Андрей Белый "Золото в лазури": анализ. "Золото в лазури" (Белый): описание и анализ сборника из энциклопедии А белый золото в лазур анализ сборника

Андрей Белый "Золото в лазури": анализ. "Золото в лазури" (Белый): описание и анализ сборника из энциклопедии А белый золото в лазур анализ сборника

260, стр. Литографированные издательские обложки работы Н. Феофилактова. Цена 2 рубля. Формат: 20х16 см. Первая книга стихотворений!

Библиографическое описание:

1. Библиотека русской поэзии И.Н. Розанова, М., 1975, №2195.

2. Тарасенков А. «Русские поэты XX века», М., 1966, стр. 53.

3. Книги и рукописи в собрании М.С. Лесмана, М., 1989, №235.

4. Тарасенков А.К., Турчинский Л.М. «Русские поэты XX века», М., 2004, стр. 104.

5. The Kilgour collection of Russian literature 1750-1920. Harvard-Cambrige, 1959, №175.

6. Автографы поэтов Серебряного века. Дарственные надписи на книгах. Издание РГБ, Москва, 1995, стр. 89.

«Одной из самых утонченных эпох в истории русской культуры», эпохой «творческого подъема поэзии и философии после периода упадка» называл Н.А. Бердяев «культурный ренессанс начала века». Серебряный век. «Вместе с тем, - писал философ о том времени, - русскими душами овладели предчувствия надвигающихся катастроф. Поэты видели не только грядущие зори, но и что-то страшное, надвигающееся на Россию и мир». Культурный ренессанс, подъем поэзии и философии, грядущие зори, предчувствие катастроф - в этих ключевых словах (символах) запечатлены характерные черты духовной жизни России начала XX столетия:

Двадцатый век... Еще бездомней,

Еще страшнее жизни мгла

(Еще чернее и огромней

Тень Люциферова крыла).

(Блок А. «Возмездие»)

Бугаев, Борис Николаевич (Андрей Белый) - знаменитый русский писатель, поэт-декадент, ярчайший представитель этого ренессанса. Вот краткая биография поэта до момента появления в печати сборника «Золото в лазури»:

1880, 14 октября (26 октября н. ст.). Борис Николаевич Бугаев родился в Москве, в доме Рахманова на углу Арбата и Денежного переулка. Отец - Николай Васильевич Бугаев (1837-1903), математик, профессор Московского университета. Мать - Александра Дмитриевна Бугаева, урожд. Егорова (1858-1922).

1884, май - сентябрь. Первое лето в Демьянове (Клинского уезда Московской губ.), в имении В. И. Танеева.

Осень. Первое впечатление от поэзии и музыки.

Лето. В Демьянове.

1890, конец апреля. Поездка в Киев.

4 мая - 19 июля. В Городищах, близ Киева, у родственников Н.В. Бугаева.

20 - 24 июля. По пути из Киева в Москву - в Боярках, на даче Куперников.

1891, Дружба с Б. Радэн.

Лето. В Демьянове. Дружба с семейством Эртелей.

Сентябрь. Поступает в московскую частную гимназию Л.И. Поливанова.

1892. июнь - август. В Перловке (Московской губ., по Ярославской ж. д.).

Осень. Уходит Б. Радэн.

1893, июнь - август. На даче в Царицыне (под Москвой). Увлечение М.С. Муромцевой, дочерью С.А. Муромцева.

Июнь - июль. С матерью в имении Бутлеров Александрия (Спасского уезда Тамбовской губ.) и в Липягах (близ Спасска).

Июль - август. В Либаве, на Балтийском море.

Июль - август. В Бобровке (Тамбовской губ.).

Конец лета. В имении Александрия.

Сентябрь - октябрь. Первые опыты творчества (стихи). Участие в гимназическом журнале.

Конец года. Знакомство с С.М. Соловьевым и его родителями - М.С. и О. М. Соловьевыми.

1896

До лета. Близость с семейством Соловьевых. Увлечение литературой, проблемами философии.

Май - июнь. Первая поездка с матерью за границу: Берлин, Париж, Швейцария (Берн, Тун, Цюрих). В Туне - совместная жизнь с семейством проф. Н.А. Умова.

Июль - август. С матерью в санатории д-ра Ограновича (имение Аляухово, близ Звенигорода). Общение с аббатом Габриелем Ожэ.

Сентябрь. Попытки писать прозаические произведения (фантастическая повесть, лирические отрывки).

Ноябрь - декабрь. Начало интереса к «новому» искусству (прерафаэлитам, французским символистам).

Участие в любительских театральных постановках.

Знакомство с будущим художником В. В. Владимировым.

1897

Январь. Написана романтическая сказка - самый ранний из сохранившихся юношеских творческих опытов.

Лето. С матерью в Даниловке, имении Усовых (Петровского уезда Саратовской губ.). Интерес к философии и эстетике А. Шопенгауэра.

Осень. Написана 2-актная драма (не сохранилась), отмеченная воздействием Г. Ибсена, М. Метерлинка, Г. Гауптмана.

1898

Апрель. Записаны первые фрагменты мистерии «Антихрист».

Май. В гостях у С.М. Соловьева в имении его бабушки, А.Г. Коваленской, Дедово (в 8-ми верстах от ст. Крюково Николаевской ж. д., под Москвой).

Июнь - сентябрь. С матерью в Даниловке. Пишет стихи и лирические отрывки в прозе.

Осень. Н.В. Бугаев покупает имение Серебряный Колодезь (Старогальская волостьЕфремовского уезда Тульской губ.).

1899

Январь - февраль. Работа над мистерией «Антихрист».

Январь - май. «Агитация за символизм» среди знакомых.

Февраль - март. Работа над первым произведением в жанре «симфонии» («пред-симфония»).

Май. Сдача выпускных экзаменов за 8-й класс и окончание гимназии Л.И. Поливанова (29 мая).

1 июня. Подано прошение о принятии на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета.

Июнь - август. Первое лето в имении Серебряный Колодезь. Работа над «предсимфонией». Чтение книг по естествознанию.

Сентябрь. Начало занятий в университете. Знакомство и начало дружбы с А.С. Петровским.

Ноябрь. Реферат в физическом кружке проф. Н.А. Умова «О задачах и методах физики».

1900

Январь - апрель. Работа над 1-й частью «Северной симфонии». Обработан драматический отрывок «Пришедший» (из мистерии «Антихрист»).

Конец апреля - начало мая. У Соловьевых - встреча и разговор с Вл. С. Соловьевым. Знакомство с «Краткой повестью об антихристе» Вл. Соловьева.

Май. Экзамены при переходе на второй курс университета.

Июнь - август. В имении Серебряный Колодезь с экономкой М. Ф. Вучетич. Работа над стихами, 2-й и 3-й частями «Северной симфонии». Импровизации на рояле.

Сентябрь - декабрь. Изучение трудов Вл. Соловьева.

Декабрь. Закончена «Северная симфония» (4-я часть).

1901

«...единственный год в своем роде: переживался он максимальнейшим напряжением» (МБ).

Февраль. Встречает М.К Морозову на симфоническом концерте; переживания «мистической любви» к ней.

Март. Исповедальные письма (анонимные) к М.К. Морозовой.

Начало работы над 2-й «симфонией» (вчерне написана 1-я часть).

Май. Написана 2-я часть 2-й «симфонии». Поездка на четыре дня в Дедово, чтение Соловьевым двух частей 2-й «симфонии».

Экзамены в университете.

Июнь - июль. Серебряный Колодезь. Наблюдение и «изучение» закатов.

Работа над 3-й и 4-й частями 2-й «симфонии».

Август. Окончание 2-й «симфонии».

Пишет поэму «Фонтан».

Возвращение в Москву.

Сентябрь. Первое знакомство со стихами А.А. Блока.

Общение с П.Н. Батюшковым. Интерес к теософии.

Октябрь. М.С. Соловьев передает рукопись 2-й «симфонии» для ознакомления В.Я. Брюсову.

Написан первый рассказ (в переработанном виде - «Мы ждем его возвращения»).

Середина ноября. Решение М.С. Соловьева и В.Я. Брюсова печатать 2-ю «симфонию» с маркой издательства «Скорпион» под псевдонимом «Андрей Белый» (придуман М.С. Соловьевым).

Ноябрь. Знакомство с Эллисом (Л. Л. Кобылинским), Г.А. Рачинским.

Ноябрь - декабрь. Работа над первоначальной редакцией 3-й «симфонии».

6 декабря. У Соловьевых - знакомство с Д.С. Мережковским и З.Н. Гиппиус.

