Дауншифтинг, основание родовых поместий, фермерских хозяйств, эко-поселений и даже целых эко-городов. Все эти явления объединяет стремление к свободе, здоровому образу жизни, экологичности, чистоте пространства и сознания.
Я побывала на ферме в Тверской области, чтобы посмотреть, как живут молодые люди, покинувшие тесные городские квартиры ради жизни и работы на земле. Узнала об альтернативных источниках энергии – ветрогенераторах и солнечных батареях, о современных технологиях ведения сельского хозяйства, о быте и философии «переселенцев».
Новая национальная идея
Сейчас идея о родовых поместьях претендует стать национальной идеей России. Существует целое движение по созданию «родовых поселений». Этому во многом способствовала серия книг «Звенящие кедры России» популярного автора В. Мегре. Идея привлекательна: каждая семья должна обустроить всего один гектар земли, создать поселение, жить на родной земле в гармонии с природой, выращивать натуральные продукты, воспитывать здоровых детей. Это сделает страну сплочённой и богатой, поможет сохранить экологию, не говоря о том, что это просто мечта многих людей, создание «образа рая на земле». Скажите – идиллия или утопия? Тем не менее в России существует уже более 300 таких поселений.
Более того, эта идея стала созвучна и государственным целям, развитию сельского хозяйства, актуальному ныне импортозамещению. Идею бесплатно давать землю на Дальнем Востоке предложил вице-премьер РФ — полпред президента РФ Юрий Трутнев. Владимир Путин подписал законопроект «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков в Дальневосточном федеральном округе» . И вот, с 1 мая 2016 года закон вступает в силу.
Как закон работает? Любой гражданин РФ может получить участок на территории Дальнего Востока площадью 1 Га, свободный от прав третьих лиц. Можно объединиться и получить участки рядом для совместной деятельности. Участок сначала дают в безвозмездное пользование на пять лет, а затем в собственность бесплатно, если земля использовалась для деятельности, не запрещенной законодательством. В случае неиспользования земля изымается, участок нельзя продать, подарить или сдать в аренду иностранным гражданам. Это участки в удалении от крупных городов, предназначенные для ведения сельского, лесного, охотничьего хозяйства или для создания бизнеса.
Как получить участок? На портале НаДальнийВосток.РФ можно выбрать земельный участок, а заодно почитать закон. Нужно написать заявление, после его одобрения получить и подписать договор.
Казалось бы, такие разные вещи, как создание родовых поместий и модное течение дауншифтинга имеют нечто общее. По моему мнению, это разные грани одного и тоже глобального процесса, который происходит сейчас в мире.
Философия дауншифтинга, «simple living»
Дауншифтинг – новое для России социальное явление, пришедшее к нам из западного мира. В переводе с английского «downshifting» – «перемещение вниз», «переключение автомобиля на более низкую передачу». В эпоху постматериалистических ценностей это способ установить равновесие между работой и жизнью, самостоятельный жизненный путь, а не навязанный обществом потребления.
Как проявляется эта тенденция массового изменения образа жизни людей? Как отказ от карьерного роста, высокого социального статуса, высокооплачиваемой офисной работы и переезд в южноазиатские страны для менее напряженной жизни. Во многом потому что жизнь где-нибудь на Гоа или в Таиланде намного дешевле.
Осталось решить, как и на что жить, будучи дауншифтером. Можно найти удаленную работу, создать бизнес, источники пассивного дохода или жить на заработанные ранее деньги, сдавать городскую квартиру.
К слову, необязательно уезжать именно в Азию. Можно поселиться хоть на русском севере, в тайге или в лесу, жить в деревне, на даче или вот воспользоваться федеральной программой по получению гектара земли. Каждый для себя составляет уникальный проект, совмещающий представления о свободной жизни и возможности для заработка.
Волонтерская работа, WOOFing
Чтобы познакомиться поближе с премудростями сельской жизни, существуют различные волонтерские программы. Одна из самых старых и известных WWOOF – World Wide Opportunities on Organic Farms или Всемирные Возможности на Органических Фермах. Организация объединяет волонтеров и фермы, которым нужны добровольцы.
Да, эра интернета дает нам доступ к любым знаниям, но часто ли они переходят в настоящий опыт? В условиях перенасыщения информацией, ценно живое знание – как подоить козу, построить сруб, как правильно собирать травы. «Вуфинг» создан для молодых людей из разных стран, которые только присматриваются к фермерству. Это отличная возможность путешествовать по миру и одновременно узнавать об органическом образе жизни.
WWOOF – это обмен: волонтеры работают на ферме по 4-6 часов в день, хозяева обеспечивают их жильем и натуральной пищей. Работать на виноградниках во Франции, на клубничных полях или расчистка дождливых джунглей на Гавайях: звучит привлекательно. И это действительно так, по отзывам многих вуферов.
В России также набирают популярность эко-туры, волонтерские поездки в заповедники. Можно, например, заниматься сбором мусора на Архызе, или организовывать эко-тропы на Байкале.
Как видим, возможности альтернативной жизни, агротуризма или хотя бы небольшого эко-отпуска становятся все более привлекательны для жителей нашей страны. Что это – возвращение к истокам, к жизни на земле, какой во все времена жили русские люди? Или это просто усталость от города: перенасыщение информацией и рекламой, грязная вода и воздух, отсутствие на полках магазинов здоровых и доступных продуктов, жизнь в бетонной клетушке. Попробуем разобраться.
