Глава I.
АЛФАВИТ И СЛИТНЫЕ ЗНАКИ
§1. Характеристика стенографического письма
В стенографии для краткой записи используют элементы букв обычного письма. Так, например, буквы Т и Н состоят из трех элементов, а в стенографии каждый из них обозначает отдельную букву, называемую знаком:
Стенографические знаки стандартны. Выписывать их необходимо точно, так как от изменения размера, формы или позиции знака меняется его значение. Например:
Стенографическое письмо должно быть легким, безнажимным и безотрывным в пределах слова или словосочетания (фразеограммы) и более наклонным, чем обычное. Наклон письма под Углом 45° уменьшает искажение знаков при их соединении, помогает сохранить соразмерность начертаний, содействует более точному выписыванию острых углов.
Точное выписывание графических элементов, из которых состоят стенографические знаки, уменьшает деформацию их при быстрой записи, облегчает и ускоряет процесс чтения. Чтобы выработать такой почерк, нужно вначале писать очень медленно. Большую пользу для приобретения правильного почерка приносят графические упражнения.
В начале обучения следует пользоваться тетрадями в две линейки. Расстояние между линейками принимается за одну меру (одномерный знак является ориентиром):
Знаки, имеющие по размеру меньше одной меры, называются малыми, все остальные (одномерные, двухмерные и трехмерные) - большими.
Упражнение 1 (графическое). Каждый пример напишите несколько раз, затем напишите все упражнение целиком. Старайтесь выписывать как можно точнее.
С каждым днем растет темп жизни, все дороже становится минута, в то же время мы теряем массу времени, пользуясь медленным традиционным письмом. Невозможно представить процесс обучения без бумаги и ручки, а сколько времени отнимает процесс письма на уроке! Хороший конспект в вузе на вес золота! В то же время черновик доклада, курсового и дипломного проектов, заметки врача, юриста, менеджера, писателя, даже домохозяйки, услышавшей новый рецепт по радио - все возможно быстро, со скоростью мысли записать, если овладеть упрощенным методом письма.
Некоторые думают, что это очень трудоёмкая наука, требующая больших и длительных усилий. На самом деле научиться скорописи - стенографии можно за несколько месяцев, ведь для этого не нужно заучивать массу правил, основа владения стенографией - тренировки и не только письменные. Можно писать мысленно в дороге, во время просмотра информационных и других телепередач, во время беседы и перед сном.
Основа предлагаемой системы - алфавит - состоит из элементов соответствующих русских рукописных букв. Целые группы сочетаний связанны с алфавитом, поэтому рука легко привыкает воспроизводить их. Сокращение приставок и окончаний тоже укорачивает начертания. В итоге даже длинные слова пишутся двумя тремя движениями.
Очень важное преимущество стенографии - не нужна аппаратура, источник питания, специальная подготовка к записи, достаточно иметь блокнот и ручку, и вы зафиксируете любые умные мысли, быстро набросаете план дел на предстоящий день, месяц, год, вечером, успевая за своими мыслями, занесете пережитое в дневник. И не каждый сможет узнать о ваших переживания, заглянув в него.
Вообще стенографирующий всегда в центре внимания, его непонятные письмена вызывают искреннее удивление и уважение, а для руководителя престижно иметь такого помощника. Грустно смотреть на журналистов или участников конференций, когда они не успевают записать и одно слово, в то время как произнесена вся фраза.
Сейчас многие увлекаются разгадывание кроссвордов, сканвордов, но ведь и чтение стенограмм иногда создает загадки. Не всегда пишущий успевает за речью, бывает, приходится и пропустить слово, или короткое стенографическое начертание, оказывается искаженным. Тогда приходится погадать над смыслом записанного, что бы или заменить пропущенное слово удачным по смыслу, или пофантазировать над искаженным, что бы это значило? Поэтому чтение стенограмм иногда превращается в игру - загадку, что сравнимо с преодолением кроссворда, или досаду, если это служебная стенограмма. Для опытных стенографов это редкость.
Из современных средств подобного сохранения информации, по вышеописанным причинам со стенографией может соперничать пожалуй, лишь звукозапись. Однако, записанная на пленку, предположим, лекция - это не конспект для подготовки к экзамену. Для составления оного, нужно снова прослушать всю запись и составить тот самый конспект. Стенографируя, студент уже в процессе письма обрабатывает материал, пропуская все лишнее, и по этому конспекту без письменной расшифровки можно готовиться и к следующему занятию, и к сессии, и к гос. экзамену. По этой же причине опытные стенографисты не любят работать по аудиозаписи, используя её как справочный материал.
В процессе обучения необходимо иметь в виду, что качество стенограмм зависит от строгого соблюдения некоторых условий:
Недостаточно знать правила теории, навык письма вырабатывается в процессе регулярных тренировок.