1902

Весна. Переписка с 3.Н. Гиппиус и Д.С. Мережковским.

Обрабатывает кандидатское сочинение «Об оврагах».

Сближение с Эллисом.

1 или 4 апреля. Встреча с Э.К. Метнером на концерте под управлением А. Никиша.

Апрель. Выходит в свет «Симфония (2-я, драматическая)» ([М.]: Скорпион, ).

Апрель - май. Работа над 3-й «симфонией» (в первоначальной, уничтоженной редакции).

Май. Сближение с Э.К. Метнером.

Чтение стихов у Брюсова, их критика Брюсовым.

Июнь - август. Серебряный Колодезь.

Работа над 3-й «симфонией» «Возврат» и первоначальной редакцией 4-й «симфонии» (1-я и 2-я части), статьей «Формы искусства».

Впервые читает «Так говорил Заратустра» Ф. Ницше в подлиннике, изучает И. Канта.

Сентябрь. Чтение «Возврата» у Соловьевых.

Сентябрь - октябрь. Посещение «сред» Брюсова.

Переработка 4-й «симфонии».

23 октября. Шафер на свадьбе Э. К. Метнера (уезжающего затем в Нижний Новгород).

1 - 15 ноября. Посещение концертов певицы М.А. Олениной-д"Альгейм.

8 ноября. Передает Брюсову рукопись «Северной симфонии» для опубликования в «Скорпионе».

Середина ноября. Знакомство с С.П. Дягилевым и А.Н. Бенуа.

Ноябрь. «О формах искусства» - реферат в студенческом филологическом обществе.

Ноябрь - декабрь. Работа в университетской химической лаборатории по органической химии.

В №11 и №12 «Мира искусства» - первые журнальные публикации Белого (статьи «Певица» и «Формы искусства»).

1903

4 января. Отправил первое письмо к Блоку, одновременно получив письмо от Блока.

16 января. Смерть М. С. Соловьева и самоубийство О.М. Соловьевой.

Январь. Обрабатывает драматический отрывок «Пришедший» для «Северных цветов».

В № 1 журнала «Новый Путь» - отрывок из письма Белого к Мережковскому под заглавием «По поводу книги Д.С. Мережковского «Л. Толстой и Достоевский»», за подписью «Студент-естественник».

20 февраля. Высылает Брюсову цикл стихов («Призывы») для альманаха «Северные цветы» - поэтический дебют Белого.

Март. Знакомство с С.А Соколовым (главой изд-ва «Гриф»), Н.И. Петровской, К. Д. Бальмонтом, М. А. Волошиным, Ю. К. Балтрушайтисом, С.А. Поляковым.

Написано «открытое письмо» «Несколько слов декадента, обращенных к либералам и консерваторам» (Хроника журнала «Мир искусства». 1903. №7).

Выходят в свет 3-й альманах «Северные цветы» (М: Скорпион, 1903), включающий цикл «Призывы» и драматический отрывок «Пришедший», и «Альманах книгоиздательства «Гриф»» (М., 1903) с циклом стихов Белого и «Отрывками из 4-й симфонии».

Апрель. Брюсов предлагает Белому подготовить книгу стихов для «Скорпиона».

Конец апреля. Первая литературная вечеринка у Белого (Бальмонт, Брюсов, Балтрушайтис, Соколов, Поляков, П.П. Перцов и др.).

Май. Государственные экзамены (22 мая - удостоверение об окончании университета по естественному отделению физико-математического факультета).

Начало июня. Знакомство и встречи с поэтом Л.Д. Семеновым.

Июль - август. Работа над стихами. «Почти весь том «Золото в лазури» написан в это лето».

Изучение И. Канта.

Написаны статьи «О теургии», «Символизм, как миропонимание», «Критицизм и символизм».

16 - 17 августа. Высылает в «Скорпион» рукопись книги стихов («Золото в лазури»).

Середина сентября. Возвращение в Москву.

Октябрь. Формирование кружка «аргонавтов» (идеологи - Белый и Эллис). Начало дружбы с Н.И. Петровской.

Начинаются «воскресенья» у Белого.

Середина октября. Выходит в свет «Северная симфония (1-я, героическая)» (М.: Скорпион, 1904).

Ноябрь. Знакомство с Д.В. Философовым.

Переживания «мистериальной» влюбленности в Н.И. Петровскую.

Ноябрь - декабрь. Участие в организации журнала «Весы».

Начало декабря. Конфликт с Брюсовым на почве взаимоотношений с издательством «Гриф».

1904

11 января. «Воскресенье» на квартире Белого с участием Блока и Брюсова

Конец января. Начало «романа» с Н.И. Петровской.

Февраль. Написан прозаический отрывок «Аргонавты».

Цикл стихов Белого и рассказ «Световая сказка» в «Альманахе «Гриф»» (М., 1904).

Конец марта. Выходит в свет первая книга стихов и лирической прозы «Золото в лазури» (М.: Скорпион, 1904).

Именно первый год XX столетия стал годом «рождения к жизни «Андрея Белого». В Москве, на Арбате, в доме М.С. Соловьева (брата философа Вл. Соловьева) сын известного математика, профессора Московского университета Николая Васильевича Бугаева, студент естественного отделения физико-математического факультета Борис Бугаев был наречен «Андреем Белым». Под этим псевдонимом, предложенным М.С. Соловьевым, решено было печатать написанную студентом-естественником «Симфонию» (»2-ю, драматическую»). Речь шла не о музыкальном, а о литературном (прозаическом) произведении, впрочем, границы музыки, поэзии и прозы уже в первых сочинениях Белого оказались едва уловимыми. Свежие идеи и формы «Симфонии», сознательный выбор для ее публикации издательства «Скорпион», представление рукописи для ознакомления и оценки такому литературному авторитету, как Валерий Брюсов, - все это сразу связало молодого автора с новым литературно-художественным направлением рубежа XIX-XX веков, именовавшим себя «символизм». 1903 год оказался одним из самых трагичных в жизни Андрея Белого: в первую его половину ему пришлось пережить сразу три потери: сначала умерли Михаил Сергеевич и Ольга Михайловна Соловьевы, затем, спустя четыре месяца - отец. 16 января скоропостижно скончался Михаил Сергеевич. В тот же день в состоянии глубокого аффекта, будучи не в силах пережить утрату супруга, застрелилась из револьвера Ольга Михайловна. Потрясенный Борис посвятил памяти старших друзей, коим был стольким обязан, проникновенное стихотворение, выдержанное в символистском духе:

Могилу их украсили венками.

Вокруг без шапок мы в тоске стояли.

Восторг снегов, крутящийся над нами,

В седую Вечность вихри прогоняли.

Внезапно осиротевшему другу Сергею Соловьеву, жившему временно у родственников, о смерти родителей пришлось сообщать Борису, не ведавшему, что через четыре с полови-ной месяца ему придется испытать то же самое... Белый давно задумал устроить у себя в квартире нечто вроде литературного салона. Пробный шар был запущен в конце апреля. На литературную вечеринку, совмещенную с легким ужином и чаепитием, из поэтов пришли Брюсов, Бальмонт, Балтрушайтис, Эллис, из издателей - Поляков и Соколов, остальные - просто друзья. Больше всего Борис боялся, что консервативно настроенный отец, не приемлющий устоев символизма, затеет нервную и ненужную дискуссию, уведя разговор в бесплодное русло. По счастью, этого не произошло: Николай Васильевич держал себя с достоинством и более запомнился гостям как веселый и радушный хозяин. Мать вела себя точно великосветская львица, чай из самовара разливала так, будто совершала тайный мистический ритуал. Только Эллис ухитрился омрачить творческую и благожелательную атмосферу: он начисто разругался с раззадорившим его Брюсовым.

Между тем приблизилось серьезное испытание - выпускные экзамены в университете. Нужно было осилить с десяток 500-страничных томов по проблемам, весьма далеким от поэзии, эстетики и философии. Кроме того, освоение курсов ботаники, зоологии, анатомии и физиологии и прочего требовало регулярного посещения практических занятий. Как вспоминал впоследствии Белый, одна мысль о строении черепа рыбы костистой бросала его в дрожь... И все же, благодаря уникальной памяти, он преодолел все казавшиеся неприступными препятствия. Проявив природный талант и смекалку, он за неделю осиливал неподъемные фолианты, на изучение которых иным потребовался бы год, а то и два:

«Я, к изумлению, курс анатомии все ж одолел, педантичнейше следуя методу запоминанья, который придумал себе: перед каждым экзаменом засветло я раздевался, как на ночь; и мысленно гнал пред собою весь курс; и неслись, как на ленте, градации схем, ряби формул; то место в программе, где был лишь туман, я отмечал карандашиком; так часов пять-шесть гнался курс; недоимки слагалися в списочек; в три часа ночи я вскакивал, чтоб прозубрить недоимки свои до десятого часа, когда уходил на экзамен; вздерг нервов, раскал добела ненормально расширенной памяти длился до мига ответа; ответив, впадал в абулию-безволие: весь курс закрывался туманом:

«Я не терплю этого декадентишки», - профессор Сушкин шипел про меня до экзамена; «тройка», полученная у него, - мой триумф!»

