Конспект занятия «Земля — наш общий дом» план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему. «Планета Земля — наш дом» — конспект открытого занятия в подготовительной группе Конспект занятия земля

Конспект занятия «Земля — наш общий дом» план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему. «Планета Земля — наш дом» — конспект открытого занятия в подготовительной группе Конспект занятия земля

09.02.2022

Цель: дать детям представления о том, что планета – Земля – это огромный шар (большая часть Земного шара покрыта водой и океанами. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди).

Задачи:

Воспитывать любовь и бережное отношение к Земле и жителям Земли

Сформировать у детей понятие «космическое пространство»

Ход занятия:

Педагог:

Наш дом родной, наш общий дом

Земля, где мы с тобой живем!

Ты только посмотри вокруг:

Тут речка, там зеленый луг,

В лесу дремучем не пройдешь.

Воды в пустыне не найдешь!

А где-то снег лежит горой,

А где-то жарко и зимой.

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них название есть:

Леса, и горы и моря –

Все называется – Земля!

А если в космос ты взлетишь,

Ты из окна ракеты

Увидишь шар наш голубой!

Любимую планету!

Давайте вместе с вами посмотрим на модель нашей планеты! Как мы назовем модель земного шара? (Глобус!)

В древности люди считали, что Земля огромная и плоская, как блин или как тарелка, и что можно добраться до края Земли. Находились смельчаки, которые мечтали добраться до края Земли и посмотреть, а что там, на краю Земли, и можно ли с него упасть. Они отправлялись в путь пешком, или верхом на лошади, или на корабле.

Те люди, которые путешествовали пешком или верхом, добирались рано или поздно до большой воды моря или океана и считали, что их путешествие закончено: вот он, край Земли, и ничего кроме воды дальше уже нет. Но были и такие люди, которые, дойдя до берега моря, пересаживались на корабль и продолжали свое путешествие.

Прошло немало лет, и вот отважные мореплаватели под командованием португальца Фернандо Магеллана отправились в кругосветное путешествие. Их парусники, все время, двигаясь в одном направлении, обогнули Землю и через 3 долгих года возвратились домой с противоположной стороны. Их плавание доказало, что Земля – круглая.

А теперь давайте мы с вами попутешествуем.

Вот у нас здесь лежат небольшие мячи, возьмите их. А еще нам понадобятся фломастеры. А теперь представьте, что вы путешественники и каждый из вас стоит на верхушке шара. Поставите туда кончик фломастера. Теперь ваш путь пойдет все время вниз. Ведите фломастер вниз по мячу, а мяч поворачивайте вслед за движением фломастера. Если вы будите аккуратно двигать фломастер в одном направлении, то скоро окажетесь в той же точке, откуда начали свой путь.

Вот так и наши путешественники убедились, что Земля – это шар. Что же тогда окружает Землю?

А окружает ее огромное пространство, которое называется космическим пространством.

Это пространство не пустое, оно заполнено космическими телами: звездами, планетами, кометами и метеоритами.

Когда первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин, находясь на космодроме, только готовился к полету. Земля казалась ему громадной, необъятной.

Это призыв о помощи. Как же мы с вами можем помочь нашей планете?

Чтобы помочь ей, надо учиться любить природу, любить ее с детства, научиться понимать, как живут все живые существа. Этим занимаются люди – экологи. Хотите стать юными экологами.

Я вам сейчас покажу два места в нашей стране, которые надо спасать.

Далеко в Сибири есть озеро Байкал. Это очень красивое, глубокое озеро. Сейчас оно загрязнено. Люди не только в нашей стране думают, как его спасти.

Дома поговорите с родителями о нашем городе. Спросите: в опасности наш город или нет? Что ему угрожает? Завтра скажите, надо ли ставить рядом с названием нашего города знак SOS.

Конспект НОД «Планета Земля»

образовательная область «Познавательное развитие»

(подготовительная группа)

Программное содержание. Расширить представление детей о планете Земля, об экологических опасностях, угрожающих ей. Закрепить знания о материках, о полюсах Земного шара. Дать знания детям, как происходит смена дня и ночи на Земле. Продолжать воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание сохранять и преумножать природные богатства.

Развивающая среда. Макет космического корабля, самодельный глобус, лампа-Солнце, пластилиновые человечки, презентация «Планета Земля»

Методические приёмы. Сюрпризные моменты, беседа, рассказ, показ слайдов, игры, опыт.

Предшествующая работа. Изготовление с детьми модели Земли. Проведение бесед, разучивание стихов на экологические темы.

Ход занятия:

Дети вместе с воспитателем заходят в зал.

Здравствуй солнце!

Здравствуй небо!

Здравствуй вся моя Земля!

Мы проснулись очень рано,

И приветствуем тебя.

Если каждый улыбнётся, утро доброе начнётся.

Воспитатель: Ребята давайте поздороваемся с нашими гостями, подарим свои улыбки, и пусть в течение дня у всех будет хорошее настроение.

Дети становятся в круг

Воспитатель: Сегодня речь пойдёт о том, что вся планета общий дом. Где мы с рождения живём. Ещё о том пойдёт сегодня речь, что мы наш дом должны беречь.

Ребята, а как называется наша планета, на которой мы с вами живём? (Ответы детей - Земля).

А вам нравится наша планета, вы её любите? (ответы детей).

В солнечной системе существуют и другие планеты.

