Школы социологии
Определение 1
Школа в социологии представляет собой систему научных социологических взглядов, а также научное социологическое сообщество, которое данных взглядов придерживается. Социологическая школа формируется определенным лидером, отстаивающим теоретико-методологические позиции в текущем академическом сообществе.
В современном научном дискурсе выделяются следующие школы социологии:
- Австро-германская школа социологии;
- Французская школа социологии;
- Итальянская школа социологии;
- Американская школа социологии.
Австро-германскую школу представляют такие ученые как Людвиг Гумплович, Густав Ратценховер, Фердинанд Теннис, Георг Зиммель, Макс Вебер, Вернер Зомбарт, Леопольд фон Визе и Зигмунд Фрейд.
Французскую школу социологии представляли такие ученые как Габриэль Тард, Гюстав Лбон и Эмиль Дюркгейм
Итальянскую школу социологии представлял Вильфредо Парето .
Американскую школу социологии представляли такие ученые как Уильям Самнер, Лестр Франк Уорд, Франклин Генри Гиддингс и Джордж Мид.
Основные направления школ социологии
Астро-германская школа акцентировала свое внимание на теории конфликта. Так, Людвиг Гумплович исследовал теорию социального конфликта, опираясь на идею о том, что объектом социологической науки являются социальные группы, а предметом социологии является определенная система движений этих социальных групп.
Густав Ратценховер, основываясь на теории социального конфликта, акцентировал свое внимание на противоречии интересов социальных групп в обществе, а также на противоречии интересов отдельных индивидов. Так, Густав Ратценхвер предложил отрытый им закон сближения с целью соответствия индивидуальных интересов и интересов социальных групп в качестве основного закона социологической науки.
Фердинад Теннис в качестве основных понятий социологии выделял общину и общество, где община это первичное историческое образование, а общество вторичное. Община – это обычаи и религия, традиционные связи, а общество это договор, общественное мнение, отношения, основанные на рациональных связях.
Георг Зиммель основал так называемую формальную социологию, а Макс Вебер понимающую социологию, а также теорию социального действия.
Вернер Зомбарт основал теорию организованного капитализма, а Леопольд фон Визе внес вклад в организацию и систематизацию социологии. Зигмунд Фрейд оказал влияние на понимание межличностного взаимодействия, где значительную роль играют опыт, поученный в детстве и конфликты, пережитые в данный период.
Французская школа социологии акцентировала свое внимание на исследование группового, массового поведения, где значительную роль играют психологические и социальные механизмы.
Габриэль Тард основал социальную психологию, ввел закон подражания.
Гюстав Лебон отстаивал идею нарастания неравенства между людьми в результате развития цивилизации, считая ее достижения результатом деятельности элиты общества.
Эмиль Дюркгейм заложил теоретический фундамент социологии, развивал структурные функционализм.
Итальянская школа социологии акцентировала внимание на принципах формирования социологического знания.
Так, Вильфредо Парето разрабатывал принципы построения такого знания, обеспечивающихся такими качества научной информации как достоверность, надежность и обоснованность.
Американская школа социологии развивалась в период перехода от теоретической социологии к эмпирической.
Уильям Самнер первым представил систематизированный курс лекция по социологии для студентов.
Франклин Генрди Гиддингс пытался выделить основные проблемы социологии как науки, выделяя ее психическую сторону.
Джордж Мид основал направление символического интеракционизма.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
- Введение
- Современная социология
- Вывод
Введение
Знакомство с любой наукой начинается с ее ключевых понятий, категорий, методов, основных законов. Социология - молодая наука, которая активно развивается, в ней появляются все новые направления. Социология - слово, состоящее из латинского "социо" и греческого "логос", то есть наука или учение об обществе. Конечно, есть и другие науки об обществе, но у социологии свой предмет исследований.
Термин "социология" ввел в научный оборот Огюст Конт в работе "Курс позитивной философии" в 1842 г.О. Конт считал, что новая наука должна рассматривать общество как структурный организм, в котором каждую клеточку нужно исследовать с точки зрения общественного блага. В связи с этим всю социологию он разделил на социальную статику и социальную динамику. О. Конт полагал, что законы механики можно использовать в изучении общества. Для него был характерен эмпирический подход к социологическому знанию. Большого научного следа в социологии О. Конт не оставил, но чрезвычайно важна его мысль о том, что наука об обществе должна основываться на позитивных фактах, строиться по примеру наук естественных. Не случайно социологию вначале называли социальной физикой. В настоящее время социология - одна из самых быстроразвивающихся наук. Ее методы, инструментарий берут на вооружение другие науки об обществе: экономика, право, демография. Среди них социология начинает играть примерно ту же роль, которую выполняет математика в естественных науках, так как социологические методы позволяют давать точные количественные оценки многих процессов общественного развития.
Современная социология
Современная социология - это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология. Существуют различные определения социологии как науки об обществе. "Краткий словарь по социологии" дает определение социологии как науки о законах становления, функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей. "Социологический словарь" определяет социологию как науку о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизме взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между общностями, между общностями и личностью. В книге "Введение в социологию" отмечается, что социология - это наука, в центре внимания которой находятся социальные общности, их генезис, взаимодействие и тенденция развития. Каждое из определений имеет рациональное зерно. Большинство ученых склонны полагать, что предметом социологии есть общество или определенные общественные явления. Однако, здесь можно возразить. Общественные явления изучаются не только социологией, но и рядом других наук - теорией права, политической экономией, историей, психологией, философией и др. Социология, в противоположность специальным наукам, изучает не те или иные социальные явления, отдельные специальные стороны или ряды общественных явлений, а изучает наиболее общие родовые их свойства, которые не изучаются ни одной из них. Правовые отрасли знаний исследуют только право. Теория искусства - только искусство и т.п. Ни одна из наук не изучает те общие свойства, которые имеются в хозяйственных, правовых, художественных и религиозных явлениях и т.п. А ввиду того, что они есть частными видами общественной деятельности, то у всех должны быть общие родовые черты и в жизни должны проявляться общие всем социальным явлениям закономерности. Вот эти-то наиболее общие свойства и закономерности, свойственные всем социальным явлениям и не изучаемые ни одной социальной наукой, и есть ближайший объект социологии.
Следовательно, социология - это наука о родовых свойствах и основных закономерностях общественных явлений. Социология не просто выбирает эмпирический опыт, то есть чувственное восприятие единственным средством достоверного познания, общественных изменений, но и теоретически обобщает его. С появлением социологии открылись и новые возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания ее жизненных целей, интересов, потребностей. Однако социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир - социальную среду, общности, в которые он включен, образ жизни, социальные связи, социальные действия. Не уменьшая значения многочисленных отраслей обществознания, все же социология уникальна способностью видеть мир как целостную систему. При чем система рассматривается социологией не только как функционирующая и развивающаяся, но и как переживающая состояние глубокого кризиса. Современная социология и пытается изучить причины кризиса и найти пути выхода из кризиса общества. Основные проблемы современной социологии - выживание человечества и обновление цивилизации, поднятия ее на более высшую ступень развития. Решение проблем социология ищет не только на глобальном уровне, но и на уровне социальных общностей, конкретных социальных институтов и объединений, социального поведения отдельной личности.
социологическая школа теория гносеологический
Функции современной социологии
Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Вообще функции гуманитарных наук принято делить на две группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные. Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют функции только во взаимосвязи и взаимодействии.
Основная из гносеологических функций социологии - теоретико-познавательная, критическая. Речь идет об оценке познаваемого мира с позиций интересов личности. Реализуя критическую функцию, социология дифференцирование подходит к действительности. С одной стороны показывает, что можно и нужно сохранить, упрочить, развить - ведь не все надо менять перестраивать и т.п. С другой стороны выявляет то, что действительно требует радикальных преобразований. Теоретико-познавательная, критическая функция, естественно, состоит в том, что социология накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. К теоретико-познавательной функции социологии относятся объективные знания об основных социальных проблемах развития современного общества. Что же касается прикладной социологии, то она призвана обеспечить надежную информацию о различных процессах, происходящих в разных социальных сферах общества, а именно, о изменении социальной структуры, семьи, национальных отношений и т.п. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей или объединений людей, обеспечить эффективное социальное управление невозможно. Степень системности и конкретности знаний социологии определяет эффективность реализации ее социальной функции.
