Когда была война очерк воспоминаний. Проект «Бессмертный полк» для детей разновозрастной группы

Когда была война очерк воспоминаний. Проект «Бессмертный полк» для детей разновозрастной группы

05.06.2020

«Рано утром на рассвете,
Когда мирно спали дети,
Гитлер дал войскам приказ,
И послал солдат немецких
Против всех людей советских,
Это значит против нас.»
Сергей Михалков

Мы жили тогда в уютном деревянном городе Архангельске. Тротуары были тоже деревянные, дощатые. Помню, как-то каталась на трехколесном велосипедике, и переднее колесо провалилось в щель между досками. Стукнулась лбом о руль и пришла домой с большой шишкой, мне к ней прикладывали пятаки. Началось лето с белыми ночами, и когда нас вечером укладывали спать, мы уговаривали взрослых: «еще совсем светло и спать не хочется». После 22 июня все изменилось, потемнело.

Дома выкрасили в черный цвет, окна завесили черными бумажными шторами. Всем выдали противогазы. Странно, и взрослым и детям их подбирали по размеру. Когда мы их примеряли, дышать было очень трудно. Носили их в брезентовых сумках через плечо.
Но пользоваться противогазами не пришлось, так как немцы химического оружия не применяли. И вот на мирную и такую счастливую, как нам тогда казалось, жизнь навалилась эта страшная война. Мне было пять с половиной лет, а брату три года. Взрослые стали серьезными и суровыми. Мне кажется, что улыбки исчезли. Радио все время включено, вести с фронта. Киев и Минск, Москва и Ленинград. Взрослые только об этом говорят. Но какие фильмы появились, какие песни:
«Так так-так» говорит пулеметчик,
- так так-так» говорит пулемет»;

«Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет!»

«Мы не дрогнем в бою за столицу свою,
Нам родная Москва дорога!»

«Приеду весною, ворота открою,
Ты со мною, я с тобою
неразлучны навек!
В тоске и тревоге не стой на пороге
Я вернусь, когда растает снег!»

Перед каждым фильмом показывали хронику с фронта. Когда разбили немцев под Москвой, показывали освобожденные деревни и поселки. Что они там натворили! С виселиц снимали повешенных, раскапывали могилы с замученными и расстрелянными. Рыдания родных и близких слышны были всей стране. И герои, какие герои! Зоя Космодемьянская: «Почему Вы плачете? Мне совсем не страшно умирать, товарищи! Это же счастье - умереть за свой народ!» Фотография в газете: мертвая, снятая с петли, а лицо спокойное, прекрасное, как будто спит, и такое юное. Как тяжело, страшно было на нее смотреть, и ведь мы были в советском тылу, а те люди, которые были там, в Петрищево! А Виктор Гастелло, Александр Матросов, 28 героев – панфиловцев: «Велика Россия, а отступать некуда, - позади Москва!» В хронике показывали, как молодые ребята, еще не кончившие школу, осаждали военкоматы, райкомы комсомола, требуя, чтобы их взяли на фронт. «Мальчики, постарайтесь вернуться назад!»;
«Мальчишки, мальчишки, вы первыми
Ринулись в бой!
Мальчишки, мальчишки
Вас мало вернулось домой…»

И девочки не отставали. Моим ровесникам было тогда по шесть лет. Это возраст, когда человек особенно остро впитывает все впечатления бытия, когда складываются основы его мировоззрения.
И наша беда (а, может быть, счастье?), что это были суровые годы войны. В сорок втором году сильно бомбили. Ночью мама будет нас. Пронзительный вой сирены, по радио: «Граждане, воздушная тревога! Всем спуститься в бомбоубежище!» Я так дрожу, что мама с трудом меня одевает. А маленький братик прыгает и радостно кричит: «Воздушная тревога! Воздушная тревога!» В бомбоубежище малыши бегали и играли, пока сон их не сморит. Город бомбили зажигательными бомбами. Бросали и фугасные, но сравнительно редко. И вот: Граждане, отбой воздушной тревоги1» Какая радость! Выходим из бомбоубежища, и часто оказывается, что одна улица сгорела и еще много домов. Летом группу женщин с детьми вывезли от бомбежек в лес, за 30 километров от города. Мы ехали туда на санитарной машине ночью. Ночь была не белая, а настоящая, темная Вдруг налетели немецкие самолеты, и начали бросать какие-то особые ракеты. На фоне темного неба они рассыпались, превращаясь в сверкающие «люстры». Я первый раз увидела настоящий фейерверк. Это было так необыкновенно красиво, что я забыла о страхе. По широкому, освещенному полю бежала одна наша машина, но бомбить нас не стали. Наверное, ждали большой добычи. Мы благополучно доехали до леса. Потом вечерами и женщины, и дети выходили на край леса. Смотрели, как очень далеко, на горизонте, горит огромный костер. Языки пламени, казалось, поднимались до неба. Это горел Архангельск. Но паники взрослых я не помню. Наоборот, уверенность, что мы все равно победим. И мы, дети, это чувствовали.
После Сталинграда бомбежки прекратились. Немцам было не до Архангельска. Кавказ, «Курская дуга», и наше наступление по всем фронтам. “Что такое: Was ist das? - Немцы драпают от нас”. (Была такая песенка.). А по радио голос Левитана в передачах “В последний час”. О городах, освобожденных нашими войсками. “Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины!” И салюты, салюты из Москвы!
В 43 году я пошла в первый класс. На большой перемене учительница всем детям насыпала в бумажные кулечки по две чайные ложки сахарного песка. Мы его тут же съедали. Какой он был вкусный! И люди вокруг стали спокойнее и увереннее. Когда в кино показывали, как наша артиллерия бьет их:
«Из сотен тысяч батарей
За слезы наших матерей,
За нашу Родину
Огонь! Огонь!»,
весь зал радостно вздыхал: «Катюши! Катюши!» Новые прекрасные песни, как много их было, и как они помогали и на фронте и в тылу. Их часто передавали по радио: «Соловьи», «В лесу прифронтовом», «В землянке», всех не перечислишь. И о Днепре:

Ой, Дніпро! Дніпро!
Ты широк, могуч,
Над тобой летят журавли.

Враг напал на нас,
Мы с Днепра ушли
Смертный бой гремел, как гроза.
Ой, Дніпро! Дніпро!
Ты течешь вдали,
И волна твоя, как слеза.

Из твоих стремнин
Ворог воду пьет,
Захлебнется он той водой!
Славный час настал!
Мы идем вперед
И увидимся вновь с тобой!»

