Александрийская гимназия. Александрийская научная школа. §185. Александрийская школа богословия

Александрийская гимназия. Александрийская научная школа. §185. Александрийская школа богословия

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА , так называемая, огласительная или катихизическая школа (τό τής κατηχήσεως διδασκαλεΐον , Евсевий, Церковная История 6, 3). Под этим названием нужно разуметь не просто школу в широком смысле этого слова, то есть, как ряд ученых мужей, связанных между собою единством идей, выработанных одним главой, но по крайней мере с Пантена (во второй половине II века) нужно разуметь формально действовавшее церковно-учебное заведение, имевшее определенное устройство и программу. Подобно тому как и у иудеев были низшая и высшая школы: «Бет-Соферим» для ознакомления с свящ. законом и историей и «Бет-Мидраш» для объяснения Св. Писания и для более глубокого его уразумения, так вскоре после апостольского времени этого же двоякого рода школы надо различать и у христиан или, или крайней мере, нужно допустить, что эта двоякая цель преследовалась в одном и том же заведении. Низшие христианские школы, имели своей задачей поддерживать дело христианской миссии и преподавать христианское учение верующим вместе с переходившими в христианскую религию из иудейства и язычества оглашенными. Такие школы возникали везде, где только оказывалось значительное число обратившихся в христианство. Высшие школы для более глубокого уразумения Св. Писания и истин веры сначала ограничивались просто наставлениями апостолов, епископов и апологетов. Подобно тому, как апостолы личными собеседованиями научали наиболее одаренных духовных лиц, предназначая их на иерархические и учительские должности — так поступали и епископы, когда они или сами, или с помощью способных учителей преподавали наставления в Св. Писании, причем для более глубокого обоснования христианских учений пользовались и светскими науками, и философией. Такого рода была школа Иустина в Риме, которого слушал сириец Татиан, и школа Иринея в Галлии, ученики которого Гай и Ипполит достигли высокой литературной славы. Если в апостольское время достаточно было простого изложения евангельских истин и событий для надлежащего ознакомления с христианским учением о спасении, то позже, когда началась борьба, которую церковь во II веке принуждена была вести против еретического гносиса, против эллинистически образованных язычников и иудеев, для утверждения христианских истин оказалась необходимой научная разработка истин веры, частью для того, чтобы с успехом защищать учение христианской религии против насмешек и издевательств эллинов, частью для того, чтобы склонять к вере Христовой и философски образованных лиц привычным для них методом преподавания (Евсевий, Церковная История 6, 18), и будущих учителей и поборников христианской религии снабдить тем же оружием, каким пользовались и ее противники. При таких обстоятельствах высшие и низшие школы мало-помалу превратились в формально организованные церковно-учебные заведения с более или менее правильным устройством. Важнейшие из них были в Александрии, Кесарии, Иерусалиме, Сиде, Едессе, Низибии, Лаодикии, Скифополе, Риме, Антиохии, Константинополе и Карфагене.

Старейшим и знаменитейшим учебным заведением с своеобразной организацией была школа александрийская, которая, по свидетельству Евсевия, «с древнейших времен существовала там для священных наук» (Цер. Ист. 5, 10) и находилась под управлением известных своим красноречием и знанием богословия лиц. Евсевий в этом месте называет главой школы ученого Пантена, но ясно дает понять, что не он был ее основателем. Поэтому не невероятно, что александрийская школа в ее первоначальном виде и установлении ведет свое начало от евангелиста Марка, который в Египте, и именно в Александрии, основал первые христианские церкви (Евсевий, Цер. Ист., 2, 16; Иероним, De viris illustribus., с. 8) и своими преемниками имел непрерывный ряд учителей. В Александрии со времени евангелиста Марка всегда были церковные учители, говорит в указанном месте Иероним (1. с. с. 36). Пантен стал во главе огласительной школы в 180 году, в начале царствования Коммода, и позднее трудился вместе со своим бывшим учеником - Климентом и преподавал до времени Каракаллы (212 г.).

О ходе развития, направлении и методе этой катихизической школы у нас имеются лишь скудные сведения. Некоторые эту христианскую школу в Александрии неосновательно смешивают с александрийскими учебными заведениями и считают ее своего рода видоизменением и продолжением языческого «Музея» или даже думают, что она возникла по образцу и под влиянием последнего. Изложенный выше ход развития христианских школ в древности вообще вполне применим и к александрийской катихизической школе, на что уже указывает и самый порядок названий, под которыми она была известна у древних: «наставница верных», «училище священных наук», «училище александрийское» (Евс. Цер. Ист., 5, 10); «огласительное училище» - (там же 6, 3). Но было бы односторонне утверждать и то, что Птоломеем Лагом основанный и Птоломеем II Филадельфом (284-247) расширенный Музей, план которого вероятно, возник в гениальном уме Аристотеля, остался без влияния на возникновение и рассвет христианской катихизической школы. Благодаря царственной благосклонности и щедрости Птоломея, «Музей» возведен был на степень своего рода академии. Великолепные, украшенные колоннами, портики музея манили к умственному взаимообщению и к научным беседам, а далее шли обширные помещения, в которых читались ученые лекции. Многие профессора жили в самих стенах музея. При музее была богатейшая обширная библиотека, об огромности которой можно судить потому, что когда в ней при осаде города Юлием Цезарем в 48 г. до Р. Хр. погибло от пожара 400 000 томов, в ней осталось еще второе собрание в 300 000 томов. Там при Птоломеях было переведено на греческий язык Св. Писание ветхого завета. Все это сильно возбуждало и влияло на развитие христианской катихизической школы. Там выступали представители самых различных философских систем. Учение Платона и Аристотеля, Зенона и Эпикура, находило своих приверженцев и истолкователей, хотя в христианские времена в философии преобладали экклектизм и неоплатонизм. Но и остальные светские науки также подвергались тщательной разработке. Туда стекалась, как к открытому для всех складу учености, даровитая молодежь со всех стран света и слушала лекции по грамматике (филологии), риторике, поэзии, философии, астрономии, музыке, медицине и другим наукам и искусствами Совершенно те же науки преподавались и в катихизической школе. Ориген преподавал кроме медицины все вышеназванные науки, и кроме того еще арифметику, геометрию, физику, нравственную философию, излагал учение всех философов, наконец - и прежде всего - объяснял Св. Писание. Все это, как замечает Иероним, делал он с таким блестящим успехом, что и на его лекциях по светским наукам было необычайное стечение слушателей. Эти лекции он читал с тою целью, чтобы всех так или иначе привести к вере во Христа. Позднее он вследствие переутомления отказался от преподавания литературы, зато он излагал учение еретиков-гностиков и теоремы философов. В этом он следовал примеру Пантена, который таким методом приносил большую пользу, равно как и примеру Иракла, который, состоя священником александрийской церкви, в то же время носил философскую мантию и продолжал заниматься изучением эллинистической литературы (Евсевий, Церк. Ист., 6, 19).

