10. Основная и заключительная части выступления
Четвертой частью выступления является изложение материала, т. е. последовательный рассказ о различных сторонах предмета в соответствии с представленным планом. Различают два метода изложения :
1) естественный (в литературе встречаются другие наименования аналогичных методов: сюжетный, исторический или хронологический метод)– отобранные факты автор представляет в их хронологической или иной естественной последовательности (сначала причина, потом следствие и т. п.);
2) искусственный (фабульный или философский метод). В данном случае автор, отступая от естественной последовательности, следует созданной им самим логике развертывания темы. Таким образом выступающий пытается повысить занимательность, конфликтность сообщения, удерживать внимание аудитории с помощью эффекта нарушенного ожидания. Здесь, например, сообщения о более позднем во времени событии может следовать сообщение о более раннем событии, после рассказа о следствиях – рассказ о причинах и т. д.
Отступление или дигрессия, экскурс – пятая композиционная часть речи ритора. Здесь кратко характеризуется предмет, лишь косвенно связанный с основной темой, однако выступающий считает необходимым рассказать аудитории о нем. Данная композиционная часть не является обязательной. Место отступления, дигрессии, экскурса в композиции жестко не зафиксировано. Место данной части определяется либо по ходу изложения, либо после изложения и перед аргументацией. Отступление также используется опытными ораторами как способ снятия умственного напряжения в случае, когда тема требует серьезных интеллектуальных усилий аудитории и автора. Экскурс дает и эмоциональную разрядку, если автор случайно или намеренно затронул эмоционально небезопасную в данной аудитории тему.
Важнейшим композиционным блоком являются аргументация и опровержение . Под аргументацией понимается собрание доводов в пользу тезиса в его композиционном единстве и процесс предъявления этих доводов. Опровержение – та же аргументация, но с «противоположным знаком», т. е. собрание доводов против отстаиваемого оппонентом антитезиса или, если основной антитезис не сформулирован – против возможных сомнений и возражений относительно тезиса, а равно процесс презентации этих доводов (Энциклопедический юридический словарь / Под ред. В. Е. Крутских, М., 1999).
В заключении кратко повторяется основное содержание текста, воспроизводятся наиболее сильные аргументы, подкрепляется нужное эмоциональное состояние слушателей и их положительный настрой по отношению к тезису. В зависимости от того, какую из этих задач автор считает наиболее важной, он может выбрать и соответствующий тип заключения: суммирующее, типологизирующее или апеллирующее. В суммирующем заключении выступающий обобщает все ранее сказанное им. Такое заключение основано на психологическом «законе края», согласно которому человек запоминает лучше информацию, расположенную в начале и в конце текста.
Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Международные нормы разведения автора Автор неизвестен Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОС) автора БСЭ Из книги Еврейский юмор автора Телушкин ДжозефЗаключительная шутка Откуда мы знаем, что Иисус был евреем? Тому есть четыре причины: 1. Когда ему было тридцать лет, он был не женат и все еще жил с матерью. 2. Он стал заниматься делом своего отца. 3. Он считал свою мать девственницей. 4. А мать считала его
Из книги Энциклопедия этикета от Эмили Пост. Правила хорошего тона и изысканных манер на все случаи жизни. [Этикет] автора Пост ПеггиПРЕЗЕНТАЦИИ И ПУБЛИЧНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ Всем ораторам, выступающим на публике, следует всегда помнить одно непременное правило: говорите коротко и по существу. В первую очередь, это пожелание относится к тем, в чьи обязанности входит представление публике основного
Из книги Лучшее для здоровья от Брэгга до Болотова. Большой справочник современного оздоровления автора Моховой АндрейВЫСТУПЛЕНИЯ ПО РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИЮ Развитие кабельного и спутникового телевидения явление сравнительно новое, однако благодаря ему значительно увеличилось число телевизионных программ на локальном, национальном и международном уровнях. На каком-то этапе вашей
Из книги Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства автора Снайдер Блейк Из книги Риторика автора Невская Марина Александровна Из книги Рукопашный бой [Самоучитель] автора Захаров Евгений НиколаевичЗаключительная сцена (с. 110) Как уже отмечалось ранее, заключительная сцена фильма является противоположностью открывающей. Это доказательство того, что перемены произошли, и они налицо. Если в вашем сценарии нет заключительной сцены и вы не знаете, какой она должна быть,
