Индивидуальные карточки тема сказки. Дидактическое пособие «В гостях у сказки. Игра «кем меня видят?»

Индивидуальные карточки тема сказки. Дидактическое пособие «В гостях у сказки. Игра «кем меня видят?»

Все описываемые ниже игры объединены использованием особых «сказочных карточек», а если точнее - карточек со сказочными персонажами. Разумеется, игр с применением таких карточек можно придумать значительно больше, чем предложено здесь. Эти игры адресованы старшеклассникам, в рамках сказкотерапевтического тренинга по профилакт ике негативного влияния на и индивидуальной работы с школьной молодежью, которая подверглась насилию.
До начала тренинга ведущий делает карточки, на которых написаны имена сказочных героев - 20–30 мужских и столько же женских. Каждый сказочный персонаж может быть многократно продублирован. Хорошо, если на карточке, кроме имени персонажа, есть и его портрет (лучше цветной).

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКТ


Женские персонажи: Несмеяна-царевна, Золушка, Снежная королева, Аленушка, Баба-яга, Белочка, Старуха с разбитым корытом, Спящая царевна, Злая мачеха, Прекрасная принцесса, Маленькая разбойница, Мальвина, Федора, Фея, Серая мышка, Лиса Патрикеевна, Заботливая матушка, Курица-наседка, жена Людоеда, Пушистая кошечка, Дюймовочка, Колдунья, Снегурочка, Злая королева, Русалочка, старуха Шапокляк, Белоснежка, Сорока-воровка, Герда, Стрекоза, Черепаха Тортила, Кукушка, Красная Шапочка, Мартышка.
Мужские персонажи: Буратино, Бармалей, Илья Муромец, Король, Солдат, Винни Пух, Карабас-Барабас, Чиполлино, Баран, Пьеро, Кот Матроскин, Попугай Кеша, Колдун, Пес Полкан, Пятачок, Железный дровосек, Кощей Бессмертный, Гадкий утенок, Мальчик-с-пальчик, Людоед, Кот в сапогах, Дракон, Питер Пэн, Страшила, Разбойник, Незнайка, Серый волк, Старый волшебник, Кролик, Самоделкин, Муравей, Коварный Гном.

Чем больше будет предложено сказочных персонажей, тем лучше. Главное - соблюсти два условия: во-первых, эти персонажи должны быть всем известны, а во-вторых, они должны быть яркими типажами и обладать набором очевидных качеств и особенностей.


Можно приготовить большой плакат, на котором перечислены сказочные персонажи. В этом случае все участники получают пустые карточки по числу членов группы.
Еще один вариант: каждый участник может написать на специально заготовленных пустых карточках по три самых привлекательных и самых несимпатичных сказочных персонажа (на каждой карточке по одному имени). Карточки сдаются ведущему. Таким образом, в комплекте оказывается в шесть раз больше карточек с именами сказочных героев, чем участников.
Для удобства выбора карточек можно разложить их на полу в центре круга или разместить на планшете в несколько рядов в специальных кармашках по алфавиту.

ИГРА «КЕМ МЕНЯ ВИДЯТ?»


Для того чтобы игрок получил обратную связь от других участников тренинга, можно провести следующую процедуру.
Каждый из участников выбирает из набора карточку с именем того сказочного персонажа, с которым у него ассоциируется главный игрок (тот, кто получает обратную связь). В случае совпадения мнений членов группы как раз и бывает нужно, чтобы каждая карточка была представлена в трех-четырех экземплярах. Карточки кладутся перед протагонистом «рубашкой» вверх.
Сам он тоже делает выборы. Сначала он выбирает персонаж, на который он считает себя похожим, потом - персонаж, который, по его мнению, выбрало большинство группы.
Затем он просматривает карточки, предложенные участниками группы. Выбираются наиболее часто встречающиеся персонажи. Можно разыграть сценки из соответствующих сказок, в которых протагонист сыграл бы эти роли.
Происходит обсуждение по следующим вопросам.

  • Как чувствовал себя протагонист в той или иной роли?