Не смотря на то, что представители христианства из предосторожности старались придать христианской религии вид философской системы, учителя и слушатели александрийской школы не всегда избегали яростного гонительства со стороны языческой черни. Нередко язычники выгоняли слушателей из дома катехетов, в котором происходило преподавание, и за имя Христово вели на смерть, вследствие чего им часто приходилось менять помещения, в которых жили учители и собирались ученики. Определенных часов для преподавания, по-видимому, не было установлено. По крайней мере жилище катехетов всегда было открыто для всех. Во всякое время дня стекались для научения жаждущие знания и ищущие спасения - лица обоего пола. С утра до вечера, даже и ночью, ученики сходились в дом, где жил Ориген (Евсевий, Церк. Ист. 6, 8). Такой прилив учеников давал возможность для увеличения учительных сил привлекать лучших и даровитейших из слушателей. Так, Пантен привлек Климента, Ориген - Иракла в качестве помощников в должности катехетов. Жалованье учителям не выдавалось. Если учитель не имел собственных средств, то о необходимом для него содержании заботился епископ. Но щедрость зажиточных мирян, как Амвросий в отношении Оригена, нередко доставляла богатые средства для учебных и научных целей, напр., для переписывания книг, катихизисов, бесед, комментариев и др. подобных пособий. И сами слушатели не прочь были принимать на себя издержки по преподаванию, хотя Ориген, добывавший то немногое, в чем он нуждался при своей строго аскетической жизни, от продажи творений классических писателей, отказывался от всяких таких приношений (Евс. 6, 3). Со времени Константина Великого, который предоставил духовенству много всяких привилегий, они стали получать пособие, как, вообще, учителя в римской империи, от государственной казны. На это, по-видимому, указывает Кассиодор, говоря об общественных учителях (professos doctores) в Александрии и Низибии. Как бы то ни было, александрийская огласительная школа была и осталась учреждением церковным (schola ecclesiastica, Нiеr. 1. с. с. 38), высшее заведывание которым принадлежало епископу. Он назначал учителей и начальников и в случае важных причин мог и удалять их (см. сл. Ориген). Начальниками школы последовательно или совместно были Пантен, Климент, Ориген, Иракл, Дионисий Великий, Перий, (м. б. Ахилл), Феогност (Серапион), Петр мученик (Макарий), Дидим Слепец и Родон. Полагают, что учителем огласительной школы был одно время и Арий, «священник церкви в Александрии, которому было поручено объяснение Св. Писания» (Феодорит, Церк. Ист. 1, 1). Но из этих слов Феодорита еще не следует этого, и это более, чем сомнительно. Кроме названных катехетов, которые начиная с Климента сами обязаны были своим образованием этой школе, выходило множество ученых мужей и исповедников веры, епископов, священников и церковных писателей, из которых особенно известны Григорий Чудотворец, Анатолий, преподававший в Александрийской школе Аристотелевскую философию, Евсевий Кесарийский и Афанасий Великий. С IV века слава Александрийской школы стала постепенно увядать. Заблуждения Оригена и вызванные ими оригеновские споры подорвали значение школы. Его сочинения считались источником всех новых ересей. Чрезмерный аллегоризм подорвал доверие и к александрийскому способу объяснения Библии. Вследствие оригеновских и арианских заблуждений пришлось также отказаться и от прежнего метода. Более здравомыслящие из ариан, желая уяснить себе все тайны веры, в подтверждение своих положений ссылались на буквальный смысл казавшихся для них благоприятными мест Писания. Надо было, поэтому, исследовать буквальный смысл в связи со всей системой веры, по определенным, общепризнанным, правилам, и научно разъяснить всякое недоуменное место. Такого метода и держался св. Афанасий Великий в своих «4 книгах против ариан»; но особенно он получил значение в начавшей процветать с IV века антиохийской «истолковательной школе», слава которой затмила блеск школы александрийской. С переселением Родона в Сид, в Памфилии (395 г.), прекратился ряд александрийских настоятелей школы и о самой школе с того времени уже не упоминается.