Да, жестокие слова, но война шла на уничтожение. Ведь в начале войны Гитлер приказал сравнять Москву и Ленинград с землей, залить их водой, чтобы никто в так называемом «цивилизованном» мире и не вспоминал о них. И о том, что была такая великая страна «Россия». После Курской дуги уже никто не сомневался, что мы победим, ни враги, ни союзники. Ох уж эти союзники! Спасибо, конечно, за материальную помощь. И за то, что выжидали, чья возьмет, поддерживая тогда все-таки нас. Так как же у них хватает совести теперь врать новым поколениям, которые родились после войны, что победили фашизм они, а Советский Союз был только жертвой. А если и были у нас какие-то победы, то это мол мороз и вообще непредвиденные погодные условия. Но мы-то, даже дети войны, все помним. Главное, конечно, Божья воля. А Бог имеет привычку помогать тем, кто «Душу свою положит за други своя»! В апреле 44-го года мы переехали в Ростов- на–Дону. Город большой, каменные дома, но многие из них стали развалинами, с зияющими дырами вместо окон. А кругом радостная, ликующая весна. Весь город окутан благоуханием цветущей белой акации, свежей и чистой. Как много ее было и, как она пахла! В других городах и годах я уже никогда не видела такого обилия белой акации. А если и попадалась, то совсем не белоснежная и почему-то не пахла. Город недавно освободили, но школы уже работали во всю. Я даже успела поучиться в первом классе. В оккупации людям жилось намного труднее, сравнительно с Архангельском. Дети в школе были очень бедно одеты, просто в лохмотьях. Тетрадей не было, писали на газетных листах. Но учились все усердно и ответственно. Ведь только хорошей учебой мы тоже приближали победу. Уже во втором классе я услышала новую песню «Офицерский вальс»:

«Ночь коротка, спят облака.
И лежит у меня на погоне
Незнакомая Ваша рука».

Шли последние месяцы войны. Я, как и все, знала, что она скоро кончится. Но это казалось каким-то невозможным счастьем. Война, война, война, как долго она была! «все для фронта, все для победы!». Весь народ напрягался из последних сил., и тяжесть эта стала какой-то хронической.

«Утро зовет, снова в поход!»

Опять бои, бои – до победы. И они опять будут погибать, такие молодые, такие красивые.,

«Не долюбив,
не докурив последней папиросы».

Как жалко, жалко до слез! Вскоре после войны мне попалась маленькая книжка. Про любовь: Середина войны. Она дочь генерала, он - адъютант ее отца. Несколько очень редких и очень коротких встреч, когда он по делу приезжал с фронта в Москву. Такое стремление друг к другу, которое, наверное, только и бывает во время войны; но поговорить наедине не пришлось. а может быть, он не решился. Он все время рвется на передовую, чтобы воевать как все, без поблажек. И уже с передовой она получает его письмо, где сказано все.. Какое счастье и какая тревога! И она загадывает: «Если я сейчас включу радио и будет музыка, а не разговор, то он вернется живой». С замиранием сердца включает: звучит 6-ая симфония Чайковского. Я тогда не знала, что такое симфония, но название запомнила. И вот она слушает музыку, а в это самое время его убивают в бою. Как же так? Ведь она загадала, что если музыка… А называлась книжка «Мы еще встретимся!» Это были слова из его письма. Уже взрослой я слушала эту симфонию: Прекрасная, светлая мелодия любви и ожидания счастья обрывается, гибнет под ударами судьбы. И мне стало понятно: Ведь в той книжке дочка генерала услышала «Реквием», который и был ответом на ее вопрос. «И слова «мы еще встретимся!» полны глубокого смысла (для верующего человека). Сколько девушек прожили потом всю жизнь без любимых! Иногда услышишь по телевизору:

«Будем кружить, петь и дружить.
Танцевать я совсем разучился
И прошу вас меня извинить», и «сердцу станет так тепло».

Теперь это называется «Случайный вальс», и поют почему-то:

И лежит у меня на ладони
Незнакомая Ваша рука».

Как будто обыденная, одна из многих, встреча. То-ли в доме отдыха, то-ли в турпоходе. Ни печали, ни трагедии войны. Обидно. Когда по телевизору показывают хронику военных лет, не пропускайте этих фильмов, пожалуйста! Вот солдаты сидят на привале в прифронтовом лесу. Слушают концерт артистов из Москвы. Это настоящие, живые солдаты! Посмотрите на их лица, они вам не соврут. А после этой съемки многие из них будут убиты в первом же бою. И. Козловский тогда пел с ансамблем «Александрова»:

«Так пусть же радость первых встреч
Нам светит в трудный час!
А коль придется в землю лечь,
Так это ж только раз.

Но пусть и смерть в огне, в дыму
Бойца не устрашит,
И что положено кому,
Пусть каждый совершит!»

Как он пел эти слова! Это незабываемо. А люди в тылу, которые на заводах делают самолеты, танки, снаряды, работают непрерывно, ночуют в цеху. Домой ехать некогда. Женщины, старики и подростки. В конце 42 года мы уже по выпуску оружия перегнали «великий «рейх». Без героев тыла мы бы тоже не победили. Я говорю мы. Да, мы были дети, мы не воевали, не работали на заводах. Но каждый чувствовал себя частицей великого народа, который встал как один. Какие были времена! Страшные потери, гибель людей. Но единение всех.: «Жила бы страна родная, и нету иных забот». Много разных национальностей, но народ один и страна одна. «И всем нужна одна победа!» О какой жизни все тогда мечтали! Ведь после такой войны, Великой Отечественной и победоносной, жизнь должна была стать прекрасной. А стала ли? Что каждый из нас сделал для того, чтобы не оскорбить памяти людей, отдавших свои прекрасные жизни за то, чтобы жили мы, жили вы, родившиеся после войны? Жили в свободной стране. В. Высоцкий пел, что каждый в ответе за все:

«Парус, порвали парус!
Каюсь! Каюсь! Каюсь!»

Помню, лет двадцать назад в День Победы шла по улице, а навстречу очень старый ветеран войны. Вся грудь в орденах и медалях. А лицо совсем не радостное. В глазах вопрос: И вот за это мы, мои товарищи1? Мне хотелось подойти к нему, сказать: «Спасибо Вам! Простите нас!» но не решилась. У меня даже цветов не было, чтобы подарить ему.
Мы, свидетели, не забудем никогда, пока живы. А новые поколения, молодежь? Неужели всем уже все равно? Но надежда умирает последней. И может быть кого-то из совсем молодых не оставят равнодушными эти светлые и грустные слова «Офицерского вальса»:

«В этом зале пустом
Мы танцуем вдвоем.
Так скажите хоть слово!
Сам не знаю, о чем…»


13 апреля 2004 (41)
Н. КОНОНОВ.

"Рано утром на рассвете..."

Мой отец, Дмитрий Егорович, в Великую Отечественную войну сгорел в танке. Мы с братом Валентином, обжигаясь нечаянно о горящую лучину или угли, когда топили печь, ужасались той адской боли, которую испытал отец в пылающем танке, пока не разорвалось от шока его молодое здоровое сердце. Жить бы ему да жить, но пришлось принять нечеловеческое страдание за нашу бедную деревню, за нашу страну, за то, чтобы смогла вырастить нас наша мать, Александра Павловна, для лучшей жизни.