А какие планеты? (ответы детей, Юпитер, Сатурн, Марс….)

Возможна ли жизнь на других планетах?, Почему? (ответы детей).

Слайд 1 Солнечная система

Слайд 2 Звук НЛО

Воспитатель . Ребята, посмотрите какой- то необычный предмет (обращает внимание на макет космического корабля). Он не ваш? Что-то он мне напоминает. Не подскажете, на что похож? Тут есть какие-то кнопки (случайно нажимает на одну из кнопок, слышатся космические звуки, сигналы). Ой, что происходит, вам не страшно?

Слайд 3 . Корабль Инопланетян.

Голос с космического корабля . День вам добрый, маленькие обитатели планеты Земля. Мы ваши друзья! Дорогие жители планеты Земля, я и мои друзья с далёкой-предалёкой планеты очень хотим с вами подружиться. Но мы не знаем, какие вы: добрые или злые. Мы ещё мало знаем о вашей планете, хотя несколько раз бывали на ней и сделали много снимков из космоса. Расскажите, пожалуйста, почему ваша планета разноцветная? А для того, чтобы выйти со мной на связь, нажмите на красную кнопку.

Воспитатель: Ребята, недавно мы с вами сделали самодельный глобус модель Земли. Какая же она наша Земля? Как она выглядит из космоса, когда на неё смотрят космонавты, летающие в ракете? Да, наша планета это огромный-преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.

Слайд 4 с изображением Земли (вид из космоса).

А почему из космоса планета Земля выглядит разноцветной? Что же есть на нашей планете Земля? Прежде всего, на Земле есть два полюса. Давайте вспомним, как они называются? Сверху Земного шара – Северный, внизу – Южный. Что ещё есть на планете? Большая часть Земли покрыта водой это моря и океаны. Среди океанов есть большие участки твёрдой земли – это суша.

Воспитатель . Дети, чего больше на нашей планете Земля: воды или суши? Да, воды (океанов и морей) намного больше, чем суши. Кто же живёт в морях и океанах? А на суше живёт кто-нибудь? Кто же? Конечно. Здесь обитает много растений, животных, и конечно живут люди.

Моря и океаны на глобусе раскрашены у нас голубым цветом. Ребята, но мы видим и другие цвета, например – белый. Что обозначает этот цвет? (Ответы детей) Эти участки Земли постоянно покрыты снегом.

А почему большая часть суши закрашена зелёным цветом? (Ответы детей.)

Слайд 5 «Планета Земля».

Воспитатель: Да, потому что везде, растёт много зелёных растений.

Воспитатель: Ребята, а что же обозначает желтый цвет на нашей планете Земля? (Ответы детей.)

Правильно, это пустыни, покрыты песком, нет воды, мало растений, там очень жарко круглый год. Вот почему наша планета разноцветная. Посмотрите, дети, какая она красивая.

Слайд 6 « Кому нужен воздух»

Звёздочка . Ваша планета Земля прекрасна! Но многое на ней для нас не понятно. Ведь на вашей планете много того, чего нет у нас. У вас есть воздух. Расскажите, зачем он вам нужен?

Воспитатель . Да, на Земле есть воздух. Зачем нужен воздух? Кому нужен воздух? Растениям, животным, человеку. (Опыт «Воздух».)

Воспитатель . Вот, Звёздочка, без воздуха мы не сможем прожить ни минуты. Что ещё тебе хочется узнать?

Слайд 7 «Пресная вода»

Звёздочка . На вашей планете есть пресная вода. Расскажите о ней.

Воспитатель . Дети, где находится пресная вода? (в реках, озёрах, роднике, в кране.) На Земле есть разные места: в пустынях мало воды, там трудно жить всем; в местах, где текут реки, пресной воды много, там всем жить легко; а в океанах и морях, хотя воды и много (показ на глобусе), но она не пригодна для питья. Как вы думаете почему? (Она солёная). Она не утолит жажду, ею невозможно напиться, ею нельзя полить и растения.

Эксперимент «Морская и пресная вода» (На двух подносах стоят одноразовые стаканчики с пресной и солёной водой.

Воспитатель . Ещё мы тебе расскажем Нашим Друзьям , что у нас есть свет, благодаря солнцу. Дети, подумайте, почему на Земле происходит смена дня и ночи, почему в любом месте нашей планеты наступает то тёмная ночь, то светлый день?

(Пока дети думают, педагог готовит глобус и лампу-Солнце. Затем предлагает им внимательно рассмотреть освещённый глобус – может быть кто-то из ребят догадается, где на глобусе сейчас день, а где ночь. Воспитатель даёт возможность высказаться детям, а потом обращает внимание на то, что одна часть глобуса освещена лампой-Солнцем на ней день, а другая сторона находится в тени в это время там ночь.)

Везде на Земле день сменяется ночью. Это происходит потому, что планета Земля вращается вокруг себя и поворачивается к Солнцу то одной стороной, то другой.

Физкультминутка «Мы сейчас все дружно встанем»

Мы сейчас все дружно встанем (Дети встают.)

И немножко отдохнем. (Потягиваются.)

Вправо, влево повернитесь,

(Повороты.)

Наклонитесь, поклонитесь!

(Наклоны.)

Руки вверх и руки вбок, (Движения руками.)

И на месте прыг да скок! (Прыжки на месте.)

А теперь бегом вприпрыжку, (Бег на месте.)

