Организация совместной продуктивной деятельности воспитателя и детей. Организация продуктивной деятельности в группах детей старшего дошкольного возраста. Осуществляемая в процессе организации

Организация совместной продуктивной деятельности воспитателя и детей. Организация продуктивной деятельности в группах детей старшего дошкольного возраста. Осуществляемая в процессе организации

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы.

Выделяют следующие методы:

  • - Информационно - рецептивный, направлен на организацию и обеспечение восприятия готовой информации;
  • - Репродуктивный, направлен на закрепление упрочнение и углубление знаний усвоения способов деятельности которые уже известны;
  • - Эвристический, направлен на пооперационное или поэлементарное обучение процедурам деятельности, педагог ставит перед детьми решение не целостной задачи, а отдельных её элементов направляя на поиск решений (Педагог сообщает факт, дети делают вывод. Педагог ставит проблему, а дети выдвигают гипотезы её решения);
  • - Исследовательский - самостоятельное решение целостной задачи детьми.

Все эти общедидактические методы реализуются через систему приёмов, основные из которых наглядные, словесные и игровые.

Ведущими в продуктивной деятельности являются наглядные приёмы:

Наглядные приёмы

Наблюдение

В процессе наблюдения формируются у ребёнка представление об изображаемом предмете, об окружающем мире.

Требования к наблюдению

  • 1. Целенаправленность (особенности объекта)
  • 2. Эмоциональность, неравнодушие восприятия
  • 3. Осмысленность наблюдения (осознание тех свойств, которые предстоит изобразить: форма, цвет. Пропорции, расположение в пространстве и т.д.)
  • 4. Активность детей (эмоциональная, речевая, мыслительная, двигательная)
  • 5. Повторность наблюдения (изменяющиеся условия)
  • 6. Учёт возрастных особенностей детей.

Обследование

Целенаправленное аналитико - синтетическое восприятие объекта осязательно - двигательным и зрительным путём.

У детей формируется представление об объекте, что ложиться в основу изображения.

Обследование - это целенаправленное рассматривание предмета, который необходимо изобразить.

Вычленение внешних изобразительных признаков

Обследование можно разделить на 3 этапа

1 этап - целостное, эмоциональное восприятие предмета, через какой то выразительный признак (например Пушистый котёнок - самый выразительный признак "пушистый"

Цель: вызвать желание изобразить.

2 этап - аналитическое восприятие предмета т.е. последовательное выделение изобразительных признаков, частей и свойств предмета.

Порядок выделения (соответствует с последовательностью изображения)

  • 1. Выделяют и называют самую крупную часть предмета и её назначение.
  • 2. Определяют форму этой части (выносят зависимость формы от её назначения, условий жизни и т. д.)
  • 3. Определяют положение этой части в пространстве (различия у разных видов одного предмета)
  • 4. Затем выделяют другую достаточно крупную часть, выясняют положение, форму, величину её по отношению к основной.
  • 5. Выделяют цвет, если изображение его непроизвольно, а выполняется в соответствии с натурой.
  • 6. Обращают внимание на детали

При обследовании используется обследующий жест: обвести пальчиком форму, зрительно сопровождать движение руки.

3 этап - целостное эмоциональное восприятие предмета, как бы объединяющее целостный образ.

Обследование в разных видах изобразительной деятельности

Аппликация

  • - обследующий жест как и в рисовании, только обводить в другую сторону (справа налево)
  • - обследующий жест воспитателя сопровождается словом. (ваза: внизу линия округлая, сверху у горлышка - прямая)

Порядок операций в обследовании предмета в основном повторяет их порядок в лепке.

Порядок обследования в лепке предметов круглой и овальной формы с рельефными особенностями (яблоко, груша, огурец). И сложной расчлененной формы

1. Выделение общей формы если предмет целостный.

Выделение формы основной части если предмет расчленённой формы.

  • 2. Выделение специфической характерной формы (отличия от геометрической формы)
  • 3. Определение формы других частей и сравнение с формой центральной части.
  • 4. Определение величины других частей. По сравнению с основной.
  • 5. Определение положения этих частей по отношению к основной
  • 6. Внимание фиксируется на основных рельефных особенностях, уточняющих специфическую форму (в яблоке углубление, форму мелких деталей - клюв, ушки)

Движение пальцев при обследовании - соответствуют движению пальцев при лепке.

Схема лепки при данном обследовании

  • (круглой формы)
  • 1. Создание основной формы, близкой к геометрической фигуре
  • 2. Лепка формы специфической
  • 3. Лепка основных рельефных особенностей предмета
  • 4. Дополнительные детали (веточки, листочки)

Схема лепки - при данном обследовании

  • (сложной расчленённой формы)
  • 1. Лепка подставки
  • 2. Лепка основной наиболее крупной части (обобщенной формы)
  • 3. Лепка других крупных частей обобщённой формы
  • 4. Лепка специфической (характерной формы этих крупных частей)
  • 5. Соединение крупных частей в одно целое.
  • 6. Лепка мелких деталей предмета
  • 7. Обработка поверхностей

Зависимость обследования от способа изображения.

