Социальное неравенство - это вид социального разделения, в котором отдельные члены общества или группы находятся на разных ступенях социальной лестницы (иерархии) и имеют неравные возможности, права и обязанности.
Основные показатели неравенства :
- различный уровень доступа к ресурсам как физическим, так и нравственным (пример - женщины в Древней Греции, которых не допускали к Олимпийским играм);
- различные условия труда.
Причины социального неравенства.
Французский социолог Эмиль Дюркгейм вывел две причины социального неравенства:
- Необходимость поощрять лучших в своем деле, то есть тех, кто приносит большую пользу обществу.
- Различный уровень личных качеств и таланта у людей.
Роберт Михельс выдвинул еще одну причину: защита привилегий власти. Когда численность сообщества превышает какое-то определенное число людей, они выдвигают главного, или целую группу, и наделяют его большими полномочиями, чем все остальные.
Критерии социального неравенства.
Ключевые критерии неравенства изложил Макс Вебер:
- Богатство (разница в доходах).
- Престиж (разница в почете и уважении).
- Власть (разница в количестве подчиненных).
Иерархия неравенства.
Существует два типа иерархии, которые обычно представляют в виде геометрических фигур: пирамида (кучка олигархов и огромное количество бедных, причем чем беднее, тем больше их число) и ромб (мало олигархов, немного бедняков и основная масса - средний класс). Ромб предпочтительнее пирамиды с точки зрения стабильности общественной системы . Грубо говоря, в ромбовидном варианте довольные жизнью середняки не допустят, чтобы кучка бедняков устроила переворот и гражданскую войну. За примером далеко идти не надо. В Украине средний класс далеко не был большинством, и недовольные жители бедных западных и центральных сел свергли власть в стране. В результате пирамида перевернулась, но осталась пирамидой. Вверху уже другие олигархи, а внизу по-прежнему большая часть населения страны.
Решение проблемы социального неравенства.
Закономерно то, что социальное неравенство воспринимается как социальная несправедливость, особенно теми, кто находится в иерархии социального разделения на низшей ступени. В современном обществе вопрос социального неравенства находится в введении органов социальной политики . В их обязанности входит:
- Введение различных компенсаций для социально-незащищенных слоев населения.
- Помощь бедным семьям.
- Пособие безработным.
- Определение минимальной зарплаты.
- Социальное страхование.
- Развитие образования.
- Здравоохранение.
- Проблемы экологии .
- Повышение квалификации рабочих.
Каждый индивид (1) принадлежит к какой-нибудь общности людей. Участниками исторического процесса (2) являются социальные группы, под которыми понимаются устойчивые совокупности индивидов, объединенных общими интересами, ценностями и нормами поведения (3). Интересы могут различаться по сфере направленности: могут быть определены областью экономики, социальной сферы (4), политики или культуры. Интересы могут быть как реальными, так и иллюзорными (мнимыми). Интересы могут быть направлены в область достижения прогресса (5), или иметь регрессивный характер. Но в любом случае они служат основой консолидации (6) людей, мобилизуют их на общие действия
Социальные общности людей образуют социальную структуру (1) общества. Обществоведы давно пытались найти и дать определение основной составляющей такой социальной группы (2). Многие такой единицей считали класс, выделяя лишь два класса - бедных и богатых. Появление классов они связывали с проявлением политического насилия (3) угнетателей над угнетенными. Марксистско-ленинская теория главным признаком деления общества на классы считает отношение людей к собственности (4). Тот, кто владеет собственностью, - класс буржуазии (5), те, кто не владеют, - класс наемных рабочих, а также крестьянский класс. В современной западной социологии вместо классов предпочитают выделять страты(6) - слои, деля их по уровню дохода, социальному положению, образованию и другим характеристикам.