28 мая 1903 года Борис Бугаев получил диплом 1-й степени об окончании естественного отделения физико-математического факультета МГУ, а в ночь с 28-го на 29-е у отца случился смертельный приступ. Матери дома не оказалось: она уехала в Серебряный Колодезь. Пришлось срочно вызывать назад телеграммой. Все организационные хлопоты легли на плечи Бориса - разумеется, при помощи многочисленных друзей и коллег отца по Московскому университету... После печальных событий Андрей Белый на целое лето уехал в Серебряный Колодезь. Здесь ему вольно дышалось и хорошо работалось. Почти два месяца работал он над первым своим собственно поэтическим сборником: обрабатывал старые стихи, писал новые; постепенно сложилось и название - «Золото в лазури». В середине августа по предварительной договоренности отправил рукопись бандеролью Валерию Брюсову. Остальное время ушло на несколько принципиально важных статей (среди них «Символизм как миропонимание») и продолжение углубленного изучения в подлиннике трудов Канта. Суммарно и лапидарно описывал свое отшельническое житье-бытье так: «Стихи, статьи, Кант, переписка с друзьями; и - лето мелькнуло, как сон… Основательно бородою оброс; дико выглядел; перегорел под солнцем, и решение утвердилось (так!) в душе: упорядочить рой разнородных стремлений в друзьях». В Москву Белый вернулся только в середине сентября. Нужно было думать о хлебе насущном. Отец никаких капиталов не оставил (у матери же их отродясь не бывало), все накопления в свое время ушли на покупку и приведение в порядок тульского имения. Был еще неосвоенный участок под Адлером, бесплатно выделенный отцу как выдающемуся преподавателю Императорского университета. Борис задумал продать землю, дабы хотя бы на первых порах иметь средства к собственному существованию и содержанию матери, оказавшейся на его иждивении. Что касается гонораров за опубликованные работы, то они были случайными и мизерными. С продажей земли ничего не вышло, и Белый обратился к друзьям отца с просьбой помочь ему организовать в университете чтение лекций о новых литературных течениях. Однако репутация декадента действовала на классически ориентированную профессуру и консервативную администрацию как красная тряпка на быка. Пришлось искать аудиторию на стороне. С тех пор чтение лекций стало одним из постоянных занятий молодого писателя и поэта, становившегося популярным не по дням, а по часам. После выхода в свет «Золота в лазури» и опубликования о его авторе нескольких скандальных рецензий народ повалил валом на выступления экстравагантного поэта. У него также появилась толпа восторженных поклонниц, конечно, не такая большая, как у Брюсова или Бальмонта, но все же... Стихотворный сборник «Золото в лазури» сделал Белого одним из ведущих и наиболее ярких представителей русского символизма. Соратники улавливали в нетривиальных стихах молодого поэта гамму немыслимых оттенков и вихрь небывалых чувств, не доступных простым смертным. Восторгу Эллиса, например, вообще не было предела. В рецензии на «Золото в лазури» он писал:

«Существует еще специальная, особенно интимная связь между «Драматической симфонией» и последним отделом «Золота в лазури», озаглавленным «Багряница в терниях». В них - сокровенное чаяние, самый дерзкий и самый безумный экстатический порыв, в них ясновидение сквозь многогранную призму символизма, в них первые движения самого глубокого разочарования, чувство конца и отчаяние несбывшихся ожиданий, в них самый горький и болезненный крик исступления, в них самый яркий образец новой формы прозы и лирики!.. «Багряница в терниях», как лирика, еще интимнее, еще субъективнее и проникновеннее возвещает о том же, о чем и «Вторая симфония», еще горячее и трепетнее стремится превратить созерцание в магический акт, поэзию - в заклинательную молитву, субъективное предчувствие - в пророчество, творчество - в служение... Не познание сущего, не радость постижения, а жажда совершенства, восторг священной любви и ужас обреченности вдохновили эту святую книгу».

В сборнике «Золото в лазури» символично всё - сама книга, каждый ее образ, каждое стихотворение, каждая строка, и каждое слово в этом стихотворении. Главный символ -но просто, хотя и истолковывалось вовсе не как иллюстрация плавания героев эллинского мифа - аргонавтов, а как мысленно-символический полет Детей Солнца к своему космическому отцу Гелиосу и далее - в безбрежные просторы Вселенной:

Золотея, эфир просветится и в восторге сгорит.

А над морем садится ускользающий солнечный щит.

И на море от солнца золотые дрожат языки.

Всюду отблеск червонца среди всплесков тоски.

И блеском объятый, светило дневное,

что факелом вновь зажжено, несясь,

настигает наш Арго крылатый.

Опять настигает свое золотое руно...

О цветомузыке в поэзии Белого все тот же Эллис писал: «Цветами мы можем характеризовать самые сложные психологические состояния. Одно настроение можно представить лазурью с розово-золотыми оттенками, другое - цветом серым с лилово-зелеными отсветами, третье - черным цветом с желтыми и рыжими пятнами. Темно-лиловый цвет и черный отражают мир катастроф, душевных надломов, смертельных растлений, падений в бездну, самосжигание, сатанизм, сумасшествие, удушение Астартой. С помощью цветов, их соединений, их оттенков неизрекаемое и неизреченное становится показанным, запечатленным. Мы, символисты, умеем цветами сказать о Вечности, Безвременности, Закате Души, Зове Зари, Напоре Эпохи, Душевной Тени, Страхе Ночи, Мире Неуловимых Шепотов, Неслышных Поступей». В самом деле, кто из корифеев мировой поэзии писал когда-либо о «бирюзовой Вечности»?! Да и кто вообще, кроме Белого, называл Вечность своей возлюбленной?! Недаром молодая Марина Цветаева, встречавшаяся с молодым Андреем Белым в кружке «аргонавтов», за глаза называла его - «тот самый, который - Вечность». Другие, напротив, ставили в укор Белому именно увлечение «цветовыми эффектами» за счет сущностного смысла и органической целостности. В частности, прославленный в будущем философ Павел Флоренский (1882-1937), но пока что такой же молодой, как и автор «Золота в лазури» (вскоре у них завяжется содержательная переписка), отмечал в неопубликованной рецензии, что в стихах новоявленного поэта чувствуются яркость отдельных образов, красочная сочность деталей, ослепительная фейерверичность, но нравственного центра люди не видят, не видят единства, потому что не становятся на точку зрения автора-творца. «Для них это разрозненные перепевы других поэтов, и они склонны отрицать Белого как личность, стоящую на определенной точке. Необходимо найти центр перспективы, благодаря чему келейное и плоскостное станет передавать глубинное и бесконечное. Необходимо так стать, чтобы увидеть, что «образы», конкретное у Белого прозрачно, что через него видно иное». Но Белый видел то, что другим было совершенно недоступно (даже проницательнейшему мыслителю и эстету Флоренскому). Он смело провозглашал:

«Люди произошли из звуков и света!»…

Посвящаю эту книгу дорогой матери

Золото в лазури

Бальмонту

1
В золотистой дали
облака, как рубины, -
облака, как рубины, прошли,
как тяжелые, красные льдины.
Но зеркальную гладь
пелена из туманов закрыла,
и душа неземную печать
тех огней – сохранила.
И, закрытые тьмой,
горизонтов сомкнулись объятья.
Ты сказал: «Океан голубой
еще с нами, о братья!»
Не бояся луны,
прожигавшей туманные сети,
улыбались – священной весны
все задумчиво грустные дети.
Древний хаос, как встарь,
в душу крался смятеньем неясным.
И луна, как фонарь,
озаряла нас отсветом красным.
Но ты руку воздел к небесам
и тонул в ликовании мира.
И заластился к нам
голубеющий бархат эфира.
Апрель 1903
2
Огонечки небесных свечей
снова борются с горестным мраком.
И ручей
чуть сверкает серебряным знаком.
О поэт – говори
о неслышном полете столетий.
Голубые восторги твои
ловят дети.
Говори о безумье миров,
завертевшихся в танцах,
о смеющейся грусти веков,
о пьянящих багрянцах.
Говори
о полете столетий:
Голубые восторги твои
чутко слышат притихшие дети.
Говори…
3
Поэт, – ты не понят людьми.
В глазах не сияет беспечность.
Глаза к небесам подними:
с тобой бирюзовая Вечность.
С тобой, над тобою она,
ласкает, целует беззвучно.
Омыта лазурью, весна
над ухом звенит однозвучно.
С тобой, над тобою она.
Ласкает, целует беззвучно.
Хоть те же всё люди кругом,
ты – вечный, свободный, могучий.
О, смейся и плачь: в голубом,
как бисер, рассыпаны тучи.
Закат догорел полосой,
огонь там для сердца не нужен:
там матовой, узкой каймой
протянута нитка жемчужин.
Там матовой, узкой каймой
протянута нитка жемчужин.

