Магия цвета исследовательская работа по психологии. Научно-исследовательская работа «Загадочный мир цвета. Как возникает цвет

Магия цвета исследовательская работа по психологии. Научно-исследовательская работа «Загадочный мир цвета. Как возникает цвет

30.05.2020

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 20 г. Орши»
Цвет в жизни человека
Выполнили:
Говенько Ульяна Андреевна
Шайкова Анастасия Витальевна
учащиеся 3 «Г» класса
Руководитель: Самоцветова Вера Борисовна
учитель начальных классов

г. Орша, 2016 г
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… с. 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1. Природа и разнообразие цвета
1.1. История цвета..................................................................................с.4
1.2. Основные характеристики цвета и его классификация …………. с.4 ­ 5
ГЛАВА 2 Что выражают цвета и как они на нас воздействуют
2. 1. Цветовые предпочтения …………………………………………… с.6 ­ 7
2.2. Влияние цвета на поведение и настроение людей …………………с.8
2.3. Влияние цвета на работоспособность……………………………….с.9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………с.10
Список литературы………………………………………………………...с.11
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………...с.12 ­
24
2

ВВЕДЕНИЕ
Цвета сопровождают человека повсюду.
Приобретаете ли вы машину или новое платье, делаете покупки или
обустраиваете квартиру, рассматриваете фотографии или переходите дорогу
­ вы неизменно имеете дело с цветом.
Вспомните, как поднимается настроение, когда в пасмурный день
появляется солнышко и сколько радости нам дарит первая, ярко­зелёная,
весенняя травка.
При этом реакция человека на цвет главным образом неосознанно и нам
бывает трудно выразить ее в словах.
Содержание данного материала нас заинтересовало и мы решили
провести исследование по теме «Значение цвета в жизни человека».
Так● в чем значение цвета в нашей жизни?
Из нашего исследования вы узнаете, почему люди выбирают
изучить приоритетный цвет у людей разного возраста
определенные цвета и как можно использовать цвет в своей жизни.
Актуальность исследовательской работы состоит в том, что знание значения
цвета в жизни каждого человека необходимо, так как цвет оказывает
воздействие на настроение, на чувства, мысли и, в целом, на здоровье
человека.
Цель исследования: изучить влияние цвета на поведение человека
Задачи исследования:
● изучить научные литературные источники для изучения цвета и его
характеристик

● получить представление о влиянии основных цветов на поведение и
работоспособность школьников
Объект исследования – эмоциональное состояние, настроение человека
Предмет исследования: влияние цвета на настроение
Мы предположили(гипотеза):

каждый возрастной уровень имеет предпочтение

● цвет оказывает влияние на поведение, настроение и работоспособность
людей.
Методы исследования:
Изучение литературы
Наблюдение
Анкетирование
определённого цвета;
3


Источники информации:
Энциклопедии
Беседы с учащимися и взрослыми
Интернет
Телепередачи
Практическая значимость:
Выступление на классном часу перед одноклассниками.
ГЛАВА 1 ПРИРОДА И РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТА
1. 1. История цвета
С незапамятных времен цвет окружает человека и влияет на него.
Древние греки не знали еще названия основных цветов и описывали их при
помощи сравнения. Наименования многих цветов произошли от объектов,
окраска которых очень сильно выражена: малиновый, розовый, изумрудный.
Первой научной систематизации цветов мы обязаны Леонардо да Винчи
(1452 – 1519г.) Он выделил 6 простых основных цветов: белый, желтый,
зеленый, синий, красный и черный. Из этих частей можно составить все цвета
спектра.
Сам спектр был открыт спустя полтора века Исааком Ньютоном (1643 – 1727
г.) (Приложение 1).
Мы воспринимаем цвет главным образом с помощью зрения, но неосознанно
мы впитываем его через кожу, мышцы и даже кости.
Влиянием цвета на наше здоровье и настроение ученые интересовались
давно. Лечением при помощи цвета занимались даже Гиппократ и Авиценна.
Цвета - это волны, поэтому их чувствуют даже слепые. В настоящее время
краски активно используются в медицине, но чаще - в психологии. Они
помогают быстро улучшить настроение человека. Говорят, достаточно 10
минут смотреть на какой­то цвет, чтобы он «подействовал».
Еще жители древних цивилизаций Египта, Индии, Китая умело
использовали целительные свойства цвета.
В Египте археологи обнаружили помещения, конструкция которых
заставляла преломлять солнечные лучи в тот или иной цвет спектра.
Египетские врачи словно бы купали больного в оздоравливающих потоках
целительных лучей(Приложение 2).
1.2. Основные характеристики цвета и его классификация
4