Изображение с натуры

Рассматривают в том ракурсе, в котором будет выполнено изображение. Фиксируют внимание на видимых частях

Изображение по представлению

Важно, чтобы дети смогли "увидеть" не только основные формы предмета, строение, но и возможные их варианты. (разные яблоки, разные машины)

Обследовать лучше натуральные предметы, обследование игрушек, скульптур, животных, птиц проводить только после наблюдений в природе, чтобы дети представляли образ "живым" выразительным не статичным.

Обследование по возможности лучше проводить после наблюдений.

Рассматривание

Картин и книжных иллюстраций (широко используемый метод).

Ни в коем случае картины или книжную иллюстрацию нельзя предлагать детям для прямого подражания.

Это косвенный приём обучения, применяется для предварительного формирования представлений и замыслов, когда невозможно познакомить детей с предметом или явлением в процессе непосредственного восприятия.

Использовать после наблюдения, с целью уточнения, обогащения представлений

Образец

Образец - это, чему дети должны следовать при выполнении различного рода заданий.

Нельзя злоупотреблять этим приёмом - дети рисуя по образцу, рисуют по видению воспитателя, а не по своему замыслу.

Результат - однообразие работ, не умение рисовать самостоятельно.

Наиболее применим в аппликации, декоративном рисовании.

При декоративном рисовании детям предлагают 2-3 примерных образца, и помогают им увидеть общее и различия.

Показ

Показ - публичная демонстрация одного из вариантов изображения.

Широко используемы метод. Используется при ознакомлении с техникой работы, с новыми способами изображения.

Показ может быть:

  • 1. Полный показ
  • 2. Частичный показ
  • 3. Общий показ (для всех детей сразу)
  • 4. Индивидуальный показ
  • 5. Показ педагога
  • 6. Показ в форме совместного действия педагога и ребёнка
  • 7. Показ способа действий ребёнком.

Словесные приёмы

Беседа - организованный педагогом разговор, во время которого воспитатель пользуется вопросами, пояснениями, уточнениями, способствует формированию представлений об изображаемом предмете или явлении.

  • - максимальное стимулирование детской активности
  • - используется в первой части работы и после завершения
  • 2. Пояснение

Пояснение - способ воздействия на сознание детей, помогающий понять и усвоить, что и как делать.

Совет используется при затруднениях детей. Важно не спешить с советом - дать ребёнку самостоятельно найти решение.

4. Напоминание

Напоминание - короткое указание. Используют перед началом процесса. Чаще речь идёт о последовательности выполнения работы, планировании и организации деятельности.

5. Поощрение

Поощрение следует чаще применять в работе с детьми. Оно вызывает желание выполнять работу хорошо, старательно. Вселяет в детей ощущение успеха.

Ни в коем случае нельзя публично критиковать работу детей, уничтожать рисунки, поделки. Такими методами - можно воспитать закомплексованного, неудачника.

6. Художественное слово

Художественное слово - вызывает интерес к теме, к содержанию изображения. Помогает привлечь внимание к детским работам. Создаёт эмоциональный настрой.

Словесные приёмы неотделимы от наглядных и игровых.

Игровые приёмы

Игровые приёмы нацелены на решения дидактических задач, созданию мотивации к деятельности.

Признаки игровых приёмов

  • 1. Игровая задача - цель предстоящих игровых действий (построим мишке домик, позовём Петрушку в гости…)
  • 2. Развитие игрового замысла (сделаем Петрушке фотографию на память)
  • 3. Игровые действия (дети фотографы - рисуют фотографии, дарят Петрушке)

Игровые действия бывают:

  • 1. Моторные (практические)
  • 2. Имитирующие действие (машут рукой - как крылом..)
  • 3. Изобразительными (рисунок в воздухе - снегопад)
  • 4. Звукоподражанием

Игровые приёмы - это способы совместного развития сюжетно-игрового замысла путём постановки игровых задач и выполнения игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.

Виды изобразительной деятельности

  • 1. Изобразительная деятельность по представлению (по воображению)
  • - подготовка на основе непосредственного восприятия (зрительного, слухового и др.)
  • - участие процессов памяти
  • - рисование по представлению на основе впечатлений полученных из различных источников (события, книги, телевидение, мультфильмы, наблюдения). Такой вид наиболее естественен для дошкольников.
  • - изображения по литературным, музыкальным произведениям
  • - изображения по замыслу на свободную темы выбранную самим ребёнком по содержанию может быть предметным, сюжетным, декоративным)
  • - изображения на свободную тему с ограниченной тематикой ("моя любимая игрушка", "Все работы хороши - выбирай на вкус"
  • 2. Изобразительная деятельность по памяти

Чаще проводится в старшей группе, в подготовительной группе в конце года

  • - процесс воспроизведения на бумаге какого - либо объекта в том пространственном положении, в котором находился этот объект в момент восприятия.
  • - развитие восприятия, наблюдательности, зрительной памяти, приучение детей к наблюдению и запоминанию, а затем к воспроизведению (для рисования малодетальных предметов, или простых пейзажей)

Последовательность действий.