  • Какие персонажи показались совершенно чужими, неприемлемыми?

  • Какие из героев, напротив, воспринимаются в качестве родственных душ?

  • Что удивило протагониста в выборе участников группы?

  • Что было неожиданным?

  • Какой из выбранных сказочных персонажей рассматривается протагонистом как идеал, достойный подражания?

ИГРА «КОНСТРУИРОВАНИЕ СКАЗОК» (1)


Группа делится на подгруппы по пять человек. Карточки перемешиваются, и представители подгрупп вытягивают наугад из стопки по пять карточек.
Через двадцать минут каждая подгруппа должна разыграть перед остальными участниками сказку, в которой действовали бы все доставшиеся ей персонажи.

ИГРА «КОНСТРУИРОВАНИЕ СКАЗОК» (2)


Каждый участник группы вытягивает карточку с именем сказочного персонажа. Затем проводится процедура, которую можно назвать «Сочинение сказки по кругу».
Кто-то из участников предлагает зачин сказки , произнеся несколько фраз. Сказку подхватывает участник, сидящий слева, потом - следующий и т.д.
Самое главное условие: участник, получивший слово, должен ввести в сюжет создаваемой сказки своего героя. Если при первом прохождении «сказочного круга» это не удается, то нужно ввести свой персонаж во время второго или третьего круга (больше трех кругов проводить не стоит, поскольку в достаточно многочисленной группе из-за обилия персонажей в сказке можно «завязнуть»).

ИГРА «КОНСТРУИРОВАНИЕ СКАЗОК» (3)


В этой игре используются карточки Проппа (в нашем варианте они включают 24 функции) и описанные им семь основных типов персонажей волшебных сказок (Герой, Отправитель, Антагонист, Даритель, Помощник, Ложный герой, Царевна). Эти персонажи тоже записываются на карточках.
Из стопки карточек Проппа наугад выбираются семь. В результате общего обсуждения определяется последовательность функций в сюжете будущей сказки .
Затем проводится следующая процедура: один из участников вытягивает карточку из стопки со сказочными персонажами, другой - из стопки с типами персонажей, третий - из стопки с именами участников группы. В результате сказочному герою присваивается определенная роль в сказке и сразу назначается исполнитель. Например, Кощей Бессмертный будет выполнять в сказке роль Дарителя, а играть его будет Сергей.
В случае если выпадает такой тип персонажа, как Царевна, нужно тянуть карточки до тех пор, пока не выпадет женский сказочный образ. Таким образом выбираются семь персонажей с определенными функциями
в сказке.
Оставшиеся участники становятся зрителями спектакля, который должны поставить семь исполнителей.

ИГРА «КОНСТРУИРОВАНИЕ СКАЗОК» (4)


Общая процедура сходна с предыдущей, только в стопку карточек со сказочными героями отбираются персонажи одной сказки, например Карабас-Барабас, Буратино, Мальвина и пр.
В результате случайного распределения типов персонажей и последовательности функций в сказке игроки вынуждены изменить сюжет и содержание начальной сказки и фактически придумывать новую.

ИГРА «ПСИХОДРАМАТИЧЕСКАЯ СКАЗКА»


Из состава группы выбирается протагонист. Он представляет свою проблему в метафорическом виде - предлагает зачин сказки, в котором определяется главный герой.
После этого ведущий предлагает протагонисту выбрать карточки с теми героями , которые будут присутствовать в его сказке (при этом необязательно, чтобы выбранные герои прямо ассоциировались с конкретными людьми из окружения протагониста; в сказку могут быть введены персонажи, которых нет в действительности).
Затем протагонист выбирает из числа участников группы исполнителей для каждой роли.
Дальше процесс можно организовать по-разному.
Если у ведущего есть навыки психодраматиста и соответствующая квалификация, то постановку сцен сказки можно провести по правилам и техникам психодраматического действия.
Если такой квалификации нет, то протагонист и выбранные им исполнители просто придумывают вместе продолжение начатой сказки и разыгрывают ее. В этом случае особенно приветствуется импровизация.
Ведущему следует помогать участникам путем недирективного вмешательства. Возможно, в процессе такого проигрывания удастся найти метафорическое решение проблемы протагониста .