Если заглянуть в словарь С. И.Ожегова, то цвет ­ это один из видов
красочного радужного свечения – от красного до фиолетового, а также их
сочетаний или оттенков.
Для того, чтобы изучить влияние цвета на человека, необходимо
разобраться каким образом он возникает. Свет, излучаемый Солнцем,
называется белым цветом. Но в действительности белый цвет – это смесь
разных цветов. Это можно обнаружить, если посмотреть через стеклянную
призму. Свет, проходя через нее, распадается на различные цвета: красный,
оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Мы провели со своими родителями эксперимент по созданию
спектра.
Для этого нам понадобилось:
Картонная коробка из­под обуви.
Стеклянная призма
Фонарик
Лист бумаги
Темная комната





На одной из сторон коробки мы вырезали маленькое прямоугольное
отверстие 5 миллиметров в ширину.
Внутрь коробки положили лист темной бумаги.
Уменьшили количество света в комнате. Накрыли все светильники,
кроме того, который использовали.
Положите призму в коробку на темный лист бумаги.
Посветили фонариком в проделанное отверстие. Слегка поворачивали
призму, пока не увидели спектр.
В результате на бумаге мы увидели эффект радуги (Приложение 3).
Существует две основные группы, на которые делятся цвета. Это цвета
Теплой гаммы и цвета Холодной гаммы.
Теплую гамму составляют: красный, желтый, оранжевый, коричневый и
все их оттенки. Как известно они создают у тех, кто на них смотрит или их
носит, ощущение уюта, комфорта, расслабленности, покоя, вызывают
ощущение близости, эмоционального притяжения.
Холодные тона, к которым относятся все оттенки синего, голубого,
зеленого, фиолетового, серого, заставляют нас быть собраннее и активнее. Но
при этом могут вызвать у окружающих вас людей чувство дистанции,
закрытости, отстраненности (Приложение 4).
5

ГЛАВА 2.
ВОЗДЕЙСТВУЮТ
ЧТО ВЫРАЖАЮТ ЦВЕТА И КАК ОНИ НА НАС
2.1. Цветовые предпочтения
Цвет ­ это одна из первых характеристик, которую различают дети.
Исследования показали, что младенцы видят только белое и черное. Но в
промежуток от шести недель до двух месяцев ситуация меняется. Сначала
дети начинают различать красный цвет, затем они воспринимают другие яркие
цвета.
Человека окружает разнообразие цветов. Но многие из нас и не
задумываются, почему каждый из нас в одежде, предметах, вещах отдаёт
предпочтение определённому цвету.
Уважаемые члены жюри. Просим Вас взять карточку любого цвета.
Первый цвет, называемый человеком, характеризует личность в
настоящий момент. Цвет, которому мы отдаем предпочтение, многое может
рассказать о нашем характере и эмоциональном складе.
Чтобы более детально разобраться с психологическим воздействием
цвета на человека мы обратились за помощью к психологу школы Оксане
Анатольевне.
И вот что она нам поведала.
Наши цветовые пристрастия зависят от многого – от возраста,
настроения, сезона, погоды, здоровья, от изменений в нашем характере, от
моды.
Белый цвет
 цвет невинности и чистоты;
 люди, которых притягивает белый цвет, постоянно находятся в поисках
самих себя и стремятся к совершенству.
6

Желтый цвет
 цвет счастья, мудрости и фантазии;
 создаёт хорошее настроение;
 люди, которых привлекает жёлтый цвет, открыты для всего нового,
обладают хорошими аналитическими способностями и острым умом.
Зеленый цвет
 цвет надежды, естественности и свежести.
 любители зелёного цвета скромны, сдержанны, терпеливы и не склонны
к бурному проявлению своих чувств.
Синий цвет
 означает интуицию, идеализм, стабильность.
 успокаивает, охлаждает, расслабляет и умиротворяет.
 люди, отдающие предпочтение синим тонам ­ обязательны и стремятся
к гармонии во всём. Любовь к синему цвету говорит о совестливости и
честности.
Красный цвет
 цвет жизни, радости, силы и здоровья;
 символизирует опасность, цвет агрессивности и страсти;
 люди, предпочитающие красный ­ это истинные любители дискуссий и
споров.
Черный цвет
 цвет тайны, печали, зла и смерти.
 почти всегда символизирует что­то негативное, опасное или запретное;
 одеваться в чёрное
предпочитают творческие личности, философы

жизни(Приложение 5).
Готовясь к сегодняшнему выступлению, мы одели одежду своих любимых
цветов. Надеемся вызвать у жюри интерес к нашей работе и симпатию.
Каждый человек рождается с внутренним ощущением цвета, и на
протяжении всей жизни имеет эмоциональную реакцию на тот или иной цвет,
поэтому мы все знаем, что нам нравится и что – нет.
Каждый возрастной уровень имеет предпочтение определённого цвета.
Чтобы доказать или опровергнуть данную гипотезу – мы провели
анкетирование среди учащихся и родителей нашего класса.
Вопрос: какой цвет вам нравится?
 Учащиеся нашего класса предпочитают красные, желтые и синие цвета
(Приложение 6).
Красный, синий цвета говорят об активности этого возраста и желании
добиться успеха в чем­либо.
Родители нашего класса (опрошено 45 чел) предпочитают зеленые и синие
цвета.
7