Понятие класса годится для анализа социальной структуры (1) прошлых обществ, в том числе и индустриального (2) капиталистического общества. Но в современном постиндустриальном (3) обществе оно не работает, потому что в нем на основе широкого акционирования (4), а также выключения основных держателей акций из сферы управления производством и замены их менеджерами (5), отношения собственности (6) оказались размыты, потеряли свою определенность. Поэтому понятие «класс» должно быть заменено понятием «страта» или понятием «социальная группа», а на смену теории социально-классового строения общества должны прийти теории социальной стратификации.
Термин «стратификация» пришел из геологии, где он обозначает расположение пластов Земли по вертикали. Социология уподобила строение общества (1) строению Земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали. Основанием служит лестница неравенства (2): менее обеспеченные занимают более низкую ступеньку. Богатые из высшего слоя имеют, как правило, более высокий уровень образования. Они имеют также и больший объем власти (3). Кроме того, в общественном мнении (4) та или иная профессия (5), должность, род занятий пользуется разной степенью уважения. Поэтому все существующие в обществе профессии можно расположить сверху вниз на лестнице профессионального престижа(6).
Социальное неравенство характеризует соотносительное положение отдельных личностей и социальных групп (1). Конкретные групповые или индивидуальные статусы (2) признаны членами общества, и в общественном мнении им приписана некая значимость. Социальное неравенство в современном обществе чаще всего понимается как стратификация (3) – распределение общественных групп в иерархическом порядке. И понятие «средний класс» как раз и описывает такое социально комфортное положение: экономическое благополучие, наличие собственности, ценимая в обществе профессия (4), гражданские права. Социальное неравенство определяется в первую очередь значимостью и престижем (5) функций, выполняемых для общества. В современном обществе профессия становится определяющим критерием (6) социального статуса».
Тест по теме «Социальная сфера»
Учитель: Таран Елена Александровна
МОУ СОШ №1 г. Грязовец Вологодской области
Должность: учитель истории, обществознания
Примечание: Использовать тест можно как в классе базового уровня, так в профильного.
Вариант 1.
А 1. Оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении, называется
1) ценность 2) адаптация 3) престиж 4)санкция
А 2. В истории есть огромное количество примеров, когда простолюдины становились генералами. В данном случае армия выступает в качестве
1) социальной адаптации 3) социальной детерминанты
2) социального лифта 4) социального контроля
А 3. После окончания университета К. устроился менеджером в небольшую частную фирму. Через некоторое время он перешел работать топ-менеджером в крупнейшую на Юге России холдинговую компанию. Эту ситуацию можно рассматривать как пример
1) горизонтальной социальной мобильности 2) вертикальной социальной мобильности
3) социальной стратификации 4) профессиональной дифференциации
А 4. Отношения между людьми (или группами людей), которые осуществляются в соответствии с законами социальной организации общества, называются
1) социальными отношениями 2) социальными структурами
3) социальной интеграцией 4) социальной дифференциацией
А 5. Распределение общественных групп в иерархически упорядоченной последовательности называется
1) адаптацией 2) стратификацией 3) мобильностью 4) социализацией
А 6. Демократическая (партнерская) семья, в отличие от патриархальной (традиционной), характеризуется
1) совместным проживанием как минимум трех поколений
2) справедливым разделением домашних обязанностей
3) экономической зависимостью женщины от мужчины
4) главенствующей ролью мужчины в семье
А 7. К функциям семьи относится
1) воспитание законопослушного поведения у детей
2) определение размера коммунальных платежей
3) установление стандартов школьного образования
4) определение минимального размера оплаты труда
А 8. Социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка и включает два основных элемента:
1) власть и действия 2) нормы и санкции
3) ожидания и мотивы 4) статусы и роли
А 9. Существуют правила окончания телефонного разговора:
Первым кладет трубку тот, кто позвонил. Мужчина, который позвонил женщине, ждет, когда женщина первой положит трубку.
Если начальник позвонил своему подчиненному, то последний ждет, когда положит трубку начальник. К какому типу социальных норм их можно отнести?