Молодцы вы, ребятишки!

Слайд 8 SOS

Звёздочка . Спасибо, мои маленькие друзья. Но в последнее время с Земли поступают сигналы о помощи, сигналы SOS. Мы сфотографировали эти объекты. Ими оказались растения и животные, реки, озёра и моря с их обитателями. Люди построили много заводов, фабрик.

Слайд 9 «Загрязнение планеты Земля»

Воздух загрязняется дымом, который выходит из труб в небо и газами от машин. Отходы заводов сливаются в реки, нефть из танкеров во время аварии проливается в воду морей и океанов. От этого загрязнения гибнут животные, растения, болеют люди. Ваша планета Земля в опасности, она требует помощи.

Воспитатель: Но люди не могут обойтись без заводов и фабрик. А природу-то надо охранять, беречь. Поэтому люди придумали очистные сооружения, ставят фильтры на трубы заводов и фабрик. Но всё же этого, как мы видим, недостаточно, с нашей планеты продолжают поступать сигналы о помощи.

Слайд 10 «Планета в наших руках»

Звёздочка . Оказывается, сами люди губят свою планету. Вы ещё малы, но вы можете спасти свою планету. Подумайте, как это сделать. Мы из космоса будем наблюдать за вами. Желаю вам успеха. Спасибо за помощь. И помните берегите вашу прекрасную планету Земля!

Воспитатель . Ребята, Наши Друзья правы. Посмотрите на экран. Эта картинка означает то, что от нас, от людей, зависит будущее нашей планеты, то какой она будет через много-много лет. Как можно помочь, что можно сделать, чтобы планета Земля оставалась зелёно-голубой?

Дидактическая игра « Правила поведения в природе»

Слайд 11 «Будь природе другом»

Воспитатель: Мы и стихи о нашей планете знаем.

Слайд 12 Ребёнок с глобусом

1-й ребёнок . Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой!
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»

Слайд 13 Река

2-й ребёнок . Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас береги!»

Слайд 14 Олень

3-й ребёнок . Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги
«Ты береги нас, береги!»

Слайд 15 «Берегите Планету»

Воспитатель . Да, планету надо беречь и любить. Она нужна нам с вами, а мы нужны ей. Ведь планета Земля – наш общий дом.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 16 «Ласточка»

Сценарий организации и проведения

непосредственно образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию в группе общеразвивающей направленности детей

с 5 – 6 лет.

Образовательная область «Познание/ФЦКМ/»

Тема: «Наша Земля - живая»

Воспитатель:

Волостных Светлана Александровна

Котовск

2014

Тема: « Наша Земля - живая »

Место проведения: групповая комната.

Длительность: 25 минут.

Программное содержание:

Познавательные задачи:

познакомить детей с составом земли;

познакомить детей с тем, как образуется почва, с некоторыми свойствами почвы, камней, глины;

формировать у дошкольников представления о значении почвы в природе и в жизни человека.

Развивающие задачи:

упражнять в умении сравнивать, анализировать;

формировать у детей познавательную активность, интерес к объектам живой и неживой природы;

активизировать словарь: сыпучий, пластичный, рыхлый, почвовед, геолог, пустыня, плодородная.

Воспитательные задачи:

учить детей работать парами, формировать коммуникативные навыки;

воспитывать любовь к природе;

учить видеть необычное в обычном;

формировать основы экологической культуры.

Оборудование и материалы:

мисочки с песком, глиной, почвой, камнями; вода, ложечки для воды; салфетки; трубочки для коктейля; поднос для «создания» земли; поднос с землей и проросшими побегами овса; дидактическая игра «Откуда горсть земли?»

Интеграция образовательных областей

Приоритетная область – «Познание» (ФЦКМ)

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы:

«Социализация», «Коммуникация», «Безопасность»

По средствам организации и оптимизации образовательного процесса:

«Чтение художественной литературы», «Физическая культура»

Виды деятельности: коммуникативная, поисково-исследовательская, двигательная

Ход занятия.

Организационный момент

Чтобы узнать, о чем пойдет речь на занятии, воспитатель предлагает детям отгадать загадки.

И топчут ее, и копают ее,

Она не серчает,

Добром отвечает.

Кто нам общая мать?

(Земля)

Воспитатель. Сегодня мы с вами поговорим о земле. О той самой земле, по которой мы ходим каждый день. Ее еще называют почвой. Почему говорят, что она всем «добром отвечает»? Почему землю называют «мать-земля», «матушка»? Какая земля у нас под ногами - твердая или мягкая? (Твердая, крепкая, надежная.) А что же делает землю такой твердой? Почему на ней могут расти растения? Из чего состоит почва? На все эти вопросы мы с вами сегодня постараемся ответить. Для этого я предлагаю вам всем стать учеными. Кто знает, чем занимаются ученые?

(Исследуют, наблюдают, проводят опыты.)

