нужна информатика?
Вообще, сам предмет Информатика морально устарел. Гораздо полезнее ввести новый предмет «Компьютерная грамотность» или «Информационные технологии», который бы ориентировался не на изучение алгоритмов, двоичных кодов и бесполезных языков программирования, а на обычную пользовательскую работу с компьютером.
Вот список того, что бы я включил в данный курс:
- Базовое обучение работе с компьютером (включение/выключение, основные элементы и их функции).
- Работа с Windows (рабочий стол, папки, файлы, установка и удаление системы, освоение стандартных программ).
- Изучение необходимых программ (Total Commander, архиваторы, антивирусы и пр.).
- Изучение Microsoft Office (особенно Word, который нужен практически всем).
- Изучение Photoshop (это, пожалуй, один из самых популярных графических редакторов).
- Освоение навыков работы в Интернете (поиск информации, открытие страниц, работа в браузерах).
- Самостоятельное создание сайтов с помощью движков (например, WordPress).
Многое не преподают в школе, поэтому детям приходится самостоятельно осваивать компьютер дома. Это гораздо увлекательнее, чем строить никому не нужные цепочки алгоритмов на уроках информатики. Так почему бы не сделать обучение детей в школе более интересным? И не начать давать им, наконец, нужные знания?
Вот вы, сидя дома перед компьютером, вспомните хоть что-нибудь из школьного курса информатики? Жду ваших комментариев!
С уважением, Сергей Чесноков
Информатика в школе помогает детям получить знания об устройстве компьютера, об азах работы с ним, о различных операционных системах и программах. Зачастую, хорошо пройденного и освоенного школьного курса по информатике хватает даже для того, чтобы в дальнейшем устроиться на работу, связанную с деятельностью, которая требует хорошего знания программ Microsoft. В основном это базовые программы Microsoft office Word и Microsoft office Excel. Без них сложно представить работу на компьютере. Тем более что такие программы считаются достаточно простыми, важно лишь на начальном этапе работы с компьютером освоить их.
Информатика в школе. Общий курс
Традиционно начинают изучать с 5 класса, но некоторые школьные программы рассчитаны на углубленное изучение этого предмета, начиная уже с 1 класса. Конечно, в начальной школе детей не знакомят со сложными определениями, терминами, понятиями и алгоритмами. На этом этапе предмет постигается с помощью занимательных игр и задач. Для этого разработан специальный учебник «Информатика для детей в играх и задачах».
С 5 класса начинается более подробное изучение Информатики и ИКТ (информационных компьютерных технологий). Компьютерная грамотность достигается при помощи учебников Босовой, Угриновича и Семакиной, выпущенных для средних общеобразовательных школ. Эти пособия признаны как оптимальные для понимания различных процессов взаимодействия с компьютером. Если внимательно слушать учителя, разбираться во всех нюансах, делать все правильно, то в дальнейшем даже более сложные программы не будут сложными.
Информатику в школе преподают с использованием соответствующих определенным учебникам рабочих тетрадей с задачами, составленными теми же авторами. Школьный курс предусматривает на каждый учебный год по одной такой тетради. И об этом следует помнить родителям, которые отправляют ребенка в школу.
В старших классах средней школы учащиеся занимаются по специальному задачнику-практикуму, в котором собраны объединённые по темам практические задания, помогающие подготовиться к предстоящей ГИА по информатике. Помимо нового материала задачник-практикум содержит пройденный материал, начиная с 5 класса. Подобное повторение нацелено на закрепление полученных ранее знаний для лучшей подготовки к предстоящему экзамену.
Информатика в 9 классе. ГИА по информатике
ГИА по информатике (Государственная итоговая аттестация) - экзамен, который учащиеся сдают в 9-м классе. По баллам ГИА учитель проставляет итоговую годовую оценку по информатике, которая учитывается не только при формировании 10-х классов, но и важна для школьников, решивших закончить обучение в школе после 9 класса. Эти баллы влияют на дальнейшее поступление в ПТУ или техникум, ведь получив высокие баллы на ГИА по информатике, можно уже весной быть зачисленным в колледж, так как результат аттестации засчитывается как вступительный экзамен.