1) нормы этикета 2) обычаи 3) нормы права 4) традиции
А 10. Социальные условия, при которых люди имеют различный доступ к социальным благам, называются
1) социальной мобильностью 3) социальным неравенством
2) социальным статусом 4) социальными отношениями
А. Р. и П. вступили в брак, образовали семью, стали жить отдельно от родителей - это пример горизонтальной мобильности.
Б. Примером горизонтальной социальной мобильности является получение рабочим руководящей должности на предприятии в связи с окончанием вуза.
А 12. Какое суждение является верным?
А. Поведение, которое отклоняется от ценностей, норм, установок и ожиданий общества или социальной группы, называется девиантным.
Б. Любое проявление девиантного поведения является преступлением.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
В 1. Проанализируйте данные, приведенные в таблице социального опроса, отражающего ответ на вопрос «Что такое успех?» Какой вывод можно сделать на основании этих данных?
1) молодые люди во всех возрастных группах главным критерием успеха выделяли экономическую, самостоятельность, независимость от других
2) молодежь в возрасте до 25 лет важнейшим в жизни считает создание крепкой семьи
3) быть самым лучшим - критерий, характерный для молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет. Это связано со свойственным для них подростковым максимализмом
4) количество людей, считающих, что важнейшим в жизни является карьерный рост, с возрастом уменьшается
А. Развитие межнациональных отношений в современном мире связано с двумя тенденциями - межнациональной интеграции и национальной дифференциации. Б. На наш взгляд, они действуют постоянно, но не бесконфликтно. В. Обострение национального вопроса связано с противоречиями между нарастающей научно-технической революцией, требующей максимального кооперирования, международного разделения труда, и национальной самобытностью государств и народов. Г. Между самими национальными государствами возникают противоречия в связи с наличием специфических интересов: использование природных ресурсов, транспортных коммуникаций. Д. Причины обострения конфликтов носят политический, экономический, демографический характер.
Определите, какие положения носят
Социальное неравенство характеризует относительное положение отдельных личностей и социальных ***(А). Конкретные групповые или индивидуальные ***(Б) признаны членами общества и в общественном мнении им приписана некая значимость. Социальное неравенство в современном обществе чаще всего понимается как ***(В) - распределение общественных групп в иерархическом порядке. Понятие «средний класс» описывает такое социально комфортное положение, как экономическое благополучие, наличие собственности, ценимая в обществе ***(Г), гражданские права. Социальное неравенство определяется прежде всего значимостью и ***(Д) функций, выполняемых для общества. В современном обществе профессия становится определяющим критерием социального *** (Е)
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте слова последовательно одно за другим, заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке больше слов, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) статус 2) группа 3) критерий
4) расслоение 5) профессия 6) престиж
Часть 3 (задания уровня С)
1.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о факторах, воздействующих на социальную мобильность
Вариант 2.
А 1. Профессия программиста сегодня является особенно востребованной. Степень ее престижности определяется
1) высшими учебными заведениями 2) администрацией предприятия
3) обществом 4) законами
А 2. Действие какого социального лифта ограничивал «Циркуляр о кухаркиных детях», принятый в России в 1886 г.?
1) армия 2) церковь 3) школа 4) брак
А 3. Примером горизонтальной социальной мобильности является
1) получение очередного офицерского звания
2) перевод на новую, лучше оплачиваемую должность
3) выход на пенсию
4) переезд в другой город
А 4. Столкновение противоположных целей, мнений и взглядов субъектов взаимодействия - это
1) социальный контроль 3) социальная интеграция
2) социальная адаптация 4) социальный конфликт
А 5. Укажите признак, характерный для всех видов социальных норм.
1) закрепление в соответствующих нормативных актах, законах
2) передача из поколения в поколение в виде неписанных норм и правил
3) выполнение роли регулятора поведения людей
4) обеспеченность силой государственного принуждения
А 6. Какой признак необходимо указать для того, чтобы подтвердить, что семья Васильевых является расширенной?