Как в самой Александрии, этом главном седалище неоплатонической философии, - где славились Потамон, Аммоний Сакк, Плотин, Берберий (ум. 304), Иерокл, Прокл и др., так и в катихизической школе преобладало умозрительно-идеалистическое направление духа, склонное к созерцанию и мистике, вследствие чего и объяснение Св. Писания было аллегорически-таинственным. Большинство этих учителей отличались остроумной умозрительностью, хотя фантазия часто брала перевес над здравым рассуждением. Аллегорические объяснения нередко вырождались в мелочность и курьез. Отрицание буквального смысла некоторых мест вредило уважению к Св. Писанию и низводило его на степень книг, исполненных загадок и мифов (см. под сл. Ориген). Поэтому при всех заслугах немаловажен был и вред, который причиняли отдельные учителя в своей чрезмерной ревности к аллегорическому объяснению Св. Писания, к примирению эллинской философии с христианской религией. Впрочем, упрек в платонизме и неоплатонизме, по которому александрийцы, будто бы, ввели в христианское учение идеи этих философских систем, в этой общей форме неоснователен. Форма изложения, способы выражения и метод нередко сближали их с неоплатониками, частью потому, что они до своего обращения сами обучались этой философии, частью потому, что они самыми обстоятельствами были вынуждаемы пользоваться ею терминологией и методом, чтобы с успехом бороться с иудейскими неоплатониками и еретическими гностиками. Учителя и ученики в Александрии, вообще, придерживались экклектизма, причем они не держались исключительно какой-нибудь определенной системы, выбирая подходящее к ним из всех философских систем и пользовались этим для поддержания и распространения дела христианства. И не смотря на эти недостатки, александрийская катихизическая школа имела огромное значение для распространения и защиты христианской веры, для библейской критики и экзегетики. Из нее именно вышли величайшие богословы, как Афанасий Великий, этот «отец православия», и величайшие экзегеты и критические исследователи библейского текста, как Ориген.

Литература. Kirclien lexikon Wetzer и Welte под сл. Alexandriniche Schule. Т. I, стр. 524 и сл.; в русской литературе: Дмитриевский, Александрийская школа (Казань, 1884), Д. П. Миртов, Нрав. учение Климента Александр. Спб. 1900 г.

* Александр Иванович Пономарев,
магистр богословия, профессор
С.-Петербургской духовной академии.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 1, стлб. 512. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1900 г. Орфография современная.

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА 1) платонизма и 2) неоплатонизма.

Александрийская школа платонизма, название, условно объединяющее ряд философов-платоников 1 в. до н. э. - нач. 5 в. н. э., не связанных единообразно с определенным институтом, но учивших в Александрии. Платоновские тексты попадают в Александрию, вероятно, уже в период основания Музея; предметом специального рассмотрения и комментирования они становятся у Стефана Александрийского (ум. 180 до н. э.), сгруппировавшего их по трилогиям, выделившего неподлинные диалоги и, вероятно, осуществившего издание корпуса (см. D. L. III 61-66). Рефлексом того, что Платон среди александрийских филологов сначала был оценен за литературные достоинства, являются известные слова Панетия, назвавшего Платона «Гомером философов». В 87 до н. э. в Александрии находился Антиох Аскалонский, провозгласивший отказ от академического скепсиса и возвращение к догматизму Древней Академии. Возможно, с кругом его учеников так или иначе был связан Евдор Александрийский, который, отказавшись от свойственного Антиоху стоического материализма в толковании сверхчувственного мира и от безусловного приятия аристотелевской логики, развил пифагорейские моменты в платонизме, обратился к непосредственному толкованию текстов Платона (в частности, «Тимея») и тем самым открыл т. н. Средний платонизм. О том, что платонизм в Александрии продолжал развиваться на рубеже старой и новой эры, можно судить по соч. Филона Александрийского. В духе александрийского платонизма философствовал Аммоний, учитель Плутарха (ум. ок. 80 н. э.), от которого у Плутарха интерес к пифагорейской числовой символике и восточным вероучениям. Вероятно, сходный комплекс идей - но при гораздо более развитом мистическом начале - развивался в кружке Аммония, учителя Плотина, и ряда других платоников (Оригена, которого не следует смешивать с учителем Церкви; Геренния; колдуна Олимпия; и др.); однако ок. 242, вероятно после смерти Аммония, кружок его учеников распался. В кон. 4 - нач. 5 в. в Александрии преподавала Гипатия (ум. 415); хотя «Суда» сообщает, что Гипатия читала публичные лекции о Платоне, Аристотеле и др. философах, тем не менее сведений о философских соч. Гипатии у нас нет, и по тому же «Суде» вероятнее всего заключить, что прямой специальностью Гипатии, дочери и ученицы математика Теона, была геометрия и астрономия. Учеником Гипатии был Синесий Киренский, с 411 епископ Птолемаиды, сочинения которого представляют собой смешение христианства и платонизма, затронутого влиянием Плотина.

Александрийская школа неоплатонизма в плане догматики представляла собой ответвление Афинской школы неоплатонизма. Первым неоплатоником Александрийской школы был ученик Плутарха Афинского (ум. 432) Гиерокл Александрийский, который ок. 420 начал в родном городе преподавание платоновской философии в ямвлиховском духе. Как язычник Гиерокл был отправлен в изгнание, но затем вернулся в Александрию и продолжал учить по-прежнему. В Афинах у Сириана учился Гермий, от которого дошла запись лекций Сириана о «Федре». Сын Гермия Аммоний, ученик Прокла, открывает «неоплатоническую эру» комментирования Аристотеля. Преподавание платоновской философии в Александрии при этом не прерывается: между 475 и 485 курс платоновской философии у Аммония слушал Дамаский, сорока годами позже лекции Аммония о «Горгии» - Олимпиодор; на лекции по платоновской философии, в частности на комментарий к «Теэтету», ссылается Асклепий. Иоанн Филопон, также ученик Аммония, приняв христианство, полемизирует с ортодоксальным неоплатонизмом Афинской школы, но прежде всего (в сочинении «О вечности мира против толкования Прокла») он обрушился на традицию неоплатонического толкования «Тимея». Вероятно, непосредственным преемником Аммония был Евтокий, читавший курс по «Органону» Аристотеля. Ряд комментариев к Платону принадлежит Олимпиодору Младшему, последнему неоплатонику-язычнику Александрийской школы. Ученики Олимпиодора Элий и Давид - христиане; в это время (2-я пол. 6 - нач. 7 в.) изучение философии в Александрийской школе ограничивается началами логики.

