Чувства и разум что должно двигать человеком. «Разум и чувства». Толкование понятий. Возможные формулировки тем сочинений

Чувства и разум что должно двигать человеком. «Разум и чувства». Толкование понятий. Возможные формулировки тем сочинений

Сочинение по направлению: Разум и чувство. Выпускное сочинение 2016-2017

Разум и чувство: могут ли они владеть человеком одновременно или же это понятия, взаимно исключающие друг друга? Верно ли утверждение, что в порыве чувств человек совершает как низменные поступки, так и великие открытия, которые движут эволюцию и прогресс. На что способен бесстрастный разум, холодный расчет? Поиск ответов на эти вопросы занимает лучшие умы человечества с тех пор, как появилась жизнь. И этот спор, что важнее - разум или чувство, - ведется с древности, и у каждого свой ответ. «Люди живут чувствами», - утверждает Эрих Мария Ремарк, но тут же добавляет, что для того, чтобы осознать это, необходим разум.

На страницах мировой художественной литературы проблема влияния чувств и разума человека поднимается очень часто. Так, например, в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» предстают два типа героев: с одной стороны, это порывистая Наташа Ростова, чувствительный Пьер Безухов, бесстрашный Николай Ростов, с другой - надменная и расчетливая Элен Курагина и ее брат, черствый Анатоль. Многие конфликты в романе происходят именно от избытка чувств героев, за перипетиями которых очень интересно наблюдать. Ярким примером, как порыв чувств, необдуманность, пылкость характера, нетерпеливая молодость, повлияли на судьбу героев, является случай с изменой Наташи, ведь для нее, смешливой и юной, ждать свадьбы с Андреем Болконским было невероятно долго, могла ли она подчинить свои неожиданно вспыхнувшие чувства к Анатолю голосу разума? Здесь перед нами разворачивается настоящая драма разума и чувств в душе героини, она оказывается перед нелегким выбором: бросить жениха и уехать с Анатолем или не поддаться минутному порыву и дождаться Андрея. Именно в пользу чувств был сделан этот нелегкий выбор, лишь случайность помешала Наташе. Мы не можем осуждать девушку, зная ее нетерпеливый характер и жажду любви. Именно чувствами был продиктован порыв Наташи, после она сожалела о своем поступке, когда проанализировала его.

Именно чувство безграничной, всепоглощающей любви помогло Маргарите воссоединиться с возлюбленным в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Героиня, не раздумывая ни секунды, отдает душу дьяволу и отправляется с ним на бал, где убийцы и висельники прикладываются к ее колену. Отринув обеспеченную, размеренную жизнь в роскошном особняке с любящим мужем, она бросается в авантюрное приключение с нечистой силой. Вот яркий пример того, как человек, выбрав чувство, сотворил свое счастье.
Таким образом, высказывание Эриха Марии Ремарка совершенно справедливо: руководствуясь только лишь разумом, человек может прожить, однако это будет жизнь бесцветная, тусклая и безрадостная, только чувства придают жизни непередаваемые яркие краски, оставляя эмоционально наполненные воспоминания. Как написал великий классик Лев Николаевич Толстой: «Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни».

«Разум и чувства».Толкование понятий

Разум

  1. Разум - это высшая ступень познавательной деятельности человека, способность мыслить логически, обобщённо и отвлечённо. (Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный)
  2. Способность мыслить всеобще в отличие от непосредственно данных единичных фактов, какими исключительно занято мышление животных. (Философский энциклопедический словарь)
  3. Разум как нравственная категория — это способность человека отвечать за свои поступки, предугадывать последствия слов, действий.
  4. Разум позволяет человеку всё взвешивать, постигать главное, суть происходящего, и, постигнув, принять верное решение по поводу своих действий и поступков.
  5. Разум способен объективно оценить происходящее, не поддаваться эмоциям, рассуждать здраво. Это понимание того, что происходит вокруг и в самом человеке.
  6. Именно разум позволяет человеку контролировать свои поступки, не выходить за рамки дозволенного, тех законов и моральных принципов, которые приняты в обществе, то есть вести себя « разумно»
  7. Разум - это способность человека выделять истинные ценности в жизни, отличать их от мнимых, ложных. Разумно рассуждая и анализируя, человек способен выбрать верные нравственные ориентиры, идеалы.
  8. Каждый человек сам выбирает свой путь в жизни, для этого ему и дан разум.