Из книги Как сорвать Майдан автора Карманов Руслан29. Композиция выступления Один из разделов книги Поля Сопера «Основы искусства речи» начинается словами: «Сражение выигрывают не только при перевесе в живой силе и снаряжении, но и при превосходстве стратегии и тактики». Как и сражение, подчеркивает автор, речь
Из книги Как стать писателем… в наше время автора Никитин Юрий31. Главная часть выступления Хорошо продуманное вступление еще не обеспечивает успеха речи. Ритор может оригинально начать выступление, заинтересовать слушателя, но впоследствии упустить их внимание и интерес. Перед выступающим стоит очень важная задача – не только
Из книги Этикет. Полный свод правил светского и делового общения. Как вести себя в привычных и нестандартных ситуациях автора Белоусова Татьяна32. Заключение выступления Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Убедительное и яркое, оно запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. И наоборот, плохое заключение губит порой отличное выступление.Некоторые ораторы в
Из книги автора Из книги автораВЫСТУПЛЕНИЯ Чтобы поддержать тех, у кого «нет лидера, динамичная современная структура», надо в центре поставить сцену с клоунами, иначе современные и независимые заскучают и разойдутся. Клоуны должны совмещать развлекуху (цель - удержание публики максимальное время) и
Из книги автора7-я часть, заключительная Ориентируйтесь только на читателей! И еще один серьезный камень, о который можно споткнуться так, что расшибить голову всмятку и больше не подняться. Примеров уже много, вы сами их видели, можете вспомнить. Я говорю о всевозможных мелких тусовках,
Из книги автора§ 5. Публичные выступления Перед выступлением не волнуются только дураки и покойники. Федор Шаляпин Многие люди искренне удивляются: «Как?! Вы так часто выступаете и все еще волнуетесь?» А как же! Даже люди с опытом публичных выступлений уверяют: волнение - это
Из книги автораСекреты публичного выступления Как все ораторы, которые ставят себе целью исчерпать тему, он исчерпал терпение слушателей. Оскар Уайльд Красивая и высокоорганизованная речь - риторически выверенная - позволяет стройно излагать свои мысли, склонять слушателей к своей
Сущ., кол во синонимов: 2 завершение (30) окончание (32) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
заключительная часть - заключение — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом Синонимы заключение EN postambling …
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ - (нем. Schlusstheil), так назыв. в сонатной форме часть, заканчивающая экспозицию (См.) и служащая для закрепления той тональности, куда модулировала вторая тема экспозиции; после разработки (См.), при повторении экспозиции, з. ч. нередко… … Музыкальный словарь Римана
заключительная часть обсуждения - — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN remainder of the discussion … Справочник технического переводчика
заключительная часть сообщения - окончание сообщения постамбула — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом Синонимы окончание сообщенияпостамбула EN message trailerpostamble … Справочник технического переводчика
заключительная часть урока - baigiamoji pamokos dalis statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Paskutinė pratybų (pamokos) dalis, kurioje sudaromos palankios sąlygos sportininko (mokinio) organizmo darbingumui atgauti, tolesnei veiklai pasirengti. atitikmenys:… … Sporto terminų žodynas
часть - и, мн. и, е/й, ж. 1) Доля целого. Часть суток. Часть расстояния. Часть долга. 2) Отдельный предмет как составной элемент механизма, организма и т. п. Части тела. Части машины. Разобрать часы на части … Популярный словарь русского языка
ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ I - [греч. Εὐχαριστία], главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении (μεταβολή изменение, превращение) приготовленных Даров (хлеба и разбавленного водой вина) в Тело и Кровь Христовы и причащении (κοινωνία приобщение; μετάληψις принятие)… … Православная энциклопедия
ГОСТ Р ИСО 3183-3-2007: Трубы стальные для трубопроводов. Технические условия. Часть 3. Требования к трубам класса С - Терминология ГОСТ Р ИСО 3183 3 2007: Трубы стальные для трубопроводов. Технические условия. Часть 3. Требования к трубам класса С оригинал документа: 3.2.1. бесшовная труба; БТ (seamless pipe): Труба, изготовленная способом горячего… …