Программа обучения в Александрийской школе - как и в Афинской -включала в себя толкование сочинений как «дивного» Аристотеля, так и «божественного» Платона, причем соч. первого рассматривались как введение и необходимое дополнение к сочинениям второго. Знакомство с полным корпусом сочинений Аристотеля, по мнению Александрийской школы, необходимо приводит к пониманию их принципиального согласия с философией Платона - точка зрения, восходящая к Антиоху Аскалонскому, но отвергнутая уже Евдором, первым представителем антиаристотелевской традиции в платонизме (из позднейших ср. Аттика, Плотина, Сириана). Однако до чтения полных корпусов Аристотеля и Платона дело в Александрийской школе доходило, вероятно, крайне редко (у Аммония?). При этом сочинения Платона читались в меньшей степени, чем в школе Афинской. От Олимпиодора, например, дошли три комментария к диалогам Платона («Алкивиад I», «Горгий», «Федон»), читавшимся первыми по порядку из 12 входивших в полный курс платоновской философии (см. Афинская школа). Элементарный характер обучения провоцировал иной раз в качестве пропедевтики толкование других (помимо сочинений Платона и Аристотеля) сочинений по практической этике: отсюда - комментарии к «Золотым стихам» Гиерокла и к «Руководству» Эпиктета Симпликия. Основной курс начинался с общего введения в философию, построенного по плану Arist. An. Post. II1 ; в качестве примера такого рода введения в философию см. русский перевод древнеармянской версии «Введения» Давида (Фессалоникийского?) в кн.: Давид Анахт. Сочинения. М, 1975; за ним следовало введение ко «Введению» Порфирия, чтение самого «Введения», затем - введение к Аристотелю, включавшее классификацию его сочинений (см. Аристотеля комментаторы), затем толкование «Органона», начинавшееся с «Категорий». К концу 6 в. в Александрийской школе обучение принимало все более элементарный характер и последний представитель Александрийской школы Стефан Александрийский, перебравшись из Александрии в Константинополь и сделавшись (после 610) «вселенским наставником» (οἰκουμενικὸς διδάσκαλος), т. е. преподавателем императорской академии, среди прочего преподавал квадривий. По характеру комментариев к Александрийской школе примыкает Симпликий, стремившийся, как и александрийцы, объединить учения Платона и Аристотеля.

Александрийская школа неоплатонизма в целом повлияла на формирование византийского богословия (Леонтий Византийский, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Михаил Пселл и др.); с Иоанном Филопоном связан сирийский аристотелизм (в частности, сирийские монофизиты), через него традицию толкования Аристотеля перенимают арабы, оказавшие затем значительное влияние на западноевропейскую средневековую философию.

Лит. : Tannery P. Sur la période finale de la philosophie grecque, - RPh XLII, 1896, p. 266-287; VancourtR. Les derniers commentateurs alexandrins d"Aristote. Lille, 1941; Richard M. Ἀπὸ φωνῆς, - Byzantion 20, 1950; Saffrey H. D. Le Chrétien Jean Philopon et la survivance de l"école d"Alexandrie au VIe siècle, -Ä£GLXVII, 1954, p. 396^10; Marrou #.-/. Synesios of Cyrene and Alexandrian Neoplatonism, - Conflict between Paganism and Christianity in the Fourth Century. Ed. A. Momigliano. Oxf., 1960; Westerink L. G. The Alexandrian School since Hermias, - Anonymous Prolegomena to Platonic Philosophy. Introd., text, transi, and indices by L. G. Westerink. Amst., 1962, p. x-xiii; HadotL Le problème du néoplatonisme alexandrin. Hiéroclès et Simplicius. P., 1978; Westerink L. G. Texts and studies in neoplatonism and Byzantine literature. Amst., 1980. См. также лит. к отд. философам и к ст. Средний платонизм, Неоплатонизм, Афинская школа, Аристотеля комментаторы, Платона комментаторы.

  • - - война рим. легионов Юлия Цезаря с егип. госуд. Гл. театр воен. действий - г. Александрия и ее окрестности. Прибыв в Египет вслед за Помпеем, Цезарь вмешался в династич...

    Древний мир. Энциклопедический словарь

  • - Создание Александрийской библиотеки привело к развитию целого направления в классич. филологии...

    Словарь античности

  • - - самая известная и крупная библиотека Древнего мира. Осн. в начале 3 в. до н.э. в г. Александрия во время правления греко-македонской династии Птолемеев. Входила в состав одного из гл. научных...

    Педагогический терминологический словарь

  • - древнейшая богосл. школа, находившаяся в Александрии; в более широком смысле - направление в богословии ранней Церкви, возникшее в рамках этой школы...

    Католическая энциклопедия

  • - 1) платонизма и 2) неоплатонизма...

    Античная философия

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - крупнейшее в древности собрание рукописных книг при Александрийском мусейоне. Часть Александрийской библиотеки сгорела в 47 до нашей эры; часть уничтожена в 391 нашей эры, остатки - в 7 - 8 вв. ...

