Юность» Толстого, где описывается жизнь Николеньки Иртеньева и его постепенное взросление. Именно в последней части мы видим его нравственное становление, нравственное взросление человека, который все-таки выбрал правильный путь в своей жизни, хоть на его пути было очень много соблазнов и друзей, для которых были важны лишь развлечения с выпивкой и сигарой в руках.
Прочитав произведение «Юность» в кратком содержании по главам, мы имеем возможность проследить духовный и нравственный рост героя произведения. Читая последнюю работу, что вошла в трилогию Толстого «Юность» в кратком содержании мы понимаем, что с каждой главой, с каждым событием Николенька преодолевает свои недостатки, он осознает, что правильно, а что нет и стыдится своих неправильных поступков. А в этом как раз и есть взросление.
Толстой Юность краткое содержание
Еще вначале произведения Толстого «Юность» мы видим, что Николеньке шестнадцать и именно с этого периода начинается его юная пора, пора вступительных экзаменов и учебы в университете. Для Николая период юности начал с осознания того, что назначение человека в жизни — это стремление к совершенствованию. В самом начале произведения Николай решает вести правильную жизнь, он мечтает хорошо учиться, помогать бедным, хочет стать известным. Заводит «правила жизни», записав на бумаге свои планы, от которых он решил не отступать. Вообще Николай очень часто размышляет о смысле существования, о человеческом предназначении, о том, какое оно будущее.
Когда Николай поступил, отец дал ему в пользование личного кучера и лошадь. С этого момента Николенька почувствовал себя взрослым и стал делать ошибки. Первым делом он отправляется в табачный отдел и попробовал впервые закурить. Затем в ресторане с братом и приятелями Николай пробует спиртное, а после и вовсе устраивает ссору. За все это Николаю потом было очень стыдно и это уже большой шаг к взрослению, ведь только осознание своих неправильных поступков может быть свидетельством того, что ты становишься взрослым и готов отвечать за свои действия.
В деревне, куда он приехал на лето, Николай часто думает о любви,о том, какая она может быть. Когда наступает период учебы, Николай ни к каким компаниям не примыкает, зато для него настала пора влюбленности, он постоянно влюблялся, но все влюбленности быстро проходили. А позже Николай завел новых товарищей, а вот со своим другом Нехлюдовым стал общаться реже, затем и вовсе поссорился. Новая дружба привела к тому, что Николай завалил первый же экзамен. Этот провал он очень сильно переживал и не выходил из комнаты.. Там он нашел тетрадь с правилами своей жизни и вспомнил о своих мечтаниях. Он осознал, что вел себя некрасиво, что мог предать свои стремления к совершенствованию и у него проступили слезы раскаяние. Он пообещал себе вновь стать на путь праведности и духовного развития.
В повести «Юность» Толстого, мы увидели ошибки главного героя, но самое главное, это то, что герой осознал свои ошибки. В произведении Льва Николаевича Толстого «Юность», автор показал нам взросление героя, которое происходило на ошибках, разочарованиях, разбитых мечтах и на вере в лучшее будущее.
План:
1. Николеньке 16 и он мечтает о своем будущем
2. Экзамены и первое разочарование от проваленного экзамена
3. Поступление, самостоятельная жизнь и первые ошибки
4. Визиты знакомым
5. Любовь, мечты о женитьбе на Вареньке
6. Лето в деревне, женитьба отца
7. Начало учебы, влюбленность Николеньки
8. Дружба с Нехлюдовым и их ссора
9. Новые товарищи и провал на первом экзамене
10. Осознание ошибок. Новая жизнь
В 1851 г. Лев Толстой, служивший на Кавказе, задумал создать произведение о духовном становлении человеческой личности и написал повесть «Детство», получившую продолжение в еще двух произведениях. В трилогии, ставшей дебютом молодого автора, отражены духовные искания самого Льва Толстого.Основой для написания многих эпизодов повестей стали детские воспоминания автора и рассказы близких людей о его жизни.