Заинтересовавшись «вуфингом» в России, я нашла хост-лист поселений, которые приглашают к себе волонтеров. Мой выбор пал на КФК «Молодежное» в Тверской области. Оказалось, это не просто ферма, куда приглашают волонтеров для работы, а целый социальный проект.
«Переселение в поселение»
Три года назад три молодых семьи решили покинуть тесные городские квартиры и уехали жить на землю. Ребята выкупили 15 гектаров бывшей колхозной земли недалеко от деревни Кушалино, в Тверской области, и начали устраивать свою новую жизнь. Вместе они открыли инновационное крестьянско-фермерское хозяйство «Молодежное».
Сегодня к поселенцам присоединились около 20 семей, уже выкуплены дополнительные участки общей площадью около 40 Га. Каждая семья планирует построить свое хозяйство, а помочь им, а заодно и всем горожанам, желающим переселиться в деревню, поможет проект «Переселение в поселение».
Цель проекта – создание действующей модели современного сельского поселения, где труд для человека не является рутиной, а жизнь комфортная и интересная.
В КФК «Молодежное» можно познакомиться с альтернативными источниками электроэнергии: ветрогенератором и солнечными батареями, которые позволяют быть независимыми от электросетей.
Рассказывает Михаил, юрист по профессии, лидер первого потока переселенцев:
«Первое, с чем мы столкнулись после переезда, – отсутствие электричества на сельхоз земле. Подключать его не входило в планы администрации Кушалинского сельского поселения. Мы решили использовать современные технологии, не наносящие вреда экологии, – поставить ветроэнергетическую установку и солнечные батареи, которые полностью обеспечивают наши электропотребности. Уникальная конструкция ветрогенератора – тверская разработка завода «Исток», которую использовали военные. У нас, в Тверской области, это первый объект у гражданских.
За три года мы ощутили преимущество альтернативной энергии: например, когда стихия рвет провода в деревне, ветрогенератор еще активнее вырабатывает электричество. Это помогает содержать инкубаторы и другие приборы, которые нельзя отключать от сети даже на короткий срок.»
– Как вы перебирались из города в деревню?
– Мы с женой решили, что нам не подходит городской образ жизни, не хватает жилой площади и комфортных условий, чтобы создать семью. Появилась идея построить свой дом, заняться сельским хозяйством. Хотелось заниматься любимым делом, работать на земле и создавать объекты своими руками, в городе сложно осуществлять эти задачи.
– Есть ли минусы жизни вдали от города?
– Мы находимся достаточно близко от города, меньше часа езды от Твери, у нас есть доступ к городской инфраструктуре, и в то же самое время нам удается избежать минусов цивилизации.
– Как устроена ваша сегодняшняя жизнь в поселении?
– У нас существует разделение обязанностей. Мужчины занимаются животными, работают на пилораме, занимаются строительством. Сейчас, к примеру, рубим баню. Женщины занимаются административной работой, продвижением сайта проекта, подготовкой и реализацией продукции, заготовкой меда, Иван-чая. К работе привлекаются и волонтеры. Мы с радостью принимаем желающих пожить и поработать на нашей ферме.
Сейчас у нас 18 коз, три из них дойные, остальные подрастают. Из молока делаем сыр, творог. Сывороткой кормим свиней. В планах строительство сыроварни. Также на ферме выращиваем птицу – кур, гусей, индюков, разводим племенных свиней и домашних мини-пигов. Заложили фруктовый сад на 100 деревьев.
В рамках проекта мы организовали органическую ферму «Молодежная», производим натуральные фермерские продукты. Начало хозяйству положила экспериментальная пасека. В ее работе применены инновационные методы пчеловождения, используем финские ульи, медогонку Грановского. Уже в первые два года ее существования мед с пасеки занял призовые места на крупном областном фестивале медов Сандово, обогнав более 70 конкурентов.
Еще ребята применяют методы оптимизации труда. Так, ниппельная поилка для птиц с каплеуловителем лучше всего отвечает санитарным нормам, а бункерная кормушка экономит корм и трудовые затраты.
Электропастух – еще один способ облегчить уход за животными, не наноса им вреда. Слабый электрический заряд дает неприятные, отпугивающие ощущения. Электроизгородь применяется как для выпаса скота, так и для защиты стада от диких животных.
За лето ребята построили тир, летний бар, каркас геокупола. Собираются развивать экотуризм, создать контактный зоопарк, проводить этнофестивали. «Мы хотим, чтобы наша площадка могла послужить примером для людей, задумывающихся о переезде на природу, уставших от городской суеты и пыли. Чтобы каждый желающий смог познакомиться с нашим опытом, примерить на себя современный загородный образ жизни, и возможно, благодаря этому создать свое успешное хозяйство. Мы хотим создать не столько развлекательное пространство, сколько информационное. Планируем организовывать лекции, снимать обучающие фильмы для тех, кого интересует загородный образ жизни.»
Их деятельность не остается незамеченной. Я побывала на ферме в День Открытый дверей, когда к ребятам приехали более 400 человек, а на следующий день застала Тверское телевидение, которое снимало о них программу.