    Современная энциклопедия

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - станица Терской обл., Пятигорского отд., в 88 вер. от Пятигорска и в 17 вер. от жел. дор. Жит. 4744, русск., правосл. 2 церкви, 3 школы земская почтовая станция; 16 торгово-промышленных заведений...
  • - Это величайшее и знаменитейшее книгохранилище древнего мира основано египетским царем Птоломеем II Филадельфом...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Черчение...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Когда вместе с силою и самостоятельностью древнегреческих государств стала приходить в упадок греческая литература, средоточием литературной и научной деятельности сделался под покровительством и при содействии...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - наиболее известная в древности библиотека, основанная в Александрии при Александрийском мусейоне в начале 3 в. до н. э. при первых Птолемеях...
  • - война Юлия Цезаря против Египта. Происходила в основном на территории Александрии...

    Большая Советская энциклопедия

  • - крупнейшее в древности собрание рукописных книг. Основана в нач. 3 в. до н. э. при Александрийском мусейоне...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Бумага большого формата и лучшего качества, для рисования...

    Словарь иностранных слов русского языка

"АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА" в книгах

Александрийская дева

Из книги Великие женщины мировой истории автора Коровина Елена Анатольевна

Александрийская дева Издревле прерогативой женщины считаются чувства. Ну а в чувствах одно из главных мест занимает, естественно, страсть. Но кто бы мог подумать, что страсть женщины может вызвать такая сложная отрасль, как наука?А между тем история знает примеры, когда

Александрийская ловушка

Из книги Цезарь автора Геворкян Эдуард

Александрийская ловушка Предательское убийство Помпея не остановило гражданскую войну.После разгрома при Фарсале уцелевшие соратники Помпея собрались на острове Керкира у Катона, в распоряжении которого была армия и около трехсот кораблей. Военачальник разделили

Александрийская библиотека

Из книги 100 знаменитых чудес света автора Ермановская Анна Эдуардовна

Александрийская библиотека В 332 году до н. э. Александр Македонский занял Египет, бывший до этого персидской сатрапией. По приказу полководца в дельте Нила основали город, названный в его честь Александрией. Это была одна из одиннадцати Александрий, разбросанных на

Александрийская

Из книги Развитие сверхспособностей. Вы можете больше, чем думаете! автора Пензак Кристофер

Александрийская Традиция, основанная Алексом Сандерсом. Сандерс утверждал, что у него есть собственная ветвь ведовства, переданная ему бабушкой, но на самом деле она очень похожа на подход Гарднера. Его прежний опыт церемониальной магии сочетался с развитием ремесла, и,

12. Александрийская школа врачей

Из книги История психологии автора Лучинин Алексей Сергеевич

12. Александрийская школа врачей Заметные сдвиги в опытном изучении анатомии и функций организма наметились в III в. до н. э. Они связаны с именами двух крупных врачей из Александрии – Герофила и Эразистрат. В период, когда жили и работали александрийские врачи, еще не было

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БОГОСЛОВСКАЯ ШКОЛА И СБЛИЖЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ С ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИЕЙ

Из книги История философии в кратком изложении автора Коллектив авторов

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БОГОСЛОВСКАЯ ШКОЛА И СБЛИЖЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ С ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИЕЙ Тенденции сближения христианства с эллинистической философией усиливались с превращением христианства в религиозно-идеологическую систему, которая оправдывала

С. Александрийская философия

Из книги Лекции по истории философии. Книга третья автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

С. Александрийская философия В более философской форме и лучше постигнутой выступает единство самосознания и бытия в александрийской школе, представляющей {32}собою в этом круге идей основной образ и, значит, философию в собственном смысле этого слова. Александрия

Александрийская библиотека

Из книги Занимательная Греция автора Гаспаров Михаил Леонович

Александрийская библиотека Пусть сопутствует счастье переписавшему эту книгу, взявшему ее в руки и читающему ее. (Надпись на рукописи речей Демосфена) Рассказывали, будто Александр, основывая Александрию, начертал на поданном ему плане пять первых букв алфавита: АБГДЕ.

§185. Александрийская школа богословия

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. Χ.) автора Шафф Филип

Александрийская школа

Из книги История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Том II автора Коплстон Фредерик

Александрийская школа 1. Александрийская школа неоплатоников была центром исследований в области специальных наук и составления комментариев к трудам Платона и Аристотеля. Так, Ипатия (больше известная тем, что в 415 году н. э. была убита толпой фанатиков-христиан) писала

Александрийская математическая школа

Из книги История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи автора Рожанский Иван Дмитриевич

11. Александрийская школа врачей

Из книги История психологии: конспект лекций автора Лучинин Алексей Сергеевич

11. Александрийская школа врачей Заметные сдвиги в опытном изучении анатомии и функций организма наметились в III в. до н. э. Они связаны с именами двух крупных врачей из Александрии – Герофила и Эразистрата. В период, когда жили и работали александрийские врачи, еще не

Глава вторая. Александрийская школа

Из книги История патристической философии автора Морескини Клаудио

Глава вторая. Александрийская школа Стремительное распространение христианства и углубление его культуры через контакты с греко–римской цивилизацией II в. имперской эпохи с тревогой наблюдалось, среди прочих, и таким языческим литератором и философом, как Цельс, о

Александрийская школа

Из книги Лекции по патрологии I-IV века автора

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА ЭКЗЕГЕЗЫ.

