К сожалению, у современных детей все реже возникает желание читать. Приобщить младших школьников к художественному слову, научить различать доступные для них, полезные, интересные книги, сформировать их читательский кругозор и постепенно сделать их настоящими читателями помогут уроки внеклассного чтения.
Программа по внеклассному чтению, разработанная Светловсгай Н.Н. утратила свою актуальность. Новых программ нет. Педагогу предоставлена свобода выборов авторов и изучаемых произведений. Однако во многих школах преподаватели вовсе отказались от внеклассного чтения или заменили уроки формальными читательскими дневниками, в которых родители пишут, чтобы не упасть лицом в грязь, такое неимоверное количество прочитанных его ребенком страниц, что просто диву даешься. На мой взгляд, это недопустимо.
Цель уроков внеклассного чтения - обеспечить в процессе обучения непрерывное знакомство с широким кругом детских произведений.
Учитель самостоятельно определяет круг авторов, творчество которых будет изучаться с детьми на уроках. Целесообразно выбирать произведения, близкие и понятные по смысловому содержанию, позволяющие органично использовать музыкальное сопровождение, легко и интересно инсценировать отдельные части повествования. Ведь, как известно, литература тесно связана с музыкой, театром, изобразительным искусством. Начинать можно с любимых детьми авторов, с произведениями которых они знакомы ещё с детского сада. Это могут быть Маршак С.Я. («Кошкин дом», «Кто колечко найдет?». «Сказка о глупом мышонке», «Багаж», «Вот какой рассеянный»,«Двенадцать месяцев»), Чуковский К. И. («Мойдодыр», «Федорино горе», «Телефон», «Тараканище», «Краденое солнце»), Носов Н.Н.(«Огурцы», «Заплатка», «Замазка», «На горке»), сказки Перро Ш. (Красная шапочка, «Золушка», «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик», «Спящая красавица», «Рике с хохолком»), сказки Андерсена Г.Х. («Дюймовочка», «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик», «Огниво», «Свинопас», «Ребячья болтовня», «Гадкий утенок», «Дикие лебеди», «Новое платье короля», «Русалочка», «Принцессана горошине»); сказки Братьев Гримм («Стоптанные туфельки», «Король Дроздобород»), Уайльда О. («Великан-эгоист», «Соловей и Роза», «Преданный друг», «Счастливый принц», «Замечательная ракета», «Молодой король»).
После изучения творчества писателей, я задаю читать детям на неделю одно-два произведения, потом в классе дети пишут тест по прочитанному произведению. Когда будет прочитано и проработано несколько произведений изучаемого автора провожу обобщающий урок-викторину, КВН, урок-аукцион, предлагаю детям инсценировать отрывки из сказок, написать сочинение о наиболее полюбившемся произведении.
Предлагаю некоторые тесты по произведениям Н. Носова.
Мишкина каша
1. Где жил Николай, когда к нему приехал Мишка?
а) в селе
б) в городе
в) на даче
г) в деревне
2. На сколько дней уезжала мама?
а) на один
б) на два
в) на несколько
3. Сколько Мишка насыпал крупы?
а) полкастрюли
б) на донышке
в) целую кастрюлю
4. Где ребята варили кашу?
а) на плите
б) на костре
в) в печке
5. Сколько раз ребята подливали воды?
а) много раз
б) 2 раза
в) 3 раза
6. Почему Мишка воды не принес?
а) побоялся в темноту идти
б) ведро в колодец упустил
в) на колонке воды не было
7. Чем ребята натаскали воды?
а) чайником
б) стаканом
в) кружкой
г) кастрюлей
8. Почему ребята не ели кашу?
а) не доварилась
б) не соленая, горькая, воняет гарью
в) не захотели ее есть
9. Что ещё попытались приготовить ребята?
а) картошку сварить
б) макароны пожарить
в) пожарить рыбу
г) суп сварить
10. Как ребята отблагодарили соседку?
а) воды наносили
б) сена накосили
в) огород выпололи
г) огород полили.
На горке
1. Как звали мальчика из рассказа? ____________________________
2. На чём решил покататься с горки герой рассказа?
а) на санках
б) на лыжах
в) на коньках
г) на дощечке
3. Почему мальчик не смог покататься?
