Петерсон дошкольное образование 5 7 лет. Сценарий образовательной ситуации в технологии деятельностного подхода Л. Г. Петерсон в старшей группе детского сада. Много абстрактных понятий

Петерсон дошкольное образование 5 7 лет. Сценарий образовательной ситуации в технологии деятельностного подхода Л. Г. Петерсон в старшей группе детского сада. Много абстрактных понятий

В брошюре представлена программа дошкольной подготовки «Ступеньки» по математике для детей 3-6 лет («Игралочка» для детей 3-4 лет и «Раз - ступенька, два - ступенька...»для детей 5-6 лет), являющаяся начальным звеном непрерывного курса математики для дошкольников, начальной и средней школы образовательной системы «Школа 2000...». Приведено планирование занятий, учитывающее возможность работы по данной программе с дошкольниками различного уровня подготовки. Основной целью программы «Ступеньки» является развитие у детей в ходе дидактической игры мышления, творческих сил и деятельностных способностей, общеучебных умений и качеств личности, обеспечивающих эффективное обучение в школе. Программа методически обеспечена курсами «Игралочка» и «Раз - ступенька, два - ступенька...» авторов Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой и Н.П. Холиной, прошедшими апробацию в широкой педагогической практике с положительными результатами, начиная с 1992 года.

Пояснительная записка.
Программа математического развития дошкольников «Ступеньки» является начальным звеном непрерывного курса математики для дошкольников, учеников начальной и средней школы образовательной программы «Школа 2000...». Главной целью программы «Школа 2000...» является всестороннее развитие ребенка, формирование у него способностей к самоизменению и саморазвитию, картины мира и нравственных качеств, создающих условия для успешного вхождения в культуру и созидательную жизнь общества, самоопределения и самореализации личности. Эта цель реализуется в соответствии с этапами познания и возрастными особенностями развития детей в системе непрерывного образования.

Цели и задачи дошкольной подготовки детей.
На этапе дошкольной подготовки образовательный процесс организуется, исходя из основных характеристик первого допонятийного этапа познания (этапа предметных действий) и возрастной периодизации психологического развития детей Д.Б. Эльконина. В дошкольный период происходит первичное осознание ребенком внешних воздействий окружающего мира, поэтому его развитие связано с формированием в ходе игровых видов общения познавательных процессов и способностей к основным мыслительным операциям на основе предметных действий. Это означает. что помимо традиционного для дошкольной подготовки развития внимания, памяти, речи у детей должны быть сформированы мыслительные операции:
анализ свойств исследуемых объектов или явлений;
сравнение свойств предметов;
обобщение, то есть выявление общих свойств предметов в группе;
распределение предметов в группы но выбранному свойству;
классификация но выбранному свойству;
синтез на основе выбранной структуры;
конкретизация;
аналогия.

Содержание
Предисловие
I.Пояснительная записка
1.Цели и задачи дошкольной подготовки детей в программе «Ступеньки»
2.Организация познавательного процесса
3.Организация воспитательного процесса
4.Управление сохранением и поддержкой здоровья детей
II.Программы
1.Программа курса «Игралочка» для детей 3-4 лет и 4-5 лет
2.Программа курса «Раз - ступенька, два - ступенька...» для детей 5-6 лет и 6-7 лет
III. Методическое обеспечение
IV. Примерное планирование учебного материала
1.Тематическое планирование по курсу «Игралочка» для детей 3-4 лет и 4-5 лет
2.Тематическое планирование но курсу «Раз - ступенька, два - ступенька...» для детей 5-6 лет и 6-7 лет (64 занятия)
3.Тематическое планирование по курсу «Раз - ступенька, два - ступенька...» для детей 5-6 лет и 6-7 лет (86 занятий).


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Программа дошкольной подготовки детей 3-6 лет «Ступеньки», Петерсон Л.Г., 2007 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Игралочка ступенька к школе, Практический курс математики для дошкольников, Методические рекомендации, Часть 3, Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е., 2011

В брошюре представлена программа дошкольной подготовки "Ступеньки" по математике для детей 3-6 лет ("Игралочка" для детей 3-4 лет и "Раз - ступенька, два - ступенька…" для детей 5-6 лет), являющаяся начальным звеном непрерывного курса математики для дошкольников, начальной и средней школы образовательной системы "Школа 2000…". Приведено планирование занятий, учитывающее возможность работы по данной программе с дошкольниками различного уровня подготовки.
Основной целью программы "Ступеньки" является развитие у детей в ходе дидактической игры мышления, творческих сил и деятельностных способностей, общеучебных умений и качеств личности, обеспечивающих эффективное обучение в школе.
Программа методически обеспечена курсами "Игралочка" и "Раз - ступенька, два - ступенька…" авторов Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасовой и Н. П. Холиной, прошедшими апробацию в широкой педагогической практике с положительными результатами, начиная с 1992 года.

Предварительный просмотр:

Обзор курса Л. Г. Петерсон «Игралочка» (из опыта работы) детский сад « Рябинушка» г.Волгодонска

Составила Брылина З.К.

С 2012 года наш детский сад «Рябинушка» участвует в федеральном эксперименте «Механизмы реализации ФГОС на основе деятельностного метода Л. Г. Петерсон с позиций непрерывности образовательного процесса на ступенях ДОО- начальная школа- средняя школа». В работу я включилась на базовом уровне участия: реализация технологии деятельностного метода обучения в курсе математического развития дошкольников "Игралочка" авторов Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасовой, основного звена программы "Мир открытий".

Курс математического развития «Игралочка» авторов Петерсон Л.Г., Кочемасовой Е.Е. является стержнеобразующим технологическим звеном программы «Мир открытий». Всем известно, что математика обладает уникаль-ными возможностями для развития детей, формирует внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности.

