- Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если эти части тесно связаны между собой по смыслу, например: Бледные щёки впали, глаза сделались большие, большие, губы горели
(Лермонтов); День был серый, небо висело низко, сырой ветерок шевелил верхушки трав и качал листья дерев
(Тургенев); Поезд ушёл быстро, его огни скоро исчезли, через минуту уже не было слышно шумa
(Чехов); Рябое лицо Николая покрылось красными пятнами, его маленькие серые глаза не отрываясь смотрели на офицера
(Горький).
Примечание. Если между частями бессоюзного сложного предложения, разделенными запятой, находится вводное слово, то в качестве дополнительного знака возможна постановка тире, чтобы показать, к какой из частей сложного предложения относится вводное слово, или чтобы подчеркнуть присоединительный характер второй части. Например: Где-то стучит мотор, – видимо, поблизости находится мастерская; Злые собаки лаяли на задворках, не решаясь выбежать навстречу бричке, – должно быть, отучили их от этой привычки проезжие солдаты (Саянов).
- Если части бессоюзного сложного предложения более отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя запятые, то между частями предложения ставится точка с запятой. Например: Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохраняющем последний отблеск зари
(Лермонтов); Лёгкая пыль жёлтым столбом поднимается и несётся по дороге; далеко разносится дружный топот, лошади бегут, навострив уши
(Тургенев); Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их
(Горький).
Если бессоюзное сложное предложение распадается на части (группы предложений), по смыслу отдаленные друг от друга, то между ними ставится точка с запятой, а внутри этих частей образующие их простые предложения разделяются запятыми. Например: Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса (Тургенев); Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели; только не сжата полоска одна (Некрасов).
Если в сложном предложении бессоюзное соединение частей сочетается с союзным, то нередко между частями, соединенными без союзов, ставится точка с запятой, а между частями, связанными союзом, ставится запятая. Например: Ветер не мог тут свирепствовать; дорога была гладкая, лошадь ободрилась и Владимир успокоился (Пушкин); Обед кончился; большие пошли в кабинет пить кофе, а мы побежали в сад шаркать ногами по дорожкам, покрытым упавшими жёлтыми листьями, и разговаривать (Л. Толстой).
§ 117. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится:
1) если вторая часть (одно или несколько предложений) разъясняет, раскрывает содержание первой части (между обеими частями можно вставить слова «а именно»), например: В самом деле, шинель Акакия Акакиевича имела какое-то странное устройство: воротник её уменьшался с каждым годом более и более, ибо служил на подтачивание других частей
(Гоголь); Об одном прошу вас: стреляйте скорее
(Лермонтов); Приятно после долгой ходьбы и глубокого сна лежать неподвижно на сене: тело нежится и томится, лёгким жаром пышет лицо, сладкая лень смыкает глаза
(Тургенев); Сделай план квартиры: как расположены комнаты, где двери, где окна, где что стоит
(Горький); Тёмный лес хорош в яркий солнечный день: тут и прохлада и чудеса световые
(Пришвин); Тут его осенила мысль: партизаны должны быть где-то здесь поблизости
(В. Полевой); Про себя Данилов сформулировал задачу так: из доктора Белова надо сделать начальника поезда
(В. Панова);
2) если в первой части посредством глаголов видеть, смотреть, слышать, понимать, узнать, чувствовать и т. п. делается предупреждение о том, что далее последует изложение какого-либо факта или какое-нибудь описание (в этих случаях между обеими частями обычно можно вставить союз что ), например: Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну (Лермонтов); Ты сам заметил: день ото дня я вяну, жертва злой отравы (Лермонтов); Помню также: она любила хорошо одеваться и прыскаться духами (Чехов); Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше кисти (Н. Островский); Он видел: вставала земля из пепла, непокорённая земля, неистребимая жизнь . Но (без интонации предупреждения перед второй частью): Слышу, земля задрожала – запятая вместо двоеточия;
3) если в первой части имеются глаголы выглянуть, оглянуться, прислушаться
и т. п., а также глаголы со значением действия, предупреждающие о дальнейшем изложении и допускающие вставку после себя слов «и увидел, что», «и услышал, что», «и почувствовал, что» и т. п., например: Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными волосами
(Лермонтов); Мы проехали мимо пруда: на грязных и отлогих берегах ещё виднелись ледяные закрайки
(Аксаков); Обломов очнулся: перед ним наяву, не в галлюцинации, стоял настоящий действительный Штольц
(Гончаров); Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь…
(Тургенев); Он подумал, понюхал: пахнет мёдом
(Чехов); Лукашин остановился, посмотрел: во рву скапливалась вода, снег был белый как сахар
(В. Панова). В этих случаях встречается также постановка тире вместо двоеточия для передачи различных дополнительных оттенков значения, например: Посмотрел на прорубь – вода дремала
(Шишков); Он выглянул из комнаты – ни одного огонька в окнах
(В. Панова), – однако в целях оправданной унификации предпочтительнее ставить двоеточие;
4) если вторая часть указывает основание, причину того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно вставить союз потому что, так как, поскольку
), например: Он покраснел: ему было стыдно убить человека безоружного…
(Лермонтов); Напрасно вы смотрите кругом во все стороны: нет выхода из бесконечных тундр
(Гончаров); Хорошо, что Лемм нас не слышал: он бы в обморок упал
(Тургенев); И Жилин приуныл: видит – дело плохо
(Л. Толстой); Он даже испугался: так было темно, тесно и нечисто
(Чехов); Науку надо любить: у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука
(Горький); В Мексике похвалить вещь в чужом доме нельзя: её заворачивают вам в бумажку
(Маяковский); Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физических мучений
(Н. Островский); Степан боялся подойти к обрыву: скользко
(Шишков);
5) если вторая часть представляет собой прямой вопрос, например: Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить?