Описательная функция социологии - это систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т.п. В них имеются попытки воссоздать идеальную картину социального объекта, его действие, взаимосвязи т.п. При исследовании социального объекта требуется высокая нравственная чистота и порядочность ученого, потому что на основе данных, фактов и документов делаются практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти материалы есть точкой отсчета, источником сравнения для будущих поколений человечества. Социология не только познает мир, она позволяет человеку внести в него свои коррективы. Но человек должен всегда помнить, что преобразование общества - не само цель. И преобразования нужны лишь тогда, когда соответствуют потребности и ценностям людей, ведут к улучшению благосостояния и общества и людей. Как бы ни была хороша полученная социологами социальная информация, она автоматически не превращается в решения, рекомендации, прогнозы. Познавательная функция социологии находит продолжение в прогнозах и преобразовательной функции.
Прогностическая функция социологии - это выдача социальных прогнозов. Обычно социологические исследования завершаются образованием краткосрочного или долгосрочного прогноза изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз опирается на вскрытую тенденцию развития социального явления, а также на зафиксированную закономерность в открытии фактора, который решающе воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого фактора - сложный вид научного исследования. Поэтому в социологи ческой практике чаще всего используются краткосрочные прогнозы. В современных условиях развития Казахстана, когда научному обоснованию социальных проблем придается большое значение, социальный прогноз занимает важное место - в исследованиях о развитии социального объекта. Когда же социолог изучает реальную проблему и стремится выявить оптимальные пути ее решения, естественно, движим желанием показать перспективу и конечный результат, который за ней стоит. Следовательно, так или иначе прогнозируется ход развития социального процесса.
Суть преобразовательной функции социологии в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального субъекта служит основанием для выработки и принятия определенных решений. Уже всем ясно, что при реализации крупных инженерных проектов требуется не только технико-экономическое, но и социально-экономическое обоснование. Вот тут-то и вспоминают о процессах. Но социология лишь наука, ее функция - разработка практических рекомендаций. Что же касается их внедрения реализации - это прерогатива органов управления, конкретных руководителей. Именно так и объясняется то обстоятельство, что многие весьма ценные и полезные рекомендации, разработанные социологами по преобразованию современного общества, так и не нашли на практике реализации. Более того, нередко органы управления поступают вопреки рекомендациям ученых, что приводит к тяжелым последствиям в развитии общества. Шире и глубже раскрыть основные направления обновления общества и дает возможность выявления отклонений от общецивилизационного развития. Суть реформирования в Казахстане, а точнее, трансформация общества состоит в создании условий и возможностей для сознательной, целенаправленной деятельности личности социальных общностей. Проблема состоит в преодолении отчуждения человека от рациональной деятельности, в оптимизации и качественном повышении ее эффективности. Задача социологии - теоретически обеспечить успешное протекание процесса реформации и демократизации общественной жизни в Казахстане. Процесс трансформации общества в Казахстане идет от одного качественного состояния к другому как раз в связи с сознательным превращением целей в результат, а результатов в предпосылки, условия и средства развертывания сознательной деятельности, демократизации общества. Игнорирование социологических рекомендаций объясняется не столько недостаточной квалификацией социологических кадров (хотя и это имеет место, поскольку профессиональная подготовка их в стране начата лишь несколько лет назад), сколько несформированной у большинства управленческих кадров потребности в социологическом обосновании управленческих решений.
Информационная функция социологии представляет сбор, систематизации и накопление информации, полученной в результате исследований. Социологическая информация - самый оперативный вид социальной информации. В крупных социологических центрах она концентрируется в памяти ЭВМ. Ее могут использовать социологи, руководители объектов, где проводились исследования. В установленном порядке информацию получают государственные и другие управленческие и хозяйственные учреждения.
Мировоззренческая функция социологии вытекает из того, что объективно, участвует в социально-политической жизни общества и своими исследованиями содействует прогрессу общества. Мировоззренческая функция социологии выражается в использовании действительно корректных выверенных количественных данных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить современного человека. Ведь, что такое идеология? Это один из уровней общественного сознания, система идей, выражающая интересы, мировоззрение какого-либо социального слоя, социальной общности. История свидетельствует, что в большинстве социальных революций, реформ и реконструкций, трансформаций именно социологические концепции того или иного рода выступали ведущими в общественном развитии. Социологические взгляды Джона Локка сыграли важную роль в революции 1688 г. при установлении либерально-демократического режима в Англии, труды Франсуа Вольтера, Жан Жака Руссо и других энциклопедистов сыграли преобразующую роль во Франции и т.п. Длительный период идеология марксизма выступала ведущим интеллектуальным направлением в Казахстане. Расистская идеология стала основой нацистского путча и третьего рейха в Германии.
Итак, основные функции социологии определяют не только задачи, но и место социологии в системе общественных наук.
Современные социологические теории
В современном мире существует большое разнообразие специальных социологических теорий. Идея их разработки и сам термин принадлежат американскому социологу Роберту Мертону. Но возникли теории значительно раньше. Они изложены в трудах классиков социологии Макса Вебера, Эмиля Дюркгейма и др. Развитие специальных социологических теорий в XX веке связано с именами крупнейших социологов Карла Ман-гейма, Теодора Адорно, Толкотта Парсонса, Поля Лазарсфельда и др. Специальные социологические теории система отраслей знаний социологии, которые изучают особые формы и сферы социального бытия и социальную реализацию форм общественного сознания, их общие, а особенно специфические закономерности функционирования и развития. В отличие от социологической теории, основная функция которой состоит в рассмотрении социальных процессов и явлений, форм и видов общественного бытия и общественного сознания на уровне общества, специальные социологические теории рассматривают их на уровне конкретных социальных институтов и систем. Каждая социологическая теория рассматривает ту или иную сферу, социальную общность или социальный процесс как относительно самостоятельную систему с ее общими и специфическими связями, характеристиками, условиями происхождения, функционирования и развития. Определенная специальная социологическая теория рассматривает какой-либо социальный объект как особый социальный институт функционирующей социальной системы в общей системе социальных отношений. Так, труд рассматривается как сложный социальный процесс в пределах социологии труда. Моральная система любого общества изучается социологией морали. Особенности образовательной системы изучаются социологией образования. Управление как социальная система изучается социологией управления и т.д.
В современной социологии выделяется несколько групп социально-психологических теорий. Во-первых, специальные социологические теории, изучающие основные формы и виды человеческой деятельности (социология досуга, труда, быта и т.п.). Во-вторых, специальные теории, возникшие на стыке социологии и гуманитарных наук. Это - социология права, экономическая социология, социология политики, социология культуры, социология религии и т.п. В-третьих, теории, характеризующие социальную структуру общества, ее элементы и взаимодействие между ними. Это социологические теории классов и социальных групп, социология города и деревни и т.п. В-четвертых, специальные социологические теории, которые изучают деятельность социальных институтов. Это социология управления, организации, социология семьи, социология образования, науки и т.д. В-пятых, теории отклонения поведения и аномальные явления и т.п.
Конечно, же, главной задачей любой специальной социологической теории - изучение и объяснение социальных явлений и функций социальной системы. Специальные социологические теории - самостоятельное социологическое познание в силу специфики предмета исследования и отношения к изучающему объекту.
Таким образом к концу ХХ века социология превратилась в сложно структурированную науку. В качестве основных структур в ней выделяют:
макроциологию и микросоциологию
общую и прикладную социологию (первая занимается разработкой фундаментальных основ социологии, вторая - исследованием конкретных актуальных социальных проблем);
теоретическую и эмпирическую социологию, которые решают вопросы либо теоретического свойства, либо комплекс методологических и методических проблем организации и проведения конкретных социологических исследований;
отрасли социологии (социология личности, феминосоциология, социология образования, политическая социология, экономическая социология и т.д. и т.п. Число отраслей социологии велико и постоянно растет);
направления и школы социологии, т.е. союзы социологов-единомышленников, исповедующих одинаковые парадигмы, близкие теории, единые методологические и методические ориентировки. Если такой союз имеет четкие пространственно-временные границы, признанного лидера (или нескольких лидеров), более или менее выраженную формализованность, то его называют школой. Направление социологии - более аморфное, как правило, интернациональное объединение единомышленников.