Школьная программа отводит достаточное количество часов на подготовку учеников к сдаче ГИА по информатике, в процессе которой затрагивается изучение или повторение следующих тем:
- системы счисления;
- файловая система организации данных;
- алгебра логики;
- графы;
- программирование;
- базы данных;
- кодирование информации;
- электронные таблицы (Excel);
- компьютерные сети.
Конечно, для работы бухгалтером или программистом, этого не достаточно, но даже если пройденная в школе информатика не пригодится при получении дальнейшего образования, в наши дни необходима каждому человеку.
Информацию можно:
Все эти процессы, связанные с определенными операциями над информацией, называются информационными процессами.
1.7. Какими свойствами обладает информация?
Свойства информации:
Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений.
Достоверная информация со временем может стать недостоверной, так как она обладает свойством устаревать, то есть перестаёт отражать истинное положение дел.
Информация полна, если её достаточно для понимания и принятия решений. Как неполная, так и избыточная информация сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки.
Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п.
Ценность информации зависит от того, насколько она важна для решения задачи, а также от того, насколько в дальнейшем она найдёт применение в каких-либо видах деятельности человека.
Только своевременно полученная информация может принести ожидаемую пользу. Одинаково нежелательны как преждевременная подача информации (когда она ещё не может быть усвоена), так и её задержка.
Если ценная и своевременная информация выражена непонятным образом, она может стать бесполезной.
Информация становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация.
Информация должна преподноситься в доступной (по уровню восприятия) форме. Поэтому одни и те же вопросы по-разному излагаются в школьных учебниках и научных изданиях.
Информацию по одному и тому же вопросу можно изложить кратко (сжато, без несущественных деталей) или пространно (подробно, многословно). Краткость информации необходима в справочниках, энциклопедиях, учебниках, всевозможных инструкциях.
Контрольные вопросы:
Что означает термин "информатика" и каково его происхождение?
Какие области знаний официально закреплены за понятием "информатика" с 1978 года?
Какие сферы человеческой деятельности и в какой степени затрагивает информатика?
Назовите основные составные части информатики и основные направления её применения.
Что подразумевается под понятием "информация" в бытовом, научном и техническом смыслах?
От кого (или чего) человек принимает информацию? Кому передает информацию?
Что можно делать с информацией?
Приведите примеры обработки информации человеком. Что является результатами этой обработки?
Приведите примеры технических устройств и систем, предназначенных для сбора и обработки информации.
От чего зависит информативность сообщения, принимаемого человеком?
Почему количество информации в сообщении удобнее оценивать не по степени увеличения знания об объекте, а по степени уменьшения неопределённости наших знаний о нём?
Как определяется единица измерения количества информации?
В каких случаях и по какой формуле можно вычислить количество информации, содержащейся в сообщении?
Почему в формуле Хартли за основание логарифма взято число 2?
При каком условии формула Шеннона переходит в формулу Хартли?
Что определяет термин "бит" в теории информации и в вычислительной технике?
Приведите примеры сообщений, информативность которых можно определить однозначно.
Лекция 2. История развития вычислительной техники.
2.1. Компьютеры первого поколения.
2.2. Компьютеры второго поколения.
2.3. Компьютеры третьего поколения.
2.4. Компьютеры четвертого поколения.
2.5. Развитие компьютерной техники в наше время.
Развитие вычислительной техники началось в 40-х годах 20 века.
Процесс создания и развития компьютерной техники шел непрерывно, в нем участвовало много людей из разных стран, имеющих дело с решением различных проблем.
Условно историю развития вычислительной техники рассматривают как историю нескольких поколений вычислительных машин. Идея делить машины на поколения вызвана к жизни тем, что за время короткой истории своего развития компьютерная техника проделала большую эволюцию как в смысле элементной базы (лампы, транзисторы, микросхемы и др.), так и в смысле изменения её структуры, появления новых возможностей, расширения областей применения и характера использования.