(Чехов); Ты мне лучше вот что скажи: правда, что к Маякину сын воротился?
(Горький); До сих пор удивительным и неразгаданным остаётся: кто же в эту роковую ночь дивизионную школу снял с караула?
(Фурманов); Я ехала сейчас, говорила с вами и всё думала: почему они не стреляют?
(Симонов).
§ 118. Тире в бессоюзном сложном предложении
Тире в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится:
1) если во второй части содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий (между обеими частями можно вставить союз и ), например: Иван Иванович подошёл к воротам, загремел щеколдой – изнутри поднялся собачий лай (Гоголь); Вдруг дверь каморки быстро распахнулась – вся челядь тотчас кубарем скатилась с лестницы (Тургенев); Игнат спустил курок – ружьё дало осечку (Чехов); Упадёт луч солнца на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом (Горький);
Примечание. В произведениях писателей-классиков, изредка и в современной художественной литературе, вместо тире в рассматриваемом случае встречается двоеточие, например: Делать было нечего: Марья Ивановна села в карету и поехала во дворец… (Пушкин); Мы ехали сзади: никто не видал (Лермонтов); Мелкий дождь сеет с утра: выйти невозможно (Тургенев); Володина лошадь хромала: папа велел оседлать для него охотничью (Л. Толстой); Заботы, огорчения, неудачи измучили бедного батюшку до крайности: он стал недоверчив, желчен… (Достоевский);
8) если вторая часть представляет собой присоединительное предложение (перед ним можно вставить слово это , которое иногда имеется в самом предложении), например: На стене ни одного образа – дурной знак (Лермонтов); Инга была возбуждена, Левшин наблюдал за ней слишком пристально – это бросилось Клебе в глаза (Федин).
Вторая часть может начинаться местоименными словами так, такой, таков , например: Приказ есть приказ – так его воспитал фронт (Воробьев); Мир должен быть свободен от угрозы новой войны – таково требование всего прогрессивного человечества .
При наличии перед присоединительным предложением слова это иногда перед тире ставится еще запятая, например: Русская интеллигенция росла и развивалась в условиях совершенно зверских, – это неоспоримо (Горький); Если вам писать противно, скучно, не пишите, – это всё равно получится скверно, фальшиво (А. Н. Толстой); В такую пору надо говорить грубо и прямо, – это умнее и честнее перед нашими детьми (Леонов); Широкий подъезд был совершенно пуст, – это показалось мне странным (Каверин).
Примечание. Для разграничения случаев постановки двоеточия и тире в бессоюзных сложных предложениях можно исходить из следующего общего положения: если основная часть высказывания (соответствующая главному предложению в сложноподчиненных предложениях) заключена в первой части, а во второй (соответствующей придаточному предложению в сложноподчиненных предложениях) содержится пояснение, раскрытие содержания первой части, изложение какого-либо факта, указание на причину, то между частями ставится двоеточие; если же, наоборот, основная часть высказывания заключена во второй части, а первая имеет подчиненное по смыслу значение (указывает время, условие и т. д.), то между частями ставится тире. Ср.: Выйти невозможно: на улице проливной дождь (основное высказывание содержится в первой части, во второй указывается причина). – На улице проливной дождь – выйти невозможно (причина указывается в первой части, во второй следствие, вывод, что составляет основу высказывания). Ср. также при сохранении того же порядка частей бессоюзного сложного предложения: Молодёжь ушла: на вечере стало скучно (ушла, потому что стало скучно). Молодёжь ушла – на вечере стало скучно (ушла, поэтому стало скучно).
В зависимости от значения, смысловых отношений между простыми предложениями в бессоюзных сложных предложениях используются следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире. Для проверки значения бессоюзного сложного предложения можно использовать синонимичные конструкции сложносочинённых или сложноподчинённых предложений.
Запятая в бессоюзном сложном предложении ставится в том случае, если простые предложения связаны отношениями перечисления (одновременности и последовательности). Между простыми предложениями можно вставить союз и .
Ср.: Метель не утихала , небо не прояснялось (Пушкин). - Метель не утихала, и небо не прояснялось; Поезд пошёл быстро, его огни скоро исчезли , через минуту уже не было слышно шума (Чехов). - Поезд пошёл быстро, и его огни скоро исчезли, и через минуту уже не было слышно шума.
Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении ставится в том случае, если простые предложения связаны отношениями перечисления, но отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены:
Налево чернело глубокое ущелье ; / 1 за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохраняющем последний отблеск зари / 2 (Лермонтов).
Двоеточие в бессоюзном сложном
1. Второе простое предложение поясняет смысл первого (отношения пояснения). Перед вторым предложением можно поставить слова а именно, то есть .
Ср.: Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников (Пушкин). - Страшная мысль мелькнула в уме моём, а именно: я вообразил её в руках разбойников.
Обратите внимание!
Двоеточие ставится обязательно, если в первом предложении бессоюзного сложного предложения есть слова так, таков, такой, одно и т.п., конкретное содержание которых раскрывается во втором предложении.
Обычай мой такой : подписано, так с плеч долой (Грибоедов); Я вам скажу только одно : нельзя сидеть сложа руки (Чехов).
2. Второе простое предложение дополняет содержание первого (дополнительные отношения). Перед вторым предложением можно вставить союз что .
Ср.: Я знал : удар судьбы меня не обойдёт (Лермонтов). - Я знал, что удар судьбы меня не обойдёт.
Обратите внимание!
