Афинские школы
В период рассвета греческой демократии особую ценность приобрело образование. Чтобы реализовывать свои права, добиваться высоких должностей, а также выполнять повседневные гражданские обязанности, жителям греческих полисов необходима была грамотность. Не случайно, что лучшие школы находились в самом богатом греческом городе – Афинах.
В греческих школах ученики заучивали произведения знаменитых греческих поэтов. Признаком высокого образования считалось знание поэм «Илиада» и «Одиссея». Детей учили писать и считать. Для записей использовали дощечки, покрытые воском, на которых буквы и слова выдавливались острым концом металлической или костяной палочки, называемой стилем. Противоположным плоским концом затирались допущенные при записи ошибки. Кроме того, детей обучали музыке, поскольку афиняне считали, что без любви к этому искусству невозможно стать настоящим человеком. Время от времени в учебе наступали перерывы. Весной проходили каникулы. Кроме того, занятия отменялись в дни священных празднеств, посвященных богам. В Афинах занятия не проводились в годовщины Марафонской битвы и Саламинского сражения. Школу, как правило, оканчивали все мальчики из семей свободных граждан, несмотря на то, что обучение было платным. Девочки в школы не допускались. Их воспитанием и обучением занимались матери.
Афинские гимнасии
Каждый мужчина, считали греки, должен быть сильным, ловким и мужественным. Поэтому с двенадцатилетнего возраста мальчики начинали посещать еще одно учебное заведение – палестру. Там их обучали спортивным дисциплинам: бегу, борьбе, прыжкам, метанию диска и копья. Занятия в палестре проходили в любую погоду. Солнечным днем ученики выходили на улицу, в ненастную погоду уходили под крыши портиков, небольших полуоткрытых помещений, окружавших двор палестры. Чтобы вдохновить учащихся, в палестрах устанавливали статуи прославленных атлетов, победителей Олимпийских игр. Эти изображения являлись эталоном, к которому должен был стремиться каждый юноша.
К 16 годам юноши заканчивали обучение в школе. Следующей ступенью образования, доступной также взрослым грекам, были гимнасии. Эти учреждения располагались за городом, в живописных местечках, окруженные садами и рощами. На территории гимнасии размещались специальные площадки для занятий спортом, а также помещения для отдыха. В гимнасиях преподавали видные ученые, излагавшие многочисленным слушателям свои взгляды на устройство мира и обучающие ораторскому искусству – красноречию. Одним из самых известных афинских гимнасий являлся Ликей, в котором в IV в. до н.э. преподавал великий греческий ученый и философ Аристотель. Аристотель разделил все научные знания, доступные его современникам, на отдельные отрасли, создав самостоятельные науки. Благодаря Аристотелю ряд наук приобрели свои названия. Так, ботаника в переводе с греческого обозначает «растение», физика – «природа», политика – «государство». Психология произошла от двух греческих слов: психо – «душа» и логос – «слово, наука». Со всеми этими знаниями и научными представлениями Аристотель знакомил своих учеников.
Обучение в гимнасиях могло продолжаться до глубокой старости. Ученики отдыхали и пополняли свои знания. Известны случаи, когда уже известные политики шли в гимнасии, чтобы углубить свои знания и обучиться красноречию.
Древние греки большое внимание уделяли развитию тела и учению. Греческие скульптуры до сих пор считаются образцом красоты человеческого тела, а древнегреческие мыслители оказали огромное влияние на развитие европейской философии и науки.
Ко времени расцвета древнегреческой культуры (V-IV вв. до н.э.) в Афинах было много заведений для занятий науками и спортом. В эти древние времена, больше 2,5 тыс. лет назад, дети тоже ходили в школы, учились там читать и писать.
События
Школы
- В 7 лет мальчиков отдавали педагогам. Педагог переводится как «сопровождающий ребёнка». Это были рабы. Педагоги водили детей в школу, занимались воспитанием.
- Школы были платными.
- Для учения письму использовались деревянные таблички, покрытые воском. На них выдавливали буквы заострённой палочкой.
- Более глубокие знания могли получить только богатые греки.
- В школах читали знаменитые произведения литературы, часто заучивали их наизусть.
- В школах Древней Греции изучались грамота, арифметика, музыка, пение, рисование.
Палестры
Помимо обычных школ, с 12 лет мальчики учились в палестрах. В палестрах занимались гимнастикой, спортом (борьбой, бегом, метанием диска и копья, плаванием), военной подготовкой, правилам поведения.
Воспитание девочек заключалось в том, что девочки не посещали школы и палестры, их воспитывали дома, с 7 лет девочек учили читать и писать, ткать, прясть, быть хорошими хозяйками.
Обучение взрослых
Взрослые, желавшие продолжить обучение, занимались в гимнасиях. В гимнасиях занимались гимнастикой. Помимо этого, в гимнасиях выступали ораторы, устраивались дискуссии. Это были интеллектуальные центры.
