История создания первой советской конституции. Тема: Принятие первой советской конституции Принятие первой советской конституции 1918 г

История создания первой советской конституции. Тема: Принятие первой советской конституции Принятие первой советской конституции 1918 г

Начало 1920-х годов ознаменовалось появлением новой мировой державы на политической арене - СССР. Первая Конституция СССР была принята через 2 года после создания

Самый первый свод законов нового государства был подписан в январе 1924 года. Именно тогда на приняли первую Конституцию СССР, которая законодательно закрепляла диктатуру пролетариата.

Также первый основной закон отразил многонациональный уклад Советского Союза и мощную базу Советской власти. Стоит отметить, что первая Конституция СССР была принята иностранными державами без каких-либо противоречий.

Что же ускорило создание этого свода законов? Как известно, на первом съезде Советов была утверждена Декларация о а уже в январе 1923 года, ровно за год до принятия первой Конституции, было основано 6 комиссий для разработки и подготовки текста будущего свода законов. Первая конституция имеет следующую структуру:

  • первый раздел: Декларация об ;
  • второй раздел: Договор об образовании Советского Союза.

Первый раздел характеризовал принципы вхождения в Советский Союз других республик. Принципы были следующие: добровольность и равноправие.

Помимо этих принципов, в Конституции прямо заявлялось о возможности мировой революции, о разделении мира на два лагеря: капиталистический и лагерь социализма. Второй раздел Конституции СССР включал в себя 11 глав, в которых утверждались герб, флаг и столица права суверенных республик, положения об исполнительном комитете, президиуме и о других органах власти.

Первая Конституция СССР имела следующие исключительные предметы ведения:

  • внешняя политика и торговля;
  • разработка основных законов;
  • руководство/планирование государственного бюджета и экономики;
  • вопросы войны/мира.

Вторая Конституция СССР была принята через 12 лет и просуществовала до 1977 года.

Она имела свое название: «Сталинская конституция», или «Конституция победившего социализма». Что же провозглашал новый документ Советского Союза? Во-первых, он говорил о том, что в СССР победил социализм. Во-вторых, подтверждал уничтожение частной собственности и введение равного всеобщего избирательного права. Как ни странно, но Конституция 1936 года даровала людям свободу печати, собраний, слова и митингов и неприкосновенность Представителем всех общественных и государственных организаций по Конституции 1936 года являлась Всесоюзная Коммунистическая Партия Большевиков. Стоит отметить, что вплоть до 1977 года днем Конституции считалось 5 декабря - этот день отмечался, как праздник, всем народом. В 1962 году Хрущев создает комиссию для пересмотра главного закона страны.

Первая Конституция СССР была опубликована в начале 1924 года. Она являлась первым сводом законов нового государства, новой великой державы. Но ее история была совсем небольшой: всего лишь 12 лет первая Конституция СССР обладала высшей юридической силой в Советском Союзе, после чего была пересмотрена и отменена.

Весной 1918 г. произошли заметные изменения в государственно-политическом развитии страны. Заключение Брестского мира изменило отношения большевиков с их партнерами по правительственной коалиции - левыми эсерами. Первоначально они поддерживали переговоры с Германией, но оказались не готовы к заключению сепаратного мира, который, по их мнению, отодвигал перспективы мировой революции. В вопросе о ее судьбе в России левые эсеры стояли на полуанархических позициях: их не смущало отсутствие армии для ведения революционной войны, поскольку они считали, что революция - дело не армий, а масс. Поэтому их лозунг был: «Не война, но восстание!» - и оно должно было, по их мнению, повсеместно вспыхнуть в случае германо-австрийской оккупации.

На IV (Чрезвычайном) Всероссийском съезде Советов левоэсровская фракция голосовала против ратификации мира и отозвала своих наркомов из правительства. При этом было заявлено, что партия обещает Совнаркому «свое содействие и поддержку». Разрыв, однако, был неполный: левые эсеры остались во ВЦИК, входили в коллегии наркоматов, работали в других учреждениях. Левые эсеры составляли треть коллегии ВЧК и такую же часть ее отрядов. Колебания партии в полной мере проявились на ее съезде, созванном 17 апреля 1918 г. в Москве. К числу противоречий с большевиками были отнесены вопросы о мире, социализации земли, об узурпации правительством прав ВЦИК, функции которого были сведены к формальному утверждению декретов. Делегаты не поддерживали большевистские идеи демократического централизма, требовали большей свободы творчества на местах. Специально подчеркивалось, что Советы должны быть проводниками «диктатуры пролетариата и трудового крестьянства», которое называлось «самым сильным отрядом восставшей армии трудящихся России». Не ставя под сомнение власть Советов, участники съезда выступали против ее использования как орудия только большевистской политики.