работы в классе. Каждый день мы раздавали квадратики разного цвета и
просили учеников приходить в школу в одежде определенных цветов.
Поведение изучали методом наблюдения, данные фиксировали. Настроение
выявляли методом опроса.
Мы выявили, что красный цвет повысил общую работоспособность и
активность на уроках, он целиком захватил внимание детей. Детям
медлительным, вялым красный цвет дал бодрость и уверенность в себе. Было
отмечено, что у 1 ребенка к концу уроков появилась головная боль. Ученики
с повышенной активностью крутились, лазили под партами, кричали с места,
просились выйти (Приложение 8)
Наши предположения подтвердились:
действительно цвета
оказывают влияние не только на поведение, но и на настроение людей.
2.3. Влияние основных цветов на работоспособность
Каждый из цветов несет свою эмоциональную нагрузку, которую
необходимо учитывать при стимулировании трудовой деятельности.
Гигиенисты провели много опытов. Оказалось, что наиболее приятное
влияние на производительность труда оказывают зеленый и желтый цвета. Они
обостряют зрение, ускоряют зрительное восприятие, обостряют слух,
повышают работоспособность руки.
В школах согласно СанПин рабочие поверхности ученических парт и
столов должны иметь матовое или с незначительным блеском покрытие
светлых тонов (светло­зеленого, зеленовато­голубого, голубовато­зеленого,
зеленовато­желтого или с сохранением текстуры древесины);
классная доска должна быть зеленого, темно­коричневого, синего цвета;
стены должны быть в светлых тонах (бледно­желтый, бледно­зеленый,
бледно­голубой и другие);
оконные рамы и переплеты должны быть светлых тонов;
потолок должен быть белого цвета.
Мы выяснили, что у нас в школе стены классов оклеены в светлые
тона (кремовый, бежевый, фисташковый), коридоры окрашены в
зеленый цвет(Приложение 9).
9

Мы провели работу, направленную на выявление влияния цвета на
работоспособность учеников нашего класса.
Для эксперимента была создана группа учащихся в количестве 10
человек.
Исследование умственной работоспособности осуществлялось при
помощи корректурных буквенных проб (таблицы Анфимова). Эти таблицы
помогают изучить особенности внимания при действии однообразных
раздражителей, какими являются буквы.(Приложение 10)
Ученикам предлагалось задание: по возможности быстро и точно
вычеркнуть заданную букву в течении одной минуты. При этом для
определенного цвета бумаги предлагалось использовать определенную букву
для вычеркивания, что исключает привыкание испытуемых к букве.
Концентрация внимания оценивалась по количеству ошибок,
допущенных учащимися на бумаге разного цвета.
Лучше концентрируется внимание учащихся при выполнении задания на
светло­зеленой и бумаге.
Исходя из полученных данных видно, что внимание учащихся при
выполнении умственной работы зависит от цвета бумаги, на которой
предлагаются задания.
Наши предположения подтвердились, действительно цвета разного
цвета оказывают влияние не только на поведение, но и на работоспособность
людей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, в
период обучения в школе. Цвет – мощное средство воздействия на психику
человека. Соответственно современный человек должен знать и понимать, как
цвет воздействует на его организм и психику. Цвет может привлекать и
отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и
тревожить.
Нами установлено, что каждый цвет имеет свою символику и свои
психологические особенности. Так же установлено, что уравновешенная в
цветовом отношении среда привлекает, создает творческую атмосферу,
успокаивает и улучшает работоспособность школьников. Цвет существенно
влияет на состояние ученика,
самочувствие и
работоспособность
на поведение,
Вот так и закончилось наше первое серьезное учебное исследование.
Оно было для нас непростым, но очень интересным и увлекательным. Мы
поняли, что вполне возможно изменить свое настроение, свое отношение к
окружающему миру, а значит повлиять на свое здоровье. Для этого нужно
10

просто «впустить» в свою жизнь больше ярких цветов: в свой дом, в одежду,
в предметы, которые тебя окружают или просто в работы, которые ты
создаешь.
Попробуйте, это ведь так просто, и Вы станете творцом и хозяином
своего настроения. Для этого всего лишь нужны пачка цветных карандашей
или набор цветной бумаги или что­нибудь другое, но обязательно яркое. Это и
будет Вашей волшебной палочкой! Ну что начнем? Мы уже начали, и,
кажется, у нас неплохо получается, не правда ли? (показ картины « Цветы
моего настроения»)