В годы войны и сразу после нее мы нахлебались такого лиха, что до сих не забывается ни один день из трагедии нашей осиротевшей без отца семьи. Брат умер от голода, а изможденная от голода и тяжелой работы мать, прижимая к иссохшей груди его прозрачные до синевы руки, не рыдала, а до того тяжко, мучительно выла над ним, что у меня, тоже чуть живого от голода, в жилах стыла кровь. В этом зверином вое было столько тоски и страха, что мне долго потом казалось: она оплакивала не только его, но и меня, и себя, и отца сразу. У нее не было сил бороться с жизнью.

Можно себе представить, чем для меня стала школа, когда появился контуженный, больной, в солдатской фуфайке и обмотках учитель Василий Иванович Юрченко! Его изможденный, как у моей матери, вид внушал опасение за его жизнь. Но каждый день он упрямо шагал в нашу убогую школу, дрожащими руками брал мел, тихим голосом укрощал писк и визг своих невоспитанных несуществовавшим детским садом учеников и вдалбливал в нас то, что знал и любил сам. Мне казалось, что таким бы вернулся с фронта и мой отец, если бы не фашистский снаряд с такой точностью угодивший в его краснозвездный танк. Он так же упрямо шагал бы на работу - в цех или в поле. И этому истинно русскому упрямству, побеждающему все тяготы жизни, я учился не у отца-солдата, но тоже ведь у солдата так же самозабвенно, как арифметике и чистописанию. Я обязан был вырасти упрямым, потому что неизвестно было, что еще уготовила судьба мне.

Мать часто болела и, когда лежала в райцентре в больнице, мне мальцу, приходилось совсем туго. И я отважился на побирушество! Плохо поворачивался от стыда язык, когда я, семилетний, обращался к знакомым людям: "Подайте чего- нибудь". Полуголодные женщины, потерявшие на фронте кто мужа, кто сына, учили, суя картофелину: "Говори - ради Христа". Сначала не понимал: причем тут Бог? Потом, через годы, дошло: это ради себя так тяжко просить милостыню. А когда просишь людей быть милосердными не ради себя, терпящего муку, а ради Бога, тут дело их совести - отказать или не отказать Ему. Кто жалел меня, обездоленного войной, кто боялся Его, но скудное подаяние поддерживало жизнь в моем невесомом теле.

Однажды в школе объявили утренник. Римке Мякшиной, у которой отец, чуть не один на весь колхоз "Красное Знамя" вернулся с войны, сшили новое ситцевое платье, некоторым пацанам матери сгоношили обновки из обносков убитых на фронте отцов. А мне хоть на утренник не ходи. Мы-то были приезжими. У нас-то ничего, кроме рук да ног. А тут еще мать снова в больнице. Но из упрямства записался в список "артистов" у Макарихи, как прозвали в школе учительницу русского языка. Я хотел выучить стихи про войну для своего любимого учителя, а заодно и для отца, сгоревшего в танке:

Рано утром на рассвете, Когда мирно спали дети, Гитлер дал войскам приказ. И послал солдат немецких Против всех людей советских, Это значит - против нас!

Я пришел на утренник в той же горькой одежке, что и всегда. Храбро выступил вперед, когда добрая Макариха назвала мою фамилию, и если бы мог слышать меня в ту минуту весь белый свет!!! Я не стихи читал, я произносил, звеня на весь мир готовыми прорваться ручьем слезами, свой, детский, приговор войне и ее главному зверю - фашисту Гитлеру.

Чтобы жили мы не в доме, А в сарае на соломе???

Гневно кричал я кому-то далеко за стены своей деревенской школы. Может быть, тому полю танковой битвы, с которого не вернулся ко мне мой отец, а может быть той Германии, которая принесла столько зла Миру своим фюрером. Я кричал до изнеможения, до исступленного торжества над супостатом, которого добил за моего сгоревшего отца мой любимый учитель Василий Иванович. Я весь дрожал, когда стихи кончились, а душе не хватало слов. Кто-то обнял меня за плечи, возвращая к действительности, и я увидел: взрослые плачут.

Что-то получили за стихи, песни и другие "артисты". Сияла в своем новом платьице Римма Мякшина. А я... А мне... Вот когда проливаются те мои детские слезы... Мне положили в ладошку кусочек счастья - новенькую чернильницу-непроливашку, которая не шла ни в какое сравнение с пузырьком для чернил, из-за которого с моего пера так часто срывались на листок синие кляксы. Но и это было не все. Школа - дорогая, золотая, лучшая на всем белом свете моя деревенская школа - подарила мне за победу в конкурсе стихов настоящий школьный костюм. Из дешевой "чертовой кожи", то есть из крепкой хлопчатобумажной ткани, с карманами в брюках для чего хочешь, с карманом в пиджаке для сказочной "непроливашки".

А чуть позже меня вовсю колошматили ребята постарше. Теперь понимаю: боролись против "несправедливости" - два подарка не дают в одни руки. Кто-то ловко поддал локтем - "непроливашка" пронеслась в воздухе и исчезла. Эти же пацаны, испугавшись моего помертвевшего от горя лица, обыскали каждый уголок коридора: чернильница исчезла бесследно. Худая судьба постигла и мой костюм. Один состоятельный школьник, когда я попросил в его доме милостыню, предложил: "А прыгни завтра в костюме вон с того сарая". Это было опасно. Не увернешься в воздухе, так угодишь в навозную яму. Голод привел меня к этому сараю дня через три. Я прыгнул. Сил на ловкий прыжок не хватило. Но кусок хлеба я все же принес. А потом полоскал свой вонючий костюм в холодной речке без мыла...

Недавно побывал я в деревне своего детства. Вижу: ломают на дрова мою школу. Кольнуло сердце. Позвал - внучку Наташу. Взял топор. И что вы думаете - додолбился я до подвала. Больше полувека пролежал там первый подарок моей школы. Принес домой чернильницу. Целую ее, а внучка улыбнуться боится: "Деда, деда, зачем тебе она?". А затем, говорю, что школа нас не просто учила - жалела, любила. Шутка ли в деле - и чернильницу, и костюм в подарок! А были ведь еще и порции хлеба, были дополнительные занятия со всеми, кто чего-то не понимал на уроке, была забота.

Придет день, подарю "непроливашку" кому-то из правнуков. Пусть растет упрямым, как прадед, дед и отец. Чтобы как уж трудно ни придется в жизни, любил он эту жизнь по-нашему, по-русски.

Н. КОНОНОВ.

Проект «Бессмертный полк» для детей разновозрастной группы ко Дню Победы

Цель : Продолжать формировать у детей понятие о значении календарной даты 9 Мая, способствовать усвоению понятий «война», «подвиг», «победа».
Активизировать речь детей.
Воспитывать чувство гордости за свою страну, родных и близких родственниках.

Предварительная работа:
1. Цикл громких чтений посвященных к 70 летию победы.
2. Привлечение родителей к подготовке и изготовлению штэндера своего ветерана.
3. Сбор информации,изготовление штэндера.
4. На основании Положения Администрации Шеманихинского сельсовета разработано свое положение в ДОУ.
5. Экскурсия в школьный музей.
6. Акция «Рисунок ветерану».