Академия - школа древнегреческого мыслителя Платона. В ней изучали философию, историю, политику, математику.
Лицей - школа древнегреческого мыслителя Аристотеля. Получила название по храму Аполлона Ликейского, располагавшегося рядом.
Слова «академия» и «лицей» сохранились в европейских языках до наших дней.
Участники
Древнегреческий философ и мыслитель, основатель Академии.
Древнегреческий философ и мыслитель, основатель Лицея.
Заключение
Благодаря прочным традициям всестороннего образования и воспитания, афиняне вырастали одновременно и хорошими воинами, и высокообразованными людьми. Образование нужно было даже простым пахарям, ведь каждый афинский гражданин мог принимать участие в управлении полисом.
Параллели
Если сравнить древнегреческие и древнеегипетские школы, то в только дети самых зажиточных людей могли посещать школы. Они позже становились писцами или жрецами. А для простых земледельцев и ремесленников не было так позорно, как в Греции, не уметь читать и писать.
Маленькие египтяне, так же как и маленькие греки, в школе учились читать, писать и считать. А вот физическая культура (плавание, бег, борьба) в Египте не так высоко ценилась, сведений о специальных спортивных школах (подобно греческим палестрам) нет.
Когда афинскому мальчику, сыну состоятельного гражданина, исполнялось семь лет, его отдавали в школу. До этого возраста он проводил время дома, на женской половине, играя с братьями и сестрами, слушая песни рабынь, трудившихся над пряжей, тканьем, вышивкой, приготовлением пищи, или сказки няни и матери. Ни один посторонний мужчина не входил на женскую половину. Изредка отец водил своего сына в гости или разрешал ему присутствовать в мужском зале, когда гости собирались у него в доме.
Но не только радости были у детей. Были у них и печальные минуты, когда за провинности раб-нянька, называвшийся педагогом (рис. 1), или отец жестоко поучали их палкой. Вообще детей не слишком баловали: купали в холодной воде, заставляли выходить легко одетыми даже в самые холодные дни, чтобы они стали крепкими и закаленными.
Рис. 1. Раб-педагог ()
С семи лет начиналось обучение в школе. Прощай, женская половина дома и игры с сестрами! Девочек в школу не отдавали. Ведь афинские женщины не участвовали ни в выборах, ни в народном собрании, ни в судах. Все, что от них требовалось, - это быть скромными, покорными женами и домовитыми хозяйками. Чем реже показывались они на людях, тем больше гордились ими отец и муж. А для такой жизни вполне достаточно было обучить их дома ткать шерсть, печь хлеб да присматривать за рабынями.
И вот мальчик идет в школу. Только что взошло солнце, а двери школы уже открыты. Отовсюду стекаются ученики. За ними следуют рабы, обязанные сопровождать господских сыновей в школу. Они несут за мальчиками учебные принадлежности: деревянные, покрытые воском таблички для письма, палочки-стили, которыми писали, а для старших мальчиков - и лиру, на которой они учились играть. Школы были частными, родители платили учителю за обучение детей.
В школе мальчика прежде всего учили грамоте. Чтобы обучение шло легче, учитель давал ученику глиняные таблички, на которых были написаны буквы и слоги, и ученик постепенно обучался складывать из них слова. Грамоте обучали долго, года три. Сначала учили писать на восковых табличках заостренной металлической или костяной палочкой - стилем. Осилив грамоту, ученики приступали к чтению Гомера. Сидя на кресле с высокой спинкой, учитель развертывал на столе свиток, на котором были написаны песни «Илиады» и «Одиссеи». Читали в школе и поэму древнего поэта Гесиода о происхождении богов, сотворении мира и людей, о том, как первые боги, гиганты воевали со сменившими их богами-олимпийцами. Образованный человек должен был знать наизусть множество стихов Гомера и других поэтов и уметь кстати привести их в застольной беседе, в речи на народном собрании или в суде.
В школе мальчиков учили игре на кифаре, на лире и на флейте, а также пению. Всякий афинянин должен был уметь играть и петь. С раннего возраста хоры мальчиков участвовали в музыкальных состязаниях во время игр и празднеств, а впоследствии, став взрослыми, афиняне пели в праздничных хорах или выступали на состязаниях певцов. Кроме того, греки считали, что изучение музыки возвышает и облагораживает человека, как и знакомство с математикой. Поэтому арифметика и начала геометрии тоже преподавались в школах, но не слишком подробно.
С 12-13 лет мальчики начинали посещать также палестры (от греч. Пале - борьба). Прозанимавшись первую половину дня в школе, мальчики отправлялись в палестру - гимнастическую школу (рис. 2). Сбросив одежду и натерев кожу оливковым маслом, чтобы она стала упругой и гладкой, они выходили на усыпанное песком открытое пространство, где происходили занятия. Начинались упражнения: бег, борьба, прыгание, метание диска и копья. Готовясь к состязаниям на играх и к войне, юноши стремились стать сильными, ловкими и быстрыми. Здесь же, в палестрах, юноши обучались танцам под музыку кифар и лир. Пляски соединялись с пением: юношам, может быть, придется выступить в хоре во время театральных представлений, они должны уметь и петь, и плясать одновременно...