ИГРА «СКАЗОЧНЫЕ АССОЦИАЦИИ»


Для проведения игры у каждого участника группы должен быть комплект карточек со сказочными персонажами. Впрочем, если это трудно сделать, то можно обойтись одним комплектом на всех, содержащим хотя бы по три-четыре экземпляра каждой карточки.
В последнем случае игроки по очереди подходят к планшету с карточками (его надо расположить так, чтобы остальным членам группы не было видно, какие карточки выбирает игрок, но вместе с тем сам игрок мог видеть своих товарищей). Игрок выбирает для каждого участника группы карточку с тем сказочным персонажем, с которым тот у него ассоциируется. Берет он карточку и на себя, предполагая, что с этим персонажем он ассоциируется у большинства членов группы.
Пока первый игрок раздает карточки членам группы («рубашкой» вверх - до поры до времени никто не должен видеть, что ему досталось), к планшету подходит второй игрок.
После того как все участники выберут карточки друг для друга и для себя, ведущий разрешает перевернуть карточки и ознакомиться с их содержанием.
Затем можно обсудить, кому удалось верно определить, какие ассоциации он вызывает, поделиться своими чувствами с членами группы.

ИГРА «СКАЗКИ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА»


Из набора карточек со сказочными персонажами отбираются те, на которых представлены герои одной сказки. Случайным образом эти карточки распределяются среди участников. От каждого игрока требуется изложить события, происходящие в сказке, от лица персонажа, роль которого досталась.
Обсуждение организуется по следующим вопросам.

  • В чем разница между изложением событий у разных героев?

  • Почему обнаруживается такая разница?

  • Что вы почувствовали, находясь в роли вашего персонажа?

  • Что нового вы открыли для себя в этой известной сказке?
Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук

Лидия Пирогова

Хочу познакомить вас с дидактическим пособием гостях у сказки ". В группе мы сейчас реализуем одноимённый проект, поэтому я решила создать такое пособие с целью , чтобы расширить и закрепить знания детей о сказках . В данное пособие включила только русские народные сказки . Планирую так же создать подобное дидактическое пособие по авторским сказкам и к 135-летию К . И. Чуковского.

В интернете нашла картинки к сказкам , распечатала их на цветном принтере, наклеила на плотную бумагу, вырезала, получилось много карточек с сюжетными картинками из сказок . Распечатала так же текст сказок . Каждую сказку поселила в домик - конверт, пронумеровала. Вот так получилось :


Дети очень любят слушать сказки , потому что после прочтения мы обязательно играем, соревнуемся в знании сказок .

Вот некоторые задания, которые дети с удовольствием выполняют : "Расскажи сказку по картинкам ", "Помоги герою вернуться в свою сказку " (к героям одной сказки попал персонаж из другой сказки , "Выложи картинки по содержанию сказки (алгоритм) ", "Из какой сказки герой ?",


"Кто быстрее выложит по порядку карточки" (используется 2 набора одинаковых карточек) .



В пособие включены сказки для детей разного возраста, т. к. я работаю в разновозрастной группе.



Публикации по теме:

Аннотация к игровому пособию Игровое пособие по профориентации предназначено для получения знаний о видах железнодорожного транспорта и.

Дидактическое пособие «Яблоня». Данное пособие предназначено для работы с детьми с 3до 7 лет. Описание пособия: На матерчатом основании.

Предлагаю Вашему вниманию дидактическое пособие «Календарь», которое будет полезно как детям всего дошкольного возраста (от 2 до 7 лет).

Дидактическое пособие "Полянка" Цель: Формирование познавательно - исследовательских умений на основе сенсорных представлений. Задачи:.

Дидактические игры с пособием «Шкаф с одеждой» -«Из чего шьют одежду?»- знакомство с видами тканей, беседа о них: как делают, из чего.

Дидактическое пособие «Сказочный мир» ПРЕЗЕНТАЦИЯ Слайд № 1 Дидактическая пособие «Сказочный мир» Уважаемые коллеги, свое выступление начну со слов. Слайд № 2 Сказка – умница.