Возвращаюсь из поселения в город, который пока еще не готова покинуть, с мыслями о будущем отдельно взятых семей и жителей страны в целом, для которых открываются теперь новые горизонты, или хорошо забытые старые – плодородные леса, речушки, солнце, садящиеся в поле, где цветет Иван-Чай.
Фото Дмитрия Шубина
В 2016 году мы переехали в деревню. По мнению многих наших друзей — в глухую деревню! Как, зачем и почему «Переезд из города в деревню на ПМЖ» дальше по тексту.
Идея переезда
Жить в своем отдельном частном доме мы с супругой захотели где-то в 2010-2011, хотя мысли начали приходить еще раньше, когда мы приезжали на Кавказ к ее родителям в гости. Они хоть и живут в городе, но в частном доме. Сначала желание было просто идеей в воздухе, ну т.е. «неплохо было бы жить отдельно, без всех этих соседей, иметь свой огородик, цветочки, собачку во дворе и т.д.» иными словами — просто красивая картинка. Вроде как мы жили бы в квартире, но такой отдельной и еще и с земельным участком. Ни о каком хозяйстве и нюансах жизни за городом и тем более в деревне мы даже не думали.
Более осознанно мы начали думать уже в 2012-2013 году, когда ждали нашего третьего сына и обещание президента Медведева о выдаче земельных участков многодетным семьям. Мы сразу решили, что получим землю и построим дом. И примерно тогда мы начали уже планировать нашу загородную жизнь. Первым шагом на пути к этой жизни стало обучение моей драгоценной на водителя и . Мы рассудили так, что за городом без собственного автотранспорта будет весьма и весьма тяжко. Возможно, но тяжко.
Подготовка к переезду в деревню
К этому времени наши родственники на Кавказе уже вовсю вели хозяйство, держали кур, индюков и нутрий. И мы 2 года подряд приезжали к ним летом в отпуск, чтобы поучаствовать немного в этом процессе. Параллельно в этот же период много читаем в интернете разных историй переселенцев из города в деревню, находим и смотрим каналы деревенской тематики, которые в это время стали появляться как по заказу в большом количестве. В общем зреем информационно.
Не обойден был и труд Виктора Сергиенко, под названием «Метод Кошастого», который произвел глубочайшее впечатление и во многом повлиял на наши решения. К примеру в выборе места и дома. В общем к 2016 году внутри семьи, сформировалось состояние, когда в городе стало жить если не тяжко, то весьма уныло. На работе кроме зарплаты меня больше ничего не удерживало, а искать новую с теми же проблемами я посчитал глупой затеей. Так мы и порешили на семейном совете, с работы увольняться и искать пути реализации намеченной цели — переезд в деревню на свое хозяйство.
Кстати свое хозяйство — это не просто фраза, а ключевой момент, поскольку просто поменять квартиру в городе, на квартиру за городом, пусть и в частном доме, мы уже категорически не хотели. Нам нужно было именно хозяйство, с возможностью содержать сельхоз животных, большой огород, сад и прочие возможности. К примеру дом на участке в 10-15 соток в пригороде по этим критериям нам категорически не подходил, поскольку в 99% случаев это земли ИЖС и черта города, где официально нельзя держать скот. Да и участок 15 соток огороженный глухим забором не выглядит просторным.
Выбор места
Поскольку после увольнения у нас появилась куча времени для поисков, то мы тут же рванули по деревням в поисках подходящего места. Изначально решили переезжать не очень далеко от Тюмени, но смотрели уже в соседней Свердловской области. Тому было несколько причин, одна из которых финансовая. Дома в соседней области оказались почти вдвое дешевле. Объехали мы несколько деревень, и наконец нашли милый домик с достаточным участком (50 соток). Познакомились с хозяйкой, приехали в Тюмень и стали думать. Район, деревенька, дом нам очень понравились. Мы приехали еще раз, чтобы договорится о продаже, заодно посадили в огороде картошку, чтобы уже совсем так сказать окопаться. А затем уехали обратно добывать деньги на мечту. Подробнее про то какими критериями мы руководствовались при выборе дома и места в статье .
Чтобы что-нибудь купить, нужно сначала что-нибудь продать. Нам повезло, что у нас была в собственности «лишняя» малосемейка-студия, не повезло в том, что рынок недвижимости был на спаде. Начни мы ее продавать месяцев за 6 до этого момента, то смогли бы выручить на половину стоимости больше и это ой как было бы кстати. Но что поделать, как говорится знал бы прикуп жил бы в Сочи! Через месяц, в июне 2016г., сильно сбросив цену мы продали наш «пансик», погасили остатки ипотеки и помчались приобретать дом. С этого момента жизнь наша закипела потоком событий и перемен в укладе, сознании и привычках.
Окончательно переехали в свой дом мы в середине июля. Перевезли все вещи к концу лета, а в сентябре у нас уже были свои куры, козы, полный погреб картошки и заготовленные на зиму дрова. Таким образом наш переезд из города в деревню на ПМЖ завершился окончательно и успешно.