Новая программно-методического комплекта «Мир открытий» составляет система дидактических принципов деятельностного метода Л.Г. Петерсон: (дидактические принципы – основопологающие требования к практической организации процесса обучения, обеспечивающие его результативность);

Принцип психологической комфортности (создание доверительной доброжелательной атмосферы, основанной на реализации идей педагогики сотрудничества) – основополагающий для дошкольного возраста;

- Принцип деятельности (педагог не информатор, а организатор и помощник; ребенок должен быть уверен в том, что он «сам» справился с заданием, «сам» исправил ошибку);

- Принцип минимакса (продвижение ребенка вперед своим темпом по индивидуальной траектории саморазвития на уровне возможного максимума);

- Принцип целостности (обеспечивает систематизацию представлений ребенка об окружающем мире и себе);

- Принцип вариативности (ребенок сам выбирает способ действия);

- Принцип непрерывности (интеграция образовательных областей);

- Принцип творчества (ребенок сам создает продукт деятельности).

Данный курс состоит из:

  • - Методического пособия для воспитателей (в нем содержатся подробные конспекты, указаны необходимые материалы для проведения занятия);
  • - Демонстрационного материала (один на группу, с ним работает педагог) ; эта папка с конвертами, в каждом из них содержатся все необходимые материалы для занятия. Все конверты пронумерованы и подписаны. Все материалы яркие, большого формата.
  • - Раздаточного материала (на каждого ребенка); в раздаточном материале содержание также распределено для удобства по конвертам. Весь материал красочный, разнообразный, на плотной бумаге.
  • - Тетрадей-альбомов (на каждого ребенка).Тетради в младших группах используются для закрепления, а в старших - частично на занятиях. К тетрадям прилагаются листы-вкладки, которые периодически используются в ОД.

Основное программное содержание соответствует требованиям ФГОС и включает следующие содержательные разделы:

  • свойства предметов и групп предметов;
  • закономерности;
  • числа;
  • величины;
  • пространственно-временные представления.

Основными задачами курса являются :

  • Формирование любознательности, активности, мотивации, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
  • Развитие мыслительных операций:
  • анализ свойств исследуемых объектов или явлений;
  • сравнение свойств предметов;
  • обобщение и распределение предметов в группы по выбранному свойству;
  • синтез на основе выбранной структуры;
  • конкретизация;
  • классификация;
  • аналогия.
  • Развитие вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
  • Увеличение объема внимания и памяти.
  • Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. Расширение и обогащение словаря, совершенствование связной речи.
  • Формирование умения понимать правила игры и следовать им.
  • Формирование предпосылок логического мышления, сенсорных процессов и способностей.
  • Формирование предпосылок универсальных учебных действий (произвольность поведения, умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения с взрослыми и сверстниками; работа по правилу и образцу, планирование своих действий, проверка результатов, исправление ошибок).

Задачи с возрастом также усложняются, что ведет к изменению пространственно-развивающей среды. Например, во второй младшей и средний группе познакомила детей с обозначением цифр и соотнесением их с количеством (вешала мобиль с цифрами и соответствующим им количеством); в старшей по знакомила с числовым рядом, с обозначением чисел точками (выстраиваем числовой ряд из домиков с точками). В группе есть математический уголок, где содержание меняется с возрастом ребенка.

Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой дидактических игр. Дети не замечают, что идет обучение, они перемещаются по группе, работают с игру-шками, картинками, мячами, кубиками и т. д. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятель-ности. Например: в средней группе при знакомстве со сравнением по высоте я использовала обычные кубики - лего, а с длиной познакомила при выборе шарфика медведю. Так как дети не обучаются чему-либо, они действуют для достижения своей «детской» цели; выполняя задания, они помогают каким-либо героям. Некоторые персонажи сопровождают детей на занятиях на протяжении всего года. Еще одной особенностью, этого проекта, занятий курса является то, что место начала «игры»(т. е. занятия) и ее завершения обязательно должны совпадают. Например, если начали мы у стола, то в конце для подведения итога возвращаемся к этому же столу. Итог занятий я подвожу сама в младшей и средней группах, а начиная со старшей, детей учу делать выводы, отвечая на вопросы: «Где побывали?», «Кому помогли?», «Какие знания вам пригодились?».

Каждое занятие организую с учетом системы дидактических принципов деятельностного метода Л. Г. Петерсон:

  • - принцип психологической комфортности,
  • - принцип деятельности,
  • - принцип минимакса,
  • - принцип целостности,
  • - принцип вариативности,
  • - принцип творчества,
  • - принцип непрерывности.

Все принципы курса соответствуют требованиям ФГОС знакомы, поэтому подробно остановлюсь только на принципах минимакса и вариативности.

Принцип психологической комфортности является основополагающим для дошкольного возраста, поскольку эмоциональная атмосфера, царящая в детском саду, напрямую влияет на психофизическое здоровье детей, предполагает создание доверительной атмосферы, минимизацию всех стрессообразующих факторов образовательного процесса.

Принцип деятельности предполагает освоение окружающего мира не путем получения готовой информации, а через ее «открытие» детьми и освоение в активной деятельности (под умелым руководством взрослого).

Принцип минимакса предполагает продвижение каждого ребенка вперед своим темпом по индивидуальной траектории саморазвития на уровне своего возможного максимума.

Как обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, когда в группе более двадцати детей и при этом у каждого из них свой стартовый уровень развития, темперамент, характер и условия жизни? Чтобы всем детям было интересно, им предлагаю проблемные ситуации достаточно высокого, но посильного для наиболее подготовленных детей уровня сложности («преодолимое затруднение»). В ходе их разрешения опираюсь на наиболее подготовленных детей, но при этом нахожу такие компоненты ситуации, которые способны самостоятельно разрешить и другие дети. Например - каждый ребенок ощущает себя частью команды, которая увлечена общим делом. В результате в образовательный процесс включены все дети на уровне своего возможного максимума. Поэтому всем интересно, и результат – максимально возможный для каждого, но у каждого он свой. При этом не тормозится развитие более способных детей, которые поведут за собой всех остальных и не сбавят темп своего развития.