  • 1 этап - наблюдение - целостное эмоциональное восприятие. Перед рисованием внимательно рассмотреть, обследовать, запомнить, чтобы затем нарисовать очень похоже - такую задачу следует ставить после первого обследования. На эмоциональном подъёме.
  • 2 этап - выделение главных объектов их своеобразие (форма. Цвет, величина, пропорции, место расположение)
  • 3 этап - вспомнить, представить рисунок. Подумать с чего следует начать рисование.
  • 4 этап - После просмотра обратить внимание на качестве запоминания.
  • 3. Изображение с натуры.
  • - изображение предмета в процессе его непосредственного восприятия с определённой точки обзора, с целью как можно более точной и выразительной его передаче.
  • - задачи: учить всматриваться в натуру, видеть выразительные признаки, различать своеобразие, точно передавать в рисунке.
  • - начинать обучение с плоской или приближённой к плоской натуре, затем прямоугольных форм с фронтальной стороны (не был виден объём) небольшим количеством деталей не заслонявших друг-друга.
  • - устанавливать натуру. Чтобы дети видели самую характерную сторону (на уровне глаз ребёнка)
  • - натура должна представлять интерес (ветка черёмухи отцветёт, а мы её красоту сохраним в рисунке)
  • - воспитатель говорит: "Как видим - так и рисуем. Сколько листочков справа - столько рисуем справа…")
  • - можно простым карандашом делать набросок, чтобы наметить пропорции и спланировать изображение.

Изобразительная деятельность, где под одним тематическим содержанием объединяются разные виды художественной деятельности

  • (рисование, лепка, аппликация)
  • - Обобщенный способ действий помогает детям ориентироваться в различных видах художественной деятельности
  • 1. Восприятие - умение всматриваться в предметы, явления - как первая ориентировка
  • 2. Ориентировка в окружающих цветах, формах в процессе изобразительной деятельности
  • 3. Способы самостоятельных действий при выборе выразительных средств
  • 4. Способы творческих действий в передаче образа в рисунке, лепке. Аппликации

В этом случае наиболее полно раскрываются возможности поисковой деятельности

5. Сотворчество воспитатели и детей (вместе с воспитателем выполняют ряд заданий, представляющий результат коллективной работы

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно - исследовательской и др.) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.

Согласно теории Л.С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.

Организация продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста

Методы в организации продуктивной деятельности детей

1. Информационно - рецептивный

Он направлен на организацию и обеспечение восприятия готовой информации

2. Репродуктивный

Он направлен на закрепление упрочнение и углубление знаний усвоения способов деятельности которые уже известны.

3. Эвристический

Направлен на пооперационное или поэлементарное обучение процедурам деятельности.

Педагог ставит перед детьми решение не целостной задачи, а отдельных её элементов направляя на поиск решений.

  • (Педагог сообщает факт, дети делают вывод. Педагог ставит проблему, а дети выдвигают гипотезы её решения.
  • 4. Исследовательский

Самостоятельное решение целостной задачи детьми.

Все эти общедидактические методы реализуются через систему приёмов.

Консультация для воспитателей детского сада

Организация продуктивных видов деятельности

детей дошкольного возраста

Методы в организации

продуктивной деятельности детей

Информационно – рецептивный

Он направлен на организацию и обеспечение восприятия готовой информации

Репродуктивный

Он направлен на закрепление упрочнение и углубление знаний усвоения способов деятельности которые уже известны.

Эвристический

Направлен на пооперационное или поэлементарное обучение процедурам деятельности.

Педагог ставит перед детьми решение не целостной задачи, а отдельных её элементов направляя на поиск решений.

(Педагог сообщает факт, дети делают вывод. Педагог ставит проблему, а дети выдвигают гипотезы её решения.

Исследовательский

Самостоятельное решение целостной задачи детьми.

Все эти общедидактические методы реализуются через систему приёмов.

1.Наглядные

Приёмы 2. Словесные

3. Игровые

Ведущими в продуктивной деятельности являются наглядные приёмы:

Наглядные приёмы

  1. Наблюдение

В процессе наблюдения формируются у ребёнка представление об изображаемом предмете, об окружающем мире.

Требования к наблюдению

  1. Целенаправленность (особенности объекта)
  1. Эмоциональность, неравнодушие восприятия
  1. Осмысленность наблюдения (осознание тех свойств, которые предстоит изобразить: форма, цвет. Пропорции, расположение в пространстве и т.д.)
  1. Активность детей (эмоциональная, речевая, мыслительная, двигательная)
  1. Повторность наблюдения (изменяющиеся условия)
  1. Учёт возрастных особенностей детей.

Особенности наблюдения в разных возрастных группах

1 младшая гр.

Выделяют один, два признака направления (например: цвет, ритм)

Наблюдение кратковременное

Не даётся установка на последующее изображение предмета

Воспитатель при изображении сам выбирает форму и цвет

Наблюдение происходит в действии, в игре

2 младшая группа

В наблюдение включают элемент обследования жестом (пальчиком очертить форму)

Средняя группа

Наблюдение более длительное

Выделяется несколько признаков (цвет, форма, строение - части, расположение в пространстве)

Повторное наблюдение с усложнением содержания и способов познания

Вопросы не только репродуктивного, но и поискового характера.

В конце наблюдения детям говорят о предстоящей работе.

Рисунки должны быть более сложные, могут быть предметные и сюжетные, черты индивидуальности проявляться за счёт композиции, деталей – дополнений, разнообразия цвета)

Старший возраст

Цель сообщается после эмоционального восприятия детьми объекта

Помочь детям выплеснуть чувства, выразить себя

Побуждать детей к поиску слов, образов, сравнений для выражения чувств

Обращать внимание на расположение предметов, рассматривать вблизи и издали. Сравнивать по величине, устанавливать взаимное расположение в пространстве: ближе к нам, дальше, справа, слева.