(Дети, в форме различных родов войск маршируя, выходят в зал. В руках штендеры родственником погибших в годы ВОВ.
Зал празднично украшен, на стене макет вечного огня.)

Вед1. Дорогие дети, уважаемые взрослые 9 мая наша страна отмечает великий праздник День победы. 70 лет назад закончилась война. Мы внуки и правнуки поколения победителей. Наше выступление посвящается всем павшим и выжившим в этой страшной войне.
(Дети читают стихи)
чтец:
Вспомним всех поименно,
Вспомним сердцем своим,
Это надо не мертвым,
Это надо живым.
Чтец:
Начало мая.
Красные гвоздики,
Как слезы тех далеких страшных лет.
И ветеранов праведные лики,
Особенно, которых больше нет.

Когда опять подходят даты эти.
Я почему-то чувствую вину -
Все меньше вспоминают о Победе,
Все больше забывают про войну.
Чтец
Никто из нас за это не в ответе.
И сам с собой веду я разговор:
Так много было войн на белом свете,
Так много лет уже прошло с тех пор.

Идут по телевизору парады,
Горят в архивных фильмах города.
Тем, кто остался, раздают награды.
И кажется, что было так всегда.
Чтец
Война еще исчезнуть не готова.
Те годы - миллионы личных драм.
А потому, давайте вспомним снова
Всех тех, кто подарил Победу нам.

Песня «День Победы»

Вед. 22 июня 1941 года в 4 утра, когда мирно спали дети, их родители, старики. Неметцские захватчики напали на нашу страну без предупреждения. Но наши воины были готовы встать на защиту своей Родины. Много было сражений солдаты боролись, за каждый город, за каждую улицу, за каждый дом. Погибло много солдат имен мы не знаем. Но мы помним и чтим память тех кто отстоял нашу Отчизну.

Чтец:
- Утром рано на рассвете
Когда мирно спали дети
Гитлер дал войскам приказ.
Он послал солдат немецких
Против русских поротив нас.
Песня: «Вставай страна огромная» или «Прощанье славянки»

Ведущий 2. Здравствуйте граждане великой России! Здравствуйте участники Всероссийской Акции «Бессмертный полк»!
«Бессмертный полк» - акция, призванная сохранить память о Великой Отечественной войне, о каждом, кто не жалея своей жизни, боролся за освобождение Родины.
Она стартовала в городе Томске, в 2012году. В 2013 году к Бессмертному полку присоединились 120 городов и населенных пунктов России и на сегодняшний день акцию поддерживают уже десятки регионов нашей страны! В этом году в ряды бессмертного полка вступает и наш родном поселке и наш детский сад!
И будет день с улыбками слезами
Утихнет боль поймем мы смерти нет!
Они всегда в строю навеки вместе с нами
В одном святом строю идут и внук и дед!
Ведущий 1. Дед вставай, посмотри, как мало осталось твоих в этом частом строю… Дед вставай…. Через десятки годков, что за лица увидят мои правнуки 9 мая? Кем будут гордиться? Ты не встанешь, я знаю,… но я пронесу твою честь, ведь я твоя честь, ведь я твоя кровь, ведь я твоя память. Дед я знаю, ты видишь, мы в строю! и когда я уйду, встанут внуки его, потому что так надо и точка.
Чтец
Не имена на скорбном обелиске,

В победный день мы вспоминаем близких -
Победу получили мы от них!

В одном строю сегодня на параде
И правнуки, и внуки тех солдат,
Кто землю защищал не славы ради -
Захватчиков громил не для наград,
Чтец
Чтоб на земле родной родили пашни,
Цвели сады, звенел бы детский смех!
За наше счастье грудью вставших -
Живых и мертвых - вспоминаем всех!

Они должны идти победным строем
В любые дни, в любые времена:
Мы чествуем своих солдат-героев -
Их мужеством гордится вся страна!
Чтец
...Не имена на скорбном обелиске,
А фотографии в руках родных -
Так в мае чтят погибших близких,
Что не вернулись с той войны...
Песня «Вечный огонь»
Ведущий 2 Внимание! Колонна «Бессмертного полка», шагом марш!
Колона начинает движение. Звучит музыка «Был месяц май».
Во время движения колоны «Бессмертного Полка» по залу ведущий читает текст.
Память… Память…
За собой позови…
В те тревожные далекие дни.
Ты героев ушедших сейчас оживи,
А живущим ныне юность верни.
Память… Память… Т
ы же можешь, ты же должна…
Стрелки на мгновенье повернуть.
Мы хотим не просто вспоминать имена,
Мы хотим в глаза им заглянуть.
Воспитанники передают шдендеры родителям сами садятся на стульчики
Песня «Гимн бессмертного полка» (исполняют родители и дети)
Наверное, не одну семью Великая Отечественная война не обошла стороной.

Дети старшей группе рассказывают о своих родственниках
Семен
Мой прадедушка не вернулся домой с войны.
Он погиб, когда его отряд сражался по Воронежем.

Саша
Моя прабабушка пережила войну.
Она умерла в мая 1998 года.
Но память о ней навсегда останется в наших сердцах!

Юра
Мой прадедушка являлся участником Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года. Принимал участие во многих боевых операциях. Например, в танковом сражении на Курской дуге. Принимал участие в освобождении города Орла и других городов и населенных пунктов. Награжден медалью «За Отвагу», «За победу над Германией» и другими Юбилейными медалями. К сожалению, до наших дней он не дожил.
Инсценировка детей старшей группы « Солдатская каша»

Ведущий: Среди тех, кто испил чашу войны, полную горечи, страданий, полную голода и одиночества были дети, дети войны.
Ведущий2: Что помнят дети войны? Что поняли, увидели, запомнили? Что могут рассказать?
Вместе: Многое!

Родители читают стихи
Над городом - бомбежка,
Сирен протяжный вой.
...А там лежит картошка,
Вблизи передовой!
Хорошая картошка!
Лежит себе и ждет,
Когда же к ней Алешка
По снегу приползет?

И кажется Алешке,
Что словно бы вчера
Он песню о картошке
Горланил у костра,
В поход ходил с отрядом,
Устраивал привал...

И вовсе про блокаду
Никто тогда не знал.
Темнеет за окошком
Декабрьский рассвет.
В квартире нет ни крошки.
Алешка знает: нет.
Вчера еще доели.
Теперь до завтра ждать.

А там - ведь не успели
Картошку-то убрать!
Лежит себе картошка
У Пулковских высот.
Ползет в снегу Алешка,
С поземкою ползет.
Свистят над ним снаряды.
Не сбиться бы с пути!

Алешке очень надо
Картошку принести.
Придет с завода мама,
Засветит огонек,
Картошки, вкусной самой,
Увидит котелок!..
В цеху она снаряды
Точила день и ночь,
И надо, очень надо
Сражаться ей помочь.