Противоречия левых эсеров и большевиков резко обострились в мае - июне 1918 г., после принятия декретов о продовольственной диктатуре и комбедах. Левые эсеры были против диктатуры в продовольственном деле, а идее его централизации Наркомпродом противопоставляли децентрализацию, предлагая передать осуществление продовольственной политики местным Советам. Эсеры были против развязывания гражданской войны в деревне. Лидеров партии смущало, что в официальных документах фигурировали не только «кулаки» и «деревенская буржуазия», но и «держатели хлеба». Они не без оснований опасались, что декреты ударят не только по кулаку, против чего никто не возражал, но и по среднему, мелкому крестьянству: документ обязывал каждого «владельца хлеба» сдать его, а «всех, имеющих излишек хлеба и не вывозящих его на ссыпные пункты», объявлял «врагами народа». Левые эсеры негативно отнеслись и к созданию комбедов, называя их «комитетами лодырей».

Откровенно негативным к правлению большевиков было отношение правых эсеров и меньшевиков. Они считали необходимым восстановить в правах Учредительное собрание, осуждали подписание Брест-Литовского мирного договора, выступали против проводившейся большевиками экономической политики. Оставаясь до лета 1918 г. легальными оппозиционерами, эти партии использовали социально-экономические трудности и ошибки новой власти для укрепления своих позиций. Большим успехом оппозиционные социалистические партии пользовались среди участников так называемого «движения уполномоченных». В нем участвовали выборные представители предприятий, на которых коллективы возложили защиту своих экономических и политических интересов перед властями. Сторонники движения дистанцировались как от традиционных профсоюзов, так и от государственных органов управления. Движение зародилось в Петрограде, затем распространилось на Центральный промышленный район. Летом 1918 г. предполагалось созвать Всероссийскую конференцию уполномоченных, но большевики арестовали активистов движения и не позволили реализовать задуманное.

Обобщающим показателем снижения популярности большевиков после нескольких месяцев пребывания у власти были итоги перевыборов Советов в апреле - мае 1918 г. Во многих местных Советах в крупных городах меньшевики и эсеры одержали победу. Они превзошли большевиков в Костроме, Рязани, Твери, Ярославле, Туле, Орле, Воронеже, Тамбове, Вологде и других городах. Однако ленинцы не признали своего поражения и в большинстве случаев новоизбранные Советы были разогнаны.

Учитывая нарастание осложнений в отношениях со своими социалистическими противниками, большевики перешли в наступление. 14 июня 1918 г. голосами большевистской фракции (левые эсеры воздержались) из ВЦИК были исключены меньшевики и эсеры, что было фактическим переворотом, ибо сделать это имел право только съезд. Вслед за ними была решена участь и партии левых эсеров, которая к лету 1918 г. оставалась самой массовой (в ее состав входило не менее 300 тыс. человек). Руководство левых эсеров попыталось добиться перемен большевистской политики на V Всероссийском съезде Советов (работал 4-10 июля 1918 г. в Москве). Однако располагавшим на съезде 30% голосов делегатов левым эсерам сделать этого не удалось. Тогда они прибегли к популярной в их партии форме давления - политическому террору. Эту позицию поддержал ЦК партии.

6 июля левый эсер Я. Г. Блюмкин застрелил германского посла Мирбаха. Эта акция не была антисоветским мятежом. «Единственная цель июльского восстания, - вспоминал впоследствии один из его участников, - сорвать контрреволюционный Брестский мир и выхватить из рук большевиков партийную диктатуру, заменив ее подлинной Советской властью». Однако выступление было плохо подготовлено организационно и не имело четкого плана. Лишь вечером 6 июля, задним числом, левоэсеровский ЦК одобрил шаг Блюмкина. Сам он после теракта укрылся в отряде ВЧК, которым командовал левый эсер Д. И. Попов. Явившийся туда с требованием выдать виновников Дзержинский был задержан, а вслед за ним изолированы еще около 30 коммунистов. По телеграфу в различные города были разосланы телеграммы с призывом к восстанию против германского империализма.