Современные социологические школы
Среди современных социологических школ наибольшую популярность имела Чикагская школа социологии
Это была одна из первых школ в социальных науках, она занимала доминирующее положение в американской социологии в период 1915 - 35 гг. и оказала значительное влияние на развитие социологии. Социология Чикагской школы формировалась на базе первого в мире социологического факультета, возглавляемого Смоллом. Основными отличительными чертами социологии Чикагской школы являются прежде всего органичное соединение эмпирических исследований с теоретическими обобщениями; выдвижение гипотез в рамках единой организованной и направленной на конкретные практические цели программы. Другой ее особенностью является широта теоретической ориентации, соединение различных подходов и методов, среди которых нет определенно доминирующих.
Исследования города были основаны на социально-экологической теории Парка и Берджесса. Первой же заявкой на лидерство в этой области социологии была работа Томаса и Знанецкого "Польский крестьянин в Европе и Америке". Немаловажную роль в формировании "классической" концепции социальной экологии (экологии человека) Парка-Берджесса и в появлении "школы" в Чикаго сыграли особенности этого города, поскольку развитие локалистских и реформистских ориентаций этой школы связано с решением специфических городских проблем. Соединение исследовательских программ с учебным процессом в университете способствовало появлению принципиально нового характера университетского обучения, его связи с решением конкретных эмпирических задач. Городские исследования были подчинены (в духе реформизма) основной задаче - установлению "социального контроля" и "согласия". Социологической теории Чикагской школы свойственно противоречие между "реализмом" на макроуровне ("развитие общества как целостного организма") и "номинализмом" на микроуровне ("общество как взаимодействие"). В целом методологическая ориентация не противопоставляет "мягкие", этнографические методы и "жесткие", количественные: эти методы, как правило, комбинируются и взаимодополняются. В дальнейшем значение социологии Чикагской школы сохранилось для социологии города, и в настоящее время ее идеи особенно актуальны для так называемой "энвайронментальной социологии".
Исходный пункт социально-экологических воззрений Чикагской школы - представление об обществе как организме, обладающем не только социокультурным, но и биотическим уровнем. Последний составляет основу социального процесса и в конечном счете определяет социальную организацию общества. Парк рассматривал социологию как естественную науку о коллективном поведении людей, для объяснения которого правомерно применять понятия и постулаты биологии. В социальном процессе Парк выделял четыре основных типа взаимодействия: соревнование, конфликт, приспособление, ассимиляцию. При этом соревнование трактовалось как человеческая форма всеобщей борьбы за выживание, носящей подсоциальный и в значительной степени бессознательный характер. Подобно тому как в мире растений биологическая борьба рождает определенный естественный порядок, так и в обществе экономическое соревнование порождает тот вид естественного порядка, который теоретики Чикагской школы обозначили как экологический. Экономическое соревнование продуцирует территориальную и профессиональную структуру населения, которая необходима для разделения труда и организованной экономической взаимозависимости. По мере осознания соревнования социальными группами оно может принимать форму конфликта. Конфликты переходят в приспособление и завершаются ассимиляцией - процессом взаимопроникновения социальных групп и глубоких контактов индивидов, в которых конфликты отсутствуют.
Отличительная особенность подхода исследователей Чикагской школы к социальным проблемам состояла в том, что они стремились рассмотреть последние прежде всего с точки зрения физического местоположения социальных групп в структуре естественной среды (города). На этой методологической основе изучались социальные процессы и явления такого большого города, как Чикаго: урбанизация, социальная структура, политические движения, расовые отношения, социальные изменения, религия, семья и т.д. Причем социальные проблемы толковались как социальные отклонения, своего рода ненормальности капиталистического города, которые необходимо исправить. Отсюда особый интерес социологов Чикагской школы к исследованию таких явлений социальной патологии, как преступность, бродяжничество, алкоголизм и др.
Стремление объяснить социальные проблемы средой, а также рассмотрение социального процесса как движения от конфликта к согласию обусловили реформистскую направленность социально-экологических воззрений социологов этой школы. В 20_е гг. Чикагская школа сыграла важную роль в утверждении эмпирических тенденций в американской социологии. Здесь начали разрабатываться и широко использоваться различные методы эмпирического исследования: наблюдение, анализ документов, опрос (анкетный и интервью). Под влиянием Чикагской школы в этот период возникают специальные исследовательские бюро, центры, институты, проводятся многочисленные эмпирические исследования. Такие проблемные области, как социальная экология и социальная патология, привлекают внимание социологов.
Так же немалую роль в истории сыграла франкфуртская школа социологии.
Под Франкфуртской школой в социологии принято понимать одно из наиболее влиятельных леворадикальных течений, возникшее в конце 1920-х гг. и оформившееся в 1930-х гг. на базе франкфуртского Института социальных исследований и "Журнала социальных исследований". И тем и другим руководил в то время М. Хоркхаймер (1895-1973), стоявший у истоков школы (сам Институт социальных исследований был основан раньше, в 1922 г., политологом Ф. Вайлем).
В 1934-1939 гг., с приходом к власти фашизма, Институт и центр школы с ее руководством перебрались в Женеву, затем в Париж. С началом Второй мировой войны в 1939 г. социологи переехали в США, где в течение 10 лет работали при Колумбийском университете в Нью-Йорке. По мере переездов в другие страны и города создавались филиалы Института в Швейцарии, Франции, США. В 1949 г. Институт вернулся во Франкфурт-на-Майне. Расформирован он был в 1969 г., что означало, по существу, организационный распад школы. Наиболее видные ее представители, кроме М. Хоркхаймера, - Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, Ю. Хабермас. Последний - ныне единственный из всех крупных представителей этой школы - продолжает активно работать, считаясь одним из выдающихся современных немецких мыслителей (хотя много лет уже находится не в Германии, занимаясь научным творчеством и ведя педагогическую деятельность в Великобритании).
Наиболее значительные, "классические" работы представителей. Франкфуртской школы, или, как их часто называют, франкфуртцев, были созданы в 1930-1960-х гг. К их числу относятся: коллективные труды "Штудии об авторитете и семье" (1936 г., руководитель Хоркхаймер), "Авторитарная личность" (1950); работы Хоркхаймера "Критическая и традиционная теория" (1937), "Диалектика просвещения" (совместно с Адорно, 1947), "Помрачение разума" (1947); исследования Адорно "Философия, новой музыки" (1949), "Введение в социологию музыки" (1962), "Негативная диалектика" (1966); сочинения Маркузе "Разум и революция" (1941), "Эрос и цивилизация" (1955), "Одномерный человек" (1964), "Эссе об освобождении" (1969), "Контрреволюция и бунт" (1972) и др. Что касается работ Фромма, то они были названы в предшествующей главе. Особое место в перечне трудов, созданных франкфуртцами, занимают работы Хабермаса, представителя второй волны Франкфуртской школы. Это "Знание и человеческие интересы" (1968), "К рациональному обществу" (1970), "Кризис легитимности" (1973), "Теория и практика" (1974), "Коммуникация и эволюция общества" (1979), "Теория коммуникативного действия" (1981).
Франкфуртская школа известна тем, что утвердилась как леворадикальная (критическая) социология. Ее влияние сильно росло с 1940-х до конца 1960-х - начала 1970-х гг. Эта школа обосновала в социологическом плане движение "новых левых" (в конце 1960-х гг.), особенно идеи его экстремистского крыла. Как известно, направленность этого движения состояла в его противопоставлении и даже противостоянии официальной идеологии буржуазного консерватизма, с одной стороны, и социализма в СССР - с другой. Однако в начале 1970-х гг. движение "новых левых" потерпело поражение, что выразилось в разгроме, как ее называли, "молодежной (студенческой) революции". Революционные идеи, тесно связанные и, по существу, даже взращенные Франкфуртской школой, после смерти Адорно, Хоркхаймера, а затем и Маркузе постепенно потеряли свое влияние.