а) плохо застыла
б) была ещё не готов
в) кататься, как надо не умел
4. Как он испортил горку?
а) всю исцарапал
б) посыпал песком
в) проковырял дырки
5. Что сделал Котька, чтобы легко было взбираться на горку?
а) порожки с боку
б) перила прибил
в) сзади песком посыпал.
Огурцы
1. Куда взял Павлик Котьку?
а) в лес за грибами и ягодами
б) на речку рыбу ловить
в) путешествовать
2. Что сделал колхозный сторож?
а) побежал за ними
б) засвистел в свисток
в) из ружья выстрелил
3. Что Котька решил сделать с огурцами, когда его мама отправили назад?
а) отнести Павлику
б) выбросить в канаву, а сказать, что отнёс
в) съесть по дороге
г) отнести дедушке
4. Сколько огурцов отдал Котька?
а) все
б) не хватало одного
в) не хватало двух или трёх
5. О чем рассказ?
а) о доброте и зле
б) о честности и совести
в) о двух мальчиках и огурцах
Заплатка
1. Какие штаны были у Бобки?
а) чёрного цвета
б) синего цвета
в) защитного цвета
2. Где Бобка разорвал штаны?
а) за гвоздь зацепился
б) упал и об асфальт разорвал
в) на дерево полез и о сук разорвал
3. Сколько раз Бобка пришивал заплатку?
а) сразу пришил
б) 2 раза пришивал
в) мама ему помогла
4. Что Бобка обещал ребятам ещё научиться делать?
а) петли пришивать
б) пуговицы пришивать
в) вешалку пришивать
г) шнурки завязывать
Затейники
1. Почему Валя и Коля затейники?
а) сочиняли разные истории
б) затевали какие-нибудь игры
в) рассказывали небылицы
2. В какую сказку играли дети?
а) Волк и Лиса
б) Теремок
в) Три поросёнка
3. Чего испугались дети?
а) Валю кто-то тронул за ногу, а она подумала, что это серый волк
б) какой-то шорох раздался
в) кто-то постучался
4. Чем закончился рассказ?
а) больше не стали в три поросёнка играть
б) игру продолжили
в) стали играть в другую игру
Замазка
1. Где дети взяли замазку?
а) стекольщик дал
б) нашли
в) отковыряли от окна
2. Как ребята лишились замазки?
а) дяденька сел на неё
б) потеряли
в) большие мальчики отобрали
3. Чем занимались ребята, когда соскоблили со стула замазку?
а) стали кино смотреть
б) разговаривали друг с другом
в) ели пряники
4. После неудачных поисков замазки дети увидели на экране:
а) продолжение фильма
б) тёмный экран
в) надпись «Конец»
5. Отзыв о фильме:
а) кино понравилось
б) кино понравилось, ещё сходим
в) какая-то чепуха на постном масле
Живая шляпа
1. Чего испугались ребята?
а) кто-то постучался
б) шляпа двигалась
в) непонятные звуки
2. Действия ребят:
а) оборонялись от шляпы как могли
б) убежали из дома
в) сидели, как вкопанные и ждали, что будет дальше
3. Что делал Васька, когда выскочил из-под шляпы
а) фыркал и жмурился от света
б) убежал, что есть сил
в) царапался, вырывался из рук ребят, мяукал.
Бобик в гостях у Барбоса
1. Как звали друга Барбоса?
а) Пушок
б) Васька
в) Мурзик
2. Что делал Барбос до встречи с Бобиком?
а) на улице гулял
б) сидел на подоконнике и зевал по сторонам
в) бегал с котом наперегонки
3. Как Бобик попал в квартиру?
а) через окно
б) через дверь
в) через балкон
4. Где жил Бобик?
а) в доме в подъезде
б) под забором
в) в конуре
5. Какой первый необычный предмет увидел Бобик?
а) часы
б) картину
в) ковёр
6. Где Бобик увидел другую собаку и очень удивился?
а) в зеркале
б) в окне
в) в другой комнате
7. Во что угодил Барбос лапой, когда полез на полку?
а) в кашу
б) в щи
в) в кисель
8. Где, по словам Барбоса, спал дедушка?