Произошедшее большевики использовали как повод для разгрома оппозиции. Изолирована была фракция левых эсеров на V съезде, а ее лидер М. А. Спиридонова стала заложницей. В ночь на 7 июля 4 тыс. верных большевикам латышских стрелков привели к повиновению отряд Попова, который насчитывал 600 человек. 12 участников выступления во главе с заместителем Дзержинского В. А. Александровичем были расстреляны. Эхом московских событий стало выступление в Симбирске командующего Восточным фронтом левого эсера М. А. Муравьева, которое также было подавлено.

После 6 июля большевики не позволили фракции левых эсеров участвовать далее в работе V Съезда. В партии начался раскол, охвативший как руководящие органы, так и низовые организации. Одни партийцы поддержали свой ЦК, другие перешли на сторону большевиков, третьи объявили о своей независимости. В считанные дни одна из самых массовых российских партий превратилась в конгломерат разрозненных групп и де-факто прекратила существование как единая организация. Большевики заявили, что будут сотрудничать лишь с теми эсерами, которые не поддержали свой ЦК, после чего развернулась чистка местных Советов от нелояльных левых эсеров, что свело их влияние практически к нулю. Таким образом завершилось существование Советской власти на двухпартийной основе, а Советы фактически превращались в органы однопартийной большевистской диктатуры.

Одновременно с решением сложных экономических и политических задач шла работа по конституционному закреплению произошедших после октября 1917 г. перемен. 1 апреля 1918 г. ВЦИК создал комиссию по составлению проекта Конституции. Возглавил ее Я. М. Свердлов, а в состав вошли представители фракций большевиков, левых эсеров и группы максималистов. К концу июня проект был готов и поступил в специальную комиссию ЦК РКП(б), которая работала под руководством В. И. Ленина. После доработки и утверждения Комиссией, текст Конституции единогласно принят 10 июля 1918 г. V Всероссийским съездом Советов.

Первая Конституция РСФСР носила открыто классовый характер. В ней провозглашался принцип: «Не трудящийся, да не ест»; цель государства определялась как «уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы… установление социалистической организации общества». Право защищать революцию с оружием в руках предоставлялось только трудящимся. Конституция определяла устройство государства диктатуры пролетариата, утверждала экономические основы нового строя (общественная собственность на средства производства), закрепляла федеративное устройство России. Согласно документу, вся законодательная, исполнительная власть принадлежала Советам, а принцип разделения властей отвергался как буржуазный. Высшим органом государственной власти утверждался Всероссийский съезд Советов, высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом между съездами - ВЦИК, который формировал правительство Республики - СНК. Органами Советской власти на местах были областные, губернские, уездные, волостные съезды Советов, городские и сельские Советы, их исполкомы. Провозглашалось строительство государственной власти на основе демократического централизма.

Основной Закон РСФСР призван был обеспечить руководящую роль рабочего класса в государстве диктатуры пролетариата. С этой целью рабочие получали значительные преимущества в сравнении с крестьянами. На съезде Советов РСФСР их представлял один человек от 25 тыс., а крестьян - один от 125 тыс. избирателей. Выборы проводились открытым голосованием, что увеличивало возможности «контроля» за ними. Кроме того, часть взрослого населения лишалась избирательных прав: к «лишенцам» относились бывшие помещики, буржуазия, чиновники старого режима, жандармы, духовенство и кулачество.

Конституция принималась в условиях, когда многопартийные ранее Советы стали однопартийно-большевистскими. Поэтому она фактически узаконила государственную власть РКП(б), хотя официально об этом не говорилось.

Несмотря на заключение Брестского мира, внешнеполитическое положение Советской России оставалось шатким и неопределенным. Практически по всему периметру Республики возникли очаги напряжения, которое в марте - мае 1918 г. становилось все более ощутимым. В Прибалтике и Белоруссии существовали марионеточные прогерманские правительства. Сами державы Четверного союза с упоением «осваивали» Украину, оккупируя все новые ее области. Не считаясь с условиями заключенного мира, германская армия заняла ряд российских территорий на юге. На Дону вокруг пятитысячной Добровольческой армии концентрировались убежденные противники большевизма. Вместе с ними против Советской власти поднималось местное казачество.