Извилистой дорожкой
Алешкин след пролег.
Ползет, ползет Алешка
И тянет котелок.
Врагов чего бояться!..
Авось и не убьют.
Вот наши, коль нарваться,
Немедленно вернут!

У них приказ на это:
Мальчишек не пускать!
Негоже всяким шкетам
Под пулями шнырять.
Понятно, что негоже.
Понятно, что запрет.
Но есть-то надо тоже!
А дома крошки нет.

Земля еще как камень!
Промерзла - просто жуть!
Попробуй-ка руками
Такую ковырнуть!
Но он лежит, копает
Под грохот канонад.
И Гитлера ругает,
И всех его солдат.

Ведущий1: ...Алешка ты, Алешка!
Мы помним этот год.
И мерзлую картошку,
И гордое: «Вперед!»
Ленфронт пошел на запад.
К победе прямиком!
Пусть не был ты солдатом,
Ты был - фронтовиком!

Вед. – Война войной, а обед по расписанию. Как выжить солдату на войне без каши и без щей.
И сейчас мы поиграем в игру кто быстрей перенесет картошку в ложке. (Дети и родители делятся на две команды переносят картошку из ведерка в тарелку.
В короткие минуты передышки солдаты писали письма домой пели песни о доме, о любимых и танцевали
Танец «Солдаты»

Чтец:
Советский солдат, ты навеки герой
И генерал и рядовой,
Который прошёл все дороги войны
И выгнал фашистов с Российской земли.
Советский солдат – тебе слава, почёт
Твой подвиг в веках никогда не умрёт,
Бессмертие твоё сохранит навсегда
Вечный огонь и гранита стена!

Ведущий1: Люди! Замрите!
Минута молчания.
Пусть только сердце бьется отчаянно,
Пусть только птиц не смолкает звучание –
Им так положено, и не случайно!
Ведущий2: Замри, россиянин, в минуте молчанья,
Прислушайся к эху великой войны.
Его отголоски, с глубокой печалью,
Еще и сегодня повсюду слышны.

Минута молчания

Ведущий 2:
Мы живем, потому, что когда-то
На земле умирали солдаты,
Мы поем, а их звонкая песня
До конца не смогла до звенеть.
Отгремели сражения раскаты,
Не горят фронтовые закаты.
На равнине, израненной боем
Шелестит колосистая медь…

Ведущий1: Только им для бессмертия мало
Нашей скорби и нашей печали:
Умирали они молодыми,
Чтоб над полем была тишина,
Чтобы чистое небо сияло,
И раздольная песня звучала,
Чтоб над Родиной нашей любимой
Никогда не взметнулась война.

Песня «О Родине»

Однажды я прочитала такую статью автор высказал пронзительную и страшную мысль:
“В главном параде в честь Дня Победы 24 июня 1945 года участвовало десять тысяч солдат и офицеров армий и фронтов. Прохождение парадных “коробок” войск продолжалось тридцать минут. И знаешь, о чем я подумал? За четыре года войны потери нашей армии составили почти девять миллионов убитых. И каждый из них, отдавших Победе самое драгоценное – жизнь! – достоин того, чтобы пройти в том парадном строю по Красной площади. Так вот, если всех погибших поставить в парадный строй, то эти “коробки” шли бы через Красную площадь девятнадцать суток…”
И я вдруг, как наяву, представил этот парад. Парадные “коробки” двадцать на десять. Сто двадцать шагов в минуту.
В обмотках и сапогах, шинелях, “комбедах” и телогрейках, в пилотках, ушанках, “буденновках”, касках, бескозырках, фуражках.
И девятнадцать дней и ночей через Красную площадь шел бы этот непрерывный поток павших батальонов, полков, дивизий.
Парад героев, парад победителей.
Задумайтесь!
Девятнадцать дней!.
Песня «Прадедушка»

Мы вспоминать должны - эти майские дни
Как в парадном стою - ветераны войны.
Пульс в "Бессмертных полках "- негасимый огонь,
Словно память тех лет, заиграет гармонь.

Звучит запись песни «Бьется в темной печурке огонь»
Память о ветеранах, ушедших от нас не должна, предаваться забвению и бессмертный полк нашего поселка, яркое тому подтверждение! И пусть ежегодно в центре нашего поселка, как символ нетленности памяти людской, парадными колоннами идут вечно живые участники войны. И пусть ежегодно, летят в праздничное небо воздушные шары как майский салют в честь наших дедов, и прадедов.
Дети и взрослые выходят на улицу выпускают в небо шары.

ДЕТИ ВОЙНЫ

(литературно – музыкальная композиция)

Цель и задачи:

  • познакомить обучающихся с историческими фактами времён Великой Отечественной войны, с жизнью детей в то суровое время;
  • развивать способность сопереживать;
  • воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, своему народу.

Ведущий: Сегодня мы собрались, чтобы отметить великий день для нашего народа – 70 лет со Дня Победы. Сегодняшние наши гости - люди пережившие войну. Кто-то из Вас воевал, у кого-то было детство, обожженное войной. Давайте вместе с нами вернемся назад и перелистаем страницы нашей истории.

22 июня 1941 года в четыре часа утра, когда мирные люди нашей страны спокойно спали, фашистская Германия без объявления войны своими танками и самолетами нарушила наши границы, ворвалась на территорию нашей страны, стала бомбить, разрушать города и села, убивать мирный народ.

Рано утром на рассвете,

Когда мирно спали дети,

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против всех людей советских-

Это значит против нас.

(звучит песня «Священная война», муз. Александрова)

Ведущий.
Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны.
Нужны были и смелость и отвага,
чтоб жить под оккупацией врага,
Всегда страдать от голода и страха,
Прошла где неприятеля нога.
В тылу страны нелёгким было детство,
Одежды не хватало и еды,
Страдали от войны все повсеместно,
Хватило детям горя и беды.

(Звучит песня Ильи Резника «Дети войны»)

Ребята сороковых годов (инсценировка)

Что теперь будем делать? Как жить? Раньше я хотел быть путешественником, а теперь решил стать моряком. Пойду в морскую школу, выучусь и буду гнать фашистов.

Моряком, конечно, хорошо, особенно если капитаном. Но лучше быть танкистом. Сяду в танк, как развернусь - и полка нет.

Так уж сразу и полка?

Ну, может быть и не полка, но многих бы гадов уничтожил.

А я буду сержантом, как мой отец.

Ведущий.
Дети военной поры могут ещё рассказать, как умирали от голода и страха. Как тосковали, когда наступило первое сентября 1941 года, и не надо было идти в школу. Как в 10-12 лет, только встав на ящик, дотягивались до станков и работали по 12 часов в сутки. Дети помогали фронту всем, чем могли. Они пришли в обезлюдившие цеха заводов и на опустевшие колхозные поля, заменяя взрослых. В 11-15 лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы, собирали урожай, дежурили в госпиталях.