В своем дневнике в юности Толстой составлял для себя «правила жизни», в основе которых лежала ответственность за свои поступки. Среди этих правил была запись высказывания Марка Аврелия: «Кто не осознает движения собственной души, обречен на злосчастье, не внимателен к тому, что происходит в душе другого человека». Толстой считал, что понимание другого происходит через познание себя, развивая интуитивную способность почувствовать то, что чувствует другой.
Началась публикация трилогии в журнале «Современник» с повести «Детство» (1852 г.), которая была подписана «Л.Н.». Ободренный успехом Толстой опубликовал «Отрочество» (1854 г.) под инициалами «Л.Н.Т.», послевышла «Юность» (1857 г.), уже подписанная полным именем автора. Так началась творческая карьера писателя Льва Николаевича Толстого. Предполагалась еще четвертая часть «Молодость», но она так и не была завершена, а стала материалом для последующих произведений.В каждой повести описаны определенные периоды жизни, играющие важную роль в становлении личности главного героя произведения Толстого.
В первой повести «Детство» показан своеобразный и сложный мир детской души от момента пробуждения в ней сознательности. Детство Николеньки Иртеньева окружено любовью и заботой близких, протекает в безмятежном патриархальном мире помещичьей семьи. Переживания и чувства мальчикасвязаны с игрой, занятиями в классной комнате, охотой, балом, смертью матери. Повествование в повести «Детство»заполнено добрыми чувствами, миросозерцанием, гармонией с миром.
В «Отрочестве» показано начало формированияличности, когда основные черты только намечаются, находясь в состоянии «брожения» внутренних противоречий, но уже определился путь, по которому пойдет в своем развитии мятущаяся душа, познавшая скептицизм, неопытность, самоуверенность, зарождение тщеславия. Мышление героя становится аналитичным, он задумывается о душе, жизни и смерти, счастье и несчастье, причинах социальной несправедливости.Это время духовного кризиса, подросток осознает свое «я», но растет его разобщенность с близкими людьми.
В заключительной повести «Юность» намечается становление личности героя, у него формируется новое видение жизни, в основе которого лежит мысль о нравственном совершенствовании. Повесть «Юность» была начата Толстым в 1855 г., когда он служил в действующей армии во время осады Севастополя, закончена в 1857 г. в Ясной поляне. В повести Львом Толстым использованы дневниковые записи и факты собственной биографии: время поступления и учебы в Казанском университете, общение с товарищами-сокурсниками, отчисление за провалы на экзаменах.
Обзор и анализ повести «Юность»
Ложные и подлинные ценности в жизни (глава «С ommeil faut »). Особенности психологического самоанализа героя (глава «Я проваливаюсь»)
Главному герою, шестнадцатилетнему Николаю Иртеньеву предстоит поступление в университет, его переполняют мечтыо своем исключительном и блестящем будущем. Он даже записывает в отдельную тетрадь правила, которым собирается следовать, чтобы нравственно совершенствоваться. Николай благополучно сдает вступительные экзамены и становится студентом. Он принимает поздравления домашних, в подарок от отца получает пролетку с гнедым жеребцом Красавчиком и деньги. Осознав себя «взрослым», покупает ненужные ему безделицы, табак и трубку, накуривается до дурноты. Он с другом Дмитрием Нехлюдовым, братом Володей и его приятелем Дубковым решил отметить поступление в ресторане. Николай замечает, что Нехлюдов не стремится в отличие от остальных демонстрировать свое взросление, описывая любовные похождения, не курит, не любит играть в карты. Подражая взрослой жизни брата и его приятеля, Николай с мальчишеским восторгом пьет шампанское, курит, провоцирует конфликт с незнакомым человеком, ссорится с друзьями.
На другой день Николай по настоянию отца наносит визиты знакомым семьи, выполняя «взрослую» тягостную обязанность. Непринужденно, искренне илегко он общается только с Нехлюдовым, его привлекают в друге благородство и рассудительность. После Николай уезжает в имение отца, наслаждаясь красотой природы и деревенской жизнью, вспоминает свое детство, думает о будущем. Омрачает его только женитьба отца,потому что не сложились отношения с мачехой.