В районе Оренбурга большой свободой пользовался атаман А. И. Дутов. На Севере, в Закавказье, в Средней Азии и на Дальнем Востоке появились пока еще незначительные воинские контингенты Англии, Франции, США и Японии, вокруг которых группировались антибольшевистские силы. «Миной замедленного действия» оказался Чехословацкий корпус, части которого были растянуты от Поволжья до Дальнего Востока. Формально он был составной частью французской армии, однако и большевики боролись за влияние на чехов и словаков. Так в составе Красной Армии и был сформирован 1-й Чехословацкий революционный полк. Однако, в результате конфликта с Советским правительством «чехословаки» подняли 25 мая 1918 г. антибольшевистский мятеж и захватили важные узлы на Сибирской железной дороге. Посол Франции в России Нуланс заявил, что союзники решили начать интервенцию и «рассматривают чешскую армию в качестве авангарда союзной армии». Чехословацкий мятеж стал катализатором вооруженных восстаний против большевиков на обширной территории в Поволжье и Сибири. Военный вопрос выходил на главное место в жизни Советской Республики, начиналась крупномасштабная Гражданская война.

В июле 1918 г. была принята первая конституция РСФСР. Конституция была разработана в основном теоретиками от большевиков и левых эсеров. А также профессиональными юристами (профессор Рейснер). Конституция провозглашала классовый характер советской государственности в виде диктатуры пролетариата. В ней декларировалась превращение советов в единую систему органов власти. Верховная власть в РСФСР принадлежала Всероссийскому съезду Советов , высшим законодательным, распорядительным контролирующим органом в паузах между съездами был ВЦИК (председатель – Свердлов). ВЦИК формировал правительство Республики – СНК .

Конституция РСФСР была построена на положении Ленина о нежелательности проведения в жизнь принципа разделения властей. Рабочие получили значительные преимущества в сравнении с крестьянами: 1 голос рабочего = 5 голосам крестьян. Но реальный механизм власти не раскрывался; не приоткрывался партийный характер высшей власти. Правительственные посты занимали представители одной партии РКП(б). Партийные указы и резолюции составляли советское право. Большевики занимали посты во ВЦИКе и Совнаркоме. Решения принимались в ЦК партии и шли оттуда в государственные органы.

Конституция 1918 г. определила основы федеративного строительства, однако при этом большевики подчеркивали стратегическую временность данной формы. Со временем федерализм должен замениться «Социалистическим унитаризмом» .

Длительное время большевики подменяли национальную проблему классовыми вопросами. Еще ранее (в январе 1918 г.) была принята «декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» – конституционный акт, закрепивший завоевания Октябрьской революции и провозгласивший основные принципы и задачи социалистического государства. В этой декларации Россия провозглашалась федерацией Советских республик. Наиболее активным оказалось казачество. Оно учредило свои автономии (Донская и Кубано-Черноморская автономные республики), возникшие в старых административных границах.

Конституция 1918 г. видоизменила принципы строительства федерации: она строилась по принципу национально-территориальной автономии в исторических границах этносов. В 1918 – 1922 гг. было организовано более 20 автономных республик (Башкирия, Карелия, Казахстан, Киргизская, Вотская, Марийская и др.).

В середине 1919 г. заместитель председателя Реввоенсовета Республики Э.М.Склярский предложил объединить все независимые советские республики в единое государство путем их включения в РСФСР на правах автономий: с единым военным командованием. План автономизации приобрел чрезвычайную актуальность в связи с дипломатическим фактором в начале 1922 г. в связи с подготовкой к международной конференции в Генуе, где предстояло обсуждать судьбу долгов Царского и Временного правительств, а также иностранной собственности в Советской России. 22 февраля удалось подписать протокол о предоставлении Российской Федерации полномочий защищать в Генуе права Украины, Белоруссии, Грузии, Армении, Азербайджана, Бухары, Хорезма и ДВР.


Вопрос об автономизации обсуждает уже после конференции в Генуе комиссия под руководством Наркомата по национальностям И.В.Сталина. Его план атономизации предполагал, что независимые Советские республики становились автономиями в рамках РСФСР. Таким образом, Белоруссия, Украина, Закавказская республика (Армения, Грузия, Азербайджан) должны были войти в РСФСР на правах республик. Однако, руководство Украины (Христиан Раковский) и Грузии (П.Л.Мдивани) выступили против этого проекта.