Особое место в жизни Франкфуртской школы занимало отношение к марксизму. Отрицая справедливость и достаточную обоснованность идей марксизма в отношении капитализма и замены сто социализмом, представители Франкфуртской школы сыграли значительную роль в появлении неомарксизма. Он означал не просто обновленный марксизм, как могло бы следовать из этимологии этого термина, а новое направление социальной мысли, в котором философские, политэкономические, социологические понятия, использовавшиеся в марксизме, оказываются соединенными с помощью центральной категории - отчуждения, трактуемого исключительно в социально-экономическом смысле. В свете такого подхода понятно, почему капитализм рассматривается франкфуртцами как общество всеобщего отчуждения и подвергается резкой и беспощадной критике (отсюда одно из названий теории Франкфуртской школы - "критическая теория" или "критическая социология").
Вывод
В современном обществе развитие теоретического социального знания не является автономным процессом. В нем отражаются коллизии мирового развития.
В заключение работы сделаем основные выводы.
Современная социология - это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология.
Социология - наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, о социальных процессах и социальных отношениях между общностями, между общностями и личностью, наука об обществе и общественных отношениях.
В современном мире существует большое разнообразие специальных социологических теорий.
Конечно же, объектом социологического познания есть общество. Но не просто общество, а та сфера социальной действительности, на которую направлен процесс познания: социальные институты, социальные общности, слои и группы, социальные процессы, социальные отношения и т.п.
Список использованной литературы
1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. - М.: Гардарика, 1999. - 432 с.
2. Кравченко А.И. Введение в социологию - М.: Экон. образование, 1993. - 165 с.
3. Радугин А.А. и др. Социология. - М.: Владос, 1995. - 192 с.
4. Социология на пороге ХХ века: новые направления исследований. - М.: Гардарика, 1998. - 120 с.
5. Социология. Основы общей теории/Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева и др. - М.: Норма, 2002. - 912 с.
6. Харчева В.Г. Основы социологии. - М.: КноРус: Логос, 2000. - 302 с.
7. Осипов В.Г. Социологический словарь. - М.: Норма, 2002. - 380 с.
8. Голованов О. Краткий словарь по социологии. - Кыштым, 2001. - 215 с.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Определение социологии как науки, ее место в системе общественных наук и перспективы развития. Предмет социологии, ее гносеологические и социальные функции. Разработка социальных прогнозов и практических рекомендаций. Современные социологические теории.
реферат , добавлен 21.12.2009
Сущность современной социологии. Объект и предмет социологической науки. Функции современной социологии. Современные социологические теории. Перспективы развития социологии.
курсовая работа , добавлен 14.04.2007
Место социологии в системе наук. Функции социологии. Она включает общую социологическую теорию о становлении, развитии и функционировании общностей различных уровней и об отношениях между ними, исследует массовые социальные процессы.
реферат , добавлен 24.07.2006
Характеристика социологии как науки о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов. Вопрос принципиального положения теории социального обмена. Определение позиции, занимаемой индивидом в большой социальной группе.
тест , добавлен 20.08.2011
Структура социологии. Социологические исследования - инструмент познания социальной реальности. Объект социологического исследования. Социология в системе социальных наук. Социология - наука об обществе, отдельных социальных институтах.
контрольная работа , добавлен 01.10.2005
История и предпосылки возникновения социологии как науки, ее основоположники и их теории. Основные принципы и требования классической методологии. Сущность социологического метода по Э. Дюркгейму, признание объективной реальности социальных фактов.
реферат , добавлен 02.12.2010
Социология как самостоятельная наука о закономерностях функционирования и развития социальных систем. Возникновение и развитие социологии, ее основные направления и школы. Социология в России в XIX-начале XX века. Советская и российская социология.
реферат , добавлен 13.01.2008
Характеристика основных категорий (понятий) в социологии. Классификация системы. Типологизация социальных законов по формам связей (пять категорий). Понятие социальной структуры общества, разновидности и уровни. Тенденции в развитии социальных отношений.
курсовая работа , добавлен 01.04.2011
Основные социологические понятия и категории, задачи и функции социологии; тенденции развития современных социальных отношений. Специфика функционирования социальных институтов в РБ; стратификационная модель социума; анализ социокультурных процессов.
книга , добавлен 23.04.2012
Основные подходы к определению предмета социологии. Специфика положения социологии в системе социогуманитарных наук. Процессы институционализации. Развитие общества, человеческого знания и культуры. Современные концепции структурного функционализма.
Можно выделить следующие черты и тенденции присущие современной социологии:
· интернационализация, то есть социология становится общемировой наукой, возрастает количество специалистов-социологов во всех странах, всех континентов;
· академизация – происходит становление социологии как академической науки, которая занимает соответствующее место в университетских программах. На сегодняшний день социологические факультеты и курсы занимают одно из ведущих мест по количеству студентов
· экспертизация. Социологов все шире привлекают как экспертов для анализа деятельности государственных, общественных и частных организаций;
· фактографизация или возрастание объективности и точности социологии, совершенствование количественных и качественных методов социологических исследований, повышение техники их проведения;
· социологизация других наук, как социогуманитарных, так и биологических, медицинских, естественных и др. Они все больше изучают влияние социальных факторов на ту реальность, которую они исследуют, используют социологические методы при истолковании своих специфических проблем;
· дифференциация, то есть возрастание ее специализации, возникновение новых отраслей внутри социологической науки, которые, в свою очередь, делятся на еще более узкие подразделы. В связи с этим усложняется структура социологической науки.
Во второй половине XX – начале XXI веков господствующее положение в социологическом знании заняли такие направления и школы, как структурно-функциональный анализ, теории социального конфликта, символический интеракционизм и др.
Структурно-функциональный анализ – одно из важнейших и сложнейших направлений в социологии. Наибольшего влияния достиг в 1950-60-е гг. Структурно-функциональный анализ – один из способов системного исследования социальных явлений и процессов. Здесь общество выступает как целостная система, изучаемая со стороны базовых структур. Структурно-функциональный анализ базируется на структурном расчленении социальной целостности, каждому элементу которой придается определенное функциональное назначение.
Структура (лат. structura – строение) – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его воспроизводимость в изменяющихся условиях. Структура обозначает относительно неизменную сторону какой-либо системы. Признается, что порядок является «нормальным» средством поддержания социального взаимодействия. Разбираются функции и дисфункции социальных институтов внутри целого, но не их эволюция. Таким образом, социальная структура общества рассматривается как нечто стабильное, главное и определяющее в социальной жизни. Здесь не индивиды, а социальные институты оказываются основными элементами социальной реальности. Психология вообще изымается из арсенала объяснения. Социальное исследование сводится к анализу социальных ролей, социальных институтов, позиций, статусов и т. д. Господствует ролевая теория личности, изучаются в основном большие социальные группы. Личность рассматривается со стороны общественных отношений, описывается в терминах социализации. Личность как бы «подгоняется» под комбинации социальных форм, что обеспечивает надежное функционирование социальной системы. Структурно-функциональный анализ как бы знает лишь один тип личности – «конформист-автомат».
В структурно-функциональном анализе понятие функции имеет два значения:
1) служебная роль («назначение») одного из элементов социальной системы по отношению к другому или к системе в целом (например, функции государства, права, образования, искусства, семьи и т. д.);
2) зависимость в рамках данной системы, при которой изменения в одной части оказываются производными (функцией) от изменений в другой ее части (например, изменения в соотношении городского и сельского населения рассматривается как функция (последствие) индустриализации). В этом смысле функциональная зависимость может рассматриваться как вид детерминизма.
В рамках структурно-функционального подхода были выработаны два главных правила исследования любых обществ: 1) для того чтобы объяснить суть социального явления, нужно найти его функцию, которую оно выполняет в более широком социальном контексте; 2) для этого нужно искать прямые и побочные последствия, позитивные и негативные проявления, то есть функции и дисфункции данного явления.
Большое значение в структурно-функциональном анализе имеет понятие системы. Система – это ряд элементов или компонентов, которые в течение определенного периода времени находятся в более или менее стабильной взаимосвязи. При этом часто проводится аналогия между обществом и человеческим организмом. Однако преимущественное внимание в структурно-функциональном анализе уделяется абстрактной теории социальных систем.