Золотое руно

Посвящено Э. К. Метнеру


1
Золотея, эфир просветится
и в восторге сгорит.
А над морем садится
ускользающий солнечный щит.
И на море от солнца
золотые дрожат языки.
Всюду отблеск червонца
среди всплесков тоски.
Встали груди утесов
средь трепещущей солнечной ткани.
Солнце село. Рыданий
полон крик альбатросов:
«Дети солнца, вновь холод бесстрастья!
Закатилось оно -
золотое, старинное счастье -
золотое руно!»
Нет сиянья червонца.
Меркнут светочи дня.
Но везде вместо солнца
ослепительный пурпур огня.
Апрель 1903
2
Пожаром склон неба объят…
И вот аргонавты нам в рог отлетаний
трубят…
Внимайте, внимайте…
Довольно страданий!
Броню надевайте
из солнечной ткани!
Зовет за собою
старик аргонавт,
взывает
трубой
золотою:
«За солнцем, за солнцем, свободу любя,
умчимся в эфир
голубой!..»
Старик аргонавт призывает на солнечный пир,
трубя
в золотеющий мир.
Все небо в рубинах.
Шар солнца почил.
Все небо в рубинах
над нами.
На горных вершинах
наш Арго,
наш Арго,
готовясь лететь, золотыми крылами
забил.
Земля отлетает…
Вино
мировое
пылает
пожаром
опять:
то огненным шаром
блистать
выплывает
руно
золотое,
искрясь.
И, блеском объятый,
светило дневное,
что факелом вновь зажжено,
несясь,
настигает
наш Арго крылатый.
Опять настигает
свое золотое
руно…
Октябрь 1903

Солнце



Солнцем сердце зажжено.
Солнце – к вечному стремительность.
Солнце – вечное окно
в золотую ослепительность.
Роза в золоте кудрей.
Роза нежно колыхается.
В розах золото лучей
красным жаром разливается.
В сердце бедном много
зла сожжено и перемолото.
Наши души – зеркала,
отражающие золото.
Серебряный Колодезь

Вечный зов

Д. С. Мережковскому


1
Пронизала вершины дерев
желто-бархатным светом заря.
И звучит этот вечный напев:
«Объявись – зацелую тебя…»
Старина, в пламенеющий час
обуявшая нас мировым, -
старина, окружившая нас,
водопадом летит голубым.
И веков струевой водопад,
вечно грустной спадая волной,
не замоет к былому возврат,
навсегда засквозив стариной.
Песнь все ту же поет старина,
душит тем же восторгом нас мир.
Точно выплеснут кубок вина,
напоившего вечным эфир.
Обращенный лицом к старине,
я склонился с мольбою за всех.
Страстно тянутся ветви ко мне
золотых, лучезарных дерев.
И сквозь вихрь непрерывных веков
что-то снова коснулось меня, -
тот же грустно-задумчивый зов:
«Объявись – зацелую тебя…»
2
Проповедуя скорый конец,
я предстал, словно новый Христос,
возложивши терновый венец,
разукрашенный пламенем роз.
В небе гас золотистый пожар.
Я смеялся фонарным огням.
Запрудив вкруг меня тротуар,
удивленно внимали речам.
Хохотали они надо мной,
над безумно-смешным лжехристом.
Капля крови огнистой слезой
застывала, дрожа над челом.
Гром пролеток, и крики, и стук,
ход бесшумный резиновых шин…
Липкой грязью окаченный вдруг,
побледневший утих арлекин.
Яркогазовым залит лучом,
я поник, зарыдав, как дитя.
Потащили в смирительный дом,
погоняя пинками меня.
3
Я сижу под окном.
Прижимаюсь к решетке, молясь.
В голубом
все застыло, искрясь.
И звучит из дали:
«Я так близко от вас,
мои бедные дети земли,
в золотой, янтареющий час…»
И под тусклым окном
за решеткой тюрьмы
ей машу колпаком:
«Скоро, скоро увидимся мы…»
С лучезарных крестов
нити золота тешат меня…
Тот же грустно-задумчивый зов:
«Объявись – зацелую тебя…»
Полный радостных мук,
утихает дурак.
Тихо падает на пол из рук
сумасшедший колпак.
Серебряный Колодезь

Три стихотворения

1
Все тот же раскинулся свод
над нами лазурно-безмирный,
и тот же на сердце растет
восторг одиночества лирный.
Опять золотое вино
на склоне небес потухает.
И грудь мою слово одно
знакомою грустью сжимает.
Опять заражаюсь мечтой,
печалью восторженно-пьяной…
Вдали горизонт золотой
подернулся дымкой багряной.
Смеюсь – и мой смех серебрист,
и плачу сквозь смех поневоле.
Зачем этот воздух лучист?
Зачем светозарен… до боли?
Апрель 1902
2
Поет облетающий лес
нам голосом старого барда.
У склона воздушных небес
протянута шкура гепарда.
Не веришь, что ясен так день,
что прежнее счастье возможно.
С востока приблизилась тень
тревожно.
Венок возложил я, любя,
из роз – и он вспыхнул огнями.
И вот я смотрю на тебя,
смотрю, зачарованный снами.
И мнится – я этой мечтой
всю бездну восторга измерю.
Ты скажешь – восторг тот святой?
Не верю!
Поет облегающий лес
нам голосом старого барда.
На склоне воздушных небес
сожженная шкура гепарда.
Апрель 1902
3
Звон вечерней гудит, уносясь
в вышину. Я молчу, я доволен.
Светозарные волны, искрясь,
зажигают кресты колоколен.
В тучу прячется солнечный диск.
Ярко блещет чуть видный остаток.
Над сверкнувшим крестом дружный визг
белогрудых счастливых касаток.
Пусть туманна огнистая даль -
посмотри, как все чисто над нами.
Пронизал голубую эмаль
огневеющий пурпур снопами.
О, что значат печали мои!
В чистом небе так ясно, так ясно…
Белоснежный кусок кисеи
загорелся мечтой виннокрасной.
Там касатки кричат, уносясь.
Ах, полет их свободен и волен…
Светозарные волны, искрясь,
озаряют кресты колоколен.

Во храме


Толпа, войдя во храм, задумчивей и строже…
Лампад пунцовых блеск и тихий возглас:
«Боже…»
И снова я молюсь, сомненьями томим.
Угодники со стен грозят перстом сухим,
лицо суровое чернеет из киота
да потемневшая с веками позолота.
Забил поток лучей расплавленных в окно…
Все просветилось вдруг, все солнцем зажжено:
И «Свете тихий» с клироса воззвали,
и лики золотом пунцовым заблистали.
Восторгом солнечным зажженный иерей,
повитый ладаном, выходит из дверей.
Серебряный Колодезь

В полях


Солнца контур старинный,
золотой, огневой,
апельсинный и винный
над червонной рекой.
От воздушного пьянства
онемела земля.
Золотые пространства,
золотые поля.
Озаренный лучом,
я опускаюсь в овраг.
Чернопыльные комья
замедляют мой шаг.
От всего золотого
к ручейку убегу -
холод ветра ночного
на зелёном лугу.
Солнца контур старинный,
золотой, огневой,
апельсинный и винный
убежал на покой.
Убежал в неизвестность.
Над полями легла,
заливая окрестность,
бледно-синяя мгла.
Жизнь в безвременье мчится
пересохший ключом:
все земное нам снится
утомительным сном.