Рис. 2. Палестра ()
Кроме частных палестр, были в Афинах и три гимнастические школы - гимнасии, принадлежавшие государству. Это были Академия, Ликей и Киносарг. На содержание их давали средства, по предписанию государства, богатые граждане. Впоследствии Академия прославилась благодаря тому, что там учил знаменитый философ Платон (рис. 3), а Ликей - благодаря школе, созданной там философом Аристотелем (рис. 4), одним из самых прославленных ученых древности. Знаменитые ученые выступали перед слушателями, излагали свои взгляды на строение Вселенной, предлагали планы создания образцового государства. В гимнасиях обучали красноречию - умению отстаивать свое мнение при выступлении в Народном собрании и судах.
Рис. 3. Платон
Рис. 4. Аристотель
Когда молодые афиняне достигали 18 лет, они кончали учение в школах и гимнасиях и шли на военную службу, становились эфебами. Отныне мальчик считался совершеннолетним. Теперь его имя вносили в списки их родного округа - дема. Это была важная и торжественная церемония, потому что внесенный в списки становился впоследствии гражданином, мог участвовать в народном собрании, управлять своим имуществом и, когда достигнет определенного возраста, занять любую государственную должность.
Лишь в редких случаях молодые люди, заинтересовавшись философией или ораторским искусством, продолжали занятия у какого-нибудь славившегося своей ученостью мудреца. Иногда такие юноши в дальнейшем и сами становились видными учеными, как, например, ученики знаменитого Сократа или величайшего философа Греции Аристотеля.
Список литературы
- А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
- Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
- Countries.ru ()
- Newacropol.ru ()
- Wisdoms.ru ()
- На какие этапы можно разделить образование мальчиков в древних Афинах?
- Какие знания получали афиняне в школах?
- Какие предметы изучались в палестре?
- Где после окончания школы могли продолжить образование представители знати?
УРОК № 43/2
Тема урока
В афинских школах и гимнасиях
Дата урока
Класс
5 класс
Тип урока
Практикум
Цель урока
Закрепить знания учащихся о системе образования в Афинском полисе, способствовать пониманию важности образования в жизни человека, содействовать формированию взглядов на гармонично развитую личность на примере афинских школ и гимнасиев.
Образовательные ресурсы
Презентация
Рабочая тетрадь
План урока
Урок в начальной школе
Урок в палестре
Гимнасия
Методы и формы обучения
Методы обучения : объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.
Формы : коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Основные понятия
Педагог, школа, стиль, палестра, гимнасий, красноречие.
Планируемые результаты:
Предметные
Метапредметные УУД
Личностные УУД
умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность; готовность применять исторические знания в современном обществе.
Познавательные : выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых поло жений.
Регулятивные : самостоятельно формулируют задание, определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения.
Коммуникативные : участвуют в диалоге, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки .
Понимают важность учёбы и познания нового, принимают ценности других народов .
Организационная структура урока:
Этапы урока:
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Методическое сопровождение
Приветствует учащихся.
Проверяет готовность к уроку
Приветствуют учителя.
Организуют свое рабочее место
II. П роверка знаний
Проводится в ходе практической работы на уроке.
III . Постановка проблемы
Представьте, что мы находимся в обычной греческой школе. Вы – греческие ученики, а я ваш учитель.
- Греческие ученики приветствовали учителя почтительным наклоном головы и жестом поднятой руки.
Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Правильно - «учиться» в греческой школе.
Выполняют приветствие
Версии учащихся.
Слайд № 1
IV . Планирование деятельности
- Подумайте, как мы будем работать на уроке?
Учащиеся предлагают план работы
V. Усвоение новых знаний и способов действий.
Хайрете пайдес! Калой кай агатой! Здравствуйте дети! Прекрасные и совершенные!
Сегодня, в день ранней весны, когда оживает жизнь и ваши старшие братья вернулись с каникул, я ввожу вас в свою школу. Будьте усердны, бойтесь наказания. Не шалите, розги всегда лежат перед вами. Наш город с надеждой смотрит на вас, будущих граждан, ожидая, что вы вырастете опорой Родины и приумножите ее славу и богатство. А теперь перестаньте дрожать, оторвитесь от своих педагогов, сядьте прямо и начнем урок.
Почему учитель говорит только о мальчиках?
Кто такие педагоги?
В какой из видов школ вы пришли?
Чему вас должны научить в начальной школе?
На чем вы будете писать?
1. Урок чтения и письма.
