Актуально


Информация для абитуриентов МГУ







Подготовка к сдаче вступительных испытаний на все факультеты МГУ им. М.В.Ломоносова, в другие вузы, к Единому государственному экзамену (ЕГЭ), Государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов (ГИА) и сочинению по литературе. Набор учащихся 11, 10 и 9 классов на 2016/17 учебный год. Занятия проводят преподаватели
МГУ им. М.В. Ломоносова. Высокий уровень подготовки абитуриентов.

Итоговое сочинение >>


ЧИТАЙТЕ НА ЭТОЙ СТРАНИЦЕ >>


1. Тематические направления 2016/17 учебного года.
2. Требования и критерии оценивания итогового сочинения.
3. Тематические направления 2015/2016 учебного года.
4. Тематические направления 2014/2015 учебного года.



Открытые тематические направления для итогового сочинения 2016/17 учебного года:

  • 1. «Разум и чувство»,
  • 2. «Честь и бесчестие»,
  • 3. «Победа и поражение»,
  • 4. «Опыт и ошибки»,
  • 5. «Дружба и вражда».

В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2016/17 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам.

Комментарий к тематическим направлениям:

1. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

3. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.



Критерии оценивания итогового сочинения

Требования и критерии оценивания школами:

Требования:

I. Рекомендуемое количество слов – от 350.
Если в сочинении менее 250 слов, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом.

II. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста.
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник.
Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом.

Критерии:

1. Соответствие теме;
2. Аргументация. Привлечение литературного материала;
3. Композиция и логика рассуждения;
4. Качество письменной речи;
5. Грамотность.

Критерии № 1 и № 2 являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2.

Критерии оценивания вузами:

(носят рекомендательный характер, вузы могут разрабатывать собственные критерии)

1) Соответствие теме
2) Аргументация. Привлечение литературного материала
3) Композиция
4) Качество речи
5) Оригинальность сочинения
6) Речевые нормы
7) Орфографические нормы
8) Пунктуационные нормы
9) Грамматические нормы
10) Фактическая точность в фоновом (не литературном) материале

МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ - 20

Читать подробно обо всех критериях документ Рособрнадзора…



Открытые тематические направления для итогового сочинения 2015/16 учебного года:

Темы сочинений стали известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена.

«Время» – направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.

«Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.

«Любовь» – направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.

«Путь» – направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

«Год литературы» – направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.



В новостном разделе сайта опубликована статья пресс-службы Минобрнауки России о результатах итогового сочинения в 2015 году.



Открытые тематические направления для итогового сочинения 2014/15 учебного года:

1. «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)

2. Вопросы, заданные человечеству войной

3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе

4. Спор поколений: вместе и врозь

5. Чем люди живы?


• Темы сочинений отличались по регионам и стали известны выпускникам всех субъектов Российской Федерации в 9 часов 45 минут утра – за 15 минут до начала экзамена.

• Экзамен длился 3 часа 55 минут.

• Необходимо было выбрать ОДНУ из предложенных пяти тем.

• В Москве были предложены следующие темы:

«Чем творчество М. Ю. Лермонтова может быть интересно современному читателю?» (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова),

«Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне»,

«Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс»,

«Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?»,

«Что важнее: любить или быть любимым?».


Эти темы разрабатывались Рособрнадзором в рамках пяти направлений, определенных еще летом 2014 года.

Предметы