Принцип целостности основывается на представлении о целостной жизнедеятельности ребенка. Говоря о дошкольнике, важно иметь в виду, что он учится не только и не столько на занятиях, сколько в свободной жизнедеятельности. Поэтому при организации образовательного процесса нельзя ограничивать его только занятиями, игнорируя общение с семьей, досуг, праздники, самостоятельную деятельность дошкольников.

Принцип целостности обеспечивает систематизацию представлений ребенка об окружающем мире и о себе самом.

Принцип вариативности предусматривает систематическое предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия, поступка, оценки и пр.

В процессе организации дидактических игр могу использовать задания, предполагающие несколько вариантов (правильных!) ответов. При создании проблемных ситуаций, поощряю детей к выдвижению все новых и новых гипотез, предлагая высказаться каждому. При этом важно, чтобы дети не просто предлагали разные варианты решения, но старались обосновывать свой выбор.

Например, в младших группах (1 вариант) детям предлагают подобные задания (на нахождение лишней фигуры и это могут быть не только геометрические фигуры). Как вы считаете, какая фигура лишняя?

1 вариант

Так в этом задании любой ответ ребенка будет верным, все зависит от того, какой параметр для сравнения выберет ребенок.

С возрастом задания усложняются: выделяется объект или признак, который раньше не встречался. В старших группах (2 вариант) добавляется направление и ширина штриховки. 2 вариант

Принцип творчества ориентирует весь образовательный процесс на поддержку различных форм детского творчества, сотворчества детей и взрослых.

Все принципы работают на каждом занятии, помогают достижению «взрослой» цели

Занятия проводятся в технологии «Ситуация», которая является модифика-цией для дошкольной ступени деятельностного метода Л. Г. Петерсон.

Выделяют три типа образовательных ситуаций (занятий) с дошкольниками:

  • Занятия «открытия» нового знания;
  • Занятия тренировочного типа;
  • Занятия обобщающего типа (итоговые).

Особенностью занятий «открытия» нового знания является то, что образовательные цели реализуются в процессе освоения детьми нового для них математического содержания. Решение всех образовательных задач в занятии осуществляется в рамках единого, игрового сюжета в соответствии с так называемой «детской» целью.

Одновременно дети приобретают первичный опыт преодоления затруднения на основе рефлексивного метода (в младшем возрасте - спрошу у того, кто знает; придумаю сам; в старшем – придумаю, а потом проверю по образцу).

В структуре занятий «открытия» нового знания выделяю следующие этапы:

  • Введение в ситуацию.
  • Актуализация знаний и умений.
  • Затруднение в ситуации.
  • Включение нового знания (способа действия) в систему знаний.
  • Осмысление

На каждом этапе занятия предусматриваю решение специфических для данного этапа общих задач.

Введение в ситуацию

  • Создаю условия у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Этого можно добиться через включение детей в беседу, личностно-значимую для них, связанную с их жизненным опытом, и плавный переход к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы.
  • Формирую фиксацию «детской» цели. У младших дошкольников может быть цель, связанная с их личными интересами и сиюминутными желаниями (например, «поиграть»). А у старших – цель, важная не только для них, но и для окружающих (например, «помочь кому-либо»). «Детская» цель не должна иметь ничего общего с программными задачами обучения, воспитания, развития («взрослой» целью)!
  • Формирую у детей веры в собственные силы посредством последовательно заданных в конце этапа вопросов: «Хотите?» - «Сможете?»

Актуализация знаний и умений

  • Организую деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания. При этом дети находятся в некоем своем смысловом пространстве, игровом сюжете, движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что я подвожу к их новым «открытиям».

Затруднение в ситуации

  • Моделирую ситуации, в которой дети сталкиваются в затруднениях в деятельности. Для достижения своей «детской» цели ребенку требуется выполнить некое действие, выполнение которого связано с тем новым знанием, которое ребенку предстоит «открыть» , и которое на данный момент у него пока еще отсутствует.
  • Фиксирую затруднения и выявления его причины с помощью системы вопросов: «Смогли…?» - «Почему не смогли»? С помощью вопроса «Смогли…?» помогаю осмыслить, что пока ребенок не может, не готов выполнить некое действие. Подвожу ребенка к пониманию причины затруднения. Эта причина должна заключаться исключительно в неумении, незнании, неготовности самого ребенка выполнить требуемое действие.
  • Формирую опыт целеполагания - с помощью вопроса «Значит, что нам нужно узнать (чему научиться)?» Так как затруднение является личностно-значимым для каждого ребенка (оно препятствует достижению его «детской» цели), у ребенка возникает внутренняя потребность в его преодолении, то есть теперь уже мы устанавливаем цель, связанная с познанием. Что нам надо сделать для этого, подводим итоги. Познавательная задача должна логично вытекать из причины затруднения детей.

«Открытие» нового знания (способа действия)

  • Вовлекаю детей в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решение вопросов проблемного характера. С помощью различных вопросов (например, «Что нужно делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?») побуждаю детей выбрать способ преодоления затруднения.
  • Реализавания плана – поиск и «открытие» новых знаний. Через использование различных форм организации детских видов деятельности. Новое знание, которое дети «открывают», должно обуславливать, с одной стороны, преодоление затруднения, а с другой – решение проблемных задач обучения, воспитания, развития.
  • Фиксирую «нового» знания во внешней речи и знаков. В конце данного этапа обязательно фиксирую подведением итога. Чтобы не выходить за рамки игрового сюжета, используются приемы, типа «Расскажем зайчику, как мы пошли направо…»

Включение нового знания (способа действия) в систему знаний

  • Использую новые знания совместно с освоенными ранее способами с проговариванием вслух новые знания, алгоритмы, способа. Создаю ситуации, предлагаю различные виды деятельности в рамках игрового сюжета, в которых новые знания используются в измененных условиях совместно с освоенным раннее.
  • Дети слушают и повторяют инструкцию, планируют свою деятельность (например, использую вопросы типа: «Что вы сейчас будете делать?» Как будете выполнять задание? С чего начнете? Как узнаете, что выполнили задание правильно?» и др.