Ведущий.
В военно-полевых госпиталях медперсонала хронически не хватало: врачи и медсестры зачастую работали сутками без отдыха; и помощь детских рук здесь была востребована чрезвычайно. Детям по силам было обеспечивать быт раненых бойцов: дежурить у их постелей, делать перевязки, кормить с ложечки, да и хотя бы просто почитать свежие газеты и приходящие письма. Они хорошо справлялись с этой нелёгкой работой.

Ведущий.
Дети могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Когда началась блокада, в Ленинграде, помимо взрослого населения, оставалось 400 тысяч детей. Юным ленинградцам пришлось нести свою долю тягот и бедствий блокадного Ленинграда. Блокадные мальчики и девочки были достойными помощниками взрослым. Они занимались расчисткой чердаков, тушили «зажигалки» и пожары, ухаживали за ранеными, выращивали овощи и картофель, работали на заводах и фабриках.

Рассказ учителя о блокаде и о Тане Савичевой.

В сентябре 1941 года фашисты прорвались к Ленинграду и окружили его плотным кольцом. Начались тяжелые дни блокады.

28 августа в Ленинград пробился последний поезд с хлебом, потом враги заняли железные дороги на подступах к городу. Только по Ладожскому озеру небольшие речные баржи подвозили продукты. В октябре начались штормы, баржи выбрасывало на берег, как спичечные коробки. В ноябре пришли морозы, озеро стало замерзать, и баржи не могли пройти между льдинами.

С 10 ноября многие ленинградцы получали в день 125 гр. Хлеба. Небольшой кусок хлеба - и больше ничего. К страшному слову «блокада» прибавилось слово «голод». Ленинградцы слабели, многие едва двигались, некоторые умирали.

Жила в Ленинграде на 2-й линии Васильевского острова в доме № 13 пионерка Таня Савичева. Жила в большой веселой семье. Старшая сестра, Женя, работала конструктором на заводе. Брат Леня, дома его звали Лекой, работал на другом заводе. Братья Таниного отца, дядя Вася и дядя Леша, работали в книжном магазине. Танина мама и старая бабушка варили обед большой семье, стирали одежду, а в воскресенье пекли вкусные пирожки. Когда началась блокада, пирожки стало печь не из чего. А потом наступил голод. Есть хотелось весь день, а по ночам снились пирожки. Тане Савичевой было 11 лет.

Она вела дневник.

Эта тонкая тетрадка Ленинград в тисках блокады,

Стоит многих толстых книг. У ворот лютует враг.

Пионерка - ленинградка Рвутся бомбы и снаряды,

Потрясает твой Дневник. Дует стужа, давит мрак.

Таня Савичева, Таня, От коптилки не согреться,

Ты в сердцах у нас жива. И ни крошки, ни глотка,
Затаив на миг дыханье, И выводит кровью сердце

Слышит мир твои слова. На страницах дневника.

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года. Смолк зловещий гром орудий. Пронеслась войны гроза, Но все также память людям Смотрит пристально в глаза. К солнцу тянется березка, пробивается трава. А на скорбном Пискаревском обожгут сердца слова: Таня: Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама- 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года.

У планеты нашей сердце Будьте бдительными, люди.
Бьется гулко, как набат. Люди, вслушайтесь в Дневник,
Не забудет мир Освенцим, Он звучит сильней орудий,
Не забудет Ленинград. Тот безмолвный детский крик:

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.

Потом умерла и Таня. Она была вместе с другими детьми вывезена из блокадного Ленинграда в Горьковскую область. Умерла в Шатковской больнице 23 мая 1944 года. Она угасла, как жертва страшной войны.

Ведущий:

Тяжелые испытания война принесла детям. Бессмертный героизм и мужество проявили тысячи ребят. Дети, попавшие на фронт, или воевавшие в партизанских отрядах не пощадили жизни ради победы. Они воевали наравне с взрослыми воинами и даже совершали подвиги. Десятки тысяч детей были награждены орденами и медалями за различные боевые заслуги.

Мы знаем имена и подвиги пионеров-героев.

Четырехклассник севастопольской школы Валерий Волков погиб , но память о нем живет.

Окутано море тревогой,

Огнем Севастополь объят.

В разрушенной школе над пыльной дорогой

Осталась лишь горстка солдат.

Все ближе снаряды ложатся,

Осколки секут храбрецов.

Нас десять! - сказал командир- а сражаться,

Мы будем, как сотня бойцов.

Герой-пионер был десятым,

Он числился сыном полка,

В минуты затишья читал он солдатам

Из книжки стихи Маршака.

В тельняшке своей полосатой за Родину он воевал,

И метко с размаху метнул он гранаты,

Но сам был сражен наповал.

А танк задымил на поляне.

Бойцы подползли к храбрецу.

Раскинувши руки, лежал он в бурьяне,

И кровь все текла по лицу.

Нас десять! И недругам крышка!

Сказал командир в том бою.

Он «десять» сказал, потому что парнишка

Навечно остался в строю.

Мы знаем о подвиге Александра Матросова.

В атаку шла бесстрашных рота,

И дрогнул вражеский отряд.

Но вдруг из темной щели дзота

Посыпался свинцовый град.

Жужжали пули, словно осы,

И люди закопались в снег.

Вперед пополз боец Матросов,

Бесстрашный русский человек.

Вперед! Ведь за спиною рота.

Под проливным огнем врага!

Вот между ним и вражьим дзотом

Осталось только два шага.

И, словно лев, в порыве смелом

Матросов бросился вперед,

Навстречу смерти, сильным телом

Закрыв немецкий пулемет.

Мы знаем о подвиге Зои Космодемьянской.

Ушла. Ни письма, ни привета

Не шлет наша Зоя домой.

И вот у Петрищева где-то

Выходит тропинкой лесной.

Идет на опасное дело

В холодной предутренней мгле,

Синичка спросонья запела,

Петух закричал на селе.

Немецкие кони в конюшне,

Поджечь поскорей и уйти...

Но спички в руках непослушны -

Они отсырели в пути.

Не солнце встает из тумана,

То склады фашистов горят...

Ждут Зою друзья партизаны.

Но ей не вернуться назад.

Ей руки веревкой связали,

Ее на допрос повели,

Там били ее и пытали,

Но волю сломить не смогли.

На страшную казнь под конвоем,

Босая, ступая на снег,

Шла гордая школьница Зоя,

Советский простой человек!

Мы знаем о подвиге пионерки Тони.

В Орел оккупанты ворвались на танках,

И дым застелил небосклон. и девочку Тоню

На каторгу, в рабство фашистский увез эшелон.

Не знал стук колесный, не знал вольный ветер,

Не знал и свирепый конвой, что красное знамя

Везет пионерка, рискуя своей головой.

Работала Тоня у немки служанкой,

Стирала белье дотемна, и красное знамя

В подкладке жакета у сердца хранила она,

Тот стяг пионерский в минуты побоев

Ей мужество в сердце вливал,

И там, на чужбине, в часы унижений

Он духом упасть не давал.