Выучим сегодня несколько слов и попытаемся их записать. А с чего мы начнем обучение? Конечно же, со знакомства с греческим алфавитом
Как называется наш предмет?
Давайте запишем это слово (записывает слово по- гречески на доске, а дети – в тетрадях)
Теперь научимся писать тех родных и близких, кого мы каждый день видим в своем доме. “Мама” – по – гречески (матер).
- А как будет по-гречески “папа” ? (патер) Запишите это слово самостоятельно. Кто справится быстрее всех, поднимите руку.
2. Урок математики.
Ребята, обратите внимание, исчезли заглавные буквы, остались только прописные. Над ними поставлен специальный значок. Арифметические знаки у греков были такие же как у нас.
Сейчас мы с вами решим задачу и запишем ее:
« Деметриос шалил на уроке и получил восемь ударов палкой, а Фотион опоздал на занятия и был наказан четырьмя ударами. Сколько ударов нанес учитель в течение урока?»
«В расписании 6 уроков. Три урока прошло. Сколько уроков осталось?»
- Путешествие в начальную школу закончилось, наш путь лежит в палестру. Чем занимались в палестре? Давайте, выполним несколько не сложных упражнений.
Физминутка:
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
В минуты отдыха между тренировками греки любили играть в игру “Вопросы и ответы”. Слушайте внимательно, отвечайте быстро!
1. Я черное дитя сверкающего отца, птица без крыльев, я поднимаюсь до облаков, едва родившись, я рассеиваюсь в воздухе.
2. Когда ты смотришь, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз.
3. Гладок мой верхний конец, а нижний вовсе не гладок. Ловко руке то одной, то другой стороной я полезен. То, что создаст одна моя часть, уничтожит другая.
Что такое гимнасий?
Кто мог их посещать?
Чему учились в гимнасиях?
Вызываются два ученика к доске .
Задание : Говоря одновременно в течение 1 минуты, не прерываясь, вы должны хвалить своего соперника. Побеждает тот, кто не прервется, будет более убедителен и продержится дольше по времени.
Отвечают на вопросы с опорой на текст:
В школе учились только мальчики
Раб, сопровождающий ребенка в школу
На дощечках, покрытых воском.
У каждого ученика на парте лежит лист с греческим алфавитом. Учитель прочитывает алфавит, указывая на каждую букву, дети следят за ним. Затем алфавит читается хором.
История
Выполняют задания
Учащиеся решают задачу и записывают ее с помощью греческих букв – цифр. Учитель тоже записывает решение на доске. Учащиеся сравнивают решение задачи, изображенное на экране со своими записями
Решают самостоятельно; взаимопроверка.
Спортом
Выполняют упражнения.
Дым
Зеркало
Стиль (о)
Школа для взрослых
Взрослые, желающие учиться дальше
Риторике
Соревнование в красноречии
Слайд № 2
Слайд № 3
Слайд № 4
Слайд № 4
Слайд № 4
Слайд № 5
Слайд № 6
Слайд № 6
Слайд № 6
Слайд № 7
V I . Закрепление изученного на уроке.
Ребята! Сегодня мы с вами познакомились с системой обучения и воспитания Древней Греции. Несмотря на различные способы обучения, цель была одна - стремление к совершенствованию, к новым знаниям
VII . Итог урока.
Анализирует деятельность учащихся на уроке
Рефлексия
Слайд № 8
От Masterweb
03.06.2018 00:00Знаменитая фреска Рафаэля "Афинская школа" в ярких художественных образах изображает одно из замечательных явлений античной истории. Возникшая в Древних Афинах в классический период, эта школа стала эталоном учреждения по воспитанию свободного гармонично развитого человека.
Образование в Древних Афинах: особенности
В демократических Афинах, особенно в правление Перикла, воспитанию и образованию граждан отводилось огромное значение. Воспитание происходило в рамках принципа калокагатии - совокупности "добродетелей": культура тела и готовность исполнять гражданские обязанности. Первое относили к разряду внешней культуры или культуры тела, а второе - к внутренней культуре.
Еще одним принципом образования в Афинах была агонистика. То есть использовался дух соревновательности, основанный на личном превосходстве.
Типы школ в древних Афинах
Среди основных типов афинских школ можно выделить:
- Школы для обучения подростков грамоте и музыке (с 7 до 13-14 лет): грамматиста (учителя-дидаскалы обучали счету, письму, чтению); кифариста (обучение литературе, пению, декламации, рисованию, музицированию).
- Палестры - спортивные школы.
- Гимнасии - школы для продолжения образования взрослых.
Описание афинской школы
В образовательных школах мальчиков обучали грамоте и счету. Учиться здесь могли подростки любых сословий, как городские, так и сельские.