Изучать теорию нужно последовательно, переходить к новому уроку только после основательного закрепления предыдущего.
Стенографические слова короткие, поэтому нужно обращать особое внимание на почерк, первое время писать медленно, но точно.
Навык чтения развивается в процессе обучения, поэтому нужно перечитывать все свои стенограммы, одновременно исправлять ошибки и неточности.
Стенография развивает память, внимание, грамотность, владение речью, обучение стенографии - трудолюбие и настойчивость.
Получая высшее образование, я поняла, что знания стенографии мне помогают усвоить больше материала, чем моим сокурсникам. Невозможно представить процесс обучения без бумаги и ручки, а сколько времени отнимает процесс письма на уроке! Слушая преподавателей, я успевала полностью застенографировать их лекции, что облегчало мне подготовку к зачетам и экзаменам. Получив три высших образования, я всегда использовала стенографию. И не смотря на то, что сейчас существует огромное количество современных способов фиксировать и сохранять информацию, стенография пока не вышла из обихода. Преимущества ее перед обычной записью очевидны: это и скорость, и возможность записывать текст без сокращений, не говоря уже о существенной экономии бумаги. Есть у нее и другие плюсы. Например, людям, у которых преобладает двигательная память, стенография позволяет не только зафиксировать, но и быстро усвоить материал.
И когда с каждым днем растет темп жизни, все дороже становится минута, теряется масса времени при использовании традиционного письма. А если овладеть упрощенным методом письма – стенографией, то можно быстро, со скоростью мысли сделать заметки врачу, юристу, менеджеру, писателю и даже домохозяйке, которой нужно быстро записать новый рецепт. И еще один аргумент в пользу знания стенографии – это прикольно! Зашифровывать и расшифровывать тексты, чувствовать себя шпионом, когда сосед пытается заглянуть в твои записи и у него вытягивается лицо от увиденного!
И вот уже я знаю и использую стенографию более 30 лет. Последнее время к ней возрос интерес, и я решила записать курс, который состоит из 10 уроков теории и домашнего задания к каждому уроку. Можно овладеть более простым вариантом, освоив только алфавит и обозначение гласных звуков. А можно пойти дальше и выучить все сокращения и методику сокращения. В этом случае ваша скорость увеличится в 5 раз.
Желаю удачи в освоении этой науки. И уверена, что вы получите не только пользу от знания скорописи, но и большое удовольствие от самого процесса изучения стенографии.
Меня зовут Седова Марина Владимировна. Стенографию я изучала в 1987 году, имею диплом. Много лет работала в должности секретаря со знанием стенографии, стенографировала конференции, совещания. Расшифровывала стенограммы и оформляла в официальные документы.
Получая высшее образование, я поняла, что знания стенографии мне помогают усвоить больше материала, чем моим сокурсникам. Невозможно представить процесс обучения без бумаги и ручки, а сколько времени отнимает процесс письма...
Ценность конспекта в том и состоит, что стенографирующий пишет в 3-5раз быстрее и успевает вникнуть в самую суть услышанного, сформулировать и записать главное, пропустив повторы и незначительные детали. Конспектирование — это творческий процесс, облегчающий усвоение самых сложных вопросов изучаемой науки, развивающий познавательные способности, способный послужить не один раз.
Сокращённый курс скорописи даёт возможность в кружках или самостоятельно, выполнив 10 заданий (примерно за два месяца), освоить теорию стенографии, выработать некоторые навыки практического письма и освоить методические приёмы тренировок, развивающих скоростные навыки, (примерно за месяц).
Успех зависит не только от выполнения всех методических рекомендаций, но и регулярности стенографирования. Возьмите за правило — ни дня без строчки, и скорость письма будет обязательно расти.
Комментарии читателей
Коробов Роман Анатольевич / 17.03.2019 Хотелось бы быстро научиться стенографии.Мой отец меня ещё в школе учил этому-тогда было лень.Сейчас захотелось по настоящему овладеть.Учебник у меня есть,но как самому?...
Анатолий Иванович Пашков / 31.01.2016 40 уроков стенографии. Автор c 55-летним опытом владения стенографией и 18-летним опытом преподавания стенографии, предлагает учебник - самоучитель по стенографии "Как научиться быстро писать". Учебник предназначен для школьников, студентов, учителей, журналистов, юристов и всех кто желает научиться писать 80 слов в минуту, то есть писать со скоростью разговорной речи. Объём учебника 380 страниц. Твёрдый ламинированный переплёт. В учебнике 40 уроков. В каждом уроке подробно описаны правила скоростного письма, приводятся примеры и упражнения для закрепления изучаемого материала и приобретения навыков стенографического письма. Предлагаются тексты для стенографирования и стенограммы для чтения. Учебник написан простым, понятным, доступным языком. Рекомендован Министерством Образования республики Башкортостан в качестве учебника для факультативных занятий в школах, колледжах, техникумах, ВУЗах. Могу выслать учебник для изучения. Если в процессе учебы появятся вопросы, буду консультировать сообщениями через Интернет или личным общением по Скайпу в удобные для Вас дни и время.