а) на кровати
б) на диване
в) возле двери на коврике
9. Что висело на гвозде?
а) ремень
б) плётка
в) веник
10. Куда спрятался Барбос от дедушки?
а) в окно убежал
б) забился в угол около шкафа
в) забился под кровать
11. Что принёс кот Барбоске на ужин?
а) кусок колбасы
б) ножку курочки
в) кусок мяса
Тук-тук-тук
1. На сколько дней раньше приехали ребята?
а) за 2 дня
б) за несколько
в) за 1 день
2. Как звали сторожа лагеря?
а) Наталья Петровна
б) Ольга Ивановна
в) Мария Максимовна
3. Гнёзда каких птиц были на старых липах?
а) вороньи
б) грачиные
в) гнёзда сорок
4. Кто из ребят лёг спать в середину?
а) Коля
б) Костя
в) Мишка
5. Что Мишка положил под подушку?
а) камень
б) топор
в) нож
6. Кто из ребят заснул первым?
а) Костя
б) Мишка
в) Коля
г) никто не заснул
7. Отчего проснулись ребята утром?
а) от страшного стука в дверь
б) сторож разбудил
в) сами встали
8. Кто стучался к ребятам ночью?
а) никто
б) сторож
в) собака лапой
г) ворона
9. Кого ребята считают храбрецом?
а) Колю
б) Мишку
в) Костю
Огородники
1. Сколько человек было в каждой бригаде?
а) три
б) два
в) четыре
г) несколько
2. Какую награду должна была получить бригада-победитель?
а) почётную грамоту
б) красное знамя
в) денежную премию
3. Какой номер участка был у Вити с Колей?
а) №12
б) №14
в) №11
4. Что делал Мишка больше всего при копке участка в первый день?
а) отдыхал под кустиком
б) бегал по другим участкам
в) копал в поте лица
5. Что делал Мишка больше всего во второй день работы?
а) мерил рулеткой вскопанный участок и корень пня
б) постоянно разговаривал с другими ребятами
в) ремонтировал лопату
6. Что должно было отпугивать ворон от огорода?
а) сторож
б) сторожевые собаки
в) пугало
7. Какая идея пришла Мишке в голову?
а) сделать чудо-лопату
б) ночью, когда все будут спать, вскопать огород
в) вскопать огород ночью мотоблоком
8. По какому признаку ребята поняли, что это их огород?
а) пень торчал среди огорода
б) мало было вскопанной земли на участке
в) ребята проверили номер участка
9. На следующий день Мишка с Колей первыми помчались на огород
а) нет, плелись сзади всех детей
б) да, побежали вперед, чтобы быстрее закончить вскопку участка
в) шли со всеми ребятами вместе и смеялись.
10. Порадовала ли новость Мишку и Колю утром?
а) да, ведь знамя они должны будут получить
б) нет, т.к. узнали, что вскопали чужой участок
11. Как ребята решили отметить участок отстающих?
а) пугало поставить
б) отметить зелёными флажками участок
в) постоянно давать других ребят в помощь отстающим
12. Мишка и Коля перестали быть отстающими к осени
а) да
б) да, но только осенью
в) нет, т.к. Мишка все всегда путал
13. Что взяли Мишка с Колей ещё в придачу к знамени?
а) целую корзину выращенных овощей
б) почетную грамоту
в) пугало
Тест - контроль по чтению для учащихся 5 класса специальной коррекционной школы VIII вида.
Цель: научить учащихся с ОВЗ понимать смысл прочитанного текста.
"О друзьях - товарищах". Н. Н.Носов "Огурцы".
"Огурцы".
1. Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов. Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток. Они от него бежать. По дороге домой Павлик подумал, как бы ему дома не досталось за то, что он лазит по чужим огородам. И он отдал свои огурцы Котьке.
Ответь на вопросы:
1. Почему мальчики не поймали рыбу?
2. Иуда забрались мальчики?
3. Кто заметил Котьку и Павлика?
II. Найдите в тексте предложение, в котором говорится о чём подумал Павлик.
III. Озаглавь отрывок.
Количество слов: 73
Прочитанных слов в минуту:
2. Котька пришел домой радостный:
Мама, я тебе огурцов принес!