Прежде и теперь

Опала

Посвящается А. А. Блоку



Блестящие ходят персоны,
повсюду фаянс и фарфор,
расписаны нежно плафоны,
музыка приветствует с хор.
А в окнах для взора угодный,
прилежно разбитый цветник.
В своем кабинете дородный
и статный сидит временщик.
В расшитом камзоле, при шпаге,
в андреевском ордене он.
Придворный, принесший бумаги,
отвесил глубокий поклон, -
Приветливый, ясный, речистый,
отдавшийся важным делам.
Сановник платочек душистый
кусает, прижавши к устам.
Докладам внимает он мудро.
Вдруг перстнем ударил о стол.
И с буклей посыпалась пудра
на золотом шитый камзол.
«Для вас, государь мой, не тайна,
что можете вы пострадать:
и вот я прошу чрезвычайно
сию неисправность изъять…»
Лицо утонуло средь кружев.
Кричит, раскрасневшись: «Ну что ж!.
Татищев, Шувалов, Бестужев -
у нас есть немало вельмож -
Коль вы не исправны, законы
блюсти я доверю другим…
Повсюду, повсюду препоны
моим начинаньям благим!..»
И, гневно поднявшись, отваги
исполненный, быстро исчез.
Блеснул его перстень и шпаги
украшенный пышно эфес.
Библиотека русской классики 57 Опала
Идет побледневший придворный…
Напудренный щеголь в лорнет
глядит – любопытный, притворный:
«Что с вами? Лица на вас нет…
В опале?.. Назначен Бестужев?»
Главу опустил – и молчит.
Вкруг море камзолов и кружев,
волнуясь, докучно шумит.
Блестящие ходят персоны,
музыка приветствует с хор,
окраскою нежной плафоны
ласкают пресыщенный взор.
Апрель 1903

I. Назовите и прокомментируйте основные категории эстетики младосимволизма. Как они проявились в поэтическом сборнике А.Белого «Золото в лазури»? Проанализируйте стихотворения А.Блока «Предчувствую Тебя…» и А.Белого «Знаю», ориентируясь на следующие вопросы:

1. Оба стихотворения написаны в 1901 году. Как связана тема стихотворений со временем их создания? Почему именно 1901 год ощущается поэтами как важная веха в истории?

2. Кому посвящены стихотворения А.Блока и А.Белого? Как в них реализуются отдельные аспекты философии Вл.Соловьева?

3. Каким предстает перед нами мистический идеал, воплощения которого ожидают лирические герои А.Блока и А.Белого? У кого из поэтов большая степень конкретности в описании «желанного»? У кого мистический идеал персонифицирован, а у кого – рассредоточен и ощущается как общее качество окружающей атмосферы?

4. Какое время дня воссоздано в стихотворениях? В каком состоянии пребывает весь мир, окружающий лирического героя?

5. Сопоставьте цветовую гамму стихотворений. Как она соотносится с цветовой символикой в эстетике младосимволизма?

6. Обратите внимание на используемый в обоих стихотворениях прием повтора отдельных строк и словосочетаний. Какие слова оказываются произнесенными несколько раз? Какова художественная функция этого приема?

7. Сопоставьте отношение лирических героев обоих поэтов к мистическому идеалу: для кого из поэтов он является всепоглощающим и растворяющим в себе весь мир, а для кого пафос восторженного ожидания оказывается совмещенным с иронией, иллюзии лирического героя одновременно утверждаются и гротескно разоблачаются? Прокомментируйте слова А.Белого: «То, что у Блока подано в мистической восторженности, мною подано в теме иронии; но любопытно: и Блок и я, совпав в темах во времени, совсем по-разному оформили темы; у Блока она – всерьез, у меня она – шарж».

8. Свойственна ли состоянию лирических героев Блока и Белого эмоциональная стабильность? Как изменяется настроение героя в конце стихотворения? Чем обусловлены страхи и сомнения, постепенно овладевающие лирическим героем? Используйте для ответа тезис Вяч.Иванова о неизбежном разрешении теургического томления либо в «техническую объективацию» (т.е. нисхождение в «падший» материальный мир), либо в «эстетическое безумие».

II. «Некрасовская» книга Андрея Белого «Пепел».

1. Прочитайте следующие стихотворения А.Белого из книги «Пепел»: «Отчаянье», «Деревня», «На рельсах», «Телеграфист», «Арестанты», «Горе», «Из окна вагона», «Родина» из цикла «Россия», «На откосе», «Предчувствие» из цикла «Деревня», «На улице», «Похороны» из цикла «Город», «В темнице», «В полях» из цикла «Безумие», «Поповна», «Тройка» из цикла «Просветы», «Бегство» из цикла «Горемыки». Прослеживается ли ориентация Белого на некрасовскую традицию на уровне заглавий циклов и отдельных стихотворений?

2. Какие строки Некрасова выбирает Белый в качестве эпиграфа к своему сборнику? Почему именно они становятся для Белого «литературным маяком»?

3. Как бы вы определили жанр «Пепла» – набор отдельных стихотворений или цельная поэма с особым внутренним единством? Используйте в качестве материала для ответа слова самого Белого: «Все стихотворения «Пепла» – одна поэма, гласящая о глухих, непробудных пространствах Земли Русской». Как в жанровом плане оказываются связаны А.Белый и Н.Некрасов?

4. К какой известной некрасовской поэме обращают нас стихотворения из цикла «Россия»? В чем сходства и различия в трактовке Некрасовым и Белым темы железной дороги? Удается ли Белому занять «чисто некрасовскую» позицию, войти в судьбу другого человека-жертвы, встать в его положение, слиться с ним, разделить его страдания? Подтвердите свой ответ анализом одного из «железнодорожных» стихотворений А.Белого.

5. С какой целью А.Белый стремится к сюжетной разработке темы? Что оказывается более важным для поэта – некрасовское тяготение к действиям, событийной динамике или разработка сюжета в виде развития определенных мотивов? Выделите основные мотивы цикла «Россия». Где Белый следует за Некрасовым, а где отходит от некрасовской традиции?

6. Сопоставьте фигуры лирических героев Некрасова и Белого. Какой социальный статус получает лирический повествователь Белого в сборнике «Пепел»? В чем сходство и различие трактовки Некрасовым и Белым феномена странничества? Сохраняется ли у Белого лирический адресат, свойственный большинству некрасовских стихотворений?

7. Сопоставьте цикл «Деревня» и некрасовскую поэму «Коробейники», выделите основные сюжетные соответствия. Какие герои оказываются в центре внимания Белого? Как они соотносятся со своими «двойниками» из стихотворений Некрасова?

8. Каким размером написана большая часть стихотворений сборника «Пепел»? Как связь книги Белого с Некрасовым осуществляется на уровне строения стиха?

9. Каким предстает перед нами в сборнике «Пепел» отношение А.Белого к России, ее настоящему и будущему? Сопоставьте высказывания Белого о России в 1904 – 1905 гг. («Верю в Россию. Она – будет. Мы – будем… Россия – большой луг, зеленый, зацветающий цветами…», «Пока еще верю в будущую Россию – снежную, мятельную, зимне-бодрую, веселую, здоровую») с отдельными стихотворными фрагментами «Пепла» («Мать Россия, о Родина злая, кто же так подшутил над тобой?», «Исчезни в пространство, исчезни, Россия, Россия моя!», «Позволь же, о родина мать, в сырое, в пустое раздолье, в раздолье твое прорыдать…», «Роковая страна, ледяная, проклятая железной судьбой…» и др.). В каком случае мироощущение Белого оказывается ближе некрасовскому?

10. Чем привлекает А.Белого фигура Н.Некрасова? Он ценен более как специфически народный, крестьянский поэт или как оригинальное явление национальной жизни? Как вы понимаете высказывание А.Белого о Некрасове в статье «Апокалипсис в русской поэзии»: «…хаос русской действительности, скрывающейся у Пушкина под благопристойной шутливой внешностью, у Некрасова обнаружен отчетливо… Оба (Некрасов и Тютчев) стремятся вогнать свою поэзию в узкие рамки тенденции: Некрасов – народнической…»?

Литература:

1. Долгополов Л.Н. Неизведанный материк: заметки об Андрее Белом. // Вопросы литературы, 1982, №3

2. Колобаева Л.А. Человек и его мир в художественной системе Андрея Белого. \\ Науч. докл. высш. шк. Филологические науки, 1980, №5, с.12 – 20.

3. Мочульский К.В. Андрей Белый. - Томск, Водолей, 1997

4. Скатов Н. «Некрасовская» книга А.Белого // Андрей Белый: Проблемы творчества: Статьи, воспоминания, публикации. Сборник. – М., 1988.

5. Шаповалов М.А. «Думой века измерил…» Андрей Белый: жизнь и творчество // Литература в школе, 1998, №6.