Формировать изобразительное представление(как можно нарисовать, какой материал лучше использовать, какой цвет бумаги лучше подойдёт.

В момент наблюдения спланировать будущий рисунок.

  1. Обследование

Целенаправленное аналитико – синтетическое восприятие объекта осязательно – двигательным и зрительным путём.

У детей формируется представление об объекте, что ложиться в основу изображения.

Обследование – это целенаправленное рассматривание предмета, который необходимо изобразить.

Вычленение внешних изобразительных признаков

Обследование можно разделить на 3 этапа

1 этап – целостное, эмоциональное восприятие предмета, через какой то выразительный признак (например Пушистый котёнок – самый выразительный признак «пушистый»

Цель : вызвать желание изобразить.

2 этап – аналитическое восприятие предмета т.е. последовательное выделение изобразительных признаков, частей и свойств предмета.

Порядок выделения. Соответствует с последовательностью изображения

  1. Выделяют и называют самую крупную часть предмета и её назначение.
  2. Определяют форму этой части (выносят зависимость формы от её назначения, условий жизни и т. д.)
  3. Определяют положение этой части в пространстве (различия у разных видов одного предмета: у сонны ствол – толстый и прямой, потоньше и скривлённый)
  4. Затем выделяют другую достаточно крупную часть, выясняют положение, форму, величину её по отношению к основной.
  5. Выделяют цвет, если изображение его непроизвольно, а выполняется в соответствии с натурой.
  6. Обращают внимание на детали

При обследовании используется обследующий жест: обвести пальчиком форму, зрительно сопровождать движение руки.

3 этап - целостное эмоциональное восприятие предмета, как бы объединяющее целостный образ.

Обследующий жест – подчиняется форме.

Младшая гр.

Совместный жест взрослого и ребёнка (Пальчик бежит нигде не останавливается. Форма круглая)

Средняя группа

Словом уточняется расположение частей предмета. (на верху, внизу, с одной стороны…)

Обследуемый жест и зрительный контроль

Важно побуждать действовать жестом и вслух называть части. Формы.

Выяснять зависимость формы и названия предмета, его частей

Старшая группа

- внимание на отношение частей в предмете по ширине, длине, высоте

Основную форму передают обобщением, приближая её к соответствующей геометрической форме (круг, овал…)

Обращать внимание на линии прямого и округлого характера.

Использовать приём сравнения при рассматривании частей одного предмета и сравнении подобных предметов между собой (обобщающий способ изображения.)

Обращать внимание на разнообразие предметов одного типа, учить видеть их выразительность, своеобразие каждого.

Помочь разрушить шаблонное изображение.

Обследование в разных видах изобразительной деятельности

Аппликация

Обследующий жест как и в рисовании, только обводить в другую сторону (справа налево)

Обследующий жест воспитателя сопровождается словом. (ваза: внизу линия округлая, сверху у горлышка– прямая)

Лепка

Порядок операций в обследовании предмета в основном повторяет их порядок в лепке.

Порядок обследования в лепке предметов круглой и овальной формы с рельефными особенностями (яблоко, груша, огурец). И сложной расчлененной формы

  1. Выделение общей формы если предмет целостный.

Выделение формы основной части если предмет расчленённой формы.

  1. Выделение специфической характерной формы (отличия от геометрической формы)
  1. Определение формы других частей и сравнение с формой центральной части.
  1. Определение величины других частей. По сравнению с основной.
  1. Определение положения этих частей по отношению к основной
  2. Внимание фиксируется на основных рельефных особенностях, уточняющих специфическую форму (в яблоке углубление, форму мелких деталей – клюв, ушки)

Движение пальцев при обследовании – соответствуют движению пальцев при лепке.

Схема лепки при данном обследовании

(круглой формы)

  1. Создание основной формы, близкой к геометрической фигуре
  1. Лепка формы специфической
  1. Лепка основных рельефных особенностей предмета
  1. Дополнительные детали (веточки, листочки)

Схема лепки – при данном обследовании

(сложной расчленённой формы)

  1. Лепка подставки
  1. Лепка основной наиболее крупной части (обобщенной формы)
  1. Лепка других крупных частей обобщённой формы
  1. Лепка специфической (характерной формы этих крупных частей)
  1. Соединение крупных частей в одно целое.
  1. Лепка мелких деталей предмета
  1. Обрботка поверхностей

Зависимость обследования от способа изображения

Изображение с натуры

Рассматривают в том ракурсе, в котором будет выполнено изображение. Фиксируют внимание на видимых частях

Изображение по представлению

Важно, чтобы дети смогли «увидеть» не только основные формы предмета, строение, но и возможные их варианты. (разные яблоки, разные машины)

Обследовать лучше натуральные предметы, обследование игрушек, скульптур, животных, птиц проводить только после наблюдений в природе, чтобы дети представляли образ «живым» выразительным не статичным.

Обследование по возможности лучше проводить после наблюдений.

  1. Рассматривание

Картин и книжных иллюстраций

Широко используемый метод

Ни в коем случае картины или книжную иллюстрацию нельзя предлагать детям для прямого подражания.

Это косвенный приём обучения, применяется для предварительного формирования представлений и замыслов, когда невозможно познакомить детей с предметом или явлением в процессе непосредственного восприятия.