Мы хотим поблагодарить своих одноклассников, родителей, и конечно же
учительницу, за помощь и поддержку, которую мы ощущали в ходе всего
исследования.
И вам всем большое спасибо.
Список литературы:
1. Корректурная проба (Таблицы Анфимова) / Альманах психологических
тестов. М., 1995, С.107­111.
2. Популярная энциклопедия «Все обо всем».­М.:Олма­Пресс,2004г.
3. Рабкин Е.Б., Соколова Е.Г. Цвет вокруг нас. М., 1964 .С. 43.
4.Цвет в нашей жизни. О. Кузнецова//ж­л «Здоровье детей» № 6 2010г.
5. http://www.mironovacolor.org/theory/light_and_color/
6. http://ru.science.wikia.com/wiki/Цвет
7. http://support.epson.ru/products/manuals/100045/col_g/0501_1.htm
11

Приложение 1
12

Приложение 2
13

  • Значение цвета
Актуальность
  • Человека окружает многоцветие. Но каждый из нас в одежде, предметах, вещах отдаёт предпочтение определённому цвету. Почему?
Цели исследования:
  • Выяснить значение каждого цвета, найти связь между выбором цвета и характером человека.
Гипотеза исследования
  • Выбор определённого любимого цвета
  • влияет на характер и поведение людей.
Задачи:
  • 1.Собрать и изучить материалы из различных источников о значении цвета;
  • 2.Определить, что в человеке влияет на выбор того или иного цвета;
  • 3.Презентовать работу и рассказать об этом своим одноклассникам и друзьям.
Выбор любимого цвета в нашем классе
  • Количество опрошенных
  • Семье Лихачёвых нравятся все цвета.
Красный
  • Красный- это лидер, упорство, борьба за свои права. Созидание, динамичность,
  • настойчивость.
  • Красный цвет означает могущество, волю к победе, желание жить полной жизнью,
  • стремление к новым впечатлениям. Человек приверженец красного цвета,
  • всегда добивается того, чего хочет. Он всегда в движении. Любит быть первым,
  • но не всегда может быть им.
Человек смелый, волевой, властный, вспыльчивый и общительный, бесстрашный, уверенный, не боится следовать за своей мечтой и одновременно чувствительный человек. В нашем классе красный цвет любят: Лихачёва Настя, Лысенко Максим, Тихонов Илья,Трояновский Игнат
  • Бордовый
Бордовый (красно- коричневый) от красного взял силу воли, а от коричневого – склонность к глубоким размышлениям. Его проблема- способность зацикливаться на давно прошедших неприятных событиях. Бордовый цвет в любимый выбрали: Филонов Захар
  • РОЗОВЫЙ
  • Розовый _ это дружелюбие, женственность, зрелость, легкомысленность. Розовый –
  • это цвет жизни, всего живого. Он говорит о необходимости любить и быть добрее.
Те, кому он нравится, могут разволноваться по самому незначительному поводу. Такой человек добрый и заботливый, любящий, красивый. чувствительный и очень щедрый. В нашем классе розовый цвет любят: Кожевникова Даша
  • СИНИЙ
Синий- организованность, непреклонность, сила духа. Люди предпочитающие этот цвет стараются всё привести в порядок, имеют собственную точку зрения, преданы тому, что делают.Выбрали этот цвет: Бодоряк Денис, Бородин Кирилл
  • ЖЁЛТЫЙ
  • Жёлтый – это ловкость, сообразительность, радость жизни, терпимость, честность
  • в себе, радость, веселье.
Такие люди любят, чтобы ими восхищались, у них самооценка. Им нравятся далёкие путешествия. Этот цвет выбрала – Инна Николаевна Храмова - учитель нашего класса
  • ЗЕЛЁНЫЙ
Зелёный цвет – это гибкость ума, упорство, самоуверенность. упрямство, самоуважение Люди, выбирающие этот цвет, легко приспосабливаются к обстоятельствам. Любят дружеское общение, воспринимают жизнь очень легко, в неудачах винят других людей. Выбрали этот цвет: Микунов Иван Трояновский Богдан В нашем классе выбрал чёрный цвет:Севастьянов Андрей Вывод
  • Исследование любимых цветов моих одноклассников помогло лучше узнать их характер, настроение, понять их поведение в той или иной ситуации. Если мы будем знать друг о друге больше, это сплотит наш классный коллектив.
  • Исследовательская работа чётко показала, что воспитание начинается в семье и мы похожи на своих родителей, но характер не наследуется, а формируется под влиянием окружающей среды в процессе воспитания.
Интернет- ресурсы
  • 1 Энциклопедия.
  • 2 Сайты в интернете:
  • www.osytactor.org/color.htm
  • www.colorzone/ru/pages_o_cvete psyho.html
  • www.yugzone.eu/psy/colors.htm

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №27

Исследовательская работа

«Магия цвета»

Выполнила:

Ученица 3В класса

Моргунова Милана

Руководитель:

Лопарева Елена Алексеевна

Сургут, 2012.