6. Юрьева З.О. Андрей Белый: преображение жизни и теургия. // Русская литература, 1992, №

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №12 – 13

«Тоска по мировой культуре» в поэзии «серебряного века»

1. Выявите принципы отношения к традициям прошлой культуры представителей символизма, акмеизма и футуризма. Статус культуры в художественном сознании символистов и акмеистов. Какие эпохи в большей степени привлекали внимание поэтов?

2. Античные образы в поэзии «серебряного века». В творчестве каких поэтов они встречаются? Какие мифологические герои и события оказываются наиболее «популярными»?

а) сопоставьте стихотворение Николая Гумилева «Избиение женихов» из цикла «Возвращение Одиссея» и Валерия Брюсова «Одиссей». Какие моменты мифа об Одиссее становятся центром внимания авторов? Какие качества героя проявились в мифологических ситуациях, выбранных поэтами для своих стихотворений? Совпадают ли действия героев с поведением «традиционного», «классического» Одиссея? Как изменяется авторская оценка отдельных моментов мифа? Что оказывается для обоих поэтов самым важным фактором, определяющим их интерпретацию античного образа.

б) сопоставьте стихотворения В.Брюсова «Орфей и аргонавты» и А.Белого «Золотое руно», Какие этапы в развитии мифологического действия выбирают для своих стихотворений В.Брюсов и Андрей Белый? Кто, согласно греческому мифу, является «главным героем» похода и какова его цель? Кто становится «главными героями» в стихотворениях Брюсова и Белого и как оба поэта выстраивают общую систему персонажей в данном мифологическом фрагменте?

в) выделите мифологические реалии, встречающиеся в стихотворении О.Мандельштама «Золотистого меда струя из бутылки текла…» Как поэт создает особое мифологическое пространство, объединяющее разнородные образы? Каким образом возникают у Мандельштама античные ассоциации, если это не является основной темой стихотворения? Обратите внимание на последнюю строчку стихотворения («Одиссей возвратился, пространством и временем полный»), которая, казалось бы, представляет собой завершение традиционного мифа о странствиях Одиссея, возвратившегося на родную Итаку. Как в древнегреческом мифе воспринималось возвращение Одиссея и чем мифологическая идея отличается от мандельштамовского понимания итога странствий героя? Как разворачивается в стихотворении тема времени? Какими качествами обладает время в этом стихотворении Мандельштама? На какие слова, означающие разные временные процессы, нужно обратить внимание? Определите стихотворный размер. Как он «аккомпанирует» содержанию стихотворения? Почему именно античные ассоциации возникают у поэта в связи с таким ощущением времени? Какими особенностями обладает мифологическое время? Прочитайте стихотворение О.Мандельштама «За то, что я руки твои не сумел удержать…». Попробуйте определить, какое название имело стихотворение при первой публикации в журнале «Новый Гиперборей». Выявите слова, помогающие восстановить используемую Мандельштамом мифологическую ситуацию. Какие мифологические реалии встречаются в этом стихотворении? О каком мифологическом событии здесь рассказано? Кто из участников истории с Троянским конем ведет лирическое повествование. С кем отождествляется авторское «Я» – с троянцами или с ахейцами? Каких мифологических героев мы можем рассматривать как лирических героев в данном стихотворении? Отметьте все встречающиеся в этом стихотворении странности, неясности, логические нарушения (в плане последовательности изложения событий мифа и соответствия многочисленных образов приступа, штурма мифологическому сюжету). Почему «мифологический ключ» оказывается ложным, а все троянские образы носят условный, вспомогательный характер? В чем особенность обращения О.Мандельштама с «блуждающими снами» прошлых культур? Каков статус античности в художественном сознании Мандельштама?

3. Поэзия «серебряного века» и русская классика девятнадцатого века.

а) сопоставьте (по выбору) две интерпретации творчества писателей девятнадцатого века поэтами рубежа веков. Какие параметры художественного мира писателя становятся основополагающими для интерпретатора, какие аспекты его личности и творчества оказываются доминантными, чем определяются особенности каждого варианта интерпретации?

· Гоголь Мережковского, Брюсова, Блока, Белого, Анненского и Ходасевича

· Пушкин Ахматовой и Пушкин Цветаевой

· Достоевский Мережковского и Достоевский Анненского

· Лермонтов Анненского, Брюсова и Бальмонта

· Толстой и Достоевский Мережковского

· Тютчев и Фет Бальмонта и Брюсова

· Толстой Мережковского и Белого

· «Толстой и Достоевский» В.Иванова и Д.Мережковского

· Чехов Ходасевича и А.Белого

б) какие темы поэзии девятнадцатого века остались актуальными для поэтов рубежа веков? Каковы причины сознательной ориентации на классические образцы? Чем определяется специфика интерпретации классической темы?

«Памятник» А.С.Пушкина и «Памятник» В.Я.Брюсова.

1. Оба поэта выбирают в качестве эпиграфа для своего стихотворения строки Горация: у Пушкина – «Exegi monumentum» («Воздвиг памятник»), у Брюсова – «Sume superbiam…» («Преисполнись гордости»). Почему именно Гораций становится для поэтов «источником вдохновения»? Чем отличаются выбранные поэтами творческие ориентиры?

2. Обратите внимание на «качество» того памятника, который поэты выбирают для себя (Пушкин – «памятник нерукотворный», Брюсов – «памятник… из строф созвучных сложен»). Какую память о себе стремятся утвердить Брюсов и Пушкин?

3. Как осмысляется поэтами понятие «народ»? Какое отношение читателя к собственному творчеству становится для поэтов желанным и необходимым? (Пушкин – «к нему не зарастет народная тропа», «и долго буду тем любезен я народу», Брюсов – «кричите, буйствуйте – его вам не свалить», «покорно повторят мой стих»).

4. Какие сферы своей будущей известности указывают поэты? Чем определяется выбор объектов для перечисления «будущих читателей»? (Пушкин – «и гордый внук славян, и финн, и ныне дикий тунгус, и друг степей калмык», Брюсов – «и станов всех бойцы, и люди разных вкусов», «в каморке бедняка и во дворце царя», «в садах Украйны», «к преддверьям Индии», «и немец, и француз»).

5. Какие аспекты своего творчества поэты считают наиболее важными, за какие «поэтические деяния» они хотят быть «любезными народу»? (Пушкин – «чувства добрые я лирой пробуждал.., в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал», Брюсов – «за многих думал я, за всех знал муки страсти, но станет ясно всем, что эта песнь – о них»).

6. Сопоставьте финальные строфы обоих стихотворений. Чем обусловлено провозглашаемое поэтами равнодушие к земной славе? (Пушкин – «веленью божию, о муза, будь послушна», Брюсов – «венчай мое чело, иных столетий Слава, вводя меня в всемирный храм»).

7. Каков, по мнению Пушкина и Брюсова, высший критерий творчества?

Вопросы для сопоставительного анализа стихотворений

Ф.Тютчева «Silentium!» и О.Мандельштама «Silentium».

1. Кто является скрытым адресатом обоих стихотворений? В чем, по мнению Ф.Тютчева и О.Мандельштама, состоит трудность поэтического творчества? Как понимают Тютчев и Мандельштам задачи, стоящие перед подлинным поэтом?

2. Почему поэты выбирают в качестве названия стихотворения слово на латинском языке? Что означает для Тютчева и Мандельштама понятие «silentium»?

3. Какие аспекты поэтического творчества оказываются важными для Ф.Тютчева и О.Мандельштама: невозможность адекватно выразить словом самые сокровенные мысли и чувства; непереводимость поэтического текста на понятийно-логический язык; обреченность любого поэта на читательское непонимание; неизбежность бытия поэта в собственном замкнутом для других мире своих «таинственно-волшебных дум»; необходимость возвращения поэтического слова в его прежнее блаженное состояние слитности с музыкой; утверждение особого статуса поэтического языка и т.д.

4. В чем различие интонационного строя обоих стихотворений? Почему у Тютчева слово «Silentium» написано с восклицательным знаком?

Вопросы для сопоставительного анализа стихотворений

«Узник» А.С.Пушкина и «Узник» К.Д.Бальмонта.

1. Как по сравнению с Пушкиным переосмысляется у Бальмонта значение слова «узник»? У кого из поэтов понятие «лишение свободы» предстает в обобщенном, универсальном смысле, а у кого оно конкретизируется и предстает в виде материальных знаков «несвободы»?

2. Кто становится у Пушкина и Бальмонта спутниками узника? Чем обусловлен выбор подобного «лирического двойника»?