Чему учили в афинских школах? В грамматистах счету обучали при помощи пальцев, затем камушков, а позже - доски с камушками, напоминающей счеты. Младшие школьники обучались письму. Они писали заостренными металлическими или костяными палочками - стиль или стило (с). На другом конце стило было что-то вроде лопаточки - для выравнивания поверхности и стирания ошибочных записей. Буквы, тексты писали на дощечках, покрытых слоем воска. Старшие ученики писали тростинкой на папирусе.
Кроме обучения письму, в афинской школе кифаристе подростки учились читать, в основном, на историко-художественном материале - поэмах Гомера "Иллиада" и "Одиссея" и мифах, стихах известных греческих поэтов и пьесах драматургов Софокла, Еврипида и Эсхила (в старшем возрасте). Также учителя прививали им навыки рисования и музицирования. Причем музицирование начинали осваивать лишь после знакомства с поэзией. Кроме игры на музыкальных инструментах, юноши осваивали и нотную грамоту. А искусство игры на флейте вошло в программу афинских школ после персидских войн.
В ходе воспитательно-образовательного процесса учитель мог не только применять поощрительные методы, например, раньше дать писать на папирусе, но и наказания. Для этого у него в руках всегда была плетка из бычьих хвостов.
В обычных школах с самого начала обучения вводились занятия гимнастикой, ведь без физической красоты и здоровья невозможно воспитать гармонично развитого человека.
Как говорит история
В афинских школах и гимназиях делался упор на внешнюю форму. Для более серьезных занятий спортом служили палестры. Их мальчики могли посещать с двенадцати лет. В палестре они занимались гимнастикой, в которую тогда были включены бег, борьба, прыжки и метание копья и диска.
Главным идеалом спортивной фигуры служили выставленные в портиках палестры скульптуры знаменитых греческих мастеров: Мирона "Дискобол" и Поликлета "Диадумен" и "Дорифор".
Занятия в хорошую погоду проходили в перестиле - внутреннем открытом дворике, а в пасмурную - в крытых галереях или портиках, окружавших его. Поскольку мальчики занимались обнаженными и смазывали тело оливковым маслом, то после занятий они производили омовение водой из находящегося на территории палестры фонтана, колодца или бани.
Интересно, что в палестрах еще обучали началам красноречия и пению песен, которые позже молодые афиняне пели на пирах. Также ученые мужи с ними вели беседы о политике и нравственности.
Обучение в гимнасиях
Гимнасии служили для продолжения образования, и занимались в них взрослые граждане Афин. Здесь были представлены возможности как для духовного, так и спортивного развития человека.
Обычно гимнасии строились за городом среди красивой природы. В них были площадки для занятия гимнастикой, бассейны и бани, а также помещения для отдыха и ведения длительных интеллектуальных бесед и споров.
Здесь можно было поприсутствовать на выступлениях известных ученых того времени, а также поучиться красноречию и риторике, умению грамотно вести споры и отстаивать свое мнение.
Роль педагогов в афинском образовании
В афинском обществе в семьях знатных граждан было принято, что мальчики до семи лет только играли в подвижные игры, но потом для них подбирали педагога для сопровождения и воспитания. Само слово "педагог" в переводе с греческого дословно означает "сопровождающий ребенка". Обычно на эту должность брали старого, подчас увечного раба, который иногда даже плохо слышал и почти не говорил на греческом языке.
Педагоги отвечали за ежедневное посещение ребенком школы: сопровождали до нее и обратно, несли школьные принадлежности и музыкальные инструменты, на которых должен был уметь играть любой афинянин. Чаще всего это была флейта.
Дома в обязанности педагога входило обучение мальчика этикету и хорошим манерам. Также педагог должен был наказывать воспитанника розгами за невыполнение требований и провинности.
История Академии Платона
История афинской школы связана с философским течением соратников и последователей греческого мыслителя Платона, стоявшего у его основания. Представители течения с 4 в. до н. э. собирались в стенах Афинской Академии, основанной также Платоном.
Основной дидактический метод обучения, использовавшийся в Академии - диалог или по-другому - диалектика. Ею овладевали на двух условных ступенях обучения: для младших и для старших. Здесь изучали различные предметы, но особый упор делали на астрономию и математику.
Академия имела четыре возобновления. При Спевсиппе, племяннике Платона, в Академии стали обучать на платной основе и готовили преимущественно ораторов и государственных деятелей. Здесь была распространена платонико-пифагорийская философия. А сама Академия стала духовным центром для аристократов и образованных афинян. К обучению в Академии стремились даже женщины.
Дело Спевсиппа продолжил Ксенократ, который привлекал к себе всех знаменитостей обширной Греции. Далее Академию поочередно возглавляли последователи того же философского учения - Полемон, Кратес и Крантор.
Аркесилай же повернул вектор Академии в другом направлении: он придерживался теории полного воздержания от суждений, выяснял точку зрения своих слушателей и вел с ними активную беседу. Во главу угла ставился разум ученика, а не авторитет учителя. Выступал против догматизма. Преемниками Аркесилая в качестве главы Академии стали Лакид и Карнеад. Последний отрицал чувственное и инстинктивное восприятие мира и попытку его познания через них.