1) Васильевы Н. и М. проживают в зарегистрированном браке более 15 лет
2) Васильевы Н. и М. имеют двух несовершеннолетних детей
3) Семья Васильевых состоит из супругов Васильевых, их детей, а также родителей супруги Н.
4) Васильевы имеют собственный бизнес
А 7. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью, - это...
1) род 2) семья 3) сословие 4) элита
А 8. Деятельность общества по предписанию и поощрению должного поведения его членов и применению санкций к нарушителям принятых норм называется
1) социальным контролем
2) социальной дифференциацией
3) социальной стратификацией
4) социальным прогрессом
А 9. «Приветствуя женщину или старшего по должности, мужчина должен встать. Женщина в деловой обстановке также приветствует входящего сотрудника вставая, если он выше по должности» К какому виду социальных норм относится данная норма?
1) обычай 2) норма права 3) традиция 4) этикет
А 10. Тенденциями развития наций и межнациональных отношений являются
1) централизация и децентрализация 2) бюрократизация и демократизация
3) интеграция и дифференциация 4) коллективизация и индивидуализация
А 11. Какое суждение является верным?
А. Кардинальная смена или потеря профессии человеком всегда влечёт за собой изменения в его социальном статусе.
Б. В результате изменения социального статуса меняются социальные роли человека.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А 12. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?
А. Отклоняющееся поведение может быть полезно для общества.
Б. Проявлением позитивного отклоняющегося поведения в обществе является научно-изобретательская деятельность.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
В 1. Проанализируйте данные социального опроса на тему «Как часто вы доверяете людям?». Какой вывод можно сделать на основании этих данных?
18-24 |
25-34 |
15-44 |
45-59 |
1) чем старше люди, тем они меньше доверяют другим
2) большинство людей не доверяют друг другу
3) самыми недоверчивыми являются люди, чье поколение окончило школу в конце 70 - первой половине 80-х годов двадцатого века
4) молодежь от 18-ти до 24-х лет характеризуется абсолютным отсутствием доверия к людям
В 2. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой.
А. На наш взгляд, девиантное поведение очень сильно отличается от требований социальных норм. Б. Оно влечет за собой применение санкций - от пожелания исправиться до наказания и изоляции нарушителя от общества. В. Оценка поведения человека как «девиантного» чрезвычайно зависит от эпохи, сложившихся в обществе норм и ценностей: то, что девиантно сегодня, может стать нормой завтра. Г. В социологии называется несколько причин девиантного поведения: биологические (врожденная предрасположенность части людей к алкоголизму, наркомании, преступности); психологические (связаны с психическими отклонениями личности); социальные (невозможность позитивной самореализации личности)..
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер 2) характер оценочных суждений
Запишите под буквой положения цифру, обозначающую его характер.
" В |
В 3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов.
Обострение национальных отношений выливается в ***(А). Это такая форма конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по ***(Б) признаку. Наиболее распространенными их причинами являются нарушение ***(В) представителей той или иной нации, нарушение справедливости и ***(Г) в межнациональных отношениях. Межнациональные конфликты могут быть урегулированы только средствами ***(Д) - системой мер, осуществляемой государством, направленных на учет, сочетание и реализацию национальных интересов, на решение противоречий в сфере национальных отношений. Ее стратегия в РФ разработана и обоснована в Концепции национальной политики и Государственной программе национального возрождения и межнационального сотрудничества народов России. Стратегической целью является укрепление единства и сплоченности всех народов па основе национального возрождения и межнационального сотрудничества, упрочение ***(Е) и связей, формирование государственно-политической и межнациональной общности ~~ россияне.
Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Помните, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.
1) унитарное государство 2) межнациональные конфликты.
3) права человека 4) национальная политика
5) этнический 6) федеративные отношения
7) государство 8) административно-командные методы
9)толерантность
Часть 3 (задания уровня С)
1.Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «молодежь»? Составьте два предложения, раскрывающих сущность проблем современной молодежи.