Начав учиться в университете, Николай вливается в общество отпрысков из знатных семей, стремившихся лишь наслаждаться жизнью, участвует в их кутежах, это удовольствие для него оказывается сомнительным. Небрежное отношение к учебе приводит к закономерному результату: Николай не смог сдать экзамены. Тяжело переживая свой провал, он в раскаянии достает свои «Правила жизни» и решает более не изменять им.
При воспитании детей в дворянской среде исключительное внимание обращалось на благовоспитанность и хорошие манеры, к образованию относились несерьезно, если детей и отправляли в университеты, то только ради престижа. Николай Иртеньев выделяется из среды аристократической молодежи, в которой на первом месте не учеба, а развлечения и кутежи. У него богатая и сильная натура, заставляющая задумываться обо всем, что происходит. Он делает «моральное открытие» о предназначении человека, что нравственное самосовершенствование «легко, возможно и вечно». Николай старается следить за собой с напряженным вниманием, стараясь даже в мелочах примирить свои мысли с делом, ловит себя на ошибках и обличает, занимается упражнением силы воли, усмиряет гордыню. Хотя им ясно определен путь нравственного совершенствования, он еще не твердо стоит на нем.Желание стать лучше выливается в углубленное изучение самого себя, дотошный психологический самоанализ, бичевание собственных слабостей с юношеским максимализмом.Его одолевают разноречивые чувства: неудовлетворенность жизнью, разочарование, чувство одиночества. Рушатся детские и юношеские идеалы и мечты.
Высокие идеалы о предназначении человеческой жизни подменяются светскими представлениями о благовоспитанности, стремлением стать «комильфо ». Николай, наделенный индивидуальностью и развитой натурой, все еще часть «толпы» и «суетного света». Заботясь об совершенствовании своего внутреннего мира, он не может избежать искушения «пустить пыль в глаза», «понравиться свету» своим костюмом и манерами,похвастаться связями, своим рысаком Красавчиком. 16-летний юноша в течение зимы трижды влюбляется: в незнакомку на манеже, лица которой даже и не разглядел толком, свою детскую привязанность Сонечку, девушку старшего брата. Эти чувства неглубоки и мимолетны. Чтобы понравиться барышням, учится играть на фортепиано и зачитывается французскими романами.
Николай определял признаки человека «комильфо» приличным владением французским языком, ухоженными ногтями, умением непринужденно беседовать, галантно раскланиваться и танцевать, иметь равнодушный вид с «выражением изящной, презрительной скуки». Понятие «комильфо» представляло для героя «важную заслугу, прекрасное качество, совершенство», необходимое условие жизни, без которого не могло «быть ничего хорошего», «ни счастья, ни славы».
Постепенно тяготение к людям другого круга, разночинцам, помогает преодолеть заблуждения. Он понимает их превосходство в жизненных знаниях, общение с этими людьми становится важной вехой в его личностном росте. В заключительной главе «Я проваливаюсь» герой рассказывает о своем разочаровании в прежних взглядах и образе жизни, крушении прошлых идеалов. Николай смутно чувствовал, что его жизнь не идеальна, особенно после встреч с разночинцем Зухиным и его друзьями, на которых не производили впечатления его манеры и голландские рубашки, ведь у них был иной круг интересов. Он, стараясь не придавать этому значения,пытался казаться равнодушным и представлял себе экзамен «пустячным делом». Целый год праздного времяпрепровождения привело кпровалу на первом же экзамене.
Николай чувствовал, что «оскорблен, унижен» перед теми, кого считал не «комильфо», и был настолько несчастлив, что три дня, запершись в комнате, плакал, помышляя застрелиться. Этот переломный момент в его жизни становится основой дальнейшего нравственного совершенствования. Преодолев отчаяние, он достает свою тетрадку с «Правилами жизни», решив покончить с праздностью и больше не совершать дурных поступков. Влияние демократического студенческого круга, разочарование в своих друзьях-аристократахи отчисление из университета окончательно излечили Николеньку от увлечения «комильфотностью», аристократической заносчивости, самовлюбленности и самомнения.