3. Сопоставьте метрическую организацию стихотворений: попробуйте определить стихотворный размер у Пушкина и у Бальмонта и сделать вывод о том, в какой мере метрический «аккомпанемент» соответствует теме стихотворения.

4. Как описывается «царство свободы», которого лишен узник, в обоих стихотворениях? В чем различие идеалов, к которым стремятся лирические герои стихотворений?

5. Сопоставьте призывы спутников лирического героя, обращенные к узнику. Как реализуется в них эмоциональная доминанта обоих стихотворений?

6. Что становится у обоих поэтов наиболее важным предметом описания: свое собственное внутреннее состояние или судьба его «двойника» – птицы? Как соотносят оба поэта себя со своими лирическими спутниками?

7. Как бы вы определили поэтическую идею обоих стихотворений? В чем особенность интерпретации каждым поэтом темы «узника»?

в) письменно выполните сопоставительный анализ двух стихотворений (поэта-классика и поэта рубежа веков) с целью выявления смысловых и стилистических схождений и расхождений.

· «Кинжал» М.Лермонтова и «Кинжал» В.Брюсова

· «Тройка» Н.Некрасова и «Тройка» А.Белого

· «Памятник» А.Пушкина и «Моя тоска» И.Анненского

· «Поэт и толпа» А.Пушкина, «Поэт и гражданин» Н.Некрасова и «Юному поэту» В.Брюсова

· «Поэту» А.Пушкина и «Поэту» В.Брюсова

· «Я помню чудное мгновенье…» А.Пушкина и «О доблестях, о подвигах, о славе…» А.Блока

· «Люблю грозу в начале мая…» Ф.Тютчева и «Майская гроза» И.Анненского

· «Демон» М.Лермонтова, «Демон» А.Пушкина и «Демон» И Северянина

· «Последняя любовь» Ф.Тютчева и «Последняя любовь» И.Северянина

· «Сеятель» А.Пушкина, «Сеятелям» Н.Некрасова, «Сеятель» В.Брюсова и незаконченное стихотворение В.Хлебникова «Я вышел юношей, один…»

· «Выхожу один я на дорогу» М.Лермонтова и «У земли» В.Брюсова

· «Русский язык» И.Тургенева и «Родной язык» В.Брюсова

Литература:

1. Анненский И.Ф. «Символы красоты у русских писателей», «Юмор Лермонтова», «Проблема гоголевского юмора», «Достоевский до катастрофы», «Умирающий Тургенев», «Драма настроения: «Три сестры»» // Анненский И.Ф. Избранное. – М., 1987.

2. Белый А. «Гоголь» (из книги статей «Луг зеленый») // Белый А.

3. Блок А.А. «О назначении поэта», «Дитя Гоголя» // Блок А.А. «Искусство и революция» – М., 1979.

4. Брюсов В.Я. «Испепеленный» (к характеристике Гоголя), «Ф.И.Тютчев. Смысл его творчества», «Анкета о Некрасове», «Н.А.Некрасов как поэт города», «А.А.Фет. Искусство или жизнь» \\ Брюсов. В.Я. Сочинения в двух томах. Том второй. М., 1987.

5. Гаспаров М.Л. «За то, что я руки твои…» – стихотворение с отброшенным ключом. // Гаспаров М.Л. Избранные статьи. – Новое литературное обозрение, Москва, 1995, с.212 – 220.

6. Мережковский Д.С. «Толстой и Достоевский» // Мережковский Д.С. Л.Толстой и Достоевский. Вечные спутники. – М., 1995.

7. Ходасевич В. «Грибоедов», «Памяти Гоголя», «О Чехове», «О Тютчеве» // Ходасевич В. Колеблемый треножник: Избранное. – М., 1991.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №14

Борис Николаевич Бугаев, больше известный под псевдонимом Андрей Белый, – яркое явление в русской поэзии, один из крупных представителей русского символизма. Примкнув к этому направлению, он, тем не менее, не замкнулся в его постулатах, но постоянно находился в состоянии развития, поиска нового. Поэзия его весьма своеобразно отражает время жизни поэта, изменения, происходившие в социальной и особенно культурной жизни страны.

Белый родился в 1880 году. Мальчик вырос в среде московской интеллигенции, в семье знаменитого математика,

Профессора Московского университета Николая Васильевича Бугаева. Летние месяцы семья Бугаевых проводила в Подмосковье, и мальчик с детства мог приобщиться к миру поместно-деревенской России, где как бы воедино слились красота русского пейзажа и величие культуры, творимой жившими среди этой природы людьми.

Уже учась в университете, Белый ежедневно посещал семью Михаила Сергеевича и Ольги Михайловны Соловьевых - родителей своего друга Сергея. “Не чайный стол - заседание Флорентийской академии”, - с благодарностью вспоминал Белый дом Соловьевых, где бывали старший брат Михаила Сергеевича

Философ Владимир Соловьев, его сестра, поэтесса Поликсена Соловьева, философ Сергей Николаевич Трубецкой, историк Василий Осипович Ключевский, позднее - Брюсов, Мережковский, Гиппиус… Именно здесь, в семье Соловьевых, были поддержаны первые литературные опыты Бориса Бугаева. Михаил Сергеевич помог Борису Бугаеву сочинить псевдоним “Андрей Белый” (белый - священный, утешительный цвет, представляющий собою гармоническое сочетание всех цветов, любимый цвет Владимира Соловьева).

В 1900 году Бугаев окончательно решает стать писателем. В этом году создана первая из четырех его “симфоний” - “Северная”, или “Героическая”.

Писатель впоследствии признавался, что, называя свои первые прозаические опыты “симфониями”, он и сам толком не знал, что это такое. “Симфонии” Белого больше схожи с сонатами. Слово “симфония” было для Белого своего рода символом.

Тема “вечного возвращения” - одна из центральных жанро – и сюжетообразующих тем всего творчества Белого. Белый часто обращался к лейтмотивной технике ведения повествования. То есть выделение в произведении одной, двух и более главных тем, к которым повествователь возвращается через определенные промежутки времени. Уже во второй “симфонии” с темой “вечного возврата” борется тема жизнеутверждения.

Во второй “симфонии” на первой же странице возникает образ солнца - зловещий “глаз”, уставившийся на землю и проливающий на нее потоки “металлической раскаленности”. Первый поэтический сборник Белого “Золото в лазури” выходит в 1904 году. В этом сборнике солнце - предмет почти что языческого поклонения:

Солнцем сердце зажжено.

Солнце - к вечному стремительность.

Солнце - вечное окно

В золотую ослепительность.

Стихотворение “Солнце” посвящено К.Бальмонту - автору книги “Будем как Солнце”. Также в этом сборнике Белый отождествляет солнце с образом Золотого руна. В стихотворном цикле “Золотое руно” Белый преобразует древнегреческий миф в символическое иносказание о жизненных целях своего поколения - поколения рубежа столетия.

Нацеленность в будущее пронизывает все стихотворения раздела “Золото в лазури”. В будущее, которое - согласно логике “возврата” - уже было! Поэтому оно может выступать в масках: “прежнего счастья”, “старины”:

Старина, в пламенеющий час

Обуявшая нас мировым,

Старина, окружившая нас,

Водопадом летит голубым.

Образов прошлой культуры (раздел “Прежде и теперь”):

Блестящие ходят персоны,

Повсюду фаянс и фарфор,

Расписаны нежно плафоны,

Музыка приветствует с хор.

1905 год - начало нового периода жизнетворчества Андрея Белого. Во время этого периода Белый влюбляется в жену Блока Любовь Дмитриевну Менделееву-Блок. Это чувство, перевернувшее всю жизнь Белого, зародилось еще летом 1904 года. К весне 1906 года отношение людей, составляющих роковой треугольник достигли крайнего напряжения. Любовь Дмитриевна расстается с Белым на десять месяцев, чтобы все обдумать и принять окончательное решение. Летом Белого нередко посещают мысли о самоубийстве. В сентябре происходит решительное объяснение. Резко и безжалостно отвергнутый, Белый оказывается на грани умопомешательства. Из Петербурга он сразу уезжает за границу, где начинается период исцеления от перенесенного удара, растянувшийся на 1907-1908 годы.