Мама посмотрела, а у него полные карманы огурцов, и за пазухой огурцы лежат, и в руках еще два больших огурца.
Где ты их взял? - говорит мама.
На огороде.
На каком огороде?
Там, у реки, на колхозном.
Кто ж тебе позволил?
Никто, я сам нарвал.
Значит, украл?
Нет, не украл, а так просто... Павлик брал, а мне нельзя, что ли? Ну, и я взял.
Ответь на вопросы:
1. С чем домой пришёл мальчик?
2. Как он объяснил, где взял огурцы?
3. Какой вывод сделала мама?
II. Охарактеризуй настроение мальчика.
III. Озаглавь отрывок.
Количество слов: 72
Прочитанных слов в минуту:
- 3. Постой, постой! Не выгружай! - говорит мама,
Сейчас же неси их обратно!
Куда ж я их понесу? Они на грядке росли, а я сорвал. Все равно они теперь уже расти не будут.
Ничего, отнесешь и положишь на той же грядке, где сорвал.
Ну, я их выброшу.
Нет, не выбросишь! Ты их не садил, не растил, не имеешь права и выбрасывать. Котька стал плакать:
Там сторож. Он нам свистел, а мы убежали.
Ответь на вопросы:
1. Что не разрешила мама делать мальчику?
2. Что хотел сделать мальчик?
3. Почему Котька стал плакать?
II. Чтение по ролям.
III. Озаглавь отрывок.
Количество слов: 71
Прочитанных слов в минуту:
- 4. Вот видишь, что делаете! А если б он поймал вас?
Он не догнал бы. Он уже старенький дедушка.
Ну как тебе не стыдно! - говорит мама.
Ведь дедушка за эти огурцы отвечает. Узнают, что огурцы пропали, скажут, что дедушка виноват. Хорошо будет? Мама стала совать огурцы обратно Котьке в карман. Котька плакал и кричал:
Не пойду я! У дедушки ружье. Он выстрелит и убьет меня.
Ответь на вопросы:
1. Почему сторож не догнал бы мальчиков?
2. Кто отвечал за огурцы?
3. Почему Котька плакал и кричал?
II. Охарактеризуй характер Котьки.
III. Озаглавь отрывок.
Количество слов: 64
Прочитанных слов в минуту:
5.- И пусть убьет! Пусть лучше у меня совсем не будет
чем будет сын вор.
Ну, пойдем со мной, мамочка! На дворе темно. Я боюсь.
А брать не боялся?
Мама дала Котьке в руки два огурца, которые не
поместились в карманах, и вывела его за дверь.
Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты мне не
Котька повернулся и медленно-медленно пошел по улице.
Уже было совсем темно.
Задания:
Ответь на вопросы:
1. Почему мама хотела отречься от сына?
2. Почему Котька не хотел идти?
3. Как было на улице?
II. Опиши действия Котьки?
III. Озаглавь отрывок.
Количество слов: 70
Прочитанных слов в минуту:
6. "Брошу их тут, в канаву, а скажу, что отнес, - решил
Котька и стал оглядываться вокруг.
Нет, отнесу: еще кто-нибудь увидит и дедушке из-за меня
попадет".
Он шел по улице и плакал. Ему было страшно.
"Павлику хорошо! - думал Котька.
Он мне свои огурцы отдал, а сам дома сидит. Ему небось
не страшно".
Вышел Котька из деревни и пошел полем. Вокруг не было
ни души. От страха он не помнил, как добрался до огорода.
Задания.
Ответь на вопросы:
1. Что решил сделать Котька?
2. Почему н плакал?
3. Какой дорогой пошел мальчик?
4. Расскажи, как удалось Котьке добраться до огорода?
5. Озаглавь отрывок.
Количество слов: 74.
Прочитанных слов в минуту:
7. Остановился возле шалаша, стоит и плачет все громче и громче. Сторож услышал и подошел к нему.
Ты чего плачешь? - спрашивает.
Дедушка, я принес огурцы обратно.
Какие огурцы?
А которые мы с Павликом нарвали. Мама сказала, чтоб я отнес обратно.
Вот оно какое дело! - удивился сторож.