Цели переезда в деревню
Какие цели мы преследовали своим переездом? Лучше всего это сказано в методе Кошастого, но я попробую перефразировать:
- Безопасность. Защита нашей семьи и ее первичных потребностей от возможного прекращения благ цивилизации. Другими словами, если отключат свет или тепло, перестанут платить зарплату и т.п. то основные потребности наших детей (жилье, еда, вода) должны быть обеспечены. В городе это невозможно, в пригороде труднореализуемо, а в деревне очень даже. Пример: однажды в нашем районе сгорела подстанция и более 12 часов отсутствовало электричество. Газа в нашем доме нет и мы не могли ни приготовить еды, ни даже купить ее в магазине, поскольку кассы не работали. Конечно это чуть ли не единственный эпизод за многие годы, но он заставляет задуматься на эту тему.
- Улучшение качества жизни. Через питание экологически чистыми продуктами и водой, умеренные физические нагрузки, экологически чистую среду улучшение здоровья как физического так и психического. Жизнь в городе это 2 часа в сутках проводятся в пути на работу и обратно, а если в городе коллапс, то и все 4, это битва за парковки, отвратительная вода, грязный воздух и конечно плохого качества еда в магазинах. Я уже не говорю о высокой опасности для детей, которых страшно отпускать одних на улицу погулять, а времени быть всегда с ними катастрофически не хватает.
Вот это основные две цели, попутно возникла третья цель — образование. Как бы не были образованы городские люди, каких-бы университетов они ни закончили, но жизнь в деревне, ведение своего хозяйства, реализация поставленных целей требует обширных знаний по многим направлениям, а это значит нам придется опять много чему научится и научить своих детей.
Если тема «Переезд из города в деревню на пмж» вам близка и интересна, то оставайтесь на моем блоге, я буду по мере возможности описывать наш опыт. Есть что сказать — прошу в комментарии!
Я буду постепенно освещать разные аспекты нашей деревенской жизни, а чтобы вам было удобнее их найти я буду ставить на них ссылки здесь.
Всем привет!
Не прошло и трёх лет, а я таки сподобилась на блог
Опуская подробности своего детства и юношества, плавно перейду к своему предпенсионному бытию
В общем-то, родилась я прожила до 32 лет в Москве и не особо собиралась переезжать в другой город и уж тем более в деревню, но у жизни были совсем другие планы и сначала я вышла замуж переехав в СПб, ну а потом понеслось... СПб, Ленобласть, Москва опять СПб и в какой-то момент, захотелось просто остановиться. В принципе, к мыслям о жизни за городом мы пришли через год совместной жизни и рождения нашей младшей дочки. Мы присматривались к жилью в СПб и поняли,что влезать в ипотеку на 10-15 лет ради коробушки (скажем так, не самой фешенебельной- домики пана Тыквы, как я их называю) не целесообразно. У нас в перспективе маячил маткапитал и мы решили вложиться в кредит на развитие бизнеса мужа, чтобы за 3 года наработать некую финансовую подушку, для покупки хорошего дома... но вложение было не совсем удачным и поэтому бизнес не развился, а кредит повис ярмом. В общем, к 3 трёхлетию нашей малышки, было принято решение покупать дом на маткапитал, пригодный для круглогодичного проживания. И пока муж будет расчитываться с кредиторами, я с детками буду потихоньку обустраивать новое жилище. В поиске жилья наши предпочтения с мужем разошлись, он как рационализатор призывал к покупки дома в ближайших регионах к Питеру. Я не скажу, что была в восторге от Пскова и Великого Новгорода (по климатическим предпочтениям - я южная тётка, а туманы и дожди меня переключают в режим сохранения энергии и уныния). Но понимая,что мужу так будет спокойнее и удобнее приезжать к нам чаще (работа в Питере диктовала условия нашего жития), я согласилась рассмотреть эти регионы и поездить поискать то,что нас устроило бы. В общем, поиски были аховыми... Цены и качество домов совершенно не соответствовали нашему кошельку и нашим предпочтениям. А они у нас были, потому у нас 2-е несовершеннолетних детей и наличие минимальной инфраструктуры было ключевым. В общем, немного расстроившись, мы пошли дальше по карте. Перепрыгнув Москву и М.О. мы направились в Тульскую, Воронежскую и Липецкие области. Самое для меня приятное место оказалось Липецком. НО это было самое последнее место нашего возможного прибывания, потому как это непомерно далеко от Питера и я понимала,что мужа в принципе увижу в день приезда и потом в день его окончательного возвращения. В общем, на помощь нам пришла Тула. Слишком много плюсов оказалось от покупки жилья именно там. И возможность чаще приезжать моим родственникам и прямой поезд от Питера (в случае проблем с авто,например), ну и в том селе, в котором оказался дом готовый стать нашим за маткапитал (а в тот момент это было редкость - 2013год), была та самая минимальная инфраструктура (школа, медпункт, магазин и автосообщение со всеми близлежащими жилыми пунктами и райцентрами). В общем, так мы и поселились в Тульской области. В первый год весной (через полгода после переезда) подарил мне муж двух козлят камеруно-альпийской породы. С этих ребят и началась моя любовь к этому рогатому семейству- козы. Козам было по 5 месяцев и через год подарили они нам двух малышей, которых благополучно пристроили новым хозяевам. А вот через полгода козка моя