50.1.031-2001: Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Терминологический словарь. Часть 1. Стадии жизненного цикла продукции - Терминология 50.1.031 2001: Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Терминологический словарь. Часть 1. Стадии жизненного цикла продукции: 3.7.12. (всеобщее) управление качеством: Совокупность программных средств и данных … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Р 50.1.031-2001: Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Терминологический словарь. Часть 1. Стадии жизненного цикла продукции - Терминология Р 50.1.031 2001: Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Терминологический словарь. Часть 1. Стадии жизненного цикла продукции: 3.7.12. (всеобщее) управление качеством: Совокупность программных средств и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Книги
- 1000не одна ложь. Заключительная часть , Ульяна Павловна Соболева. Я думала, что ужасы в чужой стране остались позади, а зияющая дыра в сердце будет кровоточить вечно воспоминаниями о недолгом счастье, пока я пытаюсь жить дальше ради своего ребенка…… электронная книга
- Рассечение Стоуна (часть 4) , Абрахам Вергезе. Заключительная часть выдающегося романа Абрахама Вергезе «Рассечение Стоуна» – история любви длиною в жизнь, предательства и искупления, человеческой слабости исилы духа, изгнания и долгого…
Задачи этой части урока определяют специфику средств, методов и организации их решения. Учитель строит класс для движения в обход по залу. Во время ходьбы учащиеся выполняют упражнения на расслабление для отдельных групп мышц, упражнения для нормализации дыхания (варианты ритма вдоха, выдоха, задержки на вдохе и выдохе). Могут быть использованы успокаивающие задания, требующие концентрации внимания на выполнении команд: малоподвижные игры типа «Запрещенное движение», разнонаправленные движения руками, смена шагов по сигналам, подсчет ЧСС в ходьбе и после остановки. С интересом воспринимается игра «Минутка»: после команды учителя (начало отсчёта времени) учащиеся в строю продолжают ходьбу в обход зала в спокойном произвольном темпе, подсчитывая про себя одну минуту. Когда минута, по мнению ученика, закончилась, он делает шаг влево и останавливается. Конец игры - остановка последнего ученика. Победителем считается ученик, наиболее точно угадавший минуту. Учитель контролирует истинное время выполнения упражнения, после остановки последнего идущего объявляет результаты: время первого и последнего остановившегося, а также 1-2 учеников, наиболее точно определивших «минутку».
Подводя итоги урока, учитель оценивает выполнение задач, объявленных в начале урока, отмечает успехи хорошо работавших учеников и объявляет их оценки. Объявленные ученику оценки за его персональную работу тут же заносятся в его дневник. Заметим, что нельзя снижать оценку за нарушение дисциплины : это уничтожает значение оценки за качество решения учебных задач урока, угнетает стремление детей бороться за высокие показатели качества учения. Учитель может отметить недо-статки, типичные для тех, кто работал не очень старательно и прогресс 1-2 отстающих - это подбодрит и других учащихся. Если по ходу урока имели место относительно крупные нарушения дисциплины, называются фамилии нарушителей. В особых случаях замечание записывается в дневник нарушителю.
Нельзя оценивать плохое качество работы класса на уроке общей для всего класса оценкой: это обижает тех, кто работал со старанием, а получившим замечание или оценку «2» в дневник дает основание объяснить родителям эти случаи как «Всем поставили, а я лично работал хорошо». Кроме того, такого рода «общим наказанием» учитель признает свою неспособность управлять классом, что не прибавляет ему авторитета во мнении учеников. Точно так же нельзя ставить классу высокую общую оценку, ведь отдельные учащиеся работали плохо или нарушали дисциплину на уроке.
Учитель объявляет домашнее задание : выучить упражнение, с которым они были ознакомлены на уроке, оно обязательно потребуется при его дальнейшем освоении.
Далее - ритуал прощания, повторяемый на каждом уроке во всех классах, и организованный выход из зала. Выход из зала должен совпасть со звонком на конец урока. После ухода класса в раздевалки выделенные дежурные (3-4 человека) протирают пол в спортивном зале заранее приготовленными швабрами с влажными тряпками, стараясь при этом не оставлять на полу влаги, которая может привести к падению и травме на следующем уроке.