Толкотт Парсонс (1902-1979) – американский социолог-теоретик, основал и возглавил данное направление. Основные работы: «Структура социального действия» (1937), «Социальная система» (1951), «Социальная система и эволюция теории действия» (1977) и др. Для Т. Парсонса одной из центральных задач социологии является анализ общества как системы функционально взаимосвязанных переменных. Ни одна социальная система (общество в целом, производственная единица или отдельный индивид) не может выжить, если не решены ее основные проблемы: адаптация – приспособление к окружающей среде; целеориентация – формулирование целей и мобилизация ресурсов для их достижения; интеграция – поддержание внутреннего единства и упорядоченности, пресечение возможных отклонений; латентность (или поддержание образца) – обеспечение внутренней стабильности, равновесия, самотождественности системы. За каждую подобную функцию (проблему) ответственны определенные подсистемы, которые включают в себя социальные институты, соответствующие нормы и исполнителей норм-ролей. Например, за функцию адаптации отвечает экономическая подсистема, такие социальные институты, как заводы и банки. Исполнителями норм-ролей здесь выступают предприниматели и работники. Соответственно за функцию целеориентации отвечает политическая подсистема, партии и движения, функционеры и рядовые члены. Интегративную функцию выполняют институты социального контроля, в основном госаппарат, роли – чиновники и граждане. За поддержание образца ответственна подсистема социализации, то есть семья, школа, религия и т. п., в качестве исполнителей норм-ролей здесь выступают учитель-ученик. Любые социальные явления, ведущие к нарушению равновесия социальной системы, рассматривались Т. Парсонсом как аномальные, нарушающие здоровье общественного организма. Поэтому решительная борьба с ними – это естественная реакция на патологические отклонения от нормы.
Роберт Кинг Мертон (1910-2003) – американский социолог, внес большой вклад в разработку структурного функционализма. Разработал концепцию теорий среднего уровня, которые являются связующим звеном между макро- и микросоциологией. Много сделал для разработки теории аномии, девиантного поведения, социальной структуры, науки, бюрократии, массовых коммуникаций и т. д. Основные труды – «Социальная теория и социальная структура» (1957), «Социология науки» (1973), «Методы изучения социальной структуры» (1975) и др.
Р. Мертон развил понятие Э. Дюркгейма «аномия». Аномия рассматривается им как состояние безнормности (нормативной неопределенности), вытекающей из рассогласований в социальной структуре: разные сегменты социальной структуры предъявляют такие нормативные требования индивиду, которые не могут быть удовлетворены одновременно. Рассогласование между культурно-одобряемыми целями и институциональными нормами, регулирующими выбор средств для их достижения, стало у него предметом специального анализа.
В таблице выделено пять идеально-типических реакций индивида на аномию: 1) конформизм, подчинение (принятие целей и средств); 2) инновация (принятие целей при отвержении институционально предлагаемых средств); 3) ритуализм (принятие средств при отказе от целей); 4) ретритизм (одновременное отрицание одобряемых целей и средств, уход от действительности); 5) мятеж (полный отказ от старых целей и средств с попыткой заменить их новыми).
Следует отметить, что данное направление (как и любое другое) обладает своими достоинствами и недостатками. Структурно-функциональный анализ является полезным инструментом для описания общества, дает развернутую картину социальной жизни. К недостаткам функционализма можно отнести то, что он делает акцент на стабильности системы, а конфликт или изменчивость в системе оставляет в тени. Такой подход не дает полной картины социальной жизни.
Конфликтология. Структурно-функциональный анализ всемерно подчеркивает момент стабильности в социальном развитии. Однако в современной социологии существует и противоположный подход, который, наоборот, делает ударение на борьбе различных социальных групп между собой. С точки зрения конфликтологии такая борьба и есть причина существующей социальной структуры и отношений. Наиболее известные представители теории социального конфликта – К. Боулдинг, Р. Дарендорф, Л. Козер, Ч. Миллс и др. Они опирались на работы К.Маркса, Л. Гумпловича, Г. Зиммеля, которые показали, что стабильность, устойчивость, гармония сопровождаются конфликтностью, борьбой противостоящих социальных групп, организаций, личностей.
Основные аргументы представителей теории конфликта состоят в следующем. Любое обществ основано на принуждении одних людей другими. Распределение средств находится в руках небольшой группы людей, которая противостоит всему обществу. Политическая власть защищает существующий экономический порядок и поэтому тоже противостоит обществу. Отсюда вытекает, что социальные конфликты неизбежны, так как порождаются самой системой общественных отношений.
Кеннет Эварт Боулдинг (1910-) в своей работе «Конфликт и защита: Общая теория» (1963) разработал поведенческую модель конфликта, которую называют также общей теорией конфликта. По К. Боулдингу, все конфликты имеют общую структуру и одинаковые механизмы развития. В самой природе человека заложено стремление к борьбе с другими людьми, к насилию. Конфликт – это такая ситуация, в которой враждующие стороны осознают несовместимость своих позиций, и каждая из сторон стремится занять позицию, противоположную интересам другой стороны. Глубинная причина социальных конфликтов лежит в раздвоенности человеческого сознания. Всякая общественная борьба – это лишь проявление противоречий в сфере сознательного и бессознательного. Вообще, с точки зрения микросоциологии, важнейшим источником социальных конфликтов в сфере повседневности (микроуровень) является кризис системы ценностей на уровне всей общественной системы (макроуровень). Например, причина индустриального конфликта (между буржуазией и пролетариатом) состоит в противоположности их идейно-психологических установок, и для разрешения такого конфликта необходимо установить их взаимопонимание.
Льюис Козер (1913-2003) – американский социолог, разработал модель позитивно-функционального конфликта, в которой преодолевает отрицательное отношение структурно-функционального анализа к конфликту. Л. Козер определяет социальный конфликт как «борьбу за ценности или статусные привилегии, за власть и дефицитные ресурсы, в которой цели противостоящих сторон состоят не только в овладении ими, но и в нейтрализации или устранении своего соперника». При этом Л. Козер подчеркивает позитивные функции конфликта, его стабилизирующую роль в поддержании динамического равновесия социальной системы. В качестве основных функций социального конфликта он выделяет следующие: 1) интеграция социальной структуры; 2) сохранение солидарности внутри групп; 3) укрепление межчеловеческих отношений; 4) управление социальными изменениями, 5) нормотворчество (конфликт способствует созданию новых форм и социальных институтов).
Ральф Дарендорф (1929-) – немецкий социолог, крупнейший представитель конфликтологического направления. Основные труды – «Социальные классы и классовый конфликт в индустриальном обществе» (1957), «Общество и свобода» (1961), «Выход из утопии» (1967) и др. С его точки зрения, классы – это социальные группы, которые отличаются участием или неучастием в осуществлении власти. Неравенство ролей, порождаемое социальным неравенством, ведет к конфликту. Градации социального неравенства проводятся по самым различным основаниям: престиж, доход, уровень образования и т. д. Конфликт рождается из того, что одна группа или один класс сопротивляются господству противоположной социальной силы. Разрешение конфликта направлено на перераспределение авторитета и власти в данном сообществе.
Таким образом, конфликтологическая социология дала свою версию социального взаимодействия. Она показала важную перспективу рассмотрения социальных структур и процессов. В этом смысле теория социального конфликта является антиподом и одновременно дополнением структурно-функционального подхода к анализу общества.
Символический интеракционизм возник в 20-е гг. XX в. как попытка соединить психологизм с органицизмом. Данное теоретико-методологическое направление преимущественное внимание уделяет анализу социальных взаимодействий в их символическом содержании. Представители символического интеракционизма считали, что социальный мир является продуктом ролевого взаимодействия между людьми на основе обобщенных символов. Посредством символов происходит «кристаллизация» процессов повседневного межличностного общения, результатом которой являются социальные структуры. Основная идея символического интеракционизма (по Н. Смелзеру): поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяется тем значением, которое они им придают; поведение людей не есть пассивная реакция на вознаграждения и наказания (как в теории обмена); люди реагируют не только на поступки, но и на намерения людей.