Использовать после наблюдения, с целью уточнения, обогащения представлений

  1. Образец

Образец – это, чему дети должны следовать при выполнении различного рода заданий.

Нельзя злоупотреблять этим приёмом – дети рисуя по образцу, рисуют по видению воспитателя, а не по своему замыслу.

Результат – однообразие работ, не умение рисовать самостоятельно.

Наиболее применим в аппликации, декоративном рисовании.

При декоративном рисовании детям предлагают 2-3 примерных образца, и помогают им увидеть общее и различия.

  1. Показ

Показ – публичная демонстрация одного из вариантов изображения

Широко используемы метод. Используется при ознакомлении с техникой работы, с новыми способами изображения.

Показ может быть:

  1. Полный показ
  2. Частичный показ
  3. Общий показ (для всех детей сразу)
  4. Индивидуальный показ
  5. Показ педагога
  6. Показ в форме совместного действия педагога и ребёнка
  7. Показ способа действий ребёнком.

Словестные приёмы

  1. Беседа

Беседа - организованный педагогом разговор, во время которого воспитатель пользуется вопросами, пояснениями, уточнениями, способствует формированию представлений об изображаемом предмете или явлении.

Максимальное стимулирование детской активности

Используется в первой части работы и после завершения

  1. Пояснение

Пояснение – способ воздействия на сознание детей, помогающий понять и усвоить, что и как делать.

  1. Совет

Совет используется при затруднениях детей. Важно не спешить с советом – дать ребёнку самостоятельно найти решение.

  1. Напоминание

Напоминание – короткое указание. Используют перед началом процесса. Чаще речь идёт о последовательности выполнения работы, планировании и организации деятельности.

  1. Поощрение

Поощрение следует чаще применять в работе с детьми. Оно вызывает желание выполнять работу хорошо, старательно. Вселяет в детей ощущение успеха.

Ни в коем случае нельзя публично критиковать работу детей, уничтожать рисунки, поделки. Такими методами – можно воспитать закомплексованного, неудачника.

  1. Художественное слово

Художественное слово – вызывает интерес к теме, к содержанию изображения. Помогает привлечь внимание к детским работам. Создаёт эмоциональный настрой.

Словесные приёмы неотделимы от наглядных и игровых.

Игровые приёмы

Игровые приёмы нацелены на решения дидактических задач, созданию мотивации к деятельности.

Признаки игровых приёмов

  1. Игровая задача – цель предстоящих игровых действий (построим мишке домик, позовём Петрушку в гости…)
  1. Развитие игрового замысла (сделаем Петрушке фотографию на память)
  1. Игровые действия (дети фотографы – рисуют фотографии, дарят Петрушке)

Игровые действия бывают:

  1. Моторные (практические)
  1. Имитирующие действие (машут рукой – как крылом..)
  2. Изобразительными (рисунок в воздухе – снегопад)
  1. Звукоподражанием

Игровые приёмы – это способы совместного развития сюжетно-игрового замысла путём постановки игровых задач и выполнения игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.

Характер игровых приёмов

  1. Сюжетно – игровая ситуация по типу режиссерских игр.

Обыгрывание предметов или игрушек (пришёл Буратино очень расстроенный. Что не увидел г. Усть-Кут, где живут дети. Как можно помочь Буратино?)

Обыгрывание изображения (нарисовали дорожку – по ней катится колобок, нарисованная птичка летает, клюёт зерна…)

Обыгрывание незаконченного изображения с целью анализа, создаваемого образца (цыплёнку сыпет кроши. Почему он не клюёт? У него нет клюва – надо дорисовать, а то он останется голодный)

  1. Игровые приёмы с ролевым поведением детей и взрослых

Детям предлагают роль гончаров, художников, строителей, фотографов и т.д.)

Виды изобразительной деятельности

  1. Изобразительная деятельность по представлению (по воображению)

Подготовка на основе непосредственного восприятия (зрительного, слухового, тактильно-моторного

Участие процессов памяти

Рисование по представлению на основе впечатлений полученных из различных источников (события. книги. телевидение. мультфильмы, наблюдения…)

(Такой вид наиболее естественен для дошкольников.)

Изображения по литературным, музыкальным произведениям

Изображения по замыслу на свободную темы выбранную самим ребёнком по содержанию может быть предметным, сюжетным, декоративным)

Изображения на свободную тему с ограниченной тематикой («моя любимая игрушка», «Все работы хороши - выбирай на вкус»

  1. Изобразительная деятельность по памяти

Чаще проводится в старшей группе, в подготовительной группе в конце года

Процесс воспроизведения на бумаге какого – либо объекта в том пространственном положении, в котором находился этот объект в момент восприятия.

Развитие восприятия, наблюдательности, зрительной памяти, приучение детей к наблюдению и запоминанию, а затем к воспроизведению (для рисования малодетальных предметов, или простых пейзажей)

Последовательность действий .

1 этап – наблюдение – целосное эмоциональное восприятие

Перед рисованием внимательно рассмотреть, обследовать, запомнить, чтобы затем нарисовать очень похоже – такую задачу следует ставить после первого обследования. На эмоциональном подъёме.

2 этап – выделение главных объектов их своеобразие (форма. Цвет, величина, пропорции, место расположение)

3 этап – вспомнить, представить рисунок. Подумать с чего следует начать рисование.