Чувства

  1. Способность живого существа воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что-то. (Толковый словарь русского языка. Под ред. Д.Н.Ушакова)
  2. Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его душевной жизни. (Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный)
  3. Чувства как нравственная категория — это способность человека эмоционально воспринимать всё вокруг, переживать, сочувствовать, страдать, радоваться, горевать.
  4. Много различных чувств способен испытать человек. Чувство прекрасного, справедливости, стыда, горечи, радости, неудовлетворения, сопереживания и много-много других.
  5. Одни чувства делают его сильнее. Другие — губят. И вот здесь на помощь приходит разум, помогающий сделать верный шаг.
  6. Чувства делают жизнь человека ярче, насыщеннее, интереснее, да и просто счастливее.
  7. Чувства позволяют человеку субъективно воспринимать окружающее, оценивать происходящее в зависимости от настроения в данный момент. Не всегда эта оценка будет объективной, а часто очень далёкой от неё. Чувства могут захлестнуть человека, а разум не всегда в состоянии утихомирить их. Со временем всё может выглядеть совсем иначе.
  8. Чувства - это сложившееся отношение человека к чему-либо. Многие чувства становятся основой его характера: чувство любви к Родине, уважение близких, старших, чувство справедливости, гордости за страну.
  9. Не нужно путать чувства с эмоциями. Эмоции кратковременны, часто сиюминутны. Чувства же более устойчивы. Они часто определяют сущность личности.
  10. Человек живёт и разумом, и чувствами. Обе эти способности человека делают жизнь насыщеннее, разнообразнее, ценнее. Гармония разума и чувств — признак высокой духовности личности. Она позволяет ему достойно прожить свою жизнь.

Любовь – это высокое чувство, обладающее огромной силой. Оно

может возвысить человека, окрылить, раскрыть в нѐм новые душевные

качества. Но в то же время любовь может принести невыносимые страдания

и толкнуть на необдуманные поступки. Так чем же руководствуется

влюбленный человек, совершая те или иные поступки: холодным разумом

или горячими чувствами?

Зачастую любящий человек делает выбор не в сторону здравого

смысла, а в сторону эмоций, душевного порыва. Так поступает и Олеся –

героиня одноименной повести Александра Ивановича Куприна. Во время

второй встречи с Иваном Тимофеевичем девушка гадает ему на картах и

предсказывает большую любовь от «трефовой дамы», которая в свою

очередь будет несчастна из-за него. Совершенно очевидно: Олеся прекрасно

понимала, что эта «дама» она сама, но не испугалась пророчества и не

разорвала отношений с Иваном Тимофеевичем, а, наоборот, с каждой новой

встречей всѐ больше и больше укрепляла их. Еѐ поступок можно объяснить

тем, что у Олеси на тот момент уже зародилось чувство симпатии к Ивану

Тимофеевичу. Она, догадываясь о тяжелых последствиях, но поддавшись

воле чувств, сделала свой выбор в пользу счастливой, яркой но очень

непродолжительной любви, а не в пользу тихого собственного спокойствия.

Но не всегда влюбленный человек следует зову своего сердца. Главной

героине романа Шарлотты Бронте «Джен Эйр» приходится делать очень

трудный выбор, и она руководствуется именно здравым смыслом. Джен,

безумно любившая мистера Рочестера, узнав о его обмане, не могла

преступить через свои моральные принципы и стать его женой, поэтому она

решает уйти от любимого. Но какой ценой ей это далось! Джен было очень

тяжело принять это решение, она понимала, что Эдвард Рочестер именно тот

человек, с которым она хочет связать свою судьбу, с кем она будет по-

настоящему счастлива, что их чувства друг к другу сильны и взаимны. Но

будучи девушкой высоких нравственных правил, Джен повинуется голосу

Действительно, человек способен на многое, когда находится под

властью любви. Я считаю, что влюблѐнный не должен терять голову и

действовать, руководствуясь только своими чувствами и эмоциями. Но и

нельзя ставить под удар своѐ собственное счастье, поддавшись зову разума,

ведь в таком случае его можно упустить навсегда. Думаю, что любящий

Чувство - это жизнь тела. Чувства - живые и теплые, и внимание к чувствам - это всегда внимание вовнутрь, внимание к тому живому, что происходит в нашем теле. Жизнь тела - это ощущение внутреннего тепла, это телесные импульсы и тяга желания, это нравится и хочу, это волны настроений и вибрации звука, превращающиеся в мелодию и танец. Жизнь - это движение, а чувство - это переживание энергии тела.