Экспериментирование

Исследование песка

Воспитатель. Для проведения опытов ученым нужна лаборатория. Давайте представим, что эта комната стала лабораторией. (Дети садятся по 2 человека за стол. На столах стоят 4 мисочки: с песком, глиной, камнями, почвой.) Ученые часто советуются друг с другом, обсуждают свои исследования. Поэтому вы будете работать парами, договариваться о том, что делать, помогать друг другу. На каждом столе лежат предметы для исследования. Пока что они накрыты салфетками. Снимите салфетки и посмотрите, что там лежит. (Дети называют предметы.) Какие предметы вы узнали быстрее всего? Свои исследования мы начнем с изучения песка. Рассмотрите его внимательно. Из чего состоит песок? Похожи ли песчинки друг на друга? Какие они? Возьмите песок пальцами и насыпьте в мисочку. Хорошо ли он сыплется? Какой песок? (Сыпучий.) А теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на песок, что получилось? Песчинки передвигаются, потому что они лежат отдельно друг от друга. А что будет, если в песок налить немного воды? Как вы думаете? (Ответы детей и проведение опыта.) Куда девалась вода? Можно ли сказать, что мокрый песок сыпучий? (Нет, сыпучий только сухой.) Из какого песка легче делать постройки - из мокрого или сухого?

А кто из вас знает, как называются места на нашей планете, где очень много песка в одном месте?

Там очень жарко, растений мало.

Такие места называются песчаными пустынями.

Чаще всего там растут кактусы , колючие растения

В пустыне могут жить различные животные и насекомые

По песку тяжело передвигаться - ноги утопают, песок забивается в обувь.

В заключение воспитатель вместе с детьми делает вывод: «Песок состоит из множества маленьких песчинок, как правило, разных. Песок (сухой) сыпучий, поэтому ветер легко может передвигать песчинки. Если его намочить, песчинки склеиваются, прилипают к рукам и друг к другу».

Исследование глины

Воспитатель. Теперь перейдем к исследованию глины. Возьмите мисочки с еще одним из компонентов нашей земли. Как вы считаете, что это? (Ответы детей.) Да, это глина. Внимательно рассмотрите ее. Какая она? (Твердая, состоит из множества крохотных частичек, которые крепко держатся друг за друга.) Давайте нальем в мисочку с глиной немного воды и посмотрим, что получится. Куда делась вода? (Она плохо проходит сквозь глину.) Как изменилась глина? (Стала пластичной, мягкой, из нее можно лепить.) Давайте вспомним, что после дождя по глине тяжело ходить: она прилипает к обуви, на глиняной дорожке легко поскользнуться. Еще в древние времена люди узнали об этом свойстве глины и научились лепить из нее посуду. Посуду обжигали на огне, и она становилась твердой и не пропускала воду.

По легенде деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона. Он был мастером гончарных дел, богомаза и игрушечника.
Семьдесят пять из ста домов в Филимонове кормились гончарством. Как и везде, посуду делали гончары-мужчины, а игрушки-свистульки – женщины, за что окрестные жители прозвали их «свистуличницами».
В начале ХХ века производство филимоновской игрушки сократилось настолько, но
внимание и интерес общества к народному искусству привели к возрождению в Филимонове игрушечного промысла. Мастерицы быстро вспомнили свое ремесло.

В заключение воспитатель делает вывод: «Глина состоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твердая, но если ее намочить, она становится мягкой, пластичной. Из глины лепят посуду (дети рассматривают дымковские, филимоновские игрушки из глины).

Кроме этого глину используют в строительстве».

Глина является пластичной осадочной породой, которая, преимущественно, состоит из глинистых минералов. Плотная глина, лишённая примесей - доступное и ценное сырьё, используемое в строительстве.

Физкультминутка

Педагог читает текст, а дети выполняют разные упражнения.

РАЗ - и стану я землей,

Мягкой, теплой и живой!

Очень сильной, очень крепкой,

Очень доброй и большой.

ДВА - и вмиг я глиной стану,

Может, к обуви пристану,

Если дождик во дворе.

Не ходите вы по мне!

ТРИ - сейчас я холм зыбучий,

Очень желтый и сыпучий.

Осторожней, люди, будьте,

Если вы не на верблюде!

А ЧЕТЫРЕ - камни мы,

Крепкие ребята.

И бросать в окошко нас

Никому не надо.

ПЯТЬ - я почва - верхний слой,

Дружат травы все со мной,

И деревья, и кусты,

Червяки, жуки, кроты.

Всем живущим говорю:

«Чтите матушку свою!»

Наша круглая планета

Называется ЗЕМЛЯ,

Все живущие под солнцем

Братья нам. И мы друзья!

После физкультминутки, дети садятся за столики и продолжают экспериментирование.

Исследование камней

Воспитатель. Давайте исследуем камни. Рассмотрите их, потрогайте, постучите ими друг о друга. Какие они? (Твердые, холодные, шероховатые и т. п.) Налейте на камни немного воды. Что получилось? Стали ли камни от этого мягче, как глина? Может, они слиплись? Куда делась вода? Она впиталась в камни? (Нет.) Как они изменились? (Стали ярче, красивее.) Кто знает, где «живут» камушки? (В горах, в море, в реке, в озере в пещерах и т.п.) Кто из вас видел камни и где это было?

В заключение воспитатель с детьми делает вывод: «Камни твердые, крепкие. Они ""живут"" на земле, под землей, в земле, на дне морей, озер, рек, в вулканах. Камни бывают очень разными по цвету и форме. Если их намочить, они меняют цвет, становятся ярче, загадочнее, но не делаются мягче».