Образ Николая Иртеньева
Общечеловеческое значение трилогии Льва Николаевича Толстого
Ни в одном другом произведении русской литературы не было сделано столь подробных наблюдений за развитием души подрастающего человека, детального изображения его внутреннего мира, чувств и мыслей. Несмотря на автобиографичность трилогии, Толстой изобразил обобщенные, характерные черты, присущие процессу взросления любого человека, подчеркивая общечеловеческие духовные закономерности развития личности. Людям разной среды, социального статуса и воспитания в детстве свойственна любовь ко всему миру и открытость души; в отрочестве появляется неуверенность в себе, склонность к умствованию, обостренное самолюбие и замкнутость; в юности осознаются жизненные цели, формируются идеалы любви и дружбы, начинается духовное становление. Динамика душевного состояния не одной конкретной личности, а диалектика души человека вообще была интересна Толстому и стала одним главных приемов изображения героя в дальнейшем творчестве.
Словарь
Пролетка - легкая двухместная повозка
Комильфо - (устар.) соответствие правилам приличного поведения
Диалектика - учение о законах изменения и развития в мышлении, обществе и природе
В русской классической литературе существуют два произведения с одинаковым названием - это повести «Детство», написанные Л. Толстым и, позже, М. Горьким. Оба произведения автобиографичны – в них писатели рассказывают о своем детстве, окружавших их людях, тех условиях, в которых они воспитывались.
Почему Толстой и Горький решили обратиться именно к этой поре своей жизни? Что они хотели сказать читателю? Думаю, оба писателя считали детство одним из самых важных этапов в жизни человека, когда он познает окружающий мир, учится любить и ненавидеть, решает, что лучше – добро или зло. В детстве, по мнению Толстого и Горького, закладывается характер ребенка, поэтому так важно, чтобы это время было счастливым.
Именно о счастливом детстве рассказывает нам в своей повести Толстой. Мы видим, что главного героя Николеньку окружают любящие его люди – маменька, гувернер Карл Иванович, няня, отец, братья и сестры, бабушка. Все они заботятся о мальчике, стремятся сделать все, чтобы он был счастлив.
Конечно, в жизни Николеньки случаются и огорчения, неудачи, разочарования. Однако из них он делает правильные выводы. Это и мысль о том, что не нужно обижать тех, кто тебя любит (вспомним эпизод с Карлом Ивановичем) или кто слабее тебя (эпизод с Иленькой Грапом). Это и мысль, что ценность человека измеряется его душевными качествами, а не социальным положением (эпизод с няней Натальей Савишной). Это и горькое открытие, что близкие люди не всегда будут с тобой, что они смертны (смерть горячо любимой маменьки) и так далее.
С совершенно иным детством мы сталкиваемся в повести Горького. Ее герою Алеше не так повезло, как Николеньке. После смерти отца Алеша попал в семью деда, где царили суровые нравы. Здесь никто не заботился о детях, не дарил им любовь и ласку, как в семье Николеньки. Каждый из Кашириных жил сам по себе, считая врагами даже членов своей семьи. Поэтому в доме деда часто случались скандалы, ссоры, драки.
Конечно, такая обстановка угнетала маленького героя. Жить в доме деда ему было бы совсем невыносимо, если бы не бабушка, которая стала для Алеши «лучом света». Только она дарила внуку так необходимую ему любовь, ласку, заботу. Без них, я думаю, Алеша превратился бы в озлобленного или пропащего человека, как многие вокруг него. А этот герой нашел в себе силы остаться добрым, справедливым, милосердным. И в этом он похож на Николеньку Иртеньева, который тоже всегда стремился к добру и справедливости.
Таким образом, повести «Детство», написанные Толстым и Горьким, - это не только образцы «высокой» литературы. Это еще и ценные психологические документы, которые раскрывают внутренний мир ребенка, достоверно и ярко передают его переживания, показывают, что влияет на формирование характера маленького человека.
Толстого и Горького с полной уверенностью можно назвать писателями-гуманистами, ведь они в своем произведении призывают к гуманному отношению к детям, к проявлению внимания, заботы, любви. Именно поэтому, как мне кажется, их повести «Детство» стоят в ряду лучших произведений отечественной и мировой литературы.