Эту энергию можно оседлать и на ней можно кататься, энергией радости можно брызгать во все стороны из веселых глаз, в энергии тела можно купаться, в нее можно погружаться и нырять, она может захлестнуть, в ней можно утонуть...

Чувства идут из ощущений тела, внимательны к движениям и потребностям тела. Чувство - это тело. Это погружение в жизнь тела.

А разум - это другое. Разум - это закон мира, свет разума строг и направлен вовне, во внешний мир, к его строению и законам. Разум занят законами: он готов им подчиняться сам и считает правильным, чтобы им подчинялось все. Законы мира можно открывать, находить, схватывать - и можно создавать, продвигать своей волей, устанавливать своими приказами и распоряжениями.

Разум - способность открывать или устанавливать законы мира.

Если под влиянием слов в человеке (в теле человека) поднялась энергия энтузиазма ("Мы наш, мы новый мир построим!") или ярости ("Пусть ярость благородная вскипает, как волна...") и человек стал двигаться - это было обращение к чувствам.

Если под влиянием слов человек остановился, включил голову и при свете сознания стал что-то лучше различать, разбираться, раскладывать, обосновывать, формулировать правила и алгоритмы - это было обращение к разуму.

Жизнь текуча, познание через чувства не дискретное, а скорее аналоговое: иногда мутное, но объемное, где есть все сразу. Чувство многопланово и многозначно, оно тяготеет к живым образам, близким ассоциациям и глубоким метафорам.

Законы разума строги, разум пользуется дискретными моделями: "да" или "нет", анализ должен быть четким, выводы однозначными.

Знание - кубик, холодная единица информации, а чувство - теплая и бьющаяся волна... Знание строит себя в свете сознания, чувство плещется в глубинах бессознательного.

Чувства - основа разума, но разум к чувствам не сводится. Разум принимает решение на основе данных, предоставляемых чувствам, и его решение может быть как в русле того, что ему подсказывают его чувства, так и противоречить тому, к чему его подталкивают чувства. Разум и чувства могут действовать в содружестве и гармонии, однако конфликт разума и чувств знаком практически каждому, это конфликт Хочу и Надо, желаний и Долга.

Кто-то предпочитает жить разумом, кто-то - чувствами . Дети чаще живут чувствами, взрослая жизнь предполагает большую роль разума, однако там, где люди могут свой образ жизни выбирать самостоятельно, мужчины чаще руководствуются разумом, женщины - чувствами.

Как средство познания, разум многократно мощнее чувств, но не нужно думать, что разум всегда прав. Коллективный разум всегда разумнее, чем коллективное чувство, но у конкретного человека чувства могут быть разумны, а разум - кривой. Когда разум слаб, а чувства сильны, возникает феномен - человек бездумно идет за своими чувствами, но всегда находит этому как бы разумное объяснение.

Лучше всего, когда разум и чувства дружат , поддерживают друг друга. Гармония разума и чувств возможна и необходима, при этом конкретная структура гармонии состоит не в равноправии разума и чувств, а в их иерархии: разум принимает ответственные решения, а подчиненные ему чувства ему в этом помогают. Очень важно, чтобы чувства давали тонкую информацию о состоянии своем или состоянии другого человека, но не менее важно, чтобы чувства оставались только инструментом, а решения принимала голова. Все ответственные решения должны проверяться разумом.

Любопытно, что в российском менталитете разумная целесообразность практически синоним корыстного, эгоистичного поведения и не в чести, как что-то "американское". Среднему российскому обывателю трудно представить, что можно разумно и осознанно действовать не только ради себя, но и ради кого-то, поэтому действия бескорыстные отождествляются с действиями "от сердца", на основе чувств, без головы.

Характерный пример: в статье "Сыну двенадцать: воспитание ответственности " умный папа писал, как он воспитывает в своем сыне привычку думать "зачем" он делает то или иное. Комментарий к этой статье: "Так и вижу взрослого молодого человека с вопросом, а зачем мне заботиться о своих родителях, проявлять к ним уважение, с какой целью? Теперь я самостоятельный и родители мне больше не нужны".

Мы ответили на этот комментарий так: "Хм. А вы полагаете, что родителей можно любить только если ни за что, "без головы"? Если родители детей действительно воспитывали, у детей есть ценности, а не только потребности, и дети умеют уже заботиться о достойных людях. То есть о родителях - в первую очередь, и именно потому, что родители сами им в этом подавали пример".