Здравствуйте, уважаемые учителя. Здравствуйте, ребята!

Слайд №1

Представьте, что все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только серо белым! Какая унылая получается картина!

Цвет – это единственное, что можно воспринимать только через зрение.

Первой научной систематизацией и выразительному их названию мы обязаны Леонардо да Винчи (1452-1519). Он выделил шесть простых основных цветов: белый, жёлтый, зеленый, синий, красный и черный.

Цвет – это дар самой природы. Без него жизнь была бы скучной и неинтересной.

Поэтому для своего проекта я выбрала тему «Магия цвета»

Слайд №2

Цель : изучение особенности воздействия цвета на работоспособность и поведение людей.

Задачи исследования:


  • изучить теоретическую основу вопроса.

  • изучить приоритетный цвет у людей разного возраста (1, 3 классов и учителей начальных классов).
Методы исследования: наблюдение, изучение литературы, анализ различных источников, анкетирование.

Объект исследования : цветовая гамма.

Предмет исследования: влияние цвета на поведение учащихся, влияние возрастных особенностей на предпочтение определённого цвета.

Слайд№3

Выбор и актуальность проекта


  • Поскольку цвет влияет на поведение людей, есть смысл разобраться, как и почему возникают те или иные реакции на цвет?

  • В проекте я постараюсь объяснить наши реакции на цвет с точки зрения психологических и возрастных особенностей. Также в проекте есть советы, как наилучшим образом использовать эту информацию в деловых и бытовых ситуациях.

Слайд№4

Гипотезы исследования:


  • каждый возрастной уровень имеет предпочтение
определённого цвета;

Слайд№5

Что такое цвет?

Если заглянуть в словарь С.И.Ожегова, то это -

Один из видов красочного радужного свечения – от красного до фиолетового, а также их сочетаний или оттенков.

Слайд№6

Попытаемся разобраться в психологии цвета.

Я уже говорила, что известный художник Леонардо да Винчи выделил шесть простых основных цветов: белый, жёлтый, зеленый, синий, красный и черный. О каждом по порядку.

Слайд№7

Белый цвет


  • цвет невинности и чистоты;

  • у славянских народов белый цвет символизирует искренность, чистоту души и помыслов;

  • белоснежное свадебное платье означает невинность;

  • люди, которых притягивает белый цвет, постоянно находятся в поисках самих себя и стремятся к совершенству.

Слайд №8

Желтый цвет


  • цвет счастья, мудрости и фантазии;

  • создаёт хорошее настроение;

  • люди, которых привлекает жёлтый цвет, открыты для всего нового, обладают хорошими аналитическими способностями и острым умом.

Слайд №9

Зеленый цвет


  • цвет надежды, естественности и свежести.

  • успокаивает, а его обилие может вызывать депрессию, "тоску зелёную".

  • любители зелёного цвета скромны, сдержанны, терпеливы и не склонны к бурному проявлению своих чувств.

Слайд №10

Синий цвет


  • цвет означает интуицию, идеализм, стабильность.

  • успокаивает, охлаждает, расслабляет и умиротворяет.

  • люди, отдающие предпочтение синим тонам - обязательны и стремятся к гармонии во всём. Любовь к синему цвету говорит о совестливости и честности.

Слайд №11

Красный цвет


  • цвет жизни, радости, силы и здоровья;

  • символизирует опасность, цвет агрессивности и страсти;

  • люди, предпочитающие красный - импульсивны, энергичны - это истинные любители дискуссий и споров.

Слайд №12

Черный цвет


  • цвет тайны, печали, зла и смерти.

  • почти всегда символизирует что-то негативное, опасное или запретное - чёрная душа, чёрная магия, чёрная зависть.

  • одеваться в чёрное предпочитают творческие личности, философы жизни.

Каждый человек рождается с внутренним ощущением цвета, и на протяжении всей жизни имеет эмоциональную реакцию на тот или иной цвет, поэтому мы все знаем, что нам нравиться и что – нет

Слайд №13

Каждый возрастной уровень имеет предпочтение определённого цвета.

Чтобы доказать или опровергнуть данную гипотезу - было проведено анкетирование среди первых, третьих классов и учителей начальной школы.

Вопрос: какой цвет вам нравится?

Слайд№14


  • Учащиеся первых классов (опрошено 40 чел.) предпочитают красные и сине - голубые цвета. (Диаграмму вы видите на слайде)
Красный, синий цвета говорят об активности этого возраста и желании добиться успеха в чем-либо.

  • Учащиеся третьих классов (опрошено 40 чел) предпочитают красные и чёрные цвета.
Красный и чёрный цвета говорят о драматичности и импульсивности возраста. (Диаграмму вы тоже можете увидеть на слайде)

Слайд №15

Педагоги начальной школы (опрошено 13 чел.) предпочитают сине- голубые цвета.