Форма и содержание заключительной части должны быть согласованы с возрастными и другими особенностями класса. Так, учащихся младших классов после урока следует проводить до их классной комнаты, где они переодеваются до и после урока физкультуры. Один из преподавателей, работавших на уроке с учащимися 5-8 классов, может контролировать поведение учащихся в раздевалках, но, по мере привыкания учащихся к требованиям поведения в этих помещениях, контроль проводится эпизодически. На проведение заключительной части урока следует отводить до 5 минут и 2 минуты оставлять в запасе (на случай непредвиденных объявлений, сообщений и т.п. действий).
Собственную работу на уроке учитель анализирует дважды. Сначала - краткая запись в свой рабочий дневник сразу после проведения: главные впечатления, успешные приемы решения учебных задач, а также допущенные ошибки, заметки для следующего занятия в этом классе. В конце рабочего дня - краткие записи просматривают, дополняя их подробностями и описанием проектов исправления недостатков: учитель стремится впредь не повторять ошибок и применять «находки» или эффективные результаты экспериментов.
Постоянное экспериментирование и самоанализ - основа совершенствования учителя, его единственный путь к высшему профессиональному мастерству.
Самоанализ качества проведенного урока предполагает оценку следующих показателей:
- 1. Точность постановки задач и их понимания учащимися.
- 2. Качество решения задач организации урока (соответствие средств, методов и форм организации специфике поставленной задачи, и особенностям учащихся, затраты времени, причины возникновения ошибок, показатели эффективности выполнения заданий, их использование учащимися в процессе решения учебных задач и др.).
- 3. Эффективность решения задач обучения (по критериям реализации системы дидактических принципов, по количеству учеников, не решивших поставленные задачи).
- 4. Эффективность решения задач воспитания физических качеств (оценка нагрузки по направленности, интенсивности, объему, доступности и индивидуализации).
- 5. Качество решения задач воспитания нравственных, умственных, эстетических качеств учеников, формирования эмоциональной тональности урока, впечатления детей от выполненной работы.
- 6. Собственное поведение на уроке: голос, дикция, точность распоряжений, внешний вид и стиль общения с учениками, активность и эффективность управления динамикой эмоционального фона урока.
- 7. Другие заметки: о поведении отдельных учеников, об особом внимании к отдельным ученикам, о взаимодействии с учащимися и т.п.
Один из главных критериев успешного проведения урока - активность включения каждого ученика в решение поставленных задач (в том числе - освобождённых временно и постоянно).
ВРАЗ: Временно освобожденные от занятий на уроке тоже включаются в работу. Они воспринимают поставленную задачу и решают ее мысленно, отслеживают решение задач занимающимися и оценивают качество ее решения 1-2 учениками по согласованию между собой. Учитель может оценивать качество работы учеников, присутствующих, но не занимающихся на уроке. Включение освобожденного ученика в активное решение поставленных задач поощряет учитель вниманием к работе «освобожденного» и даже её оценкой, фиксируемой в журнале. Освобожденные могут усваивать требования к технике и правила выполнения упражнений. Эти знания пригодятся и тем учащимся, которые постоянно освобождены 10 от занятий на уроках - для помощи занимающимся в освоении упражнений, в судействе соревнований по изученным упражнениям. В ходе урока учитель показывает свою заинтересованность в работе каждого , устанавливая с учеником эмоциональный контакт : показывает ученику, что наблюдает за ним, ожидает успешного решения поставленной задачи, готов подойти и помочь в необходимых случаях.
Сигналом внимания учителя (которого ждёт каждый ученик!) служит взгляд в глаза ученика, выражающий одобрение, порицание, вопрос, обозначающий мимикой и жестами отношение учителя к качеству работы ученика. При этом слабые больше нуждаются во внимании учителя, чем сильные. Слабым ученикам следует оказывать помощь чаще, чем сильным или средним. Учителю следует избегать иронии по отношению к ослабленным и категори чески зал решат ь насмешки или издевки присутствующих на уроке в адрес ученика при неудачных попытках выполнения заданий. Учитель может громко выражать одобрение (а иногда - восторг ) по поводу особенно удачных эпизодов: при решении трудных задач, выразительности движений, даже по поводу красоты осанки, поступка, костюма (если последний изготовлен своими руками, а не приобретен за деньги). Внимание учителя к ученику стимулирует развитие интереса учеников к предмету. И внимание каждому ученику - элемент стиля работы Учителя!
- Напомним: в системе СпФВ постоянно освобождённых нет!