Образ жизни человека включает три категории. Социально-психологическая характеристика стратификации общества. Образ, качество и стиль жизни Социальный слой стиль жизни личные качества

Образ жизни человека включает три категории. Социально-психологическая характеристика стратификации общества. Образ, качество и стиль жизни Социальный слой стиль жизни личные качества

  • § 2. Социально-психологическая компетентность как ведущее свойство профессионала
  • Раздел III социальная психология отношений и общения
  • Глава 5 сущность, структура и функции социальных отношений и общения
  • § 1. Понятие и виды социальных отношений, их взаимосвязь с общением
  • § 2. Понятие и виды общения
  • 3. Функции и трудности общения
  • § 4. Характеристика профессионального общения
  • Глава 6
  • § 1. Сущность и виды деформации социальных отношений
  • § 2. Деформации общения: криминогенный аспект
  • § 1. Социально-психологический анализ общества
  • § 3. Социально-психологическая характеристика стратификации общества. Образ, качество и стиль жизни
  • Глава 8 малые неформальные группы, их структура и динамика
  • § 1. Понятие и виды малых неформальных групп
  • § 2. Возникновение и развитие малой неформальной группы
  • Глава 9 социальная психология семьи
  • § 1. Социально-психологическая классификация и функции семьи
  • § 2, Социально-психологические проблемы семьи
  • Глава 10 культура и климат социальных организаций
  • § 1. Понятие и составляющие организационной культуры
  • § 2. Характеристика социально-психологического климата различных социальных организаций
  • Глава 11 социальная психология производственных общностей
  • § 1. Социально-психологические особенности производственных общностей при переходе к рыночным отношениям
  • § 2. Психология менеджмента
  • Глава 12 социально-психологическая характеристика преступных общностей
  • § 1. Социально-психологическое понимание организованной преступности
  • § 2. Общеуголовная преступность: социально-психологический анализ в основе общеуголовной (уличной, бытовой) преступности довольно часто лежит насилие.
  • Глава 13 психология больших социальных групп и движений
  • § 1. Признаки больших социальных групп и движений
  • § 2. Характеристика массовых социально-психологических явлений
  • Глава 14 психология толпы
  • § 1. Социально-психологическая сущность толпы
  • § 2. Характеристика различных видов толпы
  • Глава 16 социальная психология безопасности
  • § 1. Социально-психологическое измерение безопасности
  • § 2. Безопасная власть
  • § 3. Общественная безопасность
  • Раздел V
  • Глава 17
  • § 1. Понятие, уровни, причины и механизмывозникновения социальной напряженности
  • § 2. Формы проявления социальной напряженности
  • Глава 18 социально-психологическая характеристика конфликтов
  • § 1. Основы конфликтологии: понятие о конфликтах, их структура, функции, стадии протекания и виды
  • § 2. Конфликты в различных общностях
  • Глава 19
  • § 1. Техника снятия социальной напряженности
  • § 2. Урегулирование конфликтов
  • Глава 20 теория социально-психологического воздействия
  • § 1. Сущность социально-психологического воздействия
  • § 2. Характеристика социально-психологического
  • Глава 21 социальная психология моды и пропаганды
  • § 1. Понятие и функции моды
  • § 2. Психология пропаганды
  • Часть II
  • Раздел VI введение в прикладную социальную психологию
  • Глава 22 предмет, структура и задачи прикладной социальной психологии
  • § 1. Структура и предмет прикладной социальной психологии
  • § 3. Функции и задачи прикладной социальной психологии
  • Раздел VII теоретические и методические проблемы социально-психологической диагностики и воздействия
  • Глава 23
  • § 1. Программное обеспечение социально- психологической диагностики
  • § 2. Организация и процедура проведения социально-психологической диагностики
  • Глава 24
  • § 1. Наблюдение и эксперимент как методы социально- психологической диагностики. Аппаратурные метод диагностирования социально-психологических явлений
  • § 2. Использование опросов в социально-психологической диагностике
  • § 3. Контент-анализ как метод социально-психологической диагностики
  • § 4. Тестирование социально-психологических явлений
  • § 5. Нетрадиционные методы социально-психологической диагностики
  • Глава 25
  • § 1. Социально-психологическая диагностика
  • Часть 3:
  • § 2. Диагностика массовыхсоциально-психологических явлений
  • Глава 26
  • § 1. Понятие, виды и организациясоциально-психологического тренинга
  • § 2. Понятие и основные техники социально-психологического консультирования
  • Раздел VIII
  • Глава 27
  • § 1. Социально-психологическая диагностика проблем семьи
  • § 2. Социально-психологическая диагностика
  • § 3. Социально-психологическая диагностика личности
  • § 4. Немедицинская групповая психотерапия: сущность,
  • Раздел IX
  • Глава 28
  • § 1. Функции и эффективность социальных организаций
  • § 2. Социально-психологическая диагностика
  • § 3. Формирование имиджа социальных организаций
  • § 4. Социально-психологический тренинг делового общения
  • § 5. Организационное консультирование,
  • § 6. Базовый алгоритм организационного
  • Раздел X
  • Глава 29
  • § 1. Прикладная социальная психология и политика
  • § 2. Прикладная социальная психология в сфере экономики
  • Часть 4:
  • § 3. Прикладная социальная психология в образовании
  • § 4. Прикладная социальная психология в здравоохранении
  • § 5. Экстремальная прикладная социальная психология
  • § 3. Социально-психологическая характеристика стратификации общества. Образ, качество и стиль жизни

    Слово «страт» означает слой, т.е. какую-либо общность, социальную группу. Вне стратификации природу общностей понять нельзя. Основы современного подхода к изучению социальной стратификации были заложены М.Вебером, который рассматривал социальную структуру общества как многомерную систему, где наряду с классами и порождающими их отношениями собственности важное место принадлежит статусу. Он считал, что в основе стратификации лежат имущественное неравенство, престиж, доступ к власти.