по непонятным причинам умерла. Был уже ноябрь,самое начало. Закапывать было тяжело,но мои соседи замечательные (о них позже подробнее расскажу), пришли на выручку и помогли мне и яму выкопать и козу похоронить. Козла пристроила другим соседям для улучшения поголовья и осталась я без коз. Надо отметить,что 2015 год был для меня очень тяжёлым в плане потерь скота и птицы. В начале в мае взяли 30 гусят, которые в первую неделю всех до одного покосил какой-то недуг. Продавец оказался порядочным, денег не вернул,конечно, но в обмен на гусят отдал 17 утят от своих уток (гусей он продавал как перекупщик). Но и этим малышам не удалось порадовать нас. Через неделю за ночь всех до одного зарезала куница. А осенью коза. В общем, осталась я в конце 2015 года с 3 гусями (взяли их самыми первыми "на пробу" и они доросли до взрослости), собакой (дратхаар Даниил) и 2 кошками Семёном и Маркой, а оставался ещё один молодой петушок и уже 3- летняя курочка. И, скажу честно, конец года был для меня как приговор- не жить в деревне и как только будет положен конец кредитному рабству, соберу детей в охапку и уеду к мужу не оглядываясь. Всё описанное выше это только малая толика всего,что у меня не получалось и не устраивало в нынешнем положении вещей. И требующий ремонта и нормального отопления дом (2 зимы жили на кухне рядом с печью, потому как отопление вышло из строя и требовало не просто ремонта, а полного демонтажа и монтажа нового), запущенный участок в 52 сотки и т.д. В начале 2016 года, меня как осенило, моё нытьё и уныние- не конструктивно. В моей жизни было столько разных ситуаций, что казалось бы и не выберешься, но только высокоподнятая голова и вера в лучшие времена поднимала на ноги и заставляла действовать. Вот и в этот раз, просто взяла себя в руки, смирилась с тем,что пока в разлуке с мужем, обустройство дома нужно брать в свои руки. Попросила на 8 марта у мужа шуруповёрт и лобзик. Он,конечно, крайне удивился, но спорить и отговаривать не стал, за что я ему очень благодарна. Я вообще, очень благодарна мужу за поддержку во многих моих "маразмах". И в моей компании появились два новых друга Шурик Бош и Лобз-дцынь (китаец он), очень меня выручали уже не раз.
С домом нам достались куча построек, пригодных только для хранения мусора. Поэтому они пока так и выполняют своё истинное предназначение- хранение всяческого хлама и мусора. И по краю участка некая конструкция, которая предназначалась как хлев. Конструкция длинная, в несколько отдельных помещений, там у меня стояли козы первые и птица сидела. И вот пришла очередь привести в порядок козлятник и птичник. Строить новое пока мы не осилим, а вот привести в порядок и навести чистоту в том, что есть- вполне посильно. Да, кстати, муж опять подарил мне коз) Одну дойную с двумя дочками 4 месяцев. Козу я продала почти сразу, потому как оказалась бодливая и своенравная, как потом выяснилось, мужская рука ей нужна была. Продала мужчине, остался доволен и коза с ним сразу целоваться полезла. Все остались счастливы, а я с козлятами. Ну вот под этих козочек и начался ремонт сарая. Утеплила, сделала новую закуту, начала ремонт нового сарая.Всё это было в апреле... а в конце месяца я ждала мужа и увидела в одноклассниках свою третью козочку. Заводчица написала историю, как не красиво поступила с ней потенциальная покупательница и что девочка осталась без новой хозяйки и ищет срочно ещё одну) ну и ей оказалась я. посмотрев фотографии коз у Ольги Колгановой на странице, увидела процентных нубийских козлят, которых она продавала помимо моей лапули. Поинтересовалась их стоимостью и оказалось,что всего один козлик остался и он тоже готов ко мне рвануть. Ну и его я тоже застолбила. Оставалось мужу как-то мягко донести,что он едет в компании от Конаково... Муж стоик и опять принял мою идею спокойно. Козлята поселились у нас малышка Ливерпулька альпийских кровей и англо-нубийский козлик 93,75% Климатис. Сейчас малышам уже по 4 месяца. Ну и в общем, жизнь продолжается и со всем справимся Блог постараюсь вести постоянно. В каждой теме буду рассказывать о всём интересном. Будет тема газификации, будет тема строительства и обустройства ну и конечно же будет тема животноводства, птицеводства. Будет тема детей обязательно. В общем, будем жить счастливо!
Миграция населения, когда лица, переехавшие в свое время, из деревни в город, возвращаются на прежнее место жительства из города в деревню, представляет собой вторичную миграцию. Массы людей при этом уезжают из привычной социально-культурной среды, стараются адаптироваться к новой для себя городской жизни и, не сумев к ней приспособиться, возвращаются назад.
В результате такой миграции образовались целые регионы, где отток деревенских жителей поставил сельское хозяйство на грань катастрофы. Одновременно в городах накопилась масса людей, имеющих соответствующую профессиональную подготовку и желающих переехать жить и работать в село.
Миграция населения представляет собой сложный социальный процесс. Общепризнано, что она способствует развитию населения. Что касается перемещений людей из города в деревню, то при этом происходит привнесение собственно городского в сельское, идет ли речь о кругозоре людей или их трудовых, профессиональных навыках, о развитии потребностей и системы ценностных ориентаций, образе жизни и т. д.