Иногда в первом предложении есть глаголы выглянуть, оглянуться, прислушаться и др.; словосочетания поднять глаза, поднять голову и др., предупреждающие о дальнейшем изложении. В этом случае между частями бессоюзного предложения можно вставить не просто союз что , а сочетание слов: и увидел, что; и услышал, что; и почувствовал, что и т.п.
Ср.: Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь (Пушкин). - Я выглянул из кибитки и увидел, что всё было мрак и вихорь; Он подумал , понюхал : пахнет мёдом (Чехов). - Он подумал, понюхал и почувствовал, что пахнет мёдом.
3. Второе простое предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом предложении (причинные отношения). Перед вторым предложением можно вставить причинный союз потому что .
Ср.: Теперь все в доме имели суровое выражение : землетрясение было не к добру (Тынянов). - Теперь все в доме имели суровое выражение, потому что землетрясение было не к добру; Птиц не было слышно : они не поют в часы зноя (Тургенев). - Птиц не было слышно, потому что они не поют в часы зноя .
Тире в бессоюзном сложном предложении ставится в следующих случаях:
1. Второе простое предложение содержит неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий. Перед вторым предложением можно вставить слова и вдруг, и неожиданно, и внезапно, и сразу :
Сыр выпал - с ним была плутовка такова (Крылов). - Сыр выпал, и неожиданно с ним была плутовка такова; Дунул ветер - всё дрогнуло , ожило , засмеялось (М. Горький). - Дунул ветер, и сразу всё дрогнуло, ожило, засмеялось.
2. Во втором предложении сложного бессоюзного предложения выражено противопоставление. Между простыми предложениями можно вставить союзы а, но .
Ср.: Служить бы рад - прислуживаться тошно (Грибоедов). - Служить бы рад, а прислуживаться тошно; Он гость - я хозяин (Багрицкий). - Он гость, а я хозяин.
3. Второе предложение содержит следствие, результат, вывод. Между частями можно вставить слова поэтому, тогда, в результате .
Ср.: Я умираю - мне не к чему лгать (Тургенев). - Я умираю, поэтому мне не к чему лгать; Я бы в летчики пошёл - пусть меня научат (Маяковский). - Я бы в летчики пошёл, поэтому пусть меня научат.
Примечание. Если значение следствия не выражено интонационно, вместо тире ставится запятая, например: Человек не иголка, найдём (Чехов).
4. В первом предложении есть значение времени или условия. Перед первой частью можно поставить союзы когда, если .
Ср.: Кошки грызутся - мышам приволье (пословица). - Когда кошки грызутся, мышам приволье; Будет дождик - будут и грибки (Пушкин). - Если будет дождик, будут и грибки.
Примечание Если второе предложение в бессоюзном сложном предложении начинается с частицы так , то вместо тире ставится запятая, например: Всякому давать на водку, так самому скоро придётся голодать (Пушкин).
5. Во втором предложении содержится сравнение. Между простыми предложениями можно поставить союзы будто, словно .
Ср.: Молвит слово - соловей поёт (Лермонтов). - Молвит слово, будто соловей поёт.
6. Второе предложение в сложном бессоюзном предложении имеет присоединительное значение и начинается словами так, такой, таков :
Приказ есть приказ - так его воспитали (Воробьёв).
Второе предложение имеет присоединительное значение и перед ним можно поставить слово это (иногда слово это имеется в самом предложении):
План разбора бессоюзного сложного предложения
- Указать тип сложного предложения (бессоюзное сложное предложение).
- Указать, из скольких частей состоит бессоюзное сложное предложение (выделить грамматические основы).
- Указать значение (смысловые отношения) между частями бессоюзного предложения. Обосновать постановку знака препинания (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире).
- Построить схему бессоюзного сложного предложения.
Образец разбора
Дуб держится - к земле тростиночка припала (Крылов).
Бессоюзное сложное предложение; состоит из двух простых частей: 1) дуб держится ; 2) к земле тростиночка припала ; грамматические основы: 1) дуб держится ; 2) тростиночка припала . Второе предложение содержит противопоставление (между частями можно вставить союз а : Дуб держится , а к земле тростиночка припала ). Поэтому между частями сложного бессоюзного предложения ставится тире.
- .
противоп.
Знаки препинания между частями бессоюзного предложения
Сложные предложения в русском языке бывают двух видов: союзные и бессоюзные. В союзных сложных предложениях части связаны между собой интонацией и союзами или союзными словами. В бессоюзных сложных предложениях части связаны только интонацией.
Сравните три примера:
и
Белка прыгнула с ветки на ветку, поэтому на наши головы хлопьями посыпался снег;
Белка прыгнула с ветки на ветку – на наши головы хлопьями посыпался снег .
Попробуем определить смысловые взаимоотношения между частями предложения в каждом примере. В первом предложении две части соединены, кроме интонации, сочинительным союзом И, основное значение которого – указывать на последовательность событий. Во втором предложении две части соединены, кроме интонации, союзом (точнее, союзным аналогом) ПОЭТОМУ, главное назначение которого – указывать на следствие тех событий, которые описаны в главной части сложного предложения. А в третьем примере союз отсутствует, определить суть отношений между частями предложения точно мы не можем. Можно сказать, что там присутствуют и причинно-следственные отношения, и указание на последовательность событий одновременно.
Итак, сложные бессоюзные предложения отличаются от сложных союзных предложений тем, что в них менее четко выражены смысловые отношения между частями. Для того чтобы сделать смысловые взаимоотношения между частями сложного бессоюзного предложения более ясными, на письме используются разные знаки пунктуации: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире.
Использование каждого знака пунктуации определяется специальным правилом.
Начнем с тех случаев, когда между частями бессоюзного предложения ставится запятая или точка с запятой .
1. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если в нем просто перечисляются какие-то факты. В этом случае после запятой легко можно вставить союз И. Например:
Только что смеркалось, я велел казаку нагреть чайник по-походному (По Лермонтову).
2. Между частями бессоюзного сложного предложения, в котором перечисляются какие-то факты, может ставиться точка с запятой, если части предложения сильно распространены (содержат однородные члены, причастные или деепричастные обороты, уточнения и т.д.). Например:
Голова его болела; он встал было на ноги, повернулся в своей каморке и упал опять на диван
(Достоевский).
3. Точка с запятой может быть поставлена также в таком бессоюзном предложении, где части совершенно не зависят друг от друга. Такое сложное предложение можно, не разрушая смысла, разбить на несколько простых. Например:
На нем был надет лейб-кампанский мундир; голова его была сильно перепачкана грязью и в нескольких местах побита (Салтыков-Щедрин).
Теперь обратимся к правилам постановки двоеточия и тире . Выбор этих двух пунктуационных знаков зависит от значения частей предложения.
Существуют три случая, когда между частями сложного бессоюзного предложения нужно поставить двоеточие :
1) если вторая часть указывает на причину того, что описано в первой части, например: В развитых странах средний класс решает исход выборов: он составляет большинство населения . В это предложение можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО;
2) если после первой части следует пояснение того, о чем идет речь в первой части, например: Напишите план работы: что нужно закупить и подготовить, с чего требуется начать, в какие сроки возможно завершение проекта» или Как все московские ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами (Грибоедов). В эти предложения между частями можно вставить союз А ИМЕННО;
3) если вторая часть имеет значение дополнения, и перед ней можно вставить союз ЧТО, например: Да я хотел вчера доложить: бороны починить надо (Толстой). В некоторых случаях, кроме этого союза, в предложение можно добавить и пропущенное сказуемое И УВИДЕЛ или И УСЛЫШАЛ, например: Он заглянул в комнату: за столом сидел человек и что-то быстро писал.
Тире между частями сложного бессоюзного предложения ставится при одном из четырех условий:
1) если сложное предложение имеет значение противопоставления и между частями можно вставить союз А или НО, например: Несколько раз оглянулся – никого не было (Толстой);
2) если в первом предложении есть значение времени или условия и перед ним можно вставить союз КОГДА или ЕСЛИ, например: Начальство хочет – мы должны повиноваться (Гоголь);
3) если вторая часть предложения указывает следствие того, что описано в первой части и перед ней можно вставить союз ТАК ЧТО, например: Назвался груздем – полезай в кузов (Пословица);
4) в редких случаях тире используется также для обозначения быстрой смены событий, например: Сыр выпал – с ним была плутовка такова (Крылов).
Упражнение
Я посмотрел на часы и понял_ поезд уже ушел.
Эти вещи можно оставить_ они нам не пригодятся.
Выпал снег_ в центре города начались автомобильные пробки.
Ивлев поглядел кругом_ погода поскучнела_ со всех сторон натянуло линючих туч (Бунин).
Чин следовал ему_ он службу вдруг оставил (Грибоедов).
Ласточки прилетели_ лето хорошее будет.
Вдруг Иван Иванович вскрикнул и обомлел_ ему показался мертвец (По Гоголю).
Очевидцы дают противоречивые показания_ сложно принять верное решение.
Я знаю_ в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь (Пушкин).
Решения вырабатывались непросто, в течение длительного времени_ требовалось учесть интересы всех сторон.
Гром не грянет_ мужик не перекрестится (Пословица).
И мы шествуем в таком порядке_ впереди идет Николай с препаратами или с атласами, за ним я, а за мною, скромно поникнув головою, шагает ломовой конь…(Чехов).
Но оставим эти рассуждения_ они не идут сюда (Гоголь).
Но в этом-то и цель образования_ изо всего сделать наслаждение (Толстой).
В теперешнее время полезнее всего отрицание _ мы отрицаем (Тургенев).
Надо его ввести_ он робок, еще новичок... (Гончаров).
Да пусть их переглотают друг друга живьем_ мне-то чего? (Достоевский).
Вы еще в опасности_ рана может открыться (Пушкин).
Он с детства отличался замечательною красотой; к тому же он был самоуверен, немного насмешлив и как-то забавно желчен_ он не мог не нравиться (Тургенев).
Через минуту опять визг и смех_ пришлось ехать под громадным нависшим камнем (Чехов).
Все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика_ столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания... (Чехов).
«Нечего делать! – сказал наконец Базаров. – Взялся за гуж – не говори, что не дюж! Приехали смотреть помещиков_ давай их смотреть!» (Тургенев).
Вы взгляните на эту жизнь_ наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье... (Чехов).
Несем мы его в приемный покой, кровь льет – страшное дело, а он все просит, чтобы ногу его отыскали, и все беспокоится_ в сапоге на отрезанной ноге двадцать рублей, как бы не пропали (Чехов).
Попадать под суд из-за Лаевского, терять время_ не стоит игра свеч (Чехов).
Характерные черты ломового коня, отличающие его от таланта, таковы_ кругозор его тесен и резко ограничен специальностью; вне своей специальности он наивен, как ребенок (Чехов).
Ему не чужды и вопросы науки_ он страшно сердится на себя за то, что забыл взять с Летающего острова семян от дерева, соком напоминающего русскую водку (Чехов).
Ведь было время, когда ни один мужчина не разговаривал с нею так, как Кирилин, и сама она порвала это время, как нитку, и погубила его безвозвратно_ кто же виноват в этом? (Чехов)
Вот уж год, как мы с ним находимся в натянутых отношениях_ он отвратительно отвечает мне на экзаменах, а я ставлю ему единицы (Чехов).