    Наиболее разработанной является функциональная концепция социальной стратификации. С точки зрения данной теории стратификационная система общества представляет собой дифференциацию социальных ролей и позиций. Она обусловлена разделением труда и социальной дифференциацией различных групп, а также системой ценностей и культурных стандартов, определяю-щих значимость той или иной деятельности и узаконивающих социальное неравенство.

    По мнению Т. Парсонса, универсальными критериями социальной стратификации являются:

    Качество (предписывание индивиду определенной характеристики, например компетентности);

    Исполнение (оценка деятельности индивида в сравнении с деятельностью других людей);

    Обладание материальными ценностями, талантом, культурными ресурсами.

    Сложились три различных подхода к изучению социальной стратификации: а) самооценочный, или метод классовой идентификации; б) с позиции оценки репутации (например, в недалеком прошлом было выгодно иметь рабоче-крестьянское происхождение, но с наступлением других времен люди стали отыскивать корни своего аристократического происхождения); в) объективный,основанный на учете престижа профессии, уровня образования и дохода. При этом используется следующая вертикальная стратификация: 1) высший класс профессионалов; 2) технические специалисты среднего уровня; 3) коммерческий класс; 4) мелкая буржуазия; 5) техники и рабочие, осуществляющие руководящие функции; 6) квалифицированные рабочие; 7) неквалифицированные рабочие.

    Социальная мобильность и социальная стратификация – две стороны одной медали. Общественная стабильность обеспечивается за счет определенного состояния социальной структуры: на-личия набора определенных страт, скажем среднего класса, и состояния каждого из них, например количества безработных.

    Революция связана с изменением социальной стратификации: одни страты исчезают, другие занимают их место. Причем революция придает этому процессу массовый характер. Так, после революции 1917 г. были ликвидированы классы буржуазии, аристократии, казачества, кулачества, духовенства и пр.

    Уничтожение слоев и классов сопровождается изменениями в укладе жизни. Каждый страт является носителем определенных социальных (культурных, нравственных и др.) отношений, стандартов и образа жизни. При резкой и всеохватывающей смене стратификации общество оказывается в маргинальном, крайне неустойчивом состоянии.

    В отечественной социальной психологии долгое время господствовал классовый подход к определению структуры общества. Класс - большая социальная группа, отличающаяся от других воз-можностью доступа к общественному богатству (распределению благ), власти, социальному престижу. В основе социально-психологических характеристик классов лежат их социальные потребности, интересы, качество, образ и стиль жизни. Главный недостаток классового подхода заключается в том, что он не отражает реальную стратификацию, поскольку определяет социальную дифференциа-цию на основе учета только двух показателей: общественного разделения труда и частной собственности на средства производства. Стратификация существовала всегда. В России родовая общи-на делилась на родоплеменную знать, свободных общинников и зависимых членов. Затем постепенно стали складываться сословия.

    Они представляли собой социальные группы, различающиеся не только по своему фактическому положению в обществе, но и по занимаемому юридическому месту в государстве. Принадлежность к тому или иному сословию считалась наследственной. Однако это требование соблюдалось нестрого в отличие от безусловного выполнения кастовых норм. К высшим сословиям относились дворянство и духовенство. Реальная социальная дифференциация никогда не сводилась только к таким классам, как рабочие, крестьяне и интеллигенция.

    В тоталитарном государстве при планово-распределительной экономике реальным стратообразующим признаком выступает близость к распределению фондов, дефицита. В связи с этим стратификация складывается из следующих слоев: номенклатуры, торговых работников и т.д.

    Для того чтобы попасть в номенклатуру, т. е. элиту, и получить пожизненный высокий статус, нужно было быть пионером, членом комсомола, партии, соблюдать определенный этикет и иметь связи. Но стратификация была не только корпоративно-ведомственной, но и территориальной. «Водораздел» складывался между людьми в зависимости от того, где проживал человек - в столице,провинциальном городе или в деревне. Что касается так называемых «деклассированных» элементов, бродяг, то статистика эти страты не учитывала.

    Деформированная стратификация стала складываться и после либерализации цен в стране. В условиях рынка дифференциация общества неизбежна, но тот характер, который она приобрела сразу после начала реформ, иначе как угрожающим назвать нельзя. С одной стороны, образовался слой имеющих слишком высокие доходы, с другой - обнищавшее население: люмпены, безработные. Возникло резкое расслоение по материальному признаку. Разница между слоями достигла колоссального размера. При этом утратили свое значение такие признаки, как образование, компетентность. Процесс стратификации приобрел уродливый, во многом криминальный характер. Не имея стартовых возможностей, честные люди были отсечены от бизнеса. Что же касается номенклатуры и бывших правонарушителей, имевших стартовый капитал, то они оказались в более выгодном положении. Средний класс состоятельных людей так и не сформировался.

    Деформированная стратификация сложилась не только в обществе, но и в армии и в преступных общностях (впрочем, здесь она существовала всегда). В армии такая стратификация получила название «дедовщины», «неуставных отношений», суть которых издевательство старослужащих («дедов») над «молодыми».

    Стратификация в преступной среде, т. е. кастовое различие людей и наделение их в соответствии с этим строго определенными правами и обязанностями, - одно из главных проявлений преступной субкультуры. В молодежной преступной среде она предполагает:

    Жесткое деление на «своих» и «чужих», а «своих» - на «верхи и «низы»;

    Социальное клеймение: обозначение принадлежности к «элите» определенными символами (кличками и т.п.);

    Затрудненную мобильность вверх и облегченную мобильность вниз (смена статусов с низших на высшие затруднена, и наоборот);

    Обоснование мобильности вверх - усиленное прохождение испытаний или поручительство «авторитета», мобильности вниз - нарушение «законов» уголовного мира;

    Автономность существования каждой касты, затрудненность, даже невозможность дружеских контактов между «низами» и «элитой» из-за угроз остракизма для лиц из «элиты», согласив-шихся на такие контакты;

    Наличие у «элиты» уголовного мира своих «законов», системы ценностей, табу, привилегий;

    Устойчивость статуса: попытки лиц из «низов» избавиться от своего статуса сурово наказываются, так же как и попытки Пользоваться в уголовном мире привилегиями не по статусу (В. Ф. Пирожков).