Люди, предпочитающие синий цвет и голубой, стараются все привести в порядок, систематизировать. Они всегда имеют собственную точку зрения, преданы тому, что делают.

Синий цвет – это постоянство, упорство, настойчивость, преданность, самоотверженность, серьезность, строгость.

Слайд №16

При выборе цвета интерьера существует лишь одно правило: подбирая гамму для комнаты, помните, что цвет должен давать энергию, которой вам не хватает.

Коричнево – желтый (медовый) объединяется легкость желтого и тяжесть коричневого. Это цвет трудолюбия и строгости.

Кремовый оказывает мягкое воздействие, расширяет пространство, облегчает восприятие действительности, дает уверенность, что все будет в порядке.

^ Лучше использовать желто-зеленые тона , но в небольших количествах. Они стимулируют мозговую деятельность и повышают эффективность умственного труда.

Слайд №17

Выводы:


  • каждый цвет имеет свою символику и свои психологические особенности;

  • цвет действительно влияет на поведение, самочувствие и работоспособность учащихся класса;
Мои гипотезы относительно того, что

  • каждый возрастной уровень имеет предпочтение определённого цвета;
И

  • цвет оказывает влияние на поведении людей.
ПОДТВЕРДИЛИСЬ!

Слайд №18

Литература которую я использовала.

Слайд №19

Спасибо за внимание!


Изучить Изучить теоретическую основу вопроса. приоритетный цвет у учащихся разного возраста (2-х, 9-х классов и учителей начальных классов). влияние красного цвета на психику человека. Разработать Разработать рекомендации по использованию цветовой цветовой гаммы в ученических кабинетах.


Поскольку цвет влияет на поведение людей, есть смысл разобраться, как и почему возникают те или иные реакции на цвет? Поскольку цвет влияет на поведение людей, есть смысл разобраться, как и почему возникают те или иные реакции на цвет? В проекте я постарался объяснить наши реакции на цвет с точки зрения психологических и возрастных особенностей. Также в проекте есть советы, как наилучшим образом использовать эту информацию в деловых и бытовых ситуациях. В проекте я постарался объяснить наши реакции на цвет с точки зрения психологических и возрастных особенностей. Также в проекте есть советы, как наилучшим образом использовать эту информацию в деловых и бытовых ситуациях. Выбор иактуальность проекта.




Зеленый Зеленый Зелёный - цвет надежды, естественности и свежести. Зелёный - цвет надежды, естественности и свежести. Зелёный цвет успокаивает, а его обилие может вызывать депрессию, "тоску зелёную". Зелёный цвет успокаивает, а его обилие может вызывать депрессию, "тоску зелёную". Любители зелёного цвета скромны, сдержанны, терпеливы и не склонны к бурному проявлению своих чувств. Любители зелёного цвета скромны, сдержанны, терпеливы и не склонны к бурному проявлению своих чувств.


Белый Белый Белый - цвет невинности и чистоты. Белый - цвет невинности и чистоты. У славянских народов белый цвет символизирует искренность, чистоту души и помыслов. У славянских народов белый цвет символизирует искренность, чистоту души и помыслов. Белоснежное свадебное платье означает невинность. Белоснежное свадебное платье означает невинность. Люди, которых притягивает белый цвет, постоянно находятся в поисках самих себя и стремятся к совершенству. Люди, которых притягивает белый цвет, постоянно находятся в поисках самих себя и стремятся к совершенству.


Черный Черный Чёрный - цвет тайны, печали, зла и смерти. Чёрный - цвет тайны, печали, зла и смерти. Чёрный цвет почти всегда символизирует что-то негативное, опасное или запретное - чёрная душа, чёрная магия, чёрная зависть. Чёрный цвет почти всегда символизирует что-то негативное, опасное или запретное - чёрная душа, чёрная магия, чёрная зависть. Одеваться в чёрное предпочитают творческие личности, философы жизни. Одеваться в чёрное предпочитают творческие личности, философы жизни.


Желтый Он привлекает внимание своей яркостью, но в то же время может вызывать и противоречивые чувства. Жёлтый цвет возбуждает и создаёт хорошее настроение. Он привлекает внимание своей яркостью, но в то же время может вызывать и противоречивые чувства. Жёлтый цвет возбуждает и создаёт хорошее настроение. Жёлтый - цвет счастья, мудрости и фантазии. Жёлтый - цвет счастья, мудрости и фантазии. Люди, которых привлекает жёлтый цвет, открыты для всего нового. Они обладают хорошими аналитическими способностями и острым умом. Люди, которых привлекает жёлтый цвет, открыты для всего нового. Они обладают хорошими аналитическими способностями и острым умом.