По-моему, если пьеса хороша, то, чтобы она произвела должное впечатление, нет надобности утруждать актеров_ можно ограничиться одним только чтением (Чехов).
Часто я забываю обыкновенные слова, и всегда мне приходится тратить много энергии, чтобы избегать в письме лишних фраз и ненужных вводных предложений_ то и другое ясно свидетельствует об упадке умственной деятельности (Чехов).
Но, представьте, взглянул мельком вперед_ в первом ряду сидят рядышком какой-то генерал с лентой и архиерей (Чехов).
Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи_ Мороз-воевода дозором обходит владенья свои (Некрасов).
Все эти новости похожи одна на другую и сводятся к такому типу_ один француз сделал открытие, другой – немец – уличил его, доказав, что это открытие было сделано еще в 1870 году каким-то американцем, а третий – тоже немец – перехитрил обоих, доказав им, что оба они опростоволосились, приняв под микроскопом шарики воздуха за темный пигмент (Чехов).
Не подходите, не подходите_ вы с холода! (Гончаров).
Я отворяю окно, и мне кажется, что я вижу сон_ под окном, прижавшись к стене, стоит женщина в черном платье, ярко освещенная луной, и глядит на меня большими глазами (Чехов).
Красота уходит_ красоте не успеваешь объяснить, как ее любишь, красоту нельзя удержать, и в этом – единственная печаль мира (Набоков).
Бессоюзными называют такие сложные предложения, в которых части связаны только при помощи интонации. Основным признаком таких сложных конструкций является отсутствие союзов. Вместо них употребляются знаки препинания в БСП.
Общая характеристика
Между предложениями в БСП устанавливаются смысловые отношения, сходные с отношениями в предложениях союзных: сложносочинённых и сложноподчинённых.
Например:
- Ночь всё наступала, лес придвигался ближе к костру. В предложении обнаруживаются смысловые отношения перечисления одновременно совершающихся событий.
- В один прекрасный день пикеты, сбиваясь с ног от беготни, приносят весть: сдаётся крепость. В этом предложении смысловые отношения аналогичны отношениям в изъяснительным.
- Он говорил правду - ему не верили. В предложении сочетаются отношения временные, уступительные и противительные.
В зависимости от того, как соотносятся между собой части по смыслу, бывают БСП с разными Примеры, данные выше, служат этому доказательством. В зависимости от этого бессоюзные сложные предложения делятся на три группы.
БСП с запятой и точкой с запятой
Существует несколько пунктуационных особенностей, связанных с бессоюзными предложениями. В частности, есть два правила, регламентирующие постановку запятой и точки с запятой в предложении.
В БСП. Таблица с примерами |
|
Запятая в БСП ставится, если имеет место перечисление определённых фактов, можно использовать союз и . В таком случае интонация при чтении будет перечисляющей, и перед каждой запятой необходимо выдержать небольшую паузу. | Голова у меня закружилась, в глазах заплясали звёзды. Голова у меня закружилась, и в глазах заплясали звёзды. |
Если предложение распространённое и имеет внутри свои запятые (однородные члены, обособленные члены, вводные слова и обращения), то оно отделяется от другой части точкой с запятой. | Зелёные лягушата прыгают по камням около ручья; на самом большом камне лежит, греясь на солнце, золотой уж. |
Запятую или точку с запятой нужно выбрать?
Если правило хорошо понято и усвоено, то вы легко сможете справиться со следующими упражнениями:
1.Объясните постановку точки с запятой:
1) Всходит солнце, от холода бодрое и лучистое; отблеском золотится окно.
2) Всё утро, чистые и яркие, сверкали краски; полдня серебрились на окне морозные хризантемы.
2. Какие пропущены знаки препинания в БСП в скобках?
Счастливая невозвратимая пора - детство! Как не любить воспоминания о ней? Они так освежают и возвышают мою душу.
Набегаешься досыта (…) сидишь за столом на своём стульчике (…) уже поздно(…) давно выпита чашка молока (…) сон застилает глаза (…) но не двигаешься с места (…) всё сидишь и слушаешь. Мама разговаривает с кем-то (…) голос её так сладок (…) так приветлив. Звук маминого голоса так много говорит моему сердцу, так отзывается в моей душе!
Отуманенными глазами я пристально смотрю в её милое лицо (…) вдруг она делается вся маленькая - лицо её становится не больше пуговки (…) но я его вижу всё так же ясно. Мне нравится видеть её такой малюсенькой. Я прищуриваю глаза ещё сильнее (…) она теперь уже не больше тех мальчиков (…) какие бывают в зрачках (…) когда смотришь близко в глаза (…) но вот я пошевелился - и чудо исчезло (…) я снова суживаю глаза (…) всячески стараюсь возобновить видение (…) но напрасно.
БСП с тире
Знаки препинания в БСП напрямую зависят от смысловых взаимоотношений его частей. Для постановки тире в бессоюзных предложениях необходимо наличие одного из условий, приведённых в таблице.
Знаки препинания в БСП. Таблица постановки тире с примерами |
|
Условия для использования тире | |
Понять тебя я рад - пойми и ты меня. (Понять тебя я рад, но пойми и ты меня). |
|
Одно предложение заключает указание на время или условие того, о чём говорится в другом предложении. Можно поставить запятую и союзы ЕСЛИ и КОГДА. | Пойдёт дождь - отменим поход. (Если пойдёт дождь, отменим поход. Когда пойдёт дождь, отменим поход). |
Во втором предложении заключён вывод или следствие того, о чём сказано в первом предложении. Можно поставить запятую и союзы ПОЭТОМУ или ТАК ЧТО. | Завтра предстоит много сделать - надо встать пораньше. (Завтра предстоит много сделать, поэтому надо встать пораньше). |
Если в предложение рисуется быстрая смена событий. Можно поставить запятую и союз И. | Раздался громкий топот - всё смолкло. (Раздался громкий топот, и всё смолкло). |
Тире или не тире?