    Статусно-ролевая структура проявляется не только в привилегиях, но и во внешности, в особенности одежды, манере говорить, ходить и пр.

    Каждый страт характеризуется определенным образом жизни устоявшимися типичными формами жизнедеятельности личности и общностей, иначе говоря, привычками, традициями, стереотипами поведения.

    Существуют различные виды образа жизни:

    Здоровый, который предполагает правильное питание, соблюдение гигиенических норм, наличие психологически комфортных условий на работе и в быту, занятие спортом, упорядоченный отдых, избежание стресса, крепкий сон, минимальное употребление алкоголя;

    Нравственно здоровый, отвечающий содержанию основных ценностей жизни и культуры;

    Замкнутый, аскетический, предполагающий постоянную заботу о спасении души и спартанскую скромность;

    Богемный, связанный с нестрогим соблюдением повседневных норм общения;

    -«студенческий», ассоциирующийся с беззаботностью и легким отношением к жизни.

    Перечень этих видов можно продолжить и по совершенно иным основаниям. Дело в том, что сколько разновидностей общностей, столько и видов образа жизни. В соответствии с этим выделяют армейский, городской, сельский, монашеский, сектантский, курортный образы жизни, а также образ жизни бродяг, инвалидов, «золотой молодежи», номенклатуры, «белых воротничков», торговых работников, преступников и т. п.

    Структура образа жизни включает в себя следующие компоненты:-аксиологический (ценностный, нормативный), означающий ориентацию на соблюдение неких правил поведения. Например, советский образ жизни держался за счет слепой веры в правильность проводимой политики, превосходство строя, наделения власти правом распоряжаться судьбой страны и каждого человека. На основе этих принципов и обеспечивалось национальное согласие. Резкий отказ от них привел к духовному кризису целых поколений. В связи с этим еще раз следует подчеркнуть, что здесь возможны только конвергенция ценностей, компромисс;

    Поведенческий, выражающийся в привычках, устойчивых способах реагирования на различные социальные ситуации;

    Когнитивный* связанный с содержанием картин мира, познавательных стереотипов;

    Коммуникативный, обусловленный включенностью человека в систему социальных связей, а также состоянием активного словарного запаса различных социальных групп, их тезаурусом, лексикой, стилистикой, жаргоном, профессионализмом, особой терминологией, произношением.

    Итак, в основе того или иного образа жизни лежат определенная система социально-культурных ценностей, приоритетов, предпочтений; картины мира, понимание нормы; круг общения, интересы, потребности и способы их удовлетворения; социальные стереотипы, привычки.

    Проблема социального образа жизни тесно связана с социально-психологической типологией людей. Классифицировать людей пытаются по разным основаниям. Социально-психологический подход к типологии людей отличается от типологии, основано на учете индивидуальных различий. С позиции социально-психологического подхода имеют значение нормативная сторона образа жизни и ожидания, образующиеся в связи с этим; статус, занимаемый личностью, и ее ролевое поведение. Как известно, личность может занять определенный статус лишь в том случае, есл ее поведение будет соответствовать ожиданиям. Наиболее яркими примерами являются герои М.Булгакова Шариков и Швондер. Эти типы соответствовали ожиданиям классовой идеологии такназываемой пролетарской культуры.

    Образ жизни - существенная характеристика не только отдельных социальных групп, но и целых поколений. Это временная, конкретно-историческая характеристика. Не случайно говорят опредставителях различных групп, живших в одно и то же время, как о единой общности, например о «шестидесятниках». За этим стоит отрезок жизни нации.

    С нравственной точки зрения представляет интерес уклад жизни, получивший название «домострой». Он диссонирует с современным, урбанизированным образом жизни, но весьма поучителен и полезен. Консервативный образ жизни не самый худший, о чем свидетельствует история Англии.

    Была попытка обосновать существование советского образа жизни, в основе которого лежит коллективизм и т.п. Есть суждения о том, что советский образ жизни - очередной миф. Можнокритиковать его, не соглашаться с теми его сторонами, которые сформировались в условиях коммунальных квартир, общежитий, оторванных бездорожьем от всего мира деревень, но утверждать,что советского образа жизни вообще не было, или наделять его только одними негативными характеристиками нельзя.

    На образ жизни конкретных социальных групп всегда оказывают влияние этнопсихологические особенности. С этой точки зрения для России характерен не индивидуальный, а общинныйобраз жизни. С этим нельзя не считаться. П.А.Столыпин первым предпринял попытку разрушить этот образ жизни, который экономически далеко не всегда эффективен.

    Начавшиеся в 1991 г. в стране реформы изменили содержание образа жизни целого пок ления. Они придали ему динамизм, новый смысл. Сформировался образ жизни предпринимательских кругов, нередко мало чем напоминающий образ жизни русских купцов, благотворительную деятельность Саввы Морозова или культурно-просветительскую деятельность С.Мамонтова и П.Третьякова. Во многом он оказался криминализированным, основанным на преступной этике.

    Преступный образ жизни - образ жизни преступных общностей, опирающийся на субкультуру. Он не является универсальным. Для каждой преступной группы, категории правонарушите-лей свойствен свой образ жизни. Его отличительными чертами в одних случаях выступают конспиративность, иерархичность отношений, в других - демонстративная роскошь, культ силы.

    Образ жизни нельзя представить без ее качества. В отечественной литературе вместо этого понятия употребляется понятие «уровень жизни». Качество жизни характеризуется содержанием питания, обеспечением здоровья, образования, жилищных условий, средствами удовлетворения духовных потребностей, товарами длительного пользования, транспортным обслуживанием, криминальной безопасностью и др. Как видно, уровень и качество жизни далеко не одно и то же. Уровень жизни фиксирует только соотношения доходов и расходов, качество жизни - тонкий и чувствительный интегральный индикатор, учитывающий, например, такие признаки: живет человек в престижном районе или нет, пользуется общественным транспортом или личным, питается экологически чистыми продуктами питания или токсичными, имеет доступ к культурным ценностям или нет и т. п.