4 этап – После просмотра обратить внимание на качестве запоминания.

  1. Изображение с натуры .

Изображение предмета в процессе его непосредственного восприятия с определённой точки обзора, с целью как можно более точной и выразительной его передаче.

Задачи: учить всматриваться в натуру, видеть выразительные признаки, различать своеобразие, точно передавать в рисунке.

Начинать обучение с плоской или приближённой к плоской натуре, затем прямоугольных форм с фронтальной стороны (не был виден объём) небольшим количеством деталей не заслонявших друг-друга.

Устанавливать натуру. Чтобы дети видели самую характерную сторону (на уровне глаз ребёнка)

Натура должна представлять интерес (ветка черёмухи отцветёт, а мы её красоту сохраним в рисунке)

Воспитатель говорит: «Как видим - так и рисуем. Сколько листочков справа – столько рисуем справа…»)

Можно простым карандашом делать набросок, чтобы наметить пропорции и спланировать изображение.

Изобразительная деятельность, где под одним тематическим содержанием объединяются разные виды художественной деятельности

(рисование, лепка, аппликация,)

Обобщенный способ действий помогает детям ориентироваться в различных видах художественной деятельности

  1. Восприятие – умение всматриваться в предметы, явления – как первая ориентировка
  2. Ориентировка в окружающих цветах, формах в процессе изобразительной деятельности
  3. Способы самостоятельных действий при выборе выразительных средств
  4. Способы творческих действий в передаче образа в рисунке, лепке. Аппликации

В этом случае наиболее полно раскрываются возможности поисковой деятельности

  1. Сотворчество воспитатели и детей (вместе с воспитателем выполняют ряд заданий, представляющий результат коллективной работы

  • · Основная форма работы - обучение детей на занятиях
  • · Фронтальная (групповая) форма
  • · По подгруппам
  • · Игровая форма
  • · Индивидуально - творческая деятельность
  • · Игры - чертежи
  • · Развивающие игры
  • · Интегрированная форма обучения

На первом этапе работы воспитатель ставит перед собой цели:

  • · Дать детям знания и представления о формах самостоятельного поведения;
  • · Довести детей к пониманию нравственной категории самостоятельности, её значимости в личностном и социальном смысле;
  • · Ввести в лексикон слова «сам», «самостоятельный»;
  • · Способствовать приобретению форм самостоятельного поведения

Формы работы:

  • 1. Подбор художественной литературы.
  • 2. Просмотр видеофильмов и видеороликов.
  • 3. Постановка кукольного театра.
  • 4. Создание проблемных ситуаций.
  • 5. Проведение эстетических бесед на тему: «Самостоятельность»

На втором этапе работы воспитатель ставит перед собой цель:

· Формировать интерес и положительное отношение к выбранному виду продуктивной деятельности.

Формы работы:

  • 1. Беседы.
  • 2. Экскурсии.
  • 3. Развлечение.
  • 4. Рассматривание картинок, работ по выбранной теме.
  • 5. Тематическое занятие.

На третьем этапе работы ставится цель:

  • · Накопление детьми умений и навыков работы в данном виде деятельности;
  • · Развитие общественных мотивов деятельности;
  • · Приобретение детьми элементов самоконтроля и самооценки;
  • · Формирование самостоятельного поведения.

Формы работы:

  • 1. Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук.
  • 2. Работа детей с помощью пошаговой инструкции.
  • 3. Работа детей по инструкционным картам.
  • 4. Упражнения в раскрашивании готовых поделок и игрушек.
  • 5. Коллективные работы.
  • 6. Домашние задания.

На первом этапе перед ними ставится задача сформировать у детей представления о формах самостоятельного поведения и подвести к пониманию самостоятельности, как значимого качества личности. С этой целью рекомендуется использовать примеры литературных и сказочных героев. При отборе содержания должна учитываться его динамичность, созвучность личному опыту дошкольника, чтобы оно вызвало у детей отклик и сопереживание.

Чтение художественных произведений побуждает детей к обмену впечатлениями по поводу содержания в виде реплик, оценочных суждений, в виде связных высказываний, созвучных услышанному повествованию («Невеличка маленькая совсем, а умеет сама убираться…», «Я тоже штаны порвал, научусь сам зашивать….», «Сам умею одеваться, я большой…», «Некрасиво с дырками ходить…», «Если бы он сам одевался, так бы не получилось…», «Папа мне сделает лопатку, я сам буду копать…»).таким образом, опыт каждого ребёнка становится достоянием детского коллектива.

Перед просмотров видеофильмов требуется некоторая подготовка детей- перед ними будут становиться вопросы, на которые они должны были ответить после просмотра. Если дети затрудняются с вопросами, проводить повторный показ отдельных кадров или фрагментов фильма. Через некоторое время организовывать повторный показ фильмов, после чего в беседе с детьми побуждать их не столько к пересказу, сколько к анализу фактов, установлению связи между ними.

Для закрепления знаний о самостоятельности и формах самостоятельного поведения очень хорошо использовать специально организованные и стихийно возникшие проблемные ситуации во время прогулок, занятия, режимных моментов. Тем самым у детей возникает необходимость активно использовать слова «сам» и «самостоятельный» и демонстрировать свою способность действовать самостоятельно в тех или иных ситуациях.