Это, значит, я вам свистел, а вы все-таки огурцы-то стащили. Нехорошо!
Павлик брал, и я взял. Он мне и свои огурцы отдал.
Ответь на вопросы:
1. Около чего остановился мальчик?
2. Кто к нему подошёл?
3. Что принёс ему Котька?
II. Опиши поведение сторожа.
III. Озаглавь отрывок.
Количество слов: 69
Прочитанных слов в минуту:
8. А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен. Ну, больше не делай так. Давай огурцы и иди домой.
Котька вытащил огурцы и положил их на грядку.
Ну, все, что ли? - спросил старик.
Нет... одного не хватает, - ответил Котька и снова заплакал.
Почему не хватает, где же он?
Дедушка, я один огурец съел. Что теперь будет?
Ну что ж будет? Ничего не будет. Съел, ну и съел. На здоровье.
2. Куда Котька положил огурцы?
3. Куда делся один огурец?
II. Чтение по ролям.
III. Озаглавь отрывок.
Количество слов: 69
Прочитанных слов в минуту:
9. А вам, дедушка, ничего не будет за то, что огурец пропал? - Ишь ты какое дело! - усмехнулся дедушка.
Нет, за один огурец ничего не будет. Вот если б ты не принес остальных, тогда да, а так нет.
Котька побежал домой. Потом вдруг остановился и закричал издали:
Дедушка, дедушка!
Ну что еще?
А этот вот огурец, что я съел, как будет считаться - украл я его или нет?
Задания.
Ответь на вопросы:
1. За что переживал мальчик?
2. Почему за один огурец ничего бы не было дедушке?
3. Куда с огорода побежал Котька?
II. Опиши характер дедушки.
III. Озаглавь отрывок.
Количество слов: 65
Прочитанных слов в минуту:
10. Гм! - сказал дед.
Вот еще какая задача! Ну чего там, пусть не украл.
Ну, считай, что я тебе подарил его.
Спасибо, дедушка! Я пойду.
Иди, иди, сынок. Котька во весь дух помчался по полю, через овраг, по мостику через ручей и, уже не спеша, пошел по деревне домой. На душе у него был радостно.
Ответь на вопросы:
1. Какую задачу задал мальчик дедушке?
2. Что подарил дедушка мальчику?
3. Как на душе было у Котьки?
II. Найди в тексте предложение, как Котька возвращался домой.
III. Озаглавь отрывок.
Количество слов: 57
Тема: творчество Н. Носова.
Рассказы: «Фантазеры», «Огородники», «Замазка», «Мишкина каша», «Огурцы».
Цели урока:
1. Познакомить с творчеством Н. Носова.
2. Развитие умений и навыков самостоятельного чтения художественных книг .
3. Расширить литературный кругозор учащихся.
4. Воспитывать в детях нравственные качества, как честность любознательность, воспитанность культура поведения.
Литература:
1. «Книга - выручалочка», Москва, Новая школа, 1995 год.
2. Внеклассное чтение в 3 классе . Издательство «Просвещение» 1983 год, «Произведения Н. Носова».
Ход урока.
Фаза 1 «Вызов интереса».
1.Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством Н. Носова. Он написал много рассказов для детей, которые вы уже прочитали.
Какие рассказы его вы знаете?
С творчеством Н. Носова ознакомит нас Перепелкин К. «Об авторе»
Волшебники, как известно, бывают разные: добрые и злые. Николай Николаевич Носов (1908-1976) был волшебником потому, что владел таинственным «золотым ключиком» к сердцам миллионов маленьких граждан нашей страны и всей планеты: книги его переведены на десятки языков мира, они совершили путешествие по всем континентам. И он был не просто добрым волшебником, а, я бы сказал, добрейшим. Да ещё и весёлым!
Как все настоящие волшебники, Н. Носов был редкостным фантазёром: как раз его фантазия и подарила всем нам знаменитого Незнайку со всеми увлекательнейшими его путешествиями и в кругу друзей, и в Солнечном городе, и на Луне.
Произведения про Незнайку столь значительны и поучительны (хотя в них нет и намёка на унылые назидания!), что они были удостоены Государственной премии РСФСР имени.