Конспект занятия во второй младшей группе «В гостях у сказки» в рамках проекта «В гостях у сказки» Программное содержание: Закрепление в памяти детей знакомой сказки; Развитие коммуникативных навыков, творческих.

Алла Сушилина Методическое пособие-театр в чемодане "В гостях у сказки" Все дети любят слушать сказки, но когда сказка оживает,когда.

Карточки

для индивидуальной работы по литературному чтению

к учебнику Родная речь 2 класс

Карточка №1

Соедини линией первое слово имени героя со вторым.

Коза – Золотой гребешок

Лисичка – лебеди

Петушок – Хаврошечка

Гуси – с пальчик

Мальчик царевич

Иван – дереза

Царевна – сестричка

Змей лягушка

Крошечка – Премудрая

Василиса Моревна

Марья Горыныч

Иванушка – дурачок

Карточка №2

Соедини линией сказочное животное с чертой его характера в русских сказках.

Лиса доверчивость

Волк глупость

Баран хитрость

Петушок находчивость

Кот верность

Заяц трусость

Медведь хвастовство

Тетерев упрямство

Собака смекалка

Карточка №3

Благодаря русским народным сказкам появились эти поговорки. Продолжи их.

Хитер как…

Голоден как…

Упрям как…

Здоров как..

Изворотлив как…

Грязный как…

Болтлив как…

Труслив как…

Карточка №4

Соедини старинное слово из народных сказок с его значением.

Али, аль

Година

Дровни

Жерновцы

Кудель

Лубяной

Названый

Палица

Супротив

Сусек

Перст

Карточка №5

Соедини линией черты характера падчерицы и родной дочери из сказки «Морозко».

Вежливая добрая

Завистливая дочь ленивая

Трудолюбивая терпеливая

Скромная высокомерная

Послушная падчерица грубая

Строптивая

Карточка №6

Из каких сказок эти герои – помощники? Соедини линией.

Серый волк «Коза дереза»

Щука «Снегурушка и лиса»

Петух «Терешечка»

Лиса «Царевна – лягушка»

Печка «Иван-царевич и серый волк»

Гусёнок «По щучьему велению»

Василиса Премудрая «гуси – лебеди»

Карточка №7

Соедини слово с его значением. Из какой сказки эти слова?

Варёная полба Крытое углубление в земле, вырытое

для жилья.

__________________________

Светлица Имущество, дававшееся дочери при

Выходе замуж.

Землянка Старинный женский головной убор.

__________________________

Приданое Каша из зёрен дикой пшеницы.

___________________________

Рать Светлая парадная комната в избе.

___________________________

Кичка Войско на Руси.

___________________________

Карточка №8

Соедини название сказки А.С.Пушкина со сказочными героями из этой сказки.

«Сказка о Попе и работнике его Балде» Елисей

«Сказка о мертвой царевне…» Дадон

«Сказка о золотом петушке» Столбовая дворянка

«Сказка о царе Салтане…» Бесёнок

«Сказка о рыбаке и рыбке» Сватья баба Бабариха

Карточка №9

Поставь галочку около главной мысли «Сказки о рыбаке и рыбке».

Если будешь иметь много желаний, то не добьёшься своей цели.

Чем больше имеешь, тем больше желаешь.

Жадность и зависть до добра не доводят.

Карточка №10

Поставь галочку около главной мысли «Сказки о золотом петушке».

За свои поступки надо отвечать.

Надо держать своё слово, даже если жалеешь о сказанном.

Будь осторожен в выборе друзей и спутников жизни.

Карточка №11

Поставь галочку около главной мысли «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях».

Если не знаешь человека, не принимай от него подарков.

Зависть – мать всех пороков.

Любовь способна вынести все испытания.

Карточка №12

Поставь галочку около главной мысли «Сказки о царе Салтане…».

Обман всегда будет раскрыт.

Надо быть терпимым, уметь прощать своих обидчиков.