1. Какие знаки препинания ставятся в БСП, приведённых ниже?
1) Учитель велел подать дневник (…) дневника у меня не оказалось.
2) Стоит ужасная духота (…) к ночи будет гроза.
3) Она села в кибитку около гусара (…) ямщик присвистнул (…) лошади помчались.
4) Раздался окрик (…) он бросился бежать.
5) За большим погонишься (…) маленькое потеряешь.
2. В тексте есть БСП с разными знаками препинания. С какими?
Послышалась песня (…) сразу смолкли голоса (…) стихли понукания (…) и весь обоз двигался дальше в молчании (…) лишь перестук колёс и чавканье грязи под конскими копытами можно было слышать в эти минуты (…) когда звучали слова печальной песни.
3. В каком из предложений ставится тире?
1) Солнце уже село, но в лесу ещё пока светло (…) воздух такой чистый и прозрачный (…) птицы щебечут и пересвистываются (…) молодая травка блестит, как изумрудная.
2) На душе у меня весело и празднично (…) на дворе весна (…) и воздух так чист и прозрачен (…) птицы щебечут ошалело и радостно (…) пробивается молодая травка.
БСП с двоеточием
Огромное значение в определении связи межу частями в БСП играет интонация. Если в конце первой части необходимо повысить тон голоса, то наверняка необходимо поставить двоеточие. Вот и получается, что знаки препинания в БСП зависят от интонации. Но и смысловые отношения имеют наиважнейшее значение. Рассмотрим условия для постановки двоеточия.
Знаки препинания в БСП. Таблица с примерами постановки двоеточия |
|
Условия постановки двоеточия | |
Во втором предложении говорится о причине того, о чём сказано в первом предложении. Можно поставить запятую и союз ПОТОМУ ЧТО. | Дождливую погоду я недолюбливал: она вгоняла меня в тоску. (Дождливую погоду я недолюбливал, потому что она вгоняла меня в тоску). |
Одно предложение служит для пояснения другого, раскрывает его содержание. Можно поставить запятую и вводное слово А ИМЕННО, тогда двоеточие будет стоять уже после этого слова. | В поле царит буйство красок: среди яркой зелени травы белеют ароматными сугробиками кустики ромашки, алеют мелкие звёздочки гвоздики, изредка проглядывают застенчивые глазки василька. (В поле царит буйство красок, а именно: среди яркой зелени травы белеют ароматными сугробиками кустики ромашки, алеют мелкие звёздочки гвоздики, изредка проглядывают застенчивые глазки василька). |
Второе предложение служит для дополнения первого. В таком случае можно поставить между предложениями запятую и союз КАК, ЧТО или УВИДЕЛ, ЧТО. | Я чувствую: осторожно, словно опасаясь чего-то, пальцы медленно движутся вверх к плечу. (Я чувствую, как осторожно, словно опасаясь чего-то, пальцы медленно движутся вверх к плечу). |
Двоеточие или не двоеточие?
В данном случае также есть свои правила.
1. Какие пропущены в предложении?
Как-то так получилось (…) что раньше срока уехала Вера (…) но сейчас это ничуть не пугало Сергея (…) он знал (…) что отец и все остальные вернутся к вечеру.
2. Расставьте знаки препинания в БСП. Примеры предложений даны ниже.
1) Картина изменилась (…) уже на белой скатерти полей кое-где виднелись чёрные пятна и полосы оттаявшей земли.
2) Мне очень нравилось слушать девочку (…) она живописала мне о мире, неведомом мне.
3) Ещё чуть-чуть (…) оживут её глаза, расцветёт на лице улыбка.
4) Я поглядел в окно (…) на очистившемся небе ярко разгорелись звёзды.
5) Сколько лет служу (…) этакого со мной ещё не было.
Обобщим изученное
БСП являются сложной системой, включающей четыре типа предложений, в зависимости от знаков препинания, стоящих между частями сложного предложения - запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.
Знаки препинания в БСП. Таблица с примерами |
|||
точка с запятой | двоеточие |
||
Хлопнул выстрел, потом затрещал пулемёт. | Возле дверей я увидел мальчика, от холода всего посиневшего; на нём была мокрая, прилипшая к телу одежда; он был босой, и его маленькие ноги были в грязи, как в носках; дрожь пробрала меня с ног до головы при виде его. | Летом деревья сливались в одну зелёную массу - осенью каждое стоит отдельно, само по себе. Начал брезжить рассвет - мы проснулись и вышли на улицу. Жизнь без радости - день без солнышка. Будешь давать - не возьму. | Вот что я сделаю: ночью приду с отрядом, подожгу взрывчатку и подниму тот дом, то бишь научно-исследовательскую станцию, на воздух. Про себя он подумал: доктора надо вызвать. Птица не могла летать: у неё было сломано крыло. |
БСП с знаками препинания. Правило |
|||
Ставится запятая, если предложения с соединительными отношениями. | Ставится точка с запятой, если предложения с соединительными отношениями имеют внутри себя свои запятые. | Ставится тире, если предложения с противопоставительными, временными, сравнительными, уступительными, следственными отношениями. | Ставится двоеточие, если предложения с пояснительными, дополнительными, причинными отношениями. |
Чем различаются знаки препинания в ССП, СПП, БСП
Между частями БСП устанавливаются отношения, сходные с отношениями, обнаруживающимся в союзных предложениях: сложносочинённых и сложноподчинённых.