Ленин выдвинул свой план , согласно которому новое государство должно создаваться как союз равноправных республик. Вместо вступления в РСФСР нужно вести речь о «формальном объединении» всех независимых республик с РСФСР. В итоге 30 декабря 1922 г. на съезде Всесоюзном Советов была принята Декларация об образовании СССР (РСФСР, УССР, БССР, ЗСФ) и союзный договор. Формально союзное государство учреждалось как федерация суверенных советских республик с сохранением права выхода и открытым доступом в нее. Однако механизм «свободного выхода» не предусматривался.

В договоре повторялись положения конституции 1918 г. Верховная власть принадлежала Всесоюзному Съезду Советов; реальную власть имел ЦИК СССР. Формально главой СССР стал Михаил Иванович Калинин – председатель президиума ЦИК СССР от РСФСР. Затем был избран Совнарком СССР. Его председателем ЦИК утвердил Ленина. Высшая судебная власть принадлежала Верховному суду СССР. Были установлены единая валюта, воинская повинность, единое гражданство, все элементы федерации. Каждая республика должна была принять собственную конституцию.

Юридически процесс образования СССР завершился в январе 1924 г. принятием первой конституции СССР , которая ограничивала права и полномочия Союзных республик в пользу Центрального правительства. По предложению Каменева введена статья о праве Союзной республики выйти из СССР. Советский Союз был открыт для вхождения новых государственных образований. В 1922 г. было 4 Союзных республики, а в 1941 г. – 16. Большинство из них выделились из состава РСФСР. Конституция повторяла высшую систему органов власти. Правда, ВЦИК делился на 2 палаты: палата Национальностей и Союзный совет (избирался съездом Советов СССР из представителей союзных республик пропорционально населению каждой).

Таким образом, в 1917 – 1922 – 1924 гг. в границах бывшей Российской империи возникло новое государство – СССР. Оно было создано на новаторских принципах: однопартийная система, леворадикальная идеология. Начался социалистический эксперимент. Почти параллельно (с 1922 г.) в Италии начался фашистский эксперимент.

12 декабря 2008 года исполнилось 15 лет со дня принятия Конституции Российской Федерации.

Первая Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года в связи с образованием РСФСР.

После установления советского строя контрольные функции в соответствии с принципом «Вся власть Советам!» были сосредоточены в высшем органе советской власти. Конституция РСФСР 1918 года установила, что верховным органом власти в стране является Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Съезд Советов мог отменить любой акт любого органа власти, противоречащий Конституции или актам Съезда Советов. ВЦИК имел право отменять или приостанавливать постановления и решения Совета Народных Комиссаров (СНК). В дальнейшем такой же функцией был наделен Президиум ВЦИК.

Вторая Конституция принята второй сессией ЦИК СССР первого созыва 6 июля 1923 года и в окончательной редакции II съездом Советов СССР 31 января 1924 года (в связи с образованием СССР). Верховным органом государственной власти стал Съезд Советов СССР, в период между съездами - Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, а в период между сессиями ЦИК СССР - Президиум ЦИК СССР. ЦИК СССР имел право отменять и приостанавливать акты любых органов власти на территории СССР (за исключением вышестоящего - Съезда Советов). Президиум ЦИК имел право приостанавливать и отменять постановления СНК и отдельных народных комиссариатов СССР, ЦИК и СНК союзных республик. Акты съездов Советов союзных республик Президиум ЦИК мог лишь приостановить, передав вопрос об их отмене на рассмотрение ЦИК СССР. На практике Президиум ЦИК СССР, как правило, не отменял акты, признанные им неконституционными, а предлагал органу, их издавшему, привести их в соответствие с законодательством. Верховный Суд СССР имел право по собственной инициативе делать представления о приостановлении и отмене не соответствующих Конституции СССР постановлений и распоряжений центральных органов и союзных наркоматов; по требованию ЦИК СССР давал заключения о законности актов органов власти союзных республик; разрешал судебные споры между союзными республиками.

Третья Конституция («сталинская») принята Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 года. Она окончательно утвердила приоритет союзного законодательства над республиканским. В ней не предусмотрено право республиканских органов приостанавливать или опротестовывать акты союзных органов. Контроль за соблюдением Конституции СССР и соответствии ей республиканских конституций отнесен к ведению Союза ССР, но конкретный орган, осуществляющий этот контроль, в Конституции не указан. Президиуму Верховного Совета СССР Конституцией предоставлено право толкования законов и право отмены противоречащих Конституции актов союзного и республиканских совнаркомов (советов министров). Вопросы конституционности нормативных актов также рассматривались Президиумом Верховного Совета СССР.