Жила пионерка в фашистской неволе,

Но видел весь город Штудтгарт,

Как девочка гордо со знаменем вышла,

Встречая советских солдат.

ПЕСНЯ О РОССИИ (стоя)

Их много, героев, погибших за наше счастье. Они все были храбры, были верны своей Родине. Вот почему их помнят все.

Многие пали смертью героев в неравном бою, но остались живы Юра Смирнов, Саня Колесников, Ваня Андрианов, Костя Кравчук, Витя Ильин и многие другие.

Юре Смирнову в январе 1944 года было 10 лет. Войска Ленинградского фронта подошли к городу Гатчина, но войти не могли, т.к. фашисты засели в домах. Юра выбежал навстречу нашим разведчикам и показал им, где засели гитлеровцы, где расположены их огневые точки, и тогда наши бойцы быстро выбили фашистов из Гатчины.

Юра Смирнов после войны жил в Ленинграде.

Саня Колесников учился в 3 классе московской школы. Осенью 1943 года он убежал из дома на фронт. Его приняли в танковый корпус. Однажды мальчик пошел в разведку и обнаружил разгрузочную ж/д ветку фашистов. По обе стороны ж/д ветки на верхушках деревьев он повесил белые наволочки, которые были видны с воздуха. Наши летчики поняли условный знак и обстреляли фашистов. Затем залез в ящик под вагон, поджег его, а сам выпрыгнул в реку. Его поймали, пытали, били молотком по пальцам, а потом распяли. Но он остался жив. После госпиталя он опять воевал и дошел до Берлина.

После войны Александр Колесников жил в Москве.

Ване Андрианову было тогда 14 лет. Он увидел, что к селу идут советские солдаты. А село занято фашистами, которые всюду расставили пулеметы. Мальчик побежал навстречу нашим бойцам. Проваливаясь в глубокий снег, он падал, поднимался, опять бежал вперед и кричал: «Остановитесь, здесь пулеметы!» Немцы открыли по нему огонь, но Ваня добежал до бойцов и показал безопасный путь. Наши воины обошли село с тыла и выбили из него фашистов.

За этот подвиг Ваня был награжден орденом Красной Звезды.

После войны Иван Федорович Андрианов жил в Москве.

Косте Кравчуку было 10 лет. В сентябре 1941 года, когда за Киев шли ожесточенные бои, Костя увидел на улице города двух раненых бойцов. Они истекали кровью. Бойцы протянули Косте знамена и чуть слышно прошептали: «Спрячь их и сохрани до прихода наших!» Рискуя жизнью мальчик взял знамена, вложил их в мешок, осмолил его и опустил в колодец. После освобождения Киева Костя передал знамена в комендатуру Киевского гарнизона.

После войны Константин Кравчук жил в Киеве.

Когда из Подмосковья выбили фашистов, Витя Ильин помогал разминировать мины, снаряды. Одна из мин взорвалась, и в 13 лет мальчик остался без рук. Он стал учиться рисовать, держа карандаш зубами. Витя Ильин окончил школу и Московский пединститут.

Работал директором школы в родном селе.

В 1945 году враг был окончательно добит в собственной берлоге.

ПЕСНЯ « ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ»

По рассказам и книжкам я знаю войну,

Что сиротами сделала многих детей,

Что заставила плакать седых матерей.

По рассказам и книжкам я знаю войну.

По рассказам и книжкам я вижу войну.

Вижу стены, разорванный бомбами дом.

Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом.

По рассказ и книжкам я вижу войну.

Слышу грохот орудий и раненых крик.

Слышу Вздох партизан, замеревших на миг.

По рассказам и книжкам я слышу войну.

Мы не слышали взрывов бомб,

Не стояли холодными ночами за хлебом;

Мы не знаем, что такое похоронки.

Но когда мы расспрашиваем взрослых о войне, почти в каждой семье кто-то: погиб, пропал без вести, умер от ран.

Почтим минутой молчания память всех юных героев, погибших в борьбе за счастье народов.

(МИНУТА МОЛЧАНИЯ)

Ради счастья и жизни на свете,

Ради воинов, павших тогда,

Да не будет войны на планете

НИКОГДА, НИКОГДА, НИКОГДА!

Пусть солнце утопит всю землю в лучах! ПУСТЬ!

Пусть мирные звезды сияют над ней! ПУСТЬ!

Пусть дышится глубже, спокойней, вольней!

ПУСТЬ! ПУСТЬ! ПУСТЬ!

Песня: «Пусть всегда будет солнце », Л.Ошанина, А.Островского.

Мы благодарим вас, дорогие ветераны, за то, что вы пришли сегодня на наше выступление. В знак признания вашего великого мужества и стойкости примите, пожалуйста, наши поздравления и цветы. Спасибо вам!



Задачи:

Продолжать знакомить детей с историческим прошлым нашей страны (Великой Отечественной войной).
Продолжать формировать у детей чувство патриотизма через приобщение к песням периода Великой Отечественной войны, танцам, играм, стихотворениям.
Развивать речь детей, обогащая словарный запас (герой, героизм, солдатский треугольник, фашистские захватчики, кисет, тыл, фронт, полевая кухня).
Обогащение речи детей пословицами о смелости, силе, отваге, о военной службе.
Вызвать у детей чувство сопереживания, сострадания к тем, кто не вернулся с войны; чувство гордости за воинов, народ, стойко переносивший невзгоды войны, за сплоченность всего народа, за мужество и отвагу.

Предварительная работа: разучивание стихотворений, песен «Солнечный круг» А.Островского, «Катюша», беседы о предстоящем празднике, рассматривание фотографий, иллюстраций, рисование по теме, изготовление писем – треуголок.

Атрибуты, декорации:

  • Рисунки детей на тему «День Победы»
  • Посылка, письмо-треуголка, макет часов
  • Поварской колпак, чугунок с кашей, одноразовые ложки
  • Мольберт, карточки для игры
  • Следы, 2 обруча, 2 лопатки, коробка с кубиками.
  • Фронтовое письмо
  • Искусственные цветы
  • Ленты по 2 шт. каждому ребенку
  • Российский флаг

Ход:

Звучит «Марш Победы» оркестр Министерства Обороны, дети входят в зал, проходят на свои места.
Экран – заставка

Ведущий. Дети, сегодня почтальон принес к нам в детский сад интересную посылку. Давайте посмотрим, что в ней лежит.

Ведущий раскрывает посылку и демонстрирует детям письмо-треугольник и макет часов.

Ведущий. Обратите внимание, письмо сложено в виде солдатского треугольника и на нем написано: «Поздравляем с Победой над фашистскими захватчиками!»

Ребята, это письмо – приглашение в игру-путешествие «Дороги Великой войны», а путешествовать мы сегодня будем с помощью старинных часов (демонстрация часов )

Если покрутить у часов стрелки назад, то можно попасть в прошлое.

Ведущий предлагает любому ребенку покрутить стрелки часов назад, на экране демонстрируются кадры из мирной жизни 22 июня 1941 года, звучит танго А.Полонского «Цветущий май».