С целью суммирования, уточнения и систематизации знаний, приобретённых детьми в результате проделанной работы следует провести этическую беседу «О самостоятельности». В процессе беседы можно вспомнить эпизоды из художественных и мультипликационных фильмов, рассмотреть иллюстрации уже в знакомых книгах. Детям предлагать вопросы, направленные на установления связей, отношений, обобщений усвоенных знаний. Это побуждает детей активно пользоваться термином «самостоятельный», вспоминая эпизоды из рассказов, сказок, кукольных постановок, а так же реальные ситуации, происходящих с ними: «Я маленькая была - тоже ходить не хотела, теперь сама могу ходить…», «Я уже самостоятельный, сам на улицу одеваюсь….», «надо быть самостоятельным, чтобы никогда не просить…», «самостоятельный - кто делает всё сам…» и др.

На втором этапе для создания у детей интереса и положительного отношения к виду деятельности можно использовать беседу о том, какую пользу приносит людям тот вид деятельности, который дети сейчас выполняют. В ходе её детям полезно рассматривать иллюстрации, послушать стихи, вспомнить знакомые потешки.

На следующем этапе нашей работы для накопления навыков и умений у детей для занятий очень важно использовать игры для развития тонкой моторики пальцев, так как любая продуктивная деятельность связана с работой рук и требует сноровки и ловкости в обращении.

Первые детские поделки лучше создавать при непосредственном участии педагога. Освоив некоторые приёмы лепки, дети переходят к работе посредством пошаговой инструкции - педагог объясняет и показывает, дети повторяют все действия.

Затем можно применить усложняющиеся задания с использованием инструкционных карт. На них графически изображается ход работы с тем или иным материалом продукта деятельности, например лепка(на сколько нужно разделить основной кусочек пластилина, какие формы сделать, последовательность сборки игрушки - это послужит своеобразным упражнением в самоконтроле. («Гусенички», «Божьи коровки», «Цыплята»)

Параллельно с лепкой дети могут освоить технику раскрашивания объёмных фигурок сначала по образцу, а затем по собственному замыслу. Так получится ещё одна возможность формирования у детей элементов самоконтроля (игрушку нужно раскрасить со всех сторон).

Когда дети в большинстве своём освоят основные навыки и приёмы лепки и раскрашивания, можно ввести дополнительный сказочный персонаж. Помимо Колобка на занятие к ребятам приходит Незнайка, который ничего не знает, не умеет, но всему хочет научиться. Дети здесь выступают в роли учителя, обнаруживая тем самым умение планировать деятельность, выбирать средства, ставить цель.

Для закрепления форм самостоятельного поведения с детьми можно использовать ряд домашних заданий, например: «Научи маму подготовить пластилин для лепки», «придумай, сделай и покажи друзьям», «у кого, что получилось». Дети делают игрушки дома и приносят их в детский сад. Благодаря этому имеется возможность судить о степени эффективности усилий воспитателя в работе.

Выступление на педсовете:

«Формы организации изобразительной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.»

Воспитатель: Ельчанинова Е.Н.

Формы могут различаться по степени самостоятельности участников:

    По показу . Проводится тогда, когда есть необходимость познакомить детей с новым сложным приёмом, способом работы, материалом. Дети пошагово копируют действия педагога. Чаще используется для младшего возраста.

    С использованием частичного показа . Когда деятельность в целом знакома детям, вводится новый приём, который и показывается, остальное дети делают сами.

    С натуры . Позволяет самостоятельно нарабатывать опыт технических приёмов. Но может быть и рисование с натуры, и копирование репродукций художников как тренировочное занятие.

    По памяти. Проводится как закрепление впечатлений и знаний после наблюдения, восприятия объекта.

    С использованием вариативных образцов . Ребёнок работает в целом самостоятельно, некоторые элементы по выбору может «подсмотреть» на каком-либо образце. Например, рисование осеннего пейзажа с использованием выставки репродукций художников. Это позволяет реализоваться детям неуверенным, продвинутым детям потренироваться в срисовывании более сложных элементов.

    По схеме, иллюстрирующей последовательность выполнения действий. Чаще используется в конструировании.

    Творческая, полностью самостоятельная работа на заданную тему.

По содержанию занятия изобразительной деятельностью могут быть практическими и теоретическими.

Теоретические:

Ознакомление с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

Знакомство с творчеством художников;

Знакомство с жанрами искусства, конкретными произведениями;

Эстетические наблюдения;

Практические:

Непосредственно-изобразительная, дизайнерская, продуктивная деятельность;

Исследовательская деятельность, экспериментирование;

Игры, конкурсы.

Рассмотрим вариативные формы организации продуктивной деятельности детей в ДОО.

Одна из наиболее разработанных в практике дошкольного образования форм организации детской изобразительной деятельности – это мастерская.

Мастерская, как форма организации совместной (партнёрской) деятельности взрослого и детей.

В настоящее время психолого-педагогические условия организации образовательной деятельности с детьми в форме «мастерской» разработаны известным детским психологом Н.А. Коротковой:

Стиль поведения взрослого (переход от административно-регламентирующего к непринуждённо-доверительному);

Рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа (от отдельного места за учительским столом к месту за общим столом рядом с детьми);

Отношение педагога к выполнению общей работы (от общего руководства к участию в выполнении определённой части работы)

1. В совместной партнёрской деятельности меняется положение детей.