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА ЭКЗЕГЕЗЫ. Предшественниками А.ш. экзегезы были эллинизированные иудейские богословы, философы и писатели Александрии. Одним из первых представителей этого направления был Аристобул (2 в. до н.э.). Он и его последователи усвоили *аллегорический метод

Бывший по своему положению центром тогдашних всемирных сообщений. Это было в то время, когда греческая культура распространилась по всему основанному Александром Великим и распавшемуся после его смерти на части государству. Период времени, в который греческая поэзия и наука были здесь развиваемы, называется по некоторым особым, отличающим его чертам Александрийским веком. Его можно подразделить на два главных периода: первый (Александрийский век в более тесном смысле) охватывает время царствования Птолемеев с 323-30 года до н. э. (эллинистический Египет); второй продолжается от прекращения династии Птолемеев до покорения Александрии арабами - 30 год до н. э. - 640 год н. э. Первым греческим владетелем, стремившимся создать для греческой науки и греческого образования широкое основание и новое убежище, был Птолемей Сотер ; он собрал туда многих учёных и положил основы Александрийской библиотеки и Александрийского музея . Значительно больше двинул эти занятия вперёд создавший знаменитую Александрийскую библиотеку в больших размерах его наследник, Птолемей Филадельф . К Александрийской школе принадлежали греки , египтяне , евреи , а впоследствии и римляне .

Грамматика и литература

Самое большое значение имели грамматики , поэты - меньшее. Первые были не только учителями и исследователями языка, но и филологами и литераторами , объяснявшими не только слова, но и содержание - словом, энциклопедистами . Таковы: Зенодот Эфесский , образовавший первую грамматическую школу в Александрии, Эратосфен Киренский , Аристофан Византийский , Аристарх Самофракский , Крат Малосский , действовавший в другой столице учености - в Пергаме , Дионисий Фракийский , Дидим Халкентер , Аполлоний Дискол и многие другие. Их главная заслуга состоит в том, что они собрали, исследовали, оценили и сохранили для следующих поколений доступные им памятники культуры и литературы. Самые известные из поэтов, писавших большею частью тоже в самой Александрии, были: Аполлоний Родосский , Арат , Никандр , Евфорион , Каллимах , Феокрит , Филит Косский , Фанокл , Тимон Флиазийский и семь - называемых александрийским семизвездием - трагиков, в том числе Александр Этолийский и Ликофрон .

Александрийский век со своим энциклопедическим образованием существенно отличался по духу и характеру от древнегреческой жизни. При внимании, которое было посвящаемо изучению языка, правильность, чистота и изящество этого последнего сделались естественно предметами главного старания, и действительно, многие александрийцы отличались в этом отношении. Но большинству этих сочинений недоставало духа, одушевлявшего прежнюю греческую поэзию, точно так же как и столь важного общения с настоящею национальною публикою; зато техника была в высшей степени выработана и тонка, композиция искусно рассчитана, форма отменно изящна; критика и изобильная ученость, прилежание и навык должны были заменить то, что прежде давал гений. Этот последний проявлялся только у немногих, которые поэтому и кажутся особенно великими для своего времени; другие производили то, что может быть произведено критикою и изучением, их часто искусно обдуманные и заботливо обработанные сочинения слишком трезвы, лишены духа и жизни. Чувствуя недостаток в оригинальности, но признавая её достоинство и стремясь к ней, они незаметно дошли до предела, где всякая поэзия исчезает. Их критика выродилась в мелочность, их искусство - в искусственность. Они стремились к необыкновенному, к новому, и старались добиться этого ученостью. Поэтому большая часть александрийцев была одновременно поэтами и грамматиками, в большинстве случаев - бездушными и холодными рифмоделами.

Философия

Об александрийской школе говорят и по отношению к принадлежавшим к Александрийскому веку и жившим в Александрии философам . Характерно по отношению к александрийской философии то, что в Александрии соприкасались восточная и западная философии и что здесь вообще господствовало стремление к примирению противоречащих друг другу философских систем; вследствие этого александрийские философы, следовавшие этому направлению к собиранию и соединению, и были часто называемы синкретистами . Но на деле это название применимо не ко всем, так как здесь появились и догматики и - в противоположность им - скептики . Более всего известности приобрели александрийские неоплатоники . Соединяя восточную теософию с греческою диалектикой , они воплощали борьбу древней цивилизации с христианством , поэтому их философия оказала некоторое влияние на способ понимания христианства в Египте . Из слияния восточных воззрений с христианскими образовались некоторые течения гностицизма ; некоторые самые важные гностические системы были выработаны в Александрии . Не в меньшей степени были проникнуты духом этой философии и самые видные преподаватели возникшего и процветавшего там христианского катехизического училища; поэтому александрийскую церковь и волновали сильнейшие религиозные споры, так как в Александрии встречались самые разнообразные элементы. Это продолжалось до тех пор, пока из их среды не вышел в борьбе против

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА.

1) В древнегреческой философии - смотри в статье Неоплатонизм.

2) Огласительное (катехизическое) училище, существовавшее под руководством христианских учителей (дидаскалов) в Александрии Египетской во 2- 4 веках.

Александрийская школа, в которой оглашались (готовились к крещению) будущие христиане из числа иудеев и язычников, получила известность около 180 года при катехете Пантене и его ученике Клименте Александрийском, сформулировавшем цель школы как получение «основанного на Откровении совершеннейшего и цельного знания, неразрывно связанного с высоким нравственным характером» (Климент Александрийский, «Строматы»). Расцвет Александрийской школы связан с деятельностью в ней Оригена, при котором складывалась система преподавания: на 1-й ступени изучались грамматика, диалектика, логика, геометрия, астрономия, естествознание, вероятно, пифагорейская теория чисел; на 2-й - философия и лишь затем - христианское богословие и Священное Писание.