Осмыслени е

  • Создаю ситуации успеха.
  • Фиксирую детей на достижения цели и проговаривание ситуаций, которые позволили достигнуть этой цели.
  • С помощью вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» - я помогаю детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. С помощью вопросов: «Как вам это удалось?» , «Какие знания (умения, личностные качества) вам пригодились?» - подвожу детей к тому, что они что-то узнали, чему-то научились, определенным образом проявили себя («удалось…,потому что узнали (научились)…»).

Структурными этапами занятий тренировочного типа являются:

  • Введение в игровую ситуацию.
  • Игровая деятельность.
  • Осмысление (итог).

Цель занятий тренировочного типа - «закрепить», «повторить», «отработать», но она имеет новое содержание: не формальное заучивание или воспроизведение, а выявление и преодоление детьми собственных затруднений в процессе игровой деятельности.

Подводя итог тренировочного занятия, важно обратить внимание детей на то, что полученные знания помогли им выйти победителями из трудной ситуации.

Структура занятий обобщающего типа (итоговых) такая же, как и у тренировочных. Целями занятий обобщающего типа (итоговых) являются систематизация накопленного детьми опыта математической деятельности и одновременно проверка уровня его сформированности.

Частота и продолжительность занятий изменяются при переходе детей с одной ступени обучения на другую.

Группа

Количество в неделю

Продолжительность

Младшая

Средняя

Старшая

Работа с дошкольниками в этом курсе ведется в зоне ближайшего развития детей: наряду с заданиями, которые дети могут выполнить сами, им предлагаю и задания, требующие догадки, смекалки, наблюдательности. Под моим руководством они вовлекаются в поиск, выдвигают и обсуждают разные версии, при верно найденном решении – эмоционально переживают успех. Моя задача – в ходе решения различных заданий создать ситуацию успеха для каждого ребенка, организовать такой образовательный процесс, который создаст максимально эффективные условия для самоизменения и саморазвития детей.

В образовательном процессе можно выделить две основные роли: роль организатора и роль помощника.

Как организатор , я моделиру образовательные ситуации; отбираю способы и средства; создаю развивающую образовательную среду; организую процесс детских «открытий». Образовательный процесс, по сравнению с привычным объяснением нового материала, должен быть принципиально нового типа: я не даю знания в готовом виде, а создаю ситуации, тогда у детей возникает потребность эти знания для себя «открыть», подвожу их к открытиям, используя оптимальные формы организации детских видов деятельности. Если ребенок говорит: «Хочу научиться!» («Я хочу узнать!», «Мне это интересно», «Я тоже так хочу делать!» и т.п.), – значит, мне удалось исполнить роль организатора.

Как помощник , создаю доброжелательную, психологически комфортную среду, отвечаю на вопросы детей, внимательно наблюдаю за их состоянием и настроением, помогаю тем, кому это необходимо, вдохновляю, замечаю и фиксирует успехи каждого ребенка. Если детям комфортно в детском саду, если они свободно обращаются за помощью к взрослым и сверстникам, не бояться высказывать свое мнение, обсуждать различные проблемы (в соответствии с возрастом), то это значит, что мне удалась роль помощника.

Роли организатора и помощника дополняют, но не заменяют друг друга.

Немаловажную роль для создания психологического комфорта в группе играет организация взаимодействия с семьями воспитанников, направленного на эмоциональное сближение детей и близких им взрослых в радостной совместной деятельности (праздники, совместные проекты, физкультурные занятия и досуги, художественное творчество и др.). Включение семьи в жизнь детского сада позволяет родителям посмотреть на своего ребенка со стороны, взглянуть на мир глазами ребенка, лучше понять его.

В младших группах родители забирали домой тетради-альбомы (был организован сундучок заданий).

В приемной оформила стенд, где размещала (и размещаю) информацию (консультации, рекомендации, игровые задания на закрепление) для родителей математической направленности, актуальную на данный момент.

Итогом моей работы стало:

У воспитанников сформирована мотивация к самостоятельной мыслительной деятельности, умение работать в коллективе (получение совместного положитель-ного результата в рабочей группе);

Дети освоили умения по основным содержательным разделам;

Дети не боятся трудностей, предлагают и анализируют варианты решения проблем, отстаивают свою точку зрения;

Познавательные интересы и познавательные действия дети используют не только в математике, но и в других видах деятельности

Дети хорошо усвоили программный материал по ознакомлению с плоскими и пространственными геометрическими формами по темам: «Квадрат», «Куб», «Овал», «Прямоугольник», умеют называть эти фигуры, а также распознают их в предметах окружающей обстановки; освоили порядковый счет в пределах 8-ми, умеют отсчитывать 8 предметов от большего количества, соотносить запись чисел 1-8 с количеством предметов и без затруднений соотносят цифру с числом; не испытывают затруднений при сравнении предметов по длине, высоте, толщине. Большинство детей определяют пространственные отношения (впереди, сзади, между, вверху, внизу), показывают правую и левую руку.

При изучении таких тем как «Циллиндр», «Конус», «Призма» и «Пирамида», связанных с формированием у детей представлений о пространственных телах дети испытывали затруднения. Происходило смешение понятий геометрических форм и пространственных тел. Но эта проблема была решена в процессе индивидуальной работы.