Бессоюзные | |
В одном углу скрипнула половица, дверь скрипнула. | В одном углу скрипнула половица, и дверь скрипнула (ССП). |
Уже вечерело, солнце скрылось за сосновую рощу, находившуюся за садом; тень от неё пролегла без конца через поля. | Уже вечерело, солнце скрылось за сосновую рощу, находившуюся за садом, и тень от неё пролегла без конца через поля. |
Ему стало стыдно убивать безоружного - он задумался и опустил ружьё. | Ему стало стыдно убивать безоружного, поэтому он задумался и опустил ружьё. |
Я вошёл в избу: две лавки по стенам да большой сундук около печки составляли всю её обстановку. | Я вошёл в избу и увидел, что две лавки по стенам да большой сундук около печки составляли всю её обстановку. |
Как видно из таблицы, постановка знаков препинания в БСП значительно богаче, чем в союзных предложениях, у которых используются только запятые. Но в союзных конструкциях смысловые отношения частей понятны и ясны, благодаря союзам:
- одновременность, последовательность - союз И;
- причина - союз ПОТОМУ ЧТО;
- следствие - союз ПОЭТОМУ;
- сравнение - союз КАК;
- времени - союз КОГДА;
- условия - союз ЕСЛИ;
- дополнение - союз ЧТО;
- пояснение - союз ТО ЕСТЬ;
- противопоставление - союз А.
Постановка знаков препинания в БСП нужна для выражения смысловых отношений между предложениями, они выполняют роль союзов.
Примеры БСП
Примеры иллюстрируют варианты БСП:
- с условными отношениями: Побудешь здесь денёк - тогда и узнаешь.
- с временными отношениями: Справишься - в руководители переведём.
- со значением следствия: Дождь закончился - можно дальше двигаться.
- с условными отношениями: Солнце светит - работаем, дождик идёт - отдыхаем.
- с уступительными отношениями: Мне бы такую собаку - коровы не надо.
- с противительными отношениями: Красивы городские - мне деревенская милей.
- с соединительными отношениями: Мужчина, сидя за столом, говорил по телефону; ребёнок всё так же спал на диване.
- с изъяснительными отношениями: Я вам советую: не поднимайте чужих кошельков.
- с отношениями следствиями: Земля была нужна под посевы: пришлось перепахать огороды.
- с пояснительными отношениями: Изредка слышались голоса: припозднившиеся пешеходы возвращались домой.
- с отношениями причины: Надо отдать ему должное - он был очень горяч, смел и настойчив.
- с отношениями сравнения: То не ветер шумит на просторе, не море бушует в шторм - моё сердце тоскует по Родине, нет покоя и счастья в нём.
Пример задания ОГЭ
Среди предложений нужно найти сложные с бессоюзной связью между частями:
1) Святое море - так называют Байкал с давних пор. 2) Не станем уверять, что лучше Байкала нет ничего на свете: каждый волен любить что-то своё, и для эскимоса его тундра - венец творения. 3) Мы с младых ногтей любим картины родной земли, они определяют саму нашу суть. 4) И недостаточно считать, что они нам дороги, они - наша часть. 5) Нельзя сравнивать ледяную Гренландию с раскалёнными песками Сахары, тайгу Сибири со степями среднерусской полосы, Каспий с Байкалом, однако можно передать свои впечатления от них.
6) Но всё же есть у Природы свои любимцы, которые она создаёт с особой тщательностью и наделяет особенной притягательностью. 7) Таким созданием является, несомненно, Байкал.
8) Если даже не говорить о его богатстве, славен Байкал другим - своей чудной силой, не подвластным времени заповедным могуществом.
9) Вспоминается мне, как мы с товарищем ушли далеко по берегу нашего моря. 10) Было начало августа, благодатнейшее время, когда вода нагрелась, сопки бушуют разноцветьем, когда солнце заставляет сиять выпавший снег на далёких горах Саян, когда Байкал, запасшись водой из растаявших ледников, лежит сыто и спокойно, набираясь сил для осенних штормов, когда весело плещется под крики чаек рыба.
Цель урока: Обобщение введений о постановке двоеточия и тире в простом предложении.
Формирование умений:
- устанавливать смысловые отношения между частями в БСП,
- определять интонацию в БСП в соответствии со значением его частей,
- правильно ставить двоеточие и тире в БСП,
- определять синонимию БСП и СПП, ССП,
- составлять БСП и употреблять их в речи.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний о постановке двоеточия и тире в простом предложении.
Какие правила постановки двоеточия в простом предложении вы знаете? Приведите примеры постановки двоеточия в простом предложении.
Ответы: “Это двоеточие при обобщающем слове”.
Примеры :
- Острым складным ножом на палке вырезали разные узоры: то белое колечко, то узкую спиральку, то мелкую шахматную клеточку. (В. Сол.)
- Гости говорили о многих приятных и полезных вещах, как-то: о природе, о собаках, о пшенице, о чепчиках, о жеребцах. (Гог.)
- У нее не было на лице никакого выражения, совсем никакого: ни волнения, ни радости, ни страха – ничего. (Сим.)
- А теперь вспомним случаи постановки тире в простом предложении.
Ответы : “Тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении, тире при обособлении приложений, тире при вставных конструкциях”.
Примеры:
- Работа – лучшее лекарство.
- Задача науки – постигать законы природы.
- Рана от ножа заживает, от слова – никогда.
- Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше.
- Пришел ноябрь – месяц осенних заморозков.
- Этим летом я поехал в Тарусу – тихий городок на Оке.
- Однажды, подремав после обеда, - обедали в полдень – Миша вышел из дома и не спеша пошел в сад. (Бун.)