Дополнительное задание для профильного уровня:
2. Для выступления на семинарском занятии вам нужно подготовить развернутый ответ по теме «Межнациональные отношения». Составьте план, в соответствии с которым вы будете выступать.
3. Текст. Современные миграционные процессы в России
Внешние миграционные процессы в России характеризуются качественными признаками в отношении эмигрирующего контингента. Напомним, что страна за последние 15 лет теряла ежегодно не менее 100 тыс. человек. Россию покидают наиболее образованные, профессионально подготовленные люди, на обучение которых затрачен огромный капитал. «Утечка умов» - это показатель, характеризующий социально-экономическое и политическое положение страны. Россию покидают в первую очередь ученые, врачи, техническая и творческая интеллигенция, высококвалифицированные рабочие. Наши граждане, уезжая из страны, существенным образом способствуют росту научно-технического и интеллектуального потенциала Германии, Израиля, США и ряда других стран.
«Утечка мозгов» носит ярко выраженный перспективный характер. По результатам опросов студентов-выпускников ведущих естественно-технических вузов (МГУ, МФТИ, МИФИ, МАИ и др.), более 50% из них желали бы эмигрировать, а 10-12% уже имеют конкретные предложения для работы за границей. Сегодня каждый пятый эмигрант имеет высшее образование, в том числе среди выбывших в Израиль - 30%, в США - более 40% (доля лиц с высшим образованием в России составляет лишь 13,3%). Отъезд специалиста высокой квалификации равнозначен для России потере 300 тыс. долл. в год. Ущерб выезда одного специалиста со степенью доктора наук в ряде случаев достигает 2 млн долл. По самым скромным оценкам экспертов по миграции населения, в ближайшие годы Россия из-за отъезда специалистов с высоким уровнем подготовки будет ежегодно нести потери в размере 30-35 млрд долл.
Парадоксальность качественной стороны иммиграционно-эмиграционного баланса определяется тем, что, отдавая ряду стран свои наиболее высококвалифицированные кадры, Россия приобретает весьма низкоквалифицированные кадры из части избыточного трудового потенциала сопредельных и даже отдаленных стран. Точного определения количества иммигрантов в Россию нет, по мнению многих специалистов, нелегальных иммигрантов не менее 1 млн человек. В ряде регионов страны нелегальная иммиграция самым существенным образом оказывает влияние на социально-экономическое, а нередко даже и на государственно-политическое положение. Например, выходцы из стран Юго-Восточной Азии (главным образом из Китая) сосредотачиваются на Дальнем Востоке. С учетом нарастающего оттока русскоязычного населения из регионов Дальнего Востока увеличение доли китайцев среди общего числа населения создает не только этнические и культурные проблемы, но и далеко идущие экономические, военно-стратегические и политические сложности.
Нелегальные иммигранты занимают самые непрестижные для местного населения рабочие места. Значительная их часть согласна работать не по специальности и без оформления своих трудовых отношений с работодателем. Такая ситуация создает особые социальные и экономические последствия. Работодатели в меньшей степени становятся заинтересованными в улучшении условий труда и внедрении новой, более совершенной техники; создаются благоприятные условия для развития теневой экономики; растет уровень травматизма и заболеваемости среди мигрантов.
Россия не способна сегодня избежать как легальной, так нелегальной иммиграции. Ее неизбежность предопределена демографической ситуацией в стране. Ради сохранения территории государству придется широко открыть двери для иммигрантов. Сдерживать нелегальную миграцию уже сегодня крайне сложно, придется ответить расширением легальных возможностей для иммиграции. Необходимо, не откладывая, разработать новое миграционное законодательство, учитывающее сегодняшние и завтрашние интересы России. Но одного только изменения законов недостаточно. Остро необходимы иные установки в отношении нации и гражданства, необходимо контролировать структуру иммиграции. Вместе с тем новые управленческие схемы и стремления должны быть направлены на оптимизацию демографической ситуации народа России, необходимо не завтра, а уже сегодня в реальности заботиться о его благосостоянии и здоровье.