Ведущий. Вот такая спокойная и мирная жизнь была в стране до войны. Люди работали, дети ходили в детские сады и школы. Все занимались своими делами. Но 22 июня рано утром мирная жизнь внезапно закончилась.

Звучит песня «Священная война» А.Александрова , на экране кадры войны.

Ведущий. О том, как началась война нам сейчас расскажут родители.

1. Скажи вчера, никто бы не поверил,

Что где-то рядом прячется война,
Что завтра к нам она ворвется в двери –
И рухнут навзничь мир и тишина.

2. Летней ночью, на рассвете,
Когда мирно спали дети,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских –
Это значит – против нас.

3. Он хотел людей свободных
Превратить в людей голодных,
Навсегда лишить всего.
А упорных и восставших,
На колени не упавших,
Истребить до одного!

4. Он велел, чтоб разгромили,
Растоптали и сожгли
Всё, что дружно мы хранили,
Пуще глаза берегли,
Чтобы мы нужду терпели,
Наших песен петь не смели
Возле дома своего,
Чтобы было все для немцев,
А для русских и для прочих,
Для крестьян и для рабочих – ничего!

Ведущий . 22 июня 1941 года границу нашей Родины нарушили вражеские самолеты и стали сбрасывать бомбы на мирные села и города. Ранним утром все люди нашей страны услышали сообщение по радио.

На экране демонстрируются кадры из документального фильма о начале Великой Отечественной войны .

Вся страна встала на защиту нашей Родины! Много трудностей выпало на долю наших защитников – бойцов. Мирные жители помогали всем, чем могли, собирали на фронт посылки с необходимыми вещами. Давайте и мы сейчас соберем с вами посылки для солдат нашей армии.

Игра «Посылка на фронт»

2 команды по 4 детей отбирают картинки с изображением предметов, необходимых солдатам на войне для личных нужд (мыло, зубная паста, алюминиевая кружка и ложка, теплые вещи, кисет…) и прикрепляют на мольберт.


После игры Ведущий подводит итог игры и берет часы в руки.


Ведущий . Ребята, давайте отправимся прямо на линию фронта, к нашим бойцам.

Ведущий крутит стрелки часов, на экране - боевые танки

Отгадайте загадку:

Снова в бой машина мчится,

Режут землю гусеницы.

Та машина в поле чистом

Управляется…(танкистом)

Музыкально-подвижная игра «Кто скорее займет место в танке».

6-8 участников ставят свои стулья по широкому кругу сиденьями внутрь и встают за спинками. В центре водящий, присевший на корточки. Дети и водящий по-очередно под музыку присаживаются и встают. С началом быстрой музыки играющие двигаются по общему кругу за стульями, вместе с ними и водящий. С окончанием звучания музыки все играющие вбегают внутрь круга, стараясь занять любой стул. Оставшийся без места становится водящим.

Эстафета «Переправа»

2 команды. Каждой команде дают по 2 следа. Задача – по-очередно пройти по следам, перекладывая их до ориентира не наступая на пол, назад вернуться бегом.

Аттракцион «Кто скорее выроет окоп»

Соревнуются 2 участника. На ковре параллельно друг другу разложить 2 обруча, в них равное количество кубиков. Задача – при помощи лопатки убрать все кубики из обруча.

Ведущий .

На экране картина солдатского привала.

А война шла на Запад. По дорогам войны,
Выпадал среди залпов, может час тишины.
И тогда на привале, опустившись в окоп,
Люди письма писали, тем, кто был так далек!

В минуты затишья, между боями, солдаты отдыхали, писали письма домой. Фронтовые треугольники не давали людям потерять ниточку, связь друг с другом. Письма с фронтов. Как ждали их! Читали всей семьей, читали друзьям и соседям, знали наизусть. Треугольник приносил радостную весть близким о том, что их сын, отец, дочь, муж живы. Сейчас мы с вами одно такое письмо зачитаем.

Выходит родитель, в руках письмо-треугольник.

Экран – слайд с письмами

Родитель: 27 июня 1942 года лейтенант Соболев Александр Тимофеевич, командир отделения минометной батареи, пишет своей семье:

«Здравствуйте мои милые и родные – жена Люся, дочка Дина, папенька и мама. Желаю хороших вам успехов. Сообщаю, что твое письмо, Люся, получил месяц назад. Пару слов о себе: я в настоящее время жив и здоров, нахожусь на фронте. Бью немчуру вместе со своими товарищами. Дальше не знаю, как будет положение со мной. В случае – убьют – сообщат товарищи. Но этого, я думаю не случится. А с победой вернемся домой, невредимыми. Жалейте дочь. Растите и лелейте любимую мою крошку. Крепко ее поцелуйте, передайте всем родным привет, пока, до свидания. Привет и крепкий поцелуй всем. И еще. Прошу помочь нам своей работой в тылу. Без потерь, убрать урожай. Такая просьба у меня ко всем колхозникам».

Ведущий. Вот какими были наши солдаты, у них было огромное желание победить врага и они все сделали, чтобы наступил мир. Предлагаю вспомнить пословице о войне и мире.

Дети :

Мир строит, а война разрушает.
Если армия сильна, непобедима и страна.
Нет ничего краше, чем Родина наша.
Жить – Родине служить!
Родина – мать, умей за нее постоять.
Родина – мать, а за мать не жалей и жизнь отдать.
Смелость города берет.
Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет.

Ведущий. В редкие минуты отдыха солдаты любили петь. Песни придавали бойцам силы, скрашивали разлуку с родными, заставляли на короткое время забыть о том, что идет война.

Давайте и мы сейчас все вместе исполним хорошо известную фронтовую песню.

Песня «Катюша»

Исполняют и дети и родители.

Ведущий: А вот и кухня полевая приехала.

Выходит ребенок в поварском колпаке с чугунком.

Кашевар:
На войне, в быту суровом
В труду жизни боевой,
Лучше нет простой, здоровой,
Доброй пищи фронтовой.
Лишь была б она с наваром,
Да была бы с пылу, с жару!

Дети и гости по-очереди пробуют фронтовую кашу.


Ведущий . Ну вот, мы подкрепились, нам пора отправляться дальше.

Ведущий или ребенок крутит стрелки часов, на экране картина весны 1945 года, все люди с радостными лицами.

Ведущий: Вот она, долгожданная победа! 9 мая 1945 года закончилась Великая Отечественная война.

Ребенок.

Тогда еще нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете,
Великий май, победный май!

Общее упражнение с лентами

Ведущий. Ребята, давайте посмотрим, куда мы попадем дальше.

Ведущий или ребенок крутит стрелки часов, на экране памятник павшим солдатам , выходят мама и дочка с цветами.

Мама . Вот цветы Анютка (имя ребенка ) собирает.
Самый лучший собрала букет
И с вопросом к маме подбегает:

Дочка – Мама, что такое монумент?

© 2024 educent.ru - Портал полезных знаний для школьников и их родителей