К концу учебного года выявлена положительная динамика - уровень познавательного развития детей повысился, чему способствовало системати-ческое проведение НОД по конспектам образовательных ситуаций из учебно-методического пособия «Игралочка» Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой.

Проведенный в конце учебного года мониторинг достижения детьми промежуточных результатов по образовательной области «Игралочка» (ФЭМП) показывали следующее:

Таблица №3

Учебные года

Показатели на начало учебного года

Показатели на конец учебного года

2013/2014 учебный год

2014/2015 учебный год

2015/2016 учебный год

2016/2017 учебный год

Я убедились на практике, что технология «Ситуация» (ситуация затруднения) развивает у детей мыслительные операции и подталкивает к поиску решения и нахождения правильных ответов. Дети умеют находить разные выходы из одной ситуации, у них четко сформировано умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает».

В течение учебного года в рамках реализации программы «Мир открытий» велась активная разъяснительная работа с родителями воспитанников. Их знакомили с ведущими принципами проектирования образовательного процесса, приглашали на открытый показ НОД.

Мое участие в эксперименте не сводится только к проведению занятий в рамках курса « Игралочка ». Ежегодно я делаем отчеты о своей работе в разных формах . Например, в конце каждого года было снято игровое занятие с детьми; проведено родительское собрание, на котором родители просмотрели запись и обсудили эффективность такой работы . И само собрание также было снято. Этот видеоотчет был отправлен куратору. Были проведены открытые уроки для педагогов, так же и для родителей. Проведен семинар для воспитателей, с презентацией открытого урока, и наглядным материалом. Было принято решение в дальнейшем работать по этой программе.


Мария Николаевна Степаненкова
Обзор курса Л. Г. Петерсон «Игралочка» (из опыта работы)

С 2012 года наш детский сад № 114 участвует в федеральном эксперименте «Механизмы реализации ФГОС на основе деятельностного метода Л. Г. Петерсон с позиций непрерывности образовательного процесса на ступенях ДОО- начальная школа- средняя школа». В работу мы включились на базовом (минимальном) уровне участия : реализация технологии деятельностного метода обучения в курсе математического развития дошкольников "Игралочка " авторов Л. Г. Петерсон , Е. Е. Кочемасовой, основного звена программы "Мир открытий".

Курс «Игралочка » рассчитан на детей с трех лет. Части курса называются по-разному : для младших дошкольников(1,2 части) - "Игралочка ", для старших(3,4 части) - "Игралочка - ступенька к школе ".

Данный курс состоит из :

Методического пособия для воспитателей (в нем содержатся подробные конспекты, указаны необходимые материалы для проведения занятия);

Демонстрационного материала (один на группу, с ним работает педагог ) ;

Раздаточного материала (на каждого ребенка) ;

Тетрадей-альбомов (на каждого ребенка) .

Основное программное содержание соответствует требованиям ФГОС и включает следующие содержательные разделы :

свойства предметов и групп предметов;

закономерности;

величины;

пространственно-временные представления.

Основными задачами курса являются :

Формирование любознательности, активности, мотивации, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

Развитие мыслительных операций :

анализ свойств исследуемых объектов или явлений;

сравнение свойств предметов;

обобщение и распределение предметов в группы по выбранному свойству;

синтез на основе выбранной структуры;

конкретизация;

классификация;

аналогия.

Развитие вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

Увеличение объема внимания и памяти.

Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. Расширение и обогащение словаря, совершенствование связной речи.

Формирование умения понимать правила игры и следовать им.

Формирование предпосылок логического мышления, сенсорных процессов и способностей.

Формирование предпосылок универсальных учебных действий (произвольность поведения, умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения с взрослыми и сверстниками; работа по правилу и образцу, планирование своих действий, проверка результатов, исправление ошибок).

Задачи с возрастом также усложняются, что ведет к изменению пространственно-развивающей среды. Например, во второй младшей и средних группах знакомим детей с обозначением цифр и соотнесением их с количеством (вешаем мобиль с цифрами и соответствующим им количеством) ; в старшей знакомим с числовым рядом, с обозначением чисел точками (выстраиваем числовой ряд из домиков с точками) ; в подготовительной – со способом печатания цифр, с составом числа (числовой ряд с составом числа, карточками с печатанием цифр) . Математические уголки есть в каждой группе, их содержание тоже меняется с возрастом. Вот наш вариант.

В основу организации образовательного процесса курса положен деятельностный метод. Это означает, что новое знание не дается детям в готовом виде, а входит в их жизнь как "открытие" закономерных связей и отношений окружающего мира путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков и обобщения. Взрослый подводит детей к этим открытиям, организуя и направляя их совместную игровую деятельность через систему вопросов и заданий.

Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой дидактических игр. Дети не замечают, что идет обучение, они перемещаются по группе, работают с игрушками , картинками, мячами, кубиками и т. д. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности. Дети не обучаются чему-либо, они действуют для достижения своей «детской» цели; выполняя задания, они помогают каким-либо героям. Некоторые персонажи сопровождают детей на занятиях на протяжении всего года. Педагог сидит во время занятия, он работает на уровне глаз детей. Еще одной особенностью занятий курса является то , что место начала «игры» и ее завершения обязательно совпадают. Итог занятий педагог подводит сам в младшей и средней группах, начиная со старшей, дети учатся делать выводы,отвечая на вопросы : «Где побывали?» , «Кому помогли?» , «Какие знания вам пригодились?» .

Каждое занятие организуется с учетом системы дидактических принципов деятельностного метода Л. Г. Петерсон :

Принцип психологической комфортности,

Принцип деятельности,

Принцип минимакса,

Принцип целостности,

Принцип вариативности,

Принцип творчества,

Принцип непрерывности.

Все принципы курса соответствуют требованиям ФГОС и вам знакомы.