П. Д. Павленок, Л. И. Савинов. «Социология»
С1. Что такое «утечка мозгов»? Почему автор считает ее показателем, характеризующим социально-экономическое положение в стране?
С2. Назовите не менее трех последствий «утечки мозгов».
СЗ. Какова качественная характеристика нелегальной иммиграции? Какие социальные и экономические проблемы возни кают в связи с ней? (Назовите не менее трех.)
Социальная структура общества - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, упорядоченных относительно друг друга социальных общностей, слоев, групп, а так же конкретных индивидов.
Т.Парсонс так определил социальную структуру - это система статусов в данном обществе. Статусы связаны с определенными правами и обязанностями, причем права и обязанности, предписанные разным статусам будут распределяться неравномерно, что создает неравное положение различных слоев, групп или отдельных индивидов в обществе. Относительно неравное положение отдельных индивидов, групп и слоев в обществе определяется как социальное неравенство. Итак, социальное неравенство характеризует относительное положение отдельных личностей, социальных слоев и групп и связано с положением, при котором люди не имеют равного доступа к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж в обществе. Упорядоченное и организованное неравенство получило название стратификации.
Социальная стратификация - это система социального неравенства. Социальная стратификация - это распределение общественных групп в иерархически упорядоченном ранге (то есть по возрастанию или убыванию какого либо признака). Основой стратификации могут выступать такие признаки, как богатство, престиж, власть, профессия, квалификационные навыки, образование, социальные нормы, модели поведения и т.п.
Социальная стратификация по-разному понимается в различных теоретических системах. Первоначально идея стратового представления социальной структуры имела ярко выраженный идеологический оттенок и была призвана нейтрализовать Марксову идею классового идея общества и доминирования в истории классовых противоречий. Но постепенно идея выделения социальных слоев в качестве составляющих общества элементов утвердилась в социальной науке, ибо она действительно отражала объективные различия разных групп населения в рамках отдельно взятого класса. Объективный смысл этой идеи усиливался также и за счет повышенной социальной мобильности, что приводило к явному размыванию четких межклассовых границ.
Теории Социальной стратификации возникли в противовес марксистко-ленинской теории классов и классовой борьбы. Буржуазные социологи игнорируют место социальных групп в системе общественного производства и, прежде всего отношение собственности как главный признак классового деления общества. Классы, социальные слои и группы они выделяют на основе таких признаков, как образование, психология, бытовые условия, занятость, доходы и так далее. При этом различают «одномерную стратификацию», когда группы определяются на основе какого-либо одного признака, и «многоизмеримую стратификацию», определяемую совокупностью признаков.
Большинство буржуазных теорий стратификации отрицает раскол капиталистического общества на антагонистические классы - буржуазию и пролетариат. Взамен этого выдвигаются концепции о разделении общества на «высшие», «средние» и «низшие» классы. Теории стратификации тесно связаны с буржуазными концепциями социальной мобильности, согласно которым якобы неизбежное существование неравенства в любом обществе и более или менее свободное перемещение людей в системе социальной стратификации в соответствии с их личными способностями и усилиями обеспечивают устойчивость социальной системы и делают «излишней» классовую борьбу. Вместе с тем они содержат важный фактический материал о многообразных социальных различиях в капиталистических странах.
В западной социологии выделяют несколько концепций стратификации. Западногерманский социолог Р.Дарендорф предложил в основу социальной стратификации положить понятие «авторитет», которое, по его мнению, наиболее точно характеризует отношения власти и борьбу между социальными группами за власть. На основе этого подхода он представляет структуру общества состоящей из управляющих и управляемых. Первых, в свою очередь, делит на управляющих-собственников и управляющих несобственников или бюрократов-менеджеров. Вторых он также подразделяет на две подгруппы: высшую, или рабочую аристократию, и низшую - низкоквалифицированных рабочих. Между этими основными группами он помещает так называемый «новый средний класс».