Чем должен руководствоваться человек в своих поступках: разумом или чувствами?

Человеческая душа чем-то напоминает весы, на чаше которых порой оказываются противоположные понятия: добро и зло, честь и бесчестье, любовь и ненависть, разум и чувства. Каждый раз, совершая какой-либо поступок, человек прислушивается к своему внутреннему голосу, ожидая услышать инструкции, некий план действий. Но чаще всего внутреннее Я будто разделяется на две части: голос разума повелевает сделать одно, а душа – совсем иное. К чему же прислушиваться человеку? На мой взгляд, в случае подобного конфликта нужно уметь находить компромисс, выбирать что-то среднее, ведь именно при таком раскладе удастся уравнять чаши внутренних весов, обрести гармонию и настоящее счастье с минимальными страданиями.

Как правило, судьба людей, ведомых только чувствами и эмоциями, очень трагична. Они или бессмысленно изводят себя страданиями, или теряются в лабиринте жизни, или в конце концов совершают непоправимые ошибки. Человеком, который заглушил трезвый голос рассудка мелодией светлых чувств, является Георгий Желтков из повести А. Куприна «Гранатовый браслет». Желтков – мелкий чиновник, однако социальное положение не мешает герою влюбиться в княгиню Веру Шеину. Та, конечно же, не отвечает Георгию взаимностью, но он продолжает любить женщину чистой, бескорыстной любовью, не тая своих чувств. Кажется, что обстоятельства должны погасить нежность в сердце Желткова: Вера выходит замуж за видного человека, счастлива в браке, знает лишь скромные инициалы Георгия да смутно представляет себе силу его любви, - но мужчина любит Веру всё сильнее и сильнее с каждым днём. Он поступает вопреки здравому смыслу: дарит Шеиной небезызвестные подарки, пишет письма, крадёт платки. И эта любовь приводит к настоящей трагедии: осознав, что возлюбленная будет несчастна из-за него, что он своим пламенным чувством разрушает её спокойную семейную жизнь, Желтков заканчивает жизнь самоубийством. На мой взгляд, читатель, узнав о судьбе Георгия, должен понять, что нельзя слепо верить голосу души, нужно прислушиваться к рассудку и стараться достичь состояния равновесия.

Люди, опирающиеся в своей жизни лишь на сухие доводы и механический разум, так же трагичны, как и люди эмоций. Порою в своих поступках они могут показаться совершенно бесчеловечными, жестокими, чёрствыми людьми. Герой романа-эпопеи В. Гюго «Отверженные» Жавер полагается лишь на закон, мнимое правосудие, не допускающее исправления и духовного воскрешения. В одном из эпизодов романа полицейский видит, как Фантина, куртизанка со дна социальной жизни, бранит молодого кавалера. Жавер насильно уводит девушку в полицейский участок и приговаривает к полугоду тюрьмы, окончательно разбивая несчастную Фантину. Она рассказывает полицейскому, что не виновата в сложившейся ситуации, кавалер всячески унижал и оскорблял её, а после и вовсе сунул пригоршню снега под вырез открытого платья и без того умирающей от болезни Фантины. Не по своей воле стала продавать она тело: её маленькая дочь живёт у трактирщиков, все зарабатываемые деньги уходят лишь на содержание девочки. Раньше Фантина работала на предприятии, но из-за доноса одной из работниц была уволена. Однако даже ужасающая история не производит на полицейского никакого впечатления, будто бы ничто не может потревожить его покойную, безэмоциональную душу. Наблюдая за такими людьми, как Жавер, мы должны понять, что жизнь без глубинных чувств – никакая не жизнь, а лишь бесплодное существование.

Не все ошибки можно исправить, не всякий поступок переиначить и не всякое чувство воскресить одной лишь волей. Чтобы избежать ужасных последствий, человек должен тщательно обдумывать свои поступки, полагаясь и на разум, и на чувства в равной мере, умея слушать своё внутреннее Я. Человек должен стараться отыскать ту самую золотую середину, то самое равновесие, тот баланс между разумом и чувством, чтобы быть по-настоящему счастливым, чтобы быть по-настоящему живым.

567 слов

Сочинение написала Рита Киреева, пользователь нашего сайта. Публикуется с незначительной стилистической обработкой.

© 2024 educent.ru - Портал полезных знаний для школьников и их родителей