Четвертая Конституция («брежневская») принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года. Она сохранила существовавший порядок осуществления конституционного контроля и конкретно указала эту функцию в списке полномочий Президиума Верховного Совета СССР.

После распада СССР в новых исторических условиях Россия, как и другие союзные республики, провозгласила свою независимость («Декларация о государственном суверенитете РСФСР» от 12 июня 1990 года). В Декларации закреплено новое название - Российская Федерация и заявлено о необходимости принятия новой Конституции России. В 1993 году Президент РФ созвал Конституционное совещание для разработки новой Конституции. Референдум по принятию новой Конституции был проведен 12 декабря 1993 года одновременно с выборами законодательного органа России - Федерального Собрания.

Конституция РФ 1993 года была принята в сложный переходный период и стала одним из важнейших факторов стабилизации новых государственных и экономических структур. Конституция провозгласила формирование новой системы государственно-политического устройства, подведя черту под советским периодом истории России. Конституция не предписывает, как это было ранее, предустановленной единой экономической системы, основанной на государственной собственности, в равной мере защищает все формы собственности, обеспечивая свободу развития гражданского общества. Вся полнота государственной власти в стране осуществляется Президентом Российской Федерации совместно с органами законодательной (двухпалатный парламент ‑ Федеральное Собрание), исполнительной (Правительство РФ) и судебной власти, действующих самостоятельно. Президент как глава государства является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

5 ноября 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев в своем послании Федеральному Собранию РФ выступил с инициативой о внесении поправок в Конституцию. Изменения увеличивают срок полномочий главы государства с 4 до 6 лет, а Госдумы - с 4 до 5 лет, и вводят новую ежегодную обязанность правительства РФ предоставлять отчет о своей работе в Госдуму.

21 ноября 2008 года поправки в Основной закон были одобрены Государственной Думой, 26 ноября - Советом Федерации. Новые сроки будут применены к Президенту и Госдуме, которые будут избраны после вступления в силу поправок. После одобрения Советом Федерации поправки в Конституцию направляются на рассмотрение законодательных собраний субъектов Федерации. В случае одобрения их двумя третями регионов поправки вернутся в верхнюю палату, которая вновь соберется на заседание и утвердит решение регионов. После повторного принятия решения Советом Федерации дается семь дней на его обжалование в Конституционном Суде. Если обжалования не происходит, поправки направляются на подпись Президенту.

События февраля 1917 года открыли перед страной несколько вариантов развития хода событий: либеральный и революционный. Временное правительство ратовало за постепенное, эволюционное преобразование имеющихся проблем в стране путём реформ, Советы выступали за кардинальные перемены, смену власти. Однако Временному правительству не удалось ни удержать власть в своих руках, ни решить в существующих условиях насущные проблемы граждан. В октябре 1917 года на фоне смены власти было создано новое правительство.

Насыщенный событиями период с февраля по октябрь 1917 года – поляризация политических сил, рост популярности социалистического лагеря, правительственный кризис, корниловщина, большевизация Советов, — привёл к событиям октября 1917 года, II Всероссийскому съезду Советов рабочих и солдатских депутатов и созданию нового правительства.

Вечером 26 октября, на II Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов с целью реализации программы, принятых декретов было принято решение о создании нового правительства, которое получило название Совет Народных Комиссаров. 27 октября был издан «Декрет об учреждении Совета Народных Комиссаров». Изначально данный орган власти создавался как временное явление до созыва Учредительного собрания, которое было запланировано на 28 ноября 1917 года. С 1946 года Совнарком стал именоваться Советом министров РСФСР.

Состав СНК

В первый состав Совнаркома, сразу после его создания, входила только большевистская фракция. Это было связано с тем, что эсеры и меньшевики отказались признавать законными события октября 1917 года, а соответственно, не считали новое правительство легитимным. Они также выступили против назначения В.И. Ленина председателем СНК. Путём шантажа с их стороны была сделана попытка пересмотреть политический курс, назначить нового председателя, и только на этих условиях войти в состав. Однако попытка оказалась провальной. Исключением стало включение в состав Совнаркома после 10 декабря 1917 года левых эсеров.