Не надо слушать советы других, надо слушаться своего сердца.

Карточка №13

Поставь галочку около главной мысли «Сказки о Попе и работнике его Балде».

Жадный и скупой останется ни с чем.

Доброта и скромность будет вознаграждена.

Хитрость и смекалка помогут в самом трудном деле.

Карточка №14

Соедини линией название сказки и черты характеров, которые в ней высмеивались.

«Сказка о золотом петушке» Зависть

«Сказка о царе Салтане…» Жадность

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» Скупость

«Сказка о рыбаке и рыбке» Лживость

«Сказка о Попе и работнике его Балде» Лень

Высокомерие

Карточка №15

Какие слова наиболее точно говорят о царевне из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»? соедини стрелкой.

Внимательная одинокая

Верная аккуратная

Справедливая царевна заботливая

Пугливая вежливая

Трудолюбивая скромная

Добрая хозяйственная

Карточка №16

Какие слова наиболее точно говорят о характере Балды из «Сказки о Попе и работнике его Балде»? соедини стрелкой.

Хозяйственный мстительный

Справедливый хитрый

Добрый Балда находчивый

Смелый жадный

Трудолюбивый глупый

Умный ленивый

Карточка №17

«Конёк – горбунок», «Волк и коза», «Мороз Иванович», «Три медведя», «Серая шейка», «Колобок», «Аленький цветочек», «Лиса и заяц», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Иван – царевич и серый волк», «Городок в табакерке».

Карточка №18

Зачеркни признак, не относящийся к признакам сказки.

Троекратный повтор, сказочный зачин, сказочная концовка, волшебные события, старинные слова, устойчивые сочетания слов, реальные события, волшебные предметы, сказочные персонажи.

Карточка №19

Соедини название сказки со сказочным героем.

Иван – дурак «Мороз Иванович»

Чудище «Девочка Снегурочка»

Рукодельница «Три медведя»

Чернушка «Аленький цветочек»

Снегурочка «Конёк – горбунок»

Настасья Петровна «Сказка о золотом петушке»

Ленивица «Черная курица, или подземные жители»

Дадон

Карточка №20

Подчеркни название сказки к которой подходит пословица «Какова работа, такова и награда».

П.Ершов. «Конёк – горбунок»

С.Аксаков. «Аленький цветочек»

Л.Толстой. «Липунюшка»

М.Михайлов. «Два Мороза»

Д.Мамин-Сибиряк. «Серая шейка»

А.Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Карточка №21

В каком порядке происходили события сказки С.Аксакова «Аленький цветочек». Пронумеруй.

Младшая дочь просит привезти аленький цветочек.

Купец срывает аленький цветочек в таинственном лесу.

Купец отправляется по торговым делам.

Чудище просит отдать вместо купца одну из дочерей.

Младшая дочь надевает волшебный перстень.

Младшая дочь отправляется навестить родных.

Младшая дочь привыкает к чудищу.

Чудище превращается в принца.

Сестры задумали недоброе дело.

Карточка №22

Какая пословица выражает главную мысль сказки К.Д.Ушинского «Лиса и козёл».

    Глупый киснет, а умный всё промыслит.

    Друг неиспытанный, сто орех не колотый.

    На языке медок, а на уме ледок.

    С оглоблю вырос, а ума не вынес.

    Как аукнется, так и откликнется.

Карточка №23

Соедини название сказки с её темой.

«Аленький цветочек» О прилежании и скромности.

«Конёк – горбунок» О смысле жизни, борьбе за счастье.

«Чёрная курица, или О справедливости.

подземные жители»

«Два брата» О трудолюбии и уважении к старшим.

«Два Мороза» О сострадании, верности слову.

«Липунюшка» О трудолюбии.

Карточка №24

1. Соедини стрелкой черты характера главных героинь сказки В.Одоевского «Мороз Иванович».

Корыстная хозяйственная

Ленивая ленивица неряшливая

Двуличная смелая

Справедливая рукодельница отзывчивая

Добрая скромная

Нерадивая терпеливая

2. Соедини героев с названием сказки и писателем.