Исследование почвы

Воспитатель. Возьмите оставшуюся мисочку. Что в ней? Здесь находится особая земля - почва. Рассмотрите ее внимательно, исследуйте, из чего она состоит. (В ней есть частички темного цвета, сухие листочки, веточки, песчинки, камешки и т. д.) Почва образуется из опавших листьев и веточек, погибших животных, камешков, песчинок. В ней находится «еда» для растений. Чем больше такой «еды», тем лучше чувствуют себя растения. Налейте в мисочку немного воды. Что произошло? (Вода впиталась, почва стала влажной.) Вспомните, как мы поливаем почву в горшках для комнатных растений, на клумбе. Куда при этом девается вода? (Она уходит в почву, и растение может «напиться».) А кто живет в почве?

(Дети перечисляют, воспитатель показывает изображения крота, дождевого червя и т. п.)

Воспитатель делает вместе с детьми вывод: «Почва - это “живая” земля. Без нее не могут жить растения. В почве обитает много разных животных. Она состоит из кусочков глины, песчинок, камешков, корней и других остатков растений. Мы с вами исследовали составные части земли. Назовите их, пожалуйста. (Ответы детей.) У нас под ногами - песок, глина, камни. Самый верхний, самый плодородный слой земли называется почвой ».

Давайте попробуем все содержимое ваших мисочек высыпать на поднос и перемешать. Что получилось? (Земля.) Все эти части можно обнаружить в земле, у нас под ногами. Люди часто называют землю «кормилицей», «матушкой-землей». Почему? (Ответы детей.) На земле растут деревья, травы, кустарники. Земля - это еще и название нашей планеты. Давайте скажем «матушке-Земле » несколько добрых слов и пожеланий. И тогда эта обычная земля превратится в волшебную, «живую

землю», на которой все оживает. Пусть каждый из вас произнесет свое пожелание земле. (Дети говорят добрые слова. В это время поднос накрывается большим лоскутом ткани, раскрашенной в технике батик.) А теперь давайте поиграем!

Игра «Откуда эта горсть земли?»

Описание игры.

На игровом поле находятся иллюстрации с изображениями разных природных ландшафтов нашей планеты. Они размещены в виде цветка с шестью лепестками: 1-й лепесток - пустыня, 2-й - лес, 3-й - цветники, 4-й - каменистый берег моря, 5-й - глинистая дорога, 6-й - горы. В комплект игры также входят пакетики с разной землей (песчаной, глинистой, каменистой, плодородной, гумусовой почвой).

Ход игры.

Воспитатель. Ребята, к лепесткам этого цветка прикреплены картинки, на которых изображены разные уголки нашей планеты. (Дети рассматривают игровое поле.) Давайте отгадаем, из каких мест взяты «горсти земли» в пакетиках. (Дети по очереди берут пакетики и кладут их на тот или иной лепесток. Пакетик, в котором много камешков, - на лепесток с изображением гор, пакетик с черной, плодородной землей - на лепесток с изображением цветника и леса, с глиной - на глинистую дорогу, с песчаной - на лепесток с иллюстрацией пустыни, с морскими камешками - на лепесток с изображением морского берега.)

Заключительная часть

Воспитатель. Мы с вами провели интересные исследования. Что мы выяснили? (Ответы детей.) Теперь, может быть, вы по-другому будете смотреть на то, что у вас под ногами. Когда пойдете на прогулку, посмотрите, какая земля на территории нашего детского сада. А теперь давайте «пообщаемся» с землей. (Берет поднос, накрытый тканью, и снимает ткань. Оказывается, что в земле выросли молодые побеги овса - во время игры педагог незаметно меняет поднос с землей, которую создали дети, на другой с такой же землей, но уже с проросшими побегами.) Смотрите, что произошло с нашей землей после того, как мы сказали ей ласковые слова. Своими добрыми словами и пожеланиями вы оживили землю. Возьмем этот поднос в группу и будем наблюдать, что произойдет с землей и растениями дальше.


Конспект

Логопедического занятия по коррекции ОНР

с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий

(подготовительная группа)

Тема: «Земля – наш дом, мы хозяева в нем»

Цель: уточнить, закрепить и расширить представления детей о планете Земля, о месте человека на этой планете и его взаимодействии со всем окружающим.

Коррекционно – развивающие задачи:

- развивать общие речевые навыки;

Совершенствовать навык самостоятельного построения умозаключений;

Развивать связную речь;

Развивать мелкую моторику и координацию речи с движением;

Развивать офтальмокинез;

Развивать зрительное внимание и память;

Совершенствовать звуковой и слоговой анализ;

Развивать буквенный синтез, осуществлять профилактику дисграфии, формируя образ

Слова.

Образовательные задачи:

- совершенствовать умение грамотно строить предложение, отвечать «полным ответом»;

Закрепить знания о понятиях «звук», «буква»;

Совершенствовать умение образовывать слова с противоположным значением;

Развивать навык чтения.

Воспитательные задачи:

- воспитывать познавательный интерес к занятию, игре;

Воспитывать умение слушать и слышать обращенную речь;

Прививать навыки коллективной и индивидуальной работы;

Формировать самоконтроль за речью, самостоятельность и активность в течение всего

Занятия.

Оборудование: компьютер, экран для проекций, мяч, конверты с буквами, конверты с картинками к стихотворению, презентации для занятия.

Ход занятия:

  1. Организационный момент .

Логопед: Сегодня в детский сад почтальон принес конверт. На нем написано «Детям группы Цветики» и изображено какое-то существо. Как вы думаете, кто это?

Дети: Это Лунтик.