Попытку возрождения Академии в духе Платона совершил Антиох Асколонский.
Знаменитое творение Рафаэля
Фресковая роспись "Афинская школа" - одно из величайших творений маэстро. Создана она для оформления папского дворца в Ватикане и размещена на одной из стена la Stance della Seniatura. Изображенное на фреске имело мало общего с реальной афинской школой, видимо, гимнасией. В абсолютно не античной, а более ренессансной архитектуре размещены фигуры взрослых людей, одетых в античные одежды.
Среди них можно встретить художественные образы, в которых Рафаэль воплотил свое представление о наиболее ученых умах Древней Греции - Аристотеле, Платоне, Гераклите и др. Высказывается мнение, что в этих трех мужах мастер изобразил с передачей порьретного сходства трех титанов эпохи Возрождения - Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти и самого себя - Рафаэля Санти.
Согласно истории, все персонажи, изображенные Рафаэлем, разделены на группы, каждая из которых занята каким-то дело: слушают рассказы мудрецов, спорят, изучают документы и новейшие приборы, ведут философские беседы. Это - территория "духа". А вот территория "тела" на фреске отсутствует - автор не изобразил атлетов или места для принятия водных процедур.
Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255
Тема: «В афинских школах и гимнасиях».
Зайнетдинова Расима Дамировна, учитель истории и обществознания, МБОУ СОШ с.АблаевоЧекмагушевского района
Э пиграф урока :
Благодаря образованию человек становится самым прекрасным и божественным из существ.
Платон древнегреческий философ.
Цель урока: Познакомить учащихся с системой образования в Афинах.
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с типами учебных заведений в Афинах, с особенностями обучения в школе, палестре и гимнасии;
Развивающая:
Совершенствовать аналитические навыки учащихся: умение анализировать, сравнивать, обобщать;
Продолжить формирование умения правильно употреблять и объяснять исторические термины и понятия;
Формировать навыки работы с информацией: осуществлять самостоятельный поиск ответа на поставленный вопрос, умение строить и озвучивать опорные схемы;
Развивать коммуникативные навыки, лидерские качества личности;
Воспитательная:
Воспитывать устойчивый интерес к изучаемому предмету;
Способствовать воспитанию культуры поведения, умения работать в группе;
Формировать навыки оценки и самооценки;
Воспитывать интерес к получению разностороннего образования.
Форма организации работы учащихся: групповая работа
Тип урока: урок нового знания.
Оборудование к уроку: учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая «История древнего мира», 5 класс; компьютер, медиапроектор; раздаточные материалы.
Ход урока
Организационный этап. Мотивация.
Доброе утро, дорогие дети!
Я приветствую Вас сегодня, в утренний день среды! Давайте мы поприветствуем наших уважаемых гостей. Повернитесь им, пожалуйста, и скажите «Доброе утро!» и сразу вы будете видеть, кто сидит за вашими спинами и вам будет от этого на много свободнее.
Спасибо, садитесь!
1 слайд. Фильм « Древняя Греция».
Ой, ребята, где это, куда мы попали? Это что за удивительная страна? (Древняя Греция)
Да, молодцы, это Древняя Греция.
Значит, мы с вами продолжим знакомиться с темой «Древняя Греция». Я надеюсь, что вы сегодня будете любознательными, активными, ведь о Греции вы уже многое узнали на предыдущих уроках.
Работа с картой. На карте вы можете показать, где находится Древняя Греция .(Она расположена на юге Балканского полуострова.)
Еще что можете добавить? (Здесь же, находятся Афины и Спарта – крупнейшие полисы Греции.)
- Определить тему нашего занятия вы сможете сами. Для этого вы должны будете выполнить тест (Проверка домашнего задания. Актуализация ранее изученного материала). Если вы верно выполните задания теста, то из букв правильных ответов вы получите слово, которое подскажет вам тему урока (работа с тестом на слайде).
Автор поэмы “Иллиада”.
ш) Гомер; б) Солон; с) Мильтиад.
2. Главный бог в греческой мифологии?
а) Аид; д) Гера; к) Зевс.
3. Главным занятием спартанцев было:
ж) ремесло; о) военное дело; е) рыболовство.
4. Греки верили, что главные боги живут:
е) высоко в небе; л) на вершине Олимпа;
п) на острове Крит. 5. Сколько дней проходили Олимпийские игры:
а)5 дней; л) 6 дней; и) 7 дней.
Какое слово у нас получилось? (ШКОЛА). О чем пойдет разговор на уроке?
Правильно, о школах. А именно о каких школах?
Мы с вами отметили, что двумя главными полисами (города-государства) Древней Греции являлись Спарта и Афины. Со спартанским обучением мы уже знакомы. Запишите в тетрадях тему урока. «В афинских школах и гимнасиях». Тема урока на слайде
Что нам предстоит выяснить, т. е. что бы вы хотели сегодня узнать? На какие вопросы по теме урока мы с вами должны дать ответы?