Гвидон М.Горький «Воробьишко»

Рыба – кит В.Одоевский «Городок в табакерке»

Рукодельница М.Михайлов «Два мороза»

Царевна А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Пружинка В.Одоевский «Мороз Иванович»

Воробей Пудик С.Аксаков «Аленький цветочек»

Мороз Синий нос П.Ершов «Конёк – горбунок»

Зверь лесной

3. «Удивительные превращения». - В кого превратились герои сказок?

Царь Гвидон _________________________________

Курица Чернушка _________________________________

Крупеничка _________________________________

Чудо морское _________________________________

Иван – дурак _________________________________

(из сказки П.Ершова)

Снежный комочек _________________________________

4. «Сказочный предмет». – У кого бы ты попросил сказочный предмет?

Конопляное семечко _________________________________

Аленький цветочек _________________________________

Перо жар – птицы _________________________________

Ведёрко с пяточками _________________________________

Золотые орешки _________________________________

Говорящее зеркальце _________________________________

Карточка №25

Подчеркни названия басен Л.Н.Толстого.

«Ученый сын», «Котёнок», «Отец и сыновья», «Птичка», «Лгун», «Лиса и журавль», «Лев и собачка», «Два товарища», «Липунюшка», «Ёж и уж», «»Старик и яблони», «Старый дед и внучек», «Слон», «Галка и кувшин».

Карточка №26

Подчеркни названия произведений Л.Н.Толстого, темой которых являются дружба, взаимопомощь.

«Ученый сын», «Отец и сыновья», «Акула», «Лгун», «Лев и собачка», «Белка и волк», «Два товарища», «Садовник и сыновья», «Пожарные собаки».

Карточка №27

Соедини линией название произведения Л.Н.Толстого с его темой.

О дружбе, взаимовыручке «Старый деде и внучек»

Об уважении к старшим «Два товарища»

О лени, нерадивости «Белка и волк»

О добродушии «Ученый сын»

Карточка №28

Соотнеси название басни с пословицей.

Берись дружно – не будет грузно. «Лиса и журавль»

Худо тому, кто добра не делает никому. «Отец и сыновья»

Как аукнется, так и откликнется. «Белка и волк»

Неизведанный друг не хорош для услуг. «Еж и уж»

Карточка №29

В какой были Л.Н.Толстого главная мысль может быть выражена пословицей «Старый друг лучше новых двух»?

«Котёнок», «Пожар», «Косточка», «Птичка, «Филиппок», «Слон», «Лев и собачка», «Прыжок», «Пожарные собаки», «Акула», «Девочка и грибы».

Карточка №30

Какие сказки К.Д.Ушинского по содержанию можно соотнести с народными? Соедини линией.

Народные сказки Сказки К.Д.Ушинского

«Каша из топора» «Золотое яичко»

«Кот, петух и лиса» «Гуси»

«Курочка Ряба» «Петух и кот»

«Зимовье зверей» «Вареный топор»

«Гуси – лебеди» «Страшная коза»

«Коза – дереза» «Плутишка кот»

Карточка №31

Какие произведении К.Ушинского и Л.Толстого похожи по содержанию? Соедини линией.

Л.Н.Толстой К.Д.Ушинский

«Лиса и журавль» «Волк и собака»

«Старый дед и внучек» «Трусливый Ваня»

«Волк и собака» «Дедушка»

«Ученый сын» «Мышки»

«Мыши и кот» «Как аукнется, так и откликнется»

Карточка №32

Соедини название произведения и героя.

«Тараканище» Медведь

«Мойдодыр» Айболит

«Бармалей» комар

«Муха – цокотуха» крокодил

«Краденое солнце» воробей

Карточка №33

Соедини сказочное имя со сказочным героем.

Мойдодыр рыжий, усатый великан

Муха доктор

Таракан бабушка

Айболит акула

Федора цокотуха

Каракула крокодильчик

Тотоша Умывальник

Карточка №34

Соедини героев сказки со звуками, которые они издают.