Но творческая дорога Николая Николаевича началась не с Незнайки...
Сперва появились рассказы для детей. Один из них назывался «Ступеньки». Потом были написаны повести «Весёлая семейка», «Дневник Коли Синицына». Государственной премией СССР была отмечена повесть «Витя Малеев в школе и дома».
Говорят, что грядущее юного человека, его будущие «взрослые» годы во многом зависят от того, какие книги он прочитал, в детстве, с какими литературными героями сдружился. Тот, кто сдружился с книгами Николая Николаевича Носова, станет Человеком с заглавной буквы - отважным, жизнерадостным, беззаветно любящим нашу Родину. Спасибо за это замечательному художнику слова, добрейшему волшебнику и другу детей!
Анатолий Алексин
Фаза 2. «Восприятие».
· С одним из произведений знакомит Астраханцев Ал. Он называется «Огурцы».
· Вопросы к рассказу:
Что украли Котька и Павлик?
О чем сказала мама?
Отнес ли Котька огурцы, и было ли ему страшно?
Фаза 3. «Осмысление».
· Подбери пословицы к рассказу.
Пословицы:
1. Кто идет, того страх не берет.
2. Жизнь дана на добрые дела.
3. Береги платье снову, а честь смолоду.
4. Чужой беде не смейся.
5. Красивый тот, кто красиво поступает.
6. Лучше горькая правда чем сладкая ложь.
7. Делу время, а потехе – час.
3.С произведением «Фантазеры» ознакомит нас Перепелкин К.
· Рассказывает содержание произведения «Фантазеры».
· Вопросы к рассказу:
1. Кто из ребят фантазировал, а кто врал?
2. Как успокоили девочку Иру и чем успокоили её Стасик и Мишутка?
3. Что они нарисовали?
4. подбери пословицу?
4. С произведением «Клякса» знакомит Астраханцев Ал.
· Вопросы к рассказу:
1. Что любил делать Федя?
2. О чем сказала учительница?
3. Почему испугался Федя и что он перестал делать?
· Вы нарисовали к этому рассказу рисунок. Что вы нарисовали, что хотели показать?
5. Мы прослушали выступления детей о героях Н. Носова. Какие они? (правдивые, смешные, забавные, хорошие, смелые)
6. В разных рассказах вам могут встретиться одни и те же герои. Кто они, назовите эти произведения?
7. Слово учителя: В веселых рассказах Н. Носова изображены обычные ребята, которым чаще всего недостает жизненного опыта, а иногда и умения видеть себя со стороны очень важного для каждого человека, который не только хочет быть хорошим, но и старается стать таким (Мишка), силы воли, сообразительности, понимания, как надо поступать и находить правильный выход из создавшегося положения (Костя из рассказов «Мишкина каша», «Дружок», «телефон».
Фаза IV . «Реализация».
8. Инсценировка по рассказу «Замазка». Подберите пословицу.
9. Проверим ваши знания по тесту.
Тесты по рассказам Н. Носова.
Телефон.
1. Что хотели купить в магазине Мишка и его друг Коля?
А) лампу; б) конструктор; в) машинку; г) телефон.
2. Какое решение приняли мальчики, чтобы купить нужную им вещь?
А) попросить деньги у родителей; б) копить деньги;
в) украсть деньги у родителей; г) не есть и не пить – экономить
3. Кого к телефонной трубке приставил жужжать Миша?
А) муху; б) шмеля; в) стрекозу; г) жука
4. Как придумали переговариваться мальчики после того, как Мишка сломал свой телефон?
А) выучили латинский алфавит ; б) придумали свой язык;
в) кукарекали г) выучили азбуку Морзе
5. Что сделал из телефона Мишка?
А) настольную лампу; б) электрический звонок;
в) бенгальские огоньки; г) лопатку
Замазка.
1. Что отковыряли от окна Костя и Шурик?
А) пластилин; б) краску; в) замазку; г) клей.
2. Куда пошли мальчики после того, как напроказничали?
А) в зоопарк; б) в цирк; в) в кино; г) в парк.
3. С чем перепутал замазку Костя?
А) с мороженым; б) с конфетой; в) с пирожным; г) с пряником.
4. За чем полезли под стулья Костя и Шурик в кинотеатре?