В 1857 году была напечатана повесть «Юность» Толстого. Краткое содержание двух предыдущих повестей, «Детство» и «Отрочество», придётся прочитать всем тем, кто хочет знать больше о главном герои «Юности». Повесть является частью псевдо-автобиографической трилогией.
Главного героя повести зовут Николай Иртеньев. В третьей части трилогии он представлен уже юношей. Николай готовится к вступительным экзаменам в университет. Для главного героя настало время всерьёз задуматься о своём будущем и о выборе жизненного пути. Иртеньев стремится к самодисциплине и нравственному самосовершенствованию. Для этих целей он заводит специальную тетрадь, чтобы записывать свои жизненные принципы, которым он намерен неукоснительно следовать. Помимо этого, Николай исповедуется, стараясь вспомнить даже самые давние и уже забытые грехи. После исповеди главный герой чувствует себя родившимся заново.
Поступив в университет, Иртеньев ощущает себя взрослым и отправляется со своими друзьями в ресторан, чтобы отметить зачисление. Николай внимательно наблюдает за поведением своих знакомых. Дмитрий Нехлюдов – образец нравственности. Он не пьёт, не курит и не играет в азартные игры, как другие. Однако Николай решил подражать Дубкову и Володе. Главный герой пьёт шампанское и курит папиросу.
На следующий день Иртеньев отправляется с визитами к знакомым своих родителей. Отец считает, что его сын стал взрослым, а значит, должен привыкать к светской жизни. Николаю скучно в обществе малознакомых людей. Только с Дмитрием Нехлюдовым он может позволить себе быть собой. Дмитрий приглашает друга в своё имение. После долгой душевной беседы с Нехлюдовым у главного героя появляется желание с ним породниться. Дмитрий может жениться на его сестре, или он сам женится на сестре Дмитрия. На следующий день главный герой едет в деревню, где придаётся детским воспоминаниям. Здесь он много размышляет о матери, о своём месте в этом мире и наслаждается всеми прелестями деревенской жизни.
Иртеньев-старший женился во второй раз. У детей не складываются отношения с мачехой. Через несколько месяцев после женитьбы отец Николая и сам начинает чувствовать ненависть к новой жене.
Николай разочарован своей студенческой жизнью, которую он представлял по-другому. Главный герой продолжает общение с Нехлюдовым, не пренебрегая при этом студенческими кутежами, за что Дмитрий его осуждает. Новые знакомые Николая не отличаются благонравием. Они ждут от жизни, прежде всего, удовольствий, не задумываясь над тем, каким образом они будут получены. Главного героя раздражает светское общение, которое он считает слишком лицемерным. Под влиянием новых друзей Николай забывает об учёбе и увлекается погоней за удовольствиями. Результатом становится провал на экзаменах.
Иртеньев запирается в своей комнате, чувствуя стыд и отчаяние. Он разочарован жизнью и не хочет ни с кем разговаривать. Однажды Николай находит тетрадь, в которую записывал правила жизни. Юноша испытывает раскаяние и долго плачет. Николай решает следовать своим правилам и дальше. Но теперь он намерен никогда от них не отступать.
Характеристика персонажей
Николай Иртеньев
Главный герой повести невольно вызывает симпатию читателя. Николая отличается самостоятельность, которая возникла вследствие его продолжительного одиночества. Юноша растёт без матери. Отец постоянно занят. С сестрой можно обсуждать далеко не все темы. Главный герой принимает решение заняться самовоспитанием. Он испытывает острую потребность в нравственном стержне, без которого, по его мнению, невозможно прожить свою жизнь достойно. Религия становится для молодого человека одним из способов достигнуть нравственного идеала. Николай верит, что искреннее раскаяние в грехах на исповеди сможет очистить душу. Однако религии оказывается недостаточно. Юноша начинает придумывать собственные правила, следование которым должно сделать его ещё совершеннее.
Как и многие молодые люди его возраста, Николай склонен быстро увлекаться и так же быстро разочаровываться. Студенческая жизнь кажется ему очередной ступенью к нравственному идеалу. Посещение «храма науки», как и посещения Божьего храма, должно возвысить главного героя, способствовать совершенствованию его моральных качеств.