В эти годы Белый начинают видеть Россию сквозь призму лирики Некрасова. Памяти Некрасова посвящается сборник стихотворений “Пепел” (1908) Стихотворения сборника тщательно отобраны и расположены в очень продуманном порядке. В него не вошли многие из стихотворений, написанных одновременно со стихами “Пепла”, - из них Белый составил следующий сборник “Урна” (1909)

Идея “Пепла” точнее всего сформулирована самим Белым:

“Пепел” - книга самосожжения и смерти: но сама смерть есть только завеса, закрывающая горизонты дальнего, чтоб найти их в ближнем”.Сборник выстроен по линии все большего и большего просветления “горизонта” (недаром один из последних разделов сборника называется “Просветы”).

Пространство “Пепла” - это система вписанных друг в друга кругов, сжимающихся по мере приближения к “центру”. Первый “круг” самый большой, - почти что безграничные,”пустые”,”страшные”, голодные пространства России, в которых обречен на рассеивание измученный болезнями, голодом и пьянством народ:

Туда - где смертей и болезней

Лихая прошла колея…

Пожирают их болезни

Иссушает глаз…

Пролетают за селами села,

Пролетает за весями весь…

Там - убогие стаи избенок,

Там - убогие стаи людей…

Тема хаоса - сквозная тема сборника - особенно акцентирована в этом разделе. Естественная реакция человека на встречу с хаосом - первобытное чувство священного ужаса. Это чувство выражено в образах: “неизвестности”, “оторопи”:

Где по полю оторопь рыщет,

Восстав сухоруким кустом…

Над страной своей родной

Встала Смерть.

От голода, холода тут

И мерли, и мрут миллионы…

Там Смерть протрубила вдали

В леса, города и деревни…

Пространство следующего “круга” - “Деревни” - имеет более четкие контуры. Оно уже не пусто, а насыщено предметами, подчеркнуто обыденными. В контексте общего замысла сборника и высунутый “красный язык” висельника, и стаи то черных, то изумрудных мух, и кровь, свищущая пеной “из-под красной рукоятки” символы безысходной, тупиковой, совершающейся в одномерном пространстве смерти:

Красною струею прыснул

Красной крови ток.

Ножик хряснул, ножик свистнул,-

В грудь, в живот и в бок.

Пространство следующего раздела “Город” еще конкретнее: Москва “пира во время чумы”. Ритуальная пляска Смерти перенесена в “Городе” с открытых пространств России в замкнутый мирок квартир:

…Здесь хозяин гостье рад.

Звякнет в пол железной злостью

Там косы сухая трость,-

Входит гостья, щелкнет костью,

Взвеет саван: гостья смерть.

В этом мирке живут беспечные богатые люди, которые не видят ничего вокруг себя. Среди участников “пиров” только один поэт-арлекин знает о том, что творится за окнами. Поэт-пророк выступает не только в маске шута-арлекина, но и в облике страстотерпца:

На меня обнажали.

Вы меня затерзали.

Особое значение мотивы жертвенности и крестного страдания приобретают в разделе “Безумие”:

Венок из “колючей крапивы”:

Над простором плету, неподвижен,

Из колючей крапивы венок…

Приложенный к “челу пучок колючего чертополоха” - бегущая с чела кровавая струя:

С чела, с кровавого плеча

Кровавая струя струится…

Это мотивы, которые возвращают надежду. Она слабо забрезжит в последнем стихотворении раздела - “Друзьям”, - зато укрепится и усилится в следующем разделе “Просветы”:

Кто зовет благоуханной клятвою,

Вздохом сладко вдаль зовет идти,

Чтобы в день безветренный над жатвою

Жертвенною кровью изойти?

“Пепел” является самым трагическим стихотворным сборником Андрея Белого.

Следующий его сборник - “Урна” (1909). Этот сборник посвящен Брюсову. Большинство стихотворений сборника носят элегический характер, хотя в “Урне” содержатся и глубоко личные, почти что дневниковые записи о пережитой драме:

Год минул встрече роковой,

Как мы, любовь лелея, млели…

И ежели тебя со мной

Любовь не связывает боле,

Уйду, сокрытый мглой ночной,

В ночное, в ледяное поле…

Сложу в могиле снеговой

Любви неразделенной муки…

“Урна” - последнее, что создал Андрей Белый в драматическое четырехлетие (1905 - 1908 гг.)

В 1910 Андрей Белый женится на Асе Тургеневой. В конце 1910 молодожены едут в путешествие по Северной Африке. Вернувшись из этого путешествия весной 1911 году в Россию, Белый пишет “Путевые заметки” - самое светлое произведение из всех, им написанных. В марте 1912 года он с женой уезжает в Европу, где живет до 1916 года, изредка наезжая в Россию.

В сентябре 1916 Белый возвращается на родину. Россия ожидает его. С Россией Белый переживает ее самое трагическое время:

Рыдай, буревая стихия,

В столбах громового огня!

Россия, Россия, Россия, -

Безумствуй, сжигая меня!..

Россия, Россия, Россия,

Мессия грядущего дня!

Это, написанное в августе 1917 года, самое знаменитое стихотворение Белого точнее всего передает отношение поэта к свержению царизма.

В Духов день 20 июня 1921 года он начинает писать поэму “Первое свидание” - реквием по сгоревшему в буревой стихи миру, по своей молодости, по гибнущей русской культуре.

“Первое свидание” - вершина поэзии Андрея Белого 20-х годов. Дальше начинается “путь нисхождения”. В сентябре 1925 года был завершен первый том из задуманной Белым эпопеи “Москва”.

Последние годы жизни Белого, тем не менее, не составляют исключения, скорее даже наоборот: пробуются все новые формы, жанры, стили, писатель сочетает работу над “Москвой” с путевыми заметками “Ветер с Кавказа” и “Армения”, с трудами по стиховедению, философскими этюдами и культурологическими опытами, обращается к театральным инсценировкам и даже киносценарию.

Смерть писателя в январе 1934го года была осознана современниками как завершение целой эпохи. Но им же было очевидно, что созданная Белым проза оставила глубокий след в творчестве многих, способствовала появлению так называемой “орнаментальной прозы”.

Творчество Андрея Белого весьма неоднородно, однако на всём его протяжении нежелание застывать в единожды найденной форме, неуспокоенность достигнутым являлись наиболее, быть может, яркими его характеристиками. “Мне всю жизнь грезились какие-то новые формы искусства, в которых художник мог бы пережить себя слиянным со всеми видами творчества… Я хотел вырываться из тусклого слова к яркому”, - признавался Белый, и в самом деле – поиск, непокой, динамика образуют самое существо его человеческой и писательской натуры.

Заветнейшие черти эзотеризма Белого выразились в его поэтическом сборнике «Золото в лазури» (1904). Сочиненные на природе, в Серебряном Колодезе, эти стихи — прогулки средь полей, претворенные в слова. «Пленэризм» Белого сродни манере художника-символиста Петрова-Водкина. Сборник «Золото в лазури», как и первый том Блока, движется от отчаяния в пору ante lucem к встрече с солнцем. На смену торжественным, медленным гимнам, на смену трепетным, словно пуантилистские гравюры Силина или Феофилактова, молитвам, на смену написанным ритмической прозой "кошмарам", вызывающим в памяти произведения Сологуба, приходит своего рода хвалебная песнь солнцу, написанная верлибром с длинными прилагательными в духе тютчевских:

В волнах далеких солнце утопало.
В слезах вечерних, бледнозолотистых
Твое лицо искрилось и сияло.

Брачные улыбки заката и брачные венцы гор Белого напоминают о брачной заре Блока. Здесь — та же география облаков, что и в симфониях («Возврат»), здесь человечество приглашается на пир — сосать «разорванные солнечные части». Многие стихи, как мистические, так и бурлескные, вдохновлены мифом об Аргусе. Целый раздел сборника, «Прежде и теперь», составлен из стилизаций и «силуэтов» в духе XVIII века. Здесь, безусловно, сказалось влияние «Мира искусства»: эти миниатюры с их архаическим, обветшалым словарем созданы под влиянием Сомова и Бенуа.

В «Золоте в лазури» Белый облекает себя «броней из солнечной ткани» и, рисуя лирический пейзаж, свободный от всякого натурализма, гибким размером, нередко приближающимся к свободному стиху, сублимирует кошмары (страх перед распятием) или утопии (полет Икара), сопровождавшие его на протяжении всей жизни. Позже, после 1914 года, когда, пережив «второе свидание» (с антропософией), Белый начнет иначе смотреть на свое прошлое, он четыре или пять раз переработает сборник, но потеряет самую значительную из новых редакций в берлинском трамвае. В 1927 году он напишет, что «период «Золота в лазури» есть период остановившейся, ставшей и под-остывшей в душе симфоничности».

© 2024 educent.ru - Портал полезных знаний для школьников и их родителей