Логопед: Открываем конверт. А тут письмо. (Во время чтения логопедом письма на экране появляются картинки)

«Здравствуйте, ребята. Я, думаю, вы узнали меня. Я – Лунтик. (На экране – картинка - Лунтик) Живу я на Луне. Я случайно оказался на вашей планете . (На экране – Лунтик появляется на планете Земля) Здесь у меня появилось много замечательных друзей, и мне очень понравилась ваша планета . (На экране – картинка – Лунтик и его новые друзья) Но, к сожалению, мое пребывание на ней подходит к концу и мне надо возвращаться обратно. А еще я узнал, что скоро вы пойдете в школу, но я не знаю, что такое школа и зачем туда надо ходить. Расскажите мне, пожалуйста, об этом, и еще я хотел бы узнать больше о вашей чудесной планете. Свое сообщение отправьте мне, пожалуйста, с первым спутником, который полетит к Луне. Заранее вас благодарю! »

  1. Логопед: Дети, давайте поможем Лунтику и расскажем ему, что же такое школа.

Инсценировка «Что такое школа?»

(Дети по цепочке читают стихотворение, на каждую строчку которого на экране появляется картинка, соответствующая смыслу произносимой фразы).

Что такое школа?

Это много классов, много света.

В классах учатся ребята.

Школа знаньями богата.

Приглашает всех учиться,

Только просит не лениться.

  1. Логопед: А на какой же планете находится наша школа?

Дети: Наша школа находится на планете Земля.

Логопед: Как называются жители нашей планеты?

Дети: Жители нашей планеты называются земляне.

Логопед: Правильно. А теперь внимание на экран. Прочитайте предложение, которое там появилось.

Дети: « Земля – наш общий дом».

Логопед: Да, ребята, наш дом планета Земля. Мы, люди, живем на ней. А кто еще живет вместе снами на планете Земля?

Дети: Птицы, рыбы, животные, насекомые, растения.

Логопед: Правильно. Вместе с нами на планете земля живут растения, рыбы, насекомые, птицы, различные животные. (На экране появляются называемые существа и объекты) Подумайте и скажите: кто важнее всех в этой жизни на планете Земля?

Инсценировка «Кто важнее всех на земле?»

1 ребенок : Я - солнышко, самое главное. Всем нужно мое тепло.

2 ребенок: Я – вода, главнее. Без меня вы погибнете от жажды.

3 ребенок: Я - воздух, все живое дышит. Без меня не было бы жизни, я самый важный.

4 ребенок: Я – почва. Я самая важная. Без меня ничего не вырастет.

5 ребенок: Я – растение, земли украшение. Я главнее, я на тебе расту.

6 ребенок: Я – насекомое. Я тебя опыляю. Без меня у тебя не будет семян.

7 ребенок: Я – заяц, травоядное животное. Тебя, растение, съем, значит, я важнее.

8 ребенок: Я хищник, волк. Я на тебя охочусь. Я сильнее и важнее тебя.

9 ребенок: Я – человек, могу управлять водой и ветром, распахать землю, посадить растения, разводить животных. А на тебя, волк, могу охотиться.

Логопед: Так кто же самый главный на нашей планете? (Выслушиваются ответы детей)

  1. Логопед: Да, дети, на планете Земля мы все зависим друг от друга. Поэтому надо жить дружно и беречь природу. Солнышко согревает нашу землю. Давайте пальчиками покажем и расскажем об этом.

Пальчиковая гимнастика:

Солнышко, солнышко

Погуляй у речки.

Солнышко, солнышко

Разбросай колечки.

Мы колечки соберем.

Золоченые возьмем.

Покатаем, поваляем.

И назад тебе вернем.

  1. Логопед: Солнце светит для всех на нашей планете. Давайте немного поиграем в игру «Солнце светит для всех». (Дети встают в круг, логопед - в центр этого круга)

Логопед: Я бросаю мяч и называю слово, а вы, возвращая мне его обратно, должны назвать слово с противоположным значением.

Игра с мячом «Солнце светит для всех».

Солнце светит и для бедных и для богатых, для злых и для ….., для грустных и для …., для больных и для…., для маленьких и для …., для ленивых и для …., для высоких и для…., для друзей и для…., для старых и для …, для трусливых и для…..

  1. Логопед: Продолжим наш разговор о планете Земля. А какую геометрическую форму имеет планета Земля?

Дети: Земля имеет форму шара.

Логопед: Почему Землю называют голубой планетой?

Дети: Потому что на ней много воды.

Логопед: Правильно на планете Земля много воды. Это океаны, моря, реки и озера. А на суше живут люди. На планете Земля живут разные народы и говорят они на разных языках, например, японцы на японском. А как вы думаете, на каком языке говорят французы? англичане? китайцы? (Выслушиваются ответы детей) А на каком языке говорим мы с вами?

Дети: Мы говорим на русском языке.

Логопед: В детском саду вы научились чисто и красиво говорить, правильно произносить все звуки, познакомились с русской азбукой. Давайте расскажем про это стихотворение.

(Дети по строчке (или хором) читают стихотворение)

«Много звуков есть на свете…»

Много звуков есть на свете:

Шелест листьев, плеск волны.

А бывают звуки речи,

Мы их точно знать должны.

Звуки четко произносим,

Слушаем внимательно.

Буквы правильно читаем,

Пишем их старательно.