Красный Красный Красный - цвет жизни, радости, силы и здоровья. Красный - цвет жизни, радости, силы и здоровья. Красный цвет символизирует опасность. Это цвет агрессивности и страсти. Красный цвет символизирует опасность. Это цвет агрессивности и страсти. Люди, предпочитающие красный - импульсивны, энергичны - это истинные любители дискуссий и споров. Люди, предпочитающие красный - импульсивны, энергичны - это истинные любители дискуссий и споров.


Синий Синий цвет означает интуицию, идеализм, стабильность. Синий цвет означает интуицию, идеализм, стабильность. Синий успокаивает, охлаждает, расслабляет и умиротворяет. Синий успокаивает, охлаждает, расслабляет и умиротворяет. Люди, отдающие предпочтение синим тонам - обязательны и стремятся к гармонии во всём. Любовь к синему цвету говорит о совестливости и честности. Люди, отдающие предпочтение синим тонам - обязательны и стремятся к гармонии во всём. Любовь к синему цвету говорит о совестливости и честности.


Коричневый Коричневый Коричневый - цвет солидности. Коричневый - цвет солидности. Люди, предпочитающие коричневый цвет, зачастую, чересчур осторожны, но всегда верны своим принципам и отвечают за свои поступки. Люди, предпочитающие коричневый цвет, зачастую, чересчур осторожны, но всегда верны своим принципам и отвечают за свои поступки. Им присущи характерные черты - основательность и ответственность. На таких людей всегда можно положиться - они не подведут. Им присущи характерные черты - основательность и ответственность. На таких людей всегда можно положиться - они не подведут.




Учащиеся вторых классов предпочитают красные и сине- голубые цвета. Красный-синий, что говорит об активности этого возраста и желании добиться успеха в чем-либо. Красный-синий, что говорит об активности этого возраста и желании добиться успеха в чем-либо.




Педагоги начальной школы предпочитают сине- голубые цвета. Педагоги начальной школы предпочитают сине- голубые цвета. Люди, предпочитающие синий цвет и голубой, стараются все привести в порядок, систематизировать. Они всегда имеют собственную точку зрения; преданы тому, что делают. Синий цвет – это постоянство, упорство, настойчивость, преданность, самоотверженность, Люди, предпочитающие синий цвет и голубой, стараются все привести в порядок, систематизировать. Они всегда имеют собственную точку зрения; преданы тому, что делают. Синий цвет – это постоянство, упорство, настойчивость, преданность, самоотверженность, серьезность, строгость. серьезность, строгость.


Моя первая гипотеза, что каждый возрастной уровень имеет предпочтение определённого цвета, оказалась верна и характеристика цвета это подтверждает. моя первая гипотеза, что каждый возрастной уровень имеет предпочтение определённого цвета, оказалась верна и характеристика цвета это подтверждает.


2 гипотеза: цвет оказывает влияние на поведении детей? 2 гипотеза: цвет оказывает влияние на поведении детей? Для этого мы, 16 января, устроили «красный день», т.е. дети надели красную одежду, весь класс завешали красной тканью и бумагой. Весь учебный день провели в этом кабинете. Для этого мы, 16 января, устроили «красный день», т.е. дети надели красную одежду, весь класс завешали красной тканью и бумагой. Весь учебный день провели в этом кабинете. С одной стороны красный цвет повысил общую работоспособность и активность на уроках, он целиком захватил внимание детей. Детям медлительным, вялым красный цвет дал бодрость и уверенность в себе.



С другой стороны сосредоточение на красном цвете привело к повышению пульса (10 человек). У 4 детей к концу уроков появилась головная боль. У многих учащихся покраснели глаза. Ученики с повышенной активностью крутились, кричали с места, просились выйти. С другой стороны сосредоточение на красном цвете привело к повышению пульса (10 человек). У 4 детей к концу уроков появилась головная боль. У многих учащихся покраснели глаза. Ученики с повышенной активностью крутились, кричали с места, просились выйти. Что интересно, многим детям стало жарко. Показалось, что в красной комнате стало на 3-4 градуса теплее, чем в обычном классе (хотя температура осталась прежняя). Что интересно, многим детям стало жарко. Показалось, что в красной комнате стало на 3-4 градуса теплее, чем в обычном классе (хотя температура осталась прежняя).


Так каким же цветам рекомендуется отдавать предпочтение при оформлении класса? При выборе цвета интерьера существует лишь одно правило: подбирая гамму для комнаты, помните, что цвет должен давать энергию, которой вам не хватает. Лучше использовать желтые тона, тона, но в небольших количествах. Они стимулируют мозговую деятельность и повышают эффективность умственного труда. Коричнево – желтый (медовый) объединяется легкость желтого и тяжесть коричневого. Потребность в счастливом и полном, наслаждение положением. Это цвет трудолюбия и строгости. Кремовый Кремовый оказывает мягкое воздействие, расширяет пространство, облегчает восприятие действительности, дает уверенность, что все будет в порядке.