Символический интеракционизм основывается на следующих постулатах:
1) Любое действие происходит только на основе того смысла, который действующий субъект вкладывает в свое действие. Причем все личные смыслы проистекают из общих социальных символов. Например, отказ участвовать в военных действиях может означать (символизировать) личную трусость, а в другом случае тот же акт может символизировать сознательный пацифизм, т. е. личный героизм. И в том, и в другом случаях за актами поведения стоят общественные символы.
2) Указанные символы, на которых строится общество, рождаются во взаимодействиях людей. Человек как бы постоянно смотрится в некое «зеркало», в качестве которого выступают другие люди, и принимает во внимание их мнение о себе.
3) Люди в процессе взаимодействия постоянно интерпретируют, объясняют себе значение тех или иных символов. Этот процесс и создает индивидуальность человека. Если два человека нечто понимают по- разному, то нормальное взаимодействие между ними может установиться только тогда, когда смыслы происходящего они понимают одинаково.
Джордж Герберт Мид (1863-1931) – американский социолог, основатель и главный представитель символического интеракционизма. По Дж. Миду («Сознание, самость и общество», 1938), специфика человека определяется отсутствием у него развитой системы инстинктов как основных регуляторов поведения. Поэтому человек вынужден применять символы, что является основой сознательного приспособления к окружающей среде. Взаимодействие между людьми происходит на основе особых средств – символов (жест – значение жеста – реакция). Жесты есть и у животных, но у человека они превращаются в символы, становятся «значимыми жестами». Смысл значимого жеста – спровоцировать у другого индивида желаемую реакцию.
Дж. Мид выделил два типа действий: 1) незначимый жест (автоматический рефлекс типа моргания) и 2) значимый жест (в этом случае люди не реагируют автоматически на воздействие извне, а разгадывают значение поступка, прежде чем ответить на него). Значимое действие связано с осмыслением не только поступков, но и намерений. Для этого необходимо «поставить себя на место другого человека», «принять роль другого». Лишь придав значение жесту, мы можем на него реагировать – например, подойти к другому человеку или уйти от него. Человек становится членом общества (сообщества) по мере того, как усваивает образцы и нормы группового действия. В каждой группе имеются свои специфические нормы и ценности. Например, «редиска» в общепринятом значении – это «овощ», а у воров это же слово обозначает «нехороший человек» и т. д.
Дж. Мид ввел представление о ролевом поведении: поведение строится не из реакций и стимулов, а из «ролей», принимаемых на себя индивидом и «проигрываемых» им в процессе общения с другими людьми. «Я» у Дж. Мида целиком социально. Богатство и своеобразие «Я» зависит от разнообразия и широты его взаимодействий с окружающим миром. По Дж. Миду, структура личности выражается формулой: Self = I + Me (Я-синтез = Я-сам + Я-меня). Интегральное Я складывается из индивидуальных, скрытых мотивов («Я-сам») и совокупности установок, приходящих к индивиду извне («Я-меня»).
Чарльз Кули (1864-1929) – представитель символического интеракционизма. Считал, что общество и личность изначально едины, одно можно объяснить через другое. Выдвинул теорию «зеркального Я» – одну из первых социально-психологических концепций личности, которая исходила не из «природы» человека, а из взаимодействия людей. «Зеркальное Я» состоит из трех элементов: 1) как воспринимают нас другие (каким я кажусь другому); 2) как реагируют другие на то, что видят во мне (как другой оценивает мой образ); 3) как мы отвечаем на реакции других (специфическое чувство «Я»). Чувство «Я» не существует без соответствующих чувств «мы», «они» и т. д. С одной стороны, признак истинно социального существа – это способность выделять себя из группы и осознавать свое «Я». С другой стороны, обязательным условием этого выделения является общение с другими людьми и усвоение их мнений о себе. Сознательные действия людей всегда социальны: другие люди – это те зеркала, с помощью которых и формируется образ «Я» у человека. Личность есть реакция на мнения окружающих, сумма тех впечатлений, которые, как кажется человеку, он производит на окружающих.
Достоинства и недостатки символического интеракционизма состоят в следующем:
1) дает возможность понять социальное взаимодействие глубже, чем другая теория (теория социального обмена): люди не просто реагируют, но и интерпретируют поведение друг друга;
2) однако излишне сосредоточен на субъективных аспектах взаимодействия, слишком большое значение уделяет роли символов, и, тем самым, принижает роль социальной структуры общества, оказывает преувеличенное внимание эпизодическому и преходящему; общество сводится к совокупности исполняемых ролей, однако нет анализа, откуда появляются сами социальные роли.
Феноменологическая социология. Наибольшую роль в становлении этого направления сыграл австрийский, а затем (после эмиграции) американский исследователь Альфред Шюц (1899-1959). Для феноменологической социологии характерно стремление осмыслить мир в его чисто человеческом бытии, с представлениями, мотивами, целями индивидов, которые действуют в этом мире.
Основные положения феноменологической социологии:
· социальная реальность – это существующий до нас интерсубъективный мир смыслов, порожденный духовным взаимодействием людей;
· люди могут попасть в него лишь путем собственного опыта взаимодействия с окружающими людьми. Основную роль в этом играет воспитание в семье и обучение в школе;
· такое приобщение к миру позволяет ставить перед собою реальные цели и достигать их, поэтому социальное действие – это продуманное, осмысленное и спланированное поведение людей в их духовном взаимодействии с другими людьми.
Теория социального обмена рассматривает обмен различными типами деятельности как основу общественных отношений, из которой вырастают различные социальные образования (власть, статус и т. п.). Своим возникновением обязана американскому исследователю Дж. Хомансу.
Джордж Хоманс (1910-). Основные работы – «Человеческая группа» (1950), «Социальное поведение: его элементарные формы» (1961), «Природа социальной науки» (1967) и др. Дж. Хоманс попытался применить методологию бихевиоризма в социологии. Центральной категорией его социологии является категория социального действия, трактуемая как непосредственные контакты индивидов. Социальное действие – это постоянный обмен ценностей (как в прямом смысле, так и в переносном). Этот обмен строится по принципу рациональности: люди действуют и взаимодействуют, только исходя из определенного интереса, они стремятся получить наибольшую выгоду и минимизировать свои затраты. Субъект поведения – это рациональный искатель выгоды. Предметом обмена становится все, что имеет какую-либо социальную ценность. Ценность каждого человека складывается из тех его качеств, которые подлежат обмену. Однако в реальности никогда не бывает равных обменов. Отсюда выводится социальное неравенство. Согласно теории обмена, поведение человека обусловливается тем, вознаграждались ли (как именно) его поступки в прошлом. Выделяются четыре принципа вознаграждения:
1) чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться;
2) если вознаграждение за определенные типы поведения зависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать эти условия;
3) чем выше вознаграждение тем больше усилий готов затратить человек ради его получения;
4) если потребности человека близки к насыщению, то он прилагает меньшие усилия по их удовлетворению.
С помощью этих правил Дж. Хоманс объясняет все социальные процессы: социальную стратификацию, социальную борьбу и т. д. Однако подобное объяснение оказывается недостаточным при рассмотрении социальных объектов макроуровня.
Питер Блау (1918-) – американский исследователь, который в работах «Динамика бюрократии» (1955), «Обмен и власть социальной жизни» (1964) и др. попытался соединить функционализм, интеракционизм и конфликтологию. П. Блау, в отличие от Дж. Хоманса, концентрирует внимание на социологических аспектах взаимодействия, а не на изучении психологических мотивов межличностного поведения.
Обмен – специфический тип ассоциации, включающий действия, которые зависят от получаемых вознаграждений.
Социальная жизнь трактуется исключительно в экономических терминах, которая представляется в виде своеобразного «базара», где различные акторы взаимодействуют между собой с целью получения наибольшей выгоды. П. Блау выделяет следующие «законы обмена»:
1) чем большую выгоду человек ожидает от другого, тем больше вероятность осуществления определенной деятельности;
2) чем большим количеством вознаграждений индивиды обменялись друг с другом, тем больше вероятность следующих актов обмена (появляются взаимные обязательства);
3) чем чаще при обмене нарушаются взаимные обязательства, тем меньше значат негативные санкции (наказания);
4) с приближением момента вознаграждения ценность деятельности падает и вероятность ее осуществления снижается;
5) чем больше осуществляется отношений обмена, тем больше вероятность, что обменом будут управлять нормы «справедливого обмена» и т. д.