  1. Логопед: В космосе кроме нашей планеты солнце освещает и другие планеты и космические объекты. Назовите, какие планеты и космические тела и объекты вы знаете?

Дети: Марс, Венера, Сатурн, кометы, спутники….

Логопед: Правильно. Но все эти планеты находятся так далеко от нас, что рассмотреть их можно только в телескоп. Для этого надо иметь хорошее зрение. А чтобы зрение было хорошим надо делать гимнастику для глаз.

Глазодвигательное упражнение «Индеец Зоркий глаз».

Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы; вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

Широко открыли глаза (5 секунд), закрыли (5 секунд). Быстро поморгать глазами в течение 10 секунд.

  1. Логопед: Вокруг Солнца в космосе вращается много планет и космических тел. В этих конвертах названия некоторых из них. Но все буквы перепутались. Давайте, попробуем вернуть их на место.

Игра «Собери слово».

Дети вынимают из конвертов буквы и складывают слова МАРС, ЛУНА, ЗЕМЛЯ, САТУРН, ракета, спутник. (После того, как дети сложат слова и прочитают их, на экране появляются картинки-изображения данных объектов .)

  1. Логопед: Посмотрите на экран. Что это за кружочки на нем появились? Как называются эти кружочки? (На экране появляется звуковая схема слова Сатурн)

Дети: Звуковая схема.

Логопед: Посмотрите внимательно на картинки-изображения на экране и скажите, какой картинке соответствует эта звуковая схема.

Дети: Это слово САТУРН.

Логопед: Правильно. Назовите каждый звук в этом слове. (Дети по очереди называют звуки в слове Сатурн и дают им характеристику: гласный или согласный, если согласный, то глухой или звонкий, твердый или мягкий.)

  1. Логопед: О космических телах и объектах люди узнают, не только глядя в телескопы, но и сами совершают космические путешествия. Как называются люди, летающие в космос?

Дети: Люди, летающие в космос, называются космонавтами.

Логопед: Правильно. А каких людей берут в космонавты?

Дети: В космонавты берут только самых сильных, выносливых, умных людей.

Логопед: Покажите и расскажите, что для этого нужно делать.

Речь с движением «Готовимся в космонавты».

Будем очень мы стараться, (дети делают рывки согнутыми руками перед грудью)

Дружно спортом заниматься:

Бегать быстро, словно ветер, (бегут на месте)

Плавать лучше всех на свете. (делают гребки руками)

Приседать и вновь вставать (приседают и встают)

И гантели поднимать. (изображают упражнения с гантелями)

Станем сильными, и завтра (руки на поясе)

Всех возьмут нас в космонавты. (маршируют на месте)

  1. Логопед: Молодцы, ребята. А сейчас посмотрим, хватит ли у вас терпения и выносливости для того чтобы выполнять эти упражнения достаточно долго.

Игра «Выполни упражнение»

Логопед: Я буду называть слова, и показывать упражнение 1 раз, а вы должны повторить это слово и выполнить упражнение столько раз, сколько слогов в произнесенном мною слове.

(Несколько детей по очереди проговаривают слова и одновременно выполняют упражнения) : ЗЕМ – ЛЯ, ПЛА – НЕ – ТА, РА – КЕ – ТА, КОС – МОС, КО – МЕ – ТА,

ЗВЕЗ – ДЫ, ЧЕ – ЛО – ВЕК.

  1. Логопед: Правильно, для того чтобы стать покорителем космоса надо много и хорошо учиться и заниматься спортом. И это у вас еще все впереди. А сейчас мы можем пока только помечтать, глядя в темное ночное небо, полное звезд.

Мнемотехника «Космонавт»

(Рассказывание стихотворения с опорой на мнемотаблицу Логопед читает стихотворение, сопровождая его показом на экране картинок таблицы, появляющихся по мере прочтения каждой строчки. Затем таблица убирается. Детям раздаются конверты с набором картинок, и предлагается разложить их в той же последовательности, как они появлялись на образце. Далее логопед еще раз читает стихотворение, и затем опрашивается несколько детей. Как вариант: произнесение детьми по очереди каждой строчки стихотворения с опорой на таблицу.)

В темном небе звезды светят,

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной – наш дом родной.

  1. Логопед: Молодцы. Я думаю все, о чем вы рассказали мы, можем написать Лунтику.

Он прислал вам вот эти маленькие подарки с пожеланием:

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудут.

Пусть будет добрым ум у вас

И сердце добрым будет!


Занятие по экологическому воспитанию «Наш общий дом-планета Земля».

Цель:Формирование экологически грамотного поведения, бережного отношения к природе, желания детей конкретными делами и поступками украшать и любить свою Землю.

Программные задачи:

  1. Расширять представления детей о планете Земля.

2.Расширять представление детей об охране природы.

3.Закрепить знание правил поведения в природе.

4.Воспитывать у детей чувство гордости за свою планету.

6.В игровой форме закрепить знания детей о животном, растительном мире.

Интеграция образовательных областей : познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, физкультура, социализация, здоровье, труд, художественное творчество.

Материал и оборудование :плакат с изображением земли, аудиозапись, карточки с изображением деревьев, птичка, буратино, семена цветов, контейнер для посадки, салфетки, проволока, смайлики.

Предварительная работа:

  1. Беседа на тему: «Земля – наш общий дом», «Правила поведения в природе».

2.Целевые наблюдения на прогулке.

3.Знакомство детей с объектами живой, не живой природы.