Какие учебные заведения существовали в Афинах?
С какого возраста велось обучение?
Кто обучался в учебных заведениях?
Кто обучал детей в школах и гимнасиях?
Чему обучали в школах и гимнасиях?
Чем и на чем писали? (Как учились греки в Афинах, какие учебные заведения существовали, со скольки лет обучались, кто обучался?)
Учитель: Хорошо, молодцы. Я надеюсь, к концу урока мы найдем ответы, на все ваши вопросы.
Скажите, пожалуйста, полученную информацию, что с ней мы будем делать? (Обрабатывать.) Ну смотрите, там школьники в Древней Греции, вы школьники получили мы информацию, что вам хотелось бы сделать?
- сравнить.
Давайте назовем главную задачу нашего урока.
Молодцы! Сравнить древнегреческое образование современным.
А современное образование отличается от древнегреческого. В этом вы убедитесь, изучив тему урока.
Ребята, вы заметили, как написано слово «гимнасия». В Афинах именно так называлось учебное заведение.
А какие учебные заведения есть в нашем селе, районе, в городе? (школы, гимназия, лицей, училища, техникумы, институты).
СЛАЙД с вопросами урока
Учитель: В Греции было несколько типов учебных заведений: школа, палестра, гимнасия. Запишите их в тетрадь. А теперь постараемся выяснить значения этих и других новых слов, касающихся сегодняшнего нашего урока.
Внимание, пожалуйста, на экран.
Основные понятия урока.
ГИМНАСИЯ
ПАЛЕСТРА
КРАСНОРЕЧИЕ
ФИЛОСОФИЯ
Ребята, кто такие педагоги? Как выглядят учителя, которые вас учат?
А в Древних Афинах педагогом называли состарившегося или увечного раба.
2. Изучение нового материала.
Работаем мы в группах. Чтобы, усвоить материал, Вы поделены на группы по темам: 1. Школа. 2. Палестра. 3. Гимнасия (на столах таблички с темами).
Задания у групп разные, но правила работы у всех одинаковые. У вас памятка на столе, посмотрите, пожалуйста, еще раз. В каждой группе есть свой командир.
Итак, внимание, как мы будем работать, что для нас будет источником?
(Ответы учащихся)
Вы должны работать с учебниками. Каждый из членов группы должен прочитать текст под темы, а затем вы все вместе заполняете опорную таблицу (показать детям образец). Потом представитель группы (это вы сами решаете кто будет выступать из группы. Сколько у вас будут ораторов). должен рассказать как велось обучение, используя опорную таблицу – 1 группа в школе, 2 группа - палестре и 3- в гимнасии.
Вопросы есть?
Работаем.
Время выполнения задания 4 минуты
3. Первичное закрепление материала.
Сейчас представители групп познакомят нас с результатами своей работы. Ваша задача внимательно слушать для того, чтобы в конце урока правильно выполнить проверочные задания.
Первая группа расскажет нам об афинских школах.
Кто обучал | С какого возраста | Чему учили | Кого обучали | Чем и на чем писали |
мальчиков | Стиль, дощечка покрытая воском |
Учитель: Команда может дополнить выступление. Есть желающие? Спасибо!
Учитель: Учителя учили афинских мальчиков с первых дней буквам алфавита. Давайте познакомимся буквами греческого алфавита (СЛАЙД ). Букв в алфавите всего 24.
До нас дошла история, как один богач подарил своему ленивому сыну 24 маленьких раба. Их имена начинались на все буквы алфавита. Так отец хотел помочь сыну обучиться грамоте.
Учитель: Представим, что вместо стилей (заостренные палочки) у нас с вами ручки –, а вместо дощечек, листы бумаги.
А сейчас мы с вами попытаемся записать свои имена греческими буквами. Возьмите свои «дощечки» и «стили», попробуем записать.
1 минута
Поднимите листочки вверх!
Учитель: Вот мы и ощутили себя учениками древнегреческой школы.
2 команда расскажет нам о палестре и о том, чему там учились юные греки.
Вывешивается опорная схема.
ПАЛЕСТРА |
||
С какого возраста | Чему обучали | Кого обучали |
занимались гимнастикой – борьбой, бегом, прыжками в длину и высоту, метанием копья и диска (пятиборье) | мальчиков |
3. По окончании палестры греки, желавшие продолжить своё образование, посещали гимнасии. О них нам расскажет следующая группа.
Вывешивается опорная схема.
ГИМНАСИЯ |
|||
Кто обучал | С какого возраста | Чему учили | Кого обучали |
Философы, ученые | Красноречие, философия, политика, литература, гимнастика. | Знатные богатые юноши |
Учитель: Многие выпускники гимнасии становились известными людьми в области политики, искусства и науки.