3) Богословская школа в апологетический (2-3 века) и ранний патриотический (3-5 века) периоды. Отличительные признаки направления: широко применяемый в толковании Священного Писания аллегорический метод экзегезы (смотри Экзегетика), отчасти заимствованный у Филона Александрийского; стремление раскрыть философскую сторону христианского учения и представить его в виде всеобъемлющей системы; мистико-спекулятивный характер богословия. На богословствование александрийцев оказывала влияние философия Платона и неоплатоников. Александрийцы признавали за некоторыми философскими интуициями право на участие в формировании христианского богословия. Через привлечение доводов от разума они находили основательные аргументы против гностицизма и языческих учений. Последователи Александрийской школы богословия считали, что церковь должна создать систему собственного гносиса (истинного знания), которая должна быть привлекательной для ума и близкой для сердца. Климент Александрийский примирял христианское сознание с необходимостью этой системы, Ориген фактически создал её.

Созерцательной любви александрийцы отдавали предпочтение перед деятельной и в учении о спасении преимущественное значение приписывали благодати Божией. Говоря о познании, они считали основой знания веру, рассудку же отводили подчинённое положение. Высшую форму богопознания александрийцы видели в экстазе-мистическом озарении, созерцании Бога. Среди представителей Александрийской школы богословия - святители Дионисий Александрийский, Григорий Чудотворец, Афанасий Великий, Григорий Нисский, Дидим Слепец, Кирилл Александрийский. Александрийская школа богословия оказала влияние на взгляды святителей Василия Великого, Григория Богослова, Амвросия Медиоланского, блаженного Иеронима Стридонского, преподобных Симеона Нового Богослова, Максима Исповедника и др.

Лит.: Дмитриевский В. Н. Александрийская школа: Очерк из истории духовного просвещения от 1 до начала 5 в. по Р. Х. Казань, 1884; Дьяконов А. П. Типы высшей богословской школы в древней Церкви // Ученые записки Российского православного университета. 1998. Вып. 3.

Александрийская школа богословов, т.н. огласительная или катехизическая школа (τò òηζ κατηχήσεωζ διδασκαλεϊον, Евсевий Кесарийский , «Церк. история», 6, 3, также Κατηχητικῆ Σχολῆ τῆς Ἀλεξανδρείας).

Под этим названием нужно разуметь не просто школу в широком смысле этого слова, то есть ряд ученых мужей, связанных между собою единством идей, выработанных одним главой, но и (по крайней мере с Пантена, вторая половина в.) формально действовавшее церковно-учебное заведение, имевшее определенное устройство и программу.

Подобно тому как и у иудеев были низшие и высшие школы: «Бет-Соферим» – для ознакомления со священным законом и историей и «Бет-Мидраш» – для объяснения Св. Писания и более глубокого его уразумения, так вскоре после апостольского времени такого же двоякого рода школы надо различать и у христиан.

Низшие христианские школы имели своей задачей поддерживать дело христианской миссии и преподавать христианское учение верующим. Такие школы возникали везде, где только оказывалось значительное число обратившихся в христианство. Высшие школы для более глубокого уразумения Св. Писания и истин веры сначала ограничивались просто наставлениями апостолов, епископов и апологетов. Подобно тому как апостолы личными собеседованиями научали наиболее одаренных духовных лиц, предназначая их на иерархические и учительные должности,– так поступали и епископы, когда они или сами, или с помощью способных учителей преподавали наставления в Св. Писании, причем для более глубокого обоснования христианского учения пользовались и светскими науками, и философией. Такой была школа Иустина в Риме , которого слушал сириец Татиан, и школа Иринея в Галлии, ученики которого Гай и Ипполит достигли высокой литературной славы.

Важнейшие из церковных школ были в Александрии , Кесарии , Иерусалиме , Сиде , Эдессе , Низибии , Лаодикии , Скифополе , Риме , Антиохии , Константинополе и Карфагене .

Старейшим и знаменитейшим учебным заведением была Антиохийская школа, которая, по свидетельству Евсевия , «с древнейших времен существовала там для священных наук» (Церк. история, 5, 10) и находилась под управлением известных своим красноречием и знанием богословия лиц. Евсевий в этом месте называет главой школы ученого Пантена, но ясно дает понять, что не он был ее основателем.

В Александрии со времени евангелиста Марка всегда были церковные учители, говорит Иероним (De viris illustrious, с. 36). Пантен стал во главе огласительной школы в г., в начале царствования Коммода , и позже трудился вместе со своим бывшим учеником – Климентом и преподавал до времени Каракаллы (). О ходе развития, направлении и методе этой катехизической школы у нас имеются лишь скудные сведения.

Изложенный выше ход развития христианских школ в древности вообще вполне применим и к александрийской катехизической школе, на что уже указывает и самый порядок названий, под которыми она была известна у древних: «наставница верных», «училище священных наук», «училище александрийское» (Евсевий, «Церк. история», 5, 10); «огласительное училище» (там же, 6, 3). Но невозможно отрицать и то, что Птолемеем Лагом основанный и Птолемеем II Филадельфом ( -) до н.э. расширенный «Музей», план которого, вероятно, возник в гениальном уме Аристотеля , не остался без влияния на возникновение и расцвет христианской катехизической школы. «Музей» возведен был на степень своего рода академии; при «Музее» была богатейшая обширная библиотека. Там при Птолемеях было переведено на греческий язык Св. Писание Ветхого Завета . Все это сильно влияло на развитие христианской катехизической школы. Там выступали представители самых различных философских систем; светские науки также подвергались тщательной разработке. Туда стекалась даровитая молодежь со всех стран света и слушала лекции по грамматике (филологии), риторике, поэзии, философии, астрономии, музыке, медицине и другим наукам и искусствам.