Ход занятия.

Дети заходят в группу.

Давайте повернёмся друг к другу и подарим улыбку.

А теперь подарим улыбки гостям и поздороваемся с ними.

Воспитатель.

Сегодня речь мы поведём о том,

Что вся Земля - наш общий дом,

Где мы с рождения живём.

Ребята. Весной, в апреле, весь мир отмечает замечательный праздник – День Земли. Празднуют его все люди, которые любят свою планету – свой дом, родную природу.

Посмотрите, пожалуйста, (обращает внимание детей на плакат с изображением земли).

Что здесь изображено? Правильно Земля. Что есть на земле?

Ответы детей.

Ребята, а вы любите путешествовать? Я вам предлагаю отправиться в путешествие. И мы посетим с вами лес. Закрываем глаза и слушаем, изображаем полёт (звучит музыка самолета).

(Включается аудиозапись «пение птиц»)

Дети встают в круг.

Ребята, мы прилетели на лесную поляну.

Воспитатель. Дети, какое у вас настроение в лесу? Почему?

Ответы детей.

Проводится игра «Назови дерево».

Дети называют деревья.

Воспитатель. Каких птиц можно увидеть в лесу? (Ответы детей.)

Молодцы много птиц знаете.

Вот сейчас мы поиграем в игру «Птицы»

Если вы услышите название птицы – 1 раз хлопайте в ладоши, а если нет – топайте 1 раз. Будьте внимательны!

Воспитатель. Прилетели птицы: голуби, синицы, розы и орлы, совы и скворцы, конфеты и щипцы, соловьи и сковородки, воробьи, зубные щетки.

Молодцы справились.

Предложить детям сесть в кругу.

Смотрите к нам прилетели птички и они чем то напуганы.

Обращает внимание детей на птичек.

Как вы думаете, почему они напуганы? (Ответы и предположения детей.)

Воспитатель показывает картинку "Мальчик с рогаткой в лесу".

Воспитатель. Правильно ли ведёт себя мальчик? (Ответы и рассуждения детей.)

А вы знаете как себя надо вести в лесу.

Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "правильно ", если плохо, то все вместе говорим "не правильно "!
1.На полянке посидели,
Все попили и поели,
А потом пошли домой -
Мусор унесли с собой! (Правильно)
2. Можно по лесу гулять
Ветки с дерева ломать? (не правильно)
3. Девочки цветочки рвали
И в веночки заплетали.
А полянка вся пуста -
Не осталось ни цветка! (не правильно)
4. Можно уходя домой,
Уносить ежа с собой? (не правильно)
5. Дети по лесу гуляли,
Не шумели, не кричали,
Ягоды собрали,
Кустик не сломали! (Правильно)
6. Насекомых не давите,
Если встретите в лесу,
Насекомые природе
Много пользы принесут! (Правильно)
7.Муравьиный дом в глуши –
Ты его растормоши
Муравьишкам помоги,
В банку их ты собери. (не правильно)

Воспитатель. Молодцы, все правильно ответили.

Проводится Физкульт-разминка "Зверобика"

Воспитатель. Ребята на нашей полянке совсем нет цветов. Надо украсить её к празднику. Как мы можем её украсить? Надо посадить цветы. Посмотрите на полянке мы не одни, обращает внимание детей на Буратино. Кто это?

Ответы детей.

Воспитатель: И правда Буратино, что же у него в руке? (Буратино держит деньги)

Я кажется, догадалась, Буратино хочет посадить деньги. Возможно ли это?

Дети отвечают и объясняют ответы.

Воспитатель: А что можно посадить в землю?

Дети предлагают ответы.

Воспитатель: Давайте научим Буратино сажать растения?

Птички передали нам семена цветов.

Сейчас мы их посадим.

Игра «Что в начале, что потом?»

Прикрепляем на доску схему последовательности посадки растения.

Дети называют последовательно,что вначале, что потом.

Подходим к столам с приготовленными горшочками с землёй и сажаем семена.

Воспитатель. Ну вот цветы посажены. И как раз к празднику они вырастут. Ребята мы забыли сделать подарки земле, ведь на праздники всегда дарят подарки. На аромат цветов которые вырастут прилетят бабочки?

Хотите сделать их сами?

Думаю Земля очень обрадуется такому подарку.

Сейчас мы с вами вернёмся домой и сделаем для земли подарки.

Дети закрывают глаза руками (звучит аудиозапись полёта).

Воспитатель. Вот мы и вернулись. Проходите за столы.

Звучит аудиозапись сопровождение . Дети готовят подарки, складывая салфетки приёмом «Гармошка» и перевязывают их проволокой. Прикрепляют их на доску к изображению земли.

Воспитатель хвалит детей за то, что они трудились сообща и сделали красивую композицию. Всем жителям нашей Земли будет уютно и хорошо жить здесь.

Заключительное слово воспитателя: Сегодня мы с вами говорили о том, что вся Земля - наш общий дом. Рядом с нами живут животные, растения, насекомые. И чтобы нам всем жилось хорошо на нашей планете, давайте будем её беречь. Если каждый будет выполнять правила поведения в природе, то наша Земля будет самой красивой планетой.

Дети берут "смайлики с улыбками" и выставляют их на доску. (Это означает, что детям понравилось занятие и у них хорошее настроение.)

© 2024 educent.ru - Портал полезных знаний для школьников и их родителей