Блюдца «рычит и кричит»

Чайник «сапогами топ-топ»

Бараны «тараторит, дребезжит»

Курица «дзынь-ля-ля»

Таракан «застучали в ворота: тра-та-та»

Клоп «куд-куда»

Карточка №35

Найди лишнее слово. Вычеркни.

Медведи, комарики, раки, кот, таракан, паук, слониха, волки,

воробей, кенгуру.

Карточка №36

Соедини героя с предметом, который ему принадлежит.

самовар

Комар посуда

Крокодил медный таз

Медведи сапожки

Мойдодыр сабля

Федора фонарик

Муха-цокотуха велосипед

Калоши

Карточка №37

Что просили животные в стихотворении «Телефон»? Соедини линией.

Слон книжки

Газели калоши

Мартышки карусели

Крокодил шоколад

Карточка №38

Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.

Айболит зажгли море

Воробей проглотил солнце

Крокодил помыла свою посуду

Комар вернул солнце в небо

Федора потушила море

Медведь спас Муху-цокотуху

Бабочка съел таракана

Лисички вылечил зверей

Карта проппа для дошкольников

Собственные сказки по методу Проппа

Если вы занимаетесь с детьми, то детям карты Проппа помогут хорошо запомнить сказку и облегчат её пересказ.

А ВАМ САМИМ,МАМОЧКИ,ИСПОЛЬЗУЮ ДАННУЮ СХЕМУ МОЖНО СОЧИНИТЬ СКАЗКУ ПРО СВОЕГО МАЛЫША!!!

Здесь мы приводим список основных мотивов, выделенных исследователем Проппом:

1. Жили-были. Создаем сказочное пространство. (Каждая сказка начинается с вводных слов "давным-давно", "жили-были", "в тридесятом царстве").

2. Особое обстоятельство ("умер отец", "солнце исчезло с небосклона", "дожди перестали лить, и наступила засуха").

4. Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо — антагонист, вредитель).

5. Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен).

6. Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах).

7. Способ достижения цели (это может быть полет на ковре-самолете, использование меча-кладенца и т.п.).

8. Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко).

9. Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста — Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании).

10. Преследование (какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба-яга, Лихо Окаянное и прочие, не менее "симпатичные" персонажи).

11. Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то или с помощью волшебных средств и преодолевая огромные расстояния).

12. Даритель испытывает героя. И тут появляется новый персонаж - волшебник, гном, старушка, которой нужна помощь или нищий. Баба-яга дает девушке задание выполнить домашнюю работу, Змей предлагает герою поднять тяжелый камень.

13. Герой выдерживает испытание дарителя (все очевидно).

14. Получение волшебного средства (оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем).

15. Отлучка дарителя (Баба яга отпускает с миром, волшебник исчезает, дракон прячется обратно в пещеру).

16. Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой - со Змеем Горынычем, иногда состязание или игра в карты).

17. Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости).

18. Героя метят (метку наносят на тело или дают особый предмет - кольцо, полотенце, образок, он что-то забирает у поверженного врага).

19. Герою дают сложное задание (достать перстень со дна моря; соткать ковер; построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю что).

20. Герой исполняет задание (а как же иначе?).

21. Герою дается новый облик (частый прием -погружение в кипящую воду или горячее молоко, которое делает героя еще краше).

22. Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном драконе).

23. Героя не узнают дома (иногда вследствие произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятья, увечья, взросления).

24. Появляется ложный герой (то есть тот, кто выдает себя за героя или присваивает себе его заслуги).

25. Разоблачение ложного героя (это может произойти в результате специальных испытаний или свидетельства авторитетных лиц).

26. Узнавание героя. (И тут обнаруживается подмена. Ложный герой с позором изгоняется, а нашего персонажа принимает в объятия любящая королевская чета)

27. Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу).

28. Мораль (какой вывод можно сделать из случившейся истории).

где и как я могу использовать этот метод?

Как можно использовать метод сказки для того, чтобы помочь ребенку справиться с какой-то задачей?
Применяя этот метод ребенок, так или иначе, отождествляет себя с главным героем, проигрывает ситуации, что в итоге помогает опять же творчески подойти к возникшей перед ним задаче и подготовиться к ней психологически.