Таким образом, общая, ускорительная функция миграции выполняется благодаря привнесению прогрессивного в отстающее, хотя, разумеется, далеко не все городское может быть однозначно отнесено к передовому.
Еще одна функция миграции - перераспределение населения - также имеет свою специфику: миграция из города в деревню обеспечивает не простое перераспределение трудовых ресурсов, а именно перераспределение в пользу села: деревня получает более подготовленную в профессиональном отношении рабочую силу. Миграция из города в село способствует уменьшению последствий созданного перекоса в демографической структуре.
Миграция населения из города в деревню неоднородна по своему составу. В ней можно выделить три основных потока Сонин М. Я Социально-демографическое развитие села. Региональный анализ. - М.: Статистика, 2010. - С. 108.:
1. Организованный, когда переезд из города в деревню осуществляется на основе заранее принятых мер планомерно и централизованно. Речь идет о выпускниках вузов, техникумов и ПТУ, которые приехали работать в деревню.
2. Сельскохозяйственный, когда переезд из города в отсталые, остро нуждающиеся в рабочей силе хозяйства осуществляют государственные органы по трудоустройству.
3. Неорганизованный индивидуальный, когда решение о переселении из города в деревню принимается и осуществляется между хозяйством и работником на основе взаимной договоренности.
Разумеется, в такой группировке много условного. Например, организованные переселения так же, как и индивидуальные, производятся по взаимному согласию сторон. Что же касается социального аспекта, то вряд ли можно одинаково расценивать возвращение в свою деревню выпускника сельхозинститута и человека, который, уехав из села, долго пытался наладить свою жизнь в городе и, когда потерпел там неудачу, решил вернуться обратно.
Следует учитывать, что в организованных переселениях много неожиданного. Так, органы по трудоустройству осуществляя сельскохозяйственные переселения, ориентируются лишь на количественные показатели, на выполнение плана, а не на приживаемость переселенцев. Нередко договоры заключаются со случайными людьми, с лицами, не имеющими профессий животноводов, механизаторов, строителей, в которых особенно остро нуждается село.
Что касается молодых специалистов - выпускников учебных заведений, то значительная их часть просто не желает ехать работать в деревню, даже различные льготы на предоставление жилья мало стимулируют молодых специалистов для работы в деревне.
Существуют скрытые потери при миграции из города в сельскую местность. Человек, решивший уехать из города и подавший заявление об увольнении, оставшееся время работает не в полную силу: у него падает производительность труда, снижается общественная активность.
Нужно учитывать, что, переехав на новое место жительства и устроившись там на работу, человек не может сразу, с первого дня, включиться в производственный процесс. Нужно время, чтобы он начал полноценно трудиться, адаптировался на новом месте. Процесс адаптации весьма сложен, поскольку, переехав из города в деревню, человек не только меняет место работы, но и весь образ жизни.
К тому же ему нередко приходится переучиваться, овладевать непривычными навыками. В то же время миграция из города в деревню имеет и положительные стороны как для личности, так и для общества в целом.
Рассмотрим такой пример. Человек не может удовлетворить свои потребности в городе. Вряд ли целесообразно держать его там, тем более, если отсутствуют нормальные жилищные условия или нет возможности обеспечить семью продуктами питания. Переехав в деревню, он сможет решить эти проблемы.
Очень долго и щедро за счет государственных средств в городах создавались новые рабочие места. Перевод экономики на преимущественно интенсивный путь даст реальную возможность высвободить лишние рабочие руки.
Важная проблема - закрепление мигрантов на новом месте жительства, их адаптация к новым условиям. Прежде всего, это касается различий в уровне социально-экономического развития города и села, которые остаются весьма заметными.
Во-первых, необходимо учитывать уровень социально-экономического и культурно-бытового развития города. Можно выделить четыре типа городского поселения: I тип - Москва, Санкт-Петербург (столицы); II тип - областные и крупные промышленные центры; III - большие города с развитым хозяйством; IV - малые города Чапек В. Н. Миграция и стабилизация трудовых ресурсов села. - Ростов-на-Дону, 2009. - С. 133..
Во-вторых, соблюдение социальной справедливости в распределении благ между жителями. Например, в любом городе немало тех, кто проживает один в четырехкомнатной квартире, и тех, кто впятером ютится в десятиметровой комнате.
В-третьих, социально-экономическое и культурно-бытовое развитие села: существуют деревни, которые коренным образом отличаются друг от друга, где совершенно разные возможности удовлетворить потребности людей.
Миграция - инструмент регулирования структуры населения как города, так и деревни. Это важно, поскольку особенности развития производства в последние десятилетия привели к сильной деформации структуры сельского населения по полу в сторону увеличения доли мужчин.
Состав мигрантов по возрасту существенно отличается в потоках «город-город» и «город-деревня».
Миграция предполагает увольнение с прежней работы и трудоустройство на новом месте жительства. Поэтому она тесно связана с такой формой движения рабочей силы, как текучесть кадров. Значительная доля увольнений связана с тем, что рабочие решили сменить свое место жительства, уехать из города. В свою очередь и миграция также довольно часто приводит к увольнениям.
Следует учитывать, что формулировка причины увольнения «по собственному желанию» включает в себя широкий спектр мотивов, отражающих неудовлетворенность потребностей человека.