Принцип психологической комфортности является основополагающим для дошкольного возраста, поскольку эмоциональная атмосфера, царящая в детском саду, напрямую влияет на психофизическое здоровье детей. Принцип психологической комфортности предполагает создание доверительной атмосферы, минимизацию всех стрессообразующих факторов образовательного процесса.

Принцип деятельности предполагает освоение окружающего мира не путем получения готовой информации, а через ее «открытие» детьми и освоение в активной деятельности (под умелым руководством взрослого) .

Принцип минимакса предполагает продвижение каждого ребенка вперед своим темпом по индивидуальной траектории саморазвития на уровне своего возможного максимума.

Как обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, когда в группе более двадцати детей и при этом у каждого из них свой стартовый уровень развития, темперамент, характер и условия жизни? Чтобы всем детям было интересно, им предлагаются проблемные ситуации достаточно высокого, но посильного для наиболее подготовленных детей уровня сложности («преодолимое затруднение» ). В ходе их разрешения воспитатель опирается на наиболее подготовленных детей, но при этом находит такие компоненты ситуации, которые способны самостоятельно разрешить и другие дети. Таким образом, каждый ребенок ощущает себя частью команды, которая увлечена общим делом. В результате в образовательный процесс включены все дети на уровне своего возможного максимума. Поэтому всем интересно, и результат – максимально возможный для каждого, но у каждого он свой. При этом не тормозится развитие более способных детей, которые поведут за собой всех остальных и не сбавят темп своего развития. Этот принцип свойственен только данной программе, потому что он придуман ее авторами.

Принцип целостности основывается на представлении о целостной жизнедеятельности ребенка. Говоря о дошкольнике, важно иметь в виду, что он учится не только и не столько на занятиях, сколько в свободной жизнедеятельности. Поэтому при организации образовательного процесса нельзя ограничивать его только занятиями, игнорируя общение с семьей, досуг, праздники, самостоятельную деятельность дошкольников.

Принцип целостности обеспечивает систематизацию представлений ребенка об окружающем мире и о себе самом.

Принцип вариативности предусматривает систематическое предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия, поступка, оценки и пр.

В процессе организации дидактических игр могут использоваться задания, предполагающие несколько вариантов (правильных) ответов. При создании проблемных ситуаций, взрослый поощряет детей к выдвижению все новых и новых гипотез, предлагая высказаться каждому. При этом важно, чтобы дети не просто предлагали разные варианты решения, но старались обосновывать свой выбор.

С возрастом задания усложняются : выделяется объект или признак, который раньше не встречался.

Принцип творчества ориентирует весь образовательный процесс на поддержку различных форм детского творчества, сотворчества детей и взрослых.

Реализация принципа непрерывности необходима для обеспечения преемственных связей между детским садом и начальной школой не только на уровне принципов, содержания, но и технологий, методик с позиций самоценности и социальной значимости дошкольного детства, формирования готовности к дальнейшему успешному обучению, труду, жизни во всех ее проявлениях, а также развития способностей к самореализации и саморазвитию. Курс «Игралочка » находит продолжение в начальной и средней школах.

Все принципы работают на каждом занятии , помогают достижению «взрослой» цели.

Занятия проводятся в технологии «Ситуация» , которая является модификацией для дошкольной ступени деятельностного метода Л. Г. Петерсон .

Выделяют три типа образовательных ситуаций (занятий) с дошкольниками :

Занятия «открытия» нового знания;

Занятия тренировочного типа;

Занятия обобщающего типа (итоговые) .

Особенностью занятий «открытия» нового знания является то, что образовательные цели реализуются в процессе освоения детьми нового для них математического содержания. Решение всех образовательных задач в занятии осуществляется в рамках единого чаще всего игрового сюжета в соответствии с так называемой «детской» целью.

Одновременно дети приобретают первичный опыт преодоления затруднения на основе рефлексивного метода (в младшем возрасте - спрошу у того, кто знает; придумаю сам; в старшем – придумаю, а потом проверю по образцу).

В структуре занятий «открытия» нового знания выделяют следующие этапы :

1)Введение в ситуацию.

2) Актуализация знаний и умений.

3) Затруднение в ситуации.

4) «Открытие» нового знания (способа действия)

5) Включение нового знания (способа действия) в систему знаний.

6) Осмысление.

На каждом этапе занятия предусматривается решение специфических для данного этапа общих задач. Рассмотрим каждый этап на примере занятия в средней группе на тему «Прямоугольник» (обсуждается конспект занятия по этапам) .

Введение в ситуацию

Создание условий у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Этого можно добиться через включение детей в беседу, личностно-значимую для них, связанную с их жизненным опытом , и плавный переход к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы.

Формирование и фиксация «детской» цели. У младших дошкольников может быть цель, связанная с их личными интересами и сиюминутными желаниями (например, «поиграть » ). А у старших – цель, важная не только для них, но и для окружающих (например, «помочь кому-либо» ). «Детская» цель не должна иметь ничего общего с программными задачами обучения, воспитания, развития («взрослой» целью!

Формирование у детей веры в собственные силы посредством последовательно заданных в конце этапа вопросов : «Хотите?» - «Сможете?»

Актуализация знаний и умений

Организация деятельности детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей , необходимые для построения нового знания. При этом дети находятся в некоем своем смысловом пространстве (игровом сюжете, например, движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что педагог ведет к их новым «открытиям» .

Затруднение в ситуации

Моделирование ситуации, в которой дети сталкиваются в затруднениях в деятельности. Для достижения своей «детской» цели ребенку требуется выполнить некое действие, выполнение которого связано с тем новым знанием (понятием или способом действия, которое ребенку предстоит «открыть» , и которое на данный момент у него пока еще отсутствует.