    Стиль жизни не менее существенная социально-психологическая характеристика. Обычно под ней подразумевают доминирующий вид деятельности и его основные особенности и потому говорят о деловом, творческом стиле жизни и пр. Вместе с тем стиль жизни образуется из таких поступков и предметов собственности, которые истолковываются как символы положения, занимаемоголичностью в той или иной стратификационной структуре. Иными словами, это «заметное потребление». О подобном понимании стиля жизни говорят факты, характеризующие многочисленныепрезентации народившихся российских предпринимателей, и поведение некоторых представителей преступного мира.

    В то же время стиль жизни во многом связан с когнитивной сферой человека, сформировавшимися картинами мира, стереотипами, индивидуальными различиями.

    "

    Уровень жизни,

    Качество жизни

    Стиль жизни.

    Уровень жизни - количественная сторона условий жизни, размер и структура материальных и духовных потребностей населения, фонды потребления, доходы населения, обеспеченность жильем, медицинской помощью, уровень образования, продолжительность рабочего и свободного времени и др.


    Уровень жизни - это в первую очередь экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей.

    Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальная категория).

    Качество жизни - степень уверенности отдельных людей или группы людей в том, что их потребности удовлетворяются, а необходимые для достижения счастья и самореализации возможности предоставляются (определение ВОЗ). Как метод измерения благополучия и качества жизни можно использовать оценку уровня осуществления желаний.

    Стиль жизни - особенности поведения конкретного человека или группы людей. Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, т. е. определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория). Это существенный признак индивидуальности, проявление относительной самостоятельности, способности построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной и интересной жизни (В.В. Колбанов, 1998).

    Если попытаться оценить роль каждой из категорий образа жизни в формировании индивидуального здоровья, то можно заметить, что первые две носят общественный характер. Отсюда понятно, что здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитет) и личными наклонностями (образ).


    Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей. При более или менее одинаковом уровне потребностей, характерном для данного общества, каждая личность характеризуется своим, индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей разное и зависит в первую очередь от воспитания.

    ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

    ОБРАЗ ЖИЗНИ – одна из важнейших биосоциальных категорий, интегрирующих представление об определённом виде (типе) жизнедеятельности человека.

    Образ жизни характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватывающими его трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворение материальных и духовных потребностей, участие в общественной жизни, нормы и правила поведения.

    Образ жизни – один из критериев общественного прогресса, «лицо» человека.

    При анализе образа жизни обычно рассматривают различные его составные части :

    Профессиональную;

    Общественную;

    Социально-культурную;

    Бытовую и др.

    В качестве основных видов выделяют:

    Социальную активность;

    Бытовую активность;

    Физическую активность.

    Иными словами, главным в образе жизни человека является то, каковы основные способы и формы его жизнедеятельности, её направленность. При этом каждая из социальных групп имеет свои отличия в образе жизни, свои ценности, установки, эталоны поведения, что обусловлено определённой зависимостью образа жизни от социально-экономических условий. В целом же, образ жизни находится в прямой зависимости от мотивов деятельности конкретного человека, особенностей его психики, состояния здоровья, функциональных возможностей организма.

    Образ жизни человека включает три категории :

      Уровень жизни – степень удовлетворённости материальных, культурных, духовных потребностей (в большей степени касается экономической категории);

      Качество жизни – характеризует комфорт в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социологическая категория);

      Стиль жизни – поведенческая особенность жизни человека, т.е. определённый стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория).

    Оценивая роль каждой из категорий образа жизни в формировании здоровья, следует отметить, что при равных возможностях первых двух (уровня и качества), носящих в большей степени общественный характер, здоровье человека в значительной мере зависит от стиля жизни, который носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями, а также личностными наклонностями.

    Концентрированным выражением взаимосвязи образа жизни и здоровья человека является понятие «здоровый образ жизни ».

    ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ объединяет всё, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в наиболее оптимальных для здоровья и развития человека условиях.

    Научную основу здорового образа жизни составляют основные положения валеологии. Согласно этим положениям, образ жизни человека представляет собой выбор способа жизни, сделанный самим человеком.

    Здоровый образ жизни характеризуется стремлением к:

    Физическому совершенству;

    Достижению душевной, психической гармонии;

    Обеспечению полноценного, рационального питания;

    Исключению из жизни саморазрушающего поведения (пр., отказ от вредных привычек);

    Поддержанию оптимального двигательного режима;

    Соблюдению правил личной гигиены;

    Закаливанию и очищению организма.

    К основным принципам здорового образа жизни относятся следующие:

    - к социальным : образ жизни должен быть эстетичным, нравственным, волевым;

    - к биологическим : образ жизни должен быть возрастным, энергетически обеспеченным, укрепляющим, ритмичным, аскетичным.

    Учёными установлено, что причиной подавляющего большинства заболеваний являются различные нарушения режима. Так, беспорядочный прием пищи неизбежно ведет к желудочно-кишечным заболеваниям, отход ко сну в неодинаковое время – к бессоннице и нервному истощению, нарушение рационального чередования работы и отдыха снижает работоспособность.

    Неодинаковые условия жизни, труда и быта, индивидуальные различия людей не позволяют рекомендовать один вариант суточного режима для всех. Однако каждому человеку следует с молодого возраста выработать режим, подходящий его жизнедеятельности.

    Образ жизни нормального человека включает три базовые категории: уровень, качество и стиль жизни .

    Жизненный уровень определяет количественную сторону жизненных условий, размер, структуру духовных, материальных потребностей людей. В него входят доходы, обеспеченность медпомощью, жильем, продолжительность свободного, рабочего времени, уровень образования и другое.

    Уровень жизни – главным образом экономическая категория. Она являет собой степень удовлетворения потребностей в духовных, материальных, культурных ценностях.

    Качество жизниотносится к категории, включающей в себя сочетание условий состояния здоровья и жизнеобеспечения. Они позволяют достичь психического, социального, физического благополучия, самореализации.