Дети могут сами решать, участвовать им в общей работе или нет. У ребёнка появляется возможность выбора: участвовать в этой работе или организовать что-то другое.

2. В процессе работы вырабатывается порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение детей за общим столом, их общение друг с другом по ходу работы и перемещение по мере необходимости. Дети в процессе работы могут обратиться к педагогу, подойти к нему, обсудить с ним интересующие их вопросы, связанные с выполнением работы, получить необходимую помощь, совет.

3. Дети могут работать в разном темпе. Объём работы каждый ребёнок может определить для себя сам: что он сделает сегодня, что может отложить на завтра и т.д., но то что запланировал, сделает хорошо и доведёт начатое до конца. Дети, которые закончат работу раньше, могут заниматься тем, что их интересует. В том случае, если ребёнок не может справиться с работой сразу, он может продолжить её в последующие дни, но обязательно должен стремиться к получению результата. В этом ему помогает педагог.

4. Работа в форме «мастерской» может проводиться как в процессе непосредственно образовательной деятельности (вместо занятий аппликацией, рисованием, лепкой), так и в режимные моменты (в утренние часы до завтрака, вечером и др.). При этом длительность работы детей должна регулироваться педагогом. Если работа в форме «мастерской» осуществляется в НОД, то по длительности она даже для увлечённых детей не должна превышать нормы СанПиН. В ходе режимных моментов работа «мастерской» регулируется распорядком дня, но по длительности так же не должна превышать нормы СанПиН.

5. Педагогу важно с одной стороны обеспечить плавный переход детей от организованных форм к самостоятельной деятельности, а с другой стороны, не допустить того, чтобы ребёнок не завершил начатое им дело. Для этого педагог в деликатной форме должен своим участием, поддержкой, используя индивидуальный подход к каждому ребёнку, добиваться завершения работы.

Алгоритм работы мастерской

1. Совместное с детьми обсуждение какой-либо проблемы или задачи, требующей продуктивного решения. Проговаривание общей цели – что будем делать.

2. Совместное обсуждение способа организации деятельности – как будем делать: каждый свою часть работы индивидуально или подгруппами.

3. Показ нового материала (приёма работы), если есть.

4. Самостоятельная работа всех участников мастерской.

5. Совместное обсуждение общего результата, использование общего продукта для решения проблемы, задачи.

Безусловно, данная форма хороша, если основной задачей педагога в планируемой образовательной деятельности является развитие творческих способностей детей, на основе уже имеющихся у них знаний и умений. В тех же случаях, когда необходимо дать детям новое знание, обучить новым техническим приёмам работы, показать возможности использования нового материала и др. эта форма не может быть применена.

Поэтому предлагаю Вашему вниманию ещё одну форму организации образовательной деятельности детей, целью которой является преимущественно ознакомление с новым материалом.

Мастер-класс

Эта форма работы предполагает взаимодействие детей и «мастера», ознакомление детей с каким-либо новым для них «мастерством», обучение новым способам работы, новым техническим приёмам, обработке новых для детей материалов. В качестве «мастера» выступает, как правило, не воспитатель данной группы. Это может быть приглашённый художник, мастерица. В качестве «мастера» может выступать родитель, педагог из другой группы, из учреждения доп. образования и даже старший ребёнок.

Алгоритм технологии Мастер-класса

    Краткая презентация опыта мастера

Информация о представляемом виде искусства, художественной технике, материале. Об использовании этого искусства, техники, материала в жизни, быту людей. Представление собственных изделий, выполненных в данной художественной технике, материале.

    Представление способа работы

показ и объяснение способа в живую; представление схемы-алгоритма деятельности; в виде мультимедийной презентации и др.

    Самостоятельная деятельность детей

Самостоятельная деятельность участников мастер-класса, как правило, это воспроизведение предложенного алгоритма работы с получением заданного результата, но в некоторых случаях возможна частично творческая деятельность с использованием продемонстрированного способа работы.

Мастер наблюдает за работой детей, помогает им в случае затруднения, даёт советы.

    Рефлексия

Любование получившимися изделиями. Оценивание детьми нового вида искусства, способа работы, материала.

Развитию изобразительной деятельности в дошкольном возрасте способствует так же ознакомление детей с жанрами и видами искусства, творчеством художников. Интересной с этой точки зрения является организация работы музея или выставки.

Музей (выставка)

Использование данной формы удобно с целью ознакомления детей с определённым видом, жанром искусства, творчеством какого-либо художника, отдельным произведением.

Данная форма длительная по времени, состоящая из нескольких относительно самостоятельных компонентов, поэтому может быть отнесена к комплексным. Важно для педагога организовать деятельность в форме совместной с детьми на различных этапах работы.

Алгоритм работы:

1. Организация экспозиции. Может быть совместно с детьми: поиск и подбор экспонатов, оформление в интерьере помещения. Может быть воспитателем без детей в качестве сюрприза.

2. Организация «экскурсии» детей на выставку (в музей). Рассматривание экспонатов, беседа. Мотивация на самостоятельное творчество детей.

3. Организация самостоятельной творческой деятельности детей (а может быть и взрослых: педагогов, родителей) по мотивам экспонатов музея (выставки).

4. Совместная работа воспитателя и детей по дополнению экспозиции работами детей.

© 2024 educent.ru - Портал полезных знаний для школьников и их родителей