Основные недостатки теории обмена: 1) редукционизм (сведение общественных отношений к межличностным); 2) в основе теории обмена лежит методология бихевиоризма (стимул-реакция), однако известно, что поведение людей намного сложнее (например, многие ученые после получения Нобелевской премии трудятся менее продуктивно, хотя, по теории обмена, должно быть наоборот); 3) априорный характер исходных допущений.
Социометрия (лат. societas – общество и греч. metreo – измеряю) – метод «измерения» социальной привлекательности внутри малых групп; отрасль социологии, изучающая межличностные отношения в малых социальных группах количественными методами с акцентом на исследовании симпатий и антипатий между членами группы.
Джекоб Леви Морено (1892-1974) – американский психиатр, социальный психолог, основоположник социометрии. Дж. Морено исходил из необходимости создания «сквозной» науки, которая смогла бы охватить все уровни социума и которая бы включила в себя не только исследования социальных проблем, но и помогала бы их разрешению. С точки зрения Дж. Морено, психическое здоровье человека зависит во многом от его положения в малой группе. Недостаток симпатий и неформальных связей порождает жизненные трудности. Дж. Морено разработал социометрию как эмпирический вариант микросоциологии. Социометрические процедуры позволяют определить положение человека в малой группе, понять его проблемы и получить психотерапевтическую процедуру.
Различаются следующие термины:
· «социономия» – наука об основных социальных законах,
· «социодинамика» – наука более низкого уровня о процессах, происходящих в малых группах,
· «социометрия» – система методов выявления и количественного измерения межличностных взаимоотношений в малых группах,
· «социатрия» – система методов излечения людей, проблемы и трудности которых связаны с недостаточностью навыков поведения в малых группах.
Обобщая рассмотрение вопроса о развитии современной западной социологии, отметим, что с 70-х годов ХХ века по настоящее время происходит дифференциация в области социологии, проявляющаяся в идейно-теоретическом плюрализме и усилении интегративных тенденций в поисках единой теоретической концепции.
Применительно к данному этапу можно говорить о трех основных содержательных направлениях:
а) позитивистско-натуралистическом – это концепции методологического позитивизма, структурализма, структурного функционализма, бихевиористской социологии, постпозитивизма;
б) различных версиях понимающей социологии – символический интеракционизм, феноменологическая социология, экзистенциальная социология;
в) концепции неомарксистской социологии – Франкфуртская школа, структурализм Гольдмана (Франция), социальный реализм (Англия), радикально-критическая социология США (Миллс, Бирнбаум, Гоуднер).
Заметим, что интеракционистская социология изучает преимущественно межличностные отношения, оставляя в стороне общие проблемы структуры общества.
Для социолога-позитивиста характерно сведение социальных ценностей и норм к фактам «открытого», наблюдаемого поведения (например, к статистике участия или неучастия в выборах). А социолог-феноменолог интересуется тем, какой внутренний смысл имеет то или иное социальное действие для его участников.
Предметом этнометодологии являются этнометоды, то есть свойственные той или иной культуре методы организации практической повседневной деятельности. Более основательно с позициями представителей других концепций можно при необходимости познакомиться с помощью дополнительной литературы.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Истоки и особенности становления Чикагской школы, ее основные поколения и вклад в развитие социологии как науки. Важнейшие представители данного направления и их концепции. Ключевые идеи Чикагской школы, их использование в современной социологии.
курсовая работа , добавлен 06.09.2012
Проблема взаимодействия в городской среде в работах Чикагской школы. Образы в социологии. Специфика рассмотрения городской среды Чикагской школой (на примере концепций Роберта Парка и Луиса Вирта). Особенности образа жизни и социального взаимодействия.
курсовая работа , добавлен 13.10.2013
Изучение эмпирической социологии как самостоятельного направления социологии и определение влияния Чикагской школы на ее развитие. Причины "американизации" академической и прикладной социологии. Разрыв между теоретическими и эмпирическими исследованиями.
контрольная работа , добавлен 24.10.2013
Роль деятельности Дюркгейма в развитии социологии. Понятие о позитивистском социологизме. Сущность термина "дуализм". Общество как особая реальность. Мышление первобытного человека, проявление трудовой деятельности. Положения социологической школы.
презентация , добавлен 14.11.2012
Термин "культурология", характеристика этой дисциплины, предмет, история развития. Основные направления и школы в культурологии XX в. Основоположники социологической школы: Томас Стернз Элиот, Макс и Альфред Вебер, Толкотт Парсонс, Питирим Сорокин.
контрольная работа , добавлен 16.03.2011
Характеристика Уральской социологической школы и ее характерные особенности. Биография основателя школы Когана. Становление социологии на Урале, творческие сообщества социологов и Уральские чтения. Основные направления исследований ученых Екатеринбурга.
реферат , добавлен 25.01.2010
Этапы развития социологической науки. Социально-политическая история английских поселенческих колоний в Северной Америке. Тип социологического мышления в США, окультуривание американской социологии. Европейские и российская социологические школы.
контрольная работа , добавлен 23.03.2011
Школа как воспитательная организация. Функции школы как социальной организации. Отношение современных исследователей к роли школы в социализации личности. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида. Социализация личности в процессе образования.
контрольная работа , добавлен 22.04.2016
В социологии XX века наиболее значительное место занимают две социологические школы: Чикагская и Франкфуртская.
Чикагская школа – одна из первых школ в социологической науке. Сформировавшись на базе первого в мире социологического факультета, возглавляемого Смоллом, Чикагская школа стремилась соединить эмпирические исследования с теоретическими обобщениями. В период 1915 – 1935 гг. Чикагская школа занимала доминирующее положение в американской социологии.
Немаловажную роль в возникновении «школы» именно в Чикаго сыграли особенности этого города. Представители школы видели в городе естественную социальную лабораторию, в которой посредством эмпирических методов можно изучать «человеческую природу» и содержание общественной жизни.
Предметом изучения стали миграционные процессы, межэтнические отношения и явления социальной дезорганизации общества. В рамках Чикагской школы были созданы предпосылки для урбанистской концепции Вирта. С уходом ее лидера Р. Парка в 1934 г. начинается упадок этого интересного творчества института и инициатива переходит к Гарвардскому и Колумбийскому университетам. Но значение Чикагской школы сохранилось и в наше время, в частности, для социологии города и особенно актуальны ее идеи для так называемой «инвайроментальной социологии».
Начало развития инвайроментализма связано с «классической социологией» - экологической концепцией чикагской школы: представление об обществе как организме, о «глубоко биологическом феномене», который обладает помимо социального, т.е. культурного, уровня и биотическим. Этот феномен лежит в основе всего социального развития и в конечном счете определяет тип общественной организации (Р.Парк).
К числу наиболее значительных и заметных школ в зарубежной социологии относится и так называемая Франкфуртская школа, которая сложилась в 30-е годы вокруг франкфуртского института социальных исследований, возглавляемого Хоркхаймером.
С 30-х годов институт начал заниматься комплексными исследованиями современного капиталистического общества. Но с приходом к власти нацистов в 1933 году институт перебирается в Женеву, а в 1938 г. с группой наиболее близких сотрудников Хоркхаймер перекочевывает в США и по существу возрождает свой институт в Нью – Йорке при Колумбийском университете. После второй мировой войны основная часть сотрудников возвращается на родину и в 1950 г. институт восстанавливается в своем первоначальном виде во Франкфурте – на – Майне.
Сквозные мотивы теорий Франкфуртской школы – проблематика отчуждения и проблематика рациональности («рационализации»), восходящая к Веберу, но получившая у сторонников этой школы иную оценку и сомкнувшуюся с отчуждением.
Основная социально-философская тема – тема позднего капитализма с характерной для него «фашизоидностью» (независимо от того, реализовывалась ли она в фашистских режимах или нет).
Основная социологическая и социально – психологическая тема – теоретическая концептуализация понятия «авторитарная личность » (Фромм, Хоркхаймер) и попытка с помощью конкретно – социологических исследований доказать, что ему действительно соответствует определенная человеческая реальность.