    Жизненныйстиль определяют особенности поведения определенного человека, группы людей. Жизненный стиль – также признак самостоятельности, индивидуальности, способность позиционировать себя как личность согласно собственным представлениям об интересной, полноценной жизни.

    Уровень, качество жизни носят по большей части общественный характер. А последний фактор индивидуализирован.

    Поэтому здоровье человека зависит главным образом от стиля жизни, носящего персонифицированный характер. Стиль жизни определяется также личными наклонностями, национальными, историческими традициями (менталитетом, мировоззрением).

    Поведение многих направлено на удовлетворение личных потребностей. Все личности характеризуются индивидуальным способом удовлетворения своих желаний. А посему поведение разное у всех людей, зависящее главным образом от воспитания.

    Что касается понятий качество и стиль жизни , то первое находится в прямой зависимости от последнего. Потому что качество вашей жизни напрямую зависит от выбранного вами стиля жизни. То есть от манеры вашего поведения, выбранного способа удовлетворения потребностей.

    Здоровый стиль жизни относится к неотъемлемым составляющим категории «образ жизни». Включены сюда позитивные условия человеческой жизнедеятельности, уровень культуры (включая поведенческую), гигиенические навыки, позволяющие сохранять, укреплять здоровье.

    Все это способствует предупреждению нарушений здоровья, обеспечивает условия, поддерживающие оптимальное качество жизни.

    Иными словами, ключевой момент в соотношении качество и стиль жизни это именно здоровый стиль существования. Причем здоровый, не только в физическом, но и в духовном, моральном плане.

    Если на физически здоровый стиль жизни в настоящее время приходится модная тенденция, то о духовном здоровье большинство людей не беспокоятся.

    Чем полезен стиль жизни, направленный на здоровый образ бытия и каким образом он влияет на качество существования? Такой стиль жизни необходим:

    • для выполнения всех общественных, бытовых функций в оптимальном человеческом режиме;
    • для укрепления, сохранения здоровья
    • для воплощения психологических, социальных, физических возможностей, раскрытия личностного потенциала;
    • для активного долголетия, продления своего рода.

    В противовес общим убеждениям, здоровый стиль жизни включает не только правильное питание, физическую активность и воздержание от различных злоупотреблений, вредных привычек. Он включает также:

    • рациональную организацию учебной (трудовой) деятельности;
    • правильный режим отдыха, труда;
    • рациональное питание;
    • рациональную организацию свободного личного времени;
    • подходящий двигательный режим;
    • закаливание, соблюдение норм личной гигиены;
    • сексуальная культура;
    • соблюдение правил психогигиены;
    • планирование семьи;
    • профилактика агрессии, нервных срывов, депрессии;
    • контроль показателей здоровья.

    Понятие качество и стиль жизни – многоплановое и охватывает все слои нашего существования и может служить интегральным, обобщающим показателем.

    Образ жизни нормального человека включает три базовые категории: уровень, качество и стиль жизни .

    Жизненный уровень определяет количественную сторону жизненных условий, размер, структуру духовных, людей. В него входят доходы, обеспеченность медпомощью, жильем, продолжительность свободного, рабочего времени, уровень образования и другое.

    Уровень жизни – главным образом экономическая категория. Она являет собой степень удовлетворения потребностей в духовных, материальных, культурных ценностях.

    Качество жизниотносится к категории, включающей в себя сочетание условий состояния здоровья и жизнеобеспечения. Они позволяют достичь психического, социального, физического благополучия, самореализации.

    Жизненныйстиль определяют особенности поведения определенного человека, группы людей. Жизненный стиль – также , индивидуальности, способность позиционировать себя как личность согласно собственным представлениям об интересной, полноценной жизни.

    Уровень, качество жизни носят по большей части общественный характер. А последний фактор индивидуализирован.

    Поэтому здоровье человека зависит главным образом от стиля жизни, носящего персонифицированный характер. Стиль жизни определяется также личными наклонностями, национальными, историческими традициями (менталитетом, мировоззрением).

    Поведение многих направлено на удовлетворение личных потребностей. Все личности характеризуются индивидуальным способом удовлетворения своих желаний. А посему поведение разное у всех людей, зависящее главным образом от воспитания.

    Что касается понятий качество и стиль жизни , то первое находится в прямой зависимости от последнего. Потому что качество вашей жизни напрямую зависит от выбранного вами стиля жизни. То есть от манеры вашего поведения, выбранного способа удовлетворения потребностей.

    Относится к неотъемлемым составляющим категории «образ жизни». Включены сюда позитивные условия человеческой жизнедеятельности, уровень культуры (включая поведенческую), гигиенические навыки, позволяющие сохранять, укреплять здоровье.

    Все это способствует предупреждению нарушений здоровья, обеспечивает условия, поддерживающие оптимальное качество жизни.

    Иными словами, ключевой момент в соотношении качество и стиль жизни это именно здоровый стиль существования. Причем здоровый, не только в физическом, но и в духовном, моральном плане.

    Если на физически здоровый стиль жизни в настоящее время приходится модная тенденция, то о духовном здоровье большинство людей не беспокоятся.

    Чем полезен стиль жизни, направленный на здоровый образ бытия и каким образом он влияет на качество существования? Такой стиль жизни необходим:

    • для выполнения всех общественных, бытовых функций в оптимальном человеческом режиме;
    • для укрепления, сохранения здоровья
    • для воплощения психологических, социальных, физических возможностей, раскрытия личностного потенциала;
    • для активного долголетия, продления своего рода.

    В противовес общим убеждениям, здоровый стиль жизни включает не только правильное питание, физическую активность и воздержание от различных злоупотреблений, вредных привычек. Он включает также:

    • рациональную организацию учебной (трудовой) деятельности;
    • правильный ;
    • рациональное питание;
    • рациональную организацию свободного личного времени;
    • подходящий двигательный режим;
    • закаливание, соблюдение норм личной гигиены;
    • сексуальная культура;
    • соблюдение правил психогигиены;
    • планирование семьи;
    • профилактика агрессии, нервных срывов, депрессии;
    • контроль показателей здоровья.