Говоря о связи миграции из города в деревню с текучестью кадров, нужно иметь в виду, что она может быть опосредованной. Например, человек увольняется по собственному желанию, поскольку не удовлетворен работой.
Миграция из города в деревню нередко сопровождается сменой профессии. При переезде из города в деревню большая часть людей меняет свою специальность (профессию). Причем, многие делают это несколько раз. Многие мигранты сменили профессию из-за отсутствия работы по своей специальности на новом месте жительства.
Миграция является важным инструментом, с помощью которого осуществляются социальные перемещения: переехав в город, пополняют ряды рабочего класса представители крестьянства и, наоборот, получив образование в городе, выходцы из сельской местности становятся работниками умственного труда. Неудовлетворенность своим социальным положением также приводит к решению сменить место жительства. Также причиной переезда в деревню может быть желанием иметь собственное хозяйство.
Рассмотрим как протекала миграция сельского населения в России.
Экономический кризис сильно отразился на росте городов России. В 1990-2000 гг. миграционный прирост городов составил 2,4 млн. человек, что в 2,5 раза меньше по сравнению с аналогичным периодом 80-х. Зато село не только перестало терять население, но пополнило его за счет миграции - в основном из стран СНГ и Балтии - на 1,2 млн. человек (в 80-х село потеряло 3,7 млн. человек) Рыбаковский Л. Л., Гришанова А. Г., Кожевникова Н. И. Проблемы новой миграционной политики в России. - М.: ИСПИ РАН, 2011. - С. 76..
На рис. 1 показаны тренды миграционного прироста по городскому и сельскому населению, что особенно ярко иллюстрирует глубину социального кризиса, вызванного распадом СССР. На этом рисунке, во-первых, поражает скорость, с какой население способно реагировать на социальные перемены (обвал городского тренда и его подъем почти до прежнего уровня заняли всего 4 года), с другой - амплитуда изменений Рыбаковский Л. Л. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика. - М., 2009. - С. 214..
Рисунок 1 - Миграционный прирост городского и сельского населения, Россия, 1980-2000 гг., тыс. человек
Главной причиной кризиса урбанизации было замороженное состояние рынка труда в городах, резкое сокращение спроса на рабочую силу в условиях, когда рыночные механизмы еще не были запущены, высокие цены на городское жилье. Инверсия городского тренда продолжалась недолго. Рыночные реформы открыли новые возможности для заработков, что стало серьезной альтернативой рухнувшему государственному сектору. Естественно, возможностей для частных заработков в городах больше, чем в селе. С 1993 г. приток в города восстановился, достигнув в 1994 г. почти прежних значений. С 1994 г. возобновилось и нормальное направление внутренних миграций - из села в город. Приток населения в сельскую местность сохранялся до 2000 г., но он быстро убывал и поддерживался только за счет миграции из СНГ (табл. 1). В 1993 г. на город пришлось 39% миграционного прироста России, а на село 61%, в 1998 г. пропорция выглядела как 83:17. Финансовый кризис 1998 г. снова резко ограничил возможности переселения из села в город, в особенности внутри страны: в 1999 г. города приняли из своего села в 3,5 раза меньше населения, чем в 1998 г. В 2000 г. миграция из сел в города оживилась, но не достигла уровня докризисного 1997 г., когда она составляла 118 тыс. человек. Почти удвоился и прирост населения городов за счет внешней миграции. В результате миграционный прирост городского населения более чем удвоился - 208,8 тыс. человек в 2000 г. против 94,0 тыс.70 в 1999 г. Рыбаковский Л. Л. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика. - М., 2009. - С. 136.
Таблица 1
Компоненты миграционного прироста городского и сельского населения России, 1999-2001 гг., тыс. человек
2001 г. стал переломным в отношении сельско-городских миграций. Перемены обусловлены резким сокращением потока из стран СНГ, что, во-первых, интенсифицировало миграцию из села в город внутри России; во-вторых, несмотря на это, привело к уменьшению миграционного прироста городов (159 тыс. человек в 2001 г. по сравнению с 208,8 тыс. в 2000 г.); в-третьих, привело к возобновлению оттока населения из села (86,7 тыс. человек), что произошло впервые с 1991 г. Кроме того, из табл. 1 видно, что чем меньше приток из СНГ, тем относительно меньшая его часть попадает в село. 2001 г. был первым, когда миграция из СНГ не смогла возместить потери села во внутренней миграции.
Село России за 1991-2000 гг., благодаря миграции, получило 1,2 млн. чел, или 3% дополнительного населения, что стало важным фактором его развития, но не смогло предотвратить депопуляцию российского села, хотя заметно ее затормозило.
Миграция из сельской местности в города в X-XIV вв. была одним из важнейших фактов развития христианского мира. Окружавшие город деревни служили продовольственным складом и аграрным цехом европейского города. Селяне поначалу возили свою продукцию на телегах, а затем, познав все прелести и вольности городской жизни, переселялись сюда на постоянное житье. Здесь они обучались грамоте, получали религиозное просвещение, поскольку не до каждой деревни мог добраться священник. Но крестьянин, вырванный из своего контекста и привычной среды, перебирался в христиански просвещенный город и впитывал христианскую культуру. Таким образом, города и сельская миграция сыграли важную роль в христианизации Европы. Позже они сыграли немаловажную роль в расколе христианского движения на множество сект и еретических течений. Город всегда слыл рассадником революционеров и бунтарей, недовольных старым строем и призывающих людей к новому будущему. Именно нарождающийся капиталистический город породил в Германии протестное течение, которое вскоре, охватив весь мир, стало известно под именем протестантизма.