А) за ключом; б) за замазкой; в) за пряником; г) за шляпой.
5. Кто сел на замазку, лежавшую на стуле?
А) мужчина; б) младенец; в) бабушка; г) Шурик.
Огурцы.
1. Что украли на колхозном огороде Павлик и Котька?
А) капусту; б) помидоры; в) огурцы; г) свеклу.
2. Что мама сказала Котьке сделать с крадеными овощами?
А) приготовить салат; б) угостить Павлика;
в) отнести обратно; г) выкинуть.
3. Куда хотел поначалу выкинуть овощи Котька?
А) в мусорный бак; б) в речку; в) в колодец; г) в канаву.
4. Как отреагировал сторож, узнав, что именно Котька украл огурцы?
А) заявил в милицию; б) не пустил домой;
в) пояснил, что это неправильно; г) накричал.
5. Сколько огурцов съел по дороге к колхозному огороду Котька?
А) десять; б) все; в) два; г) один.
Фантазёры.
1. О чём разговаривали, сидя на скамейке, Мишутка и Стасик?
А) кто сильнее; б) кто умнее; в) кто переврёт; г) кто красивее
2. Кто «откусил» голову Мишутке?
А) собака; б) акула; в) волк; г) кит.
3. Кто съел Стасика в Африке?
А) антилопа; б) тигр; в) лев; г) крокодил.
4. Куда летал Стасик?
А) на Марс; б) на Меркурий; в)на Луну; г) на Солнце.
5. Что без разрешения съел Игорь?
А) торт; б) варенье; в) мёд; г) мороженое.
10. Кроссворд.
1. Главный герой сказки, который жил в цветочном городе?
2. Как называется рассказ, где главные герои Котька и Павлик?
3. Увидел он старушку, подпустил ближе – как бабахнет из пистолета. Как звали этого мальчика?
4. Ребята всю ночь копали участок. Как называется этот рассказ?
5. Под шляпой был кот. Как его звали?
Из первых букв по вертикали прочитайте слово. Что получилось? Кто он такой?
11.Какие положительные качества можно перенять у героев, а какие нельзя?
V . «Творческая лаборатория»
Напишите собственный рассказ, подобный прочитанным.
Литературное чтение 2 класс.
Тест по сказкам Н.Н.Носова («Затейники», «Живая шляпа», «На горке»),
1.Почему Валя и Петя называли себя «затейниками»?
А. Они всегда затеивали всякие сказки.
Б. Они всегда затеивали всякие игры.
В. Они всегда затеивали всякие концерты.
2. Какую сказку прочитали «Затейники» Валя и Петя?
А. Колобок.
Б. Волк и семеро козлят.
В.Три поросенка.
3.Кто схватил Петю за ногу?
В. Петя это сам придумал, чтобы напугать Валю.
4. Почему шляпа оказалась «живая»?
А. Потому что кот Васька забрался под нее.
Б. Это же сказка - вот и живая.
В. Шляпу кто-то дергал за веревочку.
5. Каким предметом Вадик и Володя не защищались от шляпы?
А. Лыжной палкой.
Б. Кочергой
В. Коньками.
6.В какой квартире жил Котька Чижов?
7.Почему Котька не смог забраться на горку?
А. Он был на коньках.
Б Горка была скользкая.
В. На горке не было ступенек.
8.Котька испортил горку?
А. Сломал ее.
Б. Засыпал песком.
В. Засыпал снегом.
9.В какой сказки использовали одеяло?
А.Затейники.
Б.Живая шляпа.
В. На горке.
Ключ к тесту. |
|
На данной странице можно ознакомиться с текстом рассказа «Огурцы» Николая Носова.
Рассказ Н.Н. Носова «Огурцы»
Рассказ «Огурцы»
Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу.
Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов. Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток. Они от него бежать. По дороге домой Павлик подумал, как бы ему дома не досталось за то, что он лазит по чужим огородам. И он отдал свои огурцы Котьке.
Котька пришел домой радостный:
— Мама, я тебе огурцов принес!
Мама посмотрела, а у него полные карманы огурцов, и за пазухой огурцы лежат, и в руках еще два больших огурца.