    Понятие качество и стиль жизни – многоплановое и охватывает все слои нашего существования и может служить интегральным, обобщающим показателем.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Разработка маркетинговой программы. Сущность и теоретические основы особенностей определения жизненного стиля. Теории изучения личности. Классификация потребителей и российский опыт типологии. Влияние жизненного стиля на потребительское поведение.

      курсовая работа , добавлен 10.06.2009

      Исследование товара. Сравнительная характеристика конкурирующих товаров. Определение ёмкости рынка. Исследование потребителей товара. Разработка маркетинговой стратегии. Каналы сбыта. Выбор средств рекламы. Бюджет реализации маркетинговой программы.

      курсовая работа , добавлен 25.01.2009

      Определение роли фирменного стиля при выборе потребителями компании "Аэрофлот". Выявление общего отношения жителей г. Хабаровска к элементам фирменного стиля данной компании. Разработка рекомендаций по улучшению основ представления товаров на рынке.

      курсовая работа , добавлен 23.05.2015

      Сравнительная характеристика исследуемого изделия и конкурирующих товаров. Определение емкости рынка. Исследование потребителей товара: выбор целевых сегментов и позиционирование товара на рынке. Разработка маркетинговой стратегии и рекламной программы.

      курсовая работа , добавлен 18.11.2011

      Основные характеристики товарного рынка стиральных порошков и анализ факторов маркетинговой среды фирмы, влияющих на ее деятельность. Проведение сегментации рынка, позиционирования товаров конкурентов и товаров фирмы. Разработка комплекса маркетинг-микс.

      курсовая работа , добавлен 05.04.2011

      Область применения и основные характеристики товара. Исследование конкурирующих товаров. Сравнительная характеристика исследуемого изделия и конкурирующих товаров. Определение емкости рынка и исследование потребителей. Разработка маркетинговой стратегии.

      курсовая работа , добавлен 12.04.2010

      Маркетинговое исследование тенденций целевого рынка молотого карбоната кальция, анализ факторов макро- и микросреды предприятия. Разработке маркетинговой программы развития предприятия в области продуктовой, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики.

      дипломная работа , добавлен 08.04.2011

    Психологическая библиотека


    СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
    Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача.


    ЧАСТЬ I. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
    РАЗДЕЛ IV. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩНОСТЕЙ И СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

    Глава 7. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩНОСТЕЙ И СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

    § 3. Социально-психологическая характеристика стратификации общества. Образ, качество и стиль жизни

    Слово «страт» означает слой, т.е. какую-либо общность, социальную группу. Вне стратификации природу общностей понять нельзя. Основы современного подхода к изучению социальной стратификации были заложены М. Вебером, который рассматривал социальную структуру общества как многомерную систему, где наряду с классами и порождающими их отношениями собственности важное место принадлежит статусу. Он считал, что в основе стратификации лежат имущественное неравенство, престиж, доступ к власти.

    Наиболее разработанной является функциональная концепция социальной стратификации. С точки зрения данной теории стратификационная система общества представляет собой дифференциацию социальных ролей и позиций. Она обусловлена разделением труда и социальной дифференциацией различных групп, а также системой ценностей и культурных стандартов, определяющих значимость той или иной деятельности и узаконивающих социальное неравенство.

    По мнению Т. Парсонса, универсальными критериями социальной стратификации являются:

    Качество (предписывание индивиду определенной характеристики, например компетентности);

    Исполнение (оценка деятельности индивида в сравнении с деятельностью других людей);

    Обладание материальными ценностями, талантом, культурными ресурсами.

    Сложились три различных подхода к изучению социальной стратификации: а) самооценочный, или метод классовой идентификации; б) с позиции оценки репутации (например, в недалеком прошлом было выгодно иметь рабоче-крестьянское происхождение, но с наступлением других времен люди стали отыскивать корни своего аристократического происхождения); в) объективный, основанный на учете престижа профессии, уровня образования и дохода. При этом используется следующая вертикальная стратификация: 1) высший класс профессионалов; 2) технические специалисты среднего уровня; 3) коммерческий класс; 4) мелкая буржуазия; 5) техники и рабочие, осуществляющие руководящие функции; 6) квалифицированные рабочие; 7) неквалифицированные рабочие.

    Социальная мобильность и социальная стратификация - две стороны одной медали. Общественная стабильность обеспечивается за счет определенного состояния социальной структуры: наличия набора определенных страт, скажем среднего класса, и состояния каждого из них, например количества безработных.

    Революция связана с изменением социальной стратификации: одни страты исчезают, другие занимают их место. Причем революция придает этому процессу массовый характер. Так, после революции 1917 г. были ликвидированы классы буржуазии, аристократии, казачества, кулачества, духовенства и пр.

    Уничтожение слоев и классов сопровождается изменениями в укладе жизни. Каждый страт является носителем определенных социальных (культурных, нравственных и др.) отношений, стандартов и образа жизни. При резкой и всеохватывающей смене стратификации общество оказывается в маргинальном, крайне неустойчивом состоянии.

    В отечественной социальной психологии долгое время господствовал классовый подход к определению структуры общества. Класс - большая социальная группа, отличающаяся от других возможностью доступа к общественному богатству (распределению благ), власти, социальному престижу. В основе социально-психологических характеристик классов лежат их социальные потребности, интересы, качество, образ и стиль жизни. Главный недостаток классового подхода заключается в том, что он не отражает реальную стратификацию, поскольку определяет социальную дифференциацию на основе учета только двух показателей: общественного разделения труда и частной собственности на средства производства.

    Стратификация существовала всегда. В России родовая община делилась на родоплеменную знать, свободных общинников и зависимых членов. Затем постепенно стали складываться сословия. Они представляли собой социальные группы, различающиеся не только по своему фактическому положению в обществе, но и по занимаемому юридическому месту в государстве. Принадлежность к тому или иному сословию считалась наследственной. Однако это требование соблюдалось нестрого в отличие от безусловного выполнения кастовых норм. К высшим сословиям относились дворянство и духовенство. Реальная социальная дифференциация никогда не сводилась только к таким классам, как рабочие, крестьяне и интеллигенция.