Ещё в школе услышал о способе быстрой фиксации речи. Воображение тут же нарисовало картину дневника полного пятёрок. Воодушевление было столь велико, что после уроков сломя голову бросился в библиотеку. Пособие для студентов и преподавателей сулило двукратное ускорение, путём введения сокращений:
1) √ — исток, корень
2) ? — задача, проблема
3) ! — внимание, осторожно
4) () — аплодисменты
5) (— начинать, стартовать
6)) — заканчивать, завершать
7) (:) — замысел, точка зрения
8) ^ — агрессия, конфликт
9) ± — рядом, около, почти
10) } — объединять, в совокупности
Для начала показалось неплохо, но за неделю желанные слова от учителей не прозвучали. Пришлось готовиться обстоятельнее. Не понимая сложности высшей математики, заучил:
1) ∠ — угол
2) ∾ — подобие
3) ∴ — поэтому
4) ∵ — потому, что
5) ∃ — существует
6) ∈ — принадлежит
7) U — объединение
8) Π — произведение
9) ∀ — все, любой, каждый
10) ≡ — идентично, совпадение.
На помощь пришла картография:
1) ○— ртуть
2) ▲— нефть
3) ◊ — мрамор
4) ☼ — алмазы
5) ■ — каменный уголь
и физика:
1) F — сила
2) m — масса
3) E — энергия
4) V — скорость
5) ρ — плотность.
В какой-то момент подступило разочарование — можно, конечно, выучить:
1) х — много
2) = — уровень
3) / — отрицание
4) → — следует
5) ← — зависит
6) ↔ — обмен, замена
7) ↓ — падает, снижается
8) — растёт, увеличивается
9) ║— параллельный
10) ┴ — перпендикулярный,
но не хватало какой-то магии, чуда, волшебства. По инерции продолжал коллекционировать в надежде отыскать Грааль:
1) Ψ — душа
2) ∑ — сумма
3) ∂ — который
4) ø — диаметр
5) ∆ — разница
6) σ — отклонение
7) t° — температура
8) ∸ — скрещивание
9) ∩ — пересечение
10) ∞ — бесконечность,
Наткнулся на новенький учебник скорописи с запахом типографии и не до конца разрезанными листами. Открывал бережно, словно сундук с сокровищами, забыв о тысячности тиража. Казалось, книга ждала именно меня. Иллюстрации трафаретной печати дарили предвкушение успеха.
Долгие вечера тянулись написанием штриховых каракуль. Чувствовал себя первоклассником, вернувшимся к прописям, зато в пятом классе уже вовсю писал ускоренным методом. Тридцать пять лет практики привели в тупик — конспекты способен прочесть исключительно сам. Недавно пришлось вернуться к первоистокам.
Вместе с группой 9-го набора Школы траблшутеров заново придумали ассоциативные изображения, которые отрисовал Андрей Королёв — студент 4 курса Химического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, золотой медалист Международной менделеевской олимпиады школьников по химии:
1. А и Я связали с А лЯ ской. Слово содержит обе буквы, а написание первой снизу вверх под правым наклоном закрепляет мнемоническую связь.
2. Б обозначили Б абочкой, левое крыло которой рисуется, как рыболовный крючок со стороны лески.
3. В — большой палец, отходящий от В арежки.
4. Г — первый изгиб Г адюки — змеи средней ядовитости.
5. Д — Д ятел, линия эскиза которого начинается от клюва и завершается петлёй на крыле.
6. Е, Ё, Э — лобовая колючка Е жа по восходящей.
7. Ж — лапка Ж ука, рисующаяся сверху вниз, завершающаяся крошечной завитушкой.
8. З — передняя левая часть округлого З амка, открывающегося против часовой стрелки.
9. И и Ы — И гла, которая в множественном числе получает на конце «Ы».
10. Й — Й ог, правая рука поднята до середины расстояния между плечом и головой.
11. К — К люч, стремящийся упасть, поэтому рисуется сверху вниз.
12. Л — Л ампочка, обведённая по левому краю, начиная с полного цоколя до половины колбы.
13. М — хвостик М ыши, начинающийся завитушкой.
14. Н — нижняя линия Н оса слева направо.
15. О — дужка О чков в направлении чтения с небольшим подъёмом по ходу отрезка.
16. П — очерченная рукоять П истолета, начиная с курка вниз.
На этом прервёмся — у вас будет ровно неделя, чтобы потренироваться. Во второй части материала продолжим знакомство с алфавитом, рассмотрим написание слогов.