Американский социолог Л.Уорнер предложил свою гипотезу социальной стратификации. В качестве определяющих признаков группы он выделил 4 параметра: доход, престиж профессии, образование, этническую принадлежность. На основе этих признаков правящую элиту он подразделил на шесть групп: высшую, высшую промежуточную, средне-высшую, средне-промежуточную, промежуточно-высшую, промежуточно-промежуточную.
Другой же американский социолог Б. Барбер провел стратификацию по 6 показателям: 1) престиж, профессия, власть и могущество; 2) уровень дохода; 3) уровень образования; 4) степень религиозности; 5) положение родственников; 6) этническая принадлежность.
Концепции стратификации, в отличие от марксистской идеи, идеи классов и построения бесклассового общества, не постулируют социального равенства, наоборот, они рассматривают неравенство как естественное состояние общества, поэтому страты не только различаются по своим критериям, но и размещаются в жесткой системе подчинения одних слоев другим, привилегированного положения высших и подчиненного положения низших. В дозированной форме допускается даже идея некоторых социальных противоречий (развиваемых в теориях конфликта), которые нейтрализуются возможностями социальной мобильности, прежде всего мобильности вертикального типа. Что же «ориентирует» большие социальные группы? Оказывается, неодинаковая оценка обществом значения и роли каждого статуса или группы. Сантехник или дворник ценятся ниже адвоката и министра. Следовательно, высокие статусы и занимающие их люди лучше вознаграждаются, имеют больший объем власти, выше престиж их занятия, более высоким должен быть и уровень образования. Вот мы и получили четыре главных измерения стратификации - доход, власть, образование, престиж. Понятие социального слоя приобретает более конкретный смысл и значение. Суть не в том, сколько точно слоев, а в том, что они действительно фиксируют различные группы людей, отличающиеся по имущественному, ролевому, статусному и прочим социальным признакам.
Социальные слои могут различаться по своей мощности. Одни из них могут быть более мощными, приближаясь по своему значению к понятию класса, другие более тонкими, представляя внутри - или межклассовые прослойки. К первым можно отнести буржуазию, делящуюся на крупную, среднюю и мелкую; рабочий класс, включающий в себя рабочую аристократию и пролетариат; крестьянство, также дифференцирующееся на различные слои и т.д.
Следовательно, социальная стратификация - это «дифференцирующее ранжирование индивидов данной социальной системы», это «способ рассмотрения индивидов как занимающих более низкое или более высокое социальное место друг относительно друга в некоторых социально важных аспектах».
Таким образом, социальная структура возникает по поводу общественного разделения труда, а социальная стратификация - по поводу общественного распределения результатов труда, т. е. социальных благ. Понятие социального слоя, стратификации и социальной мобильности, дополняя понятия класса и классовой структуры общества, конкретизируют общее представление о структуре общества и помогают детализировать анализ социальных процессов в рамках тех или иных экономических и социально-политических формаций.
Рассматривая динамику социальной стратификации, соотношение факторов преемственности и развития, оценим наиболее общие проблемы трансформации социальной структуры российского общества. Одним из важных моментов социоструктурной динамики является изменение сравнительной роли и конкретного содержания критериев стратификации общества. Основными критериями этой стратификации принято считать:
- - Политический потенциал общественных групп, выражающийся в объеме их властных и управленческих функций;
- - Экономический потенциал, проявляющийся в масштабах их собственности;
- - Социокультурный потенциал, отражающий уровень образования, квалификации и культуры, особенности образа и качества жизни.
Названные критерии в известной степени связаны, но вместе с тем образуют относительно самостоятельные «оси» стратификационного пространства. Понятия политического, экономического и социокультурного потенциала общественных групп приложимы к большинству современных обществ, но и их конкретное социальное содержание, и относительный «вклад» в групповые социальные статусы в каждом обществе специфичны.