Для этого сказку можно начать, например, со слов: «Герой, похожий на малыша, идёт решать задачу. За время сказки он задачу (проблему) решает, находит новых друзей, побеждает «дракона» и счастливый возвращается обратно.

Желательно направить ребенка на то, чтобы он принимал полное участие в придумывании (составлении) сказки, лишь иногда помогая и подсказывая ему каким образом можно «так и так…» построить развитие сказки.

Для того, чтобы получить максимальный эффект от составления сказки рекомендуется соблюдать ряд простых правил:

1 Желательно чтобы у главного героя и у ребенка были какие-то общие черты. Может они оба любят варенье или смотрят один и тот же мультфильм.

2 Необходимо при построении сказки для главного героя создать безопасное волшебное пространство. Поэтому используются формулы вроде: «Давным-давно, в некотором царстве-государстве»…

3 Хорошо, когда в пространстве сказки у главного героя оказывается друг- помощник. Друг в сказке помогает ослабить психическое напряжение и разрядить эмоции.

4 В ходе сказки необходимо решить какую-то задачу. Главный герой решает задачку, приобретает определенный навык и преображается.

5 В сказку вводится антигерой - персонаж, которого надо победить (или может быть изменить его).

6 Финал сказки должен быть позитивный. Проблема решена, после чего герой возвращается домой, получает полкоролевства и красавицу жену.

Я обратила внимание, что интерес ребенка к той или иной сказке определяется не только ее содержанием, но и графическим оформлением. Удачные иллюстрации и мультфильмы запоминаются и вызывают много положительных эмоций - дочка возвращается к ним снова и снова.

Но, помимо книг, сказочный сюжет наглядно воспроизводится с помощью наборов карточек (обычно 6-8 штук). Причем рассказывать можно не только традиционные для младшего дошкольного возраста сказки («Репка», «Колобок», «Три поросенка», «Курочка Ряба»), но и более сложные, к примеру, «Волшебник Изумрудного города», «Кот в сапогах» и «Бременские музыканты». Разумеется, в адаптированном (но не искаженном) варианте. Думаю, большинству родителей, как и мне, для запоминания достаточно трехкратного прочтения прозаического произведения, после чего текст перед глазами просто не нужен.

Игры с карточками различны:

  • угадай, из какой сказки этот эпизод (ребенку показывается одна карточка или же малыш сам выбирает одну из нескольких, перевернутых обратной стороной),
  • найди картинку, на которой изображено…,
  • что было после того как или перед тем как…,
  • найди лишнюю карточку в ряду или добавь недостающую,
  • составь собственный рассказ по картинкам.

Карточки можно делать и самостоятельно, вырезая их из недорогих книг «неудобного» формата. Кроме сказок, детей обрадуют и иллюстрации к любимым мультфильмам («Маша и Медведь», «Лунтик», «Маленькие Эйнштейны»). Чтобы их изготовить, достаточно распечатать и наклеить на картон скриншоты. Проще всего с Машкой: в яндекс-картинках задаете запрос маша и медведь один дома или маша и медведь приятного аппетита и получаете отличную подборку на каждую серию.

Занятия с таким материалом - отличная тренировка памяти и воображения, а также умения отслеживать причинно-следственные связи и делать выводы.

Корю себя за то, что запомнила только одно издательство, выпускающее небольшого размера карточки для детей, - это «Проф-Пресс». Но в Интернете много трудолюбивых людей, которые, например, собрали огромную коллекцию развивающих карточек для детей в одном месте. Скачать бесплатно иллюстрации к «Репке» или «Колобку» удастся здесь ]]> http://babycards.ru/kartochki/skazki/kartochki-skazki ]]> . Расположив картинки на листе А4 и выведя через цветной принтер, можно наклеить их на картон, после чего разрезать. Сюжетные картинки удобно размещать на фланелеграфе или (защитив края скотчем) просто раскладывать на столике.

© 2024 educent.ru - Портал полезных знаний для школьников и их родителей