    В тоталитарном государстве при планово-распределительной экономике реальным стратообразующим признаком выступает близость к распределению фондов, дефицита. В связи с этим стратификация складывается из следующих слоев: номенклатуры, торговых работников и т. д.

    Для того чтобы попасть в номенклатуру, т. е. элиту, и получить пожизненный высокий статус, нужно было быть пионером, членом комсомола, партии, соблюдать определенный этикет и иметь связи. Но стратификация была не только корпоративно-ведомственной, но и территориальной. «Водораздел» складывался между людьми в зависимости от того, где проживал человек - в столице, провинциальном городе или в деревне. Что касается так называемых «деклассированных» элементов, бродяг, то статистика эти страты не учитывала.

    Деформированная стратификация стала складываться и после либерализации цен в стране. В условиях рынка дифференциация общества неизбежна, но тот характер, который она приобрела сразу после начала реформ, иначе как угрожающим назвать нельзя. С одной стороны, образовался слой имеющих слишком высокие доходы, с другой - обнищавшее население: люмпены, безработные. Возникло резкое расслоение по материальному признаку. Разница между слоями достигла колоссального размера. При этом утратили свое значение такие признаки, как образование, компетентность. Процесс стратификации приобрел уродливый, во многом криминальный характер. Не имея стартовых возможностей, честные люди были отсечены от бизнеса. Что же касается номенклатуры и бывших правонарушителей, имевших стартовый капитал, то они оказались в более выгодном положении. Средний класс состоятельных людей так и не сформировался.

    Деформированная стратификация сложилась не только в обществе, но и в армии и в преступных общностях (впрочем, здесь она существовала всегда). В армии такая стратификация получила название «дедовщины», «неуставных отношений», суть которых -издевательство старослужащих («дедов») над «молодыми».

    Стратификация в преступной среде, т. е. кастовое различие людей и наделение их в соответствии с этим строго определенными правами и обязанностями, - одно из главных проявлений преступной субкультуры. В молодежной преступной среде она предполагает:

    Жесткое деление на «своих» и «чужих», а «своих» - на «верхи» и «низы»;

    Социальное клеймение: обозначение принадлежности к «элите» определенными символами (кличками и т. п.);

    Затрудненную мобильность вверх и облегченную мобильность вниз (смена статусов с низших на высшие затруднена, и наоборот);

    Обоснование мобильности вверх - усиленное прохождение испытаний или поручительство «авторитета», мобильности вниз -нарушение «законов» уголовного мира;

    Автономность существования каждой касты, затрудненность, даже невозможность дружеских контактов между «низами» и «элитой» из-за угроз остракизма для лиц из «элиты», согласившихся на такие контакты;

    Наличие у «элиты» уголовного мира своих «законов», системы ценностей, табу, привилегий;

    Устойчивость статуса: попытки лиц из «низов» избавиться от своего статуса сурово наказываются, так же как и попытки пользоваться в уголовном мире привилегиями не по статусу (В. Ф. Пирожков).

    Статусно-ролевая структура проявляется не только в привилегиях, но и во внешности, в особенности одежды, манере говорить, ходить и пр.

    Каждый страт характеризуется определенным образом жизни - устоявшимися типичными формами жизнедеятельности личности и общностей, иначе говоря, привычками, традициями, стереотипами поведения.

    Существуют различные виды образа жизни:

    Здоровый, который предполагает правильное питание, соблюдение гигиенических норм, наличие психологически комфортных условий на работе и в быту, занятие спортом, упорядоченный отдых, избежание стресса, крепкий сон, минимальное употребление алкоголя;

    Нравственно здоровый, отвечающий содержанию основных ценностей жизни и культуры;

    Замкнутый, аскетический, предполагающий постоянную заботу о спасении души и спартанскую скромность;

    Богемный, связанный с нестрогим соблюдением повседневных норм общения;

    - «студенческий», ассоциирующийся с беззаботностью и легким отношением к жизни.

    Перечень этих видов можно продолжить и по совершенно иным основаниям. Дело в том, что сколько разновидностей общностей, столько и видов образа жизни. В соответствии с этим выделяют армейский, городской, сельский, монашеский, сектантский, курортный образы жизни, а также образ жизни бродяг, инвалидов, «золотой молодежи», номенклатуры, «белых воротничков», торговых работников, преступников и т. п.

    Структура образа жизни включает в себя следующие компоненты:

    Аксиологический (ценностный, нормативный), означающий ориентацию на соблюдение неких правил поведения. Например, советский образ жизни держался за счет слепой веры в правильность проводимой политики, превосходство строя, наделения власти правом распоряжаться судьбой страны и каждого человека. На основе этих принципов и обеспечивалось национальное согласие. Резкий отказ от них привел к духовному кризису целых поколений. В связи с этим еще раз следует подчеркнуть, что здесь возможны только конвергенция ценностей, компромисс;

    Поведенческий, выражающийся в привычках, устойчивых способах реагирования на различные социальные ситуации;

    Когнитивный, связанный с содержанием картин мира, познавательных стереотипов;

    Коммуникативный, обусловленный включенностью человека в систему социальных связей, а также состоянием активного словарного запаса различных социальных групп, их тезаурусом, лексикой, стилистикой, жаргоном, профессионализмом, особой терминологией, произношением.

    Итак, в основе того или иного образа жизни лежат определенная система социально-культурных ценностей, приоритетов, предпочтений; картины мира, понимание нормы; круг общения, интересы, потребности и способы их удовлетворения; социальные стереотипы, привычки.

    Проблема социального образа жизни тесно связана с социально-психологической типологией людей. Классифицировать людей пытаются по разным основаниям. Социально-психологический подход к типологии людей отличается от типологии, основанной на учете индивидуальных различий. С позиции социально-психологического подхода имеют значение нормативная сторона образа жизни и ожидания, образующиеся в связи с этим; статус, занимаемый личностью, и ее ролевое поведение. Как известно, личность может занять определенный статус лишь в том случае, если ее поведение будет соответствовать ожиданиям. Наиболее яркими примерами являются герои М. Булгакова Шариков и Швондер. Эти типы соответствовали ожиданиям классовой идеологии так называемой пролетарской культуры.