Совершенно те же науки преподавались и в катехизической школе. Ориген преподавал кроме медицины все вышеназванные науки и, кроме того, еще арифметику, геометрию, физику, нравственную философию, излагал учение всех философов, наконец – и прежде всего – объяснял Св. Писание. Все это, как замечает Иероним, делал он с таким блестящим успехом, что и на его лекциях по светским наукам было необычайное стечение слушателей. Эти лекции он читал с той целью, чтобы всех так или иначе привести к вере во Христа. Позже он вследствие переутомления отказался от преподавания литературы, зато он излагал учение еретиков-гностиков и теоремы философов. В этом он следовал примеру Пантена, а также и примеру Иракла, который, состоя священником александрийской церкви, в то же время носил философскую мантию и продолжал заниматься изучением эллинистической литературы (Евсевий, «Церк. история», 6, 19).

Несмотря на то, что представители христианства из предосторожности старались придать христианской религии вид философской системы, учители и слушатели Александрийской школы не всегда избегали яростных гонений со стороны языческой черни. Нередко язычники выгоняли слушателей из дома катехетов, в котором происходило преподавание, и за имя Христово вели на смерть, вследствие чего им часто приходилось менять помещения, в которых жили учители и собирались ученики.

Определенных часов для преподавания, по-видимому, не было установлено. По крайней мере жилище катехетов всегда было открыто для всех. Во всякое время дня стекались жаждущие знания и ищущие спасения – лица обоего пола. С утра до вечера, даже и ночью, ученики сходились в дом, где жил Ориген (Евсевий, «Церк. история», 6, 8).

Такой прилив учеников давал возможность привлекать для преподавания лучших и даровитейших из слушателей. Так, Пантен привлек Климента, Ориген – Иракла в качестве помощников в должности катехетов. Жалованье учителям не выдавалось. Если учитель не имел собственных средств, то о необходимом для него содержании заботился епископ . Но щедрость зажиточных мирян нередко доставляла богатые средства для учебных и научных целей, напр. для переписывания книг, катехизисов, бесед, комментариев и др. пособий. Сами слушатели не прочь были принимать на себя издержки по преподаванию, хотя Ориген, добывавший то немногое, в чем он нуждался при своей строго аскетической жизни, от продажи творений классических писателей, отказывался от всяких таких приношений (Евсевий, «Церк. история», 6, 3). Со времени Константина Великого , который предоставил духовенству много привилегий, они стали получать пособие от государственной казны, как и вообще учителя в Римской империи . На это, по-видимому, указывает Кассиодор, говоря об общественных учителях (professes doctores) в Александрии и Низибии.

Как бы то ни было, александрийская огласительная школа была и осталась учреждением церковным (schola ecclesiastica), высшее заведование которым принадлежало епископу. Он назначал учителей и начальников и мог удалять их. Начальниками ее последовательно или совместно были Пантен, Климент, Ориген, Иракл, Дионисий, Перий (м.б. Ахилл), Феогност (Серапион), Петр Мученик (Макарий), Дидим Слепец и Родон. Кроме названных катехетов, которые начиная с Климента сами обязаны были своим образованием этой школе, из ее стен вышло множество ученых мужей и исповедников веры, епископов, священников и церковных писателей, из которых особенно известны Григорий Чудотворец , Анатолий, преподававший в Александрийской школе аристотелевскую философию, Евсевий Кесарийский и Афанасий Великий .

С в. слава Александрийской школы стала постепенно увядать. Заблуждения Оригена и вызванные ими оригеновские споры подорвали значение школы. Его сочинения считались источником всех новых ересей. Чрезмерный аллегоризм подорвал доверие и к александрийскому способу объяснения Библии . Вследствие оригеновских и арианских заблуждений пришлось также отказаться и от прежнего метода. Более здравомыслящие из ариан , желая уяснить себе все тайны веры, в подтверждение своих положений ссылались на буквальный смысл казавшихся для них благоприятными мест Писания. Надо было поэтому исследовать буквальный смысл в связи со всей системой веры, по определенным общепризнанным правилам, и научно разъяснить всякое недоуменное место. Такого метода и держался св. Афанасий Великий в своих «Четырех книгах против ариан»; но этот метод получил особенное значение в начавшей процветать с в. антиохийской школе , слава которой затмила блеск Александрийской школы. С переселением Родона в Сид в Памфилии () закончился ряд настоятелей Александрийской школы, и о самой школе с того времени уже не упоминается.

Как в самой Александрии, этом средоточии неоплатонической философии, так и в катехизической школе преобладало умозрительно-идеалистическое направление духа, склонное к созерцанию и мистике, вследствие чего и объяснение Св. Писания было аллегорически-таинственным.

Аллегорические объяснения нередко вырождались в мелочность и курьез; отрицание буквального смысла некоторых мест вредило уважению к Св. Писанию и низводило его на степень книг, исполненных загадок и мифов. Впрочем, упрек в платонизме и неоплатонизме , согласно которому александрийцы будто бы ввели в христианское учение идеи этих философских систем, в этой общей форме неоснователен. Форма изложения, способы выражения и метод нередко сближали их с неоплатониками, частью потому, что они до своего обращения сами обучались этой философии, частью потому, что сами обстоятельства вынуждали их пользоваться ее терминологией и методом, чтобы с успехом бороться с иудейскими неоплатониками и еретическими гностиками. Учителя и ученики в Александрии вообще придерживались эклектизма, выбирая подходящее им из всех философских систем и пользуясь этим для поддержания и распространения христианства.

Несмотря на эти недостатки, Александрийская школа имела огромное значение для распространения и защиты христианской веры, для библейской критики и экзегетики. Из нее вышли такие величайшие богословы, как Афанасий Великий, этот «отец православия», и такие величайшие экзегеты и критические исследователи библейского текста, как Ориген.

Источники

  • Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.

Литература

  • Дмитриевский, А. Ш., Казань, 1884;
  • Д.П. Миртов, Нравств. учение Климента Александрийского, СПб., 1900.

© 2024 educent.ru - Портал полезных знаний для школьников и их родителей