Основная методологическая тема – антипозитивизм , принявший самую крайнюю форму – отрицание самой «традиционной науки», как естественной, так и социальной.
Из недр Франкфуртской школы, а вернее из под пера Хоркхаймера и Адорно вышли работы «Диалектика просвещения» и «Помрачение разума». В первой работе веберовская идея рационального получает по сути ницшенскую интерпретацию. Уже сам первый факт рационального овладения природой, опирающийся на разум и волю, оказался изначальным грехопадением человека. Почему? По мнению теоретиков франкфуртской школы, чтобы у человека могло возникнуть побуждение к рациональному овладению природой, он должен был противопоставить себя ей в качестве Неприродного или Сверхприродного начала.
Ими вводится понятие «отчуждение», тождественное по содержанию «рационализации». Но если у Вебера рационализация – это «судьба» западной цивилизации, с которой необходимо смириться (тем более, что рационализация человеческой жизни, межличностных отношений, правовых норм и т. д. несет с собой не только отрицательные, но и положительные моменты), то для Хоркхаймера и Адорно рационализация выступает в качестве негативной, абсолютно отрицательной реакции, уродующей человека и человечество, вносящей раздор в отношения людей к природе и друг к другу.
Отсюда и диагноз современности: мир XX века, опосредованный Просвещением, возникший в результате многовекового процесса «рационализации» человеческого сознания, приобрел явственно выражение черты коллективного безумия, массовой паранои. Из этого параноидального «комплекса» они выводят все бедствия нашего века: фашизм, лагеря смерти, мировые войны и т.д. Во всех этих явлениях они видят симптомы душевного заболевания буржуазной «культуры», вступившего в свою заключительную стадию – опасного проявления «помрачения разума».
В свете «Диалектики просвещения» эволюция человечества предстает как история «неудавшейся цивилизации»: углубляющегося отчуждения, вызванного «буржуазным» разумом, противопоставившим себя природе. Сознательно пародируя Гегеля, рассматривавшего мировую историю под углом зрения развития разума и свободы, Адорно трактует историю Запада как патологический процесс углубляющегося безумия (разум, сошедший с ума в силу противопоставления природе) и утраты индивидуальной свободы («фашизоидный» капитализм и откровенно бесчеловечный фашизм).
Особой фигурой в истории российской и американской социологической мысли стоит П.А. Сорокин .(1898 – 1968). Выдающийся социолог, плодотворный публицист и редактор, наконец, влиятельный политик, П.Сорокин поражает своей энциклопедичностью, концептуальностью, всеохватностью социологического мышления, глубиной осмысления исторического процесса, участником которого довелось быть на самых острых изломах.
Взлет на вершины науки уроженца зырянской деревушки, не знавшей даже замков на дверях, был столь стремителен, что чем-то напоминал жизненный путь Ломоносова, а по человеческому, личностному темпераменту П.Сорокина можно сравнить с Д.Лондоном – столь захватывающей и полной драматических коллизий была его жизнь.
Известность пришла к нему еще на студенческой скамье, в годы революции – он секретарь Керенского, идеолог левых эсеров. Но вскоре его иллюзии рушатся. Шесть недель, проведенные в великоустюжской ЧК в ожидании расстрела, привели его к убеждению, что ненависть, жесткость и несправедливость никогда не смогут совершить ни умственного, ни нравственного, ни даже материального царствия на земле.
В мировой социологии наиболее ценится его теория социальной мобильности. В одноименной работе это понятие рассматривается как в горизонтальном (фактическое перемещение в физическом пространстве, эмиграция), так и в вертикальном (изменение социального статуса, движение «вверх» и «вниз» по социальной лестнице) планах. Подробнее об этом в теме «Социология социальной структуры общества».
Важным направлением социологических изысканий Сорокина явилось учение об «интегральной социологии», охватывающей все социологические аспекты широко понятой культуры. Он предложил своеобразную теорию социокультурной динамики, в основу которой было положено представление об историческом развитии как смене определенных типов культуры.
Найдя последнее пристанище далеко от русской земли после многих лет работы деканом Гарвардского университета, П.Сорокин, по словам его учеников Т.Парсонса, Р.Мертона и др., – одна из самых выдающихся фигур на социологическом небосклоне XX столетия.
На Западе, по-видимому, не случайно постклассический период в развитии мировой социологии называют парсоновским, ибо Т.Парсонс (1902 – 1979) даже среди ярких и своеобразных представителей социологической мысли выделялся масштабностью своего мышления.
В историю социологии Парсонс вошел как создатель теории действия и системно-функциональной школы. Вообще-то многие существенные черты функционалистского подхода в широком смысле слова можно найти еще в Древней Греции, у Монтескье, О.Конта и Г.Спенсера. Опираясь на свою количественно – механическую схему эволюции, Спенсер отчасти предвосхитил постановку проблем структурной сложности, соотношения процессов социальной дифференциации и интеграции в современном мире.
Парсонс же попытался построить общую аналитическую логика-дедуктивную теоретическую систему, охватывающую человеческую реальность во всем ее многообразии. Он приходит к пониманию человеческого действия как самоорганизующейся системы, специфику которой в отличие от системы физического и биологического действия он усматривает:
· во-первых, в символистичности, т.е. в наличие таких символистических механизмов регуляции, как язык, ценности и т.д.;
· во-вторых, в нормативности, т.е. в зависимости индивидуального действия от общепринятых ценностей и норм;
· в-третьих, в волюнтаристичности, т.е. в известной иррациональности и независимости от условий среды, но в то же время зависимости от субъективных «определений ситуации».
Р. Мертон (род. 1910г) внес значительный вклад в разработку и формирование ряда основных областей академической социологии: теории и методологии структурного функционализма, социологии науки, изучению социальной структуры, бюрократии, социальной дезорганизации и др.
Выступая продолжателем классической традиции в социологии (Вебер, Дюркгейм), Мертон независимо от своих учителей П.Сорокина и Т.Парсонса, много сделавших для популяризации в США европейской теоретической социологии, ищет самостоятельный путь ее соединения с установившимися в США стандартами эмпирического исследования.
Большую популярность получила его идея создания теорий среднего уровня, с которой он выступил в 1949 г. в полемике с Парсонсом. Если Парсонс основное внимание уделял анализу механизмов поддержания «социального порядка», то Мертон сосредоточил усилия на изучении дисфункциональных явлений, возникающих вследствие противоречий в социальной структуре. Если Парсонс, ведя свою «генеральную линию» на синтез, ратовал за создание в социологии «всеохватывающей» теории, опирающейся на концепцию социального действия и структурно-функциональный метод, то, по мнению Мертона, создание таких теорий преждевременно, ибо для них нет еще надежной эмпирической базы.
Поэтому он выступал за создание теорий среднего уровня, которые в данное время являются главным направлением развития социологии. Именно теории среднего уровня выполняют роль «посредников между малыми рабочими гипотезами … и широкими теоретическими спекуляциями», именно они обеспечивают гибкую связь между эмпирическим и теоретическим уровнем социологического исследования.
К числу теорий среднего уровня Мертон относил такие известные концепции, как теории «референтных групп», «социальных ролей», «социальных статусов» и др. Примером может служить и концепция аномии, объясняющая различные типы отклоняющегося поведения. Призыв Мертона был широко популярен в 50 – 60 годы. Он сыграл положительную роль в борьбе с «чистым эмпиризмом». Сейчас понятие «теории среднего уровня» употребляется по аналогии с термином «специальная или частная социологическая теория».
Серди основных направлений социологии ХХв. следует назвать также феноменологическую социологию, связанную с именами Э. Гуссерля (1858-1938) и А. Шюца (1899-1959). В центре внимания теоретиков феноменологической социологии не общество в целом, как у позитивистов, а человек в его специфическом измерении (анализ и описание «жизненного мира» личности, мира повседневного знания и деятельности).
Символический интеракционизм (от англ.interaction – взаимодействие) анализирует взаимодействия людей с помощью интерпретации символов, ибо только символы (язык, жесты и др.) дают необходимые средства общения. Представители этого направления Дж.Мид (1863-1931), Ч.Кули (1864-1929), Г.Блумер (1900-1987) полагают, что общественную жизнь можно понять только анализируя поведение индивидов.