Из села в город мигрировали не только малообразованные крестьяне, но и просвещенные монахи. Если в XII в. видные французские монахи, например Петр Достопочтенный из Клюни, св. Бернард из Сито, стремились вырваться из Парижа и увести школяров от городских соблазнов в «пустынь», в монастырскую школу, то в XIII в. духовные предводители - доминиканцы и францисканцы - сами обосновались в городах и стали править душами с церковных и университетских кафедр 9 .
В середине XIX в., с началом индустриальной революции, в Европе начался процесс массовой миграции сельского населения в города. Мигранты обеспечивали 90% прироста городского населения. Урбанизация обязательно сопровождается переселением людей из сельской местности в города, которое приняло особый размах именно в XX в. Ныне аналогичные процессы происходят в развивающихся странах: сельское население стремится перебраться в города, чтобы спастись от голода и безработицы. К примеру, в Китае в 1960-1990-х гг. рост населения городов на 60% был обеспечен естественным приростом населения и снижением уровня смертности и на 40% - переселением крестьян 10 .
9 Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Пер. с фр. М., 1992. С. 58-105. 111 Человеческая цивилизация становится «цивилизацией городов». - http://www.washprofile.org/ SUBJECTS-%204/megapolis.html.
Еще в первой половине XX в. в большинстве европейских стран и США началось перемещение сельских жителей в большие города. Поток переселяющихся фермеров и крестьян увеличивался, достигнув пика к середине 1960-х гг. В СССР максимум переселений пришелся на конец 1970-х гг. Интенсивный миграционный отток сопровождался почти повсеместным изменением сети сельских поселений, ликвидацией опустевших школ, больниц, магазинов и др. Затем этот процесс стал ослабевать. В европейских странах он затих, а в 1970-1980-е гг. началось переселение горожан на природу - в пригороды и сельскую местность, но не для того, чтобы там работать и жить, а лишь для того, чтобы отдыхать.
В России после отмены крепостного права, а позже после столыпинских реформ, которые нанесли сокрушительный удар по крестьянской общине, массы сельских жителей двинулись в города. Но немногочисленные и недостаточно развитые российские города не могли принять всех желающих. Мигранты сосредоточивались главным образом на городских окраинах, занимались мелким предпринимательством, трудились как разнорабочие, получая мизерную заработную плату, а нередко занимаясь и незаконной деятельностью.
С приходом к власти большевиков процесс миграции сельских жителей в города усилился, особенно в связи с развернувшимися процессами коллективизации (раскулачивания) и индустриализации. В городах возводились промышленные гиганты, куда вчерашние крестьяне внедряли мелкобуржуазную (по выражению В.И. Ленина) культуру. В отличие от традиционной для Европы крестьянской культуры, пережившей фазу распада общинной психологии и зарождения индивидуалистической, русский крестьянин все еще сохранял патриархальные пережитки, прекрасно описанные выдающимся советским нотовцем" А.И. Гастевым. Массовый приток селян в город в 1920-1930-е гг. приводил к депролета-ризации промышленности, вследствие потерь кадрового пролетариата на фронтах Гражданской войны. Поступив на городское предприятие, крестьяне сохраняли деревенское отношение к труду и с неохотой проходили школу индустриализации. Неумение работать - всеобщая народная черта, писал Гастев. Русское предприятие выступает не только школой воспитания новых привычек, но и нередко рассадником старых. Так, в «мастерских и на заводах очень распространен обычай во время работы что-нибудь жевать, пить чай и курить... на рабочем месте появляются кружки, стаканы, хлеб, крошки и нарушается порядок» 12 . Отсюда неряшливость во всем. У нас еще сохраняется привычка, утверждал Гастев, в работе отрываться для других дел, горячиться, если вещь сделана неправильно, быстро расстраиваться и про-
" От термина НОТ- научная организация труда.
12 Гастев А.К. Как надо работать. М., 1972. С. 132-133.
должать с испорченным настроением губить работу дальше. Неумение правильно работать, став народной привычкой, передается затем молодежи, неважно, сельской или городской. Другой вредной привычкой является поспешное включение в работу, быстрое утомление в середине и неоправданный штурм в конце. Иногда мы беремся за несколько важных дел одновременно и ни одного не доводим до завершения. Заносчивость в работе, раздувание небольшого успеха характеризуют невоспитанного и культурно отсталого работника. «У нас часто бывает так: работают и, или гонятся, или волынят, а как только гудок, как только пришел час конца работы, так прямо срываются с места, бегут без оглядки и оставляют рабочее место на произвол судьбы, а на завтра - одно украли, другое потеряно, третье - завалено к стенке, четвертое - испорчено за ночь» 13 . Причем черты деиндустриализации стали проявляться еще в дореволюционный период, а после трагических событий 1917 г. они лишь усугубились.
Первое поколение сельских мигрантов - всегда маргиналы. С одной стороны, они воспитываются в семье, где родители, представители старшего поколения, все еще остаются носителями патриархального уклада, а с другой -
Врезка
А. Быстрицкий