Эксперимент, проведённый в классе, показал, что цвет действительно влияет на поведение, самочувствие и работоспособность учащихся класса. Эксперимент, проведённый в классе, показал, что цвет действительно влияет на поведение, самочувствие и работоспособность учащихся класса.


ЛИТЕРАТУРА Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская работа в школе. Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская работа в школе. Эллис Вестгейт, Дизайн интерьера. Ростов н/Д: Изд – во «Феникс», 2005г. Эллис Вестгейт, Дизайн интерьера. Ростов н/Д: Изд – во «Феникс», 2005г. Сборник: энциклопедия чародейства. Красноярск кн. изд-во 1992 год. Сборник: энциклопедия чародейства. Красноярск кн. изд-во 1992 год. Сурина М. О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. Ростов н/Д: Изд – во «Феникс», 2005г. Сурина М. О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. Ростов н/Д: Изд – во «Феникс», 2005г.

Темой данной исследовательской работы является влияние цветового оформления учебных помещений на поведение, настроение и способность к восприятию учебного материала учащихся нашей школы.

Данная тема представляет особую актуальность, так как настроение учащихся играет большую роль в образовательном процессе.

Испытывая «подавленное» настроение ученик не сможет в полной мере погрузиться в учебную деятельность, не будет полностью усвоен урок, будет вести себя на уроке пассивно, неадекватно, процесс восприятия материала будет заторможенным. Учащимся с «хорошим» настроением, получать учебные знания намного легче, легко усваивается материал на уроке, ученик активен, общителен, проявляет интерес к происходящим вокруг него событиям.

Целью данной работы является изучение влияния цветовой гаммы в оформлении кабинетов на настроение учащихся и выработка рекомендацийдля администрации школы по оформлению учебных помещений.

Предмет исследования: цвет и его влияние нанастроение учащихся.

Объект исследования: учащиеся 4 - 6 классов МОУ СОШ № 21 города Волгограда.

Гипотеза: Мы предполагаем, что цветовая гамма, используемая в оформлении кабинетов, оказывает значительное влияние на настроение учащихся, их поведение, способность к восприятию учебного материала.

Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

  • определение понятия и сущности цвета,
  • исследование, что означает каждый цвет спектра и как он влияет на самочувствие человека,
  • проведение тестов среди учащихся школы для определения особенности восприятия ими цвета,
  • выявление неблагоприятных цветовых гамм коридоров, классов и других рабочих помещениий, окружающих учащихся в школе,
  • разработка рекомендации по использованию цветовой гаммы в оформлении кабинетов.

Поставленные нами цель и задачи исследования определили следующие проблемы:

  • почему и как человек реагирует на цвет;
  • как правильно использовать цветовое решение в учебных классах.

Для исследования влияния цветовой гаммы на настроения учащихся мы выбрали следующие методы:

  • анализ литературы по данному вопросу;
  • исследование цветовой гаммы в оформлении школьных кабинетов;
  • наблюдение за учащимися нашей школы;
  • анкетирование среди учащихся.

Исследование проходило на базе МОУ СОШ № 21 города Волгограда.. Были задействованы учащиеся 4- 6 классов в количестве 150 учащихся. Было исследовано 15 кабинетов; большой спортивный зал; столовая; холл первого, второго и третьего этажей.

Первым этапом нашей работы было исследование цветовой гаммы в оформлении кабинетов.

Цель: определить сочетаемость цветов (цвет стен, цвет парт, штор на окнах) по трём категориям: гармоничное сочетание, характерное сочетание, нехарактерное сочетание. В своей работе мы также использовали метод наблюдения.

Цель: выявить какое настроение у учащихся преобладает на переменах в каждом конкретном кабинете, в зависимости от его цветового оформления.

Для более достоверных результатов было проведено анкетирование.

Цель: выявить преобладающее настроение учащихся на уроках, в зависимости от цветовой гаммы в оформлении кабинетов.

Проанализировав результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что в кабинетах, где преобладает гармоничное сочетание цветов, учащиеся чувствуют себя более комфортно, более внимательны, лучше усваивают учебный материал. Поведение более спокойное.

В учебных помещениях с нехарактерным сочетанием цветов обстановка в классе более напряженная. Учащиеся раздражительны, невнимательны или пассивны. Учащаются жалобы на плохое самочувствие.

При правильном использовании цветовых оттенков и сочетаний можно создать более благоприятные условия для работы и повысить производительность труда.

В заключении работы нами были разработаны рекомендации для администрации школы по оформлению классов и других школьных помещений. Оформление должно быть эстетично и безопасно.

Красивый, приятный, ненавязчивый и уютный интерьер школы - немаловажный стимул и ключ к успешному обучению,ведь ребенок проводит в школе большую часть своего времени.

© 2024 educent.ru - Портал полезных знаний для школьников и их родителей