(Учитель показывает слайды презентации с именами и портретами древнегреческих ученых и кратко комментирует их, а дети делают записи в тетрадях).
Физкультминутка.
Афиняне утверждали, что без любви к музыке нельзя стать настоящим человеком. Дети в школе овладевали игрой на флейте, лире. Учились петь хором.
Давайте, мы с вами отдохнем и под греческую музыку выполним несколько не сложных упражнений.
Учащиеся выполняют комплекс спортивных упражнений
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
В минуты отдыха между тренировками греки любили играть в игру “Вопросы и ответы”. Представьте, что вы участники этой игры. Слушайте внимательно, отвечайте быстро!
1. Я черное дитя сверкающего отца, птица без крыльев, я поднимаюсь до облаков, едва родившись, я рассеиваюсь в воздухе. (Дым).
2. Когда ты смотришь, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз (Зеркало).
3. Гладок мой верхний конец, а нижний вовсе не гладок. Ловко руке то одной, то другой стороной я полезен. То, что создаст одна моя часть, уничтожит другая. (Стиль).
Понравилась игра? А как такая игра называется у нас, в России? Загадки. Молодцы!
4. Рефлексия.
Итак, мы многое узнали о школах Древней Греции. Давайте подумаем, сможем ли мы сейчас ответить на те вопросы, которые мы поставили с вами в начале урока? Давайте проверим. (СЛАЙД)
Какие учебные заведения существовали в Афинах?
С какого возраста велось обучение?
Кто обучался в учебных заведениях?
Греческие девочки школ не посещали. Греки считали, что для них главное – не получить образование, а вырасти покорными женами и хорошими матерями. Главным занятием было домоводство.
Кто обучал детей в школах и гимнасиях?
Чему обучали в школах и гимнасиях?
Чем и на чем писали?
Отличается ли современная школа от древнегреческого?
Что их всех объединяет?
5. Контроль и самоконтроль изученного материала.
А теперь переходим к конкурсным заданиям.
Я предлагаю группам поучаствовать в конкурсном задании, чтобы проверить усвоенные знания на уроке. Участвовать в испытании будут 3 команды: 1. Школа. 2. Палестра. 3. Гимнасия.
Карточки с заданиями у вас на рабочем столе.
Первое задание. Текст с ошибками. Вам нужно подчеркнуть слова в которых допущены ошибки по содержанию.
Афинскую школу посещали мальчики с 8 лет. Образование было бесплатным . Педагоги проводили занятия. В школе учились чтению , музыке, архитектуре . В палестрах мальчики занимались гимнастикой и домоводством . А в гимнасиях слушали выступления известных стратегов, ученых, которые излагали свои взгляды по различным наукам.
2 задание «Убери лишнее»
В каждом ряду вам нужно зачеркнуть ненужное понятие.
Школа, гимнасия, институт.
Стиль, глиняная дощечка, деревянная дощечка.
3 задание «Логическая цепочка»
Вам нужно дописать по одному слову в каждой цепочке.
Школа, палестра, гимнасии
Бег, борьба, метание диска, метание копья, прыжки
3. Музыка, чтение, счет, письмо
За каждый правильный ответ дается 1 балл. Проверку правильности выполнения заданий и подсчет баллов проведем вместе со мной. Итак, взяли карточку.
Время истекло, проведем проверку.
Ваша задача посчитать количество правильных ответов. На ваших карточках есть рабочие листы. Где мы должны сегодня на уроке оценить каждого. В зависимости от количества баллов поставьте себе оценку за урок. Обсудите, пожалуйста, в группе.
Итак, озвучим свои баллы и оценку. Победителем конкурсного испытания является команда …
Ребята, а чем награждали победителей в Древней Греции (олимпийские игры). Команде победителю я лаврОвый венок не вручаю, а поставим оценку «5» .
6. Подведение итогов урока.
Урок подходит к концу, я предлагаю вам свои впечатления о сегодняшнем уроке озвучить продолжением фразы
(на слайде)
7. Домашнее задание представлено на индивидуальных карточках. Ознакомимся с ним.
Параграф 38 (с. 173), вопросы (с.176)
Выписать в тетрадь термины и дать им определение: педагог, стиль, палестра, красноречие.
Т/з. (по желанию): составить расписание уроков в афинской школе или палестре.
8. Заключительное слово учителя
Сегодня мы с вами познакомились с системой обучения и воспитания в Афинах. Чем отличается современное образование от афинского?
Ответы детей: педагог был рабом и сопровождал ребенка в школу, в современной школе физическому и умственному развитию уделяется внимание на всех ступенях обучения, а в афинских учебных заведениях: в школе – грамоте, в палестре – физическому развитию. Но в современном мире, также как и в Древней Греции, образованию уделяется большое значение.
Я благодарю вас за работу! Спасибо за урок. До свидания!