Фиксация затруднения и выявления его причины с помощью системы вопросов : «Смогли?» - «Почему не смогли» ? С помощью вопроса «Смогли?» взрослый помогает осмыслить, что пока ребенок не может, не готов выполнить некое действие (связанное с «детской» целью). Необходимо подвести ребенка к пониманию причины затруднения. Эта причина должна заключаться исключительно в неумении, незнании, неготовности самого ребенка выполнить требуемое действие.

Формирование опыта целеполагания (старший дошкольный возраст) с помощью вопроса «Значит, что нам нужно узнать (чему научиться?» Так как затруднение является личностно-значимым для каждого ребенка (оно препятствует достижению его «детской» цели, у ребенка возникает внутренняя потребность в его преодолении, то есть теперь уже ставится цель, связанная с познанием (познавательная задача, соотносимая с «взрослой» целью). Познавательная задача должна логично вытекать из причины затруднения детей.

«Открытие» нового знания (способа действия)

Вовлечение детей в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решение вопросов проблемного характера. С помощью различных вопросов (например, «Что нужно делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?» ) воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.

Реализация плана – поиск и «открытие» новых знаний (способов действий) через использование различных форм организации детских видов деятельности. Новое знание (понятие или способ действия, которое дети «открывают» , должно обуславливать, с одной стороны, преодоление затруднения (достижение «детской» цели, а с другой – решение проблемных задач обучения, воспитания, развития (достижение «взрослой» цели).

Фиксирование «нового» знания (понятия или способа действия) во внешней речи и (или) знаково. В конце данного этапа обязательно «новое» знание фиксируется подведением итога, выводом, проговариванием определения, способа, алгоритма и т. д. Чтобы не выходить за рамки игрового сюжета, используются приемы, типа «Расскажем зайчику, как мы пошли направо…»

Включение нового знания (способа действия) в систему знаний

Использование нового знания (способа действия) совместно с освоенными ранее способами с проговариванием вслух нового знания, алгоритма, способа. Педагог создает ситуации, предлагает различные виды деятельности в рамках игрового сюжета, в которых новое знание (новый способ) используется в измененных условиях совместно с освоенным раннее.

Дети слушают и повторяют инструкцию взрослого, планируют свою деятельность (например,в старшем дошкольном возрасте используются вопросы типа : «Что вы сейчас будете делать?» Как будете выполнять задание? С чего начнете? Как узнаете, что выполнили задание правильно?» и др.

Может быть организована самопроверка по образцу и (или) взаимопроверка.

Использование новых знаний (способов действия) в совместной деятельности : работа в парах , микрогруппах (если запланировано) . Важно предусмотреть оптимальное соотношение групповых, подгрупповых, парных и индивидуальных форм работ .

Осмысление

Создание ситуации успеха.

Фиксирование детьми достижения «детской» цели и проговаривание воспитателем (в младшей и средней группе) или детьми (в старшей и подготовительной к школе группе) условий, которые позволили достигнуть этой цели.

С помощью системы вопросов : «Где были?» , «Чем занимались?» , «Кому помогли?» - воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. А далее,с помощью вопросов : «Как вам это удалось?» , «Какие знания (умения, личностные качества) вам пригодились?» - подводит детей к тому, что «детской» цели они достигли благодаря тому, что они что-то узнали, чему-то научились, определенным образом проявили себя («удалось,потому что узнали (научились…»).

Структурными этапами занятий тренировочного типа являются :

1. Введение в игровую ситуацию.

2. Игровая деятельность.

3. Осмысление (итог) .

Цель занятий тренировочного типа - «закрепить» , «повторить» , «отработать » ,но она имеет новое содержание : не формальное заучивание или воспроизведение, а выявление и преодоление детьми собственных затруднений в процессе игровой деятельности.

Подводя итог тренировочного занятия, важно обратить внимание детей на то, что полученные знания помогли им выйти победителями из трудной ситуации.

Структура занятий обобщающего типа (итоговых) такая же, как и у тренировочных, но обобщающие занятия проводятся с участием двух педагогов (один организует образовательный процесс, а другой фиксирует результаты) . Целями занятий обобщающего типа (итоговых) являются систематизация накопленного детьми опыта математической деятельности и одновременно проверка уровня его сформированности.

Частота и продолжительность занятий изменяются при переходе детей с одной ступени обучения на другую.

Группа Количество в неделю Продолжительность

Младшая 1 15

Средняя 1 20

Старшая 1 25

Подготовительная 2 30

Работа с дошкольниками в этом курсе ведется в зоне ближайшего развития детей : наряду с заданиями, которые дети могут выполнить сами, им предлагают и задания, требующие догадки, смекалки, наблюдательности. Под руководством взрослого они вовлекаются в поиск, выдвигают и обсуждают разные версии, при верно найденном решении – эмоционально переживают успех. Задача взрослого – в ходе решения различных заданий создать ситуацию успеха для каждого ребенка, организовать такой образовательный процесс, который создаст максимально эффективные условия для самоизменения и саморазвития детей.

В образовательном процессе у воспитателя можно выделить две основные роли : роль организатора и роль помощника.

Как организатор, педагог моделирует образовательные ситуации; отбирает способы и средства; создает развивающую образовательную среду; организует процесс детских «открытий» . Образовательный процесс, по сравнению с привычным объяснением нового материала,должен быть принципиально нового типа : взрослый не дает знания в готовом виде, а создает ситуации, когда у детей возникает потребность эти знания для себя «открыть» , подводит их к открытиям, используя оптимальные формы организации детских видов деятельности.Если ребенок говорит : «Хочу научиться!» («Я хочу узнать!» , «Мне это интересно» , «Я тоже так хочу делать!» и т. п., – значит, взрослому удалось исполнить роль организатора.