    Образ жизни - существенная характеристика не только отдельных социальных групп, но и целых поколений. Это временная, конкретно-историческая характеристика. Не случайно говорят о представителях различных групп, живших в одно и то же время, как о единой общности, например о «шестидесятниках». За этим стоит отрезок жизни нации.

    С нравственной точки зрения представляет интерес уклад жизни, получивший название «домострой». Он диссонирует с современным, урбанизированным образом жизни, но весьма поучителен и полезен. Консервативный образ жизни не самый худший, о чем свидетельствует история Англии.

    Была попытка обосновать существование советского образа жизни, в основе которого лежит коллективизм и т. п. Есть суждения о том, что советский образ жизни - очередной миф. Можно критиковать его, не соглашаться с теми его сторонами, которые сформировались в условиях коммунальных квартир, общежитий, оторванных бездорожьем от всего мира деревень, но утверждать, что советского образа жизни вообще не было, или наделять его только одними негативными характеристиками нельзя.

    На образ жизни конкретных социальных групп всегда оказывают влияние этнопсихологические особенности. С этой точки зрения для России характерен не индивидуальный, а общинный образ жизни. С этим нельзя не считаться. П. А. Столыпин первым предпринял попытку разрушить этот образ жизни, который экономически далеко не всегда эффективен.

    Начавшиеся в 1991 г. в стране реформы изменили содержание образа жизни целого поколения. Они придали ему динамизм, новый смысл. Сформировался образ жизни предпринимательских кругов, нередко мало чем напоминающий образ жизни русских купцов, благотворительную деятельность Саввы Морозова или культурно-просветительскую деятельность С. Мамонтова и П. Третьякова. Во многом он оказался криминализированным, основанным на преступной этике.

    Преступный образ жизни - образ жизни преступных общностей, опирающийся на субкультуру. Он не является универсальным. Для каждой преступной группы, категории правонарушителей свойствен свой образ жизни. Его отличительными чертами в одних случаях выступают конспиративность, иерархичность отношений, в других - демонстративная роскошь, культ силы.

    Образ жизни нельзя представить без ее качества. В отечественной литературе вместо этого понятия употребляется понятие «уровень жизни». Качество жизни характеризуется содержанием питания, обеспечением здоровья, образования, жилищных условий, средствами удовлетворения духовных потребностей, товарами длительного пользования, транспортным обслуживанием, криминальной безопасностью и др.

    Как видно, уровень и качество жизни далеко не одно и то же. Уровень жизни фиксирует только соотношения доходов и расходов, качество жизни - тонкий и чувствительный интегральный индикатор, учитывающий, например, такие признаки: живет человек в престижном районе или нет, пользуется общественным транспортом или личным, питается экологически чистыми продуктами питания или токсичными, имеет доступ к культурным ценностям или нет и т. п.

    Стиль жизни не менее существенная социально-психологическая характеристика. Обычно под ней подразумевают доминирующий вид деятельности и его основные особенности и потому говорят о деловом, творческом стиле жизни и пр. Вместе с тем стиль жизни образуется из таких поступков и предметов собственности, которые истолковываются как символы положения, занимаемого личностью в той или иной стратификационной структуре. Иными словами, это «заметное потребление». О подобном понимании стиля жизни говорят факты, характеризующие многочисленные презентации народившихся российских предпринимателей, и поведение некоторых представителей преступного мира.

    В то же время стиль жизни во многом связан с когнитивной сферой человека, сформировавшимися картинами мира, стереотипами, индивидуальными различиями.

    Литература

    1. Американская социология/ Под ред. Г. В. Осипова. - М., 1972.

    2. Ануфриева Е.А., Лесная Л.В. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен // Социально-политический журнал. - 1997. - № 3-6.

    3. Арато А. Концепция гражданского общества: восхождение, упадок и воссоздание - и направления дальнейших исследований // Полис. - 1995. - № 3.

    4. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М., 1990.

    5. Богуславский В.М. Человек в зеркале русской культуры, литературы и языка. - М., 1994.

    6. Гаджиев К.С. Политическая наука. - М., 1994.

    7. Гайда А.В. Гражданское общество. - Екатеринбург, 1994.

    8. Гайда А.В., Китаев В.В. Власть и человек. - Свердловск, 1991.

    9. Гегель Г. Философия права. - М., 1990.

    10. Геллнер Э. Условия свободы. - М., 1995.

    11. Грамши А. Избранные произведения. - М., 1959. -Т. 3.

    12. Дюби Ж. Развитие исторических исследований во Франции // Одиссей. Человек в истории. - М., 1980.

    13. Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М., 1996.

    14. Левин И.Б. Гражданское общество на Западе и в России // Полис. - 1996. - №5.

    15. Михайловский В.М. Российский синдром // Безопасность. - 1997. -№ 1 -2.

    16. Неоконсерватизм. - М., 1992.

    17. Перегудов С.П. Тэтчер и тэтчеризм. - М., 1996.

    18. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. - М., 1979.

    19. Смелзер Н. Социология. - М., 1994.

    20. Степанова Н.М. Британский неоконсерватизм и трудящиеся. - М., 1987.

    21. Туркатенко Е.В. Культурные коды России и современность // Полис. -1996. -№ 4.

    22. Урсул А.Д. Устойчивое развитие и проблема безопасности // Безопасность. - 1995.-№ 9 (29).

    23. Хвели Л., Зигнер Д. Теории личности. - СПб., 1997.

    24. Шапиро И. Демократия и гражданское общество // Полис. - 1992. -№ 4.

    25. Швери Р. Теоретическая социология Джеймса Коулмена: аналитических обзор // Социологический журнал. - 1996. -№ 1, 2.

    26. Шкуратов В.А. Историческая психология. - М., 1997.

    © 2024 educent.ru - Портал полезных знаний для школьников и их родителей