- Тишина – она казалась Наташе глубокой, как ночная вода, - стояла в лесах. (Пауст.)
II. Объяснение нового материала. Постановка двоеточия в БСП.
1. Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если второе простое предложение имеет значение причины.
Печален я: со мною друга нет. (П.)
На какую известную вам синтаксическую конструкцию можно заменить данное БСП?
Ответ: “На сложноподчиненное предложение со значением причины” (Печален я, так как со мною друга нет.)”
2. Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если вторая часть имеет значение пояснения.
В одном месте случилось совсем невероятное происшествие: продавец детских воздушных шаров был унесен шарами на воздух. (Олеша)
При этом между частями можно поставить слово а именно (происшествие, а именно:)
3. Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если вторая часть имеет значение изъяснения.
Я поднял глаза: на крыше моей хаты стояла девушка. (Л.)
Каким сложноподчиненным предложением можно заменить данное бессоюзное?
Ответ: “Сложноподчиненным с придаточным изъяснительным” (Я поднял глаза и увидел, что на крыше моей хаты стояла девушка.)
В БСП с двоеточием между его частями звучит предупредительная интонация.
III. Материал для отработки постановки двоеточия в БСП.
1. Киевские былины имеют героический характер: главное предназначение богатырей – стоять на рубежах Русской земли и сторожить ее от нашествий степных кочевников. (Ю.Лот.)
2. Одно было несомненно: назад он не вернется. (Тург.)
3. И вот два года тому назад начались в квартире необъяснимые происшествия: из этой квартиры люди начали бесследно исчезать. (Булг.)
4. Акакий Акакиевич прибежал домой в совершенном беспорядке: волосы, которые еще водились у него на висках и затылке, совершенно растрепались, бок, и грудь, и все панталоны были в снегу. (Гог.)
5. И он увидел: белый-белый как смерть Ланцелот стоит возле мертвых голов дракона. (Шварц)
6. Я отдернул руку: из самой середины цветка с яростным шипением вылетела пчела. (Л.Т.)
IV. Объяснение нового материала. Постановка тире в БСП.
1.Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если первая часть имеет значение времени.
Пашню пашут – руками не машут.
Ответ: “Сложноподчиненному обстоятельственному со значением времени. Когда пашню пашут, руками не машут.”
2. Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если первая часть имеет значение условия.
Волков бояться – в лес не ходить.
Какому сложноподчиненному предложению синонимично данное?
Ответ: “Сложноподчиненному обстоятельственному со значением условия. Если волков бояться, то в лес нечего ходить.”
3. Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если первая часть указывает на следствие, результат того, о чем говорится в первой части.
Мелкий дождь сеет с утра – выйти невозможно. (Тург.)
Какому сложноподчиненному предложению синонимично данное?
Ответ: “ Сложноподчиненному обстоятельственному со значением следствия. Мелкий дождь сеет с утра, так что выйти невозможно.”
4. Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится при отношениях сравнения.
Слово молвит – соловей поет.
Какому сложноподчиненному предложению синонимично данное?
Ответ: “ Сложноподчиненному обстоятельственному со значением сравнения. Слово молвит, словно соловей поет.”
5. Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится при отношениях противопоставления.
Не спеши языком – торопись делом.
Ответ: “Сложносочиненному предложению с противительными союзами. Не спеши языком, а торопись делом.”
6. Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится при отношениях быстрой смены событий, неожиданного результата.
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.(Кр.)
Какой конструкции синонимично данное предложение?
Ответ: “Сложносочиненному предложению с сочинительными союзами. Сыр выпал, и с ним была плутовка такова.”
Тире оказывается на высшей интонационной точке подобных БСП.
V. Материал для отработки постановки тире в БСП.
1. Поставишь кляксу – заставлю слизать языком. (Шварц)
2. В сумерки брат осторожно заглянул ко мне – я притворился, что сплю. (Бун.)
3. Взглянул – так и знакомый; взошел – так и живи. (Цв.)
4. Попробовал идти пешком – ноги мои подкосились. (Л.)
5. Гроза давно уже прошла – звезды засияли, все смолкло кругом. (Тург.)
6. Знай я ремесло – жил бы в городе. (М.Г.)
7. Светает – пора вставать.
VI. Материал для отработки постановки двоеточия и тире в БСП..
1. Все невольно глянули в окно: кто-то с усами в полувоенном сюртуке вылезал из телеги. (Гог.)
2. Выйдя из дому, я пошел по улицам; они были странны: немо, тепло, сыро всюду, вокруг в голых садах и среди тополей бульвара густо стоит белый туман, смешанный с лунным светом.
3. Поверь: для них смешон твой плач и твой укор. (Л.)
4. Меня отпусти на волю – я с голоду не умру, я не пропаду; дай мне пашню – я оброк хороший взнесу... (Тург.)
5. Утренняя заря не пылает пожаром – она разливается кротким румянцем. (Тург.)
6. Вы проходите мимо дерева – оно не шелохнется: оно нежится. (Тург.)
7. Не стыдно не знать – стыдно не учиться.
8. Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды. (Тург.)
VII. Задание на эрудицию. Закончите цитаты из русских классиков, поставьте необходимые знаки препинания.
- Я помню чудное мгновенье... (П.)
- Идет направо...налево... (П.)
- Там чудеса... (П.)
- Сыр выпал... (Крыл.)
- Служить бы рад... (Гриб.)
- Чин следовал ему... (Гриб.)
- А потому обычай мой такой...подписано... (Гриб.)
- Забил заряд я в пушку туго и думал... (Л.)
- Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы... (Гог.)
VIII. Домашнее задание: выучите теорию, выпишите из художественной литературы 8 предложений на двоеточие и тире в БСП, составьте их схемы.