Как помощник, взрослый создает доброжелательную, психологически комфортную среду, отвечает на вопросы детей, внимательно наблюдает за их состоянием и настроением, помогает тем, кому это необходимо, вдохновляет, замечает и фиксирует успехи каждого ребенка. Если детям комфортно в детском саду, если они свободно обращаются за помощью к взрослым и сверстникам, не бояться высказывать свое мнение, обсуждать различные проблемы (в соответствии с возрастом, то это значит, что педагогу удалась роль помощника.

Роли организатора и помощника дополняют, но не заменяют друг друга.

Немаловажную роль для создания психологического комфорта в группе играет организация взаимодействия с семьями воспитанников, направленного на эмоциональное сближение детей и близких им взрослых в радостной совместной деятельности (праздники, совместные проекты, физкультурные занятия и досуги, художественное творчество и др.). Включение семьи в жизнь детского сада позволяет родителям посмотреть на других детей, на своего ребенка со стороны, взглянуть на мир глазами ребенка, лучше понять его, научиться более эффективно общаться и взаимодействовать с ним. Важно понимать, что дефицит эмоционального общения, тепла и любви в детско-родительских отношениях напрямую негативно влияет на развитие дошкольника в целом.

В этом году подводим итоги своей работы .

Наше участие в эксперименте не сводится только к проведению занятий в рамках курса «Игралочка » . Ежегодно мы делаем отчеты о своей работе в разных формах . Например, в конце первого года было снято игровое занятие с детьми; проведено родительское собрание, на котором родители просмотрели запись и обсудили эффективность такой работы . И само собрание также было снято. Этот видеоотчет был отправлен куратору. В 2013 году участвовали в конференции «Создание развивающейся многоуровневой сети инновационных площадок как ресурс модернизации региональной системы образования». Третий год работы был в рамках реализации технологии поддержки родителей и повышения их компетенции . И за свою работу получили диплом . В этом году мы работаем в лаборатории №6 «Технология ситуация как инструмент организации образовательного процесса с дошкольниками на основе комплексной программы «Мир открытий» . Этот учебный год является итоговым завершающим и очень насыщен творческой работой . В январе 2016 года приняли участие в работе вебинара по теме : «Непрерывный курс математики Л . Г. Петерсон «Учусь учиться» в контексте реализации концепции развития математического образования». В марте подготовили видеосъемку занятия нематематической направленности, разработанного нами , в рамках технологий ситуация. Первые два года диагностика проводилась в особом компьютерном варианте. Компьютерная программа по мониторингу сама просчитывала результаты, получая только входящие данные. Последние два года мы просто проводим итоговые занятия (обобщающего типа) .

На изучении математики делают акцент многие современные школы развития, разрабатываются различные продуктивные методики обучения этой точной науке. Одна из них - методика обучения Петерсон.

Просто о сложном

Автором этой всемирно известной методики обучения математике является Людмилы Гергиевны Петерсон , доктор педагогических наук, профессор, директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...», лауреат Премии Президента РФ в области образования.

Методика Петерсон построена по принципу «слоеного пирога». Суть ее в том, что знания преподаются детям в простой и доступной форме, причем ребенок как бы «наслаивает» новую информацию на уже имеющиеся знания. Важная особенность методики в том, что она приближена к реальным потребностям ребенка. Возможно, именно поэтому дети, обучающиеся по методике Петерсон, знают намного больше своих сверстников и опережают их по развитию примерно на 1 – 2 года. Причем обучение по данной методике возможно начинать уже с трехлетнего возраста. Даже сложные для освоения темы даются детям в простой, доступной форме, которая чаще всего проходит в интересной игровой форме.

Воспитательный момент

В отличие от традиционной методики обучения в школе, где учитель объясняет, а ученик усваивает, методика
обучения Петерсон предполагает, что каждый ребенок добывает новые знания самостоятельно. Для этого ему даются определенные задания, которые он пока решать не умеет. Для того, чтобы справиться с поставленной задачей, ребенок должен предложить какой-то вариант решения, версию, гипотезу, объяснить и проверить ее. Истина рождается в результате совместного обсуждения, созидательной работы, которая воспитывает личность, при этом знания усваиваются гораздо глубже. Причем с каждым разом меняется глубина изучения и уровень восприятия полученной информации. Таким образом, если ребенок не выучил что-то на первом году обучения по методике Петерсон, у него есть все шансы овладеть этими знаниями на следующий год, правда задача при этом несколько усложнится. Чересчур сложный для изучения материал есть возможность на некоторое время отложить, чтобы затем освоить его уже на новом этапе своего развития.

Реалистичность обучения

Еще одна отличительная особенность методики Петерсон заключается в том, что она максимально приближена к реальному миру, что особенно важно на раннем этапе развития детей младшего дошкольного возраста. Дело в том, что сложные абстрактные понятия и формулы для малышей слишком трудны для освоения, особенно в плане их практического применения в жизни.

Урок-игра

Уроки по методике Петерсон напоминают увлекательную игру, что
повышает интерес к процессу обучения и во многом облегчает его, вызывают положительные эмоции и интерес. У детей, занимающихся по методике Петерсон, перед глазами всегда большой числовой ручеек. Когда нужно, предположим, сложить два числа - 3 и 1, он ставит пальчик на число 1 и делает три шажка вперед. Если нужно из 5 вычесть 2, он ставит пальчик на число пять и делает два шажка назад. Вот и вся игровая логика!

Наглядность

Во время письменных занятий на уроках по методике Петерсон используются красочные яркие тетради и учебные и наглядные пособия и игрушки, от одного взгляда на которые захочется играть не только детям, но и взрослым вместе со своими детьми. Тем более, методика построена таким образом, что для занятий необязательно посещать специальные кружки и школы раннего развития. Вполне возможно заниматься обучением детей по методике Петерсон в домашних условиях.

© 2024 educent.ru - Портал полезных знаний для школьников и их родителей