Структура СНК

Формировалось правительство из народных комиссаров. Каждый из которых ведал определённой отраслью жизни страны, комиссариатом. Главой Совнаркома являлся его председатель. Первым председателем был В.И. Ленин. Должность заместителя председателя занимал Рыков А.И. С 1918 по 1937 год Совнарком являлся подотчётным ВЦИКу органом власти, с 1937 года – Верховному совету РСФСР.

После принятия конституции в июле 1918 года, в которой Совнарком был закреплён как постоянно действующий орган власти, было создано 18 комиссариатов:

  • Высший Совет народного хозяйства;
  • Продовольствия;
  • Земледелия;
  • Торговли и промышленности;
  • Труда;
  • Социального обеспечения;
  • Просвещения;
  • Связи;
  • Госконтроля;
  • Здравоохранения;
  • Финансовых дел;
  • Юстиции;
  • Военных дел;
  • Иностранных дел;
  • Морских дел;
  • По внутренним делам;
  • По делам национальностей;
  • Транспорт.

Деятельность СНК

Основные мероприятия, проведённые СНК после образования:

  • Декрет «О мире»: прекращение военных действий, отмена тайной дипломатии;
  • Декрет «Об отмене смертной казни»;
  • Декрет о земле»: создание новых принципов землевладения и землепользования, отмена частной собственности;
  • Декрет, отменяющий чины и сословия, права и привилегии чиновников;
  • Реформа судебной системы: упразднение института мировых судей, появились революционные трибуналы;
  • Реформирование армии;
  • Декрет «О рабочем контроле»;
  • Введение нового календаря с 1 февраля 1917 года;
  • Реформа правописания.

Цели и задачи СНК. Политическая программа нового правительств.

Главной идеей политической программы нового правительства являлось укрепление советской власти, политического режима, решение крестьянского и рабочего вопроса, замена регулярной армии, ликвидация частной собственности.

Цели и задачи:

  1. Укрепление политического режима;
  2. Национализация;
  3. Экономические преобразования;
  4. Повышения уровня жизни населения;
  5. Борьба с ростом цен, безработицей, ростом преступности, инфляцией;
  6. Решение аграрного и рабочего вопроса;
  7. Реформирование судебной системы, армии.

Плюсы и минусы нового правительства

Деятельность Совнаркома противоречива.

Достоинства:

  • Были осуществлены попытки реформирования и преобразования жизненно важных отраслей страны, уничтожены многие пережитки, тормозившие развитие хозяйства.

Недостатки:

  • Практически с самого начала своего существования СНК игнорировал двухпартийный ВЦИК, избранный II съездом, с целью контроля деятельности СНК.
  • Отсутствие в составе меньшевиков, эсеров, которые покинули съезд ещё до создания СНК, привело к формированию однопартийного правительства, что лишило шанса создать коалицию демократических сил, и привело к нарастанию противостояния в обществе.

    Отсутствие конкретных планов, видений структуры госаппарата, схем организации власти, органов управления в купе с борьбой за власть привело к ухудшению положения населения.

    Совмещал в себе и законодательную, и исполнительную, и административную власть.

Участники СНК

Председатель Совета Народных Комиссаров

В. И. Ульянов-Ленин

Народный комиссар иностранных дел

Л. Д. Троцкий

Народный комиссар внутренних дел

А. И. Рыков

Народный комиссар земледелия

В. П. Милютин

Комитет по военно-морским делам

В. А. Антонов-Овсеенко, И. В. Крыленко, Д. Е. Дыбенко

Народный комиссар труда

А. Г. Шляпников

Народный комиссар торговли и промышленности

В. П. Ногин

Народный комиссар народного просвещения

А. В. Луначарский

Народный комиссар финансов

И. И. Скворцов-Степанов

Народный комиссар юстиции

Г. И. Ломов

Народный комиссар продовольствия

И. А. Теодорович

Народный комиссар почти телеграфов

Н. П. Авилов (Глебов)

Народный комиссар по делам национальностей И. В. Сталин (Джугашвили)

Заключение

Деятельность Совнаркома в существующих условиях была довольно противоречива: не имея возможность реализовывать программу, замыслы мирным путём, практически с первых дней использовались методы принуждения, директивные меры. Многие декреты СНК не превратились в реально действующие законы, а так и остались на бумаге.

© 2024 educent.ru - Портал полезных знаний для школьников и их родителей