— Где ты их взял? — говорит мама.
— На огороде.
— На каком огороде?
— Там, у реки, на колхозном.
— Кто ж тебе позволил?
— Никто, я сам нарвал.
— Значит, украл?
— Нет, не украл, а так просто… Павлик брал, а мне нельзя, что ли? Ну, и я взял.
Котька начал вынимать огурцы из карманов.
— Постой, постой! Не выгружай! — говорит мама,
— Почему?
— Сейчас же неси их обратно!
— Куда ж я их понесу? Они на грядке росли, а я сорвал. Все равно они теперь уже расти не будут.
— Ничего, отнесешь и положишь на той же грядке, где сорвал.
— Ну, я их выброшу.
— Нет, не выбросишь! Ты их не садил, не растил, не имеешь права и выбрасывать.
Котька стал плакать:
— Там сторож. Он нам свистел, а мы убежали.
— Вот видишь, что делаете! А если б он поймал вас?
— Он не догнал бы. Он уже старенький дедушка.
— Ну как тебе не стыдно! — говорит мама. — Ведь дедушка за эти огурцы отвечает. Узнают, что огурцы пропали, скажут, что дедушка виноват. Хорошо будет?
Мама стала совать огурцы обратно Котьке в карман. Котька плакал и кричал:
— Не пойду я! У дедушки ружье. Он выстрелит и убьет меня.
— И пусть убьет! Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор.
— Ну, пойдем со мной, мамочка! На дворе темно. Я боюсь.
— А брать не боялся?
Мама дала Котьке в руки два огурца, которые не поместились в карманах, и вывела его за дверь.
— Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты мне не сын!
Котька повернулся и медленно-медленно пошел по улице.
Уже было совсем темно.
«Брошу их тут, в канаву, а скажу, что отнес, — решил Котька и стал оглядываться вокруг.
— Нет, отнесу: еще кто-нибудь увидит и дедушке из-за меня попадет».
Он шел по улице и плакал. Ему было страшно.
«Павлику хорошо! — думал Котька. — Он мне свои огурцы отдал, а сам дома сидит. Ему небось не страшно».
Вышел Котька из деревни и пошел полем. Вокруг не было ни души. От страха он не помнил, как добрался до огорода. Остановился возле шалаша, стоит и плачет все громче и громче.
Сторож услышал и подошел к нему.
— Ты чего плачешь? — спрашивает.
— Дедушка, я принес огурцы обратно.
— Какие огурцы?
— А которые мы с Павликом нарвали. Мама сказала, чтоб я отнес обратно.
— Вот оно какое дело! — удивился сторож. — Это, значит, я вам свистел, а вы все-таки огурцы-то стащили. Нехорошо!
— Павлик брал, и я взял. Он мне и свои огурцы отдал.
— А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен. Ну, больше не делай так. Давай огурцы и иди домой.
Котька вытащил огурцы и положил их на грядку.
— Ну, все, что ли? — спросил старик.
— Нет… одного не хватает, — ответил Котька и снова заплакал.
— Почему не хватает, где же он?
— Дедушка, я один огурец съел. Что теперь будет?
— Ну что ж будет? Ничего не будет. Съел, ну и съел. На здоровье.
— А вам, дедушка, ничего не будет за то, что огурец пропал?
— Ишь ты какое дело! — усмехнулся дедушка. — Нет, за один огурец ничего не будет. Вот если б ты не принес остальных, тогда да, а так нет.
Котька побежал домой.
Потом вдруг остановился и закричал издали:
— Дедушка, дедушка!
— Ну что еще?
— А этот вот огурец, что я съел, как будет считаться — украл я его или нет?
— Гм! — сказал дед. — Вот еще какая задача! Ну чего там, пусть не украл.
— А как же?
— Ну, считай, что я тебе подарил его.
— Спасибо, дедушка! Я пойду.
— Иди, иди, сынок.
Котька во весь дух помчался по полю, через овраг, по мостику через ручей и, уже не спеша, пошел по деревне домой. На душе у него было радостно.
Пословицы к рассказу Огурцы Носова
Пословицы, которые можно соотнести с основной мыслью рассказа:
- На обмане далеко не уедешь.
- За правое дело стой смело.