Заблуждения о студенческой жизни
В реальности студенческая жизнь оказалась не такой, какой её ожидал увидеть Николай. Студенты не только далеки от нравственного идеала, они к нему и не стремятся. Главный герой пытается найти радость жизни в запретных удовольствиях, но и они, в конце концов, его разочаровывают и доставляют огромное количество хлопот.
В конце повести юноша приходит к выводу о том, что начал свой путь правильно, но затем сбился с него. Николай ставит перед собой задачу вернуться на путь истинный. Главный герой вновь принимает решение осознанно и самостоятельно, не испытывая давления извне.
Николай бессознательно тянется к человеку, который соответствует его представлениям о нравственном идеале. Нехлюдов становится «альтер эго» главного героя. Но в отличие от Николая, Дмитрий не ставит перед собой цели приобрести высокие моральные качества. Такими качествами он обладает от рождения. Нехлюдову не приходится прикладывать каких бы то ни было усилий, чтобы стать «правильным». Убеждение о том, что пить, курить и придаваться различным формам разврата – это зло, является его внутренним ориентиром. Это такое же неотъемлемое и неизменное его качество, как, например, цвет волос или глаз. У Нехлюдова нет необходимости прятаться от всевозможных соблазнов, от которых так неистово пытается уберечь себя Иртеньев. Дмитрий просто не представляет, что его поведение может быть каким-то другим. Любое иное поведение, отличное от того, которое он имеет, для него противоестественно.
Следует отметить, что Дмитрий не пытается казаться «хорошим», не проявляет ханжества. Все его действия полностью искренни и соответствуют его внутренним моральным установкам. Дмитрий никогда не навязывает окружающим свой «моральный кодекс», однако считается необходимым сделать замечание оступившемуся другу.
Главная идея повести
Юность – один из самых непростых периодов в жизни человека. Она знаменует собой переход в новую жизнь. Не совершить роковую ошибку поможет самоконтроль и участие близкого человека.
Анализ произведения
Значительное место в повести отведено размышлениям главного героя, описанию его ощущений. В произведении мало событий. Автор решил посвятить свою повесть внутреннему миру Николая. События, как таковые, необходимы только затем, чтобы показать движения души главного героя, его реакцию на происходящее.
Роман обращается к теме семейной верности, взаимопонимания и жизни ради счастья другой половинки как единого правильного пути.
Название произведения: Юность
Год написания: 1857
Жанр произведения: автобиографическая повесть
Главные герои: Николай Иртеньев - рассказчик, прототип Льва Толстого, Владимир Иртеньев - брат героя, Дмитрий Нехлюдов - товарищ, Дубков - друг Володи .
Чтобы раскрыть для себя увлекательный сюжет становления личности студента важно прочитать краткое содержание повести «Юность» для читательского дневника.
Сюжет
Николаю Иртеньеву уже 15 лет. Следующим этапом его жизни является поступление в университет. Юноша довольно горд, нарисовал для себя беззаботное будущее. Он заводит тетрадку, где решает записывать личные «Правила жизни». Люди не соответствующие этим записям подвергаются категорическому осуждению. Познакомившись с монахом Николай решает исповедаться. В душе чувствовалась легкость. Казалось, все начинается с чистого листа. В учебное заведение Николеньке поступить удалось. Но конкретной цели в жизни не видно. Дружба с Нехлюдовым побуждает его быть морально чистым, сдержанным, взрослым. Но другая часть души склоняется к веселой жизни, которую ведет его брат. А это любовные похождения, азартные игры и другие занятия. В итоге дурная сторона личности берет верх, Николай погружается в разгульную жизнь. В итоге это принесло душевную пустоту и провал в учебе. В конце рассказа молодой человек раскаивается и хочет никогда не изменять высоким правилам.
Вывод (мое мнение)
Сила воли не приходит просто так, над ней нужно кропотливо работать. Потеряв бдительность легко быть обманутым окружающими. Не все так радужно, как кажется. За удовольствиями стоят лишь разочарования. А вот человек